Лоцман древнейшая морская профессия. Кто такой лоцман

Лоцман - слово голландское. Оно состоит из двух частей: lood - путь и man - че­ловек. Человек, указывающий путь. Специалист по проводке судов, хорошо изучивший условия плавания в каком-либо сложном и опасном для судоходства прибрежном райо­не, например, в проливах, в шхерах, изобилующих большим количеством мелких каме­нистых островов, надводных и подводных скал, а также на подходах и в пределах портов, имеющих особые местные условия навигации.

Лоцманы известны с незапамятных вре­мен. Так, например, судоводители Древнего мира пользовались не только морскими кар­тами (первые карты изготовили финикийские моряки в 490 г. до н.э.), но и «Периплами» -своего рода морскими лоциями. Из них можно было узнать обо всем, что могло бы по­мочь определить местонахождение судна, места якорных стоянок, указаны ориентиры при плавании вблизи берегов, места, где было возможно отремонтировать корабль и за­пастись пресной водой и многое другое, что обеспечивало безопасность плавания. Но са­мое главное, они содержали сведения о лоцмане: как его вызвать и в каком районе следу­ет пользоваться его услугами. Вспомним также, что на боевых парусно-гребных судах - галеасах XVI-XVII веков - в состав экипажа входили два лоцмана.

В Древней Руси специалиста по проводке судов в труднопроходимых районах моря или реки называли корабельный вож. Термин лоцман впервые введен в петровском Морс­ком уставе в 1720 году.

Лоцман входит в составы лоцманской службы - государственной организации, на которую возложена обязанность безопасной проводки судов в определен­ных районах, где требуется точное знание местных условий плавания. Лоцманская служба осуществляет также надзор за соблюдением установленных правил судоходства в данном районе. Объединяет государственных морских лоцманов и действует через систему лоц­манских станций. Подчинена капитану порта, осуществляющего надзор за безопасностью мореплавания и порядком в порту. Он же определяет время и допустимые погодные усло­вия проводки судов. Работа лоцмана берет на себя обязательство осуществить проводку судов на подходах к морским портам, внутри них и в районах, затрудненных для мореплавания, а также швартовку и перестановку судов, постановки и снятие с якоря и про­чее, а капитан обязуется принять лоцмана, обеспечить сохранность его бота и оплатить лоцманский сбор. Документом, оформля­ющим услуги, является лоцманская квитан­ция, куда капитан вносит время проводки, место приема лоцмана, размерения и вме­стимость судна, его название и флаг (порт прописки). Вызов лоцмана на судно осуще­ствляется через лоцманские станции, кото­рые обычно находятся в портах, на плаву­чих маяках или на лоцманских судах, кур­сирующих в определенных районах на подходе к порту.

Лоцманское судно - служебно-вспомогательное судно для оперативного лоцманс­кого обслуживания транспортных судов в портах и на акваториях с большой протя­женностью лоцманской проводки при лю­бых метеорологических условиях. Функции лоцманского судна состоят в доставке на проходящие суда лоцманов с помощью не­больших (водоизмещение до 150 тонн) са­моходных плавстредств - ботов, являю­щихся бортовыми плавстредства лоцманс­кого судна; непосредственной передаче лоцманов на суда и последующим их сня­тии с этих судов при невозможности ис­пользования ботов; лоцманской проводке судов за собой методом лидирования в штормовых условиях до защищенных ак­ваторий, где происходит передача или сня­тие лоцманов; регулярном патрулировании в определенном районе, известном мореп­лавателями по лоциям.

Лоцманское судно представляет собой плавучую самоходную станцию с необходимыми судовыми запа­сами, жилыми и служебными помещения­ми, обеспечивающими нормальные усло­вия обитаемости для дежурящих на ней лоцманов (20-30 человек) и представите­лей портовых властей и команды.

Лоцман­ские суда отличаются высокими маневрен­ностью и мореходностью. Спускоподъемные устройства ботов, состоящие из специальных лебедок и шлюпбалок, обес­печивают быстрое и надежное зацепление (или отдачу, в том числе дистанционную) специальных швартовных подвесок на полнении. На лоцманских судах применяют­ся дизель-электрические или дизель-редукторные энергетические установки с винта­ми регулируемого шага (ВРШ), обеспечи­вающие как стабильный малый ход, так и изменение мощности в широком диапазо­не, от самой минимальной до максималь­ной. Водоизмещение до 1500 тонн, ско­рость 13-14 узлов (24-26 км/ч), автоном­ность не менее 30 суток, количество лоцманских ботов: один - шесть. На неко­торых лоцманских судах имеются верто­летные площадки.

Заявки на лоцмана передаются по ра­дио или радиотелефону, а при подходе суд­на к району приемки лоцмана дублируют­ся подъемом флага «Г» по международно­му своду сигналов. Ночью сигналом для вызова лоцмана является синий фальш­фейер, сжигаемый через каждые 15 минут, или яркий белый огонь над фальшбортом продолжительностью свечения около од­ной минуты через короткие промежутки времени. Подробные сведения о порядке вызова лоцмана приводятся в лоциях и в специальных бюллетенях - извещениях мореплавателям. Судно, вызывающее лоц­мана, обязано обеспечить его безопасный подъем на борт, предоставить ему поме­щение для отдыха и питания наравне с ко­мандным составом.

Лоцман является со­ветником капитана, и его присутствие на борту судна не снимает с капитана ответ­ственности за безопасность судна. Лоцман не вправе без согласия капитана покинуть судно раньше, чем поставит его на якорь, отшвартует, выведет в море или будет сме­нен другим лоцманом. Лоцман может от­казаться от проводки, если капитан дей­ствует вопреки его рекомендациям. С про­водимых судов по определенным тарифам взимается лоцманский сбор, в том числе в случае отказа от услуг прибывшего на борт лоцмана.

В России ответственность за ава­рии по вине лоцмана несет порт, которо­му он подчинен. Убытки возмещаются в пределах аварийного фонда порта, кото­рый слагается из 10 процентов сумм лоц­манских сборов за предшествующий ава­рии календарный год.


В наше время существует множество различных профессий. Причем с развитием компьютерных технологий появилась работа, при которой есть возможность вообще не выходить из дома. Другие же занятия людей совсем изжили себя и ушли в историю. Но всё же есть ещё романтики, которые не ищут лёгких путей и становятся, например, лётчиками, моряками, путешественниками. Конечно, в этих областях техника тоже развивалась и не стояла на месте. Появились приборы, которые идут в помощь в этой деятельности. Что толкает человека на выбор таких специализаций? Ведь, кроме романтизма, это опасный и адский труд.

Немного истории

Интерес и восхищение вызывает такая работа, как лоцман. При произнесении этого слова для не знающего человека возникают ассоциации, что это что-то связанное с пиратством, морем и приключениями. На самом деле это специалист, который отвечает за безопасность и беспрепятственность прохождения корабля, морского судна по воде. Это древнейшая профессия.

Корабль древней греции

Первые упоминания идут ещё из Древней Греции. Большую популярность этот промысел имел во времена Колумба. Известно, что именно лоцман Винсенте сообщил ему о существовании неизвестных земель. А пустился в плавание с Христофором Колумбом лоцман Бартоломей Руис.

В России развитие лоцманского дела началось в конце 18 века. Причём были целые династии. Навыки передавались от отца к сыну и так далее, потому что лоцманскому делу тогда не обучали.


Российский корабль 18 века

Создавались своеобразные общины лоцманов. И даже сейчас лоцманы считаются отдельным подразделением.

С развитием судоходства развивалась и профессия прибрежный лоцман. Так как очень много аварий происходит при подходе к порту и прибрежных районах. Причинами могут быть мель, каменистое дно и т. п. Поэтому созданы лоцманские портовые службы. Обязанности лоцмана мало изменились. Он по-прежнему по первому сигналу корабля должен прибыть на борт. Порт несёт ответственность, если по вине лоцмана произошла авария. Опять же в том случае, если корабль воспользовался этими услугами. Часто прибрежные воды курсируют лоцманские судна, куда и поступают заявки с кораблей. Эти судна имеют очень хорошую маневренность. Приспособлены для любых метеорологических условий. Обеспечены всем необходимым для работы и проживания 20-30 человек. Некоторые катера обустроены вертолётными площадками. Если лоцмана невозможно доставить на борт, то тогда капитан пользуется специальными лоцманскими сигналами.

В ночное время суток путь лоцманского освещают специальными ракетницами, которые запускают каждые 5-10 минут. Хотя даже в шторм опытный моряк должен пересесть с лоцманского катера на борт корабля. Опасность заключается в том, что его может затянуть огромным винтом. Редко и только в больших портах лоцмана доставляют на вертолёте. При явке на корабль он вручает капитану лист лоцмана, в котором капитан делает необходимые заметки. А лоцман встаёт за штурвал вместо капитана. Лоцман ни в коем случае не заменяет капитана. Он лишь является по сути его советником.

Путь, по которому лоцман проводит корабль, называется фарватер. Препятствия, где могут возникнуть проблемы, обозначают буйками, флажками и т. д. Кроме того, лоцман должен знать и работать с системой навигации. Обучение навигации составляет до десяти лет. Предпочтение в порту лоцманы отдают . Особое внимание лоцманы уделяют приливам и течениям, особенно в устьях рек, где места опасны мелководьем, входить можно только во время прилива.

Как стать Лоцманом

Чтобы стать лоцманом, необходимо получить среднее специальное или высшее образование в морских академиях или училищах. Лоцманам присваивается специальный знак, который они носят во время службы.


Один из первых лоцманов

На них лежит ответственность о неразглашении знаков и водных путей акваторий. Причём работать они имеют права на тех территориях, которые указаны в учебных удостоверениях. Также необходимо иметь отличную физическую подготовку, чтобы быть в состоянии находиться на работе ежедневно, без сбоев. О морской болезни не должно быть и речи. Человек должен быть устойчив к стрессам, спокоен и ответственен. Ведь это одна из сложнейших профессий, которая связана с риском, где нужно отвечать за безопасность других людей и техники.

Специалистов этого дела очень мало. Поэтому эта работа считается элитной и хорошо оплачивается. В России в среднем лоцманы получают около 100000 рублей в месяц. Хотя в последнее время с трудоустройством тяжело, потому что неизвестных морских глубин осталось мало и спрос на эту должность достаточно велик. Чтобы трудоустроиться, необходимо пройти практику около полугода с опытным коллегой.

Эта профессия действительно заслуживает восхищения. Ещё Джеймс Фенимор Купер, сам в прошлом моряк, в своей книге «Лоцман» воспел этих людей. Когда лоцман на борту, капитан спокоен.

loodsman ) - моряк или речник , по квалификации - капитан-судоводитель, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда , особенно в местах, представляющих опасность. Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта . Лоцмана доставляют на Лоцманском боте (катере), (иногда на вертолете) к судну, запросившему лоцмана, и он проводит судно по безопасному маршруту. Однако присутствие лоцмана на борту судна не снимает с капитана ответственности за безопасность. Все указания лоцмана носят только рекомендательный характер.

За услуги лоцмана взимается лоцманский сбор - плата за проводку судов по фарватеру. При невозможности обеспечения судна лоцманом на мачтах береговых постов при входе в гавань поднимают лоцманские сигналы - для указания глубин и рекомендуемого курса при входе в гавань. На судоходных реках и внутренних водоёмах, чаще всего, функции капитана и лоцмана совмещаются одним лицом, а для обозначения фарватера, глубин и безопасного курса служат буи , бакены и береговые створные знаки .

См. также

Напишите отзыв о статье "Лоцман"

Отрывок, характеризующий Лоцман

Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах. Подходящие образовательные специальности: Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), судовождение, эксплуатация внутренних водных путей, эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Ключевые предметы: Математика (профильный), русский язык, физика / информатика и ИКТ / химия (на выбор вуза), иностранный язык (на усмотрение вуза).

Стоимость обучения (средняя по России): 150000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 5 лет специалитета на очном отделении.

Нидерл. Loodsman (от loodsen — вести корабль).

Знаток фарватера, специалист порта по проводке судов, отвечающий за их беспрепятственное прохождение в сложных местах.

Особенности профессии

Лоцман хорошо знает условия плавания в каком-либо сложном для судоходства прибрежном районе с большим количеством отмелей, каменистых островов, подводных скал и пр.

По статистике, почти 90% аварий происходит в районах, ограниченных для мореплавания, в портах и на подходах к ним.
Лоцман проводит по фарватеру каждое судно при входе и при выходе из порта, т.к. лучше капитана знает местные условия навигации. На входе в гавань, корабль запрашивает лоцмана. Тот на своём катере (лоцманском боте или на вертолёте) добирается до корабля и указывает капитану безопасный маршрут.
Услуга лоцмана оплачивается из так называемого лоцманского сбора, который взимает порт. Лоцман - лишь советник капитана, и ни коим образом его не заменяет, его присутствие не снимает с капитана ответственности.
В то же время лоцман отвечает за качество своей работы. По российскому законодательству, если по его вине произошла авария, порт возмещает убытки. Если же капитан действует без учёта рекомендаций лоцмана, лоцман может отказаться от проводки.

В тех случаях, когда лоцмана нет, суда ориентируются по лоцманским сигналам, указывающим глубину. В морских портах обычно лоцманы есть. На реках роль лоцмана чаще всего берёт на себя капитан. С одной стороны, он ориентируется по карте (лоции), бакенам пр. знакам, с другой - постоянно водя судно по одному маршруту, он сам становится знатоком фарватера.

Историческая справка

Известно, что в Древней Греции мореходы пользовались пери?плами, описаниями морских походов с практическими рекомендациями по навигации.

Там указывались ориентиры, места якорных стоянок, места пополнения пресной воды и т.д. И там же имелись указания, в каких районах следу¬ет пользоваться услугами лоцмана и как его вызвать. Самый ранний известный перипл подобного относится к середине IV века до н. э. В нем описывается побережье Чёрного и Средиземного морей.
Есть сведения о древних арабских лоцманах, которые пользовались компасом и морскими картами.

Средневековое морское право разделяло лоцманов открытого моря (отвечали за проводку корабля только в открытом море) и лоцманов прибрежного плавания.
В эпоху великих географических открытий роль лоцманов возросла.

Известно, что первым, кто сообщил Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис.

Лоцман входил в состав экипажа корабля, поскольку нанимался на весь рейс.
С развитием судоходства в мира развивался прибрежный лоцманский промысел.

Официальное зарождение лоцманской службы в России произошло в 1653 году, когда царским указом крестьянину Архангельской губернии Ивану Хабарову было разрешено
проводить к единственному тогда российскому Архангельскому порту и отводить в море «торговые, разных земель корабли».

Рабочее место

Лоцманы работают в портовых лоцманских службах.

Важные качества

Лоцман - это человек с лидерскими способностями, не боящийся ответственности, любящий водную стихию.
Лоцман должен быть физически крепким человеком, без склонности к морской болезни. Иногда лоцману приходится работать в во время шторма, под дождём или градом - это требует хорошей физической формы.

Знания и навыки

Лоцман - это дипломированный капитан-судоводитель. Но помимо навыков судовождения он должен хорошо знать фарватер конкретной области реки или моря.

Заработная плата

100.000-150.000 руб. (publicsea.ru).

Где учат

Лоцманами становятся капитаны,
т.е. лоцману необходимо среднее или высшее судоводительское образование.
Только дипломированный капитан имеет право, изучив конкретный район плавания, пройти аттестацию и стать лоцманом.
В удостоверении лоцмана чётко оговаривается бассейн, в котором он может работать.

Высшее образование

Специальности «Судовождение», «Морское судовождение», «Судовождение на морских путях»
. Московская государственная академия водного транспорта,
. Волжская государственная академия водного транспорта (Нижний Новгород)
. Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова,
. Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
. Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток)
. Сахалинское высшее морское училище имени Т.Б. Гуженко филиал Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского
и др.

Среднее специальное образование

Специальности «Судовождение»
. Архангельское мореходное училище имени капитана В.И. Воронина,
. Нижегородское речное училище имени И.П. Kyлибина

Лоцман (от нидерл. loodsman) — моряк или речник, по квалификации — капитан-судоводитель, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность. Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта. Лоцмана доставляют на лоцманском боте (катере), (иногда на вертолете) к судну, запросившему лоцмана, и он проводит судно по безопасному маршруту. Однако присутствие лоцмана на борту судна не снимает с капитана ответственности за безопасность. Все указания лоцмана носят только рекомендательный характер.

За услуги лоцмана взимается лоцманский сбор — плата за проводку судов по фарватеру. При невозможности обеспечения судна лоцманом на мачтах береговых постов при входе в гавань поднимают лоцманские сигналы — для указания глубин и рекомендуемого курса при входе в гавань. На судоходных реках и внутренних водоёмах, чаще всего, функции капитана и лоцмана совмещаются одним лицом, а для обозначения фарватера, глубин и безопасного курса служат буи, бакены и береговые створные знаки.

В дореволюционной России лоцманы образовывали лоцманские общества в каждом порту, под начальством лоц-командира, назначаемого от казны. До XVIII века у поморов существовало два отдельных наименования для профессии лоцмана — «носниками» назывались артели речных лоцманов, «корабельными вожами» — те, кто водил морские корабли по взморью и дельте Северной Двины.

Лоцманы принимали активное участие в развитии всемирного судоходства, в обеспечении портов, в мероприятиях по обеспечению безопасности мореплавания. Они создавали навигационные карты, устанавливали средства навигационного обеспечения, были советниками при выборе мест для маяков и подходов к портам, участвовали в расследовании морских происшествий.

Средневековое морское право определяло две категории лоцманов: к первой категории относились лица, занимающиеся проводкой только в открытом море и на различные расстояния; ко второй категории - лица проводившие корабли и суда исключительно у побережья или производили вывод и заход судов в порты. Моряков первой категории называли лоцманами открытого моря, второй категории - прибрежного плавания.

Широкую известность лоцманам принесла эпоха великих открытий, так как в этот период появилась острая нужда в опытных моряках. Известно, что первым, кто сообщил Христофору Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис. Но не всем морякам капитаны доверяли свои корабли. За ошибки и недостаток знаний лоцманов ожидала жестокая кара.

Лоцман входил в состав экипажа судна, поскольку нанимался на весь рейс, и функциями его было знание специфики пути следования и безаварийная проводка судна в порт назначения. Кроме этого он нес одинаковую ответственность со всеми членами команды корабля. Таким образом, капитан не отвечал за проводку судна, а эта функция возлагалась на лоцмана и рулевого.

В настоящее время в функциях лоцманов мало что изменилось. В лоцманах нуждаются там, где плавание по фарватеру представляет особые трудности на местности. Лоцман должен прибывать на судно по первому сигналу, состоящему в поднятии на мачте особого флага - лоцманский.

Предъявив свой бланк капитану судна, лоцман переходит на борт судна и берет управление на себя, однако присутствие опытного моряка не освобождает капитана от ответственности по управлению судном. На бланке лоцмана капитан судна указывает фактическую осадку и водоизмещение корабля, а также сумму, причитающую к выдаче за проводку.

Также в нем указываются и другие замечания, которые могут иметь отношение к проводке судна. Лоцманы обязаны отдавать предпочтение военным кораблям.