Что такое национализм кратко. Что такое "национализм"

Национализмэто идеология, оправдывающая и обосновывающая стремление территориальной или этнической группы к самостоятельности в той или иной форме. Национализм исходит из того, что интересы и ценности нации обладают приоритетом над всеми другими интересами и ценностями, что независимости должно быть как можно больше – вплоть до полного суверенитета. Обычно выделяют два вида национализма: 1) гражданский (синоним – территориальный); 2) этнический.

Гражданский национализм в своих крайних формах выливается в шовинизм и изоляционизм. Пример такого рода национализма можно обнаружить в истории США. Американцам, создававшим свое государство в ходе мятежа, переросшего в революцию, трудно было сделать свою «кровь» и свое происхождение основой государственной легитимации (по крови и происхождению они ничем не отличались от европейских подданных Британской короны – потомки тех же англичан, ирландцев, уэльсцев и шотландцев). Вот почему в Декларации независимости и Конституции США нет упоминания о братстве по крови и т.п. В основе этих документов лежит не общая память, а общие интересы (свобода, равенство в правах и т.д.).Не кровное, не языковое родство, а высшие права граждан были положены в основу строительства нации.Впрочем, на вопросы о том, что значит быть американцем, и кто им может быть, в разные периоды истории США отвечали по-разному. В конце XVIII в. быть американцем означало иметь англосаксонское происхождение и придерживаться протестантского вероисповедания (вплоть до середины XX в. большинство протестантов видели противоречие между американской идентичностью и принадлежностью к католицизму). Даже наиболее прогрессивно мыслящие американцы, включая А. Линкольна, лучшее решение негритянской проблемы видели в переселении черных в Либерию или Латинскую Америку. «Отцы-основатели» США явно стремились к единообразию, видя в нём залог единства, государственной целостности. В середине XX в. появляется мысль, что быть американцем – это значит верить в определенную политическую идеологию и разделять демократическую систему ценностей (равенство возможностей, индивидуализм, преимущество свободного рынка и т.д.). Эта идеология подавалась в одном пакете с теорией американской исключительности и особой демократической миссией США. Гражданский национализм мы находим везде, где утвердилось понимание нации как совокупности граждан, – во Франции, Швейцарии, Великобритании, странах Латинской Америки и др.

Этнический национализм может быть двух видов: 1) политический(его цель ― достижение или удержание государственности); 2) культурный (его цели ― сохранение и развитие языка, культуры). Культурный национализм может играть положительную роль, если не ведет к изоляционизму. Политический национализм доминирующих народов в крайних формах ведет к дискриминации меньшинств, а недоминирующих – к сепаратизму. Но это все идеальные типы, т.к. любой национализм содержит и гражданские, и этнические элементы в разной степени и в разной форме.

Основные источники национализма:

1) Неравноправие. Примеры того, как неравноправие спровоцировало национализм, можно найти в истории Латинской Америки и США. В Латинской Америке креольские чиновники постоянно циркулировали между своей провинцией и Испанией, но, как правило, карьера в самой Испании для них была закрыта. К тому же чиновник из одной провинции не мог быть назначен на пост в другую, соседнюю. Б. Андерсон приводит следующий пример дискриминации креольского населения. Из 170 вице-королей в испанской Америке до 1813 г. креолами были только четверо 1 . Эти ограничения заставили креолов почувствовать, что же представляет собой их Родина и где находится эта Родина. Таким образом, преграды на пути социальной мобильности побудили креолов добиваться независимости. Национализм в североамериканских колониях Великобритании развивался в ответ на многочисленные дискриминационные меры метрополии (запреты на развитие ряда важных промышленных производств, на свободную торговлю с другими странами и т.д.). Примером того, каким образом дискриминационные меры могут провоцировать вооруженные конфликты, является армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. В 70-е гг. «нахичеванский клан» Г. Алиева не допускал армян в управленческо-административный аппарат НКАО, проводя своего рода «азербайджанизацию» армян. Количество часов местного телерадиовещания на армянском языке регламентировалось Баку, а телепередачи из Еревана не принимались. Курс истории армянского народа был исключен из школьных программ, вместо него велось преподавание «Истории Азербайджана». Направление педагогов в вузы Армении запрещалось. В качестве государственного языка функционировал только азербайджанский. При этом армяне составляли большинство населения данной автономной области. В конце 80-х гг. скрытое противостояние переросло в вооруженный конфликт.

2) Возрастающие потребности и иллюзии относительно возможности их удовлетворения путём отделения/автономизации. Это объясняет, почему национализм имеет место в «благополучных» странах: Канаде, Франции, Испании, Бельгии, Великобритании. Ошибочно полагать, будто национализм ― это удел слаборазвитых стран «третьего мира» или стран бывшего социалистического лагеря. В той же Канаде уже дважды проводился референдум по вопросу отделения франкоговорящего Квебека от остальной страны. На грани раскола находится Бельгия, где валлоны и фламандцы не могут договориться друг с другом. Требования независимости исходят от басков в Испании, от корсиканцев во Франции, от шотландцев в Великобритании. Аргумент, согласно которому решение многих сложных социальных проблем будет найдено и жизнь станет лучше после отделения от «братских народов», которых «мы кормим» и которые «живут за наш счет», был весьма популярен у националистических лидеров союзных республик в период распада СССР.

3) Реакция на возможность утраты уже достигнутого уровня автономии внутри полиэтнического государства. Так, решение Верховного Совета Грузинской ССР об упразднении Югоосетинской автономной области в 1990 г. имело самые печальные последствия для развития грузино-югоосетинского конфликта.

4) Угроза (реальная или мнимая) со стороны других государств в экономике и культуре. Страх утратить свою «самобытность», свой язык, боязнь ассимиляции провоцируют агрессивный, воинствующий национализм. Именно это можно наблюдать в последние годы в Прибалтике, где националистическая идеология правящих элит идет рука об руку с русофобией.

5) Конкуренция между различными этническими группами в престижных сферах деятельности и особо высокий статус некоторых диаспорных групп. Так, в Турции накануне геноцида армян турками в 1915 г. армяне, составляя не более 10 % населения Османской империи, сосредоточили в своих руках большую часть торговли. Естественно, это вызывало резкое недовольство самих турок, которые, воспользовавшись началом военных действий, устраняли конкурентов, бывших не только национальным меньшинством, но и иноверцами. С похожими проблемами сталкивались евреи в Европе и китайцы в Юго-Восточной Азии.

6) Угроза (реальная или мнимая) утраты территории, которая считается своей. Территория играет исключительно важную роль в националистической идеологии. Более того, территориальный или же гражданский национализм просто немыслимы без борьбы за автономию или независимость той или иной территории. Большая часть межнациональных конфликтов происходит именно из-за территориальных споров. Примерами таких конфликтов могут служить конфликты между сербами и албанцами в Косово, между осетинами и грузинами в Южной Осетии, между армянами и азербайджанцами в Нагорном Карабахе и т.д.

В реальной жизни все вышеуказанные источники национализма часто дополняют и усиливают друг друга. Вопреки предположениям некоторых ученых, национализм не утратил своей силы в условиях глобализации. Более того, ответной реакцией на космополитизм и насаждаемую «евроинтеграцию» стало «второе рождение национализма» в некоторых странах ЕС. Все чаще национализм в европейских странах связывается с проблемами нелегальных эмигрантов, наплыв которых грозит изменить этническую карту Европы, обостряет конкуренцию на рынке труда.

Список литературы

система взглядов и практических действий, основанная на этноцентризме и этноэгоизме, на дискриминации иных этнических групп, приводящая часто к обострению этнонациональной напряженности, возникновению межнациональных конфликтов.

Отличное определение

Неполное определение

НАЦИОНАЛИЗМ

NATIONALISM) Идеология, основанная на убеждении в том, что народ, обладающий общими чертами, такими, как общие язык, религия или этническая принадлежность, составляет отдельную политическую общность. Националисты стремятся к сохранению этой отличительности для защиты социальных преимуществ, являющихся следствием национальной идентичности и принадлежности. Политическую легитимность государства национализм связывает с самоуправлением, осуществляемым «согражданами» (conationals). Часто утверждается, что национализм как политическая доктрина появился лишь в XVIII в., а рост националистических движений совпадает с развитием наций-государств в Европе в посленаполеоновский период. Однако уже к концу XIX в. многие социальные теоретики говорили о существовании тенденции к упадку национализма и замене его идеологиями интернационализма и космополитизма. Такая трактовка индустриального общества предполагала, что (1) развитие торговли ведет к устранению частных различий между обществами; (2) конфликты будут выражаться посредством классовых, а не национальных идеологий; (3) рабочий класс будет все более привержен интернациональному социализму. Эти предположения были опровергнуты Первой мировой войной, которая велась в соответствии с националистическими принципами при относительно слабой организованной оппозиции военным действиям со стороны рабочего класса. Впоследствии национализм был тесно связан с антиимпериалистическими движениями за самоопределение в странах «третьего мира». Три основные современные интерпретации феномена национализма заключаются в следующем: (1) национализм был романтическим движением, связанным с объединением Германии, а также Италии; позднее, на плечах европейского колониализма он был экспортирован в Африку и Азию; (2) национализм является формой политики, посредством которой общества реагируют на разрушение традиционных способов социальной организации, например, в результате социальных изменений, связанных с внешним колониализмом, или вслед за крахом социалистической системы в Восточной Европе; (3) неравномерное развитие капитализма порождает глубокий региональный дисбаланс, и периферийные регионы проводят националистическую политику с тем, чтобы добиться более равномерного распределения богатства (примером является шотландский национализм в Великобритании). Согласно последней интерпретации, национализм в передовых капиталистических обществах развивается в ответ на внутренний колониализм. Национализм часто считается искусственной, паразитической идеологией вследствие того, что зачастую невозможно определить, в чем заключаются общие черты, свойственные всем членам общества, заявляющим о принадлежности к одной нации. С данной точки зрения, национализм - это миф, созданный интеллектуалами, носителями романтических идей национального языка, народного наследия и национальной идентичности. Вследствие этого, национализм ассоциируется также с политическим экстремизмом и ксенофобией. Тем не менее, свойственное либерализму отождествление национализма и фашизма может заслонять позитивные политические результаты современных националистических движений в странах «третьего мира», добившихся самоуправления и некоторой степени социального развития. Классический марксистский подход к национализму был основан на трех общих положениях: (1) национализм - это буржуазная идеология, поскольку она служит классовым интересам развивающейся буржуазии в ее борьбе с традиционной аристократией, руководствующейся, например, принципом божественного права; (2) развитие наций-государств было тесно связано с экономическими нуждами раннего капитализма, однако интернационализация, свойственная позднему капитализму, ведет к упадку национализма; (3) национальная борьба является особой формой борьбы классов и часто обозначается как «внешняя классовая борьба», которая ведется на международном, а не национальном уровне. Все эти положения не были подтверждены политической историей ХХ в. Национализм часто оказывался связанным с радикализмом рабочего класса, поскольку националистическая политика может предполагать социальное равенство для всех членов нации. Национализм также может быть частью революционной социалистической борьбы за национальную автономию, направленной против иностранного господства и внутренней эксплуатации, примером чего является Мексиканская революция 1910-1917 гг. Кроме того, анализ национальной борьбы как особой формы борьбы классовой оказался связанным со значительными трудностями, и некоторые марксисты утверждали, что национализм следует рассматривать в качестве «автономной силы» в рамках политической борьбы. Существует точка зрения, согласно которой общая теория национализма невозможна, поскольку его политическая направленность (демократическая, фашистская или коммунистическая) и классовая основа могут быть различными. Ни одна теория не может выделить какой-либо социальный процесс (такой, как индустриализация), посредством которого можно было бы объяснить возникновение всех форм национализма, или определить фундаментальные и универсальные черты националистических движений. Однако не все исследователи разделяют эту негативную точку зрения. В социальной науке существует единство во мнениях относительно того, что национализм, несмотря на свою эмпирическую сложность, имеет следующие общие черты: (1) он основывается на принципе, согласно которому правительства должны иметь ту же культурную идентичность, что и рядовые граждане; (2) в результате этого культурный национализм, который стремится к сохранению или возрождению национального наследия (например, посредством возрождения языка), закладывает основу Для национализма политического, стремящегося к самоопределению и политическому превосходству; (3) развитие современных систем массовой коммуникации способствует распространению объединяющих националистических идеологий; (4) националистические идеологии весьма привлекательны для подчиненных классов, которым они обещают определенную экономическую защиту от представителей других наций, однако содержание этой идеологии обычно разрабатывается маргинальными интеллектуалами (например, к национализму тяготеют черные интеллектуалы, исключенные из образовательного истэблишмента белых); (5) в течение большей части ХХ в. национализм был связан с деколонизацией и экономическим развитием стран «третьего мира», а также с борьбой за региональное равенство в рамках существующих капиталистических обществ. Однако в постсоциалистических обществах Восточной Европы с начала 1990-х гг. наблюдалось возрождение воинствующих националистических движений, основанных на этнических и религиозных различиях. См. также: Империализм; Мобилизация; Модернизация; Политическая социология; Этническая группа. Лит.: Gellner (1983); Smith (1991)

Сегодня в голове у рядового потребителя информации смешалось очень многое, в т.ч. смысл многих важных понятий, позволяющих ориентироваться среди актуальнейших проблем прошлого и настоящего. Одним из таких понятий является слово "национализм". Я думаю, найдется мало слов, на которые в последнее время было бы выплеснуто столько же лжи, ненависти и презрения. Его смешали не только с грязью, но и со словами "фашизм", "шовинизм" и "расизм". В результате смешения понятий в головах людей сложилась сугубо отрицательная установка относительно этого слова. Установку закрепили официальные российские (ранее – советские) словари, которые называли национализм буржуазной идеологией, пропагандирующей национальную исключительность и ненависть к другим нациям. Что же включает в себя это слово? Так уж оно опасно и негативно, как стараются внушить обывателю современные средства массовой информации (многие из которых претендуют на звание "независимых")? Не прячется ли за искажением значения слова злой умысел опорочить чистую и светлую идею национального возрождения русского народа и других коренных народов России? На эти и другие вопросы помогут ответить цитаты писателей, философов, деятелей русского национального движения, публицистов и других заслуживающих внимания людей.

Современные представления определения понятия "национализм" даны в ряде авторитетных словарей и энциклопедий:

nationalism

1. Devotion to the interests or culture of one"s nation.
2. The belief that nations will benefit from acting independently rather than collectively, emphasizing national rather than international goals.
3. Aspirations for national independence in a country under foreign domination.
The American Heritage Dictionary of the English Language (4th ed.) © 2000 by Houghton Mifflin Company

nationalism
1. The state of being national; national attachment; nationality.
2. An idiom, trait, or character peculiar to any nation.
3. National independence; the principles of the Nationalists.
Webster"s Revised Unabridged Dictionary © 1998 MICRA nationalism
Ideology based on the premise that the individual"s loyalty and devotion to the nation-state surpass other individual or group interests.
Encyclopaedia Britannica © 2002 Мы видим, что в этих определениях понятие "национализм" имеет нейтральную или скорее даже положительную коннотацию (преданность культуре своей нации, стремление к национальной независимости - что в этом плохого?). Иначе и быть не может, поскольку все европейские государства-нации - Франция, Великобритания, Германия - созданы, сконструированы на базе идей национализма - национализма, соответственно, французского, британского, немецкого. То же самое можно сказать и о "новых нациях" Латинской Америки, Азии и Африки, Центральной и Восточной Европы

Информацию Nationalism.org дополняет фрагмент обращения Русской секции МОПЧ : "Наиболее авторитетный словарь Вебстера (издание США, 1987 г.), которым пользуются во всех без исключений странах мира, включая Россию, так определяет понятие "национализм":
1. Преданность своему народу.
2. Защита национального единства или независимости.
Японская энциклопедия:
Национализм - всеобщая приверженность и верность своей нации.
Британская энциклопедия:
Национализм - это верность и приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов.
Американский политический словарь, который к 1993 г. выдержал 9 (!) изданий:
Национализм отождествляется с социальными и психологическими силами, которые зародились под действием уникальных культурных, исторических факторов, для того чтобы обеспечить единство, воодушевление в среде данного народа посредством культивирования чувства общей принадлежности к этим ценностям. Национализм объединяет народ, который обладает общими культурными, языковыми, расовыми, историческими или географическими чертами или опытом и который обеспечивает верность этой политической общности".

* * *

«Национализм - это проявление уважения, любви и преданности, преданности до самопожертвования в настоящем, почтения и преклонения перед прошлым и желание благоденствия, славы и успеха в будущем той нации, тому народу, к которому данный человек принадлежит. Каждый член нации есть часть целого, и как нация не может и не должна оставлять своего члена беззащитным и неотомщенным как внутри, так и вне места её обитания, так и часть её, её члены, должны быть всегда готовы пожертвовать собою для своей народности. Часто смешивают национализм с патриотизмом; однако, между ними серьёзная разница. Национализм есть безпредельная любовь и готовность к самопожертвованию за свою народность, а патриотизм - такая же любовь и готовность к самопожертвованию за Родину, Отечество. Национализм скорее понятие психолого-антропологическое, а патриотизм - историческо-географическое. Natio - народ, patria - отечество, географическая величина, составляющее пространство, занимаемое тем или другим государством с его прошлым (с. 45-46). Национальное чувство есть прирожденная принадлежность физической и душевной организации. Оно инстинктивно. Оно обязательно. Национальное сознание - акт мышления и вытекает из бытия нации. Сплошь и рядом национальное сознание зиждется на почве национального чувства, но оно не самобытно и является сознательным последствием первого (с. 42-43) Само государство, сама исполнительная государственная машина неизбежно должна будет в известные моменты и при известных условиях становиться национальной не только в смысле отражения нации как сборного и в национальном отношении целого, но даже и в смысле отражения одной определенной национальности, интересы которой в данный момент получают доминирующее положение и отражение в равнодействующей.
Вот почему в данный момент вполне законным для русской государственной власти является лозунг: государственная власть должна быть национальной русской!.. Русская национальная группа не только вправе, но и обязана предъявить своему правительству, своей государственной власти требование быть национальным, т.е. оберегать политические интересы коренной национальности, пока коренная национальность не сплотится политически настолько, чтобы собственными групповыми силами оберегать свои политические интересы от излишне неуступчивых притязаний других национальных групп...» (с.52)
.
Профессор П.И. Ковалевский. Психология Русской нации. СПб., 1915г. (цитируется по изданию: Проф. П.И.Ковалевский "Русский национализм и национальное восстание в России", СПб., 2006г.)

* * *

«Национальное чувство есть любовь к историческому облику и к творческому акту своего народа. Национализм есть вера в его духовную и инстинктивную силу; вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к творческому расцвету моего народа - в земных делах и в небесных свершениях. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его истории, его души, его талантов, его недостатков, его духовной проблематики, его опасностей, его соблазнов и его достижений. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви и веры, из этой воли и этого созерцания. Вот почему истинный национализм можно описать как духовный огонь, возводящий человека к жертвенному служению, а народ - к духовному расцвету. Это есть восторг от созерцания своего народа в плане Божием, в дарах Его Благодати. Национализм есть благодарение Богу за эти дары; но он есть и скорбь о своем народе, если народ оказывается не на высоте этих даров.»

И.А. Ильин (1883-1954), русский философ и политолог. "Манифест Русского Движения".

* * *

«Нет такого народа, который не искал бы в своей жизни утверждения национальной гордости Л.Н. Толстой, великий русский писатель

* * *

"Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить". Дмитрий Менделеев. "К познанию России" .1906

* * *

Национализм - высшая фаза развития патриотизма, в которой торжествует понимание ключевой истины: нация - первична, государство - вторично. Я приведу оба определения, которые кажутся мне наилучшими и наиболее верными:
1) "Национализм – это любовь к своей нации и забота о ней" (то есть – не просто любовь, а любовь деятельная, активная);
2) "Национализм – инстинкт самосохранения народа; этот инстинкт спит, когда нации ничто не угрожает, но просыпается в роковую годину испытаний". Первое (любовь и забота) верно в отношении отдельной личности, второе (инстинкт самосохранения) – в отношении масс.
Национализм – естественное состояние для национальной элиты в роковой для ее нации час.
А.Н.Севастьянов, идеолог русского национального движения, гл. редактор "Национальной газеты

* * *

Национализм - это любовь к своей нации. Национализм - это преобладание интересов нации над всеми другими интересами - государства, партий, идеологий. Национализм - это прививка от любой чумы, которую нам могут в очередной раз подсунуть в ярко размалеванном фантике свободы, равенства, братства, в приманке общечеловеческих ценностей, прав, в обещаниях расцвета и укрепления России. Национализм - забота нации о своем физическом, нравственном, духовном здоровье. Национализм - понятие духовное. Личное в нем вырастает до общенационального. Общенациональное становится личным. Национализм - это не просто генетическая память расы, это фундамент мировоззрения заложенный Богом. Б.С.Миронов, идеолог русского национального движения.

* * *

Национализм - это не проповедь национального превосходства. Национализм - это воля нации к самоутверждению. Национализм - это врожденное стремление народа сохранить свою собственную суть, свою духовно-почвенную самобытность, свою национальную культуру.
Национализм - это борьба за независимость народа и Родины против иноземных поработителей.
Русский национализм - это священное право коренной нации быть хозяином в собственном доме, на Земле Предков.
Русский национализм - это русский порядок и русский хозяйственный уклад, способный установить социальную справедливость.
Русский национализм - это власть подлинных Советов (Советов от слова "вече" - волеизъявление народа).
Национализм - это священное чувство кровно-духовного единения человека с породившим его народом.
Национализм - это родовое сознание, врожденное чувство Родины. Национализм произрастает из родной почвы в самом прямом смысле слова. Ведь Родина - это, прежде всего Родная Природа - олицетворение волшебной связи народа со своей землей, где все природные святилища - заповедные рощи, родники и дубравы овеяны дыханием славных подвигов, где освещенные курганы-могильники насыщены мощью вещих Пращуров-Покровителей Рода. (А.А.Добровольский), идеолог русского движения.

* * *

Национализм – это, в первую очередь, любовь к своему народу. И естественно, наиболее сильно обостряется, когда у народа какие-то проблемы. Условно – если вы видите, что обижают вашего ребенка во дворе – допустим, во дворе ему кто-то подзатыльник дал – первое, что вы делаете, с Корее всего, у вас не будет никаких мыслей – вы выскочите, и даже не разбираясь, что там произошло, обязательно заступитесь за своего ребенка. То же самое и национализм политический, или общественный – когда вы видите, что твоему народу плохо, что его ущемляют, обижают, он вымирает - ты невольно начинаешь действовать так, чтобы помочь своему народу. Но если говорить более научно - есть Британская энциклопедия, там дают более расплывчатое понятие, что такое национализм – это идеология, которая ставит интересы общности или народа выше интересов личности. Русский национализм. Может быть, имеет какие-то специфические момент – допустим, он очень тесно связан с понятием государство, то, что русские постоянно ассоциировали себя с государством на протяжении всех столетий своего существования, и очень серьезно, как личную национальную трагедии, воспринимают распад государства, и то, что русские оказались разделенным народом – многие наши соотечественники и единоплеменники находятся за пределами исторической России, современной России, и это тоже накладывает определенную специфику на русский национализм – то есть, он отличается в этом плане от чеченского или татарского, который тоже имеет право на существование. Александр Белов, координатор Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ).

* * *

Человечество многолико. Истинный национализм хранит красоту и разнообразие мира, генерирует динамику его всестороннего развития в позитивном направлении. Космополитизм, "человечество вообще" - глупая ахинея, негативная абстракция от должных реалий Бытия. Если я не прав, покажите мне в лесу "дерево вообще", а не конкретную берёзу или сосну. Русские националисты - противники обезличивающей народы глобализации. Национализм - это естественное осознание своей генетической, исторической и культурной принадлежности к своему народу и своей Родине, родовое чувство, скреплённое общностью происхождения, языка, истории, культуры, традиции и стабильной средой обитания конкретной личности и его предков. Всё прочее - от лукавого. Всё прочее - фальшивые ярлыки и чужие имена. Вокруг идеи русского национализма должны сплотиться все умственно, нравственно и физически нормальные представители всех сословий, сплотиться всем народом и обеспечить тем самым частный интерес каждого в рамках интереса общенационального. Русский национализм - спасение нации и России! Валерий Герасимов, русский публицист. Газета «За Русское Дело»

* * *

Архетип любой нации наиболее ясно проявляется в ее национализме. Ибо национализм в своей первооснове является глубоко дремлющим подсознательным инстинктом, обусловленным не только сохранением чистоты своего рода, но и неким утонченным чувством, идущим из глубины человеческой души – почти мистического голоса крови, о котором мы больше знаем из еврейского и немецкого эпоса и памятников религиозной литературы. Все особенности той или иной расы, национальности держатся на этом древнем чувстве – национализме. Поэтому тот, кто пытается бороться с национализмом, прежде всего, борется с природой и культурой человека. А ведь с природой и культурой, как бы она вам не нравилась, надо не бороться, ее надо понять. Русский национализм в лучшем понимании этого слова определял силу нации, ее идеалы, ее имперскую сущность.Национализм – это иммунитет нации, и чем больше нацию подвергают испытаниям, тем сильнее становится ее иммунная система.Национализм аристократичен, т.к. он обусловлен не только сохранением чистоты своего рода, но и структуризацией общества на принципах приоритета национальных интересов над государственными, классовыми, идеологическими и религиозными. Национализм – это не просто генетическая память расы, это фундамент мировоззрения заложенный Богом. Его невозможно уничтожить, не разрушив Храм Природы, а Природа умеет жестоко мстить за притязания на ее права.Русский национализм обязательно станет узаконенной идеологией. Пройдет совсем немного времени, и русскими националистами перестанут пугать обывателя и интеллигенцию. Но это произойдет тогда, когда образ русского националиста будет представлен не в виде бритоголового со свастикой, а в лице аккуратно одетого молодого человека с умными глазами и способного отстоять свои убеждения. А рядом с этим молодым человеком всегда должны стоять образы русского интеллигента, русского рабочего и русской женщины.Национализм искренен, и в этом его притягательная сила.

Р.Л.Перин, "Психология национализма", "ЛИО Редактор", СПб., 2003г.

РАЗВЕРНУТОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА

Что такое народ? Оставим в стороне марксистские и прочие определения. Скажем проще: народ это что-то вроде очень большой семьи. Человек, не осознающий свою принадлежность к своему народу, - это человек без семьи, одинокий и никому не нужный. Националист - это человек, твердо осознающий свою принадлежность к народу. Свой народ ближе ему, чем другие. Это не значит, что именно его народ лучше других. Возьмем пример семьи: возможно, моя жена не самая умная и красивая в мире женщина, но в случае опасности я буду в первую очередь спасать ее, даже если моя помощь требуется и победительнице конкурса красоты. И ведь никому не придет в голову считать меня расистом на этом основании. Израильская спасательная делегация в Турции в первую очередь пыталась спасти ставших жертвами землетрясения израильтян, а потом уже перешла к помощи туркам. Расизм тут ни при чем: случись землетрясение у нас, я бы понял любую нацию, старающуюся в первую очередь спасти своих соотечественников. Очевидно, что все семьи в обществе равны, но каждая семья в первую очередь заботится о себе. Так же и народы - все народы равны, но право каждого - заботиться в первую очередь о себе. Человек же, не осознающий свою принадлежность к какому-либо народу, - это одинокий безродный космополит. Это старый холостяк или старая дева, развлекающиеся до поры до времени, но к зрелости осознающие свое одиночество и собственную ненужность. Человек, чуждый национализму, неизбежно окажется между стульев. В любом месте он будет чувстовать себя гостем, и никогда - хозяином. Возможно, ему место в США, да и то вряд ли: насколько я представляю себе американское общество, это составленный из разных компонентов коктейль, а не однородная серая масса.

Александр Зарудь

И её интересах как высших ценностях.

В за-ви-си-мо-сти от по-ни-ма-ния, что та-кое на-ция, национализм име-ет две основные фор-мы - гра-ж-дан-ский, или го-су-дар-ст-вен-ный, и эт-ни-че-ский. Гражданский национализм воз-ник в эпо-ху бур-жу-аз-ных ре-во-лю-ций и ста-нов-ле-ния современных го-су-дарств, ос-но-ван-ных на пред-став-ле-нии о на-ции и о на-ро-де как со-гра-ж-дан-ст-ве с об-щи-ми са-мо-соз-на-ни-ем и ис-то-ри-ко-куль-тур-ным на-сле-ди-ем. Эта фор-ма национализма на-прав-ле-на на обос-но-ва-ние ле-ги-тим-но-сти го-су-дар-ст-ва, на кон-со-ли-да-цию гражданской на-ции, но за-час-тую со-дер-жит в се-бе ус-та-нов-ки на дис-кри-ми-на-цию и ас-си-ми-ля-цию мень-шинств, а так-же на государственную экс-пан-сию (мес-сио-низм) или, на-обо-рот, на изо-ля-цио-низм. Этот вид национализма ши-ро-ко ис-поль-зу-ет-ся го-су-дар-ст-ва-ми че-рез официальную сим-во-ли-ку и идео-ло-гические ин-сти-ту-ты (об-ра-зо-ва-ние, со-ци-аль-ные нау-ки, СМИ и пр.) с це-лью ут-вер-жде-ния об-ще-гра-ж-дан-ской ло-яль-но-сти («слу-же-ние и лю-бовь к Ро-ди-не», «ува-же-ние к стра-не и про-шло-му» и пр.) и рас-про-стра-не-ния об-ще-го-су-дарственных пра-во-вых норм и мо-раль-но-куль-тур-ных цен-но-стей.

Сте-пень рас-про-стра-не-ния государственного национализма в раз-ных стра-нах за-ви-сит от со-ста-ва на-се-ле-ния, ис-то-рической тра-ди-ции, фор-мы прав-ле-ния, ста-ту-са и по-ли-тического по-ло-же-ния стра-ны. Го-су-дар-ст-ва со слож-ным со-ста-вом на-се-ле-ния ста-ра-ют-ся ут-вер-ждать раз-ные фор-мы государственного (об-ще-гра-ж-дан-ско-го) национализма, да-же ес-ли это эко-но-ми-че-ски раз-ви-тые с де-мокра-тической фор-мой прав-ле-ния об-ще-ст-ва (например, США, Ис-па-ния, Ка-на-да). В стра-нах с не-раз-ви-той эко-но-ми-кой и де-мо-кра-ти-ей, с боль-шим эт-ническим раз-но-об-ра-зи-ем и на-ли-чи-ем се-па-ра-ти-ст-ских дви-же-ний государственный национализм слу-жит од-ним из средств обес-пе-че-ния вла-сти цен-тра, об-ще-ст-вен-ной кон-со-ли-да-ции и со-хра-не-ния це-ло-ст-но-сти го-су-дар-ст-ва (например, Ин-дия, Ин-до-не-зия, Ки-тай, не-ко-то-рые арабские стра-ны).

Государственный национализм (или пат-рио-тизм) об-ре-та-ет осо-бый раз-мах и край-ние фор-мы шо-ви-низ-ма и экс-пан-сио-низ-ма в ус-ло-ви-ях меж-го-су-дарственных войн и внутренних кри-зи-сов. Государственный национализм осо-бо за-ме-тен во вновь об-ра-зо-вав-ших-ся стра-нах, где он вы-пол-ня-ет функ-ции дис-тан-ци-ро-ва-ния от преж-них го-су-дарств, по-ли-тической мо-би-ли-за-ции и но-во-го «на-цие-строи-тель-ст-ва». Это име-ет ме-сто в пост-со-вет-ских го-су-дар-ст-вах, но в спе-ци-фической фор-ме сим-био-за с эт-ни-че-ским национализмом. Вме-сте со ста-нов-ле-ни-ем гражданских на-ций, объ-яв-лен-ных ис-точ-ни-ком су-ве-рен-ной вла-сти (французская Дек-ла-ра-ция прав че-ло-ве-ка и гра-ж-да-ни-на 1789 года), ран-ний национализм ут-вер-ждал пра-во на-ций на са-мо-оп-ре-де-ле-ние (смотрите Са-мо-оп-ре-де-ле-ние на-ро-дов) и про-воз-гла-шал ра-вен-ст-во всех гра-ж-дан пе-ред за-ко-ном. В эко-но-мической об-лас-ти национализм про-во-дил по-ли-ти-ку про-тек-цио-низ-ма, а сво-им идеа-лом ви-дел ав-тар-кию (эко-но-мический национализм). На-ко-нец, един-ст-во и спло-чён-ность на-ции ут-вер-жда-лись об-щи-ми язы-ком (смотрите На-цио-наль-ный язык) и куль-ту-рой, а так-же вер-си-ей об-щей ис-то-рии.

Эт-ни-че-ский национализм (ча-ще про-сто национализм или эт-но-на-цио-на-лизм) пред-по-ла-га-ет, что на-ция яв-ля-ет-ся выс-шей фор-мой эт-но-со-ци-аль-но-го ор-га-низ-ма и яв-ля-ет-ся соз-да-те-лем «на-цио-наль-но-го го-су-дар-ст-ва» и его куль-тур-ной сис-те-мы, имеет ис-клю-чительное пра-во на об-ла-да-ние его ре-сур-са-ми и ин-сти-ту-та-ми, вклю-чая власть. Эт-нический национализм ос-но-вы-ва-ет-ся на био-ло-ги-че-ских и ра-со-вых ар-гу-мен-тах и сло-жил-ся в эпо-ху гос-под-ства эво-лю-цио-низ-ма и эт-но-ра-со-вых тео-рий (смотрите Расизм) во второй половине XIX века. Он мо-жет быть как эт-но-на-цио-на-лиз-мом от име-ни эт-нического боль-шин-ст-ва (сход-ное с ним яв-ле-ние - шо-ви-низм), так и эт-но-на-цио-на-лиз-мом от име-ни мень-шинств (сход-ное с ним яв-ле-ние - се-па-ра-тизм).

Эт-нический национализм по-лу-чил ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние во всех ре-гио-нах ми-ра по ме-ре со-ци-аль-ной и по-ли-тической мо-дер-ни-за-ции го-су-дарств и раз-ви-тия ло-каль-ных куль-тур и эт-но-по-ли-тических ор-га-ни-за-ций. В Рос-сии эт-нический национализм воз-ник в рам-ках поч-вен-ни-че-ско-го ва-ри-ан-та сла-вя-но-филь-ст-ва в про-ти-во-по-став-ле-нии ли-бе-раль-но-му за-пад-ни-че-ст-ву, а так-же в сре-де эт-нической пе-ри-фе-рии как дви-же-ние за по-вы-ше-ние ста-ту-са «ино-род-цев» или за об-ла-да-ние соб-ст-вен-ной го-су-дар-ст-вен-но-стью не-рус-ски-ми на-ро-да-ми, на-хо-див-ши-ми-ся под вла-стью российской ко-ро-ны. В конце XX века эт-но-на-цио-на-лизм уси-лил-ся в стра-нах ком-му-ни-стического бло-ка, осо-бен-но в СССР, где под-дер-жи-ва-лось раз-ви-тие эт-нических куль-тур, а эт-но-на-цио-на-лизм был ча-стью официальной идео-ло-гии и ос-но-вой т. н. со-циа-ли-стического фе-де-ра-лиз-ма. В си-туа-ции кри-зи-са ком-му-ни-стической идео-ло-гии и по-ли-тической сис-те-мы эт-но-на-цио-на-лизм сыг-рал важ-ную роль в рас-па-де мно-го-эт-нич-ных го-су-дарств (СССР, Юго-сла-вии, Че-хо-сло-ва-кии).

В за-ви-си-мо-сти от це-лей и форм про-яв-ле-ния эт-нический национализм име-ет куль-тур-ный или по-ли-тический ха-рак-тер. В пер-вом слу-чае речь идёт о со-хра-не-нии це-ло-ст-но-сти и са-мо-быт-но-сти эт-нической общ-но-сти (на-ро-да), раз-ви-тии язы-ка и об-ра-зо-ва-ния, про-па-ган-де ис-то-рического на-сле-дия и тра-ди-ций. Та-кой национализм иг-ра-ет по-ло-жи-тель-ную роль, ес-ли не со-дер-жит ан-ти-мо-дер-ни-за-ци-он-ных ус-та-но-вок и не-га-тив-ной на-прав-лен-но-сти про-тив куль-тур и пред-ста-ви-те-лей др. на-ро-дов. Во вто-ром слу-чае эт-нический национализм по-ли-ти-че-ски на-прав-лен на дос-ти-же-ние пре-иму-ществ для пред-ста-ви-те-лей од-ной на-цио-наль-но-сти в сфе-ре вла-сти и дос-ту-па к ре-сур-сам (край-няя фор-ма этой раз-но-вид-но-сти эт-нического национализма - на-цио-нал-со-циа-лизм).

В лю-бом слу-чае эт-нический национализм ос-но-вы-ва-ет-ся на уп-ро-щён-ных трак-тов-ках ис-то-рии, узур-па-ции куль-тур-но-го на-сле-дия в поль-зу од-ной груп-пы, на кон-фликт-ных тер-ри-то-ри-аль-ных ин-тер-пре-та-ци-ях («эт-ни-че-ская тер-ри-то-рия», «ис-кон-ные зем-ли», «ис-то-ри-че-ская ро-ди-на» и т. п.). Он за-клю-ча-ет в се-бе не-га-тив-ные сте-рео-ти-пы в от-но-ше-нии др. на-ро-дов и ан-ти-эта-ти-ст-ские ус-та-нов-ки. По-ли-тический эт-но-на-цио-на-лизм со сто-ро-ны до-ми-ни-рую-щих групп но-сит дис-кри-ми-на-ци-он-ный ха-рак-тер по от-но-ше-нию к мень-шин-ст-вам и ми-гран-там. Ра-ди-каль-ный эт-но-на-цио-на-лизм мень-шинств мо-жет об-ре-тать се-па-ра-ти-ст-ский ха-рак-тер с тре-бо-ва-ни-ем из-ме-не-ния внутренних гра-ниц или соз-да-ния от-дель-но-го «на-цио-наль-но-го го-су-дар-ст-ва». Он ста-но-вит-ся при-чи-ной за-тяж-ных и раз-ру-шительных эт-ни-че-ских кон-флик-тов (Северная Ир-лан-дия, Би-аф-ра, Ка-тан-га, Ка-ра-бах, Эрит-рея, Шри-Лан-ка, Чеч-ня и др.).

Вслед-ст-вие это-го роль национализма не-од-но-знач-на. С од-ной сто-ро-ны, от-каз от се-мей-но-ди-на-стического уст-рой-ст-ва вла-сти, дос-ти-же-ние народного су-ве-ре-ни-те-та и по-яв-ле-ние на-цио-наль-ных го-су-дарств, ос-но-ван-ных на гражданском рав-но-пра-вии, соз-да-ва-ли ос-но-вы для рас-кре-по-ще-ния соз-на-ния и по-ве-де-ния лю-дей и да-ва-ли сти-мул раз-ви-тию об-ще-ст-ва; с дру-гой - стрем-ле-ние к куль-тур-ной го-мо-ге-ни-за-ции, ас-си-ми-ля-ци-он-ные ус-та-нов-ки, дис-кри-ми-на-ция и эт-нической чи-ст-ки (вплоть до ге-но-ци-да) ве-ли к кро-во-про-лит-ным кон-флик-там. В отдельных слу-ча-ях по-бе-да национализма в его край-них фор-мах ве-дёт к ав-то-ри-тар-но-му ре-жи-му и за-си-лью ре-лигиозного фун-да-мен-та-лиз-ма.

Су-ще-ст-ву-ет дли-тель-ная тра-ди-ция изу-че-ния национализма. В ос-но-ве ис-то-ри-че-ско-го (ве-бе-ри-ан-ско-го) под-хо-да ле-жа-ло пред-став-ле-ние о национализме как дол-го-временном ис-то-рическом яв-ле-нии-ор-га-низ-ме со свои-ми кор-ня-ми, ста-дия-ми рос-та и основными чер-та-ми, ко-то-рое по-ро-ж-да-ет-ся на-ция-ми (Дж. Арм-ст-ронг, Л. Грин-фельд, Э. Смит, Э. Хоб-сба-ум, М. Хрох). Этот под-ход вос-при-ни-ма-ет на-цию как кол-лек-тив-ное те-ло, об-ла-даю-щее свой-ст-ва-ми отдельной лич-но-сти, вклю-чая ме-сто-жи-тель-ст-во (тер-ри-то-рию), судь-бу (ис-то-рию) и ха-рак-тер (куль-ту-ру). Из это-го сле-ду-ет, что у ка-ж-дой на-ции име-ет-ся своё ис-то-рическое пред-на-зна-че-ние, ко-то-рое она долж-на реа-ли-зо-вать. По-это-му на-ции не долж-ны сме-ши-вать-ся, а го-су-дар-ст-ва, ох-ва-ты-ваю-щие бо-лее од-ной на-ции, яв-ля-ют-ся «не-ес-те-ст-вен-ны-ми» и не-жиз-не-спо-соб-ны-ми. В край-нем ви-де на-ция пред-став-ля-ет-ся по-сто-ян-ным не-ис-то-ри-че-ским («при-мор-ди-аль-ным») един-ст-вом (смотрите При-мор-диа-лизм). В по-след-ние два де-ся-ти-ле-тия име-ет ме-сто апо-ло-гия эт-но-на-цио-на-лиз-ма как «ли-бе-раль-но-го национализма» или как фор-ма национального воз-ро-ж-де-ния и са-мо-оп-ре-де-ле-ния (У. Кон-нор, М. Линд, Ю. Та-мир и др.).

Некоторые ис-сле-до-ва-те-ли свя-зы-ва-ют яв-ле-ние национализма с про-цес-сом мо-дер-ни-за-ции и трак-ту-ют его как ус-ло-вие мо-дер-ни-за-ции (Э. Гелл-нер). К это-му на-прав-ле-нию при-мы-ка-ет кон-ст-рук-ти-ви-ст-ский под-ход, трак-тую-щий национализм как ме-ха-низм ре-кон-цеп-туа-ли-за-ции по-ли-тической общ-но-сти, ко-то-рая до это-го мог-ла ка-те-го-ри-зо-вать-ся как им-пе-рия , ко-ло-ни-аль-ная ад-ми-ни-ст-ра-ция или пле-мен-ное об-ра-зо-ва-ние (Б. Ан-дер-сон). Оп-по-нен-та-ми это-го под-хо-да вы-сту-па-ют учё-ные стран Азии и Аф-ри-ки, ко-то-рые про-сле-жи-ва-ют «ин-ди-ген-ный национализм» в сво-их стра-нах до воз-ник-но-ве-ния современных на-ций и гражданского ационализма ти-па ин-дий-ско-го Дж. Не-ру и И. Ган-ди (П. Ча-ттерд-жи). В западной нау-ке под воз-дей-ст-ви-ем пост-со-вет-ских транс-фор-ма-ций из-ме-не-ния в трак-тов-ке национализма про-изош-ли в поль-зу по-ли-ти-зи-ро-ван-ной кон-цеп-ции «рас-па-да им-пе-рии» и «три-ум-фа на-ций» (Э. Кар-рер д’Анкосс).

В российском об-ще-ст-воз-на-нии про-дол-жа-ет гос-под-ство-вать тра-ди-ция изу-че-ния национализма как идео-ло-гии пре-вос-ход-ст-ва од-ной на-ции над дру-гой и как про-по-ве-ди национальной ис-клю-чи-тель-но-сти или же рас-про-стра-ня-ют-ся со-чи-не-ния па-ра-на-уч-но-го и ра-си-ст-ско-го ха-рак-те-ра, ав-то-ра-ми ко-то-рых вы-сту-па-ют пред-ста-ви-те-ли т. н. национальных элит, вклю-чая пред-ста-ви-те-лей т. н. русского на-цио-на-лиз-ма. В це-лом по-ня-тие национализм от-но-сит-ся к сво-его ро-да элит-но-му по-ли-тическому про-ек-ту, и национализм мож-но рас-смат-ри-вать как ме-та-ка-те-го-рию «бы-то-во-го» по-ли-тического и на-учного мыш-ле-ния, как дис-кур-сив-ную прак-ти-ку в сис-те-ме от-но-ше-ний вла-сти в современных го-су-дар-ст-вах и в сис-те-ме от-но-ше-ний вла-сти и зна-ния.

Дополнительная литература:

Гелл-нер Э. На-ции и на-цио-на-лизм. М., 1991

На-цио-на-лизм: (взгляд из-за ру-бе-жа). М., 1995

Де-мо-кра-ти-за-ция и об-ра-зы на-цио-на-лиз-ма в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции 90-х гг. М., 1996

Тиш-ков В. А. О на-ции и на-цио-на-лиз-ме // Сво-бод-ная мысль. 1996. № 3; он же. Очер-ки тео-рии и по-ли-ти-ки эт-нич-но-сти в Рос-сии. М., 1997

Лейп-харт А. Де-мо-кра-тия в мно-го-со-став-ных об-ще-ст-вах. М., 1997

Хоб-сба-ум Э. На-ции и на-цио-на-лизм по-сле 1870 г. СПб., 1998

Ко-ро-тее-ва В. В. Тео-рии на-цио-на-лиз-ма в за-ру-беж-ных со-ци-аль-ных нау-ках. М., 1999; она же. Эко-но-ми-че-ские ин-те-ре-сы и на-цио-на-лизм. М., 2001

Аль-тер-матт У. Эт-но-на-цио-на-лизм в Ев-ро-пе. М., 2000

Ма-ли-но-ва О. Ю. Ли-бе-раль-ный на-цио-на-лизм: (се-ре-ди-на XIX - на-ча-ло XX в.). М., 2000

Ан-дер-сон Б. Во-об-ра-жае-мые со-об-ще-ст-ва: раз-мыш-ле-ния об ис-то-ках и рас-про-стра-не-нии на-цио-на-лиз-ма. М., 2001

Ба-ли-бар Э., Вал-лер-стайн И. Ра-са, на-ция, класс: дву-смыс-лен-ные иден-тич-но-сти. М., 2003

Му-ха-мет-ши-на Н. С. Транс-фор-ма-ции на-цио-на-лиз-ма и «сим-воль-ная эли-та»: рос-сий-ский опыт. Са-ма-ра, 2003

Смит Э. Д. На-цио-на-лизм и мо-дер-низм: кри-ти-че-ский об-зор со-вре-мен-ных тео-рий на-ций и на-цио-на-лиз-ма. М., 2004

Кал-хун К. На-цио-на-лизм. М., 2006

На-цио-на-лизм в ми-ро-вой ис-то-рии / Под ред. В. А. Тиш-ко-ва, В. А. Шни-рель-ма-на. М., 2007

Грин-фельд Л. На-цио-на-лизм. М., 2008

Ке-ду-ри Э. На-цио-на-лизм. 4-е изд. СПб., 2010.

Национализм проповедует не вражду и ненависть

к представителям иных наций и народов, но скорее

политическую независимость и работу на благо

собственного народа.

Когда мы слышим "я - узбек" или "я - англичанин", а также "мы - дагестанцы", то о национализме мы не вспоминаем. Стоит сказать "я - русский" или "мы - русские* - всё, преступник - националист! Недавно осудили 19-летнюю девушку за то, что на её страничке в ВК она разместила националистические лозунги великих русских, типа Александра III, Толстого, Достаевского, Суворова и назвала себя националисткой. Доходит до абсурда! Какой-то суд признал незаконными слова Александра III "Россия - для русских!" Этот лозунг был объявлен экстримистским! Что же получается Россия - не для русских? Проанализировав действия властей, миграционную политику , внутреннюю политику вывод напрашивается сам собой - истребление русского народа. Зачем? Здесь всё просто. Кто будет защищать чужую страну? В случае войны узбеки возвратятся в Узбекистан, чеченцы - в Чечню, а американцы зайдут в Россию безпрепятственно и сделают её одним из своих штатов. Кстати, многие американцы думают, что Россия - в составе США. Стратегия выполняется планомерно, сначала распался великий и могучий Советский Союз. Теперь по одиночке громят остатки. Начали с Украины. Готовится - Россия.

Кто же такой на самом деле националист ? Давайте разберёмся.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа , культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей . Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму . Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью (или любой иной неприязнью к этническим «другим»). Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

Российские СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм , в особенности его крайние формы (шовинизм , ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными . Многие проявления крайнего этнонационализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию , относятся к международным правонарушениям .

Принципы национализма:

«Нация — первична, государство — вторично », — основной лозунг национализма. Национализм проповедует не вражду и ненависть к представителям иных наций и народов, но скорее политическую независимость и работу на благо собственного народа . Последнее относится прежде всего к государственной власти. Близкородственное понятие — патриотизм (не путать с лексически похожим термином «государственный патриотизм »). Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.

Виды национализма.

Ниже перечислены основные направления национализма. Большинство современных течений в рамках этой идеологии представляют собой смесь этих направлений.

  • Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, т. е., степенью, в которой государство представляет «волю нации». При этом принадлежность человека нации отождествляется с гражданством .
  • Формой гражданского национализма является либеральный национализм , который делает акцент на либеральных ценностях, в особенности на правах человека .
  • Государственный национализм , напротив, утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства.
  • Органический национализм фокусирует своё внимание на «органическом единстве» образующих нацию людей, которое может иметь культурную или генетическую природу. Сторонники этого течения утверждают, что границы государства должны совпадать с территорией проживания нации.
  • Культурный национализм определяет нацию общностью сепаратизму . Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма . Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм и расизм ), а культурные националисты — культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия ).

    Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, — и наоборот.

    Если "короче", то:

    НАЦИЯ (NATION) - это и есть в переводе с латиницы - НАРОД, а славянские Символы - НАРОДНЫЕ! Тот, кто любит свою Родину и свой НАРОД - Нацист, а тот, кто не любит свой НАРОД - ШОВИНИСТ! Тот, кто любит все НАРОДЫ - ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ.