Китайское танкостроение: от копирования к оригинальным разработкам. Учебник танкиста: Средние танки Китая

3 сентября 2015 года с площади Тяньаньмэнь на весь мир транслировался проходивший в Пекине грандиозный военный парад в честь 70-летия Победы во Второй мировой войне и войне китайского народа с Японией. По сложившейся традиции, первыми прошли пешие «коробки» подразделений сухопутных войск, а также на автомобилях проехали сражавшиеся с агрессором ветераны 8-й армии, новой 4-й армии, гоминьдановских дивизий и партизанских отрядов.

Затем пошла военная техника… Парадную колонну возглавили новейшие танки ZTZ-99A, вобравшие в себя все лучшие достижения китайского танкостроения.

В настоящее время китайские танки занимают вполне достойные места как в различных рейтингах, так и на оружейном рынке. Вполне серьезно можно говорить о сформировавшейся достаточно самобытной конструкторской школе.

Однако путь к современному состоянию был весьма извилистым. Китайцы познакомились с танками достаточно рано: спустя несколько лет после их появления на полях сражений. Уже в середине 1920-х годов в страну попали знаменитые Renault FT-17. Весьма достойно проявили себя китайские танковые войска и в годы Второй мировой войны.

Основной боевой танк ZTZ-99 в экспозиции Военного музея Китайской революции в Пекине.

Когда после образования Китайской Народной Республики дружественные отношения с СССР достигли своего наивысшего расцвета, молодой танковой промышленности страны сильно повезло. Советская сторона передала ей всю конструкторскую документацию на Т-54. Именно благодаря заложенному в этот танк гигантскому модернизационному потенциалу китайская промышленность могла себе позволить роскошь практически до конца 1980-х годов заниматься постоянным улучшением различных вариантов этой машины. И не безрезультатно. Ее эволюция в Китае пошла совершенно самобытным путем. Серийное производство различных вариантов Т-54 позволило не только обеспечить потребности Народно-Освободительной Армии Китая, но и наладить активные экспортные поставки в различные страны.

Одновременно не стоит считать, что китайское танкостроение оставалось своего рода «вещью в себе». Конструкторы жадно заимствовали все, к чему только получали доступ. У фирм ведущих танкостроительных держав регулярно приобретались лицензии на производство необходимых узлов и агрегатов. При отсутствии возможности покупки лицензии не брезговали и откровенным заимствованием, как это произошло, например, с советской 125-мм танковой пушкой 2А46. По ряду экономических и политических причин китайское танкостроение в течение долгого времени оставалось «догоняющей стороной», стремящейся приблизиться к уровню передовых государств.

Ситуация стала меняться с 1990-х годов, когда отрасль получила серьезный импульс к развитию, причем вновь немалую роль в этом сыграл СССР Ведь после его распада появилась возможность прибегать к помощи специалистов постсоветского пространства, в частности украинских. Технологический прорыв не заставил себя долго ждать, и в настоящее время Китай считают производителем вполне конкурентоспособных танков, отличающихся, к тому же, сравнительно низкой ценой, что делает их более привлекательными для небогатых покупателей.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Первые сведения о появлении танков на территории Китая относятся к 1920-м годам. В то время, пришедшее к власти после революции 1911 г. Центральное правительство контролировало лишь несколько провинций на юге. Фактически страна представляла собой набор феодальных вотчин различных милитаристских группировок.

Одним из наиболее авторитетных «провинциальных милитаристов» считался Чжан Цзолинь. Опираясь на поддержку Японии, он сумел установить свой контроль над тремя провинциями: Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян, а в 1926 г. получил должность главнокомандующего Армии Умиротворения Страны.

Чжан Цзолинь.

Именно он в 1925 году заказал для своих войск, в общей сложности, 36 танков Renault FT-17. Лига Наций запрещала в то время поставлять вооружение участникам Гражданской войны в Китае, однако машины оформили как «сельскохозяйственные трактора». Первые 10 танков отправили на британском пароходе, затем в ноябре 1925 года в порт Нью-Чанг прибыли ещё четыре машины. Это стало первым зафиксированным в истории случаем контрабанды танков. Другим интересным моментом является факт, что среди попавших в руки Чжан Цзолиня машин оказались и танки, предназначенные изначально для войск адмирала Колчака. Их доставили во Владивосток в 1919 году, когда помогать Верховному Правителю Сибири было уже поздно, и танки, в конечном итоге, попали в Маньчжурию.

Имеются также не вполне проверенные данные, что на вооружении войск Чжан Цзолиня находилось и некоторое количество итальянских Fiat 3000В с 37-мм пушками. Считается, что впоследствии их захватила японская армия.

Полученные машины Чжан Цзолинь вначале использовал против своего конкурента, другого «милитариста» У Пей-фу, а затем в боях с армиями Блюхера и Чан Кайши, который после смерти Сунь Ятсена возглавил партию Гоминьдан.

Танки Renault FT-17 в Северном Китае, 1929 год.

После гибели Чжан Цзолиня его сын Чжан Сюэлян согласился передать танки Китайской Народной революционной армии Чан Кайши. Несколько машин придали 1-й кавалерийской бригаде 1-й армейской дивизии и использовали для борьбы с другими «милитаристами».

В 1929 году Китай приобрел у Великобритании 24 танкетки Carden-Loyd Mk. VI. Первые 12 из них прибыли уже в мае. Их направили в Сучжоу на Лунгхайский фронт. К июню 1930 года четыре из них уже оказались потеряны. Имеются данные, что примерно в тот же период правительство Гоминьдана заключило контракт и на поставку 15 французских танков Renault NC-27, однако сведений об их эксплуатации найти не удалось, и ни одна из этих машин не дожила до 1937 года.

Тем временем, воспользовавшись произошедшим 18 сентября 1931 года взрывом на железной дороге, впоследствии названным «Мукденским инцидентом», японская армия начала захват Маньчжурии. На её территории оккупанты создали марионеточное государство Маньчжоу-го во главе с последним отпрыском свергнутой в период Синьхайской революции династии Цин - Пу И, которому и передали захваченные в ходе боевых действий три китайских Renault FT-17.

Renault FT-17 из состава войск Чжан Цзолиня, 1929 год. Реконструкция автора.

Не удовлетворившись достигнутым, Япония приступила к дальнейшему расширению своего влияния в Китае. В качестве следующей цели избрали Шанхай. Несколько организованных японскими агентами провокаций привели к всплеску антияпонских настроений в городе. Начались демонстрации с призывами к бойкоту японских товаров. 27 января 1932 года у шанхайского побережья собралось около 30 японских военных кораблей, на борту которых находились 7 тыс. человек десанта. Властям Шанхая предъявили ультиматум с требованием пресечения демонстраций и компенсации материального ущерба. Несмотря на то, что городские власти согласились удовлетворить японские требования, в ночь с 28 на 29 января самолеты с авианосцев начали бомбить Шанхай, а около 3 тыс. пехотинцев Императорской армии высадились на побережье.

Китая
























ОСНОВНЫЕ БОЕВЫЕ ТАНКИ , по взглядам военных специалистов Китая, - главное ударное средство бронетанковых соединений и частей. Ниже приводится их описание, дается анализ отдельных характеристик.
Танк "59" является наиболее массовым в парке боевых машин. Он представляет собой копию советского танка Т-54А, поставленного в Китай в начале 50-х годов. Его серийный выпуск начался в 1957 году на танковом заводе в г.Баотоу. Динамика объемов производства основного боевого танка "59" представлена следующим образом: 70-е годы - 500 - 700 единиц, 1979-й - 1000, 1980-й - 500, 1981-й - 600, 1982-й -1200, 1983-й - 1500 - 1700 единиц.
Первые образцы танка "59" были вооружены 100-мм нарезной пушкой, стабилизированной в вертикальной плоскости. Ее эффективная дальность стрельбы составляла 700-1200 м. Более поздние образцы оснащены двухплоскостным стабилизатором пушки, инфракрасными прицелами командира и наводчика, прибором наблюдения механика-водителя, а также лазерным дальномером. В ходе модернизации 100-мм нарезная была заменена 105-мм.
Китайская фирма НОРИНКО создала новые трассирующие оперенные бронебойные подкалиберные снаряды (БПС) для 100- и 105-мм нарезных пушек, отличающиеся повышенной бронепробиваемостью. По сообщениям зарубежной военной печати, 100-мм БПС имеет начальную скорость 1480 м/с, бронепробиваемость 150 мм на дальности 2400 м под углом 65°, а 105-мм БПС с сердечником из уранового сплава способен пробить броню толщиной 150 мм на дальности 2500 м под углом 60°.
Китайской фирмой CEIEC для установки на танках "59" производились два типа лазерных дальномеров - C-83-II и "82". Последний позволяет измерять расстояние до цели на дальностях 300-3000 м с точностью до 10м. Он применялся на ОБТ в ходе боевых действий во Вьетнаме. Броневая защита танка "59" оставалась на уровне защиты танка Т-54. В качестве силовой установки используется 12-цилиндровый V-образный дизельный жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссия механическая, пятиступенчатая. (960 л) располагается в трех наружных и трех внутренних баках. Кроме того, на корме корпуса устанавливаются две 200-л бочки с горючим. На базе танка "59" разработаны 35-мм спаренная зенитная самоходная установка и БРЭМ. В начале 80-х годов стало очевидно отставание китайской армии по уровню развития ОБТ от армий западных государств. Это обстоятельство вынудило командование вооруженных сил страны ускорить создание более совершенного основного боевого танка. Данная проблема рассматривалась в качестве одной из главных в общей программе модернизации сухопутных войск. Танк "69", представляющий собой модернизированный вариант основного боевого танка "59", впервые был показан на параде в сентябре 1982 года.
Его первые образцы были выпущены заводом в г.Баотоу со 100-мм нарезными и гладкоствольными пушками. Сравнительные стрельбовые испытания показали, что 100-мм нарезные пушки обладают более высокой точностью стрельбы и бронепробивной способностью. Поэтому "69-I" серийно изготовлялись со 100-мм гладкоствольными пушками, а танки "69-II" (образец более поздней разработки) - со 100-мм нарезными пушками и более совершенной системой управления огнем. В включены фугасные, кумулятивные и оперенные БПС. Позже для экспортных поставок танки "69-II" стали оснащаться 105-мм нарезными пушками, имеющими эжекторы, сдвинутые на две трети длины ствола ближе к башне.
На танке "69-II" установлена более совершенная по сравнению с танком "59" система управления огнем - JSFCS-212, разработанная фирмой НОРИНКО. Она состоит из лазерного дальномера, электронного баллистического вычислителя, стабилизированного прицела наводчика, двухплоскостного стабилизатора пушки, а также из блока управления и датчиков. По сообщениям зарубежной военной печати, система управления огнем JSFCS-212 обеспечила наводчику возможность поражать неподвижные и движущиеся цели как днем, так и ночью первым выстрелом с вероятностью 50-55°. Согласно требованиям фирмы НОРИНКО типовые цели должны поражаться огнем из танковой пушки в течение не более 6 с.
Лазерный танка "69-II" на основе неодима принципиально аналогичен лазерному дальномеру советского танка Т-62. Он позволяет наводчику измерять дальность до цели от 300 до 3000 м с точностью +10 м. Другим усовершенствованием танка "69-II" является установка комплекса приборов стрельбы и наблюдения. Командирский наблюдения имеет кратность увеличения днем 5. ночью 6, дальность определения целей 350 м. угол поля зрения днем 12°, ночью - 8°. На танке установлен ночной прицел наводчика (кратность увеличения 7, угол поля зрения 6 , дальность определения целей 800 м). Ночной прибор наблюдения механика-водителя обладает следующими характеристиками: кратность 1, угол поля зрения 30°, дальностью видения 60 м. Сообщается, что при подсветке более мощным источником инфракрасного излучения дальность действия прибора может увеличиться до 200-300 м.
Броневая защита танка "69", как сообщала зарубежная военная печать, на уровне защиты советского танка Т-55. Толщина лобовых листов корпуса 97 мм (с уменьшением в области крыши и люков до 20 мм), лобовых деталей башни - 203 мм.
Танк "69-II" оснащен фильтровентиляционной установкой (ФВУ). полуавтоматической системой пожаротушения, а также термодымовой аппаратурой, имеет откидные фальшборты. Покрыт краской, обеспечивающей его малую в инфракрасном диапазоне. В качестве силовой установки используется 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель мощностью 580 л.с. Подвеска торсионная, траки по размерам аналогичны тракам советского танка Т-55. На базе танка "69" разработано семейство боевых и вспомогательных машин, включающее 37-мм спаренную ЗСУ, танковый мостоукладчик "84" и БРЭМ "653".
Танк "79" , созданный на базе танков "59" и "69", впервые был показан на параде в конце 1984 года. Его основное вооружение - 105-мм нарезная пушка, оснащенная эжектором и термоизолирующим чехлом. Башня отличается от башен танков "59" и "69" выходным окном сверху командирской башенки, в котором может быть установлен лазерный дальномер. По бортам башни крепятся четырехствольные дымовые гранатометы. На верхней части корпуса установлены откидные фальшборты. На танке применены гусеницы с резинометаллическим шарниром, у предыдущих моделей металлический. Танк "79" находится на вооружении китайских сухопутных войск и серийно выпускается промышленностью.
Танк "80" (другое наименование "Штурм-1") разработан в 1982-1985 годах в результате глубокой модернизации танка "69-II". В качестве основного вооружения используется 105-мм пушка с системой управления огнем JSFCS-212. Корпус машины имеет новую конструкцию и выполнен из сварных бронированных листов. Башня полностью заимствована от танка "69-II". Ходовая часть представляет собой стальную конструкцию с новой торсионной подвеской, состоящей из шести пар обрезиненных опорных катков и трех пар поддерживающих роликов. Первый, второй, пятый и шестой опорные катки снабжены гидроамортизаторами. Ведущие колеса заднего расположения. По бокам корпус закрыт откидными фальшбортами.
Силовая установка - дизельный двигатель с турбонаддувом 12150L-7BW как на танке "69-II". К вспомогательным системам относятся следующие: ФВУ, автоматическая система пожаротушения, инфракрасные приборы ночного видения командира, наводчика и механика-водителя, термодымовая аппаратура, средства связи (радиостанция YRC-83 и танковое переговорное устройство Y1C-8), оборудование для подводного вождения, позволяющее танку преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной около 600 м. Существуют три модификации танка "80" -"80-IГ", "85-II" и "85-IIA". Две последние созданы в Китае в 1989 году.
Танк "80-II" отличается от базового полуавтоматической трансмиссией, усовершенствованной системой управления огнем, несколько большей боевой массой - 38,5 т.
В начале 1989 года американская фирма "Кадиллак гейдж" и китайская корпорация СМЕС официально объявили о завершении совместной разработки нового основного боевого танка "Ягуар" для поставки на экспорт. В 1990 году закончились испытания этой машины. Ее боевая масса 42 т. Танк с башней выполнен по классической схеме.
В качестве основного вооружения используется 105-мм нарезная пушка английской фирмы "Ройял орднанс" с коротким откатом. Кроме того, имеются 7,62-мм спаренный и 12,7-мм зенитный пулеметы.
Отличительной особенностью является характерное для танков НАТО расположение экипажа, при котором командир и наводчик размещаются в башне справа. Приводы наведения пушки электрогидравлические, в случае выхода их из строя управление осуществляется вручную. Другой особенностью нового танка является наличие цифровой системы управления огнем, двухплоскостного стабилизатора, автоматической системы пожаротушения.
В качестве силовой установки используется дизельный двигатель американской фирмы "Детройт-дизель" мощностью 750 л.с. в едином блоке с автоматической трансмиссией XTG-411.
Длина корпуса несколько больше, чем у танка "59". Подвеска включает пять пар опорных катков и две пары поддерживающих роликов. Ведущее заднего расположения. В конструкции подвески применяются усовершенствованные торсионные валы. Не исключено, что следующие образцы танков будут оснащены гидропневматической подвеской фирмы "Кадиллак гейдж", обеспечивающей повышенную на пересеченной местности.
Обе фирмы-разработчицы полагают, что "Ягуар" найдет большой спрос на рынках "третьего мира".
Китайские военные специалисты, расширяя сотрудничество с США и западноевропейскими странами, внимательно следят за ходом создания перспективных основных боевых танков в ведущих танкостроительных государствах. Официальные представители фирмы НОРИНКО неоднократно отмечали, что Китай для внедрения на будущих танках уже располагает новыми 120-мм гладкоствольной пушкой, более мощным двигателем и траком гусеницы.
В конце 1991 года зарубежная печать сообщила о разработке в Китае опытных образцов танка "90-II".
К конструктивным особенностям новой машины относится установка 12,5-мм гладкоствольной пушки (стреляющей теми же боеприпасами, что и советские танки) с автоматом заряжания, перспективной системы управления огнем, дизельного двигателя мощностью 1200 л.с., а также модульное бронирование.
БОЕВЫЕ МАШИНЫ ПЕХОТЫ являются для сухопутных войск Китая новым видом БТТ. До последних функции БМП в войсках выполняли БТР.
БМП WZ501 - это китайский вариант советской БМП-1, которая принята на вооружение и серийно выпускается промышленностью. Главное отличие от БМП-1, как сообщается в иностранной прессе, заключается в меньшей боевой массе и большей скорости движения. Основное вооружение БМП WZ501 - 73-мм гладкоствольная пушка, четыре ПТУР "Ред Эрроу", которые представляют собой копию советских ПТУР "Малютка" и выпускаются в Китае в течение нескольких лет. Машина плавающая, оснащена ФВУ и инфракрасными приборами ночного видения командира, механика-водителя и наводчика.
На базе БМП WZ501 разработано семейство боевых машин, включающее БМП "503" с новой башней с 73-мм пушкой, самоходный ПТРК "504", санитарный БТР WZ505, командно-штабную машину WZ506.
Китайская фирма НОРИНКО совместно с американской компанией FMC создала экспортный вариант боевой машины пехоты NYH-1 и NFY-1. Боевая масса около 13,6 т. Основное вооружение - 25-мм автоматическая пушка, вспомогательное -7,62-мм пулемет.
БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ , по заключению китайских военных специалистов, предназначаются для транспортировки пехоты и различных военных грузов на поле боя, а в случае необходимости - для выполнения функций БМП: осуществления огневой поддержки пехоты, действующей в пешем порядке, ведения борьбы с низколетящими воздушными целями противника, а также для разведки. На вооружении сухопутных войск Китая состоят следующие БТР: "77", YW534, YW531, WZ551 (6 х 6), WZ523. БТР "77" является первой разработкой фирмы НОРИНКО на базе советского БТР-50ПК, но благодаря более мощному двигателю увеличились скорость движения на суше и по воде и удельная мощность.
Корпус БТР "77" выполнен из сварных броневых листов. Боевое отделение расположено впереди, десантное - в середине, моторно-трансмиссионное - в кормовой части машины. Механик-водитель находится впереди слева, а командир - справа. В командирской башенке установлен 12,7-мм пулемет, являющийся основным вооружением машины.
БТР "77" плавающий, передвигается за счет двух водометов, размещенных в задней части корпуса машины. На его базе созданы санитарный БТР, командно-штабная , топливозаправщик, грузовой БТР и т.д. Для выполнения различных функций машина имеет три погрузочные рампы, через которые может загружаться на борт 85-мм пушка или 122-мм . БТР "77-II" такой рампы не имеет. БТР YW531 разработан в 1960 году. применялся в боевых действиях во Вьетнаме, Анголе, Танзании. Корпус выполнен из сварных броневых листов, защищающих экипаж и десант от огня стрелкового оружия. Механик-водитель находится в передней части корпуса слева, командир - справа от него, третий член экипажа (наводчик) - сзади механика водителя, он имеет свой , над которым установлен 12,7-мм пулемет. Силовое отделение размещено сзади командира машины, пехотный десант входит в десантное отделение через аппарель в кормовой стенке корпуса. На бортах машины имеется по одной амбразуре. Подвеска торсионная. БТР плавает за счет перематывания гусениц. На базе YW531 создано семейство боевых и вспомогательных машин, включающее командно-штабную, санитарный БТР, 122-мм самоходную гаубицу, 82- и 120-мм самоходные минометы.
Три варианта БТР YW531, отличающиеся комплектом радиостанций, получили индексы С, D и Е. БТР YW534 появился в результате модернизации ВТР YW531. Его корпус полностью сварной, изготовлен из стальных броневых листов. Механик-водитель и командир располагаются так же, как и в БТР YW531.
Моторно-трансмиссионное отделение находится справа от механика-водителя, а десантное - в кормовой части. По обеим сторонам корпуса имеются амбразуры пехотного десанта с приборами наблюдения. На крыше десантного отделения размещен 12,7-мм пулемет, а по бортам установлены дымовые гранатометы.
Подвеска торсионная, с каждой стороны БТР имеются пять сдвоенных опорных обрезиненных катков. Машина плавающая (за счет перематывания гусениц), оборудована системой противоатомной защиты (ПАЗ), радиостанцией и танковым переговорным устройством, а также инфракрасной аппаратурой ночного видения. На базе YW534 разработан бронетранспортер YW307 IFV с 25-мм автоматической пушкой в одноместной башенке, и самоходный ПТРК "Ред Эрроу".
БТР YW53Ж создан в 1985 году для замены YW531, напоминает по конструкции БТР YW534, но корпус несколько длиннее и уже. Этот БТР послужил базой для БМП YW309, командно-штабной машины, санитарного БТР, 82- и 120-мм самоходных минометов. 122-мм самоходной гаубицы.
БТР WZ551 (колесная формула 6х6) впервые был продемонстрирован в начале 1986 года. Он был разработан компанией НОРИНКО с использованием узлов и агрегатов гражданских автомобилей высокой проходимости. Уже существуют варианты с колесной формулой 4х4 и 8х8, а его базе были сконструированы 82- и 120-мм самоходные минометы, а также БТР с 25-, 90- или 105-мм пушкой. Корпус БТР WZ551 сварной (из броневых листов). Место механика-водителя впереди слева, командира - справа от него. На крыше корпуса установлены 25-мм автоматическая пушка во вращающейся башенке и два четырехствольных гранатомета. Командир и механик-водитель изолированы от десантного отделения дверью. С каждого борта машины имеются четыре амбразуры для десанта. Силовое отделение размещено в кормовой части корпуса и отгорожено от десантного перегородкой.
БТР плавающий, имеет два гребных винта в кормовой части корпуса. При движении по суше винты находятся в вертикальном положении, а при нахождении в воде они поворачиваются на 180°.
К специальному оборудованию машины относятся: система противоатомной защиты, приборы ночного видения механика-водителя, система пожаротушения и пулестойкие колеса. БТР способен преодолевать расстояние до 100 км со скоростью 40 км/ч на пробитых шинах. На его базе созданы боевая машина с 73-мм пушкой, самоходный ПТРК "Ред Эрроу", 122-мм самоходная гаубица и санитарный БТР. БТР WZ551 проходит испытания. Его серийное производство еще не начато.
БТР WZ523 (колесная формула 6х6) впервые был представлен в 1984 году, по конструкции близок к бельгийскому БТР "Сибмас" или южноафриканскому "Ратель". Создан на базе узлов и агрегатов автомобиля HY472 (6х6) и LT665 (6х6). Корпус машины сварной, из броневых листов.
Механик-водитель размещается впереди слева, а командир - справа от него. В десантное отделение в кормовой части корпуса можно попасть через дверь в правом борту. Силовой отсек расположен в середине. Вооружение: 12,7-мм пулемет с индивидуальными броневыми щитками.
Машина может преодолевать водные преграды, передвигаясь за счет двух водометов, находящихся в задней части корпуса. К специальному оборудованию относятся инфракрасные приборы ночного видения и радиостанция. На базе БТР WZ523 разработаны самоходные миномет и ПТРК, командно-штабная машина и санитарный БТР. WZ523 серийно выпускается промышленностью и состоит на вооружении армии Китая.
БРОНИРОВАННЫЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ , по взглядам китайских военных специалистов, предназначены для выполнения разведывательных задач на труднопроходимой местности, для боевого охранения, патрулирования, обеспечения связи и взаимодействия войск. В сухопутных войсках КНР в качестве БРМ используются

К самостоятельному производству бронетанковой техники в Китае приступили во второй половине 1950-х годов.

Первенцем китайского танкостроения стал средний танк Тип 59 (WZ120). Он производился с 1957 года на государственном заводе № 617 в г. Баотоу (провинция Внутренняя Монголия) по советской технической документации. Позднее производство было развернуто еще на двух заводах во Внутренней Монголии и в Шанхае.

ТИП 59

Первый серийный вариант танка Тип 59 выпускался с 1957 по 1961 год. На сменившей его модификации Тип 59-1 был установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения, активные приборы ночного видения. В боекомплект пушки 69-11 (аналог советской Д-10T2C) был введен оперенный бронебойно-подкалиберный снаряд АР100-2 с удлиненным сердечником, разработанный фирмой NORINCO (North Industries Corporation). В начале 1980-х годов начали устанавливаться резинотканевые бортовые экраны, дымовые гранатометы, лазерные дальномеры Тип 82 и Тип 83-11 китайской фирмы CELEC и простой аналоговый баллистический вычислитель.

На танках Тип 59-11 (WZ120В) сменили вооружение, установив 105-мм нарезную пушку Тип 81 с теплоизоляционным чехлом. Это орудие является копией американской танковой пушки M68 израильского производства. Оно имеет значительное преимущество в точности стрельбы и могуществе выстрела перед 100-мм пушкой. Стабилизатор вооружения остался такой же, как на 59-I. Для нового орудия фирма NORINCO создала оперенные БПС с повышенной бронепробиваемостью. 105-мм БПС с сердечником из уранового сплава способен пробить броню толщиной 150 мм на дальности 2500 м под углом 60°. В 1984 году пушку снабдили теплоизоляционным чехлом из алюминиевого сплава. Танк получил пятисекционные резинотканевые экраны, лазерный дальномер в командирской башенке и бесподсветочные приборы ночного видения, поставленные Китаю английской фирмой MEL. Эта модификация получила индекс Тип 59-IIA.

Стремясь поддерживать боеспособность танков Тип 59 на приемлемом уровне, в Китае провели глубокую модернизацию танков Тип 59-II, направленную на повышение живучести за счет оснащения динамической защитой и увеличения боевой эффективности путем установки усовершенствованной СУО и других сопутствующих элементов. По своим боевым характеристикам танк, получивший обозначение Тип 59-IID, соответствует российскому танку T-55AMB.

ТИП 69

В конце 1960-х годов фирмой NORINCO был разработан основной боевой танк Тип 69. Он представлял собой модернизированный вариант танка Тип 59.

Предусматривалось использование только китайских технологий и комплектующих. В начале 1970-х годов завод № 617 в Баотоу начал серийный выпуск новых танков. Однако доводка танка шла медленно, и производство его вплоть до 1980-х годов осуществлялось в ограниченных количествах. Впервые танк был показан на военном параде в Шанхае в сентябре 1982 года. Танки Тип 69-I получили усовершенствованное ИК-оборудование и коллективную систему защиты от ОМП, Тип 69-II — 100-мм нарезную пушку 59-II, усовершенствованную систему управления огнем, разработанную фирмой NORINCO.

ТИП 79

Танк Тип 79 представляет собой глубокую модернизацию танка Тип 69-И. Первоначально он имел обозначение Тип 69-III. Установлена 105-мм пушка Тип 83 (L7A3), оснащенная эжектором и теплозащитным кожухом, стабилизированная в двух плоскостях наведения. СУО, включающая лазерный дальномер и баллистический вычислитель с датчиками ветра, угла возвышения пушки, угла наклона оси цапф, температуры воздуха и заряда, разработана при помощи специалистов британской фирмы «Маркони».

По сравнению с танком Тип 69 несколько изменена форма башни, установлены четырехствольные 7б-мм дымовые гранатометы и ящики ЗИП. Изъят курсовой пулемет. Установлены бортовые экраны, используется гусеница с РМШ. Было изготовлено около 800 единиц Тип 79 (по другим данным — 519). В 1984 году китайской государственной оружейной корпорацией NORINCO был разработан новый основной боевой танк Тип 80-I. Этот танк получил сварной корпус новой конструкции с многослойным бронированием лобовой части. Башня полностью заимствована у танка Тип 79, но толщина ее лобовой части увеличена до 250 мм. На танке были установлены 105-мм нарезная пушка и СУО Тип 37А. Лазерный дальномер размещался на маске пушки. Была применена новая ходовая часть с шестью опорными катками.

ТИП 80 (ТИП 88)

Вскоре появился усовершенствованный вариант Тип 80-И. Главные изменения коснулись СУО — лазерный дальномер был интегрирован в прицел наводчика и убран под броню. Появилась система коллективной защиты от ОМП и гусеница со съемными резиновыми асфальтоходными башмаками. Танк 80-11 активно демонстрировался Китаем на различных международных выставках вооружений, однако никаких контрактов на его поставки так и не было заключено. В опытном порядке на танк была установлена 125-мм гладкоствольная пушка, скопированная с советской 2А46.

Одним из современных поводов для гордости китайской оборонной промышленности является основной танк «Тип 99». На данный момент эта боевая машина представляет собой наивысшее достижение танкостроителей Китая и объединяет в себе все новейшие наработки в этой области. Китайские военные и промышленники нередко называют танк «Тип 99» одним из лучших представителей своего класса в мире. Утверждается, что он по своим характеристикам превосходит большую часть современных танков и уступает лишь нескольким типам. Корректность подобных высказываний является темой отдельного разговора. Тем не менее, нельзя не признать, что за последние полвека с лишним Китай проделал большой путь в области танкостроения и к настоящему времени сформировал полноценную конструкторскую школу. Для этого ему понадобилось потратить массу времени, сил и средств, которые ушли на конструирование и производство нескольких моделей танков.

Необходимо отметить, что китайские военные познакомились с танками еще до образования КНР. Первые бронемашины этого класса появились в Китае во время т.н. Эры милитаристов. В середине двадцатых годов Фэнтянская клика, возглавляемая Чжан Цзолинем, купила у Франции 36 легких танков FT-17, которые и стали первой китайской техникой такого класса. В дальнейшем, после объединения Китая, новое правительство начало закупать небольшие партии танков разных моделей у Великобритании и Италии. В общей сложности было приобретено лишь несколько десятков танков. Причиной этого были как недостаточные финансовые возможности страны, так и непонимание роли танков в войне. Подобное отношение к танкам сохранялось до конца тридцатых годов. В 1938 году Китай приобрел у Советского Союза менее сотни танков Т-26, большая часть которых была потеряна в боях с Японией.

До середины пятидесятых годов китайские танковые войска эксплуатировали технику зарубежного производства. При этом в разных частях встречались бронемашины советского, американского и даже японского производства. Только в пятидесятых официальный Пекин принял решение о начале самостоятельного строительства танков на собственных производственных мощностях.

«Тип 59»

В пятидесятых годах Советский Союз поставил Китаю некоторое количество средних танков Т-54. Вскоре после начала эксплуатации этих машин китайское руководство приобрело у СССР лицензию на их строительство. В 1957 году завод №617 (город Баотоу), получив советскую документацию, собрал первую партию танков китайского производства. Т-54, немного доработанный в соответствии с возможностями китайской промышленности, получил название «Тип 59» (также встречается обозначение WZ-120).

Являясь лицензионной копией танка Т-54, «Тип 59» сохранил основные его черты: конструкцию, компоновку и различные агрегаты. При этом силовая установка, вооружение и прочее оборудование изменили свое название. Так, 100-мм нарезная пушка Д-10Т производилась в Китае под названием «Тип 59Т». Такое же обозначение получили пулеметы СГМТ, один из которых был спарен с пушкой, а второй размещался в лобовом листе корпуса. Прицельные устройства и оборудование связи, как и остальные агрегаты танка, производились по лицензии и отличались от советских лишь новыми названиями. При этом китайский танк не получил приборы ночного видения. Дизельный двигатель 12150L тоже был скопирован с советского, использовавшегося на Т-54. Двигатель мощностью 540 л.с. обеспечивал китайскому танку «Тип 59» подвижность на уровне советского Т-54.

Производство танка «Тип 59» продолжалось с 1957 по 1961 год, после чего китайские заводы начали строить бронемашины новой модификации «Тип59-I». От базовой модели она отличалась обновленным орудием «Тип 69-II» калибра 100 мм, приборами ночного видения и баллистическим вычислителем с ручным вводом данных. Со временем все танки «Тип 59» были переоборудованы до состояния «Тип 59-II». В дальнейшем модернизированные машины оснащались лазерным дальномером, бортовыми экранами и новыми баллистическими вычислителями.

С 1982 по 1985 год китайская оборонная промышленность строила танки модели «Тип 59-I». Главным их отличием от предыдущих танков этого семейства была 105-мм нарезная пушка «Тип 81» с эжектором и теплозащитным кожухом, представлявшая собой копию английского орудия L7. На базе этой модификации был создан танк «Тип 59-IIА». В его конструкции ограниченно использовалась комбинированная броня.

Серийное производство танков «Тип 59» закончилось в 1987 году. За 30 лет было построено свыше 10 тыс. боевых машин семи модификаций. Основная масса танков, строившихся в восьмидесятых годах, шла на экспорт. В настоящее время танки «Тип 59» остаются на вооружении 17 стран. Некоторые из них провели самостоятельную модернизацию этой техники, а также разработали технику иных типов на танковом шасси.

«Тип 63»

В середине пятидесятых годов Советский Союз передал КНР несколько легких плавающих танков ПТ-76. Китайские военные изучили эту технику и выразили желание получить подобные танки собственного производства. Уже в 1959 году начались испытания плавающего танка «Тип 60». В конструкции этой машины было несколько крупных недочетов, из-за которых заказчик отказался от новой разработки. В связи с этим китайские танкостроители начали новый проект, в ходе которого предполагалось избавиться от имеющихся проблем.

Получившийся в результате работ танк «Тип 63» в общих чертах похож на советский ПТ-76. При этом есть несколько серьезных отличий. Так, рабочее место механика-водителя было сдвинуто к левому борту, а экипаж увеличен до четырех человек. Китайский плавающий танк был вооружен 85-мм нарезным орудием «Тип 62-85», спаренным с ним пулеметом винтовочного калибра и крупнокалиберным зенитным пулеметом.

Для передвижения по воде плавающий танк «Тип 63», подобно советскому ПТ-76, использовал два водомета в кормовой части. Однако помимо таких движителей китайская боевая машина могла плавать, перематывая гусеницы.

Тип 63 в экспозиции Военного музея в Пекине

За несколько лет производства был создан ряд модификаций «Типа 63». Все они отличались друг от друга небольшими изменениями в составе оборудования и т.п. Наиболее интересной модификацией является «Тип 63HG». Этот плавающий танк имел более высокие мореходные качества в сравнении с базовой машиной. Кроме того, он получил 105-мм нарезную пушку, что значительно повысило боевой потенциал.

На базе танка «Тип 63» было создано несколько бронемашин различных классов. За годы производства было построено более 1500 таких танков, часть которых Китай поставил третьим странам. В настоящее время китайская армия использует около 500 таких танков. Также некоторое количество машин «Тип 63» остается на вооружении Северной Кореи, Пакистана, Судана, Вьетнама и других стран.

«Тип 69» и «Тип 79»

Первым китайским танком собственной разработки считается «Тип 69», созданный в семидесятых годах. Первоначально этот проект подразумевал глубокую модернизацию одной из модификаций танка «Тип 59», однако военные отказались от созданной таким образом бронемашины. В 1969 году армии Китая удалось захватить советский танк Т-62. Китайские специалисты внимательно изучили трофейную машину и учли некоторые нюансы ее конструкции и оборудования. Проект «Тип 69» доработали в соответствии с полученными сведениями. Вскоре началось серийное строительство нового танка.

Танк «Тип 69» имел боевую массу 36,7 тонны и оснащался дизельным двигателем мощностью 580 л.с. Корпус и башня машины были похожи на соответствующие агрегаты «Типа 59», но при этом отличались толщиной некоторых элементов. В качестве главного «Тип 69» получил нарезную пушку «Тип-69-II». Дополнительное вооружение было аналогично бронемашинам предыдущей модели. Предполагалось оснастить танк современными прицельными устройствами, системами связи, лазерным дальномером и баллистическим вычислителем.

Согласно некоторым источникам, танк «Тип 69» в его серийном облике не вполне устроил заказчика в лице вооруженных сил Китая. В связи с этим новейшая боевая машина в течение нескольких лет находилась в опытной эксплуатации, а принятие на вооружение состоялось лишь в 1982 году. Тогда же новый танк впервые продемонстрировали широкой общественности. Вероятно, причиной претензий со стороны военных были недостаточные характеристики танка. По своей огневой мощи он незначительно превосходил «Тип 59» поздних модификаций и ощутимо уступал современным зарубежным танкам.

Тем не менее, танки «Тип 69» заинтересовали зарубежных заказчиков. Первый экспортный контракт был подписан в 1983 году с Ираком. Вслед за иракскими военными свой интерес к новой китайской разработке проявили другие страны третьего мира, в первую очередь азиатские. Только страны Ближнего Востока в общей сложности приобрели более двух тысяч танков «Тип 69». Кроме того, контракты с Пакистаном и Суданом подразумевали сборку танков на местных предприятиях. Часть агрегатов изготавливалась странами самостоятельно, часть закупалась у КНР.

В ходе модернизации проекта «Тип 69» появилась модификация «Тип 69-III». В связи со значительными изменениями конструкции, вооружения и оборудования китайские танкостроители решили придать этой разработке статус отдельного проекта под названием «Тип 79». Этот танк оснащался 105-мм пушкой «Тип 83» с кожухом, дизельным двигателем мощностью 730 л.с. и рядом специального оборудования английского производства. Компания Marconi предоставила китайским танкостроителям лазерный дальномер, баллистический вычислитель и прицелы. «Тип 79» стал первым китайским танком с автоматической системой противоатомной защиты. Кроме того, впервые в китайской практике танк получил систему динамической защиты лобовой проекции.

«Тип 80»

Танк «Тип 79», в отличие от «Типа 69», соответствовал требованиям китайских военных. Однако на фоне зарубежных успехов будущее этой бронемашины смотрелось неоднозначно. В связи с этим начались работы по обновлению проекта «Тип 79» с целью повышения характеристик перспективного танка. Новая модель бронетехники получила название «Тип 80».

Танк «Тип 80» создавался на основе опыта, полученного в ходе предыдущих проектов, но при этом в его конструкции было немало нововведений. В качестве основы для этого танка взяли доработанное шасси машины «Тип 79». Бронированный корпус немного удлинили, из-за чего ходовую часть пришлось оснастить шестью опорными катками на каждый борт. Впервые в китайского танкостроения бронемашина «Тип 80» получила полностью сварную башню, что позволило ощутимо повысить уровень защиты. Основу силовой установки составлял дизельный двигатель 1215OL-7BW, производившийся по немецкой лицензии. При мощности 730 л.с. он обеспечивал 38-тонному танку максимальную скорость 56 км/ч.

В башне танка «Тип 80» установили стабилизированное в двух плоскостях 105-мм нарезное орудие «Тип 83», уже применявшееся на предыдущих китайских бронемашинах. Для управления огнем китайские специалисты разработали ряд специальных систем, однако лазерный дальномер производился по английской лицензии. Дополнительное вооружение «Типа 80» состояло из зенитного крупнокалиберного и спаренного с орудием 7,62-мм пулеметов.

Вскоре после танка «Тип 80» появилась его усовершенствованная версия «Тип 80-II». Она отличалась наличием нового оборудования. Это были новый лазерный дальномер китайской разработки, система тестирования оборудования, усиленная защита прицельных устройств, а также модернизированная система защиты от оружия массового поражения.

«Тип 85»

В середине восьмидесятых китайская оборонная промышленность модернизировала танк «Тип 80». Предполагалось, что немного доработанный «Тип 80» будет принят на вооружение армии КНР, однако его боевые характеристики не устроили потенциального заказчика. Было принято решение сосредоточить силы на создании основных танков следующего поколения. При этом учитывалась необходимость совершенствования парка имеющейся техники. Проект «Тип 85» разрабатывался с целью повышения характеристик уже построенных танков «Тип 80».

Первые два варианта проекта «Тип 85» подразумевали установку на танки «Тип 80» нового оборудования или использование комбинированной брони. Значительные нововведения последовали в проекте «Тип 85-II». Вместо 105-мм нарезной пушки этот танк должен был получать 125-мм гладкоствольное орудие, скопированное с советского 2А46. Кроме того, «Тип 85-II» предполагалось оснащать автоматом заряжания, позволявшим сократить экипаж до трех человек. По имеющейся информации, созданию обновленного танка со 125-мм пушкой поспособствовали ближневосточные войны, в результате которых некоторое количество танков Т-72 советского производства через третьи страны попало в Китай.

В середине девяностых годов был показан танк «Тип 85-MMB». Он представлял собой машину модели «Тип 85-II» с усиленной комбинированной броней, новой системой управления огнем и прицелами с ночным каналом.

К настоящему времени около 600 танков «Тип 80» в китайских вооруженных силах переоборудованы до состояния «Тип 85». Еще 300 машин модификации «Тип 85-II» с орудием калибра 125 мм были построены в Пакистане по китайской лицензии. Также Пакистану предлагалась модификация «Тип 85-III» с более мощным двигателем и новым оборудованием, но потенциальный заказчик отверг возможность закупок этой техники.

«Тип 88»

Проект «Тип 88», как и «Тип 85», предназначался для совершенствования существующей техники предыдущих моделей. Основой для нового танка стал «Тип 80». Основные изменения относительно базовой бронемашины заключались в обновленных элементах бронекорпуса и некоторых новых приборах. Часть изменений корпуса и башни были сделаны для установки блоков системы динамической защиты. Для увеличения темпа стрельбы новый танк получил механизмы заряжания, облегчавшие работу экипажа. Танк «Тип 88» был принят на вооружение китайской армии в конце восьмидесятых годов.

Специально для модификации «Тип 88А» было обновлено орудие «Тип 83». В новой версии эта 105-мм пушка имела ствол большей длины, что ощутимо увеличило ее возможности. Небольшим изменениям подверглись механизмы подачи снарядов. На корпусе и башне боевой машины установили блоки системы динамической защиты нового типа.

Одновременно с «Типом 88А» разрабатывался «Тип 88B». Эта модификация основного танка получила усовершенствованную автоматику заряжания, а также новую систему управления огнем. Для упрощения последующего серийного производства танки «Тип 88А» и «Тип 88B» были максимально унифицированы.

В отличие от предыдущих модификаций, танк «Тип 88C» создавался на базе модели «Тип 85-II». Изначально «Тип 88C» представлял собой базовую машину, оснащенную 125-мм гладкоствольным орудием с автоматом заряжания и новой системой управления огнем. В дальнейшем танк этой модели получил новый двигатель мощностью 1000 л.с. Вскоре после окончания испытаний танка «Тип 88C» новая система управления огнем была интегрирована в предыдущие проекты семейства «88».

В настоящее время в вооруженных силах Китая имеется не более 450-500 танков «Тип 88» всех модификаций. Свыше 200 танков «Тип 88B» были поставлены в Бирму. Другие страны проявляли интерес к новому китайскому танку, но не выразили желание приобрести его.

«Тип 90»

В девяностых годах китайские танкостроители создали несколько новых основных танков, являвшихся глубокой модернизацией боевой машины «Тип 85». Первая версия проекта «Тип 90» имела такой же состав вооружения и оборудования, как и базовая боевая машина. Все доработки касались башни и бронированного корпуса. «Тип 90» стал первым китайским танком с модульной архитектурой брони. Это значит, что некоторые элементы корпуса могли быть заменены при ремонте или переоборудовании. В частности, в перспективе предполагалось переоснастить произведенные танки «Тип 90» новой комбинированной броней с более высокими характеристиками защиты. Было построено несколько прототипов такого танка, но они не устроили китайскую армию.

Неудача с поставкой собственным вооруженным силам подтолкнула авторов проекта к продолжению работы над новыми модификациями. Так, танк «Тип 90-I» разрабатывался специально для поставок Пакистану. По желанию заказчика, его оснастили дизельным двигателем Perkins Shrewsbury CV12 английского производства и французской трансмиссией SESM ESM 500. К тому времени эти агрегаты уже использовались на танках Challenger 2 и Leclerc соответственно. В конце девяностых годов Пакистан провел ядерные испытания, одним из результатов которых стало эмбарго на поставку оружия этой стране. Ввиду отсутствия двигателей и трансмиссии проект «Тип 90-I» был закрыт.

Эмбарго заставило китайских танкостроителей найти способ выполнить пакистанский заказ. Так появился проект «Тип 90-II». Предполагалось заменить комплектующие зарубежного производства китайскими аналогами. Испытания показали, что имеющиеся двигатели и системы трансмиссии не могут сравниться с агрегатами английского и французского производства. Из-за этого проект «Тип 90-II» тоже был закрыт ввиду отсутствия перспектив.

Проблема силовой установки была решена в начале двухтысячных годов, когда китайские конструкторы создали танк «Тип 90-MMB», оснащенный дизелем 6ТД-2 украинского производства. Этот двигатель смог обеспечить необходимую удельную мощность и работы по проекту продолжились. Результатом совместной работы КНР и Пакистана стало создание основного танка Al-Khalid, используемого в настоящее время пакистанскими, бангладешскими и марокканскими военными. Производство танков ведется на предприятиях Китая и Пакистана.

«Тип 96»

В середине девяностых годов китайская оборонная промышленность создала новый танк, объединивший в себе все передовые наработки по проектам «Тип 83» и «Тип 90». Получившийся основной танк «Тип 96» получил модульную комбинированную броню, дизельный двигатель мощностью 1000 л.с., орудие калибра 125 мм и современную электронику. Ориентировочно в 1997 году «Тип 96» пошел в серию, заменив «Тип 88», производство которого прекратилось.

От предыдущих машин «Тип 96» значительно отличался конструкцией некоторых элементов корпуса и башни. При этом максимальные отличия наблюдались в электронном оснащении. Новая автоматизированная система управления огнем была сопряжена с лазерным дальномером и прицелами с тепловизионным каналом. Утверждалось, что танки «Тип 96» оснащаются лазерной системой оптико-электронного противодействия.

По имеющимся данным, танк «Тип 96» в настоящее время является самой массовой машиной своего класса в составе китайских сухопутных войск. В разных источниках утверждается, что с конца девяностых годов было построено 2000-2500 таких танков. 200 бронемашин этого типа были приобретены Суданом.

«Тип 98»

Еще в восьмидесятых годах китайские танкостроители начали работу над перспективным танком, способным на равных противостоять зарубежным боевым машинам. Первым вариантом подобного танка стал «Тип 98». Характерной особенностью этого проекта стало широкое использование новых идей, ранее не встречавшихся в танкостроении Китая. В частности, «Тип 98» получил сварную башню с развитой кормовой нишей, в которой разместили боекомплект. Ранее боекомплект китайских танков размещался внутри корпуса. Подобное «ноу-хау», подсмотренное у западных конструкторов, имело специфические последствия: в состав экипажа вернулся заряжающий.

В ходе развития проекта «Тип 98» пришлось возвратиться к идее использования автомата заряжания карусельного типа, применявшегося на некоторых предыдущих танках. Благодаря этому экипаж новой боевой машины «Тип 98G» вновь сократился до трех человек. Кроме того, обновленный танк получил двигатель 150HB китайского производства мощностью 1200 л.с.

По имеющимся данным, было построено лишь несколько десятков танков «Тип 98» и «Тип 98G». Эти боевые машины не получили широкого распространения, но при этом стали основой для самого нового китайского танка.

«Тип 99»

Самым совершенным и современным танком в китайской армии является «Тип 99» и его модификации. Эта боевая машина создавалась с учетом как китайского, так и общемирового опыта в танкостроении. Бронированный корпус и башня оснащаются комбинированной броней, повышающей уровень защиты. Для защиты танка от управляемого вооружения также применяется лазерная система противодействия. Точные данные о применении системы динамической защиты отсутствуют.

Танк «Тип 99» оснащается двигателем мощностью 1500 л.с., являющимся копией немецкого дизеля MB871ka501. Несмотря на боевой вес около 54 тонн, танк «Тип 99» способен двигаться по шоссе со скоростью до 80 км/ч. Кроме того, двигатель обеспечивает достаточно высокую скорость движения по пересеченной местности.

Комплекс вооружения танка «Тип 99» напоминает используемый на современных российских танках. Стабилизированная в двух плоскостях 125-мм гладкоствольная пушка сопряжена с автоматом заряжания карусельного типа. В укладках боевой машины размещается 41 раздельно-гильзовый выстрел, 22 из которых находятся в ячейках автомата заряжания. В боекомплект входят снаряды различных типов. Кроме того, имеется информация о создании в Китае управляемой ракеты, пригодной для использования с имеющимся танковым орудием.

Танк «Тип 99», по имеющимся данным, имеет набор оборудования, свойственный всем современным боевым машинам. Командир и наводчик располагают стабилизированными прицелами с тепловизионным каналом. Также имеются лазерный дальномер, баллистический вычислитель и автомат сопровождения цели. Утверждается, что система управления огнем танка «Тип 99» позволяет точно определять местоположение боевой машины и, при необходимости, вести огонь с закрытых позиций.

Несколько лет назад был показан обновленный танк под названием «Тип 99A1». От оригинальной машины он отличался некоторыми изменениями в форме башни. Вероятно, они были обусловлены некими технологическими причинами.

Дальнейшим развитием новейшего китайского танка стала машина «Тип 99A2». Большие изменения претерпела система управления огнем и прицельные устройства. Кроме того, новые танки предполагается комплектовать системой для отображения информации о поле боя. Вместо лазерной системы защиты от противотанковых систем предполагается использовать комплекс активной защиты.

За последние несколько лет были построены около 500 танков «Тип 99» всех модификаций. По некоторым данным, основная масса этих танков построена в соответствии с проектом «Тип 99». Обновленные версии ввиду их сложности производятся сравнительно малыми партиями и пока не получили широкого распространения в бронетанковых войсках.

Прошлое, настоящее и будущее

Как видим, за несколько десятилетий танкостроители КНР смогли пройти трудный путь от сборки боевых машин по лицензии до самостоятельного конструирования бронетехники. При этом нельзя не отметить, что часть китайских проектов танков прямо связана друг с другом. Каждый последующий из этих проектов является развитием предыдущего. В конечном итоге такое «генеалогическое древо» восходит к танку «Тип 59» и, как следствие, к советскому Т-54. Из этого факта можно сделать несколько выводов, как о модернизационном потенциале танка Т-54, так и об осторожном подходе китайских конструкторов к созданию новой техники. Последний вывод подтверждается тем, что в течение длительного времени танки Китая создавались по принципу обновления оборудования и вооружения. Заметные изменения сразу во всех элементах облика боевых машин начали появляться лишь при создании «восьмидесятой» серии. Наконец, последние китайские танки показывают, что подобный подход к конструированию техники закрепился и активно используется.

По понятным причинам китайское танкостроение всегда было вынуждено догонять мировых лидеров, одновременно с этим осваивая новые для себя технологии и технические решения. Особенно ярко отставание проявилось в семидесятых и восьмидесятых годах. Из-за ограниченных возможностей оборонной промышленности в гипотетическом вооруженном конфликте этого времени китайским сухопутным войскам пришлось бы иметь дело с заведомо превосходящим врагом. У потенциальных противников Китая к этому времени уже были полноценные основные танки с комбинированной броней и орудиями калибра 120 или 125 мм. Вряд ли танки наподобие «Типа 69» могли бы справиться с подобной техникой противника.

В девяностых годах ситуация стала быстро изменяться. На смену танкам с гомогенной броней и 100- или 105-миллиметровыми орудиями пришли более новые и совершенные машины. На данный момент самым новым и лучшим китайским танком является «Тип 99». По своему облику эта боевая машина соответствует современным зарубежным образцам. Однако, по некоторым оценкам, «Тип 99» и даже его последние модификации нельзя считать в полной мере современным танком. Есть некоторые основания полагать, что отставание китайского танкостроения сохраняется до сих пор и «Тип 99» соответствует зарубежным машинам, созданным не позже конца восьмидесятых годов.

Стоит отметить, что сравнение последних китайских танков с новейшими зарубежными по некоторым причинам затруднено. После окончания Холодной войны лидеры мирового танкостроения – Россия, США, Великобритания, Германия и Франция – значительно сбавили темпы разработки новых машин. В последние десятилетия эти страны в основном заняты модернизацией уже существующих танков. Китай, в свою очередь, не прекращал свои работы в направлении развития тяжелой бронетехники. Таким образом, сравнение китайских и зарубежных танков превращается в сложную задачу, поскольку за последнее время Китай мог догнать конкурентов, как минимум, в отдельных направлениях.

При всей сложности сравнения современных танков можно сделать один простой вывод, касающийся китайской бронетехники. Инженеры Китая за последние несколько десятилетий сделали очень многое для развития танкостроения. К настоящему времени КНР способна выпускать бронетехнику, которая по ряду параметров может сравниться с разработками ведущих стран. Это означает, что уже сейчас китайские конструкторы работают над новыми проектами, а «премьера» перспективной боевой машины может состояться в самое ближайшее время. Неизвестно, какими будут ее характеристики, но нельзя исключать, что в этот раз китайским танкостроителям удастся создать в полной мере современный танк.

По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://sinodefence.com/
http://army-guide.com/
http://armyrecognition.com/
http://armor.kiev.ua/
http://army-technology.com/
http://defencereviewasia.com/
http://vpk-news.ru/

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

На сегодняшний день в World of Tanks имеется широкий ассортимент легких, средних, тяжелых танков и огромный выбор ПТ и САУ. Всего в этой онлайн-игре насчитывается девять веток: советская, немецкая, американская, французская, английская, японская, чешская, шведская и китайская. Последнюю мы как раз и рассмотрим в данной статье.

Краткий обзор ветки

Вся линейка имеет довольно высокую популярность среди игроков, и связано это в первую очередь с тем, что китайские танки имеют схожесть с представителями легендарных машин СССР. Основным отличием является броня, которая менее рикошетная и немного хуже, чем у советских аналогов. Кроме того, у них более слабые орудия. Но в сравнении с другими ветками китайские танки обладают рядом преимуществ, которые отсутствуют у других машин.

Отзывы о «китайцах» довольно неоднозначные. Многие утверждают, что их ветки средних и легких танков самые лучшие, но это нельзя считать фактом, потому что немало и тех, кто не считает достойными китайские танки. Отзывы игроков выделили в этой довольно непростой ветке машины, которые представлены в таблице ниже.

Рассмотрим китайские танки, приведенные в таблице выше, более подробно. Начнем, конечно же, с отличного ЛТ 4-го уровня.

M5A1 Stuart - быстрый мститель

Данный легкий танк в китайской ветке занимает четвертую позицию. По своему внешнему виду машина напоминает американца M5 Stuart и обладает не менее хорошей подвижностью. Кроме того, у китайца отличное орудие с неплохим пробитием и уроном. Из недостатков следует выделить черту, характерную для всех легких танков в игре, - очень слабая броня. Однако M5A1 имеет отличный обзор, что позволяет качественно светить на всех картах. Далее идёт первый средний танк китайской ветки, который можно считать хорошим.

Отзывы об этой машине в основном положительные. Многие танкисты берут первых мастеров именно на M5A1, и это неудивительно. Несмотря на хорошие характеристики, у этой машины довольно плохие общие показатели статистики на сервере, что предполагает её использование игроками, которые хотят поднять свой WN8. Характеристики к этому располагают отлично.

Type T-34 - брат легенды

Данный СТ - это отличная копия советского Т-34, имеющая похожее вооружение и подобное бронирование корпуса. Группа танков способна натворить много шороха в команде противника, их дыроколы имеют отличное пробитие и достаточно высокий урон для этого типа машин. К недостатку относят обычно плохие УВН, но это не так критично. Танк проходной и ведет к двум отличным представителям китайской ветки. Отзывы об этой машине в основном положительные. Орудие помогает набивать статистам неплохой WN8, при этом средняя статистика на сервере очень занижена. На данной машине часто берут первых воинов и колобановых, и это неспроста - она на самом деле довольно неплоха, но её нельзя считать лучше легендарного Т-34.

59-16 - если вцепится, то до смерти

Это очень интересная машина для любителей динамичной игры и активного света. Данный легкий танк обладает интересным барабаном и возможностью установки орудийного досылателя (что обычно барабанным танкам недоступно). Начинающие игроки спрашивают: а почему так? На самом деле всё просто. Легкий танк 59-16 имеет стоковое орудие на голдовых снарядах, и досылатель очень пригодится в этом случае. Обзор этого ЛТ хорош и позволяет светить на всех картах в игре достаточно комфортно. А вот на 7-м уровне ветки легких машин вас будет ждать настоящий дамагер - WZ-131, но он не такой интересный, как следующий после него WZ-132, о котором мы расскажем позже.

У большинства игроков, согласно отзывам, именно на данном светлячке стоит рекорд по насвеченному урону. Если в виде оборудования использовать просветленную оптику и стереотрубы, то вы, безусловно, будете пересвечивать 100 % своих врагов, что, конечно, является огромным плюсом данной машины. Динамичность этого китайца поражает. Благодаря ей машина не только активно светит, но и настреливает много урона в карму врагов.

Type 58 - только вперед!

Данный средний танк шестого уровня имеет схожие характеристики со своим советским прототипом Т-34-85. У него менее рикошетная броня и иной геймплей из-за устанавливаемого вооружения, но он довольно интересный представитель в китайской ветке, который стоит выкачать. Достоинства тайпа - высокие показатели ДПМ, хорошая динамика и достойная точность для шестого уровня. В слоты оборудования стоит установить досылатель, просветленную оптику и усиленные приводы наводки. Это позволит достаточно комфортно играть и наносить большое количество урона в каждом бою. Данный средний китайский танк ведет сразу к двум машинам, которые по-своему интересны - T-34-1 и IS-2. Все представители ветки довольно интересны, но, как всегда, важны 6-й и 8-й уровни, а также самый основной - 10-й. Поэтому именно танки этих уровней мы рассматриваем в статье.

WZ-132 - зубодробительный светляк

Несмотря на свои большие размеры, данный ЛТ очень подвижен и динамичен. Его главным достоинством считают отличное вооружение с большим разовым уроном и высоким бронепробитием. Танк очень схож с советским прототипом Т-54 «облегченный», но обладает более слабой броней и менее пробивным орудием. Несмотря на это, его качество обзора удивляет всех игроков - оно одно из лучших в игре. К недостатку причисляют плохие УВН.

Оборудование здесь такое же, как на любом китайском светляке: оптика, досылатель, стереотрубы. Если вы делаете из этого ЛТ дамагера, то поставьте вместо труб стабилизатор вертикальной наводки. Данный легкий китайский танк похож на предыдущую машину - WZ-131, разве что обладает во всем более высокими показателями. Конечно, если сравнить данный прототип с облегченкой, то безусловно советский собрат окажется победителем в споре. Отзывы о данной машине исключительно положительные, а все благодаря огромному обзору, одному из лучших в игре, и отличному вооружению, которое позволяет не только светить, но и настреливать урон.

T-34-2 - прорвемся!

Как и ЛТ WZ-132, данный танк является предшественником СТ 9-го уровня - WZ-120. Эта машина является динамичной и мобильной, но обладает сравнительно слабой броней и вооружением. Единственным достоинством данного танка, отличающим его от всех похожих машин, является высокий разовый урон в 390 ХП. Машина похожа на предшественника T-34-1, как и полагается во всей китайской ветке.

Если у вас нет в ангаре мечты 90 % танкистов - Type 59, - то 34-2 может стать отличной заменой. Конечно, у этого среднего танка хуже броня башни и не такое комфортное вооружение, но он с легкостью справляется в игре как против 8-х, так и против 9-х уровней. Кроме того, на данный китайский танк запчасти стоят недорого, что тоже является преимуществом.

110 - найдем и убьем!

После отличного тяжелого танка 7-го уровня IS-2 в китайской ветке идёт 110. Данный железный монстр обладает хорошей крепкой броней и сравнительно высокой динамикой. Недостатком является слабое вооружение, которое компенсируется быстрой перезарядкой. Техника имеет отличный обзор, несмотря на то что достаточно тяжелая. Это делает ее идеальной машиной прорыва, как советский ИС.

Конечно же, это не советская мощь в виде ИС-3, но тоже неплохая машина. Данный китайский танк имеет огромное количество положительных оценок от игроков, и его полюбили многие танкисты. Несмотря на свои отличные характеристики, средний WN8 на нем довольно низкий, поэтому поднять его на своем аккаунте при помощи данной машины не составит большого труда.

121 - альфа-самец

СТ 10-го уровня в игре имеют сравнительно невысокий урон. Но китайские средние танки обладают иными характеристиками. Например, 121-й обладает отличным вооружением - самым лучшим среди аналогов. Кроме того, он динамичен и неплохо бронирован. Недостатком 121-го являются его УВН и сравнительно низкая скорость полета снарядов. Данную машину часто используют как танк прорыва, особенно хорошо он действует на городских картах.

Высокий урон 121-го удивляет многих игроков, получивших оплеуху от этого СТ. Его орудие одно из лучших на своем уровне, динамика отличная, а бронирование сравнительно неплохое. Обзор танка китайского 121 интересует многих геймеров, которые могут оценить положительные стороны этой машины.

113 - победитель по жизни

Тяжелый китайский танк 10-го уровня очень хорош. 113-й имеет отличное вооружение, крепкую броню и высокий ДПМ. Кроме того, он динамичен. Но из недостатков танка выделяют его УВН и наличие большого количества ослабленных мест в бронировании. Данная машина применяется в различных ситуациях, в основном для прорыва вражеской обороны. Китайская ветка танков заканчивается отличными машинами, и 113-й, безусловно, включен в список лучших азиатских машин. Но для хорошей и комфортной игры необходим экипаж с перками. Его можно получить при помощи премиумных китайских машин. Давайте рассмотрим их.

Премиумные китайские танки

Для прокачки экипажа необходимы хорошие машины, купленные за золото или полученные в акции. В китайской ветке их немало, но в основном они акционные. Так, например, китайский премиум-танк Type-59 уже давно не продается. Однако он имеет огромную популярность и самые высокие оценки. Этот китайский танк отзывы получает просто восторженные. На сегодняшний день это самая дорогая техника, которую можно купить за реальные деньги. Цена на код активации начинается с 20 тысяч рублей и достигает значения в 60 000.

Конечно, в игре немало и других китайских премиум-машин:

  • ЛТ - Type 64, Type 62;
  • СТ - T-34-3, 59-Patton, 121B;
  • ТТ - WZ-111, 112.

Некоторые из них до сих пор находятся в продаже, и их можно приобрести за золото. Китайские танки VT - это удивительные машины, которые предполагают активный геймплей и постоянное движение. Их используют как технику прорыва, и отзывы о китайской ветке в основном только положительные. Играйте и выигрывайте! Надеемся, вам понравился обзор. Успехов вам и больших побед!