Евросоюз проблемы и перспективы развития. Проблемы развития европейского союза. Этапы развития Европейского Союза

Введение евро не разрешило длительного спора между евроскептиками и еврофилами. Евро вполне может выступить в роли интегратора одних процессов, экономических групп, а также в роли дестабилизатора старых привычек использования монетарных инструментов для решения общесистемных задач - стимулирования спроса, повышения инвестиционной активности, нейтрализации колебаний бизнес цикла и др.

Задача вступления в EMU интегрирует страны на одной денежной платформе. Список макроэкономических требований для членства в EMU открывают финансовые критерии: установление предельного показателя дефицита консолидированного бюджета в 3% ВВП, а также валовой совокупный государственный долг в размере 60% ВВП.

Критерий процентной ставки: долгосрочные номинальные процентные ставки по государственному долгу должны находиться в пределах 2% разницы от среднего показателя стран с лучшими показателями по инфляции.

Критерий по инфляции: годовая инфляция не может превышать на 1,5% средний показатель трех лучших стран в плане показателя инфляции.

Институциональный критерий: обеспечение независимости центрального банка.

Выполнение большинства критериев находится в компетенции центрального банка и правительства, но целевые показатели по инфляции и номинальным процентным ставкам накладывают ограничения на реальные процентные ставки, точно также как номинальные обменные курсы и инфляция накладывают ограничения на реальные обменные курсы. Однако критерии не накладывают жестких ограничений на разрешенные режимы обменного курса до вступления и сразу после него - колебания в установленном коридоре или тагетирование, активное управление обменным курсом без формальной привязки, обычный фиксированный обменный курс и привязка к евро - любой из этих режимов можно сочетать с принятием евро в качестве параллельной валюты. В такой схеме евро будет параллельной валютой. Аргументация такова: при отказе от национальной валюты у Совета Министров нет возможности определить конверсионную ставку, по которой страна вступит в EMU. Если оставить за рамками анализа аргумент о потере национального монетарного суверенитета, то выполнение вышеперечисленных критериев, безусловно, будет иметь интегрирующий эффект.

Несмотря на то, что количество финансовых инструментов, которыми можно торговать на внешнем рынке, остается ограниченным, существует опасность резкой утечки капитала из любой из 10 стран, которые вступили в ЕС в мае 2004 года. После этого потребуется еще большего открытия операций по капитальному счету. В соответствии со статьей 56 Договора о Европейском Союзе страны-участники обязаны либерализовать капитальные счета как в отношении стран - членов ЕС, так и в отношении третьих стран.

Переход на евро до или во время вступления в ЕС требует пересмотра критерия по обменному курсу, обозначенному в Маастрихтском договоре. Преобладающее мнение - страна должна сначала стать членом ЕС, чтобы потом вступить в ERM. Это значит, что страны, вступившие в ЕС, могут надеяться присоединиться к EMU двумя годами позже.

Перспективы развития европейской валютной интеграции связанными с двумя аспектами:

экономическими перспективами основных странах Европейского валютного союза и быстротой решения тех экономических проблем, которые обострились или возникли в этих странах после перехода на евро;

присоединением к Европейскому валютному союзу государств Центральной и Восточной Европы, сценарием их экономического развития и успешностью решения проблемы отставания этих стран в экономическом плане от государств Западной Европы, которые определяют общий деловой климат в ЕС.

Экономическое состояние стран уже сегодня входящих в Еврозону определяет, в первую очередь, дальнейшие перспективы евро. Как отмечается в литературе, «перспективы единой валюты, в принципе, вытекают из причин ее создания, проанализированных ранее. Снижение трансакционных издержек, рост конкуренции, облегчение борьбы с инфляцией, ускорение интеграционных процессов и создание сильной валюты ведут, соответственно, к снижению уровня инфляции, усилению процессов экономической консолидации и, как следствие, к ускоренному экономическому росту».

Для детального анализа экономического будущего стран Еврозоны необходимо, прежде всего, рассмотреть те факторы, которые окажут влияние на состояние экономики стран Европейского валютного союза в средне и долгосрочной перспективе, общий инвестиционный и финансовый климат, конкурентоспособность европейских товаров на мировых рынках, а также внутренние экономико-социальные аспекты - безработицу, уровень инфляции и др. Такими факторами, по нашему мнению, должны быть усиление процессов экономической консолидации, перспективы евро в качестве международной валюты, экономический потенциал создаваемого союза, а также процесс развития финансовых рынков.

Усиление процессов экономической консолидации. Появление евро существенно усиливает процессы экономической консолидации в Европе.

Во-первых, в последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран Европейского союза: достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют, не входящих в Еврозону стран.

Во-вторых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой Еврозоны - с созданием валютного союза в Европе возникло твердое ядро, члены которого связаны отношениями сильной экономической и политической сплоченности.

В-третьих, валютный союз является центром возросшего притяжения для остальных частей Европы и, прежде всего, для стран Центральной и Восточной Европы.

По прошествии ряда лет после полного перехода стран, входящих в Европейский валютный союза, на евро, можно говорить о том, что единая европейская валюта используется многими странами для создания собственных валютных резервов, некоторые государства, как это было показано во второй главе, привязывают курсы национальных валют к евро. Также евро все чаще используется как валюта международных контрактов и соглашений.

По мнению евроскептиков, главная проблема при переходе на евро - унификация процентных ставок в еврозоне. Противники евро утверждают, что различные темпы роста в разных странах, существенные структурные отличия требуют разных процентных ставок. Политика «один размер для всех» (one size fits all) будет дестабилизирующим фактором. Ирландия развивается быстрее Германии, но деньги для бизнеса будут стоить одинаково. Правительства и национальные банки 12 стран лишатся мощного инструмента для стимулирования спроса на деньги. Вим Дуйсенберг, председатель ЕЦБ, и его коллеги непреклонны: у Центрального банка должна быть только одна задача - стабильность цен. И здесь есть серьезное противоречие между монетарной и фискальной политикой в еврозоне. Согласно европейскому «Пакту стабильности и роста» правительства должны сбалансировать бюджеты и прекратить постоянно жить в долг, увеличивая стоимость обслуживания долгов. Пока ни одно правительство не решилось на серьезную фискальную реформу. В 2001 г. Германия практически вышла за 3-процентный лимит дефицита бюджета. У Италии и Франции есть проблемы с обслуживанием долга. Ни одна страна в зоне евро не имеет экономически рациональной, не приносящей убытков системы социальной защиты. Чтобы выполнить текущие обязательства по пенсиям и социальным трансфертам, Австрия должна увеличить подоходный налог на 55%, Франция - на 64%, Германия - на 29%, Испания - на 45%, Италия - на 28%. При такой налоговой нагрузке бегство капитала из стран ЕС обеспечено. Соблазн сделать деньги дешевле будет очень большим. Выдержит ли Европейский центральный банк политическое давление - открытый вопрос.

Еще один источник возможных проблем для евро - расширение ЕС. Страны, пожелавшие вступить в ЕС, будут обязаны привязать свои валюты к евро или принять его в качестве национального платежного средства. Чем больше стран с различными фискальными системами, уровнем благосостояния и темпами роста будут членами еврозоны, тем больше опасности асимметричных шоков

Главный аргумент в пользу единой валюты - нейтрализация рисков обменного курса. По теории в зоне единой валюты усиливается конкуренция, потому что цены становятся прозрачными. Это увеличивает эффективность долгосрочного планирования. Если бы в еврозоне действовали единые правила, определяющие все аспекты деятельности предприятий, то единая валюта была бы безусловным плюсом. Но цены на автомобили, электроэнергию, другие товары и услуги, которые производятся национальными монополиями, в разных странах по-прежнему будут отличаться. Политика обменного курса не может заменить реальные изменения в экономической системе. Евроскептики возражают: зачем ради прозрачности вводить новую валюту, если Интернет делает это гораздо дешевле и эффективнее?

Начнём с того, что в конце 2007 года евро, несмотря на некоторую нестабильность в колебании уверенно держится лидером в паре евро / доллар, это обуславливается тем, что в 2007 году суверенные фонды наиболее активно проводили операции по продаже американской валюты, а до этого были и проблемы 2002-2005 годов, когда доллар падал вследствие негативного влияния проблем экономики США. Некоторая стабильность доллара начала проявляться в 2005 в начала 2006 года, но потом наступил злосчастный для американской валюты 2007 год, и на фоне упадка предыдущих лет массовые продажи валюты ударили по курсу тяжелым молотом. Если поглядеть обывательским взглядом на диаграмму курсов, то вроде бы всё понятно: доллар падает (почти минус два рубля за 2007 года) евро немного растёт (примерно рубль прироста за 2007 год). Но стоит только поддаться искушению и разменять рублевые или долларовые ресурсы на европейскую валюту как можно попасть впросак. Итак ситуация на начало 2008 года представляется следующая: несмотря на некоторые интервалы нестабильности евро является заметным лидером на данный момент в паре евро / доллар и «видимых» тенденция для упадка нет. Сейчас рассмотрим прогнозы аналитиков и экспертов рынка чтобы прояснить актуальность вопроса о падении курса валюты.

Степень интернализации валюты зависит от ряда факторов: размер ВВП; степень участия в мировой торговле; высокоразвитые и высоколиквидные финансовые рынки; открытость экономики; низкая инфляция, макроэкономическая стабильность; бездефицитный баланс внешних расчетов; устойчивость экономики к внешним воздействиям; потенциал экономического роста. Причем первые три из них являются решающими.

Таким образом, можно сделать вывод, что по прошествии небольшого промежутка времени после полного перехода стран, входящих в Европейский валютный союза, на евро, можно говорить о том, что единая европейская валюта используется многими странами для создания собственных валютных резервов, некоторые государства привязывают курсы национальных валют к евро. Также евро все чаще используется как валюта международных контрактов и соглашений.

Этапы интеграции: 1945-1950 гг. – подготовительный этап (разработка различных проектов объединения Западной Европы, уточнение позиций заинтересованных сторон и осуществление поиска взаимоприемлемых вариантов); 1951-1957 гг. – первый этап («этап отраслевой интеграции»); 1958-1985 гг. – второй этап (создание таможенного союза, введение в действие Европейской валютной системы и формирование условий для создания общего рынка); 1985-1992 гг. – третий этап (завершающий строительство общего рынка); 1992-2000 гг. – четвертый этап (создание единого экономического, валютного и политического союза); с 2001 г. – современный этап (переход к общей экономической и валютной политике и к единой валюте – ЕВРО). Таким образом, логически завершилась программа создания Единого внутреннего рынка и формирование на территории ЕС единого экономического пространства.

3. Современные проблемы и перспективы развития ЕС

Европа станет самым конкурентоспособным уголком мира к 2010 году»,– такая цель была поставлена членами ЕС в Лиссабоне в 2000 году , однако, на сегодняшний день (2007 г.) становится очевидным, что план этот неосуществим. Низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, в частности, Китая, значительный уровень безработицы – это лишь небольшой перечень проблем, с которыми столкнулись Европейские государства, и решение которых сегодня является их первоочередной задачей.

Кроме того, одна из основных проблем, с которой вплотную столкнула Европа это – старение населения вследствие значительного увеличения продолжительности жизни. Тогда как Америка решает эту проблему путем эмиграции и меньшей социальной защищенности граждан, Европа, где уровень социальной защиты довольно высок, пребывает в поисках разумного компромисса. Вместе с тем, все очевиднее становится факт: нынешняя система социальных гарантий и здравоохранения требует серьезных реформ, поскольку старая не приспособлена к нынешним условиям.

Европейской Комиссией в 2005г. принята новая стратегическая программа для ЕС, предусматривающая ускорение экономического роста и увеличение занятости. Она направлена на оживление Лиссабонского плана действий. Мероприятия, которые предложены названной программой, могут увеличить ВВП на 3% к 2010 году и создать свыше 6 миллионов рабочих мест .

Сталкиваясь с проблемами старения населения Европы и усиления конкуренции со стороны таких стран, как Индия и Китай, на международной арене, Европа должна ускорить рост производительности труда и предоставить людям больше рабочих мест.

Для того чтобы сделать Европу более привлекательной для инвестиций и работы необходимо следующее:

Завершить создание общего рынка в тех областях, которые могут обеспечить реальный рост и занятость и имеют непосредственное отношение к потребителям (скоординированные соглашения об услугах, регулировании профессий, энергии, государственных закупок и финансовых услуг, скоординированное соглашение о REACH – новой системе для химических веществ, которая учитывает влияние конкурентоспособности, инноваций и интересов малого и среднего бизнеса);

Создать открытые и конкурирующие рынки как внутри, так и вне Европы: переправить помощь государств в сектора с более высоким потенциалом роста, создать благоприятную деловую среду для малого и среднего бизнеса, обеспечить допуск на рынки третьих стран, упростить общеевропейское и национальное законодательство;

Усовершенствовать общеевропейское и национальное законодательство с целью уменьшения бремени административных расходов;

Расширить и усовершенствовать европейскую инфраструктуру;

Продолжить разрабатывать общий патент Европейского Сообщества и двигаться вперед к созданию консолидированной базы налога на корпорации.

Чтобы знания и инновации были направлены на рост экономики необходимо:

Добиться выделения 3% ВВП на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

Развивать внедрение информационных и коммуникационных технологий (ICT);

Способствовать развитию инновационных центров, объединяющих региональные центры, университеты и бизнес;

Поддерживать экологические инновации в области энергосбережения и снижения уровня вредных выбросов;

Поддерживать Европейские технологические инициативы благодаря совместной деятельности государства и частных лиц;

Содействовать созданию прочной промышленной базы Европы посредством мобилизации усилий государственных и частных компаний;

Создать Европейский технологический институт для привлечения в Европу лучших умов, идей и производств.

Для увеличения и улучшения структуры занятости рекомендуется:

Привлечь больше людей в сферу занятости, в частности путем сокращения безработицы среди молодежи и модернизировать системы социальной защиты;

Увеличить способность рабочих и предприятий к адаптации к новым условиям и улучшить гибкость рынков труда в результате устранения препятствий перемещению рабочей силы;

Больше инвестировать в человеческий капитал посредством улучшения образования и повышения профессиональной квалификации путем реформирования Фонда структурных реформ ЕС и Фонда сплочения ЕС.

Также, в качестве одного из многообещающих источников роста экономики Евросоюза усматривается реформа сферы услуг, которая составляет в целом около 70% европейской экономики . Главная идея реформы заключается в применении так называемого принципа «страны происхождения», который позволит «поставщику услуги» работать по всей территории Евросоюза, применяя законы и административные нормы своей страны. Данная либерализация услуг, которая должна коснуться широкого спектра экономической активности, должна сопровождаться гармонизацией законодательства европейских стран .

Согласно исследованию, проведенному датскими экономистами, эффект либерализации сферы услуг оценивается в 37 миллиардов евро, распределенных между потребителями и производителями. Более того, это позволило бы создать дополнительно порядка 600 тыс. новых рабочих мест. По данным Европейской Комиссии, создание единого рынка товаров способствовало ежегодному росту общеевропейского внутреннего продукта на 1,8%, поэтому соизмеримые или даже более значительные результаты, учитывая объем рынка услуг, ожидаются и от его либерализации. Более того, либерализация должна позитивно сказаться на стоимости услуг. С одной стороны, ожидается, что стоимость услуг снизится в среднем на 7,2%, в то время как рост реальной заработной платы должен составить около 0,4% .

Несмотря на столь обещающие перспективы, многие европейские страны, во главе с Бельгией, Францией, Италией и Германией, выступили с яростным протестом, мотивируя свою позицию тем, что данная реформа чревата падением социальной защиты населения. Проблема же заключается в разнице жизненного уровня, который сохраняется между «старыми» и «новыми» членами Европейского Союза. Поскольку применение принципа «страны происхождения» поставщиком услуги, чья «страна происхождения» экономически на более низком уровне с менее защищенным рынком труда, рискует серьезно «подорвать» более защищенный рынок труда своей конкурентностью. То есть протест направлен главным образом против новых членов Евросоюза . Но очевидным остается одно, Европе еще предстоит учиться жить и находить согласие в составе 27-ти, что значительно сложнее, чем шести, восьми или пятнадцати. «Старым» членам Евросоюза нужно привыкнуть к тому, что Европейские институции существуют не для защиты «старых» от «новых», а для защиты интересов Европы.

К концу прогнозного периода в рамках ЕС сложится более или менее целостный хозяйственный комплекс, основанный на новой модели экономического роста. Углубление и качественное совершенствование экономической интеграции будет ключевым элементом развития в ближайшие годы. На базе углубления межгосударственной кооперации и создания стратегических альянсов европейских ТНК увеличатся вес и влияние «евробизнеса». Укрепление евро как общеевропейской валюты, а также совершенствование единой кредитно-денежной политики не только приведет к снижению рисков хозяйствования внутри региона, но и станет мощным стимулом становления и укрепления наднациональной финансовой и экономической политики. Отдельные элементы такой политики сформируются уже в прогнозный период.

Важным фактором развития в Европе станет и расширение состава Европейского Союза, прежде всего, за счет ряда стран Центральной и Восточной Европы. Хозяйственно-политическая конфигурация в Европе вследствие этого существенно изменится, в том числе из-за необходимости решения новых задач адаптации новых членов и предотвращения чрезмерной дифференциации в условиях жестких финансовых ограничений.

Углублению экономической интеграции будет способствовать развитие ЕС как политического объединения -- постепенный переход к общей внешней политике и общей политике безопасности (для чего может быть создана чисто европейская военно-политическая структура), введение единых норм внутренней политики и правового порядка.

Вместе с тем, не следует сводить все социально-экономическое развитие в Западной Европе лишь к интеграционным процессам.

Основные движущие силы и механизмы, обусловливающие экономический рост, социальный и научно-технический прогресс, остаются в рамках национальных государств. Несмотря на единую денежно-кредитную политику, финансовая, налоговая и социальная политика останутся делом правительств отдельных стран в течение всего прогнозного периода (несмотря на некоторое движение к интеграции и в этих областях). Сохранятся и специфические особенности в регулировании предпринимательства. Несмотря на ожидаемый прогресс в деле формирования единого социального пространства, решение этой задачи выйдет за рамки прогнозного периода.

Оценивая позиции Западной Европы в мировом хозяйстве к концу прогнозного периода, следует исходить из того, что ее конкурентные позиции усилятся. Правда, ее доля в мировом ВВП к 2015 г. снизится -- с 23,3% в 1990 г. до 17,5% по неблагоприятному сценарию или до 18,2% по благоприятному сценарию (прежде всего в результате роста удельного веса развивающихся стран, включая Китай, а возможно, и Восточной Европы). В первом случае она будет ниже, чем у США (их доля уменьшится до 17,8 -- 17,9%). Впрочем, не исключено, что Западная Европа сохранит нынешнее лидерство по производимому ВВП. Однако важнее то, что качество экономического роста в Европе существенно возрастет.

Произойдет модернизация и санация производственной структуры путем ликвидации неэффективных производств, более широкое использование передовых технологий во всех отраслях и сферах экономики и общества при преобладании эволюционного типа НТП. Постепенно энерго- и трудоемкие производства будут выводиться в другие регионы. Продолжится начатый в 90-е гг. курс на сдерживание роста издержек, обусловленных заработной платой и социальными выплатами. Экспортная экспансия (в том числе в пока слабо освоенные европейскими фирмами регионы) как главный двигатель экономики сохранится в течение всего прогнозного периода.

Существенно повысится гомогенность, консолидация европейских экономик. Единое хозяйственное и социальное пространство, постепенное становление общей экономической политики, большая открытость и большая вовлеченность в процессы хозяйственной глобализации повысят эффективность и придадут новое качество европейской модели развития. В целом значение Западной Европы в мире как экономического, политического и военного центра останется весьма высоким. Особую роль в формировании и развитии единой Европы, как и прежде, будет играть Германия. Она возрастет еще более в связи с расширением ЕС на восток. В случае успешного выполнения намеченной программы ЕС превратится к 2005 -- 2010 гг. в мощное и качественно новое интегрированное объединение, охватывающее весь европейский рынок вплоть до границ СНГ, с населением в 500 -- 580 млн человек (вдвое больше, чем в США, в 4 раза больше, чем в Японии или России) и имеющее огромный потенциал развития. Хотя расширение ЕС на восток первоначально приведет к ухудшению общих показателей эффективности хозяйства, новое образование получит сильные импульсы ускоренного развития, и уже с 2010 г., после адаптации вновь принятых восточноевропейских стран Союза, укрепления единой валюты, большей гармонизации реформированной экономической политики, ускорение темпов развития и их новое качество получат зримое воплощение.

В общественных и политических кругах Западной Европы существует четкое сознание специфичности интересов западноевропейских государств. Несмотря на американизацию различных сторон хозяйственной, общественной и культурной жизни, в прогнозный период останется достаточно сильной и противодействующая ей тенденция укрепления европейских институтов, способов поведения и ценностных ориентаций. Хотя предсказать количественное соотношение этих двух тенденций сейчас невозможно, очевидно, что европейская специфика имеет хорошие шансы не только сохраниться, но и получить новые импульсы развития.

Постепенно формируется общеевропейская модель развития при сохранении и относительно самостоятельном развитии в отдельных странах особых хозяйственных и политических порядков. Ее основа -- эффективное и социально приемлемое хозяйство, основанное на конкуренции и рационально ограниченном государственном регулировании. Реформы внутри ЕС и в отдельных странах создадут более благоприятные условия для успешного развития в XXI веке.

Эти принципы, характерные для сообщества западноевропейских государств, распространяются на все более широкое европейское пространство, в том числе на Центральную и Восточную Европу. Европейский Союз остается центром притяжения стран, расположенных по преимуществу в Центральной, Восточной Европе и Средиземноморье, а также Африке и Юго-Западной Азии. Привлекательность европейской модели может существенно возрасти, тем более что высока вероятность сохранения экономической, политической и социальной устойчивости в Европе даже в условиях вспышек международных кризисов. После ликвидации последствий «косовского конфликта» и при условии реализации нового «плана Маршалла» для Балкан новые вспышки насилия, дестабилизирующие политическое и экономическое развитие в Европе, маловероятны. Западная Европа в прогнозный период останется одним из наиболее стабильных регионов мирового хозяйства. Вместе с тем, она будет и динамично развивающимся регионом, проводящим глубокие реформы хозяйственного и социального порядков.

России выгодна сильная объединенная Европа, заинтересованная в расширении многообразных двусторонних связей. Ориентация на европейскую модель, в том числе -- модель экономической политики, не только позволит проводить более рациональную и эффективную политику трансформации в нашей стране, но и будет содействовать тесному сближению России и Евросоюза -- нашего важнейшего стратегического партнера в долгосрочной перспективе.

В настоящее время наиболее развитой формой международной интеграции является Европейский Союз. Но почему все страны пытаются туда попасть? Чем их привлекает европейское сообщество?

За исторически короткий срок Европейский Союз превратился в один из самых главных экономических центров мирового хозяйства. Он также считается классическим примером реализации теорий регионализма и образует один из трех центров глобальной системы рыночной экономики.

Отношения, первоначально установленные шестью странами на договорно-правовой основе, постепенно привели к образованию мощной группировки из двадцати семи стран с единым внутренним рынком, с согласованной политикой в различных сферах и с наднациональными органами управления.

Аспекты политики этой интеграционной группировки направлены же на то, чтобы создать благоприятные условия для развития реального процесса взаимопереплетения и сращивания национальных рынков товаров, и услуг, капиталов и рабочей силы.

Вот почему страны стремятся туда попасть. Взаимно-выгодное сотрудничество друг с другом, стремление укрепить позиции на мировом рынке – все это только подстегивает желание стран, не входящих в состав Европейского Союза, поскорее оказаться в международном сообществе и так сказать «вкусить его плоды».

Но давайте окунемся немного в историю и посмотрим на этапы формирования такой сильно интеграционной организации.

18 апреля 1951 г. в Париже был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, и на тот момент в его состав входили всего 6 стран (Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция)

В 1981 году к сообществу присоединилась Греция. В 1986 – Испания и Португалия. В 1995 году в состав Европейского Союза вошли Австрия, Финляндия и Швеция. В результате пятого расширения к европейскому сообществу присоединилось 10 стран, в том числе некоторые страны Восточной Европы. (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Кипр и Мальта). В 2007 году произошла вторая волна пятого расширения- в число участников вошли Болгария и Румыния, в 2013 году в Европейский Союз вошла Хорватия.

На данный момент стран-участниц Европейского Союза 28.

Но, как мне кажется, это далеко не предел. Недавно Украина изъявила желание пополнить ряды стран-участниц, но, как мы знаем, вопрос о ее вступлении пока отложен.

Состав ЕС весьма разношерстен в экономическом и политическом отношении: наряду с экономически развитыми странами (Франция, Германия и т.д.) в него входят и экономически слабые страны (Греция, Болгария, Португалия). В последнее время принятие новых членов вызывает опасения и сомнения со стороны старого состава в необходимости дальнейшего расширения ЕС. Из-за количества стран, входящих в его состав, Европейский союз можно с легкостью назвать своего рода неким супергосударством. Другие, напротив, считают, что это уже свершившийся факт.

Но с другой точки зрения, Европейский Союз нельзя назвать государством. Ключевое значение, именно с этой позиции, придавалось разработке и принятию Конституции ЕвроСоюза. Но, как известно, поднятие этого вопросы вызвало политический кризис в сообществе. Что касается исполнительных функций, их выполняют Еврокомиссия и Совет. Соответственно, в Европейском Союзе нет единого исполнительного органа.

Также одной из серьезнейших проблем, стоящих перед Европейским Союзом с точки зрения формирования единой европейской идентичности, без которой очень трудно говорить о федеративном супергосударстве, является выравнивание уровня жизни всех народов входящих в Союз государств. Кроме того, сейчас слишком серьезны барьеры между «старыми» членами ЕвроСоюза и «новыми», сильно отличается уровень жизни, также существует проблема мировоззрений, которая появилась с вступлением стран Восточной Европы. Вопрос менталитета и различий в духовных ценностях нельзя оставлять без внимания.

Поэтому сейчас между политиками, аналитиками и исследователями ведутся очень активные споры и дискуссии по поводу характера Европейского Союза. Некоторые из них убеждены в том, что здесь речь идет о федерации, другие о конфедерации. Бывший председатель Европейской Комиссии Ж. Делор не без оснований назвал Европейский Союз «неопознанным политическим объектом». По мнению немецкого исследователя В. Хольгштейна, «ЕС не федерация и не конфедерация. Это законодательный и конституционный гибрид».

На данном этапе развития Европейского Союза, можно задаться вопросом: «А что же будет с ним дальше?» На эту тему мы можем рассуждать бесконечно, ведь изначально Европейский Союз был образован с целью создания общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы путем отмены таможенных пошлин в торговле между участниками сообщества, и тогда не предполагалось, что количество стран-участниц ЕС будет столь велико и к чему приведет эта интеграция.

Так же вызовом для дальнейшего углубления европейской интеграции является глобализация, развитие которой растет с каждым днем. Глобализация развивается, вследствие этого увеличивается и интеграция, что же мы получим в итоге? Единое политико-экономическое пространство или все то, к чему Европа стремилась в течении последних десятилетий пойдет крахом? И остается, на мой взгляд, самый главный вопрос: остановится ли интеграция в Европейский Союз или в него будут входить все больше и больше стран-участниц с целью получить пока еще незаработанные дивиденды и в конце концов Европейский союз мы будем называть как-то по другому? Поживем, увидим.

Теоретически создание валютного союза должно было открыть перед ЕС новые возможности для экономического роста и укрепить позиции Западной Европы на международной арене. Однако на пути реализации этих планов встал ряд существенных препятствий, в том числе и таких, которые отражают общие для ЕС противоречия.

Первое из таких противоречий это соотношение наднациональных и национальных инструментов экономической политики.

Суть проблемы состоит в том, что проведение общей экономической и валютной политики может сузить возможности национальных правительств принимать экстренные и гибкие меры, если экономические трудности в их стране поставят под угрозу социальную стабильность. Кроме того, форсированное сокращение государственных расходов и антиинфляционные мероприятия, почти всегда подрывают инвестиционную активность. Это, в свою очередь, создает реальную угрозу экономическому росту и занятости.

Чтобы соответствовать маастрихтским критериям, многие страны вынуждены частично свернуть социальные программы, что, естественно, натолкнется на протесты населения. Получается, что создание валютного союза уже тогда требовало напряженных усилий и жертв.

Ожидалось, что после образования валютного союза у национальных правительств существенно сузится поле для регулирования экономики. До валютного союза в случае спада они понижали ставку рефинансирования, увеличивали государственные расходы и помощь кризисным регионам. В условиях жесткой бюджетной дисциплины и единой экономической политики такая возможность исчезает или сужается. При этом языковые и культурные барьеры не позволят Европе создать единый рынок труда, аналогичный национальному. По этим, а также по некоторым иным причинам рабочая сила гораздо менее мобильна, чем капитал. Иначе говоря, многие люди, потерявшие работу в своей стране, предпочтут скорее остаться на месте, получая пособия по безработице, чем пуститься на поиски работы в других государствах-членах ЕС.

По мнению экономистов, экономические трудности, которые возникают в отдельных странах в связи с созданием валютного союза, начинают распространяться, и на соседние государства. В условиях исключительно тесных промышленных, финансовых и торговых связей внутри ЕС этот процесс может приобрести характер цепной реакции.

Противоположная точка зрения заключается в том, что валютный союз будет обладать мощным кумулятивным эффектом, и полученные таким образом преимущества с лихвой окупят затраты. Кроме того, предполагается, что высокая конъюнктура в одних странах будет гасить экономические трудности в других. В связи с эти возникает следующая проблема.

Проблема единства и нескольких скоростей. Внутри союза продолжают существовать группировки, отличающиеся друг от друга по уровню своего хозяйственного развития, возможностям экономической политики, мотивам интеграции. Прием новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы ведет к нарастанию такой неоднородности.

Сложность состоит в том, как сочетать рост интеграции вглубь и вширь. Обсуждение этой темы началось в 70-е годы после первого расширения ЕС, когда к Сообществу присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. Еще в 1995 г. была выдвинута идея так называемых концентрических кругов. Согласно этой идеи предлагалось создать модель неравномерного развития интеграции, основанную на индивидуальных программах для каждой из нескольких групп участников ЕС.

Маастрихтский договор стал первым в истории ЕС законодательным актом, предусмотревшим возможность развития интеграции в соответствии с принципом разных скоростей. Сделано это было именно применительно к валютному союзу, поскольку с самого начала было ясно, что выполнить к установленному сроку критерии конвергенции и ввести единую валюту смогут не все участники ЕС.

Интеграция на разных скоростях таит в себе серьезную опасность. До сих пор все участники ЕС продвигались вперед в едином темпе, для новых членов предусматривались адаптационные периоды, по истечении которых на них полностью распространялись все коммунитарные правила и нормы. Это заставляло более слабые страны подтягиваться до уровня основной группы, а само Сообщество разработало и реализовало на практике сложный механизм перераспределения средств в пользу менее благополучных регионов. Теперь же разные скорости могут привести к увеличению разрыва в уровнях экономического развития между странами, и таким образом вступить в противоречие с политикой экономической конвергенции.

Проблема фрагментации ЕС в связи с переходом к единой валюте не ограничивается отношениями между участниками «зоны евро» и остальными государствами Союза. Внутри самого валютного союза возникают более или менее постоянные коалиции. Одна из них - традиционный тандем Германии и Франции, который активно заявляет о себе и в валютной сфере. Поэтому от координации их действий будет во многом зависеть дальнейшая судьба валютной интеграции.

Кроме того, разные скорости способны серьезно изменить существующий внутри ЕС баланс сил. Страны, участвующие в валютном союзе, получают дополнительные шансы для укрепления своих позиций, тогда как государства арьергарда утрачивают часть нынешнего экономического и политического веса.

Баланс издержек и выгод, связанных с учреждением валютного союза, для каждой отдельной страны складывается по-разному. Выполнение программ конвергенции требует особенно крупных усилий от стран, имеющих значительный дефицит госбюджета и государственного долга. А ведь они в основном и составляют относительно слабую в экономическом плане часть ЕС. Существуют опасения, что, если более благополучные страны сравнительно легко перенесут бюджетную диету, то для некоторых это может только усугубить проблемы. Иначе говоря, богатые станут богаче, а бедные - беднее.

Третье противоречие это федерализм и национальный суверенитет. Дальнейшее продвижение по пути интеграции оказывается невозможным без расширения круга вопросов, решаемых на наднациональном уровне, то есть без усиления роли наднациональных органов. Руководство ЕС и государств-членов Союза видит решение проблемы в постепенном расширении практики принятия решений не единогласно, а большинством или квалифицированным большинством. По существу это означает, что передача части национального суверенитета органам ЕС будет осуществляться не добровольно, а принудительно.

Применительно к валютному союзу проблема суверенитета остро обозначилась еще на стадии подготовки Маастрихтского договора. В специально подписанном Протоколе Великобритания оговорила свое право сохранить полномочия в области валютной политики в соответствии с национальным законодательством, а Банк Англии зарезервировал возможность не участвовать в ЕСЦБ.

По ряду других аспектов строительства Валютного союза участники ЕС также занимают противоположные позиции. Одна группа, как правило, во главе с Германией выступает за жесткую общекоммунитарную дисциплину, а другая - за мягкий вариант интеграции. Эти подходы отчетливо проявились, в частности, при подготовке стабилизационного пакта и при решении вопроса о том, будет ли участие страны в механизме регулирования обменных курсов обязательным для введения единой валюты.

Проблема национального суверенитета выходит на передний план и в связи с гармонизацией налоговых систем стран ЕС, которая является непременным условием введения единой валюты. Если не устранить существующие крупные различия в уровнях налогообложения, то в условиях валютного союза они способны дезорганизовать единый рынок капиталов.

Сближение законодательств стран-членов в данной области происходит крайне медленно, в частности, из-за того, что все решения по этой проблематике могут приниматься только единогласно. Единственным существенным шагом в этом направлении стало достигнутое Советом ЭКОФИН соглашение о том, что основная ставка НДС должна во всех странах оставаться в пределах 15-25%.

Стратегические планы руководства ЕС далеко не всегда находят понимание у рядовых граждан Союза. Эта вовсе не новая для европейской интеграции проблема возникла и в контексте перехода к единой валюте. Она заявила о себе практически сразу - как только началась ратификация Маастрихтского договора. Тогда, неожиданно для лидеров ЕС и национальных правительств, в ряде стран население выступило против создания Европейского Союза. В Дании потребовалось проведение повторного референдума, а во Франции перевес сторонников Маастрихта оказался ничтожно малым.

Взаимоотношения между участниками зоны евро и стра-нами, не входящими в ЕС. В частности, оформление отношений между валютным союзом ЕС и международными организациями, действующими в сфере финансов. Кроме того, существует необходимость выработать четкий механизм взаимных расчетов между зоной евро и третьими странами, а также подготовить потенциальных пользователей за пределами ЕС к проведению операций с единой валютой. В противном случае евро может попросту не прижиться на внешних рынках.

Таким образом, на данный момент просматриваются наиболее яркие истоки противоречий и столкновений внутри Европейского валютного союза. Проблема ЕС заключается в слишком интенсивном объединении стран. Причиной этого стало поспешное расширение Евросоюза, в 2004 году ЕС насчитывал 15 стран, в 2007 году сообщество расширилось до 27 государств. Столь быстрое увеличение количества участников ЕС нарушило изначальную стабильность структуры стран так называемой «старой Европы», которые сумели к тому времени наладить тесные экономические и политические взаимоотношения.

Внешнеполитические противоречия между членами Европейского Союза. Несмотря на единство, внутри ЕС зачастую возникают острые конфликты, сторонами которых выступают «Старая Европа», стремящаяся создать новый международный центр власти, и «Новая Европа», занимающая порой проамериканскую, антироссийскую позицию. К «Новой Европе» зачастую примыкает Великобритания.

Кризисные явления в экономике выступают третьим негативным фактором, который нарушает модель стабильного функционирования Европейского Союза. Кризис выступил причиной развития противоречий среди участников Евросоюза. Участники ЕС так и не выработали конкретную стратегическую модель действий, которая бы позволяла поддерживать друг друга в период кризиса.

проблема перспектива европейский союз