Лига наций коротко. Лига наций и ссср

Содержание статьи

ЛИГА НАЦИЙ, первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. В Лиге наций нашли свое практическое выражение идеи и проекты, предлагавшиеся начиная с 17 в. вплоть до Первой мировой войны . Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Структура

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Члены Лиги наций

Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.

Австралия *
Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)
Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)
Аргентина *
Афганистан (принят в 1934)
Бельгия *
Болгария (принята в 1920)
Боливия *
Бразилия (вышла в 1926)
Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)
Венесуэла * (вышла в 1938)
Гаити * (вышла в 1942)
Гватемала * (вышла в 1936)
Германия (принята в 1926, вышла в 1933)
Гондурас * (вышел в 1936)
Греция *
Дания *
Доминиканская Республика (принята в 1924)
Египет (принят в 1937)
Индия *
Ирак (принят в 1932)
Ирландия (принята в 1923)
Испания * (вышла в 1939)
Италия * (вышла в 1937)
Канада *
Китай *
Колумбия *
Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)
Куба *
Латвия (принята в 1921)
Либерия *
Литва (принята в 1921)
Люксембург (принят в 1920)
Мексика (принята в 1931)
Нидерланды *
Никарагуа * (вышла в 1936)
Новая Зеландия *
Норвегия *
Панама *
Парагвай * (вышел в 1935)
Персия (Иран)*
Перу * (вышла в 1939)
Польша *
Португалия *
Румыния * (вышла в 1940)
Сальвадор * (вышел в 1937)
Сиам (Таиланд)*
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии *
Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)
Турция (принята в 1932)
Уругвай *
Финляндия (принята в 1920)
Франция *
Чехословакия *
Чили * (вышла в 1938)
Швейцария*
Швеция *
Эквадор (принят в 1934)
Эстония (принята в 1921)
Эфиопия (принята в 1923)
Югославия *
Южно-Африканский Союз *
Япония * (вышла в 1933)

Функции

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать – в той или иной степени успешно – более сорока политических конфликтов, ее усилия по разрешению основных противоречий путем использования параграфа 16 Устава Лиги о коллективной безопасности привели к ее ослаблению и прекращению деятельности. Неудачная попытка Лиги применить в 1931 эффективные санкции против Японии, напавшей на Маньчжурию, еще более серьезная неспособность воздействовать на события в ходе итальянской агрессии против Эфиопии ясно продемонстрировали потенциальным агрессорам слабость механизма применения силовых решений в мирном урегулировании.

Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом – Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Исключение СССР из членов Лиги в 1939 привело к тому, что в ее составе осталась лишь одна великая держава – Великобритания. В критические дни, предшествовавшие сентябрю 1939, ни одна из стран не прибегла к помощи Лиги; к январю 1940 Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей Лиги Организации Объединенных Наций, а ее социальные и экономические функции были объединены с деятельностью Экономического и Социального Совета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

УСТАВ ЛИГИ НАЦИЙ

Высокие Договаривающиеся Стороны,

принимая во внимание, что для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно

принять некоторые обязательства не прибегать к войне,

поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести,

строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств,

установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов, принимающих настоящий Устав, который учреждает Лигу Наций.

1. Первоначальными Членами Лиги Наций являются те из подписавшихся, имена которых значатся в Приложении к настоящему Уставу, а также Государства, равным образом названные в Приложении, которые приступят к настоящему Уставу без всяких оговорок, посредством декларации, сданной в Секретариат в течение двух месяцев до вступления в силу Устава, о чем будет сделано оповещение другим Членам Лиги.

2. Все государства, доминионы или колонии, которые управляются свободно и которые не указаны в Приложении, могут сделаться Членами Лиги, если за их допущение выскажутся две трети Ассамблеи (Собрания), поскольку ими будут даны действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства и поскольку они примут положения, установленные Лигой касательно их военных, морских и воздушных сил и вооружений.

3. Всякий Член Лиги может, после предварительного, за два года, предупреждения, выйти из Лиги, при условии, что он выполнил к этому моменту все свои международные обязательства, включая и обязательства по настоящему Уставу.

Деятельность Лиги, как она определена в настоящем Уставе, осуществляется Ассамблеей и Советом, при которых состоит постоянный Секретариат.

1. Ассамблея состоит из представителей Членов Лиги.

2. Она собирается в установленное время и во всякий другой момент, если того требуют обстоятельства, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, какое может быть назначено.

3. Ассамблея ведает всеми вопросами, которые входят в сферу действия Лиги и которые затрагивают всеобщий мир.

4. Каждый Член Лиги может насчитывать не более трех представителей в Ассамблее и располагает лишь одним голосом.

1. Совет состоит из представителей Главных Союзных и Объединившихся Держав (Примеч.: США, Британская империя, Франция, Италия и Япония), а также из представителей четырех других Членов Лиги. Эти четыре Члена Лиги назначаются по усмотрению Ассамблеи и в те сроки, которые она пожелает избрать. Впредь до первого назначения Ассамблеей представители Бельгии, Бразилии, Испании и Греции являются членами Совета.

2. С одобрения большинства Ассамблеи Совет может назначать других Членов Лиги, представительство которых в Совете будет с тех пор постоянным (Примеч. В силу этого параграфа Устава Германия была избрана постоянным членом Совета 8 сентября 1926 г.). Он может с такого же одобрения увеличивать число Членов Лиги, которые будут избраны Ассамблеей, чтобы быть представленными в Совете (Примеч. 25 сентября 1922 г. количество членов Совета, выбираемых Ассамблеей, было увеличено до шести, а 8 сентября 1926 г. – до девяти).

2-а. Ассамблея установит, большинством в две трети голосов, порядок избрания временных членов Совета, в частности определит срок их участия в нем и условия нового избрания. (Эта поправка вступила в силу 29 июля 1926 г.)

3. Совет собирается, когда того требуют обстоятельства, и, по меньшей мере, один раз в год, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, которое может быть назначено.

4. Совет ведает всеми вопросами, входящими в сферу действия Лиги и затрагивающими всеобщий мир.

5. Всякий Член Лиги, не представленный в Совете, приглашается посылать для присутствия в нем представителя, когда в Совет вносится вопрос, особенно затрагивающий его интересы.

6. Каждый Член Лиги, представленный в Совете, располагает лишь одним голосом и имеет лишь одного представителя.

1. Поскольку не имеется определенно противоположных постановлений настоящего Устава или положений настоящего Договора, решения Ассамблеи или Совета принимаются единогласно Членами Лиги, представленными в собрании.

2. Всякие вопросы о процедуре, возникающие на собраниях Ассамблеи или Совета, включая назначение комиссий, на которые возлагается расследование особых случаев, разрешаются Ассамблеей или Советом, и решение выносится большинством Членов Лиги, представленных на собрании. [...]

1. Постоянный Секретариат устанавливается в месте пребывания Лиги. Он включает в себя Генерального секретаря, а также необходимых секретарей и необходимый персонал. [...]

1. Местом пребывания Лиги устанавливается Женева.

1. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением.

2. Совет, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготовляет планы этого ограничения в целях рассмотрения и вынесения решения различными правительствами.

3. Эти планы должны составить предмет нового рассмотрения, а в случае надобности, пересмотра по меньшей мере каждые десять лет.

4. После их принятия различными правительствами предел вооружений, установленный таким образом, не может быть превышаем без согласия Совета.

5. Принимая во внимание, что частное производство снаряжения и военного материала вызывает серьезные возражения, члены Лиги поручают Совету дать заключение о мерах, способных устранить его пагубные последствия, учитывая нужды тех Членов Лиги, которые не могут изготовлять снаряжение и военный материал, необходимые для их безопасности.

6. Члены Лиги обязуются обмениваться самым откровенным и исчерпывающим образом всеми сведениями, относящимися к масштабу их вооружений, к их военным, морским и воздушным программам и к состоянию тех из отраслей их промышленности, которые могут быть использованы для войны.

Постоянная комиссия будет образована для представления Совету своих заключений о выполнении постановлений статей 1 и 8 и равным образом по общим военным, морским и воздушным вопросам.

Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целость и существующую политическую независимость всех Членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства.

1. Определенно объявляет, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из Членов Лиги, интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир наций. В подобном случае Генеральный Секретарь немедленно созывает Совет по требованию всякого Члена Лиги.

2. Кроме того, объявляется, что всякий Член Лиги имеет право дружественным образом обратить внимание Ассамблеи или Совета на всякое обстоятельство, способное затронуть международные отношения и, следовательно, грозящее поколебать мир или доброе согласие между нациями, от которого мир зависит.

1. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Совета. Они соглашаются еще, что они ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или судебного постановления, или доклада Совета.

2. Во всех случаях, предусмотренных этой статьей, решение третейских судей или судебное постановление должно быть вынесено в течение разумного срока, а доклад Совета должен быть составлен в течение шести месяцев, считая со дня представления спора на его рассмотрение.

1. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий, по их мнению, быть разрешенным третейским судом или судебным постановлением, и если этот спор не может быть удовлетворительно урегулирован дипломатическим путем, то вопрос будет полностью подвергнут третейскому разбирательству или судебному разрешению.

2. Объявляются принадлежащими к числу вопросов, вообще подлежащих третейскому или судебному разрешению, споры, которые относятся к толкованию какого-либо договора, ко всякому вопросу международного права, к наличию всякого факта, который, будучи установлен, составил бы нарушение международного обязательства, или к объему и способу возмещения, следуемого за такое нарушение.

3. Судом, на рассмотрение которого должны передаваться все подобного рода споры, будет являться Постоянная Палата Международного Суда (Правосудия), учрежденная в соответствии со статьей 14, или всякий другой трибунал, о котором стороны, участвующие в споре, согласятся между собой или который является установленным какой-либо существующей между ними конвенцией.

4. Члены Лиги обязуются добросовестно выполнять вынесенные решения или постановления и не прибегать к войне против Члена Лиги, который будет с ними сообразовываться. В случае невыполнения решения или постановления Совет предлагает меры, которые должны обеспечить их проведение.

Совету поручается изготовить проект Постоянной Палаты Международного Суда и представить его Членам Лиги. Эта Палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые стороны передадут ей. Она будет давать также консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей.

1. Если между Членами Лиги возникает спор, могущий повлечь за собой разрыв, и если этот спор не будет подвергнут третейскому или судебному разбирательству, предусмотренному в статье 13, то Члены Лиги соглашаются представить его Совету. Для этого достаточно, чтобы один из них указал на этот спор Генеральному Секретарю, который принимает все меры для полного расследования и рассмотрения.

2. В кратчайший срок Стороны должны сообщать ему изложение их дела со всеми относящимися сюда фактами и оправдательными документами. Совет может распорядиться об их немедленном опубликовании.

3. Совет прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить урегулирование спора. Если ему это удается, то он публикует в той мере, в какой сочтет нужным изложение, передающее факты, соответствующие разъяснения и условия этого урегулирования.

4. Если спор не мог быть урегулирован, то Совет составляет и публикует доклад, принятый либо единогласно, либо по большинству голосов, для осведомления об обстоятельствах спора, а также решения, предлагаемые им, как наиболее справедливые и наиболее подходящие к случаю.

5. Всякий Член Лиги, представленный в Совете, может равным образом публиковать изложение фактов, относящихся к спору, и свои собственные выводы.

6. Если доклад Совета принят единогласно, причем голоса представителей сторон не учитываются при установлении этого единогласия, то Члены Лиги обязуются не прибегать к войне против всякой стороны, которая сообразуется с выводами доклада.

7. В том случае, когда Совету не удастся достигнуть принятия его доклада всеми его членами, кроме Представителей участвующих в споре Сторон, Члены Лиги оставляют за собой право поступать, как они считают подходящим для сохранения права и правосудия.

8. Если одна из Сторон утверждает и если Совет признает, что спор касается вопроса, предоставляемого международным правом исключительно ведению внутренней юрисдикции этой Стороны, то Совет констатирует это в докладе, не предлагая какого-либо решения вопроса.

9. Совет может во всех случаях, предусмотренных в настоящей статье, внести спор в Ассамблею. Ассамблея должна будет заниматься рассмотрением спора также и по ходатайству одной из Сторон; это ходатайство должно быть представлено в течение четырнадцати дней, считая с момента, когда спор внесен в Совет.

10. Во всяком деле, переданном Ассамблее, постановления настоящей статьи и статьи 12, относящиеся к действиям и полномочиям Совета, равным образом применяются к действиям и полномочиям Ассамблеи. Условлено, что доклад, составленный Ассамблеей с одобрения представителей Членов Лиги, представленных в Совете, и большинства других Членов Лиги, за исключением в каждом случае Представителей участвующих в споре Сторон, имеет ту же силу, как и доклад Совета, единогласно принятый его Членами, кроме Представителей участвующих в споре Сторон.

1. Если Член Лиги прибегает к войне, вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он ipso facto рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Устав, и пресечь финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно Членом Лиги или нет.

2. В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого Члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

3. Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении финансовых и экономических мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи, чтобы сократить до минимума могущие проистечь из них потери и неудобства. Они, равным образом, оказывают взаимную поддержку для противодействия всякой специальной мере, направленной против одного из них государством, нарушившим Устав. Они принимают необходимые постановления для облегчения прохода через их территорию сил всякого Члена Лиги, участвующего в общем действии, для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

4. Может быть исключен из Лиги всякий Член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Устава. Исключение решается голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете.

1. В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является Членом Лиги, или из которых ни одно не входит в нее, государство или государства, посторонние Лиге, приглашаются подчиниться обязательства, лежащим на ее Членах, в целях урегулирования спора на условиях, признанных Советом справедливыми. Если это приглашение принимается, то применяются постановления статей 12–16, с соблюдением изменений, сочтенных Советом необходимыми.

2. После посылки этого приглашения Совет открывает расследование об обстоятельствах спора и предлагает такую меру, которая кажется ему лучшей и наиболее действительной в данном случае.

3. Если приглашенное государство, отказываясь принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, прибегнет к войне против Члена Лиги, то к нему применимы постановления статьи 16.

4. Если обе приглашенные стороны отказываются принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, то Совет может принять всякие меры и сделать всякие предложения, способные предупредить враждебные действия и привести к разрешению конфликта.

Всякие международные договоры или международные обязательства, заключаемые в будущем Членом Лиги, должны быть немедленно зарегистрированы Секретариатом и опубликованы возможно скорее. Никакие из этих международных договоров или соглашений не сделаются обязательными, пока не будут зарегистрированы.

Ассамблея может время от времени приглашать Членов Лиги приступить к новому рассмотрению договоров, сделавшихся неприменимыми, а также международных положений, сохранение которых могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир.

1. Члены Лиги признают – каждый, поскольку это его касается, – что настоящий Устав отменяет все обязательства или соглашения inter se, несовместимые с его условиями, и торжественно обязуются подобных в будущем не заключать.

2. Если до своего вступления в Лигу Член взял на себя обязательства, несовместимые с условиями Устава, то он должен принять немедленные меры к освобождению себя от этих обязательств.

Международные обязательства, такие, как договоры о третейском разбирательстве, и соглашения, ограниченные пределами известных районов, как доктрина Монро, которые обеспечивают сохранение мира, не рассматриваются, как несовместимые с каким-либо из постановлений настоящего Устава.

1. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Устав.

2. Лучший метод практически провести этот принцип – это доверить опеку над этими народами передовым нациям [...] которые согласны ее принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги.

3. Характер мандата должен различаться сообразно степени развития народа, географическому положению территории, ее экономическим условиям и всяким другим аналогичным обстоятельствам. [...]

7. Во всех случаях Мандатарий должен посылать в Совет ежегодный доклад касательно территорий, которые ему поручены. [...]

С соблюдением постановлений международных соглашений, которые существуют в настоящее время или будут заключены впоследствии, и в согласии с ними Члены Лиги:

а) приложат усилия к обеспечению и сохранению справедливых и гуманных условий труда для мужчины, женщины и ребенка на своих собственных территориях, а также и во всех странах, на которые распространяются их торговые и промышленные отношения. [...]

1. Все международные бюро, ранее учрежденные коллективными договорами, будут, под условием согласия Сторон, поставлены под руководство Лиги. Всякие другие международные бюро и всякие комиссии по урегулированию дел международного значения, которые будут созданы впоследствии, будут поставлены под руководство Лиги. [...]

Лига Наций (англ. League of Nations, фр. Société des Nations, исп. Sociedad de Naciones) - международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919-20 годах. В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путем дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила свое существование в 1946 году.
Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), и включенный в Версальский мирный договор (1919) и другие мирные договоры, завершившие первую мировую войну (1914-1918), был первоначально подписан с 44 государствами
1919: Фото членов комиссии Лиги Наций на пленарном заседании сессии Предварительной мирной конференции в Париже, Франция


Основные принципы мирного сообщества наций были заложены в 1795 году Иммануилом Кантом, который в своем политологическом трактате «К вечному миру» впервые описал культурные и философские основы будущего объединения Европы и тем самым выразил идею Лиги Наций, которая могла бы осуществлять контроль конфликтных ситуаций, и прилагала бы усилия к сохранению и укреплению мира между государствами.
1920: Штаб-квартира Лиги Наций, во Дворце Наций на берегу Женевского озера в Швейцарии

Официальными языками Лиги Наций были: французский, английский и испанский (с 1920 года). Лигой также серьёзно рассматривался вопрос учреждения в качестве рабочего языка эсперанто.
1920: Перед началом первого заседания Лиги Наций

Лига Наций не имела ни официального флага, ни логотипа. Предложения по принятию официального символа выдвигались, начиная с 1920 года, однако государства-члены так и не достигли соглашения.
10 января 1920 года состоялось первое заседание Лиги Наций, первой политической международной организации
1920: Торжества по случаю открытия первой сессии Лиги Наций

1920: Сэр Эрик Драммонд, Генеральный секретарь Лиги Наций. Первое заседание Лиги Наций в Женеве
Сэр Джеймс Эрик Драммонд, позднее 16-й граф Перт (англ. Sir James Eric Drummond, англ. James Eric Drummond, 16th Earl of Perth; 17 августа 1876, Северный Йоркшир - 15 декабря 1951, Западный Суссекс) - член палаты представителей от Шотландии (1941-1951), британский дипломат и первый Генеральный секретарь Лиги Наций.

1920: Первое заседание Лиги Наций от 10 января в Женеве. Прибытие сотрудников делегатов Лиги Наций

1920: Первое заседание Лиги Наций в Женеве. Слева направо: президент Поль Гиманс (Бельгия), Яльмар Брантинг (Швеция), Леон Буржуа (Франция) и Томмазо Титтони (Италия)

1920: Первое заседание Лиги Наций от 10 января в Женеве. Японская делегация с женой одного из делегатов, взявшего в Женеву всю свою семью

1920: Первое заседание Лиги Наций в Женеве: Гиманс, представитель Бельгии, сэр Эрик Драммонд (Великобритания) Проф. Амель (Нидерланды), Леон Буржуа (Франция) Падеревский (Польша) Титтони (Италия) и Устери (Швейцария)

1920: Первое заседание Лиги Наций в Женеве. На фотографии польская делегация во главе с Игнацием Яном Падеревским (1860-1941), известный пианист (слева)

1920: Первое заседание Лиги Наций от 10 января в Женеве. На фотографии голландский посланник в Швейцарии покидает здание, где проходила сессия

Сотрудники Лиги в секретариате отвечали за подготовку повестки дня Совета и Ассамблеи и публиковали отчеты о заседаниях, а также за другие вопросы, действуя, как гражданская служба для Лиги. Ассамблея была местом встречи всех государств-членов, при этом каждое государство имело право на трех представителей и один голос.
1920: Джузеппе Мотта (Швейцария), президент Швейцарской конфедерации открывает первое заседание Лиги Наций

Совет Лиги действовал как тип исполнительного органа руководства Ассамблеи. Совет Лиги включал четырех постоянных участников (Великобритания, Франция, Италия, Япония) и четырех непостоянных участников, которые были избраны Собранием в течение трехлетнего периода. Первыми четырьмя непостоянными участниками были Бельгия, Бразилия, Греция и Испания. США должны были быть пятым постоянным членом, но американский сенат проголосовал 19 марта 1920 году против ратификации Версальского договора, таким образом предотвращая американское участие в Лиге.
1921: Первое заседание Второй Ассамблеи. Женева

Лига наблюдала за Постоянной палатой международного правосудия и несколькими другими агентствами и комиссиями, созданных для решения международных проблем.
1921: Международная комиссия блокады - специальный орган созданный Советом Лиги Наций 21 февраля, целью которого было изучение положений закрепленных в статье 16 Устава Лиги Наций и их разъяснение

Они включали Комитет по изучению правового статуса женщин, Комиссию разоружения, Организацию здравоохранения, Международную организацию труда, Комиссию мандатов, Международную комиссию по интеллектуальному сотрудничеству (предшественник ЮНЕСКО), Постоянный центральный опийный совет, Комиссию для беженцев и Комиссию рабства. Несколько из этих учреждений были переданы Организации Объединенных Наций после Второй мировой войны - Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия (как Международный суд) и Организация здравоохранения (реструктурированная как Всемирная организация здравоохранения) стали учреждениями ООН.
1921: Представители европейских стран на заседании Совета Лиги Наций в Женеве

Организация здравоохранения Лиги состояла из трех органов - Бюро здравоохранения, содержащее постоянных представителей Лиги, исполнительного раздела Общего консультативного совета или Конференции, состоящей из медицинских экспертов, и комитета здравоохранения. Целью Комитета являлись проведение расследований, надзор за функционированием Лиги здоровья и получение готовых работ, которые должны быть представлены на рассмотрение Совету. Организация здравоохранения также успешно работала с правительством Советского Союза в целях предотвращения эпидемий тифа, включая организацию крупной просветительской кампании по поводу этой болезни.
1921: Голландский министр иностранных дел Карнебик выступает с речью в качестве президента Лиги Наций на конференции в Женеве

В 1919 году Международная организация труда (МОТ) была создана как часть Версальского соглашения и стала частью операций Лиги. Ее первым директором был Альбер Тома. МОТ успешно ограничила использование свинца в красках и убедила несколько стран принять восьмичасовой рабочий день и рабочую неделю в сорок восемь часов. Она также работала над тем, чтобы положить конец детскому труду, расширить права женщин на рабочем месте и установить ответственность судовладельцев за транспортные происшествия с участием моряков. Эта организация продолжила существование и после расформировании Лиги, войдя в состав Организации Объединенных Наций в 1946 году.
1922: Международный суд в Гааге. Состав суда на сессии 1922 года. Слева направо: Шукинг (Германия), Хубер (Швейцария), Ода (Япония), Бустаманте (Куба), Ниджхолм (Дания), Вайс (Франция), президент суда Бернард Лодер (Нидерланды), Финкли (Англия), Бассет Мур (США) Альтимара (Испания), Анджелотти (Италия), Вэй Чунг Хай (Китай) и секретарь Хаммаршельд (Швеция), Гаага, Нидерланды 1922 года

1923: Международный суд в Гааге. Состав суда. Слева направо: Господи Финли (Англия), Бернхард Лодер (Нидерланды), Вайс (Франция), Джон Бассет Мур (США), Йованович (Югославия) Бейчманн (Норвегия) Хубер (Швейцария), Анцилотти (Италия), Нихолм (Дания), Альтамира (Испания), Ода (Япония), сэр Герберт Эймс (Лига), Хаммаршельд (секретарь, Швеция). Гаага, Нидерланды

Лига хотела отрегулировать торговлю наркотиками и учредила Постоянный центральный опийный совет, чтобы контролировать статистическую систему управления, введенную вторым Международным опийным соглашением, которое добилось запрета производства, изготовления, торговли и розничной продажи опиума и его побочных продуктов. Совет также установил систему свидетельств импорта и экспортных разрешений для законной международной торговли наркотиками.
1923: Д-р Рудольф Альфред Циммерман (1869-1939), Верховный комиссар Лиги Наций в окружении своих сотрудников. Вена, Австрия

Комиссия по вопросам рабства стремилась искоренить рабство и торговлю людьми во всем мире и боролась с проституцией. Ее основным успехом являлось давление на правительства, которые управляли переданными под мандат странами, чтобы положить конец рабству в этих странах. Лига обеспечила обязательство Эфиопии отменить рабство как условие членства в 1926 году и работала с Либерией над отменой принудительного труда и межплеменного рабства. Она также преуспела в том, чтобы уменьшить показатель смертности рабочих, строящих железную дорогу Танганьики, с 55 % до 4 %. Отчеты были сведены к контролю рабства, проституции и торговле женщинами и детьми.
1924: Конференция Лиги Наций во Дворце Наций в Женеве, Швейцария.

1924: Участники Лиги Наций во Дворце Наций в Женеве

1924: председатель голландской делегации Карнебик (слева) беседует с послом в Париже Джоном Лоудоном

1924: Председатель голландской делегации Карнебик (2-й слева) в разговоре с другими дипломатами на заседании Лиги Наций в Женеве.

1924: Председатель голландской делегации Карнебик (2-й слева) в разговоре с другими дипломатами на заседании Лиги Наций в Женеве

1924: Британская делегация на заседании Лиги Наций в Женеве

1924: Делегаты из нескольких европейских стран встретились на заседании Лиги Наций в Женеве

1924: Заседание Лиги Наций во Дворце Наций в Женеве

Под руководством Фритьофа Нансена, Комиссия по делам беженцев заботилась о беженцах, включая наблюдение за их репатриацией и, когда необходимо, переселение. В конце Первой мировой войны было два-три миллиона экс-военнопленных, разбросанных по всей России - в течение двух лет с момента основания комиссии, в 1920 году, она помогла 425 тыс. из них вернуться домой. Она также учредила паспорт Нансена в качестве средства идентификации лиц без гражданства.
Комитет по исследованию правового статуса женщин стремился расследовать положение женщин во всём мире. Он был образован в апреле 1938 и распался в начале 1939 года. Среди участников комитета была P. Bastid (Франция), M. de Ruelle (Бельгия), Anka Godjevac (Югославия), H. C. Gutteridge (Великобритания), Kerstin Hesselgren (Швеция), Dorothy Kenyon (Соединенные Штаты), М. Paul Sebastyen (Венгрия) и Hugh McKinnon (Великобритания).
1924: Эдгар Олджернон Роберт Гэскойн-Сесил, 1-й виконт Сесил-оф-Челвуд (1864 - 1958) - британский юрист, парламентский, общественный и государственный деятель, активный сотрудник и идеолог Лиги Наций, лауреат Нобелевской премии мира 1937 года, врученной ему за заслуги перед Лигой Наций.

Между 1920 и 1946 годом в общей сложности 63 страны стали членами Лиги Наций. Пакт Лиги Наций был включен в состав Версальского договора и вступил в силу 10 января 1920 года. США, Хиджаз и Эквадор, подписавшие Устав (Пакт) Лиги Наций, не успели ратифицировать его к этой дате. В итоге, США и Хиджаз так и не вступили в организацию (Хиджаз в 1925 году был присоединен к Неджду), а Эквадор сумел вступить в Лигу Наций лишь в 1934 году. Лига Наций была ликвидирована 20 апреля 1946 года, когда ее активы и обязательства были переданы в ООН.
1925: Портрет Дж..Ван Хамела (1880-1964), голландского профессора права и верховного комиссара Лиги Наций

Мандаты Лиги Наций были установлены согласно статье 22 Соглашения Лиги Наций. Мандатные территории были прежними колониями Германской и Османской империй, которые были взяты под наблюдение Лигой после Первой мировой войны. Постоянная Комиссия мандатов контролировала Мандаты Лиги Наций, а также организовывала плебисциты на спорных территориях так, чтобы жители могли решить, к какой стране они желают присоединиться.
1926: Граф Стефан Бетлен, руководитель венгерской делегации по пути на заседание Лиги Наций

Последствия Первой мировой войны оставили много вопросов, которые требовали урегулирования между государствами, в том числе точное положение национальных границ. Большинство этих вопросов были рассмотрены союзными державами в таких органах, как Высший совет союзников. Союзники, как правило, обращались к Лиге только с особо трудными вопросами. Это означало, что в течение первых трех лет 1920-х Лига играла небольшую роль в устранении последствий суматохи, последовавшей после войны.
1926: Германия вступила в Лигу Наций. Делегацию возглавляет министр Густав Штреземан. Рядом с ним лорд Чемберлен, Аристид Бриан и фон Шуберт

1926: Первый день сессии Лиги Наций в Женеве. Принятие Германии в члены Лиги Наций
Штреземан, Густав: министр иностранных дел, канцлер, лауреат Нобелевской премии мира в 1926 году, Германия. Лютер, Ханс: канцлер, президент Рейхсбанка, посол Германии в США.Бриан, Аристид: премьер-министр, министр иностранных дел Франции.
Вандервельде, Эмиль: государственный секретарь, министр юстиции, социал-демократ, юрист, Бельгия. Скилоджа, Витторио: Министр иностранных дел Италии.

Поскольку Лига развивалась, ее роль расширилась и к середине 1920-х она стала центром международной деятельности. Это изменение может быть замечено в отношениях между Лигой и лицами, не являющимися членом каких-либо организаций. Соединенные Штаты и Россия, например, все больше и больше работали с Лигой. В течение второй половины 1920-х Франция, Великобритания и Германия использовали Лигу Наций как центр их дипломатической деятельности, и министры иностранных дел этих стран посетили встречи Лиги в Женеве во время этого периода. Они также использовали органы Лиги, чтобы попытаться улучшить отношения и уладить разногласия.
1926: Профессор Дж. Эмель на корабле вместе со своей семьей отправляется в Данциг, где он должен исполнять должность Верховного комиссара Лиги Наций Амстердам

1926: Голландский посол в Париже Джон Лоудон избран председателем конференции по разоружению при Лиге Наций в Женеве

В дополнение к территориальным спорам, Лига также попыталась вмешаться в другие конфликты между нациями.
1928: Советская делегация на одном из заседаний Лиги Наций

1928: Девятая Ассамблея Лиги Наций, Йохан Бернсторф (Германия). Женева

1928: Девятая Ассамблея Лиги Наций, Герман Мюллер (Германия).

Среди ее успехов были попытки бороться с международной торговлей опиумом и сексуальным рабством и ее работа над облегчением положения беженцев, особенно в Турции в период к 1926 году.
1929: Висент Герреро (председатель) закладывает первый камень здания будущей штаб-квартиры Лиги Наций в Женеве

Портрет доктора Рудольфа Альфреда Циммермана (1869-1939), мэра Роттердама, а затем Верховного комиссара Лиги Наций

Одним из его нововведений в этой последней области было введение паспорта Нансена - первым всемирно признанным удостоверением личности для не имеющих гражданства беженцев.
Нансеновский паспорт

1930: На заседании Лиги Наций

Многие из успехов Лиги были достигнуты ее различными агентствами и комиссиями.
1933: Адольф Гитлер объявляет о выходе из Лиги Наций. Берлин

Статья 8 соглашения Лиги поставила перед ней задачу сокращения вооружений к минимальным объемам, совместимым с национальной безопасностью и осуществлением общих действий международных обязательств. Существенное количество времени и энергии Лиги было посвящено разоружению, даже притом, что много правительств-членов сомневалось, что такое обширное разоружение могло быть достигнуто или даже желательно. Силы союзников были также под обязательством из Соглашения относительно Версаля, ограничивающего их вооружения, введенных в отношении побежденных стран, это были названо первым шагом в направлении разоружения во всем мире. Члены Лиги придерживались различных взглядов к разоружению. Французы отказывались уменьшать свои вооружения без гарантии военной помощи, если они подвергнутся нападению, Польша и Чехословакия чувствовали себя уязвимыми к нападению с востока. Страх перед нападением увеличился, поскольку Германия восстановила силы после Первой мировой войны, особенно после того, как Гитлер получил власть и стал канцлером в 1933 году.
1935: Аэрофотосъемка Саарбрюккена. Саар является промышленным районом. Этот район в прошлом веке был "яблоком раздора"" Европы. 15 лет был под контролем Лиги Наций

1935: Комитет Лиги Наций готовится к голосованию по Саару. Слева направо: г-жа Уэмбо (США), председатель комитета Генри (Швейцария), г-н Роде из Швеции, г-н де Йонг из Нидерландов и датский делегат Хеллштадт

1935: Во время внеочередной сессии Лиги Наций представитель Португалии, г-н Васконселлос (справа) беседует с министром иностранных дел Чехословакии Эдвардом Бенешем (1884-1948)

1935: Сэр Джеффри Джордж Нокс, председатель управляющей комиссии Саара от Лиги Наций

1935: Верховный Главнокомандующий армии Лиги Наций генерал-майор Бринд по приезду в Саарбрюкен, Саар

1935: Контингент британских солдат в Сааре накануне голосования

1935: Контингент нидерландских солдат в Сааре накануне голосования

1935: Контингент итальянских солдат в Сааре накануне голосования

Решение о роспуске Лиги принято единогласно представителями 34 стран, участвовавших в последнем заседании Генеральной Ассамблеи: «Лига Наций должна прекратить свое существование». Решение также установило дату ликвидации Лиги: на следующий день после закрытия сессии. 19 апреля 1946 года, Председатель Ассамблеи, Карл Дж. Хамбро из Норвегии, заявил, что «двадцать первая и последняя сессия Генеральной Ассамблеи Лиги Наций закрыта.» В результате, Лига Наций прекратила свое существование 20 апреля 1946 года
1936: Заседание Лиги Наций в Женеве, Швейцария. Негус Абиссинии Хайле Селассие (слева в черной куртке) и члены его делегации слушают выступление Эден, который объясняет причины снятия санкций в отношении Италии

1937:Генерал-губернатор Старкенборгю Стачюоушер, последний колониальный генерал-губернатор Голландской Ост-Индии в разговоре с представителями Лиги Наций. Бандунг

1937: Прием по случаю съезда Лиги Наций дает генерал-губернатор Голландской Ост-Индии Старкенборгю Стачюоушер в Бандунге.

1939: Двадцатая Ассамблея Лиги Наций

1939: Министр иностранных дел Финляндии Рудольф Холсти выступает перед Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 11 декабря по поводу начала так называемой "Зимней войны". 14 декабря Советский Союз будет исключен из Лиги Наций

Наций? Это международная организация, которая была создана для развития сотрудничества между различными нациями. Одним из инициаторов ее создания был президент США В. Вильсон, хотя это государство и не вошло в ее состав.

Создание

Эта организация была создана в 1919 году в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского мирного договора. Последний был подписан 28.06.1919 во Франции, в Версальском дворце, по результатам этого Первая мировая война была признана завершившейся. Этот договор, иные договоры с союзниками Германии, соглашения, которые были заключены на Вашингтонской конференции в 1921-1922 гг. легли в основу построения мирового порядка, который был назван Версальско-Вашингтонской системой.

Цели Лиги Наций заключались в обеспечении коллективной безопасности, недопущении военных действий, разоружении, проведении дипломатических переговоров для разрешения различных споров и улучшения качества жизни на Земле.

Главные органы этой организации были сосредоточены в Женеве. К таким органам относились: Ассамблея, куда входили все страны-участники Лиги Наций; Совет этой организации, который изначально составляли 4 постоянных члена (Италия, Великобритания, Япония, Франция) и 4 непостоянных члена, которые менялись периодически; секретариат, который возглавлял генеральный секретарь.

Устав организации

Любая организация должна иметь свой устав. Не являлась исключением и Лига Наций. С какой целью была создана эта организация, нашло отражение в ее уставе. Он был создан специальной комиссией, которая была сформирована на гг. Устав Лиги Наций был включен в мирные договоры, которые были заключены по результатам окончания Первой мировой войны. Изначально он был завизирован подписями представителей 44 государств, абсолютное большинство из которых составляли государства, участвующие в войне на стороне или присоединившиеся к Антанте. И только 13 государств из них были нейтральны в этой войне.

В восьмой статье данного документа речь шла о том, что необходимо лимитировать национальные вооружения для того, чтобы сохранить В случае опасности возникновения войны, независимо от того, затрагивает ли она прямо какого-либо члена Лиги Наций, согласно ст. 11 Устава, генеральный секретарь по требованию любого члена должен был собрать заседание Совета. Не утратили актуальности на сегодняшний день и положения статьи 23 данного Устава, в которой содержалась информация, касающаяся контроля над торговлей оружием, различными вредными веществами, включая опиум, интересов женщин, детей. Здесь же было заявлено, что Лига Наций сделает все от нее зависящее, чтобы предупредить болезни и бороться с ними.

В статье 16 провозглашалось, что в случае начала войны одним из членов Лиги Наций остальные страны должны были порвать все финансовые и торговые отношения с этой страной, включая такие отношения между гражданами. Вдобавок ко всему гражданам запрещалось иметь личные отношения с гражданами страны, объявившей войну. Действия этой статьи были распространены на некоторые государства: СССР в 1939 году после начала советско-финской войны, Италии в 1937 году после нападения на Эфиопию в 1935 году.

Уже в этом Уставе признавался суверенитет и территориальная целостность всех членов Лиги Наций.

Что такое было заложено в этом документе, что позволяло ее членам чувствовать себя уверенными в завтрашнем дне? Там было заложено, что все члены Лиги Наций должны обмениваться масштабами вооружений, программами, состоянием отраслей, которые могли иметь отношение к военной промышленности. Предполагалась поддержка стран-партнеров, не входящих в Лигу Наций.

Если между членами Лиги Наций возникал какой-либо спор, он должен был разрешаться с помощью Совета или третейским судьей. Война не допускалась, пока не истечет 3 месяца после решения данных органов.

Таким образом, суть Лиги Наций состояла в попытке предотвращения войн.

Официальная символика и языки Лиги Наций

Практически любая международная организация имеет свою символику, свой флаг. Когда была создана в Лиге Наций таковая? Здесь ответ простой - никогда. К сожалению, противоречия между странами-членами этой организации не позволили создать ни флага, ни эмблемы Лиги Наций, несмотря на то, что предложения по официальной символике поступали с момента образования организации.

Официальные языки в этой организации были. В качестве них выступали итальянский, французский и английский языки. Также было желание сделать рабочим языком Лиги Наций эсперанто, но данное предложение было заблокировано французской делегацией, испугавшейся притеснений своего языка. Цели Лиги Наций достигались за счет использования официальных языков.

30 членов Лиги Наций приглашали СССР вступить в эту организацию в качестве постоянного члена, что означало признание роли государства как великой державы. В 1934 году руководство страны приняло решение принять это приглашение. Данное вступление во многом было обусловлено желанием страны защитить свои западные границы. В основном надежды были связаны с Францией. В Москве состоялись переговоры между и Франции, по результатам которых был разработан проект Восточного пакта, по которому Прибалтийские государства, Польша, СССР, Финляндия должны были создать систему коллективной безопасности. Этот проект не был реализован, поскольку существовали непреодолимые противоречия между рядом стран. В результате это послужило одним из оснований принятия Советским Союзом приглашения о вступлении в Лигу Наций.

В 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи в случае потенциально возможного нападения агрессора, но он не подкреплялся военным договором, в связи с чем был малоэффективным. Позднее похожий договор был заключен с Чехословакией.

В этом же году министр иностранных дел СССР выступил с призывом на Совете Лиги Наций из-за начавшейся войны Италии с Эфиопией, а также из-за выхода Германии из статей Версальского договора, которые лимитировали ее вооружение, объединения усилий различных государств в борьбе с агрессией посредством применения санкций. Однако Франция и Великобритания заблокировали принятие данного решения.

СССР в Лиге наций просуществовал почти до 1940 года и был исключен из нее в связи с началом советско-финской войны. 14 декабря 1939 года Аргентина инициировала проведение 20 Ассамблеи Лиги Наций, на которой 28 стран из 40 проголосовали за исключение нашей страны. На заседании Совета Лиги Наций было подано 7 голосов из 15 за исключение Советского Союза из данной организации. Это были Франция, Доминикана, Боливия, Бельгия, Египет, Великобритания, ЮАР. Греция, Финляндия, Китай и Югославия при голосовании воздержались. Другие члены Совета отсутствовали, что не помешало что было сделано с грубым нарушением Устава. Через 2 дня ТАСС сделал заявление, назвав данное решение нелепым и вызывающим ироническую улыбку.

Другие причины исключения СССР

Что такого Лига Наций могла предъявить Советскому Союзу, что вызвало непреодолимое желание, даже с нарушением собственного Устава, его исключить? К нашей стране эта организация всегда относилась с подозрительностью, что получило свое развитие после индустриализации страны, осуществленной руководством, и после прирастания Советской армии как в численности, так и в военно-техническом потенциале. В иностранных средствах массовой информации проводилась активная кампания по очернению образа Советского Союза. Советские бомбы не всегда попадали в военные объекты Финляндии. При попадании в гражданские объекты все это фиксировалось и доводилось до сознания иностранцев о том, что СССР - это страна-агрессор, поэтому ее необходимо обязательно наказать.

Многие страны опасались усиления влияния Советского Союза в этой организации в случае успешно проведенной войны и стремились обезоружить нашу страну введением санкций и обострением и без того накаленных отношений. Эта ситуация во многом напоминает ту, которая стала складываться уже по отношению к России после 2014 года.

Окончание истории Лиги Наций

Вскоре после окончания Второй мировой войны в 1946 году Лига Наций прекратила свое формальное существование, поскольку фактическое существование было прекращено с момента начала данной войны. Почему Лига Наций прекратила свою деятельность? Вплоть до 30-х годов XX столетия многие межгосударственные споры и конфликты успешно разрешались этой организацией. Но начиная с 1931 года, когда Япония напала на Китайскую Маньчжурию, Лига Наций перестала принимать военные или экономические санкции по отношению к агрессору. Против Италии за войну против Эфиопии 1935 года были введены только экономические санкции, которые уже в 1936 году были отменены. Эти две агрессии пошатнули уверенность стран мира в Лиге Наций, результатом чего стало попустительство в нападении одних государств на другие. Однако социально-экономическая работа в этой организации продолжалась вплоть до начала Второй мировой войны, которая положила конец и этой работе.

Взаимодействие между странами-членами Лиги Наций было слабым. Она также была ослаблена тем, что в числе ее членов не было США. СССР и Германия были непродолжительное время членами этой организации. Лига Наций была мало вооруженной для выполнения своих целей. Все это привело к тому, что в 1946 году Лига Наций прекратила свое существование. Но, как говорится, На ее место пришла Организация Объединенных наций.

Использование брэнда Лиги наций в футболе

Несмотря на то, что Лига Наций ушла в историю, брэнд этой организации продолжает жить и сегодня. С 2018 года планируется проведение регулярных матчей Лиги наций УЕФА. Это должно поднять престиж и уровень футбола среди национальных сборных. В данной лиге из 54 сборных будут сформированы четыре группы, которые будут разделены на подгруппы из 3-4 команд. Последние будут играть между собой как в домашних условиях, так и на выезде. Победившие команды либо повысят свой класс, либо выйдут в финал, где будут участвовать 4 сборных. Те же команды, которые в подгрупповых играх займут одни из последних мест, получат понижение в классе.

В 2020 году между победителями четырех подгрупп больших групп каждой группы состоятся стыковые матчи. Из каждой большой группы по одной команде будут присоединены к сборным, которые пройдут Европейскую квалификацию.

Эта Лига наций призвана заменить товарищеские матчи, в данном турнире должна обеспечиться серьезная борьба.

В результате проведения этого турнира нагрузка на сборные должна уменьшиться, чему будет способствовать сокращение поездок на товарищеские матчи, которые полностью не уйдут из футбольного календаря. Остаются проверочные матчи для подготовки к международным турнирам.

Игра слов в названии общественной организации

Название "Лига Наций" оказалось достаточно популярным. В России существует "Лига здоровья нации" - одна из наиболее крупных общественных организаций, возглавляемая кардиохирургом Л. Бокерия.

Эксперты данной организации, помимо доведения до граждан информации о плохом состоянии их здоровья, демонстрируют, как можно изменить жизнь, если на это есть желание.

Каждый год проходит акция "Прикоснись к сердцу ребенка", в рамках которой в НЦ ССХ им. Бакулева оказывается помощь детям с пороками сердца. Ежегодно проходит акция "Волна здоровья", в рамках которой во время плавания ведущие врачи из разных уголков страны выдают детям сертификаты на лечение в клиниках столицы, предварительно их осмотрев.

Данная организация борется с вредными привычками, проводя такие акции, как "Россия без табака", "Общество против наркотиков", "Безалкогольная Россия".

С 2012 года организация проводит форумы стран СНГ по обмену опытом и развитию сотрудничества для повышения качества и уровня жизни населения с формированием культуры здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, данная организация продолжает прилагать усилия по сохранению и приумножению здоровья населения, которые были провозглашены в Уставе Лиги Наций. Правда, пока это осуществляется на национальном и межгосударственном уровнях.

В заключение

На вопрос о том, что такое Лига наций, нельзя дать однозначный ответ, что это была только международная организация, аналогом которой на сегодняшний день является ООН. Если рассматривать этот вопрос безотносительно к международной организации, существовавшей в середине XX века, то такое название можно встретить и в предполагаемом в будущем турнире УЕФА, а также в названии общественной организации, занимающейся здоровьем нации. Можно надеяться на то, что отвлечение этих структур от политики и, прежде всего, от военной тематики, позволит им существовать более продолжительный промежуток времени по сравнению с международной организацией.

Система послевоенного урегулирования, созданная на основе Версальского договора, обусловило потребность в специальной международной организации, которая получила название Лиги Наций. Идея ее создания возникла в разных странах в конце первой мировой войны, когда многочисленные человеческие жертвы, разрушение, обнищание, выпавшие на долю народов воюющих государств, вызвали широкое распространение пацифистских настроений.

Учитывая общественное мнение, президент США В. Вильсон внес идею создания Лиги Наций в свои «14 пунктов», опубликованы 8 января 1918

На Парижской мирной конференции под председательством американского президента действовала специальная комиссия для заключения устава Лиги Наций. Предложенный ею проект устава был одобрен и внесен в Версальскую систему мирных договоров как их составная часть. Устав подписали 44 государства, в том числе «первобытные члены» Лиги — 31 страна, союзники в войне против германского блока. В Лигу присоединилось также государства, которые в войне не участвовали.

Руководящими органами Лиги были Ассамблея, Совет и постоянный секретариат во главе с генеральным секретарем Лиги Наций. Сначала Совет Лиги Наций состоял из 4-х постоянных членов: Великобритании, Италии и Японии. США не входили в Лигу Наций, поскольку американский сенат не ратифицировал ее устав. На определенный срок избирались четыре непостоянные члены Совета Лиги Наций. Все решения Ассамблеи и Совета Лиги Наций, за исключением чисто процедурных решений, принимались единогласно.

В структуре Лиги Наций были международные организации, постоянные и временные комиссии, имевшие статус вспомогательных органов. Некоторые из них, в частности Международная организация труда (МОТ) и Постоянная палата международного правосудия, имели статус автономных органов в структуре Лиги. Штаб-квартира Лиги Наций размещалась в Женеве.

Устав этой представительной Международной организации требовал ограничения вооружений до минимума, необходимого для национальной обороны, декларировал принцип гарантии территориальной целостности стран-членов Лиги Наций. Согласно уставу Лига Наций должна была принять немедленные и решительные меры для предупреждения (прекращение) любой войны и обеспечения мира.

Против государств-агрессоров, в соответствии с уставом, Лига Наций имела право применять дипломатические, политические и экономические санкции. Она могла вмешиваться в споры между государствами, которые не были ее членами. Лига выработала также порядок управления бывшими колониальными владениями Германии, заселенными арабами, которые были в составе бывшей Турецкой империи.

Лига Наций была эффективным орудием поддержки Версальской системы. Вместе с тем ее основатели преследовали свои меркантильные интересы в международных делах. Так, Великобритания и Франция пытались обеспечить себе ведущие позиции в мировой и европейской политике.

Советский Союз до 1934 года не был членом Лиги Наций как государство, которое отказалось от выполнения многих международных обязательств и провозгласила целью своей внешней политики мировой революции. В начале 20-х годов из-за усилия Германии и государств, недовольных результатами Версальского договора, роль Лиги Наций постепенно приходит в упадок.