Методы и способы переработки мусора (ТКО). Что такое ТКО и как с ними обращаться? Нормы и требования

В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.

Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ . Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами , профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.

Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов — твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:

Извлечение

Статья 1. Основные понятия
[…]
твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
[…]

Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 1. Основные понятия
[…]
норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
[…]
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами […] — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора ;
[…]
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
[…]

Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)» . На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО , под которыми понимаются организации коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой — гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6-24.13).

В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ . Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.

Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО — региональные операторы — будут иметь не только права, но и обязанности.

Например, автор статьи, работая одно время экологом на крупном предприятии, сбилась с ног в поисках компаний, готовых принять некоторые специфические виды отходов. Причем в лицензиях компаний эти отходы были указаны, однако по разным причинам (чаще всего это было отсутствие выгоды и желания «возиться» с такими отходами) нам отказывали.

На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:

Обработка ТКО;

Обезвреживание ТКО;

Захоронение ТКО;

Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы , которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

К СВЕДЕНИЮ

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не будут учитываться его затраты на обработку, утилизацию ТКО.

Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы — в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.

В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО , утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО , установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.

На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).

Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу , которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

С 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 4 и 5, в соответствии с которыми внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО ) будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, в то время как плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО будут являться операторы по обращению с ТКО , региональные операторы , осуществляющие деятельность по их размещению.
Кроме того, согласно п. 9, которым также будет дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные — в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские — во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.

На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.

Например, однажды разработчику проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, потребовавшему от сельской школы договор с полигоном, была предъявлена вместо него справка с печатью местной администрации о том, что данной школе разрешено вывозить ТБО в ближайший овраг за селом!

Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
(в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017)
[…]
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
[…]

Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога» . Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.

Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.

Утилизация и переработка бытовых отходов - актуальная проблема современного мира. Свалок на земле становится все больше, обширное захламление грозит экологической катастрофой. Решение проблемы – переработка ТБО на специализированных мусороперерабатывающих заводах. Следуя условиям объективной реальности, человечеству нужно совершенствовать способы утилизации отходов, чтобы добиться наиболее эффективной переработки ТБО с минимальными затратами.

3 причины, почему необходима грамотная переработка ТБО

Отходы можно условно подразделить на следующие виды :

  • Бытовые отходы. В эту группу мы отнесем отходы жизнедеятельности людей. Тот мусор, который выбрасывается из жилых домов и административных зданий. Пластиковые изделия, остатки еды, бумажные, стеклянные и другие предметы. Многие отходы отнесены к IV и V классам опасности.

Вопрос по пластиковым отходам должен решаться следующим образом: мусор подлежит механическому измельчению, далее следует химическая обработка растворами, в результате таких манипуляций образуется масса, из которой можно вновь изготавливать полимерную продукцию. Бумага и пищевые остатки могут превратиться в компост, перегнить и принести пользу для аграрного сектора экономики.

  • Биологические отходы. Этот вид отходов производится биологическими видами (человеком и животными). Большое количество таких материалов производят ветклиники, больницы, организации санитарно-гигиенического профиля, предприятия общепита и другие подобные учреждения. Биологические отходы уничтожаются сжиганием. Все материалы органического происхождения можно ликвидировать этим способом.
  • Промышленные отходы. Такие отходы являются результатом производственных процессов. Строительство, функционирование промышленного оборудования, монтажные и отделочные работы – все это оставляет после себя огромное количество древесины, лакокрасочных веществ, теплоизоляционных материалов, часть из которых также можно сжигать. К примеру, древесина в процессе горения выделяет энергию, что также можно использовать в полезных для общества целях.
  • Радиоактивный мусор. Нередко биоматериалы и другие отходы содержат радиоактивные вещества, которые представляют собой опасность. В эту же группу входят газы и растворы – то есть те отходы, которые в дальнейшем нельзя использовать. Часть такого мусора можно уничтожать сжиганием, но остальное можно только захоронить.
  • Медицинские отходы. Это мусор медицинских учреждений, 80 % которого – неопасные бытовые отходы, а оставшиеся 20 % представляют риск для организма человека. Как и переработка радиоактивных отходов, уничтожение данного вида мусора имеет множество ограничений и запретов в российском законодательстве. Подробно описаны способы его сжигания и захоронения. Для медицинских отходов, как и для радиоактивных, создаются специальные могильники. Некоторые уничтожают медицинские отходы так: складывают в пакеты и сжигают. Но множество препаратов относятся к I и II классам опасности, поэтому данный метод утилизации явно не для них.

Все отходы имеют классификацию по степени своей опасности для окружающей среды. Всего существует четыре класса опасности. Первый класс – мусор, который несет самую серьезную угрозу планете и всем живущим на ней организмам. Если не перерабатывать ТБО первого класса в порядке, установленном законом, вред экологической системе может быть непоправимым. Отходы первого класса опасности: ртуть, соли свинца, плутоний, полоний и т.д.

Отходы второго класса опасности также способны сильно навредить экологии. Последствия такого ущерба продолжат воздействие на протяжении длительного времени. Планета будет восстанавливаться в течение 30 лет после загрязнения такими отходами. К ним относят мышьяк, селен, хлор, фосфаты и т. д.

После отходов третьего класса опасности экосистема способна восстановиться за десятилетие. Разумеется, восстановление возможно только после переработки ТБО, иначе отходы не прекратят наносить вред экологии. К третьему классу принадлежат цинк, этиловый спирт, хром и т. д.

Четвертый класс опасности – это отходы малоопасные (симазин, сульфаты, хлориды). После их устранения из зараженного объекта экосистеме нужно восстанавливаться три года.

А вот отходы пятого класса совершенно безопасны.

Рассмотрим, почему необходима правильная переработка ТБО:

  1. Отходы загрязняют окружающую среду, которая и так перенасыщена выбросами заводов и выхлопами транспорта.
  2. Ресурсы, которые добыты из природы или созданы промышленным путем, серьезно ограничены, поэтому целесообразно подвергать их переработке и вторичному использованию.
  3. Применять переработанное сырье оказывается дешевле, поэтому переработка ТБО выгодна в экономическом плане.

Наиболее распространенные методы переработки ТБО

Метод 1. Захоронение мусора.

Полигоны создаются специально для того, чтобы на их территории осуществлять переработку ТБО. Поток мусора поступает на эти площади (до 95 %), а затем органическая часть разлагается самопроизвольно. В зоне полигона образуются специальные условия для интенсивного биохимического процесса диссоциации. Формирующаяся анаэробная среда способствует утилизации, усиливающейся метаногенными микроорганизмами, которые образуют биогаз (иначе называемый «свалочный газ»). В чем минус таких полигонов? Токсины свалочного газа поступают в атмосферный воздух и распространяются по направлению ветра на огромные расстояния. А если к ним примешиваются производственные выбросы, то экология подвергается еще большей опасности.

Учитывая скопление микроорганизмов, которые усиливают протекание химических реакций, локально могут возникать возгорания из-за чрезмерного перегрева. При этом в окружающую среду выделяются полиароматические углеводороды, вызывающие онкологические заболевания. Такие выбросы в тысячи раз превышают допустимые концентрации подобных веществ в воздухе. Образующиеся в воздухе водные растворы выпадают в виде осадков, при испарении которых, как и при горении полимерных веществ, выделяются диоксины. Так через атмосферные осадки вредные химические элементы попадают в грунтовые и поверхностные воды.

Поскольку устраивать такие полигоны в черте города нельзя, для них отводятся участки за пределами крупных населенных пунктов. Если подсчитать стоимость выделения территорий, их обустройства по всем правилам, транспортные расходы на перевозку мусора к такому полигону переработки ТБО, получится довольно внушительная цифра. Прибавьте к этому загрязнение атмосферного воздуха, связанное с выделением продуктов сгорания моторного топлива, износ пригородных дорог. Картина складывается не радужная.

Из-за того, что квалифицированное обустройство полигонов переработки ТБО связано с большими расходами, некоторые предпочитают организовывать несанкционированные свалки. В таких местах неразрешенного складирования отсутствует всякая герметизация, жидкие отходы напрямую поступают в окружающую среду, не проходя этап обезвреживания, создавая высокую опасность для населения. А эти свалки только множатся и разрастаются.

Таким образом, складывать непереработанные отходы на полигонах весьма опасно, и потому такой способ их утилизации должен быть запрещен на законодательном уровне. И тому есть масса причин:

  • отсутствие бактериологической и эпидемиологической безопасности;
  • быстрое распространение опасных для человеческого организма веществ на большие территории (проникновение в воздух, воду, почву);
  • выделение диоксинов при возгорании;
  • высокая стоимость земли и обустройства полигона, а также необходимость последующей рекультивации участка;
  • противоречие «Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Метод 2. Компостирование мусора.


Этот способ переработки ТБО основан на том факте, что часть мусора может утилизироваться самостоятельно – путем биоразложения. Так, органические отходы в состоянии компостироваться. В наши дни существуют специальные технологии компостирования пищевых отходов и неразделенного мусора.

Массовое компостирование у нас в стране не распространено, но применяется той частью населения, которая имеет частные дома или дачные участки. Однако в целом организовать процесс компостирования мусора можно и централизованно, выделив для этого специальные площадки. Образовавшийся компост в дальнейшем можно с успехом использовать в сельскохозяйственной отрасли.

Метод 3. Термическая переработка мусора (ТБО).


Органику также легко можно уничтожить термическим путем. Термическая переработка ТБО – последовательная процедура воздействия тепла на отходы в целях уменьшения их массы и объема, а также обезвреживания. Такая переработка ТБО может сопровождаться получением инертных материалов и энергоносителей.

Преимущества термической переработки:

  • Эффективность в плане обезвреживания (уничтожает болезнетворную микрофлору).
  • Значительно уменьшает объем мусора (до десяти раз).
  • Использование энергетического потенциала отходов органического происхождения.

Наиболее распространенный метод термической переработки ТБО – сжигание. У этого простого способа есть много достоинств:

  • Он многократно проверен.
  • Оборудование для сжигания доступно и выпускается серийно, имеет длительный срок эксплуатации.
  • Автоматизированный процесс, не требует вовлечения трудовых ресурсов.

Если раньше мусор просто сжигали, то современные технологии позволяют более эффективно использовать этот процесс, попутно извлекая из него топливную фракцию. В результате подобных методик процедура сжигания превращается не просто в ликвидацию мусора, но и в получение дополнительной энергии – электрической или тепловой. Самой перспективной на данный момент является технология плазменного сжигания, которая обеспечивает более высокую температуру горения. В результате выделяется полезная энергия, а в остатке получается совершенно безвредный остеклованный продукт.

Метод 4. Плазменная переработка мусора (ТБО).


Переработка ТБО плазменным методом представляет собой процесс превращения мусора в газ. Этот газ впоследствии используют для получения пара и электроэнергии. Непиролизуемые остатки твердых отходов выступают одним из элементов плазменной переработки.

Достоинство высокотемпературного пиролиза в том, что этот процесс уничтожает без всякой предварительной подготовки самые разные отходы, не нанося вреда окружающей среде. С экономической точки зрения это очень выгодная технология, т. к. не нужно дополнительных затрат на сушку, сортировку и другие процедуры подготовки мусора к утилизации.

На выходе остается шлак, который не несет вреда экологии и даже может найти повторное применение.

Какое используется оборудование для переработки ТБО

Промышленный мир не стоит на месте, все больше становится оборудования и заводов по утилизации мусора. Самые распространенные виды техники для таких предприятий включают в себя:

1. Прессы.


Без прессования отходов невозможно представить ни один завод по утилизации и переработке ТБО. После прессования отходы удобнее хранить и перевозить. Прессы могут иметь разные габариты: от самых гигантских до сравнительно небольших, способных уместиться на территории обычного магазина. В России используют два вида прессов:

  • Пакетировочные прессы.
  • Брикетировочные прессы.

По способу загрузки прессы бывают:

  • Вертикальные (с фронтальной загрузкой).
  • Горизонтальные (способны сжимать мусор более плотно).

Если размеры вертикальных прессов достаточно компактные, то горизонтальные обычно устанавливают только на больших заводах, т. к. их трудно уместить в обычном помещении.

По назначению прессы бывают универсальные (для всех типов отходов) и специализированные (только для одного вида).

2. Компакторы.

Очень близкими к прессам считаются компакторы. Из названия понятно, что они также делают мусор более сжатым. В основном на данном виде оборудования уплотняют ПЭТ бутылки, полиэтиленовые пленки, алюминиевые банки, а также бумагу и картон. Для торговых комплексов такой вид оборудования незаменим, потому что там всегда есть необходимость в сжатии большого количества мусора.

Компании по транспортировке отходов единогласно заявляют, что расходы на перевозку и хранение значительно снижаются благодаря уплотнению мусора с помощью компакторов. При этом совершенно не имеет значения, будет ли это компактор мобильный или стационарный.

У стационарного и мобильного оборудования есть свои плюсы и минусы. Если мобильные компакторы – это моноблоки, то стационарные компакторы содержат в себе пресс и сменный контейнер, что позволяет загружать намного больше отходов, чем в единый моноблок. Непрерывный цикл работы также значительно выделяет стационарный компактор среди другого утилизирующего оборудования. Только успевайте менять контейнеры.

Зато мобильный компактор можно использовать в разных местах, при этом его не нужно каждый раз монтировать и демонтировать вновь. Это герметично выполненная конструкция, что позволяет ей работать даже с влажными отходами.

3. Шредеры.

Шредеры имеют совершенно иной тип работы, нежели прессы и компакторы. Они помогают в утилизации мусора тем, что измельчают его или дробят. Именно поэтому русскоязычные пользователи называют шредеры дробилками. Без них не обходится ни один завод по переработке ТБО. Шредеры предназначены для измельчения:

  • стекла;
  • дерева;
  • пластмасс;
  • бумаги;
  • резины;
  • металла;
  • органических и смешанных отходов;
  • опасных веществ.

Некоторые шредеры работают только с одним видом отходов, например, со стеклом. Но существует и немало моделей, которые предназначены для измельчения самого разнообразного мусора.

4. Контейнеры.

С этим видом оборудования мы сталкиваемся ежедневно. Это привычные для нас емкости для мусора, которыми мы регулярно пользуемся. Материал, из которого изготавливаются контейнеры, – это обычно пластик, хотя иногда встречается и металл. Контейнеры могут служить для раздельного хранения мусора либо для смешанных отходов. Не так давно контейнеры были стационарными, теперь все чаще мы встречаем емкости на колесах. Из контейнеров, оборудованных колесами, удобнее переваливать мусор в мусоровозы.

5. Сортировочные линии.


Гораздо проще и эффективнее производить переработку ТБО в отсортированном виде. Как мы уже говорили, для разного вида мусора существуют свои способы утилизации, и потому так важно предварительно отделить один тип отходов от других. С этой целью на мусороперерабатывающих заводах в наши дни в обязательном порядке устанавливаются линии для сортировки отходов. Сортировочные линии созданы для того, чтобы отделять твердые бытовые отходы по фракциям с целью их последующего прессования, уплотнения и превращения во вторичное сырье, которое затем может быть реализовано. Сортировочные линии стали неотъемлемой частью процесса переработки мусора.

Как комплектуется завод по переработке ТБО

Набор оборудования для любого завода подбирается с учетом его специализации. Есть предприятия широкого профиля, которые выполняют переработку ТБО разного вида. Но небольшие заводы обычно занимаются только каким-то конкретным видом отходов. Это могут быть строительные отходы, покрышки и другие резиновые изделия, бытовой мусор и проч.

Надежнее всего вложить деньги в функциональное и мощное оборудование, которое сможет обслужить большую площадь, работая без перебоев и поломок.

Примером такого комплекса является мусоросжигательный мини-завод МПЗ-5000 (производства компании Sifania (Россия)). Он предназначен для переработки огромного количества твердых бытовых отходов, к примеру, прекрасно справится с пятью тысячами тонн мусора в год. Мини-завод подразумевает комплекс оборудования для сжигания мусора. Рассматриваемый нами пример пригоден для обслуживания небольшого района с численностью населения около 25 тысяч человек. В комплект оборудования входит не только машина для сжигания мусора, но также и агрегаты для:

  • сортирования отходов;
  • измельчения пластиковых бутылок;
  • уплотнения макулатуры;
  • пиролизации неразлагаемых материалов.

Стоимость оборудования достаточно высока. Его простейшая стандартная комплектация обойдется предприятию в десять миллионов рублей.

Но этот пример подходит для организации небольшого масштаба. Для более крупного производства можно приобрести сортировочную станцию, способную пропускать через себя до десяти тонн в час. Производительность такого оборудования куда выше, чем у мини-завода. Эта станция способна выделять 16 видов ТБО из смешанного потока. Обслуживание станции требует не менее 40 человек. Неплохим вариантом подобного оборудования является комплекс компании JSSORT. Он имеет внушительные габариты. Чтобы установить всю станцию целиком, потребуется площадь шириной 40 метров и длиной 80 метров. Такое оборудование способно за один восьмичасовой рабочий день обслужить около 15 мусоровозов.

Подобный комплекс оснащения обойдется в три раза дороже мини-завода. Стоимость его – около 30 млн рублей. Сюда входит цена постройки подходящего помещения под станцию.

Очень прибыльный вариант заработка на утилизации отходов – завод по переработке резиновых изделий (автомобильных шин) в мелкую крошку. После функционирования специализированного оборудования остается только резиновый порошок, измельченный в гранулы, который прекрасно подходит для вторичного использования.

Он востребован при производстве:

  • асфальта;
  • дорожных ограничителей скорости;
  • материалов для звукоизоляции;
  • мастик с антикоррозийными свойствами и другой продукции строительной индустрии.

Комплект оборудования для переработки резины способен обработать до трех тонн отходов в час. Импортный мини-завод подобного типа стоит около 25 млн рублей.

Следует отметить, что все перерабатывающие предприятия имеют примерно схожий набор составных частей. Отличия состоят в основном в степени их мощности и уровне автоматизации процесса. Завод по переработке ТБО включает следующее оборудование:

  • приемный конвейер;
  • ленточный конвейер наклонного типа;
  • сортировочную линию;
  • пресс-машину для упаковки;
  • пиролизную установку;
  • шредер для пластика;
  • стеклобойный контейнер.

Иногда этот набор дополняется приемным цехом с магнитным оснащением для отделения металлолома.

Рассмотрим схему работы мини-завода по переработке ТБО:

  • в первую очередь поток отходов идет через магнитный приемник, чтобы отсортировать металл;
  • вертикальный конвейер транспортирует сырье к сортировочной линии;
  • сортировочные комплексы могут быть автоматизированными и разделять мусор с помощью оптических устройств или полуавтоматизированными и использовать ручной труд;
  • отсортировывается вся макулатура и поступает на упаковку;
  • изделия из пластика попадают в измельчающее устройство;
  • стеклянные отходы отправляются в сборочный контейнер;
  • все остальные отходы идут в приемный бункер, откуда впоследствии поступают на пресс для уплотнения. Дальнейшая участь такого мусора – захоронение.

Если вторсырье упаковано, его можно реализовывать или перерабатывать, смотря какое направление предусмотрено самим заводом. К примеру, одним из подразделений предприятия может быть цех по производству туалетной бумаги.

Главные проблемы переработки ТБО

Проблема 1. Отсутствие средств.

В настоящее время отходы вывозятся в основном за счет населения. Но установленные нормативными актами тарифы на обезвреживание бытовых отходов непомерно низкие. Настолько, что они не способны компенсировать расходы даже на транспортировку мусора, не говоря уже о его переработке и захоронении.

Безусловно, собранных с населения средств не хватает, поэтому остальные ресурсы выделяет государство. Но по непонятным причинам у ЖКХ никогда не остается возможностей, чтобы развивать и модернизировать систему утилизации отходов. У нас до сих пор не ведется раздельного сбора, как принято во всей Европе. Да и на материальном уровне нет никакой стимуляции к сортировке. Если вы вываливаете весь мусор в один контейнер или разделяете отходы по видам, все равно вы платите один и тот же тариф за переработку ТБО.

Проблема 2. Второстепенное значение.

Переработкой ТБО в настоящий момент занимаются организации, основным направлением деятельности которых выступает оказание различных коммунальных услуг.

Только в том случае, если сбором и переработкой отходов займутся специализированные предприятия, они смогут осуществлять планирование в целях более эффективного сбора отходов, усовершенствовать используемое оборудование, оптимизировать доходы и расходы на переработку ТБО.

Проблема 3. Отсутствие ответственных лиц.

Вся деятельность, связанная с утилизацией бытовых отходов, рассредоточена по различным ведомствам. Единая структура иерархии и ответственности в данном вопросе не выстроена. В странах Европы все иначе. Там вопрос обращения с бытовыми отходами контролируют Агентства по охране окружающей среды. В нашей стране есть подобное учреждение власти – Минприроды, однако, в ведение данного органа вопрос переработки ТБО не передан.

В итоге существующие министерства и ведомства в разной степени касаются данной сферы, но перекладывают ответственность друг на друга, а процесс издания законопроектов в этой области затягивается из-за длительной процедуры согласований.

Проблема 4. Концентрация в руках государственных органов.

Госорганы ревностно держатся за переработку ТБО, хотя, как мы убедились, не имеют достаточно средств, желания и понимания, чтобы организовать процесс на должном уровне. Европейские государства показывают эффективность подключения к этому вопросу частных компаний. В Европе уже давно организации сотрудничают с муниципалитетами в вопросах сбора и утилизации мусора. Возможно, когда-нибудь в будущем и наши органы власти выйдут на подобный уровень сотрудничества, но пока свалки копятся и продолжают отравлять окружающую среду.

Зарубежный опыт показывает, что частные компании с большим энтузиазмом подходят к решению данной проблемы, так как это напрямую связано с коммерческой выгодой. Так, они ищут наиболее эффективные и экономичные способы переработки ТБО. Возводя большие заводы и привлекая иностранные инвестиции, коммерческие организации работают с большой отдачей, и результат их деятельности на лицо.

Проблема 5. Нет работы с населением.

Тот факт, что население практически не понимает преимуществ раздельного сбора мусора, – печальная недоработка отечественного управления данным вопросом. Ведь если информировать граждан о проблемах переработки ТБО, у них может возрасти сознательность и желание исправить ситуацию, в том числе своими силами. В конце концов, эта планета – наш дом, в котором мы живем и планируем населять его еще долгое время.

Проблема 6. Отсутствие приспособлений.

Обилие данных в открытом доступе позволяет многим сознательным гражданам, несмотря на отсутствие централизованного информирования, приходить к пониманию проблемы утилизации отходов. Но даже если у людей возникнет желание выбрасывать мусор в раздельные контейнеры, такой возможности им не предоставлено. Единственное оборудование для сбора отходов – это обыкновенный мусоропровод. Выход из ситуации один: заварить все существующие мусоропроводы и наладить систему сортировки отходов.

Новые дома целесообразнее проектировать без мусоропроводов, так как в целом это не только обеспечит возможность раздельного сбора мусора, но и повысит чистоту в подъездах.

Проблема 7. Не налажена утилизация вторсырья.

В России существуют организации, которые занимаются переработкой ТБО. Их не так много, как хотелось бы, но даже эти единицы зачастую испытывают проблемы с утилизацией вторичного сырья. И это печально, ведь на самом деле использование утиля позволяет получить значительные экономические выгоды.

Мотивировать на применение вторсырья в производстве – это опять-таки государственная задача. Причем речь идет не только об установлении обязательств для предприятий, но и о разработке системы поощрений, льгот, стимулирования, которая могла бы подвигнуть представителей бизнеса на налаживание рынков сбыта утиля и его использование.

Так, при осуществлении государственных закупок в европейских странах нередко предусматриваются преимущества для организаций, производящих продукцию из вторичного сырья.

Проблема 8. Отсутствие планирования.

Чтобы переработка ТБО и использование вторсырья не стали локальными и эпизодическими явлениями, необходимо составлять подробные планы, направленные на достижение желательных результатов. Так, в настоящем плане по применению отходов должен охватываться длительный период, в течение которого предусматриваются необходимые мероприятия, а также сроки их выполнения, источники финансирования, цели и ответственные за реализацию таких действий лица.

Все вышеперечисленные проблемы на самом деле возникают из-за одного и того же фактора: задача грамотной переработки ТБО не стоит на государственном уровне в числе приоритетных. Кроме того, мы все еще не пришли к осознанию максимально рационального использования имеющихся ресурсов. Поэтому вопросы охраны экологии пока не решены, и эффективная система утилизации мусора не выстроена.

Какие перспективы имеет переработка ТБО в России

В России до настоящего момента не разработана идея рационального использовании отходов. В последнее время этому направлению уделяется немного больше внимания. Но только самую малость. В нашей стране создан ряд мусороперерабатывающих предприятий, но их функционирование пока не поставлено на широкую ногу. Процесс не налажен, отсутствует грамотное взаимодействие подобных организаций с государством. В целом, пока такие компании работают в основном в центральных регионах страны – Москве, Санкт-Петербурге. Но в идеале подобная деятельность должна осуществляться повсеместно.

Дело в том, что в крупных городах для мусороперерабатывающих предприятий существует куда больше возможностей заработка. Бизнес по утилизации мусора очень рентабелен там, где его в избытке, а территорий для складирования и медленного уничтожения отходов катастрофически не хватает. На периферии не так. Чаще всего мусор вывозят на земли, которые находятся на окраинах городов и населенных пунктов. Такой способ наносит вред экологии и к тому же является экономически невыгодным. В то время как переработка обычного бытового мусора – это прибыльный бизнес, и в данный промежуток времени в отечественной экономике эта ниша является свободной.

Отметим, что пока муниципалитеты не начнут воспринимать эту проблему как насущную, вряд ли что-то кардинально поменяется. Зарубежный опыт показывает, что значительная часть вопросов по утилизации отходов решается простым действием – установкой контейнеров для раздельного сбора мусора. Этот шаг значительно упростит переработку ТБО.

Критикой данного предположения является суждение об инертности и лени россиян, которые не захотят сортировать дома свои отходы. Но опросы общественного мнения эту мысль не подтверждают. К примеру, половина жителей Москвы уже сейчас готова к раздельному сбору мусора. И это без какой-либо пропаганды и работы с населением со стороны власть имущих. Нетрудно догадаться, что при условии действий государства в данном направлении в нашей стране возможен быстрый и эффективный переход к современным технологиям переработки мусора и использования вторичного сырья.

Мнение эксперта

Решение проблем переработки ТБО с помощью комплексного управления

Л.Я. Шубов ,

д.т.н., профессор, член сообщества экспертов России по рациональному природопользованию

О.Н. Борисова ,

к.т.н., доцент РГУТиС

И.Г. Доронкина ,

к.т.н., доцент РГУТиС

Управление переработкой ТБО состоит из следующих элементов:

  • сбор мусора;
  • вывоз;
  • обработка (предварительная подготовка);
  • собственно переработка;
  • утилизация;
  • захоронение.

Все эти компоненты соединены в единую систему и имеют связь между собой.

Чтобы обеспечить решение задач переработки ТБО, необходимо руководствоваться современными требованиями ресурсосбережения и природопользования:

  • вторичное использование отходов в качестве источников сырья и энергии;
  • снижение затрат на уборку поселений;
  • переход от метода захоронения ТБО к промышленной утилизации;
  • обеспечение экологической безопасности.

Преобразований добиться не так легко, ведь они связаны не только с налаживанием эффективной системы вывоза мусора и его переработки, но и с улучшением санитарно-гигиенического состояния города, а это уже вопрос реформирования ЖКХ. В настоящий момент имеется рад задач, среди которых не последнее место занимают создание рынка услуг и развитие конкуренции в сфере переработки ТБО. Внедрить все эти новшества не так легко.

В настоящий момент ощущается серьезная нехватка специалистов в вопросах переработки ТБО. ВУЗы ежегодно выдают дипломы экологам широкого профиля, которые еще не владеют технологиями эффективной переработки техногенного сырья, им сложно в одночасье найти решение проблемы с ТБО.

Некоторые зарубежные организации рвутся на российский рынок, предлагая выход из сложной ситуации с ТБО с помощью передовых технологий. Но зачастую речь идет только о сжигании мусора. Продуманной системы утилизации отходов все-таки не возникает. В лучшем случае промышленные объекты появляются хаотично, занимаясь только одной технологией в комплексе мер, необходимых для системного уничтожения отходов. Это путь в никуда.

Невозможно решить проблему переработки ТБО возведением мусоросжигательных заводов. Пока сооружается один, заканчивает свой жизненный цикл другой. Потому бессистемное строительство уже доказало свою неэффективность. В этом направлении нельзя опираться на один единственный метод переработки – сжигание.

Практика показывает, что такая политика не приводит к решению проблемы, а только способствует усилению загрязнения окружающей природной среды.

Необходимо брать пример с европейских государств. Вот чего они добились к настоящему моменту в вопросе управления ТБО:

  • Разработали индустрию вторсырья на основе раздельного сбора мусора с выделением пригодных для использования элементов.
  • Организовали и продолжают развивать систему специализированных сортировочных производств, предприятий по термической и биотермической переработке отходов.
  • Разработали систему переработки вторсырья.

Сжигать весь мусор просто недопустимо. На термическую переработку идет та фракция отходов, которая уже освобождена равно как от опасных, так и от ресурсоценнных компонентов. Такое производство можно назвать экологически безопасным.

В нашей стране все пункты переработки ТБО строят бессистемно, вне связи друг с другом. Туда отправляют весь поток отходов без предварительной сортировки. Такие действия создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Если решить вопрос ТБО, то частично будет решена и проблема экологической безопасности страны в целом.

Острая необходимость в построении системы переработки ТБО стоит для Московского региона и городов курортной зоны. До тех пор, пока государственная политика в этом вопросе не будет нормализована, криминал и коррупция будут процветать и дальше. Вот почему разработка научно обоснованной стратегии переработки ТБО – задача №1.

Стратегия оптимизации комплексного менеджмента ТБО нужна, прежде всего, для создания передовой эффективной системы управления отходами и использования вторичного сырья. Задача такой программы – разработать способы внедрения отходов в промышленную переработку, спланировать последовательность действий по масштабному сокращению потока мусора, который в данный момент идет на захоронение, снизить экологические риски и затраты не утилизацию отходов. Стратегия должна выглядеть как цельный документ с понятной и четкой терминологией, содержащий реальную модель оптимизации использования отходов.

Отходы ТКО - это аббревиатура, которая возникла относительно недавно. Несколько ранее в разговоре, а также в документах такой вид отходов именовался как ТБО (твердые биологические отходы).

Помимо изменения аббревиатуры и перечня отходов ТКО, Федеральным законом были внесены изменения в способы утилизации мусора. Обо всем подробнее расскажем в статье.

Что это такое?

Твердые коммунальные отходы - расшифровка отходов ТКО. Понятие было официально установлено Законом Федерации от 29.12.2014 № 458-ФЗ.

Исходя из содержания этого ФЗ ТКО - это все те отходы, которые формируются и накапливаются в жилых помещениях в результате жизнедеятельности людей, а также товары народного потребления, которые утратили свой срок годности. Также законодательством к твердым отходам коммунального быта был отнесен мусор, который формируется в результате деятельности лиц юридической специфики, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, можно прийти к выводу, что ТКО - это тот мусор, который образуется в результате деятельности человека, предприятий и организаций.

Разновидности ТКО

Отходы, относящиеся к ТКО, подразделяются на 2 категории:

  • биологические - те, которые еще называют отбросами;
  • небиологические - обычный бытовой мусор.

Следовательно, к твердым коммунальным отходам относится большая часть городского мусора. Биологические ТКО - это пищевые и растительные отходы, кости и т. п. Небиологический мусор - это синтетические отходы (стекло, пластик, целлюлоза, текстиль, полиэтилен и пр.)

Отличия ТКО от ТБО

ТКО - твердые коммунальные отходы. ТБО - твердые биологические отходы. Первое понятие официально, согласно установленному закону, вытеснило второе. Поэтому ТБО осталось только в разговорной речи, в документации оно больше не фигурирует.

Отходы ТКО - это более расширенное понятие, нежели бытовой мусор. Все дело в том, что в ТКО входят не только отходы, которые регулярно выносятся из жилых домов и квартир, но и мусор, который скапливается в офисах и на предприятиях в течение рабочего дня.

ТБО и ТКО несут одинаковый смысл, поэтому нет ничего страшного для обычного человека в том, чтобы перепутать эти 2 понятия. Важное значение эти аббревиатуры имеют для предприятий и организаций, занимающихся сбором и утилизацией мусора возле жилых домов и промышленных зданий. Ведь эти предприятия работают с документацией, в которой фигурирует исключительно сокращение ТКО.

До действий ФЗ № 438 оплата за вывоз мусора складывалась из статуса помещения - жилое или нежилое, а также из количества квадратных метров. После вступления в силу данного закона оплата за услугу вывоза мусора зависит от статуса потребителя - физическое или юридическое лицо.

Дело в том, что обычные жители квартир и домов накапливают и выносят намного меньше мусора, чем такового получается с предприятий, офисов. Разумеется, и оплата первых будет намного меньше, чем вторых.

Таким образом, ТБО и ТКО - практически равнозначные понятия. Только первое осталось разговорным, а второе фигурирует в документах и отчетах.

Какие отходы относятся к ТКО по ФККО?

В Федеральном классификационном каталоге отходам ТКО посвящен целый раздел. В блоке № 7 можно отыскать категории, к которым относится тот или иной вид мусора.

7 (30 000 00 00 0) - номер в каталоге, посвященный твердым коммунальным отходам. Далее приведем "выписку" из ФККО, в которой отражены списки основных видов мусора:

7 31 110 01 72 4 неотсортированные отходы из квартир
7 31 110 02 21 5 крупногабаритные отходы из квартир
7 31 200 01 72 4 мусор и сметенная грязь, собранные с улиц
7 31 200 02 72 5 мусор, собранный после уборки парковых зон
7 31 200 03 72 5 смет и мусор, собранный с общественных клумб и кладбищ
7 31 205 11 72 4 смет, собранный возле бордюров у дорог транспортного движения
7 31 211 01 72 4 отходы с решеток снегозадержания
7 31 211 11 39 4 налет счищения оборудования для снеготаяния с большей долей содержания SiO 2
7 31 300 01 20 5 остатки растений с газонов и цветников
7 31 300 02 20 5 остатки растительной природы после опила деревьев, срезания кустов
7 33 100 01 72 4 сор из офисных помещений, некрупногабаритный
7 22 100 02 72 5 сор из помещений офисного и бытового направления, который практически не опасен
7 33 151 01 72 4 мусор с плавучих транспортных средств, не предназначенных для перевозки людей

Это далеко не полный перечень отходов ТКО из ФККО. Но уже просмотрев небольшую выдержку из каталога, можно увидеть много повторений с незначительными уточнениями. Разницы существенной в этом нет, кроме различий в категориях опасности.

Некоторые виды ТКО относятся и к некоторым другим разделам классификационного каталога: раздел № 4 "Отходы потребления производственные и непроизводственные".

Правила сбора

Отходы ТКО - это мусор, который подлежит определенным правилам обращения. Все эти правила прописаны в официальном документе "Об обращении с ТКО" от 12.11.2016 № 1156.

Обращение с отходами ТКО: сбор, вывоз, утилизация выполняет специально назначенная региональная организация, которая полностью ответственна за проводимые действия.

Места сбора мусора из жилых помещений заявлены в договоре, заключенном с такой региональной организацией. Чаще всего сбор отходов осуществляется:

  • в емкости или пакеты разового пользования, которые предоставляет данная региональная организация;
  • в контейнеры, урны или другие крупные емкости, размещенные на специально предназначенной площадке на улице;
  • в мусороприемные камеры, расположенные в жилых домах.

Это касается некрупных отходов. Крупногабаритные собираются в следующих местах:

  • в специальных бункерах, расположенных на площадках;
  • на специально отведенной территории.

Главным при соблюдении правил обращения является отделение отходов 1 и 2 классов опасности от безопасных.

Способы утилизации

Способов избавления от твердых коммунальных отходов несколько:

Захоронение

Захоронение отходов ТКО - это самый выгодный в плане финансов способ избавление от мусора. Выгодно финансово, но пагубно для окружающей среды, поскольку многие виды ТКО не разлагаются вовсе или на это уйдет несколько десятков, а возможно и сотен лет. К тому же, захоронение требует задействование огромных территорий земли. Для этого отводится специальный полигон для захоронения.

Полигоны обязательно должны располагаться за жилыми зонами, а также вдали от водоохранных, рекреационных, лечебно-профилактических, парковых зон.

Некоторые переработанные и захороненные отходы способны выделять опасный газ, способный нанести вред всему окружающему. Такой свалочный газ также необходимо собирать и утилизировать.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что захоронение имеет лишь одно преимущество перед другими способами утилизации ТКО - дешевизна.

Сжигание

Сжигание отходов ТКО - самый распространенный способ утилизации. После сжигания мусора от него остается лишь зола, которую проще ликвидировать, чем первоначальный вид твердых бытовых отходов.

Недостатком сжигания является то, что в процессе горения в атмосферу выделяется большое количество вредных и даже опасных веществ. Поэтому проводить процесс утилизации огромного количества мусора данным способом под открытым небом запрещено. Для этого используют специальные печи, которые обладают функцией нейтрализации выделяемых газов.

К преимуществам данного метода ликвидации ТКО можно отнести небольшие финансовые затраты, а также то, что после сжигания от мусора не остается ничего, кроме золы, которую легко ликвидировать. Если рационально подойти к процессу сжигания отходов, то выделяемое тепло можно задействовать для получения отопления и/ или электроэнергии.

Разработан один из методов безопасного сжигания мусора - пиролиз. Его суть заключается в термической ликвидации отходов, но без присутствия воздуха. Таким образов в процессе не формируется и не выделяется никаких вредных газов и дымов.

Компостирование

Компостирование применимо только для отходов растительного или пищевого вида, поскольку компостирование - это ничто иное, как разложение. Собранные воедино органические отходы подвергаются воздействию микроорганизмов, которые своей деятельностью превращают отходы в компост.

Компост считается самым лучшим видом удобрений, поскольку состоит исключительно из органического сырья. Такой вид удобрений широко применим в сельском хозяйстве.

Для компостирования ТКО выделяется удаленный от жилых зон участок земли, где много влаги и тени, а также есть возможность отведения лишнего количества влаги.

Если судить о преимуществах этого метода, то их несколько:

  • безопасность для окружающей среды;
  • дешевизна;
  • получение полезного для сельского хозяйства удобрения;
  • улучшение состояния земли, на которой осуществляется процесс компостирования.

Недостатков немного:

  • выделения большой площади земли;
  • выделяемый в процессе перегнивания неприятный запах.

При помощи компостирования удается безопасно утилизировать 35 % от всего количества ТКО. Но, чтобы данный процесс утилизации проходил беспрепятственно, требуется отсортировывать органические отходы от синтетических. Для этого в некоторых дворах устанавливают отдельные контейнеры для пластика, стекла и т. п. В странах Европы это практикуется уже давно.

В России активно действует система сбора отработанных батареек, старых лампочек, отслуживших ртутных градусников.

Переработка вторсырья

Некоторые отходы ТКО способны обрести "вторую жизнь". Для этого применяется такой метод утилизации, как переработка вторсырья. Такой способ позволяет не только в несколько раз снизить количество отходов, но и существенно сэкономить природные ресурсы.

Вторичной переработке подлежат следующие виды мусора:

  • черные и цветные металлы, которые отправляют под пресс, а затем на переплавку;
  • древесина, которая помогает сократить вырубку деревьев;
  • пластмасса, однако вторичная переработка этого материала намного затратнее, чем ее первичное производство;
  • стекло, которое в качестве вторсырья идет на использование в строительстве;
  • нефтепродукция (масла, асфальт);
  • макулатура, которая идет на изготовление новой бумаги;
  • использованная электроника.

Класс опасности

Подавляющее число отходов, относящихся к ТКО, имеют 4 и 5 класс опасности. К 5 классу относят самый безопасный для окружающей среды мусор, к 4 - малоопасные.

При утилизации 5 класса отбросов не требуется никаких официальных подтверждений и составления паспорта на мусор. К такому виду отходов ТКО относят спилы и срубы деревьев, кустовые ветки, листья, мусор, собранный с парковых, аллейных зон. Все это можно вывозить и ликвидировать без лицензий и прочих документов.

ТКО – аббревиатура, появившаяся сравнительно недавно. Ранее во всех документах фигурировало название «ТБО». Помимо изменения в наименовании группы отходов, были внесены некоторые поправки в закон, касающийся правил обращения с ТКО и порядка расчетов нормативов. Поэтому тема статьи является актуальной для большей части нашего населения.

Понятие «твердые коммунальные отходы» (ТКО) было установлено и определено в Федеральном законе от 29.12.2014 №458-ФЗ (в редакции от 28.11.2015). Аспекты данного закона регламентируют определенные требования к обращению с отходами.

Согласно закону ТКО – это отходы, постоянно образующиеся в жилых домах в результате использования каких-либо товаров жильцами. Также к ТКО относят предметы, пришедшие в негодность в процессе их потребления жильцами домов в личных и бытовых целях. Помимо отходов, накапливающихся в ходе жизнедеятельности физических лиц, группу ТКО составляет мусор, возникающий в работе организаций и лиц, зарегистрированных как ИП, который по своему компонентному содержанию близок к отходам жилых помещений.

Состав ТКО

В законе прописаны права и обязательства органов власти разных уровней в сфере, касающейся обращения с ТКО. Там же указаны правила получения лицензии организациями, которые желают осуществлять сбор, транспортировку, переработку, утилизацию коммунальных отходов.

В каждом субъекте Российской Федерации по закону должны быть созданы специальные организации, производящие все действия с ТКО, – региональные операторы. При выборе региональных операторов, являющихся юридическими лицами, проводится конкурс, по итогу которого победившая организация получает разрешение на реализацию деятельности по обращению с ТКО на области всего субъекта РФ сроком минимум на 10 лет.

На производителей и импортеров продукции в соответствии с законом накладывается обязанность утилизировать образующиеся после потребления отходы этих продуктов. Если данное обязательство не выполняется, то импортерами и производителями уплачивается определенная сумма экологического сбора.

Данный закон начал действовать с 1 января 2015 г., кроме некоторых его аспектов, для которых были определены (или изменены) другие даты начала действия.

Класс опасности

Весь перечень видов мусора, составляющих ТКО можно посмотреть в ФККО. Согласно данному классификационному каталогу также можно определить класс опасности того или иного вида коммунальных отходов. Как правило, большее число разных групп ТКО относят к IV или V классу опасности отходов.

Правила обращения

Все правила обращения с ТКО подробно прописаны в установленном Правительством РФ документе «Об обращении с ТКО» от 12.11.2016 №1156. Ознакомимся с некоторыми аспектами Правил.

В документе прописано, что все манипуляции с ТКО должны производиться в условиях соблюдения безопасности для людей и природной среды.

Организация, назначенная региональным оператором, составляет договор с потребителями, сообразно с которым данная организация становится ответственной за все этапы обращения с коммунальными отходами. Деятельность оператора определяется программой региона в сфере обращения с ТКО и ведется согласно соответствующей территориальной схеме.

Действия, связанные со сбором, перевозкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и складированием ТКО, осуществляются непосредственно самим региональным оператором или с помощью других организаций, работающих с отходами.

Места складирования ТКО для потребителей определяются в договоре, заключенном с региональным оператором. Сбор отходов может производиться:

  • в домах в мусороприемные камеры, оснащенные специальными контейнерами;
  • в емкости разных объемов, находящиеся на специально отведенных площадках на улице;
  • в одноразовые (пакеты) или иные емкости, которые предоставляет сам оператор.

Крупногабаритный мусор должен складироваться:

  • в бункерах на площадках;
  • на специально выделенном участке территории для отходов крупных размеров.

Согласно Правилам приоритетной технологией обработки ТКО является та, которая позволяет производить автоматизированную сортировку мусора. Также предпочтение при утилизации отходов дается технологиям, которые обеспечивают получение в итоге вторичного сырья для разных отраслей производства.

Важным пунктом при обработке ТКО является исключение из общей массы опасных отходов (I и II классов) для их непопадания на полигоны.

В Правилах прописаны все возможные причины, в соответствии с которыми может быть прекращена деятельность региональных операторов.

Нормативы накопления

Нормативы накопления ТКО указаны в Постановлении Правительства России от 4 апреля 2016 г. №269.

Обратите внимание! При определении нормативных значений также осуществляется учет мусора, образующегося в ходе уборки придомовых территорий.

Для любой дифференцированной категории объектов нормативы определяются раздельно. Для установления нормативных значений замеряются отходы в соответствии с установленными правилами.

С целью расчета нормативов используются специальные формулы, определяющие следующие показатели:

  1. Средний в сутки норматив за сезон, который может быть выражен разными единицами измерения в зависимости от использования массовых или объемных значений.
  2. Средний в разные сезоны (периоды года) суточный норматив, который также может быть выражен единицами массы или объема на 1 расчетную единицу/сут.
  3. Среднемесячные и годовые нормативы.

Плотность

Плотность ТКО (ранее ТБО) определяется в процессе расчета нормативов накопления отходов. Это важный показатель, для установления которого необходимо знать объем и массу мусора. С этой целью осуществляют выравнивание накопившихся отходов и измерение их параметров, используя специальную линейку. После этого ТКО взвешивают и из полученного значения общей массы вычитают массу емкости. С помощью полученных чисел производится последующий расчет средней плотности отходов, при котором необходимо определить суточную норму накопления (зависит от количества жильцов), среднемесячный и среднегодовой нормативы, годовую норму ТКО. Только рассчитав нормативы, можно определить значение средней плотности.

Дополнительная информация! Вышеописанные расчеты должны производиться специалистами в условиях соблюдения норм и формул, указанных в нашем законодательстве. Кроме того, для проведения таких работ необходимо определенное оборудование.

Утилизация ТКО

Каждый год в нашей стране происходит образование свыше 70 млн. тонн ТКО. Практически весь объем мусора можно перерабатывать. Однако в России большинство коммунальных отходов просто складируется на полигонах, площади которых постоянно увеличиваются. Такой способ утилизации отходов является нерациональным и с экономической, и с экологической стороны. Поэтому вопрос правильной переработки ТКО требует пристального внимания властей и экологических служб.

Рассмотрим основные существующие сегодня способы утилизации коммунальных отходов.

Захоронение. Самый дешевый способ. Однако он имеет множество недостатков. При разложении отходов на полигонах во внешнюю среду выделяются токсичные вещества, загрязняющие воду, атмосферу и почву. При этом требуются огромные территории, которые после ликвидации свалки долго будут непригодными для пользования. При реализации данного способа необходимо соблюдение правил расположения полигонов: они должны создаваться за границами населенных пунктов, зон отдыха и охраны воды, медицинских учреждений.

Сжигание. Распространенный сегодня способ. Продуктом процесса является зола, объем которой гораздо меньше объема ТКО до сжигания. Золу обычно вывозят на полигоны. Данный способ также имеет определенные минусы, связанные с негативным влиянием на экологию. Поэтому его пытаются усовершенствовать за счет использования печей дожигания с системой очистки газов и генератором электрической энергии.

Экологически более рациональным методом является пиролиз – разложение отходов в условиях отсутствия воздуха при высоких температурах.

Компостирование. Способ для разложения органической составляющей мусора. Его суть состоит в создании компостных куч, в которые закладываются отходы. В таких кучах происходит разложение органических компонентов за счет деятельности микроорганизмов. Недостатком способа является то, что при биодеградации отходов появляется неприятный запах. Также способ требует предварительной сортировки мусора.

Переработка ТКО. Большая часть отходов может перерабатываться с целью получения новых материалов и изделий. Способ позволяет экономить природные ресурсы, защищать экологию и получать дешевую сырьевую базу.

Разные компоненты ТКО перерабатываются по-разному.

Металлические материалы подвергаются сортировке, прессованию и пакетированию, после чего обработанные отходы направляются на металлургические предприятия с целью переплавки.

Пластиковые компоненты служат сырьем для производства новых изделий: полиэфирных листов и волокон и др.

Из стеклянных остатков получают техническое стекло, использующееся в строительных работах. В процессе переработки осуществляют сортировку, очистку, сушку, дробление и нагрев сырья с целью дальнейшей переплавки.

Бумажный мусор (совместно со свежим сырьем) используют для получения новой бумаги. Собранная макулатура сортируется, очищается, в некоторых случаях обесцвечивается и затем отправляется на целлюлозно-бумажные комбинаты.

Из древесных отходов производят множество строительных материалов (например, ДВП, ДСП), топливные брикеты, пеллеты и т.д.

Выброшенные электрические приборы зачастую являются источником цветных металлов и полимеров, пригодных для дальнейшего использования в качестве сырья.

Переработке также подвергаются нефтесодержащие отходы (асфальт, битум).

Таким образом, переработка каждого вида ТКО производится по разным технологиям, поэтому важнейшим этапом данного способа утилизации является сортировка отходов.

Об одном из современных полигонов для ТКО, находящемся в Вологодском районе, о принципах его функционирования и проблемах несанкционированных свалок рассказывают телевизионные корреспонденты в видео

Нововведения, касающиеся правил работы с ТКО пока понятны не каждому жителю нашей страны. Изменение самого названия (ТБО на ТКО) и обновленный процесс внесения платежей за оказание услуг по обращению с мусором вызвали немало споров. Неизменными, к сожалению, пока остаются лишь устаревшие способы утилизации твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Использование продуктов народного хозяйства (питания, бытового назначения) имеют свойство изменять свою потребительскую ценность и переходить в разряд отходов. Что такое ТКО? Отходы - это понятие, которое не имеет четкого определения. Неизвестно, что же является отходами, а что можно утилизировать как вторичное сырье. Экологическое движение по использованию отходов в качестве вторичного ресурса предлагает сбор отходов подвергнуть сортировочной системе.

Управляющие компании регулируют свою деятельность согласно принятым на законодательном уровне постановлением о включении в плату за обращение с ТКО. Что это в квитанции, и как будет реализовываться данная услуга? В соответствии с нововведениями от 2016 года эта графа в квитанции появилась отдельной строкой за оплату услуг по обслуживанию многоквартирных домов. Эта графа определяет плату за вывоз отходов коммунального хозяйства.

Классификация отходов

Задаваясь вопросом, "Обращение с ТКО - что это в квитанции?", нужно разобраться во всем по порядку. Все складируемые отходы разделяются на классы по степени опасности воздействия на окружающую среду. Всего их пять, только последний из них (5-й) включает коммунальные или бытовые отходы. Остальные четыре класса - это отходы промышленные.

Твердые коммунальные отходы имеют такие источники образования:

  • жилые кварталы;
  • объекты муниципального хозяйства, общественного питания;
  • кладбища;
  • смет уличный, талый снег;
  • предприятия торговли, исключением являются промышленные торговые залы, такие как офисное оборудование, автозалы и т. д.;
  • предприятия бытового обслуживания.

Что такое ТКО, из чего состоит понятие? Отходы, подразделяются по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Твердые отходы образуются в коммунальном хозяйстве, при производстве продукции как побочные не использованные материалы или продукты выхода. - на химических заводах, металлургических комбинатах и там, где используются растворители и многие другие жидкие вещества. Газообразные отходы - это выбросы (продукты разложения) на промышленных предприятиях, образующиеся в процессе утилизации бытовых отходов.

Твердые коммунальные отходы

Ежегодно на полигоны отправляется тонны бытовых отходов.

До 2016 года отходы считались бытовыми и понимались как отходы от жилых районов. Что такое ТКО и ТБО? В чем разница? Ответить несложно. Это отходы, относящиеся к безопасным отходам, а их источники образования не отличаются. Реформирование оплаты услуг ЖКХ и разработка новых правил по наименованию и обращению с отходами внесла свои корректировки, которые отразились в коммунальных платежах.

Обращение с отходами

Деятельность по обращению с отходами состоит из набора операций, таких как сбор, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов. Эта деятельность регулируется постановлением от 2016 года № 458-ФЗ по обращению с отходами. Её осуществляет региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами. В некоторых случаях данная услуга оказывается совместно с управляющей компанией.

Тарифы на обращение с ТКО определяет региональный оператор, который обслуживает территорию. Распределение и назначение на должность регионального оператора осуществляется по территориальному признаку.

Что же это в квитанции означает "обращение с ТКО"? При накоплении и сборе отходов производится их утилизация. Рассчитывать стоимость этих услуг и нормативы их накопления производит региональный оператор (согласно тарифам). Размер платы за услуги по обслуживанию многоквартирных домов уменьшается на сумму за утилизацию отходов оператором.

Управляющая компания, заключая договор с оператором по обращению с отходами, обеспечивает регулярный и постоянный сбор и вывоз отходов, с последующим обезвреживанием их и утилизацией. Эта же компания должна содержать в чистоте площадки возле контейнеров. Все-таки, что это за "обращение с ТКО" в квитанции? Это сумма по распределению платы за обслуживание многоквартирного дома (по количеству жильцов этого дома). Размер платы зависит от сортировки отходов, которая учитывается по отдельному тарифу.

Тарифы по обращению с ТКО

Регулирование деятельности по обращению с отходами включает в себя тарифную систему оплаты деятельности и разрабатывает систему тарифов по каждому пункту этой деятельности.

Накопление отходов является стартовой единицей для определения тарифов. Система тарифов предусмотрена на деятельность по услугам регионального оператора, обработки, обеззараживания и утилизации их. Регулируемые тарифы пересматриваются каждые полгода и разбиваются по территориальной схеме с дифференциацией их по видам, технологическим особенностям. Вывоз ТКО и его регулярность или кратность входит в составляющие тарифных начислений.

Сбор отходов

Организация сбора отходов предполагает оборудованную площадку и наличие контейнеров для сбора и накопления отходов.

Обращение с ТКО, что это в квитанции? Входит ли это в часть оплаты за использование контейнеров? Раздельный сбор отходов целесообразен в том случае, если после сортировки они будут использоваться как вторичное сырье (пластмассовые бутылки, стекло, бумага, крупногабаритные отходы).

Накопление отходов

После систематического складирования и накопления должно быть произведен вывоз ТКО. Отходы вывозятся на специальные свалки или какие-то другие предусмотренные для этих целей места. Это также является составной частью платы за обращение с ТКО в квитанции.

Не успели собственники разобраться с одной аббревиатурой, как возникла новое понятие. ТКО и ТБО: в чем разница? ТБО - это Обращение с ними до 2016 года не подвергалось коммерческому учету, который производится расчетным путем и исходя из их массы. Нормативы накопления определяются, исходя из количества жильцов многоквартирного дома. Рассчитывается в среднем масса отходов на одного жильца. Регулярный вывоз отходов с мест их накопления позволяет произвести адекватный учет их и рассчитать по тарифу норматив накопления. Измерительные приборы подвергаются сертификации. Для работы с ними необходимо иметь допуск.

Обработка отходов

Сортировка отходов, их сбор и подготовка к утилизации является обработкой для последующего их использования или захоронения. Сортировке подвергаются отходы, наиболее пригодные для использования в качестве вторичного сырья. Например, бумага, сохранившая свои потребительские качества, может стать пригодной для использования ее после переработки как сырья в бумажно-целлюлозном производстве.

Обеззараживание/обезвреживание и утилизация отходов

Обеззараживание производится методом сжигания, с целью извлечения из отходов черных и цветных металлов с последующей их рекультивацией. Твердые коммунальные отходы обладают свойствами, которые определяются морфологическим и фракционным их составом.

Этот состав имеет вариативные значения в разных климатических зонах и сезонный характер изменений. Эти параметры определяют влажность, теплоемкость и размеры отходов, которые учитываются для выбора способов их обезвреживания. Влажность способствует слипанию их между собой, а при их обезвреживании в топках - к стенкам барабана. Фракционные компоненты ТКО могут обладать абразивными свойствами и истирать друг друга при их уплотнении, к таким компонентам относится стекло, фарфор, металлические детали. Плотность отходов имеет сезонный характер, который определяет ее как наиболее выраженную летом. Масса же зависит от размеров населенного пункта.

На специализированных санкционированных свалках, которые называют полигонами для твердых коммунальных отходов.

Это инженерные конструкции, обеспечивающие захоронение отходов и создание условий для их безопасного хранения длительный период времени. Извлечение фильтрата в процессе утрамбовывания и спрессовывания их в условиях полигона производится в специальном фильтрационном отсеке.

Влияние отходов на окружающую среду

Загрязнение окружающей среды отходами является проблемой охраны окружающей среды. Для решения задач по обеспечению экологической безопасности человека и природной среды необходимо разрабатывать схемы, обеспечивающие безопасность по обращению с отходами. Теперь понятно, что в квитанции "обращение с ТКО" - это плата за экологическую, санитарно-эпидемическую безопасность, которая заключается в обслуживании, её гарантирующем.

Экологическая напряженность, создаваемая отходами, не решается нововведениями по обращению с ТКО с 2016 года, но создает предпосылки для создания безопасной окружающей среды в пределах города. Выполнение законодательно обоснованных требований при обустройстве мест для накопления и сбора отходов создает условия их безопасной транспортировки. Реформы включают обращение с ТКО в систему расчетов за коммунальные услуги. Это отражено в квитанции, а платежи поступают региональному оператору, который территориально обслуживает коммунальное хозяйство.