Словесно-дидактическая игра «Путешествие в лес. Дидактическая игра «С горки на горку». Дидактическая игра «Кто быстрее?»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 г.о. Жигулёвск Самарская область.

Открытое мероприятие « Лес и мы»

Подготовила и провела:

учитель биологии и естествознания

Коробова Л.В

2015 г

Цели:

Образовательные: поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям; побуждать к наблюдениям в природе, к выделению характерных особенностей внешнего вида растений;

Воспитательные: закрепить навыки поведения в природной среде; экологическое и эстетическое воспитание (богатство форм, звуков, красок, запахов).

Коррекционные: коррекция восприятия, внимания, на основе упражнений в узнавании, различении растений, сравнению их по общим и отличительным признакам;

Оборудование: набор натуральных материалов и муляжей, ПК, проектор, экран, презентации, выполненные в программах Power Point: «Загадки лесовика» и Notebook 10 «Лес и мы», дидактические карточки.

Ход мероприятия:

(До начала конкурса – игры дети распределяются по группам соревнующихся команд)

I . Организационный момент: Здравствуйте дорогие гости и участники игры – конкурса «Знатоки природы». Начинаем соревнование!

а) Игра на развитие внимания: Ведущий предлагает рассмотреть природный материал, собранный во время экскурсии по школьному парку: веточку сосны, лист березы, шишку ели, гроздь рябины, гриб, крылатки клена, плоды боярышника, шишку сосны. Дети запоминают порядок расположения, затем закрывают глаза, а ведущий игры и его помощник меняют расположение предметов. Дети восстанавливают прежний вариант. (Здесь включается в работу сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой речевой и тактильны й).

б) Эстафета. (Презентация в Notebook 10 слайд№1) Представители команд передают поочередное право выполнить задание на соотнесение.

Игра - цепочка на узнавание и различение.

С какого дерева листок? Узнавание листьев по форме, деревьев по общему силуэту. (Коррекционный прием, упражняющий детей в соотнесении материала (зрительная память)).

II . Введение в тему:

а) Водная беседа по картинке (3 минуты).

(анимация нового изображения)

Ведущий:

- Придумайте название этой картинке.

(Эффективное задание для мотивации творчества детей, они придумывают свои названия .)

б) Ведущий:

А теперь открываем тему занятия. «Прием шифровка». Анаграмма. (Презентация в Notebook 10 слайд№2)

Дети составляют словосочетание «Лес и мы»

в) Назовите деревья на картинке. Какие из них лиственные, а какие хвойные?

Узнавание деревьев, сравнение лиственных и хвойных по особенностям листьев из набора листьев. (гербарий).

III . Основной этап:

1) Презентация Power Point: «Загадки лесовика»


Показ презентации сопровождается объяснительной беседой об особенностях деревьев леса.

1.Что же это за девица, 2.У меня длинней иголки, чем у елки.

Не швея, не мастерица, Очень прямо я расту в высоту.

Ничего сама не шьет, Если я не на опушке,

А в иголках круглый год? (ель) Ветви только на макушке.(сосна)

3. В белом сарафане встала на поляне. 4. Что за дерево стоит,-

Летели синицы, сели на косицы. Ветра нет, а лист дрожит?

(береза) (осина)

5. Весной зеленела, летом загорела. 6. С моего цветка берет

Осенью кораллы красные надела. Пчелка самый вкусный мед.

(рябина) А меня все ж обижают:

Шкурку тонкую срывают (липа)

Как можно назвать одним словом ель, сосну, березу, липу? (деревья)

2) Динамическая игра. Конкурс: «Волшебный мешочек».

Ведущий:

Ребята, у меня есть волшебный мешочек, в котором лежат сюрпризы. Вам надо угадать предмет на ощупь, правильно его назвать. Можно закрыв глаза угадать предмет по запаху. (шишки ели и сосны, их веточки, а также плоды лимона, яблока и их муляжи)

3) Работа в команде: «Мозговой штурм». Распознавание силуэтов отдельных растений или их частей в пейзаже.

Команды получают карточки:

1. Найдите и назовите дерево, кустарник, травянистое растение. Чем они похожи и чем отличаются?

2. Угадайте растения по силуэтам. Назовите их.

В завершении конкурса дети выходят к доске и производят соотнесение, называя растения и показывая их. (презентация Notebook слайд №7) Сравнивают, как выглядят растения днем и ночью.

IV . Релаксационная пауза: без демонстрации видео в начале и просмотр видеосюжета в завершении релаксации.

Этап формирует умение расслабляться, но является сложным для детей с особенностями развития, т. к. они не умеют воображать. Систематические упражнения развивают эту способность.

А сейчас представьте себя в самом прекрасном месте на земле – в лесу. Можно закрыть глаза. Перед вами огромная цветущая поляна, где много растений, зеленая трава, и вы чувствуете, как ваши ноги ступают по росистой траве. Дует нежный ветерок, и вы хотите находиться среди этой красоты. Вдохните свежий воздух. Вы слышите звуки леса: это шумят деревья, поют птицы, или вы слышите, как звучит тишина…

Почувствуйте, как в вас входят новые силы, и как вам хорошо.

А теперь, (спустя некоторое время) откройте глаза, медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите видео сюжет. Похож ли он на ваши представления о лесе? (1мин)

V . Закрепление:

ресурс сети Internet : http :// exchange . smarttech . com / details . html ? id = c 7 f 276 bc -417 d -42 ba -9089-33 ece 30 ccee 5 . ЭКОАССОРТИ (3 слайда

VI . Итог игры:

Ведущий: хочу отметить настойчивость (имена детей), быстроту…, собранность…., инициативность….

Объявляется результат игры.

Используемые ресурсы:

    Методические материалы и рекомендации ПМПКа ГБС(К)ОУ школы -интерната №2 .

    Комплект карточек. Альманах «Логико - малыш» №7, 2002г., издательский дом «Карапуз»

    Ресурсы сети Интернет.

    1. ЭкоУмник. Короткова Валерия Евгеньевна . ЭКОАССОРТИ (3 слайда №13, 14,15. интерактивные задания).

      Звуки природы. Релакс.

Любовь Суворова

Для того, чтобы дети, имеющие ОНР, с интересом занимались я своими руками изготовила подборку дидактических и развивающих игр . Сейчас полиграфической промышленностью выпускается великое множество интересных, познавательных игр. Но зачастую они не соответствуют поставленной на занятии цели, бывают не совсем правильно методически разработаны и что скрывать, требуют значительных капиталовложений. А уж говорить о том, чтобы приобрести достаточное количество игр для подгруппы детей (чтобы каждый выполнял задание самостоятельно) и не приходиться мечтать. Именно это заставило меня изготовить подборки игр на каждую лексическую тему . Эти игры просты в изготовлении, но позволяют интересно, занимательно, а главное с индивидуальным подходом провести фронтальное занятие.

Продолжаю Вас знакомить с подборкой дидактических и развивающих игр по лексическим темам .

Упражнение на дыхание. Задания даю самые разные :-заходит тот кто подует на красный лист, кто подует сильно 3 раза, кто подует медленно под счёт до 10.

Дидактическая игра «Что лишнее?» (на каждого ребёнка) для младшей и старшей (внизу) подгрупп.


Заучивание стиха по таблице (мнемотехника) . Схема частей дерева .


«Ветер листики порвал» (на каждого ребёнка)


«Что сначала, что потом?» . Цель : развивать умение делать умозаключения, развивать связную речь .


«Карточки на сочетание числительного и существительного (ж., м. и ср. родов) ».


Дидактическая игра «Семья слов» . Цель : учить образовывать родственные слова к существительному – лист. Использую принцип мнемотехники. Символы являются подсказками для детей. Звезда – основное слово (лист) ; большая гора – превосходную степень (листище) ; маленькая гора – уменьшительно- ласкательную степень (листик, листочек, красная лента – прилагательное (листовой салат, три прямоугольника – множественное число (листья) ; рука – действие (листопад) .Пустые кармашки для других слов, которые возможно образовать.



Дидактическая игра «Домино» . Цель - развитие зрительного внимания, памяти, продолжать учить изменять существительные и прилагательные по падежам.



"Помоги Незнайке" Два варианта. Цель - учить находить у каждого дерева листочки и плоды . Развивать связную речь .


Дидактическая игра "Угадай чего не стало?"


"Меморина" правила : нужно открывать одновременно две карточки. Если одинаковые - играющий забирает себе, выигрывает тот , кто больше соберёт.



В тетрадях для домашних заданий помимо тетрадей Теремковой вклеиваю задания на развитие связной речи , логики, развития ММР и др .


"Небылицы", "Что перепутал художник?"


Все игры умещаются в этой коробке


Вот пока и всё. Надеюсь кому-нибудь мои самоделки пригодятся.

Инна Штепина

Цель: формирование знаний о лесном богатстве, сезонных изменениях в лесу; воспитание любви к неживой природе, умений заботиться о ней; развивать интерес к родному краю

Задачи:

1. Познакомить с 10 лиственными и хвойными деревьями.

2. Рассказать о разных видах лесов.

3. Формировать доброжелательное отношение к неживой природе.

4. Приучение к соблюдению норм и правил поведения в природе.

5. Повлиять на эмоциональный и духовный мир ребёнка.

6. Развивать психические процессы: воображение, творческое мышление, память, внимание.

7. Активизировать словарный запас ребёнка, знакомство с новыми словами.

8. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.

Оборудование для игры «Познай лес»:

Игровая зона «Уголок природы» (включает: образцы веточек, плодов деревьев и кустарников, наглядный материал и др.)

Дидактический материал в виде карточек с изображением деревьев, плодов и пр.

Образцы веточек, листьев, плодов деревьев, предназначенные для игры детей.

Вид игры: игра на общественную тему.

Педагогическая актуальность.

Как и в обществе в целом, так и в детском коллективе в особенности вопросы нравственного и духовного воспитания стоят очень остро. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку нравственные и моральные качества, доброжелательность, любовь к стране, природе и т. п.

Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.

Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает явления окружающей действительности, то создание дидактической игры и природным материалом является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для этой цели.

Игра «Познай лес» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через неё они познакомятся впервые с новыми видами деревьев, узнают, какие плоды на них растут, узнают особенности лиственных и хвойных деревьев, узнают, как лес меняется в течение года и пр. Изучат, повторят и закрепят правила поведения в природе. Научатся рассказывать о красоте лесного богатства, задавать вопросы, закрепят умения игры в команде, группе.

Дети вместе с родителями эпизодически выезжают на природу, поэтому знания об окружающем мире и умения вести себя в лесу не достаточны у детей, а то и очень поверхностны. В силу этого проведение дидактической игры с природным материалом «Познаем лес» поможет как детям, так и родителям в приобретении новых знаний, умений, расширении кругозора и пр.

Вариант игры 1: «Зима – лето»

Цель:

умения видеть сезонные изменения в природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений, развивать интерес.

Задачи:

1. Рассказать детям, как изменяются лиственные деревья с приходом зимы.

2. Показать отличия хвойных деревьев от лиственных.

3. Развивать внимание и сообразительность, тренировать память детей.

Материалы:

карточки с изображением различных деревьев в летний и зимний периоды.

Ход игры:

сначала воспитатель рассказывает о сезонных изменениях, происходящих с деревьями. Затем показывает карточку с изображением дерева в летний и зимний период. Рассказывает о нём, рассказывает о плодах. Так знакомит со всеми деревьями. Следующим этапом воспитатель показывает карточку с изображением дерева летом, а дети должны из предложенных зимних картинок найти это же дерево и назвать его.

Вариант игры 2: «На какой веточке что растёт»

Цель:

развитие знаний о плодах деревьев.

Задачи:

1. Рассказать детям, у каких деревьев какие плоды и смена, а также листья.

2. Показать как изображения, так и образцы плодов, семян и листьев деревьев.

3. Развивать внимание, память, расширять словарный запас и кругозор детей.

Материалы:

карточки с изображением плодов и листьев деревьев, а также образцы плодов, веточек.

Ход игры:

прежде всего, воспитатель рассказывает о том, что осенью на деревьях созревают плоды. Это могут быть шишки, ягоды, семена. При этом демонстрируя и карточки с изображением, и сами плоды. Следующим этапом дети соотносят плоды одного дерева с веточками и листиками этого же дерева. Обсуждая по ходу игры особенности.

Вариант игры 3: «Природное лото»

Цель:

закрепить знания о деревьях; развивать умение работать скоординировано.

Задачи:

1. Уточнить знания детей о деревьях.

2. Развить умение играть в команде.

Материалы:

карточки, на которых изображено 4 дерева, отдельные карточки с каждым деревом у ведущего в мешочке, фишки у игроков.

Ход игры:

у ведущего в мешочке находятся карточки с изображением каждого дерева. У игроков (5 детей + ведущий могут играть одновременно) карточки, на которых по 4 картинки с деревьями. Ведущий достаёт по очереди карточки и показывает, называя при этом дерево, а игроки закрывают фишками это дерево у себя в карточках. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки. В первый раз для демонстрации игры в роли ведущего может выступать воспитатель.

Вариант игры 4: «Собери дерево»

Цель:

Закрепление полученных знаний о строении дерева, его плодах и листьях (хвое).

Задачи:

1. Показать детям, из чего состоит дерево, какие имеет плоды, и какие растут листья.

2. Рассказать, что хвоя – это видоизменённые листья.

3. Показать отличия и сходства лиственных и хвойных деревьев.

4. Тренировать память, мышление, сообразительность детей.

Материалы:

карточки с изображением целого дерева, его плода и листа (или хвойной веточки) – 10 штук, мешочек, в котором находятся карточки с картинками деревьев, листьев, плодов – 30 штук.

Ход игры:

Ведущий по одной достаёт карточки с различными изображениями. У кого на карточке есть этот плод/лист/дерево, поднимает руку, ведущий отдаёт эту карточку. Игрок закрывает соответствующую картинку у себя. Выигрывает тот, кто первым закроет все изображения у себя в карточке, тем самым «собрав дерево»

Вариант игры 5: «Волшебный мешочек»

закрепление знаний детей о деревьях и плодах на основе сенсорного обследования.

Задачи:

1. Научить детей отличать природные объекты, в частности плоды и семена деревьев.

Материалы:

«волшебный мешочек», плоды и семена деревьев, карточки с их изображениями.

Ход игры:

По очереди дети пробуют: 1. найти предмет по просьбе воспитателя или другого игрока в мешочке, не подглядывая; 2. угадать, что именно находится в волшебном мешочке.

Для усложнения игры можно добавить и предметы «неживой» природы, т. е. произведённой руками человека, рассказывая, чем они отличаются.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

Алла Филимонова
Конспект квест-игры «Путешествие в лес» для детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Волошинский детский сад

Конспект квес-игры на тему :

«Путешествие в лес »

для детей средней группы

Разработала : Филимонова А. Г.

Цель : выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений детей 4-5 лет ;

Образовательные :

Закрепить с детьми полученные знания о природе : животных, насекомых, птицах, лекарственных растениях;

Закрепить знания детей о том , какие звуки издают птицы;

Закрепить знания детей о правилах поведения в природе;

Формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам;

Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество) ;

Продолжать учить устанавливать причинно - следственные связи;

Активизировать словарь

Воспитательные :

Воспитывать заботливое отношение к природе;

Воспитывать чувство сострадания и ответственности к животным, птицам, насекомым;

Воспитывать доброту, отзывчивость, вежливость.

Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;, умение работать в команде.

Развивающие

Развивать у детей интерес к живой природе, любознательность и эмоциональную отзывчивость, кругозор, мышление, связанную речь;

Развивать умение входить в определенный образ, выполнять имитационные движения;

Развивать пространственное мышление и ориентацию в пространстве; - развивать коммуникативную активность через общение, повышать концентрацию и игровую активность детей ;

Развивать логику, развитие личности в командной игре, упорство для достижения цели;

Развивать представлений о хороших и плохих поступках.

Обогащать словарный запас;

Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание.

Материал :

Письмо, стрелки- указатели, картинки диких животных, игрушки ежа и муравья, картинки с изображением лекарственных растений, макеты деревьев, животных, загадки, презентация «Насекомые» , аудиозаписи «Звуки леса» , плачь, журчание ручья,видеозапись «Голоса птиц» , мусор и большой мусорный пакет для игры, аудиописьма от Мудрой Совы, записка, кинетический песок, веточки, рюкзак, пазлы, медали, торт

Предварительная работа : рассматривание картинок, беседы, чтение художественных произведений о животных, птицах, насекомых, отгадывание загадок., просмотр мультфильмов из серии «Шишкин лес» , просмотр презентаций «Животные наших лесов» , «Насекомые» , «Лесная аптека» , , «Птицы Ростовской области» , «Деревья и кустарники» составление рассказов о птицах и животных, д/и : «Кого не стало» , «Четвёртый лишний» , «Кто где живёт?» , «Кто что ест?» , «Чей хвост» , «Узнай по силуэту» , «Животные и их детеныши » , «Зимующие и перелетные птицы» , «С какого дерева листок» , «Назови лекарственную травку» и др.

Воспитатель : Ребята, сегодня почтальон принес мне письмо. Вы хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?

Дети : Хотим.

Воспитатель : Тогда слушайте. «Дорогие ребята! Пишет вам Мудрая Сова. Мы, лесные жители слышали, что вы любите природу и много о ней знаете. Мы хотим проверить, так ли это, и приглашаем вас в путешествие по лесу . Мы приготовили для вас подарок, но чтобы получить его, вам надо выполнить много трудных заданий. За каждое выполненное задание вы получите подсказку- пазл. Если вы найдете все подсказки и правильно их соедините, то сможете узнать, где находится подарок. А чтобы вы не заблудились в лесу мы оставили для вас стрелки - указатели.»

Воспитатель : Ребята, вы готовы отправиться в путешествие по лесу ? Вы согласны выполнить задания лесных жителей и хотите получить подарок?

А как вы думаете, на чём можно отправиться в лес (ответы детей )

Я предлагаю отправиться в лес пешком.

Но прежде чем отправляться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Нельзя ломать деревья!

Нельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и птенцы не появятся.

Нельзя разрушать муравейники

Нельзя разжигать костёр. Надо его потушить!

Нельзя приносить лесных животных домой. Лес для них – родной дом.

Нельзя рвать большие букеты цветов

Нельзя шуметь! (В лесу своя музыка и посторонний шум сильно напугает птиц и животных.)

Нельзя мусорить в лесу.

Можно фотографировать природу.

Нужно смотреть под ноги, чтобы не наступит на ящерицу, жука, змею

Молодцы ребята, вы знаете, как себя вести в лесу. Отправляемся в путь.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

(звук леса)

Воспитатель : Вот мы и добрались до первой полянки. Послушайте, как поют птицы. Но что - то здесь не видно никого

Воспитатель : Ну что, поищем животных, ну ка посмотрите внимательно, куда же они спрятались?

Посмотрите внимательно, а чья это тень. (если дети затрудняются угадать животное по силуэту предлагает отгадать загадку «За горами, за полями,

За дремучими лесами

Хищник-ворище

Ночами рыщет,

Добычу ищет,

Зубами - щелк.

Правильно волк. Как называется дом у волка – логово. Чем питается волк? (Мелкими животными)

Ребята вы слышите, за пеньком пыхтит кто- то. (Звук ежа) (Воспитатель заглядывает)

Хотите узнать, кто здесь, отгадайте загадку

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной» Где дом ежа? Чем питается? (Живет ежик под корягами и пнями. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.)

А здесь кто спрятался, чей это пушистый рыжий хвостик выглядывает

Лиса, молодцы. Чем питается? Как называется дом лисы? (Лиса охотится на зайцев и мышей, живет в норе)

Интересно, а чьи это длинные ушки выглядывают из- за кустика? Кто там прячется. Правильно заяц. Чем питается заяц, где его дом (Питается травой, корой деревьев. Живет в норе под кустом)

Смотрите, под деревом скорлупа от орехов лежит, кто же здесь прячется – белка. Где дом белки (в дупле) .Чем питается (шишками, орехами, желудями, грибами, ягодами) Правильно.

Воспитатель : Ребята, а давайте поиграем в игу

КТО, КЕМ БЫЛ В ДЕТСТВЕ

Ловкая белка –

Была в детстве …. бельчонком,

ЕЖ – колючий,

Был в детстве … ежонком,

А хищный волк –

Маленьким … волчонком.

А хитрющая лиса-

Рыженьким … лисенком,

Длинноухий быстрый заяц

В детстве был… зайчонком.

Воспитатель : Молодцы, вы справились с заданием. А где же пазл подсказка, смотрите за кустиком сумка, что же в ней лежит? Правильно в ней первый пазл. Заберем ее с собой. Пойдем дальше? куда нам стрелки показывает? Не отставайте, давайте вспомним игру «В лес отправимся гулять» я начинаю, а вы продолжайте

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”) .

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем. (присели)

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках) .

Воспитатель : Ребята! Смотрите нам на встречу Ежик бежит. Здравствуй Ежик, ты куда спешишь.

Ежик : Беда в лесу приключилась, Айболит в Африку улетел зверей лечить, а мне друзья – лесные жители позвонили, сказали, что заболели, просили помочь. А я не знаю, чем зверей в лесу лечить можно. Может вы мне подскажите?

Воспитатель : Как вы думаете, чем можно вылечить зверей в лесу (можно собрать лекарственные травы.) А вы в травах разбираетесь, знаете какой травкой какую болезнь лечить можно? Поможем Ежику травы в корзинку собрать? Ежик, ты нам скажи, что болит у твоих друзей?

Ежик : У лисы ангина и высокая температура (надо заварить чай из ромашки)

Воспитатель : Правильно, где у нас картинка с изображением ромашки. Кладите ее в корзинку.

Ежик : А медведь бочонок с медом поднял, спина теперь болит, чем полечить? (дети предлагают приложить лист лопуха и крапиву)

Воспитатель : Правильно, ищите картинку крапивы и лопуха, кладите в корзинку.

Ежик : А маленький зайка бежал, споткнулся через шишку и разбил себе колено, чем помочь (надо приложить подорожник)

Воспитатель : Молодцы, ищите картинку с изображением подорожника, Подорожник это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

Ежик : Вот спасибо вам ребята, помогли мне травку собрать, теперь я смогу своим друзьям помочь. Я слышал, вы подарок ищите, вот вам пазл подсказка. Досвидания.

Воспитатель : Ребята, нам пора идти дальше. Куда стрелочки показывают

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Воспитатель : Ну вот ребята мы пришли в березовую рощу. (На экране березовая роща, звук леса, пение птиц, послушайте как здесь поют птицы (фонограмма пение птиц) какое же задание нам приготовили лесные жители

Воспитатель : Ну что ребята, выполним задание лесных жителей, присаживайтесь рядышком со мной, внимательно смотрите на экран и отгадывайте, какая птица для вас поет. (Видео пение птиц (дятел, ворона, сорока, кукушка)

Воспитатель : Молодцы ребята вы были внимательны и всех птиц отгадали. Воспитатель : А какие птицы еще живут в лесу? Расскажите, какую пользу приносят птицы?» (Уничтожают вредных насекомых - червяков, гусениц, которые поедают листики на деревьях)Молодцы.

Ребята, я что-то устала, а вы? Давайте приляжем на полянке, отдохнем, послушаем пение птиц, расслабимся

Релаксационное упражнение «Расслабление» (Голос)

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Воспитатель :. Ну что, отдохнули, вставайте, пора идти дальше, с заданием вы справились, а где же пазл (высоко на дереве, достают пазл, кладут в сумку)

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Смотрите впереди ручеек (звук ручья, аккуратно по кочкам через ручеек переходите, чтобы ноги не промочить.

Воспитатель : Ребята, смотрите какая красивая полянка впереди, как много на ней цветов (Звук насекомых) как вы думаете кто здесь живет? (дети высказывают свои предположения (бабочки, пчелы, кузнечики) Ребята, а как всех этих жителей цветочной полянки можно назвать одним словом? Правильно, насекомые. Ребята, а что вы знаете о насекомых? (Они бывают полезными и вредными.) Каких полезных насекомых вы знаете? (Это пчёлы, муравьи, божьи коровки.) А вредных? (-Это мухи, комары, гусеницы.) .

Воспитатель : Ребята, смотрите здесь записка лежит, это, наверное лесные жители оставили для нас задание. Прочтем? «Ребята отгадайте загадки и узнайте, какие насекомые живут на цветочной полянке,если отгадаете правильно, то на экране появиться насекомое»

Воспитатель : Справимся, отгадаем загадки? Слушайте внимательно и смотрите на экран

1. Прыгает пружинка-

Зелененькая спинка-

Сверху на серединку,

С травинки на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик) (изображение на экране)

2. Спал цветок и вдруг проснулся -

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

3. Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это… Божья коровка

4. Домовитая хозяйка

Летает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

(Пчела)

Воспитатель : Ребята давайте встанем в круг, друг за другом и вспомним упражнение про пчелу.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых. Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.)

Пожужжали, полетали, .(Дети бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками.)

От усталости упали. (Вновь бегут по кругу. Медленно опускаются на ковёр.)

Воспитатель : (Звук плачь) Ребята, вы слышите, кто то плачет (воспитатель заглядывает за кустик)

Это муравей. Что случилось, муравей, почему ты плачешь?

Муравей :Беда у меня приключилась

На мой домик кто-то наступил,

И его разворошил

Воспитатель : Не плачь, муравей мы с ребятами поможем тебе построить новый домик. Правда ребята? Ребята, а вы знаете как называется дом муравьев (муравейник, на экране появляется муравейник) Да муравейник, посмотрите на экран. Муравьи очень дружные и трудолюбивые. Чтобы построить муравейник, они очень долго и много трудятся.

Вы знаете из чего строят муравьи свой дом? (песок, веточки деревьев, листики, цветочки.) Смотрите, под кустиком песок, веточки, листочки лежат, давайте быстро, дружно построим дом для муравья. (дети складывают муравейник) .

Муравей : Спасибо вам ребята, вы очень дружные и трудолюбивые, очень быстро построили мне муравейник. Я слышал вы подарок ищите, вот вам пазл - подсказка. До свидания, счастливого пути.

Воспитатель : Молодцы, как я рада за вас, ребята вы и загадки отгадали и муравью помогли. Пойдем дальше?Под ноги смотрите, не отставайте

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот мы и к следующей полянке вышли. Посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет, птицы не поют (на поляне мусор, пластиковые стаканы, бутылки, бумажки от конфет) Что здесь интересно случилось (дети высказывают свои предположения)

Голос Мудрой Совы : «Ребята, на этой полянке побывали дети- неряхи, Они кричали, шумели, всех птиц и зверей распугали, мусор разбросали, помогите нашей полянке, уберите мусор и получите последний пазл – подсказку»

Воспитатель : Ребята, поможем полянке? Давайте вместе соберем весь мусор на полянке в большой пакет, а когда вернемся в детский сад, выбросим его в мусорный бак. (Дети вместе с воспитателем собирают мусор и находят пазл) (звук пение птиц) Ребята послушайте, как запели птицы, это они вас благодарят за то, что вы помогли полянке

Воспитатель Ребята, мы выполнили последнее задание лесных жителей

Вы помните Мудрая Сова в письме писала, что для того чтобы узнать, где находится подарок, нужно собрать все пазлы в картинку, на ней и будет изображено то место, где лежит подарок от лесных жителей. Давайте скорее соберем все пазлы и узнаем, где лесные жители прячут для вас подарок (дети собирают пазлы, появляется картинка – подарок под большой елкой.) А где здесь самая большая елка растет? (Дети ищут, находят коробку) .

Воспитатель : Ребята, вам интересно, что лежит в коробке? Давайте ее откроем (Открывают – там медали «Знатоки природы» ) Посмотрите, какие медали приготовили для вас лесные жители (дети рассматривают медали) Воспитатель предлагает детям помочь друг другу надеть медали.

Ребята, а в коробке еще что-то есть, смотрите здесь яблоки. Яблоки я предлагаю съесть, когда вернемся в детский сад. Как вы думаете почему (потому что надо помыть фрукты и яблоки)

Воспитатель : Ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад,

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Воспитатель : Вот мы и в детском саду.

Давайте вспомним, где мы с вами были?

Кого встретили? какие задания лесных жителей мы выполнили?

Кому мы помогли?

Что было вам интересно?

Что было вам трудно?

Вам понравилось наше путешествие ?