Новейший российский истребитель 6 поколения. Тайны истребителя шестого поколения: что удалось узнать

В начале весны 2017 года начались первые разработки по боевому самолету 6-го поколения, вооружённого электромагнитными пушками пушками. Эти уникальные машины в сочетании с другими роботизированными комплексами обеспечат России глобальное превосходство над любым противником на Земле на долгие десятилетия.

Основная часть боевых самолетов будущего будет беспилотной. Аппараты способные развивать гиперзвуковую скорость, смогут сбиваться в стаи, где человек останется необходимым, но самым слабым звеном. Беспилотные истребители смогут неделями барражировать в воздухе, при необходимости выходя в ближний космос.

Об этом и многом другом рассказал советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев .

- Что будет представлять собой самолет 6-го поколения?

Боевой самолет 6-го поколения мы сегодня представляем в виде комбинированного летательного аппарата, то есть в двух вариантах - пилотируемом и беспилотном.

Основной принцип применения этого самолета - так называемая стая, коллективное решение любой задачи. В группе таких самолетов будет один-два пилотируемых, остальные - беспилотные. И те, и другие смогут в автоматическом режиме выполнять все полетные функции, начиная от взлета до выполнения боевых задач и посадки. Пилотируемый самолет 6-го поколения получит урезанные на программном уровне характеристики, но у летчика будет возможность управления, чтобы принять решение в сложной тактической ситуации.

Полными техническими возможностями будет обладать только беспилотный вариант. Это будут характеристики, недостижимые для 5-го поколения: самолет-беспилотник должен быть гиперзвуковой, со скоростью полета 4-5 Маха, иметь возможность выходить в ближний космос, делая космический скачок, потом в нужном месте войти в атмосферу.

- Что будет представлять собой его система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которую вы собираетесь разрабатывать?

КРЭТ будет делать для этих летательных аппаратов весь "борт" (бортовое радиоэлектронное оборудование - прим. ТАСС). Это будет так называемый интегрированный борт, то есть каждый блок сможет выполнять одновременно несколько функций. Например, один и тот же прибор будет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, системой передачи данных и средством связи, а также выполнять функции навигации и госопознавания. Кроме того, все эти блоки будут дополнять друг друга, повышая надежность и эффективность всей системы.

- То есть блок РЭБ этого самолета будет не только подавлять системы противника, но и передавать данные?

Да, он будет заниматься вопросами связи, навигации, госопознавания и радиолокации. Потому что этот блок будет унифицированным и одновременно будет являться приемопередающим устройством, которое имеет систему обработки информации. По сути, это мощный компьютер, у которого на входе и выходе имеются цифровые радиопередающие и радиоприемные устройства. И работать этот блок РЭБ будет с учетом коллективных действий.

- Как будет действовать стая самолетов 6-го поколения?

Да, мы сейчас отдельные решения, которые будут стоять на 6-м поколении, уже отрабатываем и на 5-м поколении, и на наземной технике. На ПАК ФА отдельные элементы пилотажно-навигационной системы уже стоят.

- Что это за элементы?

К примеру, радиолокационная станция на ПАК ФА должна быть и локатором, и системой разведки, и РЭБ, а комплекс РЭБ, в свою очередь, должен заниматься вопросами радиолокации. То есть интеграция и перераспределение функций на ПАК ФА уже происходит.

Вопрос такой интегрированной аппаратуры очень плотно отрабатывается на многих летательных аппаратах. Наши вероятные друзья идут примерно по тому же пути.

- То есть на американском F-22 похожую систему отрабатывают?

Я думаю, да, и на F-35 тоже.

- Эта красивая концепция самолета 6-го поколения только ваш инициативный аванпроект или уже есть набор параметров от заказчика, то есть Минобороны РФ ?

Да, на данный момент это наш инициативный аванпроект совместно с ОАК.

С другой стороны, есть общий подход к так называемым поколениям самолетов. Все они, конечно, условные, однако, скажем так, достаточно ранжированные. Например, мы четко понимаем, что самолет 5-го поколения должен обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью и технологиями снижения радиолокационной заметности.

По 6-му поколению, и с этим все соглашаются, основной отличительной чертой будет их беспилотность. Потому что у этих самолетов будут такие характеристики, что человек в определенные моменты станет лишним. Летчик будет ограничивать характеристики машины, так как он не может выдержать большую перегрузку во время маневров, для него губительно рентгеновское излучение ближнего космоса.


Также маловероятно, что на пилотируемом варианте самолета 6-го поколения будет использоваться электромагнитное оружие, или СВЧ-оружие (сверхвысокочастотное - прим. ТАСС). В частности, электромагнитный импульс, которым будет вести стрельбу СВЧ-оружие, будет такой мощности, что крайне сложно защитить человека, летчика от собственного вооружения. Как бы хорошо мы ни экранировали кабину, этот электронный импульс будет туда проникать. А так как человек - это тоже в какой-то степени "прибор", работающий на основе приема и передачи электромагнитных сигналов, то такое оружие может нанести сильный ущерб здоровью пилота.

Защита делается уже сегодня - экранировка, специальные очки, стеклянный фонарь кабины покрывается золотым напылением, чтобы снизить это излучение. Однако 100% защиту обеспечить пока не удается.

Кроме того, боевой самолет 6-го поколения также ограничат по перегрузке, скорости и высоте полета. 6-е поколение боевых летательных аппаратов - это прежде всего беспилотная авиация. Стая, в которой на один пилотируемый самолет будет приходиться 5-10 беспилотных.

- Эти стаи как-то между собой будут взаимодействовать?

- Правильно ли я понял, что ОАК параллельно с вами готовит аванпроект по самому самолету?

Да, все верно. А мы должны обеспечить его необходимым перспективным бортовым радиоэлектронным оборудованием.

- К какому приблизительно году должен состояться весь этот проект?

Было заявлено, что первый полет самолет 6-го поколения совершит до 2025 года. Соответственно, нам к 2020-2021 году уже нужно иметь научно-технический задел по этой теме, а отдельные элементы обкатать на 5-м поколении.

- Вы говорили об электромагнитном оружии, расскажите подробнее.

Во многих боевых уставах вооруженных сил разных стран, в том числе в боевом уставе армии Российской Федерации, уже прописано "радиоэлектронное поражение", и только в скобках "радиоэлектронное подавление".

Уже сегодня системы РЭБ наносят противнику именно радиоэлектронное поражение, то есть облученный прибор, в частности радиолокационная станция, не может полноценно работать.


Подавляющий цифровой помеховый сигнал не только оказывает ложное дезинформирующее воздействие, но и способен вывести работу радиоприемного устройства за рамки динамического диапазона, когда на его входе находится сигнал такой мощности, который препятствует получению полезной информации.

Если мощность этого сигнала еще повысить, то мы загоним радиоприемный тракт в режим так называемого насыщения - это могут быть секунды, а могут быть минуты и даже часы. Мы уже сняли свою помеховую нагрузку и улетели пить кофе, а приборы противника по-прежнему не работают - не успели восстановиться.

С дальнейшим развитием это радиоэлектронное поражение будет уже приводить к прямому разрушению электронно-компонентной базы, то есть приемный тракт прибора противника будет полностью выведен из строя.

Насколько такую электромагнитную пушку можно сделать портативной и где брать энергию для ее использования на самолете?

На самом деле она не такая уж и портативная. А каждый современный самолет - это летающая электростанция, вырабатывающая десятки киловатт электроэнергии . Преобразовав ее в СВЧ-сигнал, с учетом усиления антенными устройствами, мы на выходе получаем сотни мегаватт или даже гигаватты так называемой эквивалентной изотронно-излучаемой мощности. Соответственно, в том месте, куда мы эту энергию сфокусировали и перебросили, мы можем физически разогревать любое тело, мощность в том месте будет очень высокая.

- На какую дальность такое электромагнитное оружие сможет действовать?

Эффективно обычное СВЧ-оружие уже сегодня действует на десятки километров.

- То есть образцы электромагнитных пушек существуют уже сегодня?

Сейчас есть определенные разработки и отдельные образцы. Но уже разрабатывается защита от этого оружия - на сегодняшний день радиоприемные тракты многих локаторов, головки наведения ракет оснащаются специальными фильтрами. Это извечная борьба меча и щита.

Вся эта система - электромагнитное оружие и стая беспилотных аппаратов - по всей видимости, будет стоить беспрецедентно дорого?

Нет ничего дороже человеческой жизни, и любой беспилотник будет всегда дешевле, чем пилотируемый летательный аппарат. При серийном выпуске не все самолеты 6-го поколения будут оборудоваться пилотажным комплексом и системами жизнеобеспечения для человека, будут и полностью беспилотные самолеты. Экономия будет достигаться за счет производства чистых беспилотников.


С другой стороны, нужно понимать, что перспективное оружие никогда не будет дешевым. Так что да, такие ударные комплексы будут иметь серьезную цену, учитывая, что это будет высокотехнологичное оружие - самолеты, одновременно сочетающие гиперзвуковую скорость полета, малую заметность, высокую защищенность, искусственный интеллект, чтобы работать в группе, и самое современное оружие, в том числе и электромагнитное. Также в арсенале 6-го поколения будут новейшие системы управления оружием, разведки, РЭБ, наведения, навигации и госопознавания.

- Как еще может применяться такой беспилотный самолет?

Беспилотный самолет может летать сутками - нет пилота, которому требуется время на восстановление и отдых. Поэтому они могут эффективно применяться для охраны государственной границы. Беспилотный самолет становится в приграничную зону на оптимальной высоте, тратит незначительное количество топлива, ведет электронную разведку и наблюдение.

Для России это всегда актуально, если учесть огромную протяженность ее границ в арктических широтах. Для этого на базе наработок по самолету 6-го поколения можно создать специализированный летательный аппарат разведки и наблюдения. Он сможет барражировать неделями, передавая на землю информацию. Все эти варианты также просматриваются и прорабатываются.

- Как относится ко всем этим идеям Минобороны РФ?

По направлению перспективных проектов головные профильные научно-исследовательские институты ВВС совместно с нашими предприятиями работают рука об руку и обмениваются информацией. Они вносят свои корректировки, работа идет постоянно.

И это не только бумажная работа. Мы планируем, что после 2020 года у нас будет необходимый научно-технический задел. А дальше мы получим от Минобороны техническое задание и все свои заделы превратим в конкретные изделия.

К этому времени отдельные элементы уже обкатаются и на военных, и на гражданских самолетах. Мы поймем, насколько они эффективны, работают ли принципы локации, навигации, наведения, защиты, связи и управления, на какие расстояния, в каких диапазонах, какие объемы информации на борту этого боевого самолета нужно обрабатывать, где у нас будут обычные локаторы, а где фотонные радары.

Беседовал Дмитрий Решетников

Россия проектирует истребитель 6-го поколения. Об этом в интервью ТАСС сообщил заместитель генерального директора концерна КРЭТ Владимир Михеев.

По словам Михеева, речь идет о 2-х версиях машины: пилотируемой и беспилотной. Кто конкретно создаёт новый истребитель, не сообщается. Скорее всего - ОКБ Сухого и/или компания МиГ.

ТТХ российского истребителя 6-го поколения

ТТХ истребителя РФ 6-го поколения

В интервью ТАСС замдиректора концерна КРЭТ Владимир Михеев заявил, что создание истребителя 6-го поколения идет полных ходом. Это будет машина, обладающая высоким интеллектом. Две её модификации будут несколько отличаться друг от друга.

Наибольшие боевые возможности получит беспилотная версия. Она будет летать на гиперзвуковой скорости и выходить в ближний космос. Беспилотник будет рассчитан на огромные перегрузками, которые не в состоянии вынести человеческий организм.

Будет сохранена традиционно сильная сторона отечественных истребителей - сверхманевренность. Крейсерская скорость планируется не ниже 2 М. Максимальная повысится до гиперзвуковой в 5 М. Гиперзвук должен повлечь за собой использование новых материалов при создании планера.

Для гиперзвука нужна теплоизоляция корпуса (как на Буране). Плюс необходима защита двигателя от перегретого воздуха поступающего из воздухозаборников. Истребитель будет невидим для радаров самолетов 4\5-го поколений. В полной мере будут использованы Стелс технологии для борьбы с нынешним системам ПВО. Как видим к материалам предъявляется ряд требований - сверхпрочность, термоустойчивость, поглощение облучения радаров, низкое тепловое излучение.

Представитель КРЭТ пояснил, что самолеты 6-го поколения будут по максимуму использовать свои боевые возможности, действуя в группе. Одна или две машины будут выполнять роль командных для остальных. Беспилотники, обладая интеллектом, будут вести боевые действия коллективно, оптимально распределяя между собой цели. Самолеты будут тесно взаимодействовать с наземными войсками и боевыми кораблями, реализуя принцип сетевого боя.

Вооружение российского истребителя 6-го поколения

Вооружение истребителя РФ 6-го поколения

Истребители 6-го поколения будут вооружены сверхдальними гиперзвуковыми крылатыми ракетами , способными работать по воздушным, наземным и морским целям. Будут задействованы все возможности РЭБ и использоваться электромагнитные СВЧ-пушки.

СВЧ-пушки будут способны вывести из строя радары противника и разрушить электронную начинку любого объекта военного назначения. Потребуется создать источники энергии соответствующей мощности. При этом истребитель должен стать энергетически сверхэкономичным, чтобы совершать сверхдлительние по продолжительности боевые патрулирования.

Время истребителя шестого поколения уже пришло

Как будет выглядеть истребитель 6-го поколения

После интервью ТАСС, которое дал замдиректора КРЭТ любые разговоры об истребителе 6-го поколения уже не выглядят как спекуляции.

А все рассуждения об их вооружении и облике (гиперзвук, искусственный интеллект, лазерное оружие) уже не похожи на сценарий из фантастического фильма. Какими же возможностями должны обладать машины 6-го поколения, чтобы оправдать огромные ресурсы, потраченные на их разработку?

Машины 6-го поколения должны быть еще менее заметны для РЛС противника и отличаться еще большей маневренностью по сравнению с существующими самолетами. Для этого они будут оснащены двигателями с отклоняемым вектором тяги.

Истребители 6-го поколения будут иметь необычную компоновочную схему. Скорее всего, нас ожидает отказ от вертикального оперения. Оно значительно увеличивает ЭПР машины, а кроме того, вертикальное оперение практически бесполезно при маневрировании на больших углах атаки. Для сверхманевренных современных самолетов основным режимом чаще становятся критические и закритические углы атаки, при которых вертикальное оперение неэффективно.

Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, что подобная способность сохраниться и у самолетов следующего поколения. Их тяговооруженность станет еще выше, что позволит машинам летать на гиперзвуковых скоростямх (свыше 5 М) и увеличит высоту их полета до 100-150 км.

Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу человеческих возможностей. Это предъявляет новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя и влечёт использование беспилотных режимов полета.

Бортовая электроника должна выдавать самую важную информацию, автоматически определять приоритеты целей, указывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать собственным интеллектом. Таким образом некотоые версии истребителей 6-го поколения станут беспилотными и не будут управляться человеком вообще.

Человек может обрабатывать ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. К этому следует добавить физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем может вынести человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных аналогов.

Беспилотники будут прикрывать самолеты, в которых находятся люди. При этом управление беспилотными версиями истребителей 6-го поколения будет происходить дистанционно.

Беспилотный истребитель, будет действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Бортовой компьютер будет управлять уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения (сетевой бой). Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу.

Современный истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть целостной информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем шестом поколении машин степень интеграции будет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит (в случае ее обнаружения более мощным радаром) или подавить элетронику противника с помощью собственных средств РЭБ.

Будет ли истребитель шестого поколения оснащен лазерным оружием? — вряд ли. Но электромагнитным оружием или СВЧ-пушками — да. Образцы электромагнитных пушек существуют уже сейчас. Эффективно СВЧ-оружие уже сегодня действует на десятки километров.

Конечно вся система из множества беспилотных аппаратов + электромагнитное оружие по всей видимости, будет стоить беспрецедентно дорого. Но нужно понимать, что перспективное оружие никогда не будет дешевым. Так что да, такие ударные комплексы будут иметь серьезную цену, учитывая, что это будет высокотехнологичное оружие — самолеты, одновременно сочетающие гиперзвуковую скорость полета, малую заметность, высокую защищенность, искусственный интеллект, чтобы работать в группе, и самое современное оружие, в том числе и электромагнитное. Также в арсенале 6-го поколения будут новейшие системы управления оружием, разведки, РЭБ, наведения, навигации и госопознавания.

С другой стороны, нет ничего дороже человеческой жизни, и любой беспилотник будет всегда дешевле, чем пилотируемый летательный аппарат. При серийном выпуске не все самолеты 6-го поколения будут оборудоваться пилотажным комплексом и системами жизнеобеспечения для человека, будут и полностью беспилотные самолеты. Экономия будет достигаться за счет производства чистых беспилотников.

Беспилотный самолет может летать сутками — нет пилота, которому требуется время на восстановление и отдых. Поэтому они могут эффективно применяться для охраны государственной границы. Беспилотный самолет становится в приграничную зону на оптимальной высоте, тратит незначительное количество топлива, ведет электронную разведку и наблюдение.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что время истребителя шестого поколения уже пришло. Похоже что накопленный потенциал отработанных технологий, позволил РФ сделать прорыв в области использования истребительной авиации и у России есть прямой смысл вкладываться в создание новейших перспективных и очень дорогих истребителей 6-го поколения.

Появление российского истребителя 6-го поколения не за горами. В ОАК утверждают, что прототип самолета совершит первый полет в 2023-2025. А полная его готовность может быть достигнута в 2030.

© Копировать пост можно лишь при наличии прямой индексируемой ссылки на сайт


Не надо нас пугать, бахвалиться спесиво, Не стоит нам грозить и вновь с огнём играть.
Ведь, если враг рискнёт проверить нашу силу, Его мы навсегда отучим проверять.

Бортовые лазеры, СВЧ-пушки, интеллектуальные ракеты

Войны последних лет, включая сирийскую, ярко демонстрируют, что в современном военном конфликте победа гарантирована той из сторон, которая обладает мощной современной боевой авиацией. Именно поэтому тема самолетов следующих поколений не покидает страницы мировых СМИ.

Каким видится боевой самолет будущего специалистам? Мы проанализировали их мнения и информацию собственных источников в российской оборонке.

Когда в экспертном сообществе кипят споры об истребителе 6-го поколения - каким он будет: пилотируемым или беспилотным, кто его первым построит, - обычно в этот момент мало кто задается вопросом: нужен ли вообще самолет 6-го поколения? И если нужен, то кому и под какие цели?

Ряд специалистов уверены: разговоры о самолете 6-го поколения преждевременны. Современные вооруженные силы, и не только российские, особой нужды в нем не испытывают, впрочем, как и в 5-м поколении. Базовые характеристики машин 4-го поколения - маневренность, скорость, вооруженность - настолько отработаны, что вполне отвечают задачам современной войны. Потом, в эти самолеты заложен огромный модернизационный потенциал, который позволяет их начальный срок службы - порядка 50 лет - увеличить более чем на треть. При этом машины поколений 4+ или 4++ военному бюджету обходятся многократно дешевле, нежели новинки с пока еще весьма сомнительными боевыми возможностями.

Приводится и другой аргумент: системы ПВО в современном мире развиваются намного быстрее, чем авиатехника. Наша страна является мировым лидером в тематике ПВО, а потому ряд экспертов считают, что следует и далее развивать именно это направление, тем более что это намного дешевле, чем создание новейших истребителей, которые в ходе боевых действий будут сбиты этими самыми современными средствами ПВО.

Есть те, кто утверждает, что на сегодня технологии создания авиатехники достигли своих предельных значений. Они как бы обогнали время. И чтобы создать машину следующего, 6-го поколения, необходим революционный технологический прорыв, которого пока не предвидится. Но прогресс сдержать невозможно. Трудно представить, что конструкторская мысль остановится на самолете 5-го поколения, а военные согласятся: хватит, нам и этих самолетов достаточно, других не надо. Так что в разных странах мира конструкторская и инженерная мысль с разной степенью успеха все равно движется в направлении создания самолета 6-го поколения.

Пока человечество точно не знает, какие именно технологии станут ему доступны в ближней перспективе. Сейчас специалисты готовы лишь пунктирно указать тенденции развития авиатехники будущего.

Утверждают, что над проектом истребителя 6-го поколения уже работает несколько стран: Китай, Россия и США. Европейцы тоже делают попытки, идя по пути беспилотника, создаваемого по технологии «стелс», который разрабатывают инженеры концерна Dassault nEUROn. Но дальше всех продвинулись Штаты.

По крайней мере из официальных источников известно, что американский проект такого самолета называется F/A-XX. Это двухместный истребитель с двумя двигателями. Максимальный взлетный вес на уровне 45 тонн, дальность - 3000 км. Создание F/A-XX Пентагон поручил фирме «Боинг», которая должна сделать его к 2030 году.

В 2009 году американцы даже показали рисунки этой машины. Хотя позже в процессе работы первоначальный облик самолета серьезно изменился. Но базовые вещи остались. К примеру, планер - это «летающее крыло» без вертикального оперения, где киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление, а поворот происходит за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.

Что касается тактики его применения, то начальник военно-морских операций Джонатан Гринет недавно вскользь упомянул, что скорость и скрытность нового самолета не будут являться приоритетом. Главное - дальность обнаружения целей и нанесение ударов с больших расстояний, из чего можно сделать вывод, что для ближнего боя, где машине нужна сверхманевренность, она не приспособлена.

Известно, что США создают и беспилотную машину, которая может стать носителем лазерного или электромагнитного вооружения. Но пока эта работа якобы зашла в тупик из-за проблем с энергетической установкой.

Над самолетом 6-го поколения довольно активно работает Китай. Там это многофункциональный истребитель «Хун Лун» - «Огненный дракон». Китайские СМИ пишут, что его создают несколько десятков разработчиков из России. В отличие от американского аналога китайский самолет создается как сверхманевренная машина, что неудивительно, так как именно сверхманевренность всегда считалась коньком именно российской конструкторской школы.

По данным информагентства Shanghai, китайский «дракон» будет иметь «импульсный доплеровский радар, отвечающий за обнаружение и отслеживание наземных объектов и воздушных целей, включая крупные воздушные объекты»: «Он способен блокировать несколько опасных ближайших целей. На задней части изделия установлено специальное радиоэлектронное оборудование. Система радиолокации при наводке позволяет установить государственную принадлежность объекта. Антенна способна заметить спереди самолет-истребитель на расстоянии примерно 150–180 км, а сзади на дистанции до 90 км, также позволяет обнаружить танки на расстоянии 60–90 км, на дистанции 150–180 км заметить морской объект. Самолетная РЛС в состоянии одновременно отслеживать 20 воздушных целей и одновременно атаковать 8 ближайших объектов».

Механизм контроля за вооружением китайского самолета будет включать в себя лазерные и оптические установки, радарную систему прицеливания и новейшую навигационную систему.

Данные о перспективах российского истребителя 6-го поколения поступают весьма противоречивые. Одни специалисты говорят, что разговоры на эту тему пока из области научной фантастики. Другие, напротив, утверждают, что тема 6-го поколения находится в стадии идей и формирования задач. Третьи вообще уверяют, что работы идут полным ходом, машина взлетит в 2023–2025 годах, а полностью будет готова к 2030 году и называться будет МиГ-41.

У нас долгое время спорили о том, каким станет новый истребитель: пилотируемым или беспилотным? Те, кто отстаивал беспилотный вариант, утверждали: человеческий организм имеет массу физиологических ограничений, коих лишен беспилотный аппарат. Для летчика на борту предусмотрены системы жизнеобеспечения и эвакуации, что утяжеляет машину. Если ее убрать, то самолет станет легче и маневренней. Те же, кто отстаивал пилотируемый вариант, напирали на моральный аспект: можно ли доверить бездушному роботу принятие решения о том, кого убивать, а кого нет?

Сейчас, как говорят в оборонке, консенсус найден: самолет создадут сразу в двух вариантах. При этом беспилотные и пилотируемые машины будут действовать в группе, или, как говорят, в стае, где пилотируемый самолет на одного-двух летчиков - это командный пункт для 3–4 беспилотных машин, которым ничто не помешает выполнять головокружительные маневры, не опасаясь перегрузок, достигать гиперзвуковых скоростей и выходить в ближний космос (примерно так, но полностью в пилотируемом варианте сегодня уже применяется МиГ-31БМ).

Планируется, что максимальная расчетная скорость новинки достигнет 5 М (пять скоростей звука), а крейсерская, без форсажа, - не ниже 2 М. Для этого новый самолет должен быть намного легче всех своих предшественников, то есть делать его нужно из сверхлегких и сверхпрочных материалов, к которым предъявляется множество требований: термостойкость, механическая прочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения...

Причем такого рода материалы нужны не только для создания мощной теплоизоляции кабины экипажа или планера самолета, который при огромных скоростях испытывает мощное воздушное трение, но в том числе и для двигателей. Им требуется защита от перегретого воздуха, который поступает из воздухозаборников. Такими материалами мы пока не обладаем, и это на сегодня может стать, по мнению специалистов, главной проблемой, с которой столкнулись еще в прошлом веке конструкторы американского высотного бомбардировщика XB-70 «Вальки́рия», создававшегося для стратегического авиационного командования США.

Этот самолет должен был заменить B-52. Его поставки намечались на 1963 год. Но главная проблема ХВ-70 «Валькирии» была в том, что самолет, хотя был сделан из титана и нержавеющей стали, весил около 230 тонн и во время полета при скорости 2,5–3 М нагревался до 3000 градусов. Тогда конструкторы не смогли преодолеть эту проблему - и проект был сокращен до статуса исследовательского.

Вот потому, считают конструкторы, если не решить проблему новых материалов уже сегодня, то завтра ни о каком самолете 6-го поколения речи быть не может.

При создании самолета нового поколения предстоит также решать задачу незаметности, то есть «стелс»-технологий, так как машина должна противостоять не только существующим системам ПВО и РЛС, но и их будущим модификациям.

В отношении «стелс»-технологий Россия и США долгое время придерживались разных точек зрения. Американцы утверждали, что можно пожертвовать сверхманевренностью в пользу скрытности. Российские конструкторы всегда считали иначе, уверяя, что «стелс» ради «стелса» чрезвычайно сужает диапазон боевого применения самолетов, хотя технология очень дорогая.

Такой самолет не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже (внешние подвески демаскируют машину). Он ограничен по скорости и дальности полета и с большой осторожностью вынужден применять радар, а то и вовсе обходится без него, поскольку излучение радара выдает даже самый невидимый самолет так же, как луч фонарика в темноте.

Но все же главное отличие российского подхода в том, что, по мнению отечественных специалистов, сверхманевренность в современной военной авиации приобретает все большее значение. Этому способствует ряд факторов: во-первых, «стелс»-эффект достигается в очень узком частотном диапазоне, во-вторых, стремительно идет вперед все, что связано с радиолокацией и средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), и в-третьих, США быстро теряют монополию на единоличное обладание самолетами новых поколений.

То есть нельзя исключить вероятность того, что в воздухе как противники могут встретиться два малозаметных «стелс»-истребителя, принадлежащих разным странам. В этом случае тактика ведения боя возвращается к прошлому, когда сверхманевренность машины играет не просто важную, а решающую роль.

Когда два самолета в дуэльной ситуации летят навстречу друг другу, то действительно незаметность важна - тот, кто позже обнаруживается, получает тактическое превосходство, занимает более выгодное положение и успевает подготовить атаку. Но подобных случаев в реальном бою очень мало, так как современные воздушные бои, как правило, групповые. В одиночку уже никто не летает. А в этом случае на первый план уже начинает выходить маневренность.

Даже в наши дни, не говоря уже о будущем, воздушный бой представляет собой невидимую схватку электромагнитных лучей на расстоянии сотен километров, где на поле боя самолеты могут появиться в самый последний момент. Поэтому эффект неожиданности, как и раньше, - это половина успеха. И его, считают российские специалисты, можно добиться куда более надежными, простыми и дешевыми способами, нежели «стелс»-технологии. При этом, говорят они, окончательно отказываться от «стелс»-технологий никто не собирается, просто не следует делать их приоритетными в ущерб более важным боевым характеристикам.

Новый самолет должен быть оснащен и новейшим вооружением. Планируется, что на нем будут стоять электромагнитные пушки СВЧ-диапазона, которые смогут выводить из строя электронику самолетов противника. Правда, ряд специалистов считают, что это лишь прожекты - дело весьма далекого будущего.

Говорят также, что самолет 6-го поколения оснастят сверхдальними гиперзвуковыми ракетами, способными работать по воздушным, наземным и морским целям. И действовать они будут по принципу «свободной охоты». То есть смогут сами назначать главные и второстепенные цели, распределяя их между членами «стаи» для поочередного уничтожения.

Другая тема - лазерная защита российского истребителя 6-го поколения. Ее постоянно обсуждают на Западе. К примеру, британская Daily Mail писала, что эти мощные установки своими лучами будут просто выжигать «глаза» ракетам противника, разрушая их головки систем самонаведения.

Нет сомнения, что самолет обязательно оснастят и новой системой подавления РЭБ. Каждый ее блок сможет выполнять одновременно несколько функций. То есть один и тот же прибор будет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, и средством связи, при этом выполняя еще функции навигации и госопознавания. Работать такой блок сможет с учетом коллективных действий всей группировки сил.

Однако все разговоры относительно возможностей истребителя 6-го поколения пока больше похожи на предположения и мысли вслух разного рода экспертов и специалистов. Представители ОПК и авиачиновники каких-либо официальных заявлений на этот счет стараются избегать. Их слова о перспективах развития боевой авиации звучат куда более приземленно. Так, например, недавно министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что испытания российского истребителя 5-го поколения Су-57 (или ПАК ФА - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) с новыми, специально созданными для него двигателями продлятся еще около трех лет. То есть самолет 5-го поколения нашим военным ждать еще минимум три года.

О том, сколько лет ждать самолет 6-го поколения, думаю, не знают пока ни военные, ни министры.

Компания Pratt & Whitney сообщила о работах по обновлению двигателя F135 для истребителя F-35. Уже имеется «дорожная карта» по увеличению его мощности и тепловой скрытности. Речь идет о проекте модернизации под названием GO2. Этот проект является продолжением программы GO1, которая, в свою очередь, уже выполняется для заказчика - ВМС США. Об этом рассказывает издание Aviation Week.

Если первая программа GO1 предусматривает сокращение расхода топлива на 5% и повышение тяги на 10% силовой установки главного самолета Америки, то GO2 приблизит ВМС США на расстояние одного шага к созданию истребителя 6-го поколения, обещают разработчики.

Отметим, что прототип этого движка F135 XTE68 / LF компания Pratt & Whitney уже показывала в 2013 году, после чего получила 1 млрд. долларов на 5 лет на его доработку. И вот, судя по всему, деньги заканчиваются, так как программа GO2 должна была стартовать с 2021 года. При этом двигателестроительная компания утверждает, что «полученные результаты дают основание, что дальнейшее усовершенствование имеющихся у Pratt & Whitney адаптивных технологий, в конечном счете, может привести к силовой установке с изменяемым циклом XA101 для истребителя 6-го поколения».

«Пакеты обновления GO1 и GO2 могут использовать более широкий подход для создания двигателя с переменным циклом , - говорит Мэтью Бромберг, президент военных двигателей компании Pratt & Whitney. - Термин „адаптивный“ относится ко многим элементам двигателя, а не только к третьему воздушному потоку для повышения его мощности ».

По словам Бромберга, производителю , корпорации Lockheed Martin, не придется вносить принципиальных конструктивных изменений в планер. Зато, если программы GO1/GO2 увенчаются успехом, то Америка на базе «самолета-неудачника» получит истребитель 6-го поколения.

Это сообщение вносит некоторый позитив после серии критических замечаний в адрес F-35, в том числе и со стороны Минобороны США. «Слишком много нерешенных вопросов, которые, скорей всего, окажут кумулятивное влияние на возможности истребителя во время боевых испытаний », - говорится в последнем докладе официальных лиц Пентагона, включая заместителя министра обороны Патрика Шенахана. Военные упрекают разработчиков, что с 2014 года в истребителе ничего не изменилось.

«ВВС США рассматривает возможность отмены заказов на 590 истребителей F-35, поскольку этот самолет оказывается слишком дорогим в эксплуатации и обслуживании , - пишет Air Force Technology. - В апреле этого года Пентагон перестал принимать новые самолеты из-за разногласий в вопросе, кто платит за дорогостоящий ремонт из-за проблем, которые не были обнаружены во время производственного процесса. В общей сложности ВВС США указали на 966 технических проблем и недостатков F-35 ».

В свою очередь, сторонники Lockheed Martin пытаются привлечь на свою сторону историю развития американского самолетостроения. Дескать, один в один повторяется ситуация с разработкой самолета 2-го поколения F-5 Freedom Fighter, который стал прообразом машин 3-го и даже 4-го поколения американских истребителей. Значит, можно извлечь из F-35 большие дивиденды.

Напомним, начиная с конца 40-х годов прошлого века, истребители классифицируются по поколениям, понимая под ними внедрение таких новшеств, которые дают преимущества в бою перед устаревшими моделями. Не секрет, что в «реактивную эпоху» на переднем крае боевой авиатехники были США и СССР (сегодня - Россия).

Если истребители 1-го поколения воевали над Корейским полуостровом, то машины 2-го и 3-го поколения бились за господство в воздухе во Вьетнаме и на Ближнем Востоке в арабско-израильских конфликтах. Американские эксперты утверждают, что первый самолет 4-го поколения F-14 Tomcat поступил на вооружение в 1974 году и на долгие годы оставался оружием «эффективного сдерживания Советов». Старт 5-го поколения Штаты тоже оставляют за собой, имея в виду появление в 2005 году F-22 Raptor.

За океаном уверены, что именно передовые стелс-технологии стали тем новшеством, которое обеспечило ВМС США воздушное преимущество над российскими и китайскими летчиками в начале 21 века. Правда, появление истребителей 5-го поколения в 2017 и 2018 года в КНР и РФ уже не делает американцев лидерами в боевом самолетостроении даже по формальным признакам.

На тему, какие истребители - наши или штатовские - лучше, сломано бесчисленное число копий. К счастью, споры носят исключительно теоретический или рекламный характер. И в самом деле, границы между поколениями по ряду параметров настолько нечеткие, что некоторые самолеты хоть и считаются машинами 4++, в реальности не уступают и даже превосходят F-35 и . Более того, российские разработчики уже обладают технологиями, которые могут быть интегрированы в более старые конструкции планеров, но с существенным повышением военных возможностей.

Что интересно: американцы, ранее упорно доказывая, что российский многоцелевой истребитель поколения 4++ не сможет противостоять в воздушном бою с F-35, неожиданно смягчили свои оценки. В ряде заокеанских, вполне авторитетных изданий даже появились статьи, что «американец» может проиграть «русскому». Но при этом эти же аналитики стали одновременно вспоминать F-5 Freedom Fighter, как бы проводя параллели с F-35. Наверняка, не без подачи Lockheed Martin.

Истребитель F-5 Freedom Fighter поступил в ВВС США в 1962 году и активно применялся в войне во Вьетнаме. Он оказался неплохой машиной, хотя и не такой великолепной, как его в то время разрекламировали за океаном. В плане пиара он и впрямь схож с F-35. Однако достаточно быстро стало понятно, что Freedom Fighter не обеспечит обещанного господства в воздухе. Кроме того, вьетнамцы успешно сбивали новинку американского ВВП из ПЗРК «Стрела-2».

Но после того, как на F-5 поставили турбореактивный двигатель General Electric J85, машина перешла в разряд истребителей 3-го поколения. Позже F-5 мало чем уступал первым истребителям F-18A и F-16A 4-го поколения. Короче говоря, этот самолет скакнул сразу на два поколения вверх.

«F-35 с общей программной стоимостью более 1,6 трлн. долларов вполне может последовать примеру своего предшественника F-5, причем поздние варианты производства приобретают возможности модернизации под шестое поколение », - считает военный журнал Military Watch. При этом издание уточняет, что «точное определение истребителя 6-го поколения еще не сделано». Так что дело за маркетологами из Lockheed Martin.

Другими словами, в Штатах параллельно с критикой F-35 раскручивается компания по его реабилитации, как самолета отложенных возможностей. Такая постановка вопроса, с одной стороны, позволит сохранить прежние объемы финансирования, а с другой - повысит коммерческую привлекательность машины. Мол, за дополнительные деньги покупатели получат «истребитель 6-поколения». И вообще, тогда политическая карта мира изменится до неузнаваемости: Россия «наконец-то успокоится», поскольку воевать со страной, которая обладает таким самолетом, бессмысленно.

В этой связи появление новостей о программах GO1/GO2 по модернизации двигателя F135 до уровня XA101 логично вписывается в концепцию «успешного развития» ВВС США, так как американцы категорически не хотят признать, что российские инженеры и конструкторы сделали истребитель 5-го поколения Су-57 за не сопоставимые меньшие деньги.

Для начала хотелось бы немного рассказать о том, что такое «поколение». В мире авиаконструкторов «поколение» означает некий набор характеристик, которым должны отвечать самолеты, чтобы выполнять определенные функции на поле боя. Большинство стран сегодня обладают технологиями серийного производства самолётов 4++ поколения. Этому поколению уже десятки лет, и «+» означает глубокую модификацию. Это самолеты максимально приближенные по своим характеристикам к 5 поколению, поэтому их характеристики рассматривать мы не будем. Что же до истребителей 5 поколения, то они пока что стоят только на вооружении у США. Многие верят в сказки о том, что 4++, особенно российский истребитель, может спокойно сбить новенькие «Рапторы». Если посмотреть на результаты тестов, то действительно, в ближнем бою наши 4++ легко сбивают истребители Штатов, за счет превосходящей маневренности. Однако многие забывают, что современный истребитель не вступает в ближний бой, а всячески его избегает. Это связано с тем, что защита кроется не в маневренности, а в превосходящей технологии стелса. По статистике тот, кто первый обнаружит врага и вступит в бой, выйдет из него победителями, поэтому «Раптор» превосходит все 4++ из-за более современной электроники, позволяющей подобраться к противнику незаметно.

Предыдущее поколение

Что же такое самолет 5ого поколения? Что умеет американский Ф-22, и что в скором будущем сможет Су-57? Требования к этой машине были сформированы еще в 1981 году, одновременно в США и СССР. Истребитель должен:

  • иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость;
  • быть малозаметным для радаров;
  • сам обладать сверхсовременным радаром;
  • нести современное вооружение.

Такой самолет уже не просто истребитель. Это многофункциональной авиационный комплекс, который может выполнять множество функций, как штурмовика, так и противокорабельного бомбардировщика. Может вести разведку, наводить другие самолеты на цели, атаковать с 400км и все это под прикрытием стелса. Несмотря на то, что существование подобной машины уже звучит как нечто футуристическое, требования к 6 поколению в скором времени будут разрабатываться в конструкторских бюро США. Учитывая какое время уходит на создание новых самолетов, это выглядит вполне логичным.

6 поколение

Что же может быть в этом списке требований? Начнем с очевидного.

  1. Каждый истребитель нового поколения летает все быстрее без форсажа. Возможно, в будущем будут разработаны принципиально новые двигатели, поэтому истребитель 6 поколения легко преодолевать два-три маха;
  2. Возможно, шестому поколению придется выходить из атмосферы, что создаст потребность в двигателях, способных преодолевать первую космическую скорость (7,9 км/с). Возможно, для подобных маневров понадобятся отдельные разгонные блоки;
  3. Также однозначно изменится конструкция планера. Уже сейчас конструкторы думают об отсутствии необходимости устанавливать вертикальное оперение. Так как воздушный бой сейчас проходит на запредельных углах атаки, и этот тренд скорее всего сохранится, то вертикальное оперение теряет всякий смысл;
  4. Сокращение площади самолета – это мечта любого конструктора. Меньше площадь – меньше шанс, что радар его заметит. Уже сейчас мы можем видеть ряд, пусть и творческих работ, но не нарушающих законов физики и аэродинамики, на которых нет вертикального оперения.

Одна из основных отличительных черт новых истребителей — это переработанная электроника. Стелс технология и АФАР — это визитная карточка 5 поколения и основное отличие от 4++, которые Россия имеет на вооружении. Даже сейчас установка таких систем на самолет — это очень дорогостоящая процедура и поистине венец творения инженеров. С помощью такой системы истребитель может начинать ведение 30 целей уже на 380км. Скорее всего в будущем эти цифры увеличатся. Возможно, истребителям 6 поколения не нужно будет покидать границы авиабазы. Просто взлетать, находить цели в нескольких километрах, выпускать ракеты и спокойно садится обратно. Конечно, это немного преувеличенно, но суть обновления ясна.

Интересным изменением может стать система вооружения. Уже сейчас есть перспективные образцы лазерного вооружения для авиации и флота, а также так называемых рельсотронов - пушек, способных разгонять снаряд магнитным полем, вместо порохового заряда. Пока что такая пушка может быть установлена только на корабль, но в будущем сможет заменить авиапушки для ближнего боя, при условии что функция штурмовика останется актуальной через десятилетия. Что же до лазерного оружия, то есть реальные прототипы как для атаки, так и для защиты от ракет. Нужно понимать, что настоящее лазерное оружие не имеет ничего общего с киношным, поэтому ждать «звездных войн» и «стар трека» конечно не стоит. Еще долгое время ракеты будут основой противостояния в воздухе, как когда-то были авиапушки, поэтому для конструкторов будущего важной задачей будет создание вооружения под стать истребителю 6 поколения.

Будущее пилотов

Теперь перейдем к самой важной системе, которая в будущем безусловно подвергнется большой переработке, так называемый «второй пилот». Искусственный интеллект самолета, который помогает пилоту управлять машиной.

Истребитель шестого поколения будет обладать продвинутым ИИ, без сомнения, но кто должен управлять истребителем в будущем? Пилот в компании продвинутого ИИ, способного не просто на машинные вычисления, а на серьезную помощь в принятии решений, и, возможно, на принятие управления на себя, если вдруг с пилотом что-то случается или он катапультируется. Что же до полного отсутствия пилота, то такой вариант был бы очень предпочтителен для многих. Вопрос лишь в том, смогут ли инженеры будущего создать ИИ-воина - пилота, способного превзойти современных асов.

Несмотря на астрономические стоимости современных истребителей («Раптор» обойдется в 150млн. Долларов), самой ценной частью самолета является его кабина, потому что там находится пилот. Обучить пилота, способного выделывать фигуры высшего пилотажа и применять продвинутое вооружение и электронику в бою, стоит больших денег и много времени. Время тут будет самым важным. Потеря пилота — это трагедия не только для его семьи, но и для вооруженных сил государства, ведь заменить его можно будет лишь через десятилетие, в лучшем случае.

В случае с ИИ при потере самолета нужно будет лишь пойти на склад с самолетами, загрузить в новенький Су-157 пилота и готово. Если вам знаком сериал «Звездный крейсер Галактика», то вы в курсе, что в этом сериале разум пилотов-роботов возвращался в центральную базу данных и загружался в новое тело, вместе со всем опытом и сражениями, которые они пережили за время своего существования. Представьте пилота со 100-летним опытом пилотирования и миллионами часов за штурвалом, способного адаптироваться к новым приборам и конфигурациям истребителей за время загрузки обновления для своей операционной системы.

Вряд ли это будет реализовано в 6 поколении, все же подобные технологии не появятся в ближайшие десятилетия, а ведь «шестерку» стоит ожидать в 2040-50 годах, если брать в расчет время разработки нового поколения. Что же до более реальных модификаций кабины пилота, то ее можно будет сделать гораздо больше. Размером с дом или квартиру. Как? Просто вернув пилота с небес на землю. Возможно 6 поколение будет управляться с земли, как более современная и совершенная версия дрона. Это также поможет сохранять жизни пилотов, уводя их с линии фронта. Однако это станет возможным, только если повысить отдачу при пилотировании с дистанции. Необходимо создать нейроборудование, чтобы пилот мог чувствовать себя как в небе, иначе это будет просто дорогущий дрон, легкая цель для предыдущего поколения летательных машин.

Подобное решение откроет новые двери конструкторам. Планер без кабины пилота означает серьезное облегчение всего истребителя. Скорость теперь может быть ограничена лишь фантазией конструкторов и наличием нужных материалов и технологий для создания двигателя. Также это позволит умелым пилотам, не способным физически управлять самолетом из-за перегрузок, встать на защиту родины.

В заключение соберем все вместе. Что же нам готовит 6 поколение? В будущем нас ждет истребитель способный летать со скоростью нескольких махов и возможностью выходить в космос. Боевая машина будет по-прежнему использовать ракеты, но возможно, арсенал будет дополнен лазерным оружием. Основное изменение коснется, скорее всего, способа пилотирования машины, будь то продвинутый «ИИ-второй пилот» или же дистанционное управление «аля-дрон». Однако в ближайшее время ожидать новинку не приходится, поэтому не стоит опасаться восстания истребителей. Современный день авиации все так же будут отмечать пилоты и техника, а не инженеры и программисты.