Ракеты х 35 уран. Отечественное оружие и военная техника. Возможно вам будет интересно

СССР пытался найти действенное «противоядие» против американских ударных авианосных групп. Уже в начале 50-х годов стало понятно, что сравниться с вероятным противником в области военно-морского флота СССР не в состоянии: слишком уж дорогой «игрушкой» является ВМФ. Поэтому на протяжении всей послевоенной истории советские оружейные конструкторы искали рецепт «несимметричного» ответа на американскую военно-морскую мощь.

Вариантов было предложено множество: и подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами, и ракетные крейсера с гиперзвуковыми противокорабельными ракетами, и реактивные авиационные комплексы. Следует отметить, что эффективное средство борьбы с авианосцами США в СССР так и не нашли, несмотря на огромные средства, затраченные на различные проекты. Теперь над аналогичным вопросом ломают голову китайские стратеги.

Одним из самых интересных советских проектов в этом направлении был ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец Т-4 «сотка», разработанный в ОКБ Сухого в начале 70-х годов.

«Сотку» без всякого преувеличения можно назвать уникальной машиной: в период работы над этим проектом были зарегистрированы около 600 изобретений. То есть, большая часть узлов и элементов конструкции самолета были придуманы ее создателями. Ни до, ни после в СССР не было самолета, в котором было воплощено такое количество новаторских идей. Этот самолет сразу же получил неофициальное прозвище «убийца авианосцев».

Несмотря на это, Т-4 так и не пошел в серию, хотя на этот проект были потрачены гигантские средства. Причиной этому стали не технические недоработки ее создателей, а подковёрные игры в верхушке советского ВПК.

Сегодня единственный экземпляр этой уникальной боевой машины находится в авиационном музее в Монино.

История создания самолета Т-4 «сотка»

Морские сражения Второй мировой войны четко показали высочайшую эффективность авианесущих кораблей. Они отодвинули на второй план линкоры и стали настоящими «хозяевами океанов». Авианосные ударные группы (АУГ) позволяют в кратчайший срок концентрировать значительные силы в любой точке Мирового океана. На долгие годы АУГ стали основной силой ударной американского военного флота.

Советский Союз не мог адекватно противостоять этой американской военно-морской мощи, экономика СССР была просто не в состоянии позволить себе такие траты. Поэтому Советскому Союзу было жизненно важно найти эффективное и сравнительно недорогое средство борьбы с авианосцами США.

В конце 50-х годов советские стратеги пришли к выводу, что оптимальным средством борьбы с АУГ будет сверхзвуковой авиационный комплекс, состоящий из высокоскоростного самолета и ракеты, способной развивать скорость в 4-5 Махов. В то время ничего похожего не было ни среди существующих самолетов, ни даже среди перспективных моделей. Был объявлен конкурс, участие в котором приняли ОКБ Туполева, Яковлева и Сухого.

Перед конструкторами была поставлена задача создать самолет со взлетной массой около 100 тонн, крейсерской скорость 3 тыс. км/ч и потолком в 24 км. Дальность полета новой машины должна была составлять не менее 6 тыс. км. Эта машина предназначалась не только для уничтожения целей типа авианосец, морской транспорт или ракетоносец, но и для поражения наземных стратегических целей, а также для ведения разведки.

Летательный аппарат с такими характеристиками был практически неуязвим для средств ПВО того времени: зенитные комплексы авиагруппы просто не успели бы навестись на самолет, не могли его догнать и истребители-перехватчики.

Перед началом конкурса его организаторы подразумевали, что победителем будет ОКБ Туполева, которое специализировалось на «бомбардировочной» тематике, «истребительные» КБ Сухого и Яковлева позвали больше для «массовки». Однако сами конструкторы были несколько иного мнения.

Подведение результатов конкурса состоялось в июле 1963 года. Научно-технический совет, на котором заслушивались руководители КБ, стал настоящим провалом для академика Туполева. Неизвестно, почему туполевцы настолько халатно подошли к выполнению проекта, но их проект полностью не соответствовал заданию. КБ Туполева предлагало значительно более тяжелый самолет (190 тонн), а его скорость была на 500 км/ч ниже требуемой.

Проект Яковлева соответствовал техническому заданию, но лучшим был признан самолет Т-4 Сухого. Через некоторое время с Сухим встречался начальник государственной комиссии по авиатехнике Дементьев, который уговаривал отдать проект и наработанные материалы Туполеву, так как именно его КБ имеет больший опыт в постройке тяжелых бомбардировщиков. Позже Сухому звонил лично Туполев, просив отказаться от проекта в его пользу. Конструктор остался непреклонен, что добавило ему недоброжелателей и сыграло решающую роль в печальной судьбе этого необычного самолета.

В конце 1963 года проект нового ударного авиационного комплекса Т-4 был принят к дальнейшей разработке. Первоначальная масса перспективной машины равнялась 102 тоннам, поэтому самолет получил неофициальное прозвище «изделие сто» или просто «сотка».

В ходе работ по созданию новой машины конструкторам пришлось решать огромное количество новых, ранее не виданных проблем. Значительная скорость самолета требовала широкого использования в его конструкции жаропрочных материалов: титана и специальных сталей. Нужен был мощный реактивный двигатель, способный работать в разных режимах, в условиях высоких температур и разреженного воздуха.

Не меньше вопросов было связано с главным вооружением Т-4 – противокорабельной гиперзвуковой ракетой Х-45 «Молния». Ее разработка началась в КБ Сухого, затем работы продолжились в ОКБ-155.

Х-45 должна была лететь по аэробаллистической траектории, самостоятельно засекать авианосную группу, определять в ней авианосец и поражать его. Все это нужно было делать на скорости в 6-7 раз превышающую скорость звука и на высоте более 30 км.

Подобная задача кажется сложной и в наше время, а для того периода она казалась просто фантастикой. Тем не менее она была решена. Х-45 была оснащена собственной РЛС, инерциальной навигационной системой и цифровым вычислительным комплексом. По своей сложности электроника ракеты не уступала самолетной.

Конструкторам «сотки» пришлось немало поэкспериментировать с компоновкой самолета (было изучено 50 альтернативных вариантов), с разными схемами размещения двигателей, формой и типом воздухозаборников.

Еще одной проблемой, которая вызывала серьезные трудности, был выступающий фонарь кабины пилотов. На скорости в 3 тыс. км/ч он создавал большое аэродинамическое сопротивление, что ухудшало характеристики машины. Инженеры предложили оригинальное решение вопроса, которое, правда, поначалу повергло военных в ступор.

Носовая часть Т-4 была сделано отклоняющейся. При полете на высоте более 20 км и сверхзвуковой скорости носовая часть полностью закрывала фонарь, до минимума уменьшая сопротивление. Пилоты, естественно, при этом ничего не видели и летели исключительно по показаниям приборов. При полете на низких высотах или заходе на посадку носовая часть опять отклонялась вниз, и летчики получали отличный обзор. Следует отметить, что на таких высотах и скоростях летчики и так ничего не видят, кроме черного неба, но психологически принять то, что машину придется вести вслепую, военным было сложно. Только авторитет генерального конструктора позволил «протянуть» эту идею. В кабине на случай поломки механизма отклонения носовой части был установлен перископ.

Не меньше проблем возникло и с конструкцией самой носовой части. Дело в том, что в ней должна была располагаться антенны бортовой РЛС, поэтому его нельзя было делать из металла. С другой стороны, носовая часть должна была выдерживать огромный нагрев и серьезные прочностные нагрузки. В итоге обтекатель был изготовлен из специальных органических материалов.

В 1971 году была завершена постройка первого опытного самолета, и он был перевезен на испытательную базу. Первый полет машины состоялся только в августе 1972 года и прошел вполне удовлетворительно. Летные испытания продолжались до середины следующего года и также закончились нормально. Ведущий летчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин написал в отчете, что самолет прост и хорошо управляем, не требует при пилотировании повышенного внимания от летчика, кабина с опущенной носовой частью обеспечивает отличный обзор. Военные были в восторге от новой машины и планировали сделать первый заказ в 250 (!!!) самолетов. Однако этому не суждено было сбыться.

Печальный конец Т-4 «сотка»

Опытную партию самолетов Т-4 собирали на Тушинском машиностроительном заводе, но потянуть серийное производство такой необычной и сложной машины это предприятие не могло. Поэтому было принято решение запустить машину в серию на Казанском авиазаводе. Однако это был завод Туполева, его основная производственная база, и позволить потерять ее он не мог.

Туполев пользовался поддержкой министра авиационной промышленности Петра Дементьева. Вот тут-то Сухому и припомнили его несговорчивость во время конкурса. Казанский авиазавод был быстро перепрофилирован под выпуск Ту-22М, и производство Т-4 на нем так и не было начато. Сухому обещали переоборудовать Тушинский машиностроительный завод под выпуск его машины, но позже (с подачи Дементьева) на нем стали выпускать крылья для истребителя МиГ-23. «Сотка» так и осталась без завода.

А в 1975 году Павел Сухой ушел из жизни. Он так и не смог получить ответа, почему его отличный самолет был «зарублен». В 1976 году вышло официальное постановление Министерства авиационной промышленности о закрытии проекта. Первый опытный самолет Т-4 был отправлен в авиамузей Монино. В том же году ОКБ Сухого предоставило общую смету по проекту «сотки», она составила фантастические для того времени 1,3 млрд рублей.

Позже были разработан проекты двух модификаций самолета: Т-4М (с изменяемой стреловидностью крыла) и Т-4МС (практически новая машина), но дальше чертежей дело не пошло.

Описание конструкции Т-4 «сотка»

Т-4 выполнен по схеме «бесхвостка» с треугольным крылом с тонкой передней кромкой и передним горизонтальным оперением. Самолет имеет трехопорное шасси с передним колесом. Экипаж машин состоит из двух человек.

В конструкции «сотки» активно использованы титановые сплавы, нержавеющая и конструкционная сталь.

Самолет оснащен четырьмя турбореактивными двигателями Р-36-41, которые размещены в единой гондоле. На каждую пару двигателей приходится один воздухозаборник.

Фюзеляж самолета состоит из нескольких отсеков: носового, кабинного, приборного, отсека топливного бака, хвостового и отсека тормозного парашюта.

В отклоняемом носовом отсеке расположена антенна бортовой РЛС и радиоэлектронное оборудование.

Кабинный отсек состоит из двух кабин, расположенных тандемом: пилота и штурмана. Под ними расположены системы жизнеобеспечения экипажа.

В приборном отсеке находится основная часть радиоэлектронного оборудования самолета.

Гондола с двигателями расположена под центропланом машины.

Т-4 оснащен электрогидравлической дистанционной системой (СДУ).

Вооружение самолета состояло из двух противокорабельных гиперзвуковых ракет Х-45, которые подвешивались под крыльями машины. Также предусматривалось размещение свободнопадающих бомб или дополнительных топливных баков в специальном подфюзеляжном контейнере.

Оценка проекта самолета Т-4 «сотка»

Самолет Т-4 стал важной вехой в истории советского авиастроения. Ни до, ни после этого проекта конструкторам не приходилось решать такого количества новых технических задач и выполнять настолько сложные пожелания заказчика. Благодаря этому были отработаны новые технологии и освоены ранее неиспользуемые материалы.

Однако на момент закрытия проекта Т-4 уже не мог решать основную задачу, для которой он создавался – прорыв эшелонированной ПВО АУГ. При этом на реализацию этого проекта были потрачены огромные средства, которые могли быть направлены на другие нужды.

Характеристики Т-4 «сотка»

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Перспективный авиакомплекс фронтовой авиации («Сухой» Т-50 ПАК ФА) - многоцелевой отечественный истребитель пятого поколения, созданный подразделением ОКБ Сухого, где его обозначили Т-50.

Совершил первый полет 29.12.2010 г. Планируется серийное производство на КнААЗе, где в данный момент ведется сборка тестовых образцов. Полномасштабное серийное изготовление будет запущено в 2015 году, а с 2013 ведется лишь мелкосерийная сборка самолетов для проверки вооружения.

Этим современным истребителем военное руководство страны хочет в будущем вытеснить Су-27 из внутренних войск России. Также разрабатывается экспортная модификация самолета совместно с индийскими инженерами-конструкторами, названа FGFA.

История создания

Требование разработать высокоманевренный и незаметный истребитель впервые поступило в конструкторские бюро в конце 80-х годов. Как планировалось, он должен был заменить во фронтовой авиации Су-27 и МиГ-29. Поэтому во время разработки было создано 2 проекта. Один из них получил название 1.44, и разрабатывали его в РСК «МиГ», а второй – Су-47, разработкой которого занимались в ОКБ Сухого. Однако распад СССР и, как следствие, погружение страны в тяжелый экономический кризис привели к недостатку финансирования, и оба проекта пришлось сворачивать. Правда, Су-47 успели выпустить и использовали его как летающую лабораторию. Возможно, по этой причине возобновление разработок истребителя пятого поколения было поручено специалистам из КБ Сухого.

Ход работ над созданием ПАК ФА (Т-50)

Проектирование истребителя 5-го поколения началось в 2002 г. Макет нового самолета в 2004 г. продемонстрировали перед президентом РФ В.В. Путиным, а в 2005 г. уже было выделено финансирование разработки.

Декабрь 2007 г. На своей пресс-конференции гендиректор ОКБ «Сухой» М. Погосян обнародовал перспективы, согласно которым летные и наземные испытания ПАК ФА (Т-50) должны были начаться в 2009 г., а серийный выпуск – в 2015.

26.12.2008 г. А. Зелин, главнокомандующий ВВС России, заявил, что первый готовый образец данного истребителя наша страна получит 12.08.2009 г., и в этом же году он впервые поднимется в воздух. Также, с его слов, в 2010 будет произведено еще 3 проверочных летательных аппарата.

11.08.2009 г. Собрано 3 самолета. Первый полет рассчитан на ноябрь, а второй – на декабрь 2009 г. (слова руководства ВВС России).

Тяжелые метеоусловия не позволили поднять в воздух «Сухой» Т-50 ПАК ФА в оговоренные сроки. В конце 2009 самолет только смог совершить пробежки по взлетной полосе аэродрома, первый полет перенесли на январь 2010. В секрете старались сохранить внешний вид самолета до официального пресс-релиза первого полета истребителя 5-го поколения КБ Сухого. Страницы прессы и интернета были переполнены недостоверными данными о новинке отечественного самолетостроения.

23.12.2009 г. Были выполнены первые пробежки ПАК ФА Т-50 на базе аэродрома «Дземги» (Комсомольск-на-Амуре).

25.05.2010 г. После визита делегации Общественной палаты РФ в Бразилию и Аргентину один из ее членов Иосиф Дискин заявил, что Бразилия очень заинтересована в совместном проектировании истребителя пятого поколения.

Летные испытания

Первым поднять в воздух «Сухой» Т-50 ПАК ФА поручили заслуженному летчику-испытателю, Герою России Сергею Богдану. И случилось это 29.01.2010. Второй полет был датирован 12.02.2010 г., как и впервые, выполнен на аэродроме «Дземги». Спустя 3 дня, 15.02.2010, на том же аэродроме успешно удалось совершить третий проверочный полет ПАК ФА Т-50.

Для доработок авионики полеты решили прекратить и возобновили в середине марта. Как заявил глава КБ «Сухой» М. Погосян, уже за первые 3 полета на новом боевом самолете удалось достичь угла атаки в 27° − потрясающий результат, которого на Су-27 удавалось достичь лишь спустя полгода летных испытаний.

По состоянию на 6.04.2010 г. Т-50 ПАК ФА завершил 6 испытательных полетов, все – успешно. Как заявили специалисты оборонно-промышленного комплекса, существенных доработок самолету не понадобится.

8.04.2010 г. Самолетом Ан-124 «Руслан» перевезли первый образец ПАК ФА в Жуковский, где планировалось продолжить основной этап испытаний военного самолета 5-го поколения. Старт летных испытаний в Жуковском начался уже 29 апреля, и управлял машиной тот же Сергей Богдан. Первый этап летных и наземных испытаний «Сухого» Т-50 ПАК ФА завершился в середине июня 2010 г. Обошлось без происшествий.

Начиная с конца ноября 2010 г., к летным испытаниям подключают вторую машину ПАК ФА.

14 марта 2011 г. впервые удалось военным самолетом пятого поколения преодолеть сверхзвуковой барьер, после чего началась полноценная проверка возможностей Т-50 на сверхзвуковых скоростях.

На средину августа 2011 г. обоими экземплярами было совершено 84 полета. Для широкой публики первый полет продемонстрировали 17 августа 2011 г. на авиавыставке МАКС-2011.

Спустя 2 года в общей сложности было совершено более 450 вылетов, а на МАКС-2013 представили полет одновременно трех ПАК ФА с выполнением ряда трюков.

Стоимость

На своей пресс-конференции президент Владимир Путин заявил, что на первый этап создания военного самолета 5-го поколения ушло 30 млрд. руб. и еще столько же нужно для полного завершения проекта. Однако если сравнить эту стоимость с западными прототипами, то наша боевая единица оказывается дешевле примерно в 2,5-3 раза. Индия согласна закупать «Сухой» Т-50 ПАК ФА по стоимости $100 млн за один самолет.

Конструкция ПАК ФА

Общие сведения:

Большая часть информации о боевом самолете пятого поколения засекречена, поэтому можно лишь предположительно описать характеристики истребителя. Если взять размах крыла, то он уступает по величине Су-27. По общей массе относится, как и Су-27, к разряду тяжелых истребителей. Самолет полностью соответствует всем требованиям к истребителям 5-го поколения: малозаметность, обладание сверхзвуковой крейсерской скоростью, способность маневрирования с большими перегрузками, оснащение передовой авионикой, многофункциональность.

Кабина

Кабина в «Сухом» Т-50 ПАК ФА одноместная, по сравнению с Су-27 немного шире. Оснащена генератором кислорода. В некоторой мере оборудование напоминает кабину Су-27.

Отображается информация на двух индикаторах МФИ-35 с дисплеем 15". Еще два многофункциональных индикатора, меньших размеров, отражают информацию выше справа. Плюс в наличии имеется широкоугольная коллимационная система ШКС-5 и речевой информатор. Как стало известно, на стекле пилота тоже будет видна часть летной информации.

Органы управления – центральный рычаг управления самолетом (РУС) и боковой рычаг управления двигателем (РУД).

Из двух частей состоит фонарь кабины: задней и передней (козырька). Открытие его происходит сдвигом назад задней части. В модификациях Т-50-1, Т-50-3 переплет продольный, а в остальных он отсутствует. Предполагается, что в будущем конструкция фонаря кабины будет значительно изменена. На внутреннюю сторону фонаря нанесли специальное покрытие, что уменьшило радиозаметность самолета на 30%.

Как заявил «Интерфаксу» 23 мая 2010 г. С. Поздняков, гендиректор НПП «Звезда», на ПАК ФА поставят катапультное оборудование 5-го поколения. Из его слов следует, что по своим особенностям оно должно существенно превосходить кресла, установленные на самолетах, которые в то время были приняты на вооружение в ВВС России. Главным отличием новой катапульты станет задействование электронной системы управления смещением кресла, напрямую связанной с информативной системой истребителя. Данная система будет в автономном режиме анализировать скорость аппарата, высоту его полета, угловые скорости, углы крена, тангажа и прочие параметры.

Доброго времени суток, уважаемые!
Предлагаю перенестись немного в прошлое, во времена бурного развития отечественной реактивной авиации. Представьте себе шестидесятые-семидесятые годы, дух того времени, всеобщую атмосферу холодной войны и гонки вооружений между Востоком и Западом; именно в таких условиях создавались, не побоюсь этого слова, авиашедевры наших знаменитых конструкторов.

Начнем по порядку.
Сколько интереснейших машин было создано в наших КБ в то время, великое множество. О многих сейчас и не вспомнит никто, но все они внесли свой огромный вклад в развитие последующих поколений самолетов. Множество опытных образцов, макетов и прототипов с различными характеристиками, аэродинамическими схемами, различными задачами открыли дорогу в небо современным самолетам, стали основоположниками многих знаменитых семейств машин, летающих по сей день.
Представляю вашему вниманию прототип всем известного фронтового бомбардировщика Су-24 – самолет Т-6-1.
Имея на руках набор деталей "для сборки модели одного самолета" Су-24 от Звезды и зная о его не совсем правильной геометрии, решил я немного перепилить модель. Тем более никогда раньше такими вещами не занимался, но надо, же когда-то начинать. Начал собирать информацию, чертежи и схемы прототипа Су-24, а именно Т-6-1. Вообще, было выпущено три варианта данного самолета и каждый вариант отличался от предыдущего. Я решил строить самый первый борт, с четырьмя подъёмными двигателями, без контркилей и стабилизаторов на законцовках крыла. Информацию о прототипе можно найти

Вот и начался мой первый запил. Первоначально были срезаны наплывы крыла с фюзеляжа, а сам фюзеляж был рассечен в горизонтальной плоскости и его высота была уменьшена на 4 мм. Далее на верхней части фюзеляжа прорезал отверстие для ВЗ подъёмных двигателей, и придал характерный скат за кабиной, прорезал отверстие на нижней части фюзеляжа для выходного устройства двигателей. Крыло на Т-6-1 очень походит на крыло Су-15, но за неимением оного, пришлось использовать подручные материалы - крыло изготовил из деталей от МиГ-1.44 от той же звезды. Затем перерезал основные ниши шасси. Доработал стойки шасси, так как родные из набора ни в какие ворота не лезут, уменьшил толщину колес и приспустил их. Затем пришел черед киля – все ненужное было срезано, немного изменена форма и из старой ракеты был сделан контейнер с тормозным парашютом, также из родных стабилизаторов изготовил новые, срезав все ненужное. Склеил фюзеляж, установил на свои места крыло, стабилизатор и киль. Изготовил заново носовой обтекатель, нарастил и довел до дужной формы воздухозаборник. Затем шпатлевка и выведение форм фюзеляжа, так как кормовая часть фюзеляжа Т-6-1 в разрезе представляет собой правильный прямоугольник, в отличие от Су-24 со скругленными углами. Долгий и нудный процесс шпатлевание-стачивание- шпатлевание-стачивание……, в итоге завершился и настал черед окраски.
Основной цвет наносил в четыре слоя, красил ревелловской эмалью № 99- алюминий, разводил уайт-спиритом с несколькими каплями сольвента. Сольвент- очень жесткая штука, пластик разъедает мгновенно в чистом виде, а в комплексе с уайт-спиритом и краской служит неплохим грунтом, первый слой краски "вваривается" в поверхность пластика. После нанесения каждого слоя давал краске подсохнуть часа два, затем мелкую шагрень убирал мягкой тканью, после чего наносил последующий слой. Кромки крыла, стабилизатора и киля затонировал сажей. По стойкам шасси прошелся смывкой из Звездовского акрила. Модель не пачкал и расшивку не выделял специально, так как строил я новый самолет(прототип все-таки).
В ощем подробней о сборке написано

На этой неделе появились первые фото и видео самолета Т-50, российского ответа на американский F-35, недавно закупленный, в том числе, Израилем. Пока немного известно о возможностях нового самолета-«стелс», но одно очевидно — мы должны пристально следить за ним. Учитывая список стран, закупающих российское оружие, вполне возможно, что встреча «стелсов» в верхах произойдет именно в ближневосточном регионе.

На этой неделе министерство обороны России опубликовало первые снимки российского самолета пятого поколения «Сухой Т-50». Ко дню российской авиации был сделан качественный видеоролик, в котором можно и другие достижения индустрии — Су-35, МиГ-29КУБ и другие истребители, вертолеты и бомбардировщики, выполняющие фигуры высшего пилотажа в рамках рекламной акции. Но наибольшее внимание привлек, конечно, «русский стелс», который, в отличие от американского, был практически неизвестен публике.

Фотографий «Сухого» пятого поколения довольно мало, и с уверенностью о нем можно утверждать только две вещи. Во-первых, он действительно выглядит как самолет пятого поколения. Во-вторых, у него есть два вида маскировочной окраски. В отличие от своих американских коллег, русские предпочитают не особенно распространяться о своем новом самолете. Но это лишь еще больше возбуждает любопытство, особенно у нас, израильтян, ведь, возможно, в будущем мы увидим, как этот самолет сражается с израильской авиацией.

На прицеле — американцы

Большая часть имеющейся информации о Т-50 поступала из неофициальных источников (по поводу некоторых из них утверждается, что это намеренная утечка сведений, осуществленная американскими конкурентами и спецслужбами). Согласно этой информации, максимальная скорость этого самолета достигает 2000 километров в час, а дальность полета без дозаправки превышает 5000 километров. В России утверждают, что самолет может нести до семи тонн оружия, в том числе, ракеты класса «воздух-воздух» и разнообразные «умные» бомбы.

Контекст

Опасайтесь супероружия российских ВВС

The National Interest 27.11.2014

Москва предложит Бразилии совместное производство Т-50

Les Echos 15.10.2013

У российского истребителя Т-50 все еще нет подходящего двигателя

Air&Cosmos 13.05.2010

Мультимедиа

РИА Новости 13.08.2015

Путин ознакомился с работой над Т-50

15.03.2010 Высокопоставленный офицер российских ВВС сказал в интервью сайту «Спутник», что российский самолет ни в чем не уступает американским аналогам в плане авионики, компьютерных систем и радарных возможностей. Он отметил, что их радар превосходит американский и позволяет заметить самолет-стелс на вдвое большем расстоянии. По некоторым сведениям, Т-50 в состоянии самостоятельно собирать разведданные и передавать их другим самолетам, и даже вести в воздухе «кибернетическую войну». Такими же способностями обладает американский F-35.

Американские и европейские источники утверждают, что технологический скачок не так велик, как утверждают в России. По этим данным, двигатель представляет собой всего лишь модернизацию двигателя Су-35, и возможности уклоняться от радаров у Т-50 уступают возможностям американского самолета. Американские источники утверждают, что по индексу «обнаружение объекта радаром» российский самолет представляет собой объект размером 0,3- 0,5 квадратных метров. Для сравнения, этот показатель у F-22 составляет 0,0001, а у F-35 — 0,001.

В отношении цены тоже есть любопытное противоречие. F-22 сейчас стоит 140 миллионов долларов, а до недавнего времени стоил 170 миллионов долларов. Цена F-35 сначала составляла 150 миллионов долларов, а сейчас стала ниже 100 миллионов долларов. По данным российских источников, Т-50 будет стоить не дороже 50 миллионов долларов, и это несмотря на то, что создание с нуля высокотехнологичного самолета — дорогое удовольствие. Но следует помнить, что это неофициальная информация, и что обе стороны преследуют свои интересы.

Высокопоставленный исследователь Таль Инбар (טל ענבר), глава центра исследований космоса и беспилотных летательных аппаратов «Фишер», провел сравнительный анализ самолетов пятого поколения. Он подчеркнул, что технология «стелс» — это лишь один из параметров, определяющих пятое поколение самолетов. «У этих самолетов самые совершенные двигатели, и они умеют самостоятельно собирать разведданные. Самолет оснащен мощнейшими компьютерными системами, и все это собрано воедино. Нельзя просто улучшить старый самолет. Несмотря на модернизацию и усовершенствование, он не станет самолетом пятого поколения. В лучшем случае это будет поколение “четыре плюс”. А Россия изначально назвала Т-50 самолетом пятого поколения», — сказал он.

Кто просил «стелс», но не получил

Инбар говорит, что имеющиеся данные не позволяют оценить реальные качества Т-50. При этом он подчеркнул: «Это настоящий проект, а не просто технологический образец, не пошедший в серийное производство».

Похоже, что главная проблема этого самолета, как и в других областях — нехватка денежных средств. По состоянию на сегодня есть пять прототипов, готовых к полетам, но испытания самолета часто откладывались. Серийное производство должно было стартовать в 2015 году, но теперь начало перенесено на 2017 год, и это не окончательная дата.

В апреле Инбар участвовал в международной конференции по авиации. В своем выступлении он, в частности, сказал: «Один из вопросов — действительно ли никто, кроме США, не создал среду для самолета пятого поколения. Доминирование США не безраздельно. Другие страны способны создавать такие самолеты». Россия входит в число этих стран. На той же конференции Инбар сказал, что F-35 необходим Израилю: «В какой-то момент мы увидим на Ближнем Востоке самолеты пятого поколения. Это лишь вопрос времени. Американская монополия не будет вечной, и следует помнить об этом. США однажды тоже могут встретиться с чужими самолетами пятого поколения. Эту задачу следует решать и оперативно, и на уровне концепции».

Нам Инбар сказал: «Возможно, производство начнется не завтра, но не следует забывать, что Россия продает оружие. Поэтому однажды Израиль может оказаться не единственной страной региона с самолетами пятого поколения». И что тогда произойдет? Никто не берется делать ставки. «F-35 уже летает, и есть первые оперативные данные, которых нет о Т-50», — сказал Инбар. По поводу заявлений представителей компании Loсkheed Martin о том, что их самолет может справиться с российским, он сказал: «Понятно, что они будут говорить именно так. В то же время сегодня F-35 — самый совершенный самолет в мире».

А что будет через десять лет? «Вот через десять лет и поговорим. Через десять лет самолеты-стелс появятся у стран, разрабатывающих их — у Китая, Индии, Кореи, Турции и Швеции. Многие производители из разных стран работают над этим. Конечно, возможности у всех разные», — отметил он.


ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 3К24 «УРАН» (»УРАН-Э») С РАКЕТОЙ Х-35 (3М24, 3М24Э)
ANTI-SHIP COMPLEX 3K24 «URAN» (»URAN-E) WITH MISSILE KH-35 (3M24, 3M24E)


ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 3К24 «УРАН» (»УРАН-Э») С РАКЕТОЙ Х-35

Разработка корабельного комплекса «Уран» с крылатой ракетой Х-35 (3М24) для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головным разработчиком было определено калининградское КБ «Звезда». Главным конструктором комплекса и ракеты был назначен Г.И.Хохлов, сейчас эту должность исполняет Н.Васильев.
Этому предшествовали некоторые события. В сачтности, в ходе Фолклендского конфликта 1982 года, когда аргентинским ВВС удалось поразить английский эсминец малогабаритной противокорабельной ракетой (ПКР) Exocet, произвело настоящий фурор во всем мире. К этому моменту ОКБ калининградского машиностроительного завода «Стрела» (ныне ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение») уже вело проработки по ПКР подобного класса. После Фолклендов разработке новой ПКР постановлением правительства СССР от 16 марта 1983 года была открыта зеленая улица.
«Ураном» предполагалось вооружить надводные корабли малого и среднего водоизмещения, катера и вспомогательные суда ВМФ. Практически сразу с развертыванием работ по ракетному комплексу «Уран» для советского ВМФ, рассматривалась возможность его поставки в страны Варшавского договора. В ГДР даже предполагалось организовать производство ракет Х-35 с тепловой головкой самонаведения. В дальнейшем для поставки на экспорт, в том числе за пределы Варшавского договора, был разработан комплекс «Уран-Э» с ракетой Х-35Э (3М24Э), который имел некоторые отличия от базового варианта в части касающейся требований к образцам В и ВТ для экспортных поставок.
В ходе рассмотрения в 1983 году эскизного проекта комиссия признала, что представленный проект активной радиолокационной головки самонаведения (АРГС) не отвечает предъявляемым требованиям. В связи с этим потребовались дополнительные работы, на проведение которых ушло еще три года.
Корабельный боевой ракетный комплекс «Уран» (»Уран-Э») предназначен для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 т и морских транспортов из состава конвоев и одиночных.

В состав ракетного комплекса «Уран» (»Уран-Э») входят: противокорабельная ракета Х-35 (Х-35Э), корабельная аппаратура системы управления (КАСУ) 3Р-60У (3Р-60УЭ), пусковые установки (ПУ) 3С24 (3С24Э), транспортно-пусковой контейнер (ТПК) 3С34 (3С34Э) и комплекс наземного оборудования (КНО) 3Ф24 (3Ф24Э).
Корабельная ракета 3М24 создана на базе авиационной противокорабельной ракеты Х-35. Ракета аналогична по конструкции американской ПКР «Гарпун», последняя послужила основанием для начала отечественной разработки. Несмотря на сходство конструкции, Х-35 внешне сильно отличается от прототипа «Гарпун».
Боевое применение ракет Х-35 может осуществляться днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Стрельба ракетами Х-35 может производиться как одиночно, так и в залпе.

В 1980-х гг. на базе этой ПКР была спроектирована УР Х-35 (изд. 78) воздушного базирования, поставлявшаяся в двух вариантах (для самолетов Х-35У и вертолетов Х-35В). Для старта с вертолетов (предлагалась для многоцелевого экспортного Ка-28 и его аналога для отечественной морской авиации Ка-27) она поставлялась с укороченным стартовым ускорителем, для старта с самолетов – без него. Под ракету Х-35 разрабатывался специализированный ударный вертолет Ка-27ПК – противокатерный, который должен был бороться с катерами противника, так же прорабатывался корабельный вариант боевого вертолета В-80 с двумя ПКР Х-35. В качестве самолетов-носителей для Х-35 использовались Ту-142М (по 4 УР на двух подкрыльевых пилонах), МиГ-29К и Су-27К (по 4 ракеты на АКУ-58), Су-30, Як-141, фронтового бомбардировщика типа Су-24М, вариант Су-27ИБ, а также другие самолеты советского производства.
Испытания ракеты Х-35 начались на полигоне «Песчаная балка» под Феодосией в 1983 году, проводились пуски макетов ракет с наземной ПУ. В 1883-1984 гг. было запущено 6 макетов, и один из них был запущен с морского носителя – ракетного катера Р-44 проекта 206МР. Первые 3 пуска с береговой пусковой установки выполненные в 1986 году были неудачными. После устранения конструктивных недостатков испытания возобновились. В январе 1987 г. состоялся успешный четвёртый пуск, все системы ракеты отработали штатно. В 1988-1991 гг. произведено уже 14 пусков. Последующие события по распаду Советского Союза сильно затянули разработку комплекса и ракеты, но побудило ее предлагать потенциальным инозаказчикам. Появился экспортный вариант – Х-35Э.

На базе ракеты Х-35 с радиолокационной активной ГСН в начале 1990-х годов создавалась ракета типа Х-35 с тепловизионной ГСН, информация об этом варианте ракеты Х-35 впервые появилась на выставке МАКС-93. Дальнейшая судьба проекта не известна.
В тоже время при доводки ПКР происходили и очень неприятные вещи, так главный конструктор ГСН ракеты Познаниский из НПО «Ленинец», возвращавшийся из командировки из Москвы, был убит в спальном вагоне и секретные документы пропали. А через год умер его приемник. Это значительно повлияло на сроки работ по ГСН и ракете в целом, они были увеличены на 3-5 лет. Доводил головку самонаведения «до ума» главный конструктор Г.А.Соловьев.


АРГС ракеты Х-35 полностью была готова к совместным с планером испытаниям лишь в 1992 году. Однако с 1992 года работы по КРК «Уран» были практически приостановлены. Денег у государства не было. Предприятие, мобилизовав все свои ресурсы, продолжало работы по доводке ракеты. С 1992 по 1997 год был проведен 2-й этап ЛКИ. На них испытавались ракеты Х-35 в полной комплектации и с телеметрией, отсутствовали только активные радиолокационные головки самонаведения. Всего за этот период был произведен пуск только четырех ракет. Испытания ракетного комплекса «Уран» проводились с ракетного катера Р-44, переоборудованного из проекта 206МР. На нем вместо 2-х пусковых установок для ракет П-15М комплекса «Термит» разместили две пусковые установки 3С24 под четыре ТПК 3С34 на каждой для ракет Х-35 (3М24).
Впервые ракета Х-35Э открыто продемонстрирована в 1992 году на авиационной выставке «Мосаэрошоу-92» в Москве, затем на международном авиационно-космическом салоне МАКС-93 и др. Тогда в экспозиционных материалах было показано, что ракета для корабельного комплекса может быть создана в 1993 году, а авиационный вариант – в 1994 году. В эти годы к ракетам типа Х-35Э проявили интерес ВМС Индии, и вскоре начались переговоры. В 1994 году был заключен контракт на поставку КРК «Уран-Э» для индийского ВМФ. Первые поставки по индийскому контракту пошли в 1996–1997 годах. К середине 1990-х гг. испытания ракеты Х-35Э для ВМС Индии были завершены и ракетный комплекс «Уран-Э» был принят на вооружение национального флота Индии. 15 декабря 1996 года была проведена сдача КРК «Уран-Э» на эсминце «Дели». Это во многом способствовало продолжению работ по аналогичному ракетному комплеску в интересах Российской Федерации, продолжились работы по авиационному и корабельному ракетным комплексам с ракетой типа Х-35.
К тому времени из-за трагедии с самолетом Ту-154 сбитого украинской ракетой ЗРК С-200, было запрещено проводить испытания ракетного оружия с территории Украины. Поэтому с 2001 года испытания ракеты Х-35 были перенесены на полигоны Российской Федерации, и они возобновились только в 2002 году. В июле 2003 года комплекс «Уран», созданный корпорацией «Тактическое ракетное вооружение», успешно прошел государственные испытания и начал поступать на вооружение кораблей ВМФ России.
Одновременно с доводкой КРК «Уран-Э» на базе той же ракеты проводились работы по созданию подвижного (мобильного) берегового ракетного комплекса (БРК) «Бал-Э», который осенью 2004 года показал великолепные результаты в ходе государственных испытаний и был принят на вооружение ВМФ. В 2005 году завершились испытания на индийском патрульном Ил-38SD.
Серийное производство ракет было развернуто на НПО «Звезда – Стрела», в настоящее время на головном предприятии Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».


Ракета Х-35 (корабельный и вертолетный варианты):
1 – активная радиолокационная ГСН; 2 – передний бугель; 3 – инерциальная система управления; 4 – крыло; 5
- топливный бак; 6 – средний бугель; 7 – маршевый двигатель; 8 – руль; 9 – стартовый двигатель; 10 -
стабилизатор; 11 – привод рулей; 12 – боевая часть; 13 – система контактных датчиков

Ракета Х-35 выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет складное крыло и оперение. Воздухозаборник маршевого турбореактивного двигателя расположен в нижней части корпуса.
Двигательная установка включает малогабаритный маршевый двухконтурный турбореактивный двигатель ТРДД-50АТ и стартовый твердотопливный ракетный ускоритель, сбрасываемый после отработки (на ракетах самолётного базирования отсутствует). Запуск двигателя осуществляется при помощи пиростартера.
Крылатая ракета в корабельном и вертолетном вариантах снабжена складным крестообразным оперением большого удлинения и стартовым твёрдотопливным ускорителем, расположенным тандемно с маршевым. На вертолетном варианте РДТТ имеет меньший суммарный импульс.

Активная радиолокационная головка самонаведения АРГС-35 разработана в компании «Холдинг-Ленинец» («Радар ММС»). ГСН предназначена для обнаружения и точного наведения крылатых ракет на надводную цель на конечном участке траектории полета. Она обеспечивает: обнаружение надводной цели; выбор цели подлежащей поражению; определение положения цели по азимуту и углу места, дальности до цели и скорости сближения с целью; выдачу определенных координат цели в систему наведения ракеты. Режим работы ГСН – активное радиолокационное наведение. Головка рассчитана на использование как при одиночном, так и при групповом применении ракет.


Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы; время подготовки к пуску из холодного состояния составляет 60 секунд.
В ЦНИИ «Гранит» для РК «Уран» создана корабельная аппаратура системы управления (КАСУ), которая предназначен для управления предстартовой подготовкой и стрельбой противокорабельными ракетами (ПКР) и при этом обеспечивает:
прием и обработку входной информации от корабельных обеспечивающих систем:
- гиростабилизации
- ЛАГа
- целеуказания
- обеспечения безопасного применения оружия
отображение на пульте управления информации о состоянии комплекса и наличии ракет
одновременную выработку данных стрельбы по целям (от 1 до 6)
одиночную или залповую стрельбу (от 2-х до 16-ти ракет)
вы работку данных стрельбы в настоящее место цели или в упрежденную точку
аварийный выброс ракет
тренировку личного состава без фактического задействования ракет
эксплуатационый контроль комплекса
В состав КАСУ входят: прибор управления (ПУ) комплексом КБ 163 Ц (одна ед.) и приборы управления (ПУ) предстартовой подготовкой и пуском (от 1-ой до 4-х ракет) КБ 163 П (4 ед.).
Для ракетных комплексов «Уран», «Бал» и «Москит» в ЦНИИ «Гранит» под руководством главного конструктора В.А.Кучерова (Ю.С.Ицковича) со 2 марта 1987 года создается радиолокационная система целеуказания 3Ц25Э «Гарпун-Бал» (»Гарпун-Б»). РЛС предназначена для обнаружения и выдачи целеуказания ракетному оружию по морским целям. Отличительной особенностью РЛС «Гарпун-Б» является наличие высокопотенциального активного канала большой дальности со сложным СВЧ-сигналом, который обеспечивает обнаружение кораблей, определение координат и параметров их движения. РЛС имеет повышенную помехозащищенность и обеспечивает автоматическое или полуавтоматическое сопровождение нескольких целей, включая низколетящие.

Еще в советское время под комплекс «Уран» предполагалось модернизировать сторожевые корабли проекта 1135 по проекту 11352 (2 х 4 ПКР Х-35).
Для ВМФ России под комплекс «Уран» был переоборудован БПК проекта 61МП «Сметливый» (2 х 4 ПКР Х-35). В дальнейшем РК получили СКР проекта 11540 и 11661 «Татарстан», работы по которым были начаты еще в советское время. Сегодня новейшие корветы российского ВМФ проекта 20380 оснащаются этим комплексом.
Ракеты Х-35Э корабельного комплекса «Уран-Э» поставляются в Индию для эсминца типа «Дели» (16 ракет), корветов типа «Кора» (16 ракет) и «Брахмапутра» (16 ракет), ракетного катера «Пралайя» (16 ракет). Только в 1997 г. ВМС Индии получили 16 ракет Х-35Э для корабельного комплекса «Уран».
Во Вьетнам комплекс «Уран-Э» поставляется для катеров типа «124А», заказано около 150 ракет. Комплекс «Уран» закупил Алжир, он установлен на прошедших модернизацию в 2000-х годах на корветах УРО типа «Салах Раис» проекта 1234Э. Работы по модернизации этих кораблей выполнялись Кронштадтским морским заводом и ОАО «Северная Верфь».
ЦМКБ «Алмаз» спроектировало под РК «Уран» ракетный катер проекта 20970 «Катран», предназначенный для поставок на экспорт. В сравнении с катерами проекта 205ЭР с ракетами П-15, «Катран»может обладать в три раза большей ударной мощью, на нем размещено восемь ракет Х-35.

В 2001 г. проходил испытания первый патрульный катер ПС-500 (проект Северного ПКБ), построенный на верфи Хошимина, с ракетным комплексом «Уран-Э». В настоящее время предполагается его модернизация. Одновременно Северное ПКБ проектировало для Вьетнама сторожевой корабль СКР-2100 с тем же ракетным комплексом, но он так и остался только в проекте.
В НПП «Старт» для комплекса «Уран» разработан комплекс наземного оборудования 3Ф24, который обеспечивает подготовку в полевых условиях ракет к применению., проведение с ними ремонтно-восстановительных работ. ОАО «Красный гидропресс» изготовитель корпусов отсеков ракеты Х-35.
Для проведения приемо-сдаточных работ по КРК «Уран-Э», технического обслуживания в процессе его эксплуатации и обучения персонала предназначено дополнительное оборудование и комплект эксплуатационной документации. В состав дополнительного оборудования входят комплекты технологического эксплуатационного оборудования и ЗИП, а также варианты ракет и макетов, предназначенные для отработки системы эксплуатации. В качестве таких вариантов ракет и макетов поставляются: габаритно-массовый макет ракеты Х-35ЭГММ (для тренировки и обучения персонала при погрузочно-разгрузочных работах ТПК с ракетами и установки их на ПУ, используются также при балластных испытаниях корабля); макет ракеты бросковый Х-35ЭМБ (для отработки старта и режимов аварийного выброса ракет); учебно-действующая ракета Х-35ЭУД (для обучения персонала); учебно-действующая ракета со спецсборками Х-35ЭУДС (для оценки безопасности эксплуатации ракет в условиях воздействия электромагнитных полей, создаваемых системами корабля); инертная ракета Х-35ЭИН (для использования в практических и учебных стрельбах); ракета для практических пусков Х-35ЭП (с аппаратурой самоликвидации); учебно-разрезная ракета Х-35ЭУР (для обучения персонала).
На базе комплекса «Уран» создается береговой противокорабельный комплекс «Бал-Э». В состав комплекса входит: пункт управления и связи (2 ед.); пусковая установка повышенной проходимости (4 ед.); транспортно-перегрузочная машина (4 ед) и наземное оборудование для технического обслуживания и подготовки комплекса к боевому использованию. Наличие приборов ночного видения, аппаратуры навигации и топографического ориентирования позволяет комплексу, размещенному на машинах повышенной проходимости, быстро менять стартовые позиции и рассредоточено перемещаться в новый район применения. В комплексе в базовом варианте боевой расчет составляет 46 человек.
Испытания вертолетного варианта ракеты Х-35В со для вертолетов Ка-27 и Ка-28. тоже завершены Кроме того, на базе ракеты Х-35 создана мишень для войск ПВО.
Предлагается создать для РКА ракетный комплекс типа «Уран» с дальностью стрельбы до 180-200 киллометров.
Что касается дальнейшего развития российских ПКР типа 3М-24Э (Х-35Э), по заявлению первого заместителя генерального директора корпорации «Тактическое ракетное вооружение» В.Н. Ярмуляка, то это направление имеет хорошие перспективы. В скором времени следует ожидать появление новой версии данного типа ракет, которая при сохранении своей размерности будет по ряду важнейших характеристик в 2-2,5 раза превосходить предыдущую». Нет сомнения в том, что в новой версии ПКР будут использованы последние достижения российского ракетостроения и учтены те тенденции развития противокорабельного оружия, которые характерны для самых новых образной ведущих компаний мира.
И этому суждено было сбыться. На салоне МАКС-2009 Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» продемонстрировала новинку – противокорабельную ракету Х-35УЭ с дальностью стрельбы до 260 км, которая является основой медернизированного корабельного комплекса «Уран-УЭ». На следующем салоне МАКС-2011 Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) продемонстрировала противокорабельную ракету Х-35УЭ и активно-пассивную головку самонаведения (ГСН) «Грань-КЭ», ГСН демонстрировалась впервые. Новый ракетный комплекс условно назвали «Супер – Уран». Известно, что еще до 2009 года Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» выполняла ОКР «Уран-У».

Концерн «Моринформсистема-Агат» в 2012 году провел бросковые испытания новой ракеты Х-35УЭ. для комплексов семейства Club-K контейнерного исполнения. Основным элементом комплекса Club-K является универсальный стартовый модуль, исполненный в виде стандартного морского контейнера. В базовый состав комплекса Club-K входят от одного до четырех универсальных стартовых модулей. Боекомплект универсального стартового модуля комплекса Club-K составляет 4 ракеты. Универсальный стартовый модуль комплекса Club-K полностью автономен. Контейнерный модуль Club-K с пусковыми установками для ракет Х-35УЭ неоднократно демонстрировался на МВМС и МАКС.
В 2009 году Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» по контракту с ФГУП «Рособоронэкспорт» поставила во Вьетнам первую партию ракет 3М-24Э на сумму в 24,7 млн. долларов. Так же, согласно годовому отчету КТРВ, в том же году были оформлены паспорт экспортного облика (ПЭО) на ОКР по созданию корабельного ракетного комплекса (КРК) «Уран-ЭВ» для Вьетнама и дополнения к ПЭО и рекламному паспорту (РП) КРК «Уран-Э», получено заключение МВК на поставляемые ракеты Х-35Э авиационного базирования по Контракту Индии с ФГУП «РСК «МиГ» и направлены документы в МВК для получения заключения по контракту на поставку ракет Х-35Э (3М-24Э) в Туркменистан. Совместно с ФГУП «Рособоронэкспорт» Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» подготовлен и вручен в сентябре 2009 года вьетнамской стороне проект рамочного контракта на проведение ОКР по созданию КРК «Уран-ЭВ» с противокорабельной ракетой Х-35ЭВ, адаптированной под условия эксплуатации во Вьетнаме.
В 2009 году были проработаны заявки по поставкам В и ВТ зарубежным странам: Алжир (3М-24Э к КРК «Уран-Э»); Сирия (Х-35Э и др. АСП); Египет (КРК «Уран-Э»); Йемен (3М-24Э для БРК «Бал»); Ливия (КРК «Уран-Э», БРК «Бал-Э»).
Россия и Вьетнам планируют в 2012 году заняться совместным созданием ракеты на базе российского аналога – ракеты «Уран», сообщил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев. «Уже в этом году во Вьетнаме планируется создать мощности для производства ракеты на базе российского «Урана» по типу российско-индийского совместного производства ракеты «Брамос», – сказал Дмитриев.
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» с 2014 года начнет поставку заказанных Азербайджаном корабельных ракетных комплексов (КРК) «Уран-Э». Азербайджан подписал контракт на поставку КРК «Уран-Э» в 2010 году на сумму 75 млн дол. В 2010 году, наряду с Азербайджаном, КРК «Уран-Э» также заказали Туркменистан и Казахстан. Стоимость первого контракта с Туркменией составила 79,8 млн дол, второго – 40 млн дол. Поставки по первому контракту с Туркменией были реализованы в 2011-2012 гг. Поставки КРК «Уран-Э» Ашхабаду по второму контракту запланированы на 2014 год. Стоимость контракта с Казахстаном составляет 30 млн дол, поставки планировалось начать в 2013 году.

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «УРАН-Э» НА МВМС-2003




«СУПЕР –УРАН» НА МАКС-2011