Виктор Рохлин: Миронов - по маме, Менакер — по папе. Династия мироновых

«Андрей - подарок женщинам в день 8 Марта», - исполнили короткий шуточный номер по случаю его рождения родители-актеры, даже не подозревая, насколько окажутся правы.

Впрочем, он оказался подарком для всех. Аферист ли в «Бриллиантовой руке», милиционер под прикрытием в «Невероятных приключениях итальянцев в России» или великий комбинатор в «12 стульях»: каждая его фраза - афоризм, каждая песня - хит, каждое движение - повод для подражания. Лучезарный Андрей Миронов, которому исполнилось бы 77 лет, по-прежнему любим миллионами.

Про него говорили, что он родился в театре. Действительно, вплоть до последнего дня своей беременности мама Андрея, известная актриса Мария Миронова, была на сцене. Да и предродовые схватки начались у нее во время одного из представлений - роженицу едва успели довезти до родильного дома 7 марта 1941 года. Указанную же в документах дату рождения 8 марта приписывают желанию его отца, Александра Менакера, определившего, что сын должен стать подарком всем женщинам к празднику.

Творческая атмосфера, в которой рос Андрей, во многом и предопределила его выбор. Правда, сами родители не видели в сыне артистического таланта и прочили ему будущее дипломата. В 1950 году, ввиду антисемитской политики властей, родителями было принято решение о смене фамилии сына, и во второй класс школы пришел уже не Андрей Менакер, а Андрей Миронов.

В школе Андрей с удовольствием занимался в театральной студии, и первой ролью мальчика на школьной сцене был Хлестаков из «Ревизора». Окончив школу, он втайне от родителей поступил Театральное училище имени Щукина, где самостоятельно, не козыряя знаменитыми родителями, блестяще сдал экзамены. Он вообще никогда не прикрывался родительской славой и долгое время даже скрывал свое родство со знаменитыми Мироновой и Менакером. На четвертом курсе Миронов впервые снялся в кино - в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?». Популярным на следующее утро он, правда, не проснулся, да и критиками фильм был принят весьма резко. Но вот уже следующие его работы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и фильмах «Три плюс два», «Берегись автомобиля» и, конечно же, «Бриллиантовая рука» вмиг сделали его одним из самых обожаемых зрителями актеров. На спектакли с его участием в Театре сатиры «Клоп», «Над пропастью во ржи», «Баня», «Доходное место» билеты раскупались за считанные часы. Люди ходили не просто в театр, а «на Миронова», который буквально завораживал их своей игрой.

И даже после этого он постоянно сомневался в себе. «Не было ни одной роли (в нашей с ним совместной жизни), - вспоминала его первая жена Екатерина Градова, - репетируя которую, он бы не говорил: “Меня снимут”. И говорил это абсолютно искренне. А когда я его спрашивала: “Тебя? А кем тебя можно заменить?”, в ответ он начинал перечислять фамилии своих товарищей по театру, искренне считая, что это может быть другая трактовка, а он уже приелся, заигрался. Это качество меня поражало».

С начала 70-х Андрей Миронов был у кинорежиссеров нарасхват. «Достояние республики», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Шаг навстречу», «Трое в лодке, не считая собаки» - и даже это не полный перечень фильмов с его участием, которые до сих пор остаются любимы зрителями. Исполняемые им в фильмах песни тут же становились шлягерами. Ну кто не напевал хоть раз его бабочку, которая «крылышками бяк-бяк-бяк-бяк»? Или «Остров невезения», или «Женюсь», или «Белеет мой парус, такой одинокий». А кто хоть раз не цитировал: «Лелик, только без рук, я все исправлю!», «Береги руку, Сеня, береги!», «А кто у нас муж? - Волшебник. - Предупреждать надо», «Браво, Киса! Браво! Что значит моя школа!» Да, это были сценарные фразы, но полюбились бы они нам без фирменного откидывания челки, узнаваемого прищура и лучезарной улыбки?

Тем не менее все его роли в кино были, как правило, комическими, о чем Миронов постоянно переживал. Сам актер в одном из интервью в середине 70-х скажет: «С точки зрения открытия в себе новых возможностей кино мне мало что дало. В театре я используюсь в самых разных планах. В кино - пока очень однопланово».

Рассказывают, что тогда же, в 70-х, во время гастролей в Болгар ии одна гадалка в ресторане сообщила ему: «Вы очень многого достигли, но это не предел. Вы сделаете еще очень много такого, что удивит всех. Но учтите, у вас очень плохое здоровье. Вы должны его беречь». К сожалению, Миронов не принял это всерьез. Осенью 1978 года во время гастролей в Ташкенте у него произошло первое кровоизлияние в мозг. Со стороны казалось, что каждая роль давалась ему легко. В действительности же Миронов работал на износ. Считал, что не может подвести ни режиссера, ни коллег, ни зрителей. Порой он неделями мог репетировать крохотный эпизод, занимавший в фильме не более минуты. Но он должен был сделать это предельно хорошо, чтобы не отнять ни у кого времени на повторный дубль. Только с такой личной установкой Миронов подходил к работе.

Последней работой Андрея Миронова в кино стала роль мистера Фёста в картине Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Выйдя на экраны страны в 1987 году, фильм стал одним из лидеров проката и пользовался успехом не меньшим, чем «Бриллиантовая рука» в свое время. Но насладиться этим успехом актер, к сожалению, не успел.

14 августа Миронов играл на сцене Рижского оперного театра в спектакле «Женитьба Фигаро». Находившийся на сцене в роли графа Альмавивы Александр Ширвиндт вспоминал: «Фигаро: “Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но то ли потому, что он ее разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне…” Произнеся реплику, он отступил назад, оперся рукой о витой узор беседки и медленно-медленно стал ослабевать…» Подхватившему его Ширвиндту он произнес: «Шура, голова болит», - и это были его последние слова, после которых Миронов потерял сознание. Через два дня, не приходя в сознание, он скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг.

По удивительному стечению обстоятельств в это время в Прибалтике отдыхали многие друзья и родные Андрея. Дочь Миронова Маша позже вспоминала: «Я не знаю, почему пошла на этот спектакль… В тот день мама купила нам билеты на концерт Хазанова. Но в последний момент я сказала: лучше я посмотрю спектакль. Я очень любила “Женитьбу Фигаро”, видела ее уже несколько раз. Но в тот день меня как будто что-то толкало в театр… Конечно, никто не предполагал, что с отцом так плохо… Еще несколько дней назад мы с ним гуляли по Вильнюсу, ходили вместе в театр Некрошюса, смотрели “Дядю Ваню”. Папа был в восторге, поздравлял актеров, шутил… В антракте того рокового спектакля я зашла к нему за кулисы. Спросила: “Что у тебя такое с лицом?” Он говорит: “Немножко на солнце перегрелся - переиграл в теннис”. И все. Я пошла дальше смотреть спектакль… Он умер на глазах всего зала. Потом кто-то из актеров сказал: прекрасная смерть…» Смерть, на которую, как писал в посвященных Андрею Миронову строках Роберт Рождественский, «продавались билеты за месяц вперед…»

На протяжении всей жизни многие считали Миронова маменькиным сынком. Он и сам не оспаривал тот факт, что мама занимала главенствующее место в его судьбе. Женщина властная, авторитарная, но при этом невероятно обаятельная, Мария Владимировна Миронова распоряжалась сыном, как хотела, с первых секунд его жизни. В частности, велела записать в графу «дата рождения» 8 марта, чтобы появление на свет Андрюши, по ее словам, стало «подарком для всех женщин». На самом деле Миронов родился накануне, 7 марта.

Следующим поворотным шагом стала смена фамилии. По рождению Андрей был записан как Менакер, на фамилию отца, известного эстрадного артиста Александра Менакера. Но послевоенные годы, отмеченные антисемитскими настроениями в обществе, внесли свои коррективы. Мария Владимировна, в оставившая свою фамилию, посчитала, что и сын должен стать Мироновым - чтобы его будущая карьера не была подпорчена графой о национальности в паспорте. В третьем классе документы Андрюши были окончательно и бесповоротно изменены.

Он рос «подающим надежды»: таким его хотела видеть мать. Получил музыкальное образование, учил английский язык. Играл в школьных спектаклях, рано обнаружив в себе страсть к перевоплощению. Будучи пятиклассником, Андрюша (как называли его близкие люди с детства и всю жизнь) пробовался на роль в кинофильм «Садко», но режиссер его забраковал, не разглядев таланта в пухленьком, круглощеком парнишке. К слову, лишний вес с детства был большой проблемой для артиста. И, обнаруживая недюжинную силу воли, Миронов всегда боролся с ним, при необходимости сидел на . Впрочем, при его перманентной занятости и невероятной пластичности килограммы уходили от одних только упражнений на сцене и перед софитами.

А вот еще с одной проблемой здоровья - фурункулезом - дело обстояло сложнее. Андрей Миронов периодически вынужден был делать надрезы на фурункулах, чтобы выпустить из них гной, однако меры не давали полного излечения. Напарники актера, зная о болезни, даже по сюжету фильма или спектакля старались не дотрагиваться до его шеи или подмышек, где гнездились нарывы. Именно из-за этой болезни Миронов позволял себе выйти на сцену во время творческого вечера или гастролей не в рубашке, как было принято, а в водолазке с высоким горлом. Элегантный и холеный, он не хотел, чтобы отвратительные фурункулы были видны зрителям...

Несмотря на проблемы со здоровьем, внешне Миронов казался советским женщинам, как минимум, полубогом. Голубоглазый, с золотыми волосами, потрясающей улыбкой и невероятным обаянием, он практически не знал отказов у противоположного пола. Встречаться предпочитал с коллегами по цеху: одним из первых стал громкий роман с Натальей Фатеевой. Красавцы-актеры вместе снимались в комедии «Три плюс два». Однако дальше любовной связи их отношения не пошли: потенциальную невестку не одобрила всемогущая Мария Владимировна. Фатеева была старше Андрюши, с ребенком от первого брака... Миронова приложила все усилия, чтобы роман завершился как можно скорее.

Откровенную неприязнь она высказывала и к еще одной возлюбленной сына: актрисе Татьяне Егоровой. Миронов и Егорова несколько раз подавали заявление в ЗАГС, однако до дела у них так и не дошло, в том числе и из-за страха угодить в немилость к Андрюшиной маме. Повезло в этом плане белокурой радистке Кэт - Екатерине Градовой. Она стала законной супругой знаменитого артиста, родила ему дочку Машу (сегодня Мария Миронова - известная , у нее есть сын Андрей, названный в честь деда). Правда, долго не продержался: супруги не сошлись характерами. Вторая женитьба Миронова - на давней подруге, актрисе Ларисе Голубкиной - оказалась более удачной. Он усыновил падчерицу Машу (актрису Марию Голубкину). Голубкина оставалась с мужем до конца его жизни, замуж она больше не вышла.

Говорить о карьере такого артиста, как Андрей Миронов, в какой-то мере даже глупо: она, эта карьера, вершилась у всех на глазах. Целое поколение выросло на фильмах с участием замечательного актера. «Достояние республики», «Старики-разбойники», «Бриллиантовая рука», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Двенадцать стульев»... В театре Сатиры, где Андрей Александрович прослужил всю жизнь, ему удалось сыграть не менее яркие и запомнившиеся роли: Лопахина в «Вишневом саде», Хлестакова в «Ревизоре», Олега Баяна в «Клопе», Чацкого в «Горе от ума»... Благодаря телеверсии, пожалуй, самым известным театральным образом стал веселый плут Фигаро из бессмертной комедии Бомарше. Именно в этой роли Миронов вышел на сцену в последний раз. Во время рижских гастролей, в возрасте 46 лет он скончался от обширного кровоизлияния в мозг. Умирая, Андрей Миронов договаривал слова своей роли...

(к 77-летию со дня рождения)

Продюсеров сейчас много, артистов еще больше... Великих - единицы! А я их видел, я их любил и помню!

Буду опровергать расхожие мифы на конкретном и всем известном примере. Первый из них гласит: чаще всего талант проявляется и находит свое развитие не у «избалованных москвичей», а у тех, кто приехал с периферии, откуда-нибудь, со станции «Зима». Этот миф охотно поддерживали в официальной пропаганде, чтобы легким способом приподнять окраины и еще раз «поставить на место» интеллигенцию в угоду рабоче-крестьянскому началу. Известная политика «шариковых».

Андрей Миронов - яркое тому опровержение! Он появился на свет в Москве, в роддоме имени Грауэрмана, 7 марта 1941 года. Родители: Мария Владимировна Миронова и Александр Семенович Менакер, артисты юмористического цеха, объявили датой его рождения 8 марта, согласно репризе одной своей миниатюры: «Андрюша - подарок женщинам в Женский день 8 марта». В дальнейшем жизнь полностью подтвердила это утверждение.

Григорий Горин в своем эссе «Андрей» пишет, что ребенок родился на сцене, т. к. Мария Миронова до последнего момента играла в Театре миниатюр и к «Грауэрману» поехала после спектакля.

Второй миф повествует о том, что иметь известных родителей сложно для детей, т. к. это якобы мешает развитию их дарования в отличие от прочих, кому приходится самостоятельно преодолевать все житейские сложности.

Опять же веяние официального общественного мнения. На самом деле, известные родители - это прекрасная квартира в центре Москвы, престижная школа, где учатся дети из «хороших семей», беспрепятственное поступление в профильный вуз, хорошая одежда, привозимая из-за границы, модные пластинки, аппаратура, велосипед, летний отдых не в профсоюзных пионерских лагерях, а с родителями в Пестово, Доме отдыха Художественного театра, и, наконец, окружение, где дядя Ледя Утесов сажает тебя на колени и гладит по головке, а Никита Богословский юморит «за всю масть»

Все это Андрюша Миронов имел в полном объеме. Для тех, кто не помнит или не застал, отмечу, что популярность дуэта Миронова-Менакер была в свое время такой же, как сегодня у Ивана Урганта или Максима Галкина.

В 40-60 годы дуэтные выступления имели самое широкое распространение в разговорном жанре. Дуэт Миронова и Менакера отличался еще и тем, что Мария Владимировна была русской, при полном засилии в «разговорном цехе» еврейских имен. Александр Семенович Менакер, будучи человеком умным, никогда не высовывался из-за спины жены. Поэтому и на правительственные концерты их допускали, и в загранице не отказывали. Да и образы у артистов были соответствующие: «хабалка-жена» и интеллигентный, сдержанный муж в ее подчинении...

В Советском Союзе национальность определялась по отцу. Так вот, Андрей Миронов - еврей! Но в таких смешанных браках можно было национальность и фамилию взять материнские. Так и стал Андрюша Миронов русским... В советской жизни так было проще и надежнее! Андрей обожал отца, а маму слегка боялся. И это сохранилось на всю последующую жизнь. Мнение М.В. Мироновой всегда было главенствующим в семье, даже когда сын стал Народным артистом России. Мария Владимировна была выше и по званию -Народная артистка СССР. Менакер имел звание Заслуженного артиста РСФСР. Выше еврею, артисту разговорного жанра, в Москонцерте было подняться очень трудно.

Итак, Андрей Миронов закончил 170-ю престижную школу, поступил в Щукинское театральное училище, и в 1962 г. был принят в труппу Московского театра Сатиры, где проработал 25 лет.

А сейчас - очередной миф: «Природа на детях отдыхает...» Нет смысла в хронологическом порядке перечислять роли А. Миронова в театре. Достаточно назвать имена героев: Присыпкин, Жадов, Хлестаков, Чацкий, Фигаро, Дон Жуан, Мекки Мессер, Лопахин. Когда в спектакле играл Миронов, в любом городе Советского Союза театры были переполнены. Аналогичное наблюдалось в Югославии, Италии, Германии, Америке. «Любимец публики» - иначе не скажешь...

Каждый при встрече с ним расцветал в улыбке, стремился взять автограф, пожать руку. Столь же удачной была его карьера в кино. Режиссеры: Э Рязанов, А. Гайдай, А. Митта, А. Герман - «стояли в очереди»... Он снялся в 43-х фильмах, среди которых: «Три плюс два», «Бриллиантовая рука», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Соломенная шляпка», «Лев Гурыч Синичкин», «Небесные ласточки», «12 стульев», «Трое в лодке, не считая собаки», «Блондинка за углом», «О бедном гусаре замолвите слово», «Человек с бульвара Капуцинов».

В графе «профессия» у Миронова пишется: актер, певец, телеведущий, режисер, сценарист. Кто не помнит его песни: «Остров невезения», «Кто на новенького» и многие другие.

Андрей много гастролировал не только с театром, но и с сольными концертами. Там он читал несколько фельетонов, исполнял монологи из спектаклей и много пел. В результате скопилось песен на 10 альбомов. Наибольшей популярностью пользовались «Ну, чем мы не пара», «Актер и песня», «Жизнь моя - кинематограф», «Поет Андрей Миронов».

Еще одна грань творчества артиста - телевидение. У редакторов ЦТ всегда были свои любимчики, их приглашали чаще других. Миронов в этом плане был уникален. Его «хотели» все редакторы, режиссеры, руководители ТВ, что вполне понятно. Присутствие в программе Андрея означало успех. Он участвовал в 25 крупных телепроектах («Судьба играет человеком», «Рудин», «Дачная жизнь»).

Кстати, он много занимался и озвучиванием мультфильмов: Комедиант, кот Леопольд, шут Карпуша, все роли в «Раз ковбой, два ковбой».

Поскольку речь идет о разносторонности дарования артиста, то следует упомянуть и радио. С его участием выпущено 10 радиоспектаклей, в том числе: «Золотой теленок», «Остановите Потапова!», «Алмаз Раджи».

Григорий Горин в посмертном эссе «Андрей» продолжает эту мысль: «Недовольство самим собой выросло в сильное чувство внутренней неудовлетворенности, переходящей иногда в трагическое отчаяние... Постороннему человеку в это трудно поверить. Миронову отчаиваться? Это со стороны. А если вдуматься и понять, что происходит внутри? Сыграно много. Но за это каждая новая роль дается все мучительнее и мучительнее... Хочешь не хочешь, в чем-то начинаешь повторяться. Это моментально замечают коллеги, критики, а за ними зрительный зал... Твои достоинства немедленно признаются твоими недостатками...»

Удивительно! Но подобными комплексами может страдать только очень сильная личность. В Андрее Миронове уживалось два человека: один играл на сцене, «жил» на экране, пел, был любимцем телезрителей, второй любил ездить на хороших машинах, элегантно одеваться, прилично зарабатывать.

Женщин в его жизни было достаточно, что неудивительно. Первый серьезный роман с Татьяной Егоровой свадьбой не закончился. В день бракосочетания у А. Менакера случился инфаркт. После смерти А. Миронова вышла довольно спорная книга Т. Егоровой, где она приписывает себе основную роль в жизни артиста. В 1970 г. Миронов знакомится с Екатериной Градовой и делает ей предложение. Брак продолжался 4 года. Родилась дочь Мария, названная в честь матери. В 1977 г. актер женится на Ларисе Голубкиной, с которой он прожил до конца жизни и вырастил также ее дочь Машу.

Последние годы жизни Андрей Миронов очень сильно мучился от фурункулеза. Он умер от обширного кровоизлияния в мозг на сцене рижского театра, не доиграв финальную сцену в спектакле «Безумный день или женитьба Фигаро». Это случилось 14 августа 1987 г. Артисту было всего 46 лет. Похоронили его на Ваганьковском кладбище. По советским традициям, до Новодевичьего ему не хватило звания Народного СССР.

А если не он, то кто в этой стране был более «Народным»?!

Андрей Миронов - легенда советского кино. Его популярность не измерялась миллионными гонорарами, но он по сей день обожаем миллионами поклонников самой большой страны на свете, и как истинный актер, до конца остался верен своему искусству.

Андрей Миронов родился в Москве 7 марта 1941 года в семье популярных эстрадных актеров Александра Менакера и Марии Мироновой, однако родители зарегистрировали рождение сына только 8 марта. Вскоре накачалась война и театр, где служили его родители, эвакуировали в Ташкент, а по возвращении в Москву, в 1948 году Андрей пошел в школу. Через два года ему сменили полученную при рождении фамилию Менакер на материнскую - Миронов, ради того чтоб не возникало лишних вопросов о национальности.

Учась в школе, Андрей занимался в театральной студии. В 1952 году он впервые пробовался на роль в сказке режиссера Александра Птушко «Садко», но роль маленького нищего ему не дали - от природы аккуратный и чистоплотный Андрей не захотел надевать рваную дерюгу и его тут же «уволили».

Окончив школу, Андрей в 1958 году поступил в театральное училище им. Щукина при театре им. Вахтангова, а в 1961-м состоялся его дебют в кино с ролью второго плана в драме «А если это любовь?». Через год Миронова приняли в труппу Московского академического Театра сатиры, где он проработал 25 лет.

Тем временем обаятельный молодой актер быстро набирал популярность в кино. Второй картиной Миронова стала популярная комедия «Три плюс два» (1962), где он уже получил одну из главных ролей. Успехом пользовались и следующие фильмы - «Мой младший брат» (1962), «Берегись автомобиля» (1966). Амплуа блестящего комедийного актера он сполна реализовал, сыграв вместе с Юрием Никулиным и Анатолием Папановым в культовой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968). Роль Геши Козодоева сделала Миронова всенародным любимцем.

В 1971 году Миронов женился на актрисе актриса Театра Сатиры Екатерине Градовой. Через два года у них родилась дочь Мария. Но в 1974 году Градова и Миронов расстались. Развод был официально оформлен в 1976 году. К этому времени Миронов уже жил с актрисой Ларисой Голубкиной, а вскоре они поженились. Андрей удочерил Машу Голубкину, дочь жены от первого брака.

В 70-е Миронов продолжал укреплять свою популярность в качестве одного из лучших комедийных актеров страны такими лентами как «Старики-разбойники»(1971), «Достояние республики» (1971), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). Он также сыграл в ряде блестящих телевизионных фильмов - «Соломенная шляпка» (1974), «Обыкновенное чудо» (1978), «Трое в лодке, не считая собаки» (1979), и, конечно, сериале «12 стульев» (1977). Роль Остапа Бендера в последнем стала новой визитной карточкой актера, не меньшей популярностью пользовались песни в его исполнении.

С началом 80-х обожаемый актер стал сниматься реже. Его начал тяготить «комедийный» имидж, отсутствие серьезных работ, в то время как в театре он мог играть роли любого плана. Но фильмы Миронова по-прежнему пользовались успехом, будь то лирические комедии «Будьте моим мужем» (1981) и «Блондинка за углом» (1983) или одна из немногих драматических лент «Мой друг Иван Лапшин» (1984). Последней работой Андрея Миронова в кино стала роль мистера Фёста в комедийном вестерне «Человек с бульвара Капуцинов» (1987). После выхода на экраны фильм стал хитом, но сам актер до премьеры не дожил.

14 августа 1987 года на сцене Рижского оперного театра в последней сцене спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Андрею Миронову стало плохо. Его увезли на «Скорой», но два дня спустя, утром 16 августа, знаменитый актер скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг. Миронов похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Фильмография

  • Человек с бульвара Капуцинов, 1987
  • Следопыт, 1987,
  • Мы с Шерлоком Холмсом, 1985
  • Победа, 1985
  • Мой друг Иван Лапшин, 1984
  • Сказка странствий, 1983
  • Блондинка за углом, 1983
  • Кое-что из губернской жизни, ТВ, 1983
  • Будьте моим мужем, 1981
  • Раз ковбой, два ковбой… , 1981
  • Приключения кота Леопольда, сериал, 1976 - 1987
  • О бедном гусаре замолвите слово, ТВ, 1980
  • Назначение, ТВ, 1980
  • Трое в лодке, не считая собаки, ТВ, 1979
  • Фантазии Фарятьева, ТВ, 1979
  • Обыкновенное чудо, ТВ, 1978
  • Особых примет нет, 1978
  • 12 стульев, сериал, 1977
  • Голубой щенок, 1976
  • Небесные ласточки, 1976
  • Рикки-Тикки-Тави, 1975
  • Повторная свадьба, 1975
  • Шаг навстречу, 1975
  • Страницы журнала Печорина, ТВ, 1975
  • Соломенная шляпка, ТВ, 1974
  • Лев Гурыч Синичкин, ТВ, 1974
  • Маленькие комедии большого дома, 1974
  • Безумный день или женитьба Фигаро, ТВ, 1974
  • Невероятные приключения итальянцев в России, 1973
  • Новые приключения Дони и Микки, 1973
  • Достояние республики, 1971
  • Старики-разбойники, 1971
  • Тень, 1971
  • Семейное счастье, 1970
  • Две улыбки, 1970
  • Кабачок «13 стульев», сериал, 1969
  • Бриллиантовая рука, 1968
  • Любить, 1968
  • Таинственная стена, 1967
  • Берегись автомобиля, 1966
  • Год как жизнь, 1965
  • Два воскресенья, 1963
  • Мой младший брат, 1962
  • Три плюс два, 1962
  • А если это любовь?, 1961

Андрей Миронов - легендарный советский актер. Большинство фильмов, в которых он снялся, вошли в золотую коллекцию отечественного кинематографа. «Удивительный человек, искренний, обаятельный, невероятно талантливый… Настоящий баловень судьбы!» - именно так говорили про актера его коллеги и друзья. Как складывалась жизнь одного из самых известных актеров советского кино и театра и от чего умер Андрей Миронов?

Детство и юность

Прежде чем перейти к основной теме нашей статьи и узнать, от чего умер Андрей Миронов, стоит поговорить о нем как о личности, о его творчестве, достижениях и личной жизни. Он родился в семье актеров. Его отец и мать Мария Миронова познакомились во время гастролей Театра сатиры, когда оба состояли в супружеских отношениях с другими людьми. После начала романа Александр и Мария сразу же расторгли свои браки и официально оформили создание новой семьи.

Хотя Андрей Миронов (при рождении Менакер) появился на свет 7 марта, родители записали другую дату рождения - 8 марта, так как уже тогда были уверены, что их обаятельный сын станет настоящим подарком для всех женщин, и не прогадали. Андрей родился за пару месяцев до начала Второй мировой войны. Поскольку театр эвакуировали в Ташкент, именно там вместе с родителями Андрей провел свое раннее детство, но в школу пошел уже в Москве. Так как отец знаменитого актера был по национальности евреем, а в СССР начались «чистки», было решено записать сына на фамилию матери. Так Андрей стал Мироновым.

Поскольку родители часто брали сына на театральные репетиции, а отдыхали в Подмосковье в доме отдыха, который был построен для артистов, с детства Андрей Миронов находился среди творческих людей и сам рос очень артистичным молодым человеком. В возрасте 11 лет будущий РСФСР решил попробовать себя в актерской профессии. Он пришел на пробы на кинокартину «Садко» и был выбран актером для массовки. Андрей должен был играть нищего, но под разорванную рубаху он надел свою футболку, и режиссер прогнал его с площадки за непослушание. После этого случая мальчик твердо принял решение стать артистом и начал участвовать во всех школьных постановках, определившись с будущей профессией.

Становление карьеры

В 1958 году Миронов Андрей Александрович становится студентом Театрального училища имени Щукина. Молодого человека зачислили на курс, даже не догадываясь, что перед ними сын известных артистов. Самым главным для Андрея Миронова был красный диплом, потому он не стремился, как другие его однокурсники, сниматься в массовке, а старательно учился. Среди прочих он отличался веселым характером, обаянием и неподражаемым талантом. На четвертом курсе начинающему актеру предложили сыграть небольшую роль в кинокартине про подростковую любовь «А если это любовь?». Кинокритикам фильм не понравился, так как они считали, что любовные отношения между героями показаны были аморально.

После окончания училища, сразу же после первого прослушивания, Миронова приняли в Театр сатиры. Новичок сразу же привлекает внимание всей театральной труппы и мгновенно становится одним из самых узнаваемых артистов. Театральные премьеры удаются одна за одной и проходят с невероятным аншлагом - «Над пропастью во ржи», «Доходное место», «Клоп».

Роли Андрея Миронова

Больше всего Андрей Миронов, конечно, прославился своими киноролями. Несмотря на активную театральную деятельность, он сыграл более чем в 50 фильмах. Его карьера в кино начинается с Александра Зархи под названием «Мой младший брат». Андрей Миронов сыграл роль второго плана - Юру, баскетболиста и мечтателя, юношу из поколения оттепели.

Свою первую главную роль Миронов сыграл в бессмертной комедийной мелодраме «Три плюс два», которая пользуется популярностью у зрителей и сегодня. Актеру досталась роль ветеринара Романа, который влюбился в прекрасную артистку цирка Зою. Картина описывает прелести отдыха на Черном море «дикарем». После премьеры кинофильма в Советском Союзе поездка на берег моря с палатками стала самым популярным видом отдыха.

В 1965 году Миронова ожидал еще один подарок судьбы - роль в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», которая получила множество различных наград. Актер сыграл Диму Семицветова, который зарабатывает нечестным путем, продавая из-под прилавка дефицитную бытовую технику и живет не по средствам.

Другими известными ролями Андрея Миронова стали роль Феликса в «Уроках литературы» и Фридриха Энгельса в киноленте «Год как жизнь». Несмотря на то что в «Бриллиантовой руке» актер сыграл афериста Геннадия Козодоева, образ преступника был настолько обаятельным, что для многих зрителей Андрей Миронов узнаваем и любим именно благодаря этой роли. Песня «Остров Невезения», которую актер спел для съемок фильма, до сих пор является легендарным хитом.

«Невероятные приключения итальянцев в России» стали дебютом Миронова в международном кинематографе. Картина завоевала любовь и зрителей, и кинокритиков, и в большинстве своем именно благодаря неподражаемому таланту Андрея Миронова. К удивлению своих коллег из Италии, актер все трюки выполнял самостоятельно, без дублера, что не могло не вызывать восхищения. Миронов сыграл Андрея Васильева, майора милиции под прикрытием, который помогает итальянцам отыскать клад умершей эмигрантки. После выхода этого фильма Андрей Миронов стал заслуженным артистом РСФСР.

«Соломенная шляпка» - еще одна кинокартина, которая принесла Андрею признание. Роль Леонидаса Фердинанда, повесы и покорителя женских сердец, которому перед свадьбой пришлось искать соломенную шляпку, удалась актеру на отлично. Мюзикл «12 стульев» также вошел в число любимых кинофильмов с участием Андрея Миронова, сыгравшего роль молодого обаятельного авантюриста Остапа Бендера, охотника за бриллиантами, которые одна богатая дама по глупости зашила в стул из своего гарнитура.

Малоизвестный факт, но Андрей Миронов должен был сниматься в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Режиссер предлагал актеру сыграть Ипполита, но он попросил роль Жени Лукашина. Когда Миронов начал репетировать, стало ясно, что ничего не получится, так как из-за привлекательной внешности актера, его обаяния и природной харизмы он просто не мог сыграть робкого Лукашина, который, по его собственному признанию, никогда особенно не нравился женщинам.

В 1980 году актер получил звание народного артиста РСФСР. В 1981-м вышел фильм «Будьте моим мужем» - красивая романтическая история о том, как молодой женщине, которая приехала на курорт, чтобы поселиться в частном доме, приходится просить первого встречного притвориться ее супругом. Именно его самозабвенно сыграл Андрей Миронов.

Комедийное амплуа немного тяготило актера, и потому он старался искать роли в драматических фильмах. «Мой друг Иван Лапшин» становится в некотором смысле материалом для обучения студентов в театральных вузах. Актер сыграл Ханина, режиссера, который, устав от внутренних переживаний после смерти супруги, пытается застрелиться в ванной, но ему не хватает решимости. Именно сцена в ванной до сих пор считается лучшей драматической сценой, сыгранной Андреем Мироновым.

Последним фильмом актера стал «Человек с бульвара Капуцинов», в котором он сыграл Джонни Феста, миссионера, который принимает решение открыть кинотеатр немого кино в одном из захолустных городков Дикого Запада. Он верит, что людей может перевоспитать доброе и хорошее кино. Этот фильм наглядно демонстрирует влияние кинематографа на культуру людей.

Личная жизнь

Андрей Александрович был обворожительным мужчиной, всегда модно и аккуратно одет, известен своими изысканными манерами и неподражаемой улыбкой. Женщины интересовались биографией и личной жизнью Андрея Миронова. Поклонницы в прямом смысле боготворили его. Потому личная жизнь Андрея Миронова (биография подтверждает этот факт) была богата романами.

Во время студенчества Миронов встречался с предложил девушке выйти за него замуж, но свадьба была отменена, так как умер отец актера. Поскольку пассия сына матери не понравилась, воспользовавшись ситуацией, Мария Владимировна сделала все возможное для того, чтобы начинающий артист быстро порвал с невестой все отношения.

Второй избранницей Андрея стала красавица Екатерина Градова, которая была известна широкому кругу советских зрителей благодаря роли радистки Кэт в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны». Девушка настолько понравилась Андрею Александровичу, что он сразу же приступил к активным действиям, пытаясь завоевать ее сердце. Поскольку молодая актриса дала понять, что в кратковременных интрижках участвовать не намерена, Миронов, сгорая от страсти и будучи уверенным, что Катя - его настоящая любовь, на втором свидании сделала ей предложение, а в 1971 году они поженились.

Мария Владимировна, мать Андрея Миронова, сначала встретила свою невестку достаточно холодно, но после увидела, что жена сына очень покладистая и с большой любовью относится к ее сыну. И свекровь старалась не влезать в отношения счастливой семейной пары. В 1973 году у молодоженов родилась дочь, которую Миронов назвал в честь своей матери Машей. Как только девочке исполнился год, Екатерина Градова ушла от мужа, так как он изменил ей с одной из актрис Театра сатиры. Миронов оставил квартиру жене и дочери, а сам вернулся к родителям.

После Андрей Александрович имел несколько романов, но это были несерьезные отношения. Встретившись на съемочной площадке с Натальей Фатеевой, актер безоглядно в нее влюбился, но та не приняла его ухаживаний, потому что была старше его и считала, что для молодого артиста она всего лишь очередное увлечение.

Жена великого актера

Именно Наталья познакомила актера с его будущей супругой Ларисой Голубкиной, которая стала его последней любовью. Влюбившись в звезду «Гусарской баллады», Миронов практически сразу же переехал к ней. Будущая жена Андрея Миронова растила дочь Машу, ровесницу дочери актера. Несмотря на совместное проживание, Лариса не принимала предложение Андрея выйти замуж, так как не верила в его любовь, а когда он подтверждал свои чувства поступками, сомневалась в том, что она его любит.

Но все же, когда Миронов в очередной раз сделал своей возлюбленной предложение, Лариса Голубкина неожиданно согласилась, и в 1976 году они поженились. В браке пара прожила 10 лет. Как поговаривали в актерских кругах, актер продолжал крутить романы, но рассудительная и мудрая жена Андрея Миронова не обращала на них внимания.

Причина смерти

Так от чего умер Андрей Миронов? Что оборвало жизнь такого талантливого человека? Уже в конце 70-х годов актер начал чувствовать острое недомогание. Во время гастролей театра в Ташкенте в 1978 году у Андрея Александровича произошло кровоизлияние в мозг. Актеру успели оказать медицинскую помощь, и он выжил. С диагнозом менингит Миронову пришлось на время забыть о работе в театре, но, невзирая на предупреждения врачей об опасности заболевания, актер уже через два месяца стоял на сцене.

Зрители с благодарностью оценили поступок любимого артиста, и вся сцена была усыпана цветами, хотя найти их в декабре было очень непросто. Лимфатическая система актера была сильно поражена, в 80-е годы состояние здоровья еще больше ухудшилось. Все тело Миронова было покрыто фурункулами, они приносили ему огромную боль, но он все так же стремился выйти на сцену, так как не представлял своей жизни без театра и кино.

За несколько недель до смерти Андрея Александровича умер его близкий друг Причина - остановка сердца. У могилы Миронов как заговоренный повторял, что не хочет больше играть один и хочет, чтобы Папанов забрал его с собой.

До гастролей в Риге актер консультировался у одного из лучших нейрохирургов СССР по поводу ухудшения своего здоровья. Профессор Коновалов выявил у него аневризму в головном мозге, которую срочно нужно было оперировать, иначе актер мог в любой момент умереть. Однако Миронов боялся даже на мгновение остаться без театра, потому принял решение лететь в Ригу вместе с Театром сатиры - и совершил роковой поступок.

От чего умер актер

14 августа 1987 года на сцене Рижского оперного театра Миронов играл в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» главную роль. Он не сумел доиграть финальную сцену и произнести последний монолог, так как ему резко стало плохо. Его едва успел спасти от падения Александр Ширвиндт.

От чего умер Андрей Миронов? Сосуд в головном мозге лопнул, и произошло обширное кровоизлияние. Двое суток врачи не отходили от постели народного артиста, пытаясь спасти ему жизнь и поддерживая сердцебиение и дыхание, но все оказалось напрасно. В 5:35 утра сердце остановилось, и всеми любимый Андрей Миронов скончался, так и не придя в сознание.

В каком возрасте умер актер

В каком возрасте умер Андрей Миронов? Народный будучи еще совсем молодым, ему исполнилось только 46 лет. Еще когда Андрей Александрович был молод, цыганка нагадала ему, что если он не начнет беречь себя и не перестанет работать на износ, его ждет ранняя смерть. Однако актер не придавал этому значения и продолжал активно сниматься в кино и играть на театральной сцене, радуя своих поклонников. Возможно, именно работа на износ и стала причиной смерти Андрея Миронова.

Последний спектакль великого артиста

Последним спектаклем Андрея Миронова стал «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Он шел в Театре сатиры 18 лет и был любим зрителями. В 1974 году вышла телеверсия спектакля, в котором Миронов, как и в спектакле, играл Фигаро, а графа Альмавиву играл Александр Ширвиндт. Его коллегами на сцене были Валентин Гафт, Вера Васильева, Роман Ткачук.

«Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Миронов в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» сыграл Фигаро, домоуправителя графа Альмавивы. Герой должен был жениться на горничной Сюзанне. Однако к красивой девушке неравнодушен и сам граф. Фигаро осведомлен о тайной страсти Альмавивы, но и свою возлюбленную терять не намерен. Эту роль заслуженный артист играл с 1969 года, и, по признанию критиков, его игра была несравненной. Фигаро Миронова был очень умен, резв и находчив, и с каждым выходом на сцену актеру удавалось добавлять в персонаж новые краски.

Похороны Андрея Миронова

Смерть великого актера как будто была срежиссирована кем-то свыше. В день, когда у Миронова началось обширное кровоизлияние в мозг, в Риге оказались и его две любимые жены, и приемная и родная дочери. Тело Андрея Миронова (причина смерти уже вам известна) транспортировали в Москву. По словам очевидцев, в каждом городе или в поселке, мимо которого проезжала машина с гробом, на улицу выходили люди и бросали живые цветы. 20 августа 1987 года состоялись похороны Андрея Миронова на Ваганьковском кладбище. Проститься с Мироновым не смогли его коллеги из Театра сатиры, так как им запретили прерывать гастроли. Хоронили Андрея Александровича в костюме Фигаро.

Могила актера

Могила Андрея Миронова находится на Ваганьковском кладбище, самом известном кладбище в Москве. Рядом с постаментом с огромным крестом посередине расположены шесть высоких плит. На могилу близкие Андрея и его поклонники постоянно приносят живые цветы.

Театр великого актера

В Санкт-Петербурге работает Театр антрепризы имени Андрея Миронова, который был основан 1 ноября 1988 года. На его подмостках выступали более 90 актеров, среди которых самыми известными были А. Б. Фрейндлих, Н. П. Караченцов, В. С. Золотухин, В. В. Панина. За время своего существования в театре имени Андрея Миронова было поставлено более 60 спектаклей по произведениям как русской, так и зарубежной литературы.