Оружие ниндзя: история создания, виды и фото. Вот это оружие

Меч ниндзя (синоби-гатана, ниндзя-то) - один из самых любопытных предметов в арсенале японских «воинов ночи» (рис. 43). Дело не в особой хитроумности его устройства - с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее время сообщается о нем в многочисленных популярных изданиях.

Что же реально представлял собой этот «загадочный» меч ниндзя-то?

На основе дошедших до наших дней образцов этого оружия, Нава Юмио описывает синоби-гатану следующим образом (названия частей японского меча и ножа см. на рис. 44).

Рис. 43. Мечи ниндзя. Внизу показаны: меч в разобранном виде и

Ножны в разрезе

Рис. 44. Названия частей японского меча и ножен

Рукоять меча (цука) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синоби-гатаны не вплеталось украшение мэнуки. Гарда у ниндзя-то была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывали черным лаком, либо сначала обтягивали кожей и лишь затем крыли лаком. Никаких украшений на них обычно не было. На конец ножен надевали отточенную железную головку кодзири. Для прочности ножны охватывали одним металлическим кольцом. К специальному выступу с отверстием на ножнах куригата крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо - около 3,6 метров. Сам клинок обычно был относительно коротким.

И все. Ничего не заметили? Здесь нет ни слова о том, что «шпионский» меч был прямым! Действительно, ни в музее нин-дзюцу в Ига Уэно, ни в ниндзя-ясики в г. Конан я таких мечей не видел. Кроме того, прямые мечи ниндзя-то не описаны ни в работах японских историков нин-дзюцу, ни в японских энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Иными словами, прямые мечи ниндзя-то - выдумка режиссеров боевиков. Так что если кто-то попытается демонстрировать вам «технику фехтования ниндзя» с прямым мечом в руках, можете быть уверены - перед вами жулик. Никакие утверждения вроде: «у нас в школе было именно так...», - здесь не проходят. Как не проходят и объяснения, что ниндзя не имели возможности изготовить или купить качественный меч, а потому делали свои мечи прямыми и довольно грубыми. Ниндзя ценили качественное оружие не меньше самураев, да и средств у них на его приобретение вполне хватало. Кроме того, у прямого меча по сравнению с обычной катаной очень много недостатков в бою.

Главной особенностью шпионского меча являлась его функциональность. Для того чтобы ножны ниндзя-то (сая)

Не привлекали к себе глазы любопытных, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости, но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или как подвесной насест при длительном наблюдении за врагом. Нередко ножны были сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны, секретные документы, ослепляющий порошок и т. д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему появлалась возможность использовать ножны как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками, или как трубку для дыхания под водой.

Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т. д. Синоби даже кодифицировали пресловутые «семь способов использования сагэо» - сагэо сити-дзюцу, о которых подробнее будет говориться далее.

Гарда (цуба) синоби-гатаны, как уже говорилось, была квадратной, со стороной около 8-10 см и толщиной около 5 мм. Такая простая форма лучше соответствовала специфике работы ниндзя, использовавших гарду как ступеньку при влезании. Кроме того, большой квадратной гардой с заточенными краями и углами можно располосовать лицо противника в ближнем бою, а стальным набалдашником ножен кодзири пробить ему грудную клетку или выбить глаз.

Нава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывали рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобно. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (такие образцы мечей действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.

Мечи ниндзя, как правило, были относительно короткими, так как длинный меч - обуза во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синоби-гатаны, судя по сохранившимся образцам, колебалась в пределах от 42,5 см до 54,5 см. При этом клинок был относительно толстым и широким, но обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.

В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синоби-гатаны, как правило, не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (ниндзя, как известно, то и дело приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.

Хочется отметить один любопытный факт. В западной и отечественной литературе почему-то принято описывать мечи ниндзя-то не по сохранившимся подлинникам, а по испанским подделкам-имитациям. Вот как описывает синоби-гата-ну уже упоминавшийся в этой главе В. Момот: «Кроме того, синоби-сайа (правильнее сая - прим. автора) часто оканчивается дополнительной заглушкой-пеналом с конусообразным кончиком, в котором имеется прорезь для универсального метательного ножа (хранящегося в нем же), который можно не только метать, но и, вставляя в прорезь и фиксируя его там, превратить ножны в короткое копье...

В современных модификациях ниндзя-то под гардой очень часто имеется фиксатор для закрепления двух тонких сякэнов (метательных звезд)... За гасира (правильнее касира - прим. автора) в рукояти меча ниндзя чаще всего скрывался еще один тайник, в котором воин-тень мог носить ослепляющую смесь или порох, яды, лекарства и т. п. Гасира в ниндзя-то не служит для укрепления шнура, а является

Крышкой для полости в цука, удерживающейся в рукояти за счет двух распирающих изнутри упругих пластинок».

Выглядит это описание, конечно, колоритно, но отражает оно не реальную историческую традицию японских средневековых лазутчиков-диверсантов (по крайней мере, ничего подобного не описывает ни один из японских специалистов), а технические находки испанских дизайнеров, воплощенные в тех фантастических «ниндзя-то», которыми сейчас завалены магазины Москвы и других крупных городов Европы.

Ниндзя. Многие про них знают, и многим они нравятся. Воспитанные и с самого детства обученные сложному искусству ниндзюцу, они боролись со своими главными соперниками - самураями. Передвигавшиеся словно тень в ночи, эти отважные воины нанимались за самую высокую цену, чтобы совершать своё чёрное дело, на которое самураи не способны.

Но что, если всё это - абсолютная неправда? Что, если современный образ древних ниндзя был полностью основан на комиксах и литературе в стиле фэнтези XX века?

Сегодня мы откроем вам 25 захватывающих фактов про настоящих ниндзя, существовавших в прошлом, и вы узнаете о них всю правду. Читайте и наслаждайтесь более точным и привлекательным образом этих японских воинов.

25. Ниндзя не назывались "ниндзя"

Согласно документам, идеограммы для этого слова в средневековый период правильно читались как "синоби-но моно". Само же слово "ниндзя", которое означает те же самые идеограммы, произнесённые в китайском чтении, стало популярным уже в XX веке.

24. Первое упоминание о ниндзя


Первая историческая запись о ниндзя появилась в военной хронике Тайхэйки, написанной приблизительно в 1375 году. В ней говорится, что однажды ночью ниндзя были отправлены в тыл врага, чтобы поджечь вражеские сооружения.

23. Золотой век ниндзя


Расцвет ниндзя пришёлся на XV-XVI века, когда Япония была охвачена междоусобными войнами. После 1600 года, когда в страну пришёл мир, начался упадок ниндзя.

22. Исторические записи


Существует ничтожное количество записей о ниндзя, сделанных в период войн, и только после прихода мира в 1600-ых годах некоторые ниндзя стали писать руководства о своих навыках и умениях.

Самым знаменитым из них является руководство по боевому искусству ниндзюцу, которое являлось своеобразной библией ниндзя и называлось "Бансэнсюкай". Оно было написано в 1676 году.

По всей Японии насчитывается порядка 400-500 руководств для ниндзя, многие из которых до сих пор хранятся в секрете.

21. Врагами самураев были не ниндзя


В популярных средствах массовой информации ниндзя и самураи часто изображаются врагами. На самом же деле, термин "ниндзя" часто соотносится к воинам любого класса в самурайской армии, а сами ниндзя были чем-то вроде спецназа, если сравнивать с современной армией. Многие самураи обучались ниндзюцу, сложному искусству, которым владели ниндзя, и хозяева держали их ближе к себе.

20. Ниндзя не были крестьянами


В популярных средствах массовой информации ниндзя также изображаются, как представители крестьянского сословия. На самом деле, ниндзя могли стать представители любого класса - как низшего, так и высшего сословия.

Только после 1600 года, когда в Японии воцарился мир, официальное положение ниндзя внутри клана было понижено с самурая до нового социального сословия под названием "дошин" (doshin) - самурая низкого ранга, "полусамурая". С течением времени ниндзя становились всё ниже в статусе, однако они всё ещё занимали более высокое социальное положение по сравнению с большинством крестьян.

19. Ниндзюцу - это не вид рукопашного боя


Распространено мнение о том, что ниндзюцу - это вид рукопашного боя, совокупность боевых искусств, которой обучают до сих пор по всему миру.

Однако идея специализированной формы рукопашного боя, практикуемого ниндзя, была придумана одним японцем в период 1950-60 годов. Эта новая боевая система стала популярной в Америке в 1980-ых годах во время бума ниндзя, превратившись в одно из самых популярных заблуждений про ниндзя.

На сегодняшний день в древних рукописях не найдено ни единого упоминания о подобной форме боевого искусства.

18. "Звёздочки ниндзя"


Метательные "звёздочки ниндзя" не имеют практически никакой исторической связи с ниндзя. Сюрикэны (именно так называется это метательное оружие скрытого ношения, изготовляемого в форме различных предметов: звёздочек, монет и др.) были секретным оружием во многих самурайских школах, и только в XX веке их стали ассоциировать с ниндзя благодаря комиксам, фильмам и анимэ.

17. Маска ниндзя


"Ниндзя никогда не увидишь без маски". На самом деле, нет ни единого упоминания о ниндзя, которые носили маски. Неожиданно, но, согласно древним руководствам для ниндзя, они не носили маски. Когда противник был близко, они должны были закрывать лицо своими длинными рукавами, а когда ниндзя работали группами, то надевали на голову белые повязки, чтобы видеть друг друга при лунном свете.

16. Костюм ниндзя

Популярный образ ниндзя невозможно представить без культового костюма. Это ошибочное наименование, так как "костюм" ниндзя кажется форменной одеждой только жителям западных стран. На самом деле это просто традиционная японская одежда вместе с маской.

Чёрные японские одежды можно сравнить с чёрным костюмом в современном Лондоне. Жители средневековой Японии могли носить маски на улице, чтобы остаться неузнанными. Так что неуместным и выделяющимся такой образ выглядит только в современном мире.

15. Чёрное или синее?


Сегодня популярен аргумент, что ниндзя не носили чёрное, потому что тогда в темноте они бы вообще друг друга не увидели, поэтому на самом деле они носили синюю одежду. Это неправильное представление, появившееся из руководства для ниндзя под названием "Шонинки" (Shoninki) ("Настоящий путь ниндзя" (True Path of the Ninja), написанного в 1861 году.

В нём говорится, что ниндзя могут носить синее, чтобы смешаться с толпой, так как этот цвет был популярным, подразумевая, что ниндзя не выделялись бы в городе среди людей. Им также предписывалось носить одежду чёрного цвета в безлунную ночь и белого - в полнолуние.

14. Ниндзя-то, или меч ниндзя


Знаменитый "ниндзя-то" или традиционный меч ниндзя - это меч с прямым лезвием с квадратной цубой (гардой). Современные ниндзя-то чаще всего имеют прямое лезвие, однако оригинальные мечи были слегка изогнутыми.

Мечи, которые были почти прямыми (они были изогнуты всего на несколько миллиметров) существовали в средневековой Японии и имели квадратную цубу, однако ассоциировать их с ниндзя стали лишь в XX веке. Руководства для ниндзя предписывали использовать обычные мечи.

13. Тайные жесты ниндзя

Ниндзя известны своими тайными жестами рук. Эта особая техника положения рук под названием "кудзи-кири" не имеет реальной связи с ниндзя.

Техника кудзи-кири, как её назвали в Японии, своими корнями уходит в даосизм и индуизм. Из Индии она была привезена в Японию буддийскими монахами, поэтому многие ошибочно воспринимают её как метод наведения порчи.

На самом же деле, это серия жестов, которую использовали при медитации, во время ритуалов и в японских боевых искусствах. Связывать кудзи-кири с ниндзя, опять же, стали только в XX веке.

12. Ниндзя не пользовались дымовыми бомбами


Образ ниндзя, использующего дымовую бомбу, очень распространён. Однако, будучи полностью ошибочным, он вводит в заблуждение.

Руководства для ниндзя на самом деле не содержат упоминаний о дымовых бомбах, однако в них есть сотни инструкций для создания "огненного" оружия: фугасов, ручных гранат, водостойких факелов, греческого огня, огненных стрел, взрывных снарядов и отравленного газа.

11. Никто не знал, кем на самом деле были ниндзя


Это полуправда. Ниндзя делились на ян-ниндзя, которых можно было увидеть, и инь-ниндзя, невидимых ниндзя, личность которых всегда оставалась в тайне.

Поскольку никто никогда не видел инь-ниндзя, они могли принимать участие в миссиях, не боясь быть кем-либо узнанными. С другой стороны, группу ниндзя можно было нанять в открытую: они перемещались вместе с армией, у них были собственные бараки, они были освобождены от несения обязанностей во время привала и были хорошо известны среди равных себе.

10. Ниндзя - это чёрные колдуны

До образа ниндзя-убийцы был популярен образ ниндзя-колдуна, воина-заклинателя. В старых японских фильмах ниндзя используют магию, чтобы обмануть своих врагов.

Занимательно, но среди умений и навыков ниндзя действительно существовало определённое количество ритуальной магии: от волшебных шпилек, делающих их невидимыми, до принесения собаки в жертву, чтобы получить божью помощь. Впрочем, обычные самурайские навыки также содержали элементы магии. В то время это было обычным делом.

9. Ниндзя не были убийцами


Это больше семантический аргумент. Проще говоря, ниндзя с самого раннего возраста не обучали искусству убивать, чтобы их могли нанять другие кланы.

Большинство ниндзя обучались тайным операциям, шпионскому мастерству, умению добывать информацию, проникать в тыл противника, обращаться со взрывчатыми веществами и многое другое. Ниндзя нанимали в качестве убийц лишь в последнюю очередь. В руководствах для ниндзя крайне редко говорится на эту тему. Убийства не были их основным профилем.

8. Хаттори Хандзо (Hattori Hanzo) - реальный человек

Хаттори Хандзо стал известным благодаря фильмам "Убить Билла" (мастер-оружейник, создававший лучшие японские мечи в мире), но в реальности он был самураем и главой рода ниндзя. Он стал знаменитым полководцем, получив за свою свирепость в бою прозвище "дьявол Хандзо".

Считается, что он написал или унаследовал один из древнейших существующих манускриптов ниндзя.

7. Большинство ошибочных утверждений о ниндзя появилось в XX веке


Эпоха ниндзя завершилась в конце XIX века, когда Япония встала на путь модернизации. Хотя домыслы и фантазии о ниндзя существовали даже во времена ниндзя, первый большой бум популярности ниндзя в Японии начался в самом начале 1900-х г.г., когда об исторических шпионах и разведчиках было известно не очень много.

Книги о ниндзя были популярными и между 1910 и 1970 годами, а поскольку многие из них были написаны любителями и энтузиастами, то они были полны ошибочных утверждений и фальсификаций, которые позже, в 1980-ых годах, во время бума популярности ниндзя, были переведены на английский язык.

6. Научное изучение ниндзя

Тема ниндзя была поводом для смеха в японских академических кругах, и на протяжении десятилетий изучение их техник и учений осуждалось и ставилось в один ряд с причудливыми фантазиями.

Доктор Стивен Тернбулл (Stephen Turnbull) из Лидского университета (Англия) в 1990-ых годах издал несколько книг о ниндзя, однако в своей недавней статье он признался, что исследования были ошибочными, и теперь он изучает эту тему досконально с единственной целью - опубликовать правду про ниндзя.

Только в течение последних 2-3 лет в Японии начали проводить серьёзные исследования. Адъюнкт-профессор Юдзи Ямада (Yuji Yamada) возглавляет команду учёных из Университета Миэ (Mie Universit), ведущих исследования, посвящённые теме ниндзя.

5. Манускрипты ниндзя закодированы


Как было сказано, манускрипты ниндзя были закодированы, чтобы оставаться в секрете. На самом деле, это неправильное представление о японском способе составления списка навыков. Многие свитки в Японии, по разным темам - это просто перечни навыков.

Например, "мастерство Лиса" или "навык невидимого плаща" без соответствующего обучения передавались из поколения в поколение, поэтому со временем их истинные значения были утеряны, однако их никогда не зашифровывали.

4. Если ниндзя провалит миссию, он покончит жизнь самоубийством


На самом деле, это всего лишь голливудский миф. Не существует никаких доказательств того, что ошибка в миссии ведёт к самоубийству.

На самом деле, некоторые руководства учат, что лучше провалить миссию, чем выполнять её в спешке, создавая проблемы. Лучше подождать другой, более подходящей возможности.

Существуют исторические доказательства того, что ниндзя могли убивать себя и сжигать себя заживо, если попадали в плен к врагу - чтобы скрыть свою личность.

3. Сверхчеловеческая сила


Считается, что ниндзя обладают гораздо большей физической силой, чем обычные воины, однако на самом деле было лишь определённое количество ниндзя, которые обучались и тренировались в войсках специального назначения.
Многие ниндзя вели двойную жизнь, притворяясь обычными жителями в провинциях противника: они занимались ежедневными обычными делами, торговали или путешествовали, что способствовало распространению о них "нужных" слухов.

Ниндзя должны были быть устойчивыми к болезням, обладать высоким интеллектом, уметь быстро разговаривать и иметь глупый вид (потому что люди игнорируют тех, кто выглядит глупым).

Забавный факт: один ниндзя ушёл в отставку из-за болей в спине.

2. Ниндзя больше не существует


В Японии есть люди, называющие себя мастерами школ , происхождение которых восходит к временам самураев. Этот вопрос очень спорный и деликатный. На сегодняшний день все те, кто называет себя настоящими ниндзя, не предоставили никаких доказательств, чтобы убедить в своей правоте.

Это значит, что не осталось ни одного настоящего ниндзя. Хотя мир всё ещё ждёт доказательств…

1. Реальные ниндзя гораздо круче, чем вымышленные


В то время как вымышленные ниндзя будоражили сердца людей на протяжении почти 100 лет, всплывающая историческая правда оказывается гораздо более впечатляющей и интересной.

С появлением исторических руководств для ниндзя, которые сейчас публикуются на английском языке, всплывает их более реалистичный и неожиданный образ. Теперь ниндзя можно рассматривать как часть самурайской военной машины, каждый с определённым набором навыков и умений, имеющий подготовку в таких областях, как шпионаж, проведение секретных операций, одиночная деятельность в тылу врага, слежка, специалисты по взрывчатым веществам и подрывники, специалисты-психологи.

Этот новый и улучшенный образ японского ниндзя вызывает больше уважения за глубину и сложность приёмов ведения войны самураев.



Жестокие убийцы, скользящие в ночи бесшумными тенями и сжимающие в руке свое смертоносное оружие – . Примерно так выглядит собирательный портрет средневековых японских профессиональных шпионов.

Окутанная завесой таинственности их разветвленная сеть выступает на историческую арену в IX-X веке. Именно в это время специфические особенности ниндзя оказались востребованными феодальными правителями в их бесконечных войнах друг с другом.

Предлагая свои услуги в качестве наемников и шпионов, эти воины ночи не гнушались любыми средствами для достижения своих целей. Нападение из засады, внезапное появление и стремительный удар, бесшумный бросок на удушение, и столь же внезапное и стремительное исчезновение – все это ниндзя. Для «демонов ночи», так порой называли этих бойцов, требовалось особое оружие.

Меч ниндзя

Таким оружием в их арсенале стал необычный меч. Ниндзя-то (другое название –синобигатана) - это , используемый в короткой, ближней схватке. Из-за того, что условия боя тайной операции подчас не позволяли сделать широкий размах, то ниндзя без особого стеснения укоротили стандартный . Длина клинка мечей ниндзя варьировалась от 50 до 60 см. Это дало бойцам «невидимого фронта» неоспоримые преимущества. Короткий меч было проще молниеносно вынуть из ножен и нанести смертельный удар.

Другой отличительной особенностью меча ниндзя стало отсутствие каких-либо украшений на рукоятке. Никаких каменьев или чего-то другого, способного выдать своим блеском крадущегося в ночи воина.

Чтобы рука не скользила, рукоять обматывали по одним сведениям кожей, по другим- черным шнуром. Ширина рукояти была достаточной для обхвата обеими руками. Для защиты держащей меч руки гарда была массивной, квадратной или в виде четырех лепестковой формы. Возможно, она использовалась также как ступенька для преодоления разного рода препятствий.

В маскировочных целях ниндзя приходилось выдавать себя за представителей разных сословий. Так, рядясь в одежды странствующего монаха, ниндзя использовали модифицированную версию своего меча – сикомидзуэ, в ней гарда отсутствовала.

Ножны меча ниндзя

Отдельного внимания заслуживают ножны, в которых находился . Большая часть легенд, связанных с мечом относится именно к этому предмету. Чтобы не выдать себя в толпе и максимально слиться с ней, ниндзя использовали внешне ничем не отличающиеся от самурайского меча ножны. Но поскольку лезвие ниндзя-то было короче, то в ножнах оставалась свободная полость, в которой можно было хранить разные вспомогательные приспособления.

И вот здесь фантазия поклонников этой культуры боя не знает границ. По их утверждениям, что только сюда не помещалось. Это и отравленные стрелы для духового оружия, и метательный нож, и сякэны (металлические звезды с острыми, смазанными ядом, шипами), и моток веревки, порошок для ослепления противника и даже пищаль (стрелковое оружие тех времен). Все это вполне могло использоваться для ведения боя, только не весь перечисленный арсенал мог одновременно уместиться в этом своеобразном пенале. Скорее всего, для каждой конкретной операции подбирался свой «инвентарь». Иногда такой пенал-наконечник делали съемным, и тогда ножны превращались в трубку для дыхания под водой.

Клинок меча ниндзя

Немало споров историков вызывает сам клинок синобигатана. В первую очередь его форма. У современных клинков лезвие чаще прямое. Тогда как у дошедших до нас оригинальных экземпляров мечей оно было слегка изогнутое. Для нанесения режущего удара именно такая форма более эффективна.

Вообще, при изготовлении клинка основной упор делался на функциональность и надежность. Поэтому сомнительно утверждение, что уступал по качеству самурайскому. При необходимости нанести порой один единственный, но верный удар, он должен был быть, как минимум, таким же острым. К тому же часто именно трофейный меч самурая переделывался под задачи ниндзя.

Характерно, что на новом лезвии никогда не сохраняли никаких гравировок, и отсутствовал желоб для стока крови. Объяснение этому простое. Металл под гравировкой тоньше и при преодолении водных препятствий подвергается большей коррозии, а лезвие со стоком при взмахе издает характерный свист, излишний для воина-тени.

Для всех поклонников японской культуры ниндзя с их ореолом таинственности и сегодня продолжают вызывать огромный интерес. Похождения этих представителей одной из древнейших профессий давно перекочевали на экраны, а любой фанат древних видов японской борьбы мечтает о своем собственном настоящем мече ниндзя.

В конце 80-х годов 20 века вместе с первыми видеомагнитофонами в СССР были привезены видеокассеты с голливудскими фильмами про ниндзя. Именно тогда жители СССР узнали, что странный меч ниндзя, которым они рубили целые полчища врагов, называется ниндзя-то. Многие дети, да и взрослые тоже, после просмотра этих фильмов, были уверены, что легендарный меч ниндзя был сделан в древние времена из какой-то супер стали и передавался на протяжении десятков поколений от мастера к ученику. Как оказалось, истина была очень далека от этой теории.

Истинное качество традиционных японских мечей

Бытует мнение, что настоящий японский меч (будь то ниндзя-то либо катана самурая) сделан из стали высшего качества, а процесс его изготовления может быть растянут на несколько лет. Действительно, изготовление японского меча — достаточно длительная процедура, а его ковка состоит из многочисленных проковок и складываний полосы металла.

Проблема в том, что в Японии нет качественной руды для производства стали. Для получения более или менее приемлемого качества стали заготовки приходилось годами хранить в болотной воде. Даже после этого, европейская сталь была лучшего качества, чем японская. Именно по этой причине большинство старинных японских мечей были сделаны из заготовок, которые привезли в Японию европейские торговцы. Данные заготовки проковывались по традиционной японской технологии, в результате чего и получались высококачественные мечи.

Какой формы было лезвие настоящего меча ниндзя

В настоящее время в интернете имеется практически единственное мнение, кочующее от сайта к сайту, касающееся формы лезвия меча ниндзя. Там утверждается, что ни в одном музее, посвящённом истории ниндзя, нет древнего образца прямого меча ниндзя. Непонятно, в каких музеях были эти «эксперты», но в том же музее Ига-рю можно увидеть прямые мечи ниндзя.

Если углубиться в изучение техники боя ниндзя, можно увидеть, что вся техника боя мечом ниндзя основана на технике нанесения колющих ударов. Это не значит, что ниндзя не рубили своими мечами, просто убить профессионального самурая было проще, используя технику колющих ударов мечом, которая была им незнакома. Кроме того, чаще всего ниндзя выполняли свои задания, переодеваясь и маскируясь в солдат, крестьян, монахов или горожан. В этом случае их оружие ни чем не отличалось внешне от оружия того сословия, которое они в данный момент представляли.

Несмотря на то, что в фильмах ниндзя представляются могущественными и богатыми кланами, меч ниндзя не нёс никакого сакрального смысла. Это был обычный инструмент, который подходил для решения множества задач, которые приходилось решать японским ниндзя.

Составные части меча ниндзя

Как и все японские мечи, ниндзя-то состоит из 4-х основных элементов:

  1. Непосредственно самого клинка;
  2. Гарды;
  3. Рукояти, которая чаще всего была цельнометаллическая;
  4. Ножен.

Хотя рукоять меча ниндзя была внешне похожа на рукоять катаны, она выполняла такие функции, которые были недоступны для традиционных самурайских мечей. Рукоять меча ниндзя оплеталась длинным шнуром чёрного цвета. В отличие от катаны, в оплётку меча ниндзя не вплеталась мэнуки.

На конце металлической рукояти меча ниндзя часто имелась шляпка, которая закрывала тайник, устроенный в рукояти. В этом тайнике переносили не только различные секретные документы, но и использовали его для ношения пороха или различных ослепляющих смесей на основе перца и песка. На шляпке, которая закрывала тайник, иногда был закреплён метательный нож.

Что касается ножен, то в отличие от ножен самурайского меча, ножны ниндзя-то представляли собой универсальное приспособление, которое могло использоваться для множества целей:

  • Они были длиннее клинка меча, поэтому часто в них устраивались тайники для документов или дополнительного оружия;
  • Наконечник ножен часто был съёмным, а на нём крепился ещё один дополнительный нож;
  • Существовали такие мечи, которые могли составляться вместе с мечом, после чего получалось короткое копьё;
  • Ножны были достаточно простыми, но очень крепкими. Они могли использоваться в качестве люльки-«насеста», которая подвешивалась под мостом или под потолком, и могла выдержать вес хозяина, которому долго приходилось караулить своего врага;
  • Ножны меча ниндзя, как и ножны самурайского меча, обматывались шнуром сарео, который у ниндзя был значительно длиннее. Его можно было использовать для множества операций, таких как связывание врага, устройство ловушек, простой верёвки и множества других операций.

Гарда меча ниндзя, в отличие от этого элемента на самурайском мече, была более массивной и крепкоq, при этом её форма была квадратной. Она могла использоваться в качестве ступеньки или оружия, так как изготавливалась из металла.

Как сделать меч ниндзя своими руками

Для того, чтобы сделать меч ниндзя своими руками, нужно знать хотя бы азы кузнечной ковки. Длинный клинок можно сковать только в том случае, если предварительно потренироваться на более коротких, например, при изготовлении ножей. Гораздо легче найти или купить полосу стали 65Г и с помощью болгарки и напильников придать ей нужную форму. Изготавливая меч, не стоит его затачивать, иначе это будет изготовление холодного оружия, которое запрещено на законодательном уровне.

Процедура изготовления меча из готовой полосы металла выглядит следующим образом:

  • Сначала на полосе рисуется контур будущего меча;
  • Потом, с помощью болгарки, данный контур вырезается из заготовки;
  • Следующая процедура представляет собой выведение спусков на клинке меча. Для этого понадобится гриндер. В крайнем случаи, можно воспользоваться электрическим точилом. Постепенно снимая металл то с одной то с другой стороны, нужно вывести форму клинка;
  • Далее заготовка закаливается, затачивается и шлифуется. Если лезвию нужно придать блеск, его тщательно полируют;
  • Далее нужно вырезать из металла квадратную цубу и сделать рукоять из металла. Именно с рукоятью придётся повозиться, поэтому лучше сделать её из дерева. Крепление клинка в рукояти производится за счёт деревянных колышков;
  • Следующим сложным этапом будет изготовление ножен. Как и в случае с рукояткой, их проще изготовить из дерева, хотя по правилам они должны изготавливаться из металла. Если делать ножны идентичными, то на их изготовление может уйти в 2 раза больше времени, чем на изготовление ножен.

Техника работы мечом ниндзя

Техника боя мечом ниндзя очень сильно отличается от техники работы катаной. Несмотря на то, что ниндзя считаются мастерами боя на мечах, на самом деле в открытом бою против самурая у ниндзя не было никаких шансов. В письменных источниках, которые описывали подобные сражения, победы ниндзя в подобных боях достигали только из-за применения различных хитростей. Например, плевки, удары в пах, бросание различных смесей в лицо и так далее. Один ниндзя смог победить самурая после своей смерти. Для этого он использовал в бою меч, в рукоять которого был вмонтирован драгоценный камень и ядовитая игла. Победившему его самураю достался данный меч, взяв в руки который, он получил укол ядовитой иглой.

В основном, техника боя синоби-гатаной строилась на одном смертельном ударе. В самом деле, ниндзя старались избегать не только боя, но даже обнаружения. Если шпиона обнаруживали, он старался быстро убить противника и исчезнуть.

Как носили меч средневековые ниндзя

В современных фильмах о ниндзя мечи носятся за спиной, рукоятью вверх, при этом она торчит над правым плечом, а наконечник ножен торчит у левого бока. Все уже настолько привыкли к такому положению меча, что не подвергают сомнению такой способ ношения. Японский специалист в области японского оружия Нава Юмио провёл несколько экспериментов, в результате чего пришёл к выводу, что ниндзя никогда не носили меч так, как это показано в кино.

Вот аргументы, которые привёл Нава Юмио:

  • Торчащие с одной стороны рукоять и с другой стороны наконечник ножен будут цепляться за ветки, деревья и прочие препятствия, создавая ненужный шум и привлекая внимание к воину-ниндзя;
  • Если меч будет торчать за спиной, это не позволит делать кувырки и перекаты, которые постоянно использовались ниндзя в бою. Если попытаться сделать перекат с мечом за спиной, квадратная гарда с большой долей вероятности может нанести травму лица;
  • Меч, расположенный таким образом, практически невозможно вложить обратно в ножны;
  • Длинный меч из такого положения выхватить практически невозможно, особенно учитывая строение тела японцев, а особенно ниндзя, которые даже среди японцев выделялись своей субтильностью.

Учитывая всё вышесказанное, японский специалист сделал вывод, что ниндзя носили свои мечи на левом боку. Именно из этого положения можно быстро и эффективно извлечь меч, вместе с извлечением нанося удар.

Что касается ношения меча за спиной, данный способ на самом деле имел место среди японских самураев, но только рукоять в этом случае торчала над левым плечом. Возможно, что и ниндзя, которые переодевались в самураев, тоже использовали данный способ ношения меча.

Самое удобное место для ношения меча ниндзя

Ношение меча на левом боку имеет массу преимуществ, поэтому ниндзя носили его именно так. Меч в таком положении легко извлекался, часто вместе с ножнами, если это было необходимо. Иногда, если ниндзя должен был захватить живого заложника или «языка», ниндзя мог ударить его по голове мечом в ножнах.

Именно ношение меча на поясе помогало ниндзя во время операции по проникновению в дом жертвы. Двигаясь в темноте, ниндзя мог ощупывать пространство перед собой двумя способами (хотя второй способ вызывает большие сомнения):

  1. Ниндзя вытягивал меч в ножнах перед собой, и так ощупывал пространство. Если ножны натыкались на противника, ниндзя мгновенно делал прыжок назад, одновременно извлекая меч из ножен. Сразу же после этого наносился смертельный удар;
  2. Второй способ похожий, только ниндзя ощупывал путь перед собой рукояткой меча. Данный способ, скорее всего вымысел, так как враг мог схватиться за рукоятку меча и завладеть оружием.

Окраска лезвия меча ниндзя

Клинки своих мечей ниндзя обычно не полировали. Это связано не столько с тем, что полированное лезвие может выдать передвижение лазутчика, но и с большими трудозатратами на полировку оружия. Для операций в темное время суток ниндзя матировали лезвия своих мечей либо чернили с помощью щёлка. В последнем случае лезвие меча заворачивалось в шёлк, который потом поджигался. После данной процедуры лезвие становилось тёмного цвета, и было практически незаметно в темноте.

Один из японских специалистов в области холодного оружия выдвинул теорию, что во времена ниндзя существовали мечи, клинки которых были покрыты чёрным лаком. Причём эти мечи были одними из лучших. Подобная теория очень занимательна, но лишена здравого смысла, так как никто не станет покрывать меч, на полировку которого были затрачены недели труда, лаком. К тому же слой лака на клинке сделает меч не таким острым, то есть резать он уже не сможет. Кроме того, не существует ни одного древнего меча, клинок которого был бы покрыт лаком полностью.

Данная теория возникла после прочтения некоторых средневековых документов, в которых действительно упоминались мечи о-каси-гатана, клинки которых были полностью покрыты лаком. На самом деле эти мечи были очень низкого качества, и изготавливались по заказу японских дайме сотнями. Эти мечи долгое время хранились на складах. Покрытие лаком было нужно для того, чтобы они не заржавели. При этом качественные мечи хранили в больших бочках с маслом. Все подобные мечи были типичными катанами и редко использовались ниндзя.

Меч ниндзя – это настоящее оружие-монстр, который вместе с ножнами мог исполнять множество различных функций. Так как ниндзя, отправляясь в дальний поход, просто физически не мог утащить на себе целый арсенал, ему был необходим именно такой многофункциональный меч.

Каким был меч ниндзя?

(полная версия главы из книги В.В. Момота

«Традиционное оружие ниндзя», 2-е издание, 2005 год).

В последнее время, в вышедших на русском языке книгах, посвященных японскому оружию вообще и мечу в частности, неискушенный читатель может натолкнуться на ставший уже расхожим «штамп» относительно меча ниндзя - дескать, «не было в нем ничего причудливого», «был он не прямой, а изогнутый, только немного короче обычного катана » и т.д. и т.п.

Например, возьмем, в общем-то очень неплохую книгу К.С. Носова «Вооружение самураев », на первых же страницах (!) которой автор пишет о мече ниндзя следующее: «…Т ак называемый меч ниндзя (ниндзя-то), этакий уникальный прямой меч с огромным количеством дополнительных приспособлений, на самом деле не существовал в средневековой Японии. Это всего лишь голливудская выдумка! Ажиотаж вокруг меча подогревается испанскими фирмами, завалившими все сувенирные магазины Москвы и других крупных городов России различными вариантами ниндзя-то ». То, что автор вынес этот пассаж в предисловие, говорит о том, что этому своему «открытию» он придает довольно большое значение, хотя не совсем ясно, почему - ведь книга посвящена совсем другому - и о других видах оружия и снаряжения ниндзя в книге вы не встретите не слова… Примерно то же самое мы можем прочитать сейчас практически в любой книге или статье, посвященной ниндзя и ниндзюцу.

Но так ли это? Давайте разберемся, откуда, как говорится, «растут ноги» у этого безаппеляционного утверждения, повторяющегося слово в слово не только в книгах, но и на многочисленных русскоязычных сайтах и форумах, посвященных японским боевым искусствам в Интернете? (Наберите в поисковике «синоби-кэн » или «синобигатана » и убедитесь в этом сами).

Без особого труда человек, который интересовался ниндзя и ниндзюцу в нашей стране, распознают в этой цитате прямое копирование из работы известного у нас в стране «специалиста по вопросам ниндзя» А. Горбылева. Он однажды написал: «Не было такого меча!» - остальные тут же подхватили: «Точно, конечно, не было!»… Хочется спросить у них по этому поводу: «А вы-то откуда знаете? Вы хоть одну из перечисляемых в библиографии А. Горбылева книгу, не то, что читали - в глаза-то хоть видели?»…

А в музеях, в которых он, как говорит, побывал и где «и в помине нет прямых мечей», сами были? На самом деле - конечно, нет, а это и смешно, и грустно одновременно.

Господина Горбылева может и можно уважать за то, что он выражает свое мнение, основанное на его «исследованиях исторической литературы», но он - отнюдь не «истина в последней инстанции» по этому, да и многим другим вопросам, касающимся ниндзя и ниндзюцу. Но разве у нас это кого-то волнует? Чего проще, процитировал, «присоединился», так сказать, к «мнению специалиста», глядишь, уже и сам «специалистом» стал…

Почему такое происходит, спросите вы? Всё очень просто. Ведь из аннотации к книге А. Горбылёва, написанной небезызвестным у нас А. Е. Тарасом мы узнаём, что «…эта книга не оставляет камня на камне от претензий многочисленных самозванцев, причисляющих себя к истинной традиции ниндзюцу…». Другими словами, кто не цитирует Горбылёва - тот жулик и самозванец. А кто ж захочет, чтобы его так называли? Вот и причина…

Итак, об аргументах моих уважаемых оппонентов.

Самым смешным из всех является тот «убойный» аргумент, что «прямой меч ниндзя - это выдумка испанских или тайваньских оружейников, выпускающих его сувенирные аналоги ». Но подумайте сами, уважаемые, чем это вдруг обусловлено подобное производство? Упрощением последнего? Отнюдь. Эти же самые испанцы или китайцы выпускают и обычные (имеется в виду форма клинка - прим. авт.) тати , катана , вакидзаси и танто методом штамповки сотнями тысяч экземпляров. Что стоило бы им вставить клинок короткого меча в длинные черные ножны, насадить утяжеленную квадратную гарду и намотать побольше сагэо , назвав все это изделие «меч ниндзя» - ведь именно таким, и только таким , по вашему утверждению, было оружие «ночных демонов», и не выглядеть при этом болванами перед всеми поклонниками боевых искусств? Незнанием вопроса - дескать, «там такие лопухи сидят, что откуда они вообще могут что-то знать о ниндзя»? Полная ерунда. Где-где, а уж на Тайване точно информации побольше, чем у нас - и по вопросам восточного оружия вообще, и оружия ниндзя в частности, да и Япония, собственно, недалече… Больной фантазией ? Ну, это как раз, скорее по части господина Попенко, с его «голубыми клинками Тогакурэрю », а не изготовителей экзотических сувениров…

Объясните, пожалуйста, мне и другим, зачем испанцам или китайцам вообще что-то придумывать , когда у них наверняка есть с чего копировать , а? Когда найдете объяснение, обязательно напишите, уж очень хотелось бы знать, с чего вдруг фантазия может подобное порождать…

Но нет! Наши «японознавцы», которые мнят, что они японцы больше, чем сами японцы, конечно, лучше всех разбираются в вопросах оружия средневековых лазутчиков Японии. Куда там каким-то испанцам или китайцам, а тем более, отечественным поклонникам ниндзюцу! У нас достаточно человеку съездить в Японию на недельку-две и все: его авторитет непререкаем. Если, к тому же, он еще и японский язык знает, засыпая всех сотнями никому ничего не говорящими именами, названиями и терминами, то тогда вообще не смейте даже слова поперек шепнуть… Одно слово - С П Е Ц И А Л И С Т!

А людей, живущих в Японии постоянно или обучающихся там не один год можно сразу сбросить со счета - действительно, кто они такие, чтобы разбираться в оружии ниндзя? Не знают, конечно, не знают, о чем пишут, дилетанты несчастные! Лишь наша земля способна время от времени порождать «специалистов по восточному оружию экстра-класса». Они безудержно «сдирают» информацию из переводов книг (и хорошо, если с японских, но чаще всего, из альбомов для коллекционеров японских мечей и описаний музейных экспозиций) и интернет-ресурсов, при этом живьем, в лучшем случае, подержав в руках офицерский «гунто » (軍刀) времен Второй Мировой, но, важно раздуваясь и чуть не лопаясь от чувства собственного превосходства над «серостью» читателей, с упоением перечисляют десятки видов изгибов лезвия, узоров хамон и других деталей клинка, почти ни о чем не говорящих читателю, который испанскую «поделку», и то не всегда видел…. Но это, к собственно нашему вопросу не относится, так что давайте вернемся к фактам.

Вот, например, такой «малозначительный» факт. В своей статье (а также главе книги «Когти Невидимок », посвященной мечу ниндзя) А. Горбылёв писал примерно следующее: «Когда я был в Японии, ни в одном музее ниндзя я не видел прямых мечей »…

Заявление очень интересное, особенно с учётом того, как дружно его подхватили наши «знатоки».

Не знаю, что, где и как рассматривал в музеях Ига и Кога вышеозначенный историк, но я ничего писать по этому поводу не стану, а просто приведу две фотографии - одну из музея Ига ниндзя, а другую - из музея Кога. Как говорится, смотрите сами, если раньше не видели…


Думается, А. Горбылев по этому поводу напишет что-то вроде: «В экспозициях музеев Ига и Кога, в угоду западным туристам, воспитанным на фильмах «Американский ниндзя» или «Месть ниндзя», выставили современные реплики «прямых мечей ниндзя», но на самом деле их не было и быть не могло, и поэтому я их и не увидел». По принципу «Этого нет, потому что не может быть никогда»…

Или еще. На одном форуме я встретил вообще «сногсшибательное» замечание о том, что «надо не путать синобигатана и ниндзя-то», хотя это - одно и то же слово, только прочитанное по-разному -忍び . Как известно, существует кунное и онное прочтение иероглифов, но зачем это надо знать некоему «мастеру ниндзя» с ником «Асато»?

Ведь наши горе-знатоки пошли еще дальше - есть и такие, которые утверждают, что в Японии вообще не было прямых мечей! Большей глупости снова придумать невозможно, так как на протяжении всей истории Японии там были прямые мечи. Начиная с пресловутого кэн (剣) - древнего обоюдоострого меча японцев и кончая ритуальными мечами попеременно то ругаемых, то восхваляемых ямабуси .

Этих мечей в Японии множество и, кстати, их «реплик» также… Можно было бы разместить здесь огромное количество фотографий мечей, чьи клинки абсолютно прямые, причем, как сравнительно новых (XIX века), так и весьма старых (XVI века), но я не стану этого делать по одной простой причине - кто захочет, и сам сможет их без труда найти в Интернете. Кому интересно, ссылки на подобные клинки где-то уже выложены у нас на форуме. Так что стиль «тёкуто » (直 刀), то есть «прямой меч», как с обоюдоострой, так и с односторонней заточкой как был, так и имеет место быть - и это еще один неопровержимый факт. Особенно хорошо это видно при ближайшем рассмотрении скрытого в палках разной длины оружия - так называемого «синоби-дзуэ » («посоха шпиона»)… То, что ниндзя часто маскировались под ямабуси или буддистского священника (суккё ) с посохом (что как раз и предполагает использование скрытых прямых клинков с присущей для них техникой) - наших «исследователей» мало волнует. Главное - развенчать и опровергнуть!

Однако, даже без этого факта, в коллекциях европейцев (!) можно встретить типичные синоби-кэн (меч ниндзя - ) или ниндзя-то (синоби-гатана) (忍び ) с присущими именно для этого вида оружия атрибутами - короткий (по сравнению с обычным катана ) прямой клинок, удлиненные ножны, заостренные с конца, квадратная гарда…

Вот, к примеру, фотография меча ниндзя, которому около 310 лет… (Фото из одной немецкой коллекции, опубликованное в журнале «Budo International » в статье, посвященной мечу ниндзя - прим. авт.). Ничего это вам не напоминает, уважаемые знатоки, безапелляционно утверждающие, что у ниндзя не было и быть не могло прямых мечей?

А чтобы вы сказали, увидев клинок сикоро-гатана , представляющий ни много, ни мало… пилу, вставленную в оправу меча? Бред? Отнюдь! В коллекции М. Хацуми имеется и подобный экземпляр, которому также немало лет (см. фото ниже - кадры из фильма «»):

Представить себе, что мастер Хацуми сам сидел и портил напильником обычный меч, изготавливая «новодел», например у меня не хватит фантазии… А у вас?

Я привел здесь этот пример только для того, чтобы показать не в меру разошедшимся «знатокам», что при желании очень легко можно найти и фотографии, и описания именно такой формы меча ниндзя, естественно, не исключая при этом и другой его формы (возможно, и более распространенной, - к сожалению, статистических данных о том, какую форму меча предпочитал тот или иной ниндзя, у нас нет - прим. Авт.) - такой, какой в частности является форма ниндзя-то (), приведенного в книге М. Хацуми «Ниндзюцу - история и традиции »:

Слева: фото ниндзя-то из книги Масааки Хацуми «Ниндзюцу - история и традиции», справа - рисунки из книги А. Горбылёва «Когти невидимок», о которых он сам пишет так: «иллюстрации для книги подбирались из надежных источников, причем предпочтение отдавалось рисункам из старинных наставлений по ниндзюцу и другим будзюцу. Многие рисунки были заимствованы из авторитетной работы Сасамы Ёсихисы «Нихон будо дзитэн»… Нужно также подчеркнуть специфическую квалификацию художников, знакомых с военной историей Японии и боевыми искусствами отнюдь не понаслышке и для того, чтобы сделать иллюстрации максимально точными». Думается, подчеркивать квалификацию художников не следовало - так нарисовать мог бы и десятилетний парнишка при помощи карандаша и копирки, не говоря уже о том, что стоило бы написать о том, откуда в действительности взяты почти все рисунки за подписью А. Астафьев… Но ведь Хацуми, по мнению А. Горбылева, не ниндзя , так о чем речь!...

Но вместо того, чтобы написать, например, так: «мне не встречались мечи такой формы, я не видел их, не встречал их описания, и поэтому, как мне кажется, таких мечей могло и не быть », эти специалисты тут же бросаются кого-то критиковать, развенчивать и делать это все с эдакой иронической издевкой типа «о чем вы, дурачки, пишете, ведь Я написал, что этого нет, значит - нет! »…

Еще «аргумент», приводимый против существования какого-то специфического синоби-кэн … неудобство ношения и использования подобного меча! Или того, что такой меч «легко распознает контрразведчик» (Такая «гениальная» мысль высказана в книге «Японский меч. Десять веков совершенства»), буде ниндзя начнет прогуливаться с прямым мечом за поясом (или за спиной) у него перед носом…

А как насчет вот такой формы меча, который также выставлен в экспозиции музей Кога-ниндзя, что, по вашему мнению, о нем сказал бы пресловутый «контрразведчик»:

На самом деле ношение и, уж, тем более, применение прямого меча ничуть не менее удобно или неудобно, чем изогнутого - все зависит от привычки и личных приоритетов его хозяина. Более того, прямых мечей, которыми пользовались самураи, было полным полно, что можно увидеть на многочисленных гравюрах, посвященных самураям того периода - и совершенно неясно, какое «подозрение» может вызвать та или иная форма меча, заткнутого за пояс… А использовать прямой меч в семи техниках сагэо (шнура, намотанного на ножны), описанных в «Бансэнсукай », вообще намного удобнее: к примеру приставлять меч к стене как ступеньку или выставлять ножны вперед для «прощупывания» пространства…

Так что насчет контрразведчиков - это вообще-то чушь полная.

Ведь речь не идет о «личинах» сити хо дэ : когда ниндзя изображал из себя самурая, монаха или торговца, он в обязательном порядке был обязан копировать образ в мельчайших подробностях, включая и одежду, и оружие. И здесь, конечно же, ни о каких специфических инструментах, бросающихся в глаза, речь не могла вестись в принципе - если самурай, то с дайсё , если торговец - то с танто или айгути… Другой вопрос, что могло скрываться под обычным с виду мечом или ножом. Но ведь речь об этом сейчас не идет. Так не думают ли уважаемые авторы «исследований» истории японского оружия, что ниндзя разгуливал в толпе среди бела дня в черном балахоне и маске с прямым мечом за спиной? Кто же тогда фильмов из Гонконга и Голливуда пересмотрел, если подобные идеи в голову лезут?

Больше всего разговоров почему-то ведется о ношении меча за спиной.… Каждый «специалист» обязательно напишет о том, что «ниндзя меча за спиной не носили» - это, де и «неудобно», и «кувыркаться так нельзя» (такой пассаж я встретил у Гвоздева) и т.п. Все правильно. Для чего писать и так всем (или не всем?) понятные вещи? Тем более, что носить и использовать меч - вещи, согласитесь, разные .

Попробуйте повиснуть на стене, тесно прижавшись,

перед этим засунув меч за пояс…

Все японские воины носили мечи. Носили такие мечи, которые им наиболее подходили или больше нравились: длинные, очень длинные, короткие, изогнутые, прямые или почти прямые… Эти мечи доставались им в наследство, ковались на заказ или были куплены готовыми, получены как трофей, вручены в подарок или как награда…

Носили меч так, как хотели - в руке, за поясом, за спиной, на плече (естественно, когда положение мечей не регламентировалось определенной ситуацией, например, в гостях, на приеме у господина и т.п.).

НИКАКИХ СТАНДАРТОВ В ФОРМЕ, ТИПЕ, ДЛИНЕ ИЛИ ТОЛЩИНЕ МЕЧА НЕТ И НИКОГДА НЕ БЫЛО. БЕССПОРНО, ЕСТЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ТИП ЯПОНСКОГО МЕЧА - НО НЕ БОЛЕЕ ТОГО!

ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВИЛА НОШЕНИЯ МЕЧА - НО ЕСЛИ МЕЧ ВОИН НЕС В РУКЕ, НА СПИНЕ ИЛИ НА ПЛЕЧЕ - ЭТО НЕ ВЫЗОВАЛО НИКАКИХ ВОЗРАЖЕНИЙ ИЛИ ПОДОЗРЕНИЙ НИ У КОГО!

Тем более, мечи, которые использовали ниндзя. Конечно, можно допустить , что в основной массе они пользовались укороченной версией обычного катана , но их страсть к усовершенствованию, универсализации и насыщению своих инструментов дополнительными свойствами вполне (и даже наверняка) могла породить такой многофункциональный инструмент, как ниндзя-то . Длина, изгиб, толщина и ширина клинка, также как длина ножен и шнура, размер гарды и др. - сугубо личное дело самого ниндзя, использовавшего меч. Ниндзя ломал любые «стандарты» и, наоборот, стремился «удивить» сюрпризностью применения своих врагов. И это - факт.

Обо всем этом и о многом другом, что касается различных типов мечей и их использования, как самураями, так и ниндзя, читатель сможет узнать из книги, которая, выйдет в свет в самом ближайшем будущем и будет целиком посвящена теории, технике и методике использования мечей, изучаемых в Будзинкан будо нинпо. Кроме того, вскоре мы планируем разместить на сайте «виртуальные» экскурсии по музеям ниндзя Ига, Кога и Тогакурэ, а также фото некоторых других интересных мест, напрямую связанных с историей ниндзя. Думаю, это будет интересно всем, кто действительно интересуется изучением ниндзюцу в нашей стране. Успехов и удачи всем вам!