Обвинения рф в нарушении резолюций оон по кндр необоснованны, заявил посол. К принятию новой антисеверокорейской санкционной резолюции оон

ТОКИО, 19 сен — РИА Новости, Ксения Нака. Обвинения России в невыполнении резолюции Совета безопасности ООН, прозвучавшие в понедельник, лишены всяких оснований, об этом говорит и резкое сокращение двустороннего объема торговли между двумя странами — на 70%, заявил РИА Новости чрезвычайный и полномочный посол России в КНДР Александр Мацегора.

"Эти обвинения несправедливы. Они основаны не на фактах, а на домыслах и предположениях, не имеющих под собой никакого основания. Россия скрупулезно, очень ответственно и последовательно выполняет требования резолюций Совета безопасности ООН. Именно поэтому с начала текущего года по настоящий момент объем двусторонней торговли с КНДР сократился более чем на 70%. Из России выехало почти 20 тысяч корейских рабочих. И они продолжают уезжать. То есть до конца года, как это предусмотрено резолюцией СБ ООН, мы не только "выполним", но и "перевыполним" требования, чтобы число работающих у нас граждан КНДР сократилось вдвое", — сказал высокопоставленный дипломат.

Он подчеркнул, что Россия идет на эти шаги, несмотря на серьезные проблемы для российских компаний. "Приостановлено строительство ряда крупных объектов на Дальнем Востоке, наши компании, которые использовали северокорейскую рабочую силу, испытывают серьезные проблемы, но, тем не менее, мы для того, чтобы выполнить наши обязательства перед Совбезом ООН, идем на это. Полностью, безоговорочно и безусловно выполняем все эти требования. Поэтому эти обвинения, которые звучат со стороны американского постоянного представителя, они несправедливы и, можно сказать, обидны", — отметил посол.

В понедельник постпред США в ООН обвинила Россию в "систематических" нарушениях резолюции Совета безопасности ООН, в которой содержатся ограничения на поставки в КНДР топлива и на использование северокорейской рабочей силы. В частности, в поставках КНДР нефтепродуктов с танкеров. В этой связи был упомянут танкер "Патриот".

"России нет никакого практического смысла использовать свой тоннаж для доставки в КНДР нероссийского топлива. Я подчеркиваю - нероссийского, потому что большая часть топлива, которое сейчас используется в КНДР, низкого качества. Этот бензин и дизельное топливо, которые здесь используется, на наших заводах не производятся. Это завозят откуда-то из других мест. Наше высококачественное топливо поставляется в КНДР, оно идет все официальным путем, через российско-корейскую границу железнодорожным транспортом. Зачем использовать российский тоннаж, чтобы продавать топливо третьих стран при том, что у этих третьих стран есть свой тоннаж? Так что эти обвинения также необоснованны, так как бессмысленно использовать российский тоннаж для этих целей. Я не знаю деталей, но с точки зрения здравого смысла это нонсенс", — подчеркнул посол.

В декабре 2017 года Совет Безопасности ООН в ответ на испытание баллистической ракеты 29 ноября ввел новые международные санкции в отношении Северной Кореи, которые стали самыми жесткими за все время. Резолюция получила номер 2379. В частности, резолюция ограничила поставки в КНДР нефти-сырца и нефтепродуктов, а также требует от третьих стран отказаться от северокорейской рабочей силы.

По оценкам Минэнерго США за 2016 год, Китай (крупнейший поставщик и партнер КНДР) поставляет Северной Корее 3,6 млн барр. нефти в год и 2,2 млн барр. в год нефтепродуктов, остальное обеспечивают более мелкие экспортеры, включая Россию. По данным миссии США в ООН, общий объем ежегодного импорта КНДР — 4 млн барр. сырой нефти и 4,5 млн барр. нефтепродуктов. ​Тем самым закупки северокорейцами нефтепродуктов упадут на 56%.

Фото: China stringer network / Reuters

Резолюция также ​запрещает членам ООН покупку северокорейского текстиля и наем новых работников из КНДР (контракты уже нанятых не могут быть продлены). Северной Корее также запрещено производить и закупать газоконденсаты.

Текущие потребности КНДР в нефти в тысячи раз меньше, чем у США или КНР, но новые санкции все равно приведут к заметному сокращению поставок, заявил Bloomberg эксперт калифорнийского Nautilus Institute Дэвид фон Хиппель. По его мнению, неизбежное сокращение потребления горючего в КНДР коснется сначала гражданской сферы, военная же останется в приоритете.

По данным Вашингтона, запрет на продажу текстиля и ограничения на работу северокорейских рабочих лишат Пхеньян значительной части валютной выручки. Текстильный экспорт приносил стране около $800 млн в год, а переводы от соотечественников за рубежом — около $500 млн только в казну государства. Оценки правозащитной организации North Korean Strategy Center еще выше — до $2,3 млрд в год получает Пхеньян от выехавших за рубеж гастарбайтеров.

Предыдущую резолюцию по Северной Корее Совбез ООН принял 5 августа. Она запрещала увеличивать наем работников из Северной Кореи, экспортировать из страны уголь, сталь, железо и железную руду, свинец, морепродукты.

История нарушений​

Свежая резолюция ООН является далеко не первым ограничительным шагом в отношении Северной Кореи. В разные годы КНДР уже запрещали торговать оружием, экспортировать природные ресурсы (торговля углем и железной рудой приносила около $1 млрд в год), импортировать авиационное топливо. Вводились против государства и различные финансовые санкции.

Однако, по сообщениям СМИ, руководству Северной Кореи нередко удается обходить запреты. Например, в марте 2017 года телеканал CNN со ссылкой на неопубликованный доклад ООН сообщил, что КНДР создала сеть подставных компаний, с помощью которых обходит санкции. В документе упоминалась торговля системами ПВО и ракетами со спутниковой системой наведения, которая оплачивалась наличными или золотом. В августе 2016 года было перехвачено северокорейское судно, на борту которого был обнаружен груз произведенной в КНДР амуниции. Похожая ситуация случилась и в 2013 году, когда обнаружили, что северокорейское судно перевозило системы ПВО с Кубы в КНДР.

Российский интерес

В ходе своего дальневосточного турне 5 сентября Владимир Путин сообщил, что Россия продает Северной Корее «40 тыс. т нефти и нефтепродуктов в квартал». «Россия экспортирует свыше 400 млн т нефти и нефтепродуктов на мировой рынок, 40 тыс. в квартал — это ноль», — говорил президент (цитата по сайту Кремля). Из приведенных им данных следует, что поставки в КНДР составляют 0,04% российского экспорта нефти и нефтепродуктов. Однако 12 сентября, уже после голосования в Совбезе ООН, The Washington Post статью, рассказывающую о контрабандном пути доставки нефтепродуктов из России в КНДР. Через подставную сингапурскую фирму Северная Корея за февраль—май 2017 года получила российских нефтепродуктов на $7 млн, утверждает газета со ссылкой на данные Минфина США. Объемы закупленного топлива газета не приводит.


Президент Российской Федерации Владимир Путин (слева) и председатель президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ен Нам (Фото: Алексей Никольский / РИА Новости)

Тогда же Путин говорил, что в России работают 30 тыс. граждан КНДР. В 2017 году норвежское издание Josimar писало, что на строительстве «Стадиона Санкт-Петербург» (известного также как «Зенит-Арена») работали минимум 110 северокорейцев. По данным комитета по труду и занятости правительства Санкт-Петербурга, в 2016 году город подал заявку на выделение квоты примерно для 3,5 тыс. граждан КНДР.

Российский МИД сообщил, что в резолюции предлагалось принудительно депортировать уже работающих за рубежом северокорейцев. «Если посмотреть на последнее решение Совбеза ООН, вряд ли северокорейские рабочие будут трудиться на территории России после вступления этого решения в силу в полном объеме», — сказал РБК Дмитрий Чернейко, председатель комитета по труду и занятости населения правительства Санкт-Петербурга. В городе, по его словам, трудятся «несколько сотен таких человек».

МИД России сообщил, что в ходе обсуждения резолюции Москва также отстояла право на продолжение реализации крупнейшего российско-северокорейского проекта в области транзита угля с российского Дальнего Востока по железной дороге до порта Раджин в КНДР и на сохранение прямого авиасообщения между двумя странами. За 2015 год через Раджин удалось перевалить порядка 1,2 млн т российского угля.

Вынужденная поддержка

Москва не приемлет претензии КНДР на статус ядерной державы и согласна с другими членами Совбеза, что нельзя оставлять недавнее ядерное испытание «без жесткой реакции», объяснил необходимость принятия резолюции постоянный представитель России при ООН Василий Небензя. «Мы поддерживали и поддерживаем введенные предыдущими резолюциями санкции, чтобы побудить КНДР выполнять требования Совбеза», — добавил он.

России вместе с китайскими партнерами удалось скорректировать «крайне жесткий американский проект, по сути, направленный на удушение северокорейской экономики», пояснил в заявлении МИД России . Удалось убрать требования о санкциях в отношении высшего руководства КНДР, правительства и правящей Трудовой партии, требование о полном эмбарго на поставки нефти и другие радикальные предложения.

«Резолюции Совбеза ООН имеют фактически статус нормы международного права, а Северная Корея все время нарушает эти резолюции — законы, непреложные для всех. В этих условиях по-другому реагировать просто невозможно. Это дипломатический этикет», — объясняет поддержку Москвой новой резолюции политолог Ирина Ланцова, научный сотрудник Восточного факультета СПбГУ.

Другая причина — Россия действует в связке с Китаем, который является стратегическим партнером Москвы, играет ведущую роль в урегулировании корейского кризиса и обладает ключевым влиянием на Пхеньян. Поэтому Москва следует за Пекином и для нее поддержка новой резолюции — это вынужденная мера, рассказал РБК Евгений Ким, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН.

В своем заявлении постпред КНР при ООН Лю Цзеи призвал Пхеньян «серьезно отнестись» к требованиям и ожиданиям со стороны мирового сообщества, напомнив о лидеров России и Китая от 4 июля продвигать российский план урегулирования. Он подразумевает параллельное поэтапное замораживание ракетно-ядерной программы КНДР и военной активности США в Южной Корее.

Евгений Ким полагает, что каждая новая резолюция Совбеза ООН об ужесточении санкций против КНДР в ответ на нарушение прежних резолюций создает порочный круг, из которого выйти непросто, поскольку многие вопросы остаются неразрешенными. Опрошенные РБК эксперты уверены, что принятая накануне резолюция №2375 не только не остановит Пхеньян, но и спровоцирует ответную агрессивную риторику и новые ракетные испытания в ближайшем будущем. В комментарии МИД КНДР от 11 сентября говорится , что Пхеньян ​​«внимательно следит за шагами США и озаботится тем, чтобы Вашингтон заплатил соответствующую цену за незаконную «резолюцию» о санкциях». Пхеньян обещает меры, которые причинят «величайшую боль и страдание» за всю историю США и будут​ призваны «укротить американских гангстеров на глазах у всего мира».

Однако посмотрим на их содержание:

* Ограничение поставок нефтепродуктов (в том числе бензин, дизельное топливо и керосин) до 500 тыс. баррелей в год. Прежняя резолюция сокращала данный объём с 4,5 до 2 млн баррелей. Таким образом, импорт нефтепродуктов будет сокращен на 90% по сравнению с уровнем, предусмотренным в середине 2017 года.

* Ограничение поставки сырой нефти до 4 млн баррелей в год. Все поставщики нефти и нефтепродуктов в КНДР должны будут информировать об этом ООН. Страны-члены ООН также должны будут пресекать попытки нелегального импорта нефти в Северную Корею.

* До 2019 года страны-члены ООН обязаны выслать со своей территории северокорейских рабочих, сколько бы не составлял срок их контракта (напомним, найм новых рабочих запретила еще предыдущая резолюция).

* Запрет на экспорт Севером продуктов питания, сельскохозяйственной продукции и промышленного оборудования, древесины и судов.

* Запрет на поставку в КНДР железа, стали, промышленного оборудования, электрических товаров и оборудования, минеральных ископаемых, тяжелой техники и транспортных средств, а также некоторых продуктов питания.

* В чёрный список были включены 16 северян, имеющих отношение к ракетной программе КНДР и деятельности северокорейских банков за рубежом, а также Министерство народных вооруженных сил.

* Всем странам предписывается останавливать, обыскивать или задерживать (не только северокорейские) суда, если имеются веские основания полагать, что эти суда вовлечены в незаконную деятельность, запрещенную профильными резолюциями СБ ООН.

* Санкционные меры не распространяются на деятельность дипломатических миссий в КНДР, на функционирование железнодорожно-портового проекта «Раджин-Хасан». Кроме того, ограничения не действуют в отношении корейской авиакомпании и поставки соответствующих запасных частей.

Как сообщил заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков, формулировки в американском проекте резолюции менялись и принятие документа «стало возможным только в результате учета озабоченностей» России. При этом, если первое заседание Совбеза, запомнившееся репликой американского представителя о необходимости разорвать отношения с КНДР, прошло даже без заявления для прессы, то, в целом, проект новой санкционной резолюции был выработан в течение трех недель. Это относительно быстро.

Правительство РК поприветствовало принятие резолюции 2397, потребовав от КНДР немедленно прекратить провокационную политику и как можно скорее встать на путь мира и денуклеаризации: «последняя резолюция является показателем позиции международного сообщества о неприемлемости северокорейской ядерной и ракетной программ». А эксперты МИД РК уже спрогнозировали, что санкции позволят сократить валютные доходы КНДР на 250 млн долларов. Это уже 10% от годового экспорта Севера, а так как полный отказ от использования рабочих КНДР может привести к сокращению валютного дохода Севера на 200-500 млн долларов, в совокупности Пхеньян потеряет до 750 млн долларов.

Генсек ООН Антониу Гутерриш также поприветствовал принятие резолюции и призвал всех членов Организации удвоить усилия для достижения в 2018 году устойчивого мира на Корейском полуострове. Как говорится в распространенном заявлении пресс-секретаря ООН Стефана Дюжаррика, «Генеральный секретарь приветствует единство Совета Безопасности, которое имеет важное значение для достижения цели по денуклеаризации и созданию пространства для дипломатических инициатив, направленных на их достижение мирным путем».

Но характер резолюции еще раз хорошо показывает, что суть санкций как инструмента не в том, чтобы обеспечить экономическую невозможность проведения властью той или иной страны определенных программ, а в том, чтобы просто снизить уровень жизни настолько, чтобы вызвать протесты, направленные против курса властей, либо подвести страну к экономической катастрофе.

Новые санкции не стали полной экономической блокадой, но стали существенным шагом к ней. Это понятно, так как, с одной стороны, на северокорейский шаг надо было дать соразмерный ответ, с другой - Россия и Китай выступали против полной блокады. С третьей стороны, запрет на экспорт северокорейских продуктов питания и очень жесткие ограничения на ввоз в КНДР, по сути, даже запчастей – достаточно серьезный долговременный удар по северокорейской экономике, которая даже с ее уровнем автаркии не может производить все.

Некоторые элементы санкций, однако, включают в себя определенную серую зону. Высылка рабочих, означающая невозможность продлевать контракты, должна быть осуществлена в течение года. И это означает, что при мягком отношении к проблеме рабочих могут выслать только под следующий новый год. Ограничения на поставки сырой нефти и ряда других товаров также де-факто упираются в позицию Китая и проницаемость границ КНР и КНДР.

Немного о позиции ключевых акторов. Россия и Китай в очередной раз проголосовали за санкции. В «патриотическом» сегменте и России, и Китая это решение было подвергнуто определенной критике: если новая доктрина национальной безопасности США открыто объявляет РФ и КНР ревизионистскими державами, которые угрожают американской гегемонии, зачем идти на действия, которые эту гегемонию только укрепляют.

Впрочем, такое поведение объясняется двойственностью ситуации. Сделать что-то иное означает или вынести сор из избы и окончательно похоронить существующую архитектуру безопасности или собственными руками похоронить миропорядок, построенный на том, что ядерное оружие допустимо только странам, входящим в Постоянный комитет СБ ООН. В конце концов, даже официальные лица Российской Федерации, понимая мотивы КНДР, не принимают их действий и не собираются признавать ядерный статус Северной Кореи де-юре.

В этом контексте поддержка Китаем данной резолюции может означать не столько то, что в Пекине полностью прогнулись под американскую политику, сколько то, что там пытаются выработать новые рычаги воздействия на КНДР. На фоне общего ужесточения санкций Китай – это единственная страна, способная либо смягчать эффект санкционных мер, глядя на многие вещи сквозь пальцы, либо, наоборот, выполняя санкционные требования до последней буквы. Это основание для джентльменского соглашения, способного сделать политику Пхеньяна более соответствующей китайским интересам.

Кроме того, для некоторой части китайского руководства, увеличение санкционного давления и сдерживание Севера подобным образом выглядит как альтернатива силовому решению конфликта.

Теперь о позиции Южной Кореи. Приветственный комментарий южнокорейского МИД, во главе которого стоит доверенное лицо президента (напомним, что парламент забаллотировал ее кандидатуру и Мун назначил ее без одобрения депутатов) и заявления южнокорейских экспертов о том, что эти санкции уж точно подорвут благосостояние северокорейского режима, хорошо показывают, насколько официальный Сеул продолжает сидеть между двух стульев.

Иной раз возникает ощущение, что представители южнокорейской администрации пытаются во что бы то ни стало скрестить ужа с ежом, сочетая в своих заявлениях приверженность диалогу и сотрудничеству, подчеркивая крайнюю нежелательность военного сценария (о чем, в частности, говорила министр иностранных дел Кан Генхва) и линию на жесткое политическое давление на Север, дабы тот отказался от развития ракетной и ядерной программ. Тот случай, когда принципы внутри- и внешнеполитической целесообразности явно противоречат друг другу.

Говоря о мотивации Соединенных Штатов, можно обратить внимание на два возможных тренда. Во-первых, де факто администрация Трампа продолжает политику Обамы, направленную на удушение КНДР санкциями. Отсюда интересный вопрос: насколько в Госдепартаменте (и не только) верят в скорый крах северокорейского режима? Благо можно отметить, что, несмотря на серьезную перетряску в разведке РК и назначение туда руководителем сторонника Муна, общий тон южнокорейской пропаганды относительно ситуации на Севере в целом не изменился. На закрытых брифингах для депутатов Национального собрания представители спецслужб на полном серьезе рассказывают о том, что кризис настолько глубок, что в КНДР запретили совместные собрания с распитием алкоголя.

Во-вторых, в действиях Вашингтона можно усмотреть элементы плана, направленного на подталкивание КНДР к встречным, жестким и необдуманным шагам, которые кажутся естественными в рамках стратегии встречного поднимания ставок, но которые, при желании, можно будет использовать как повод или оправдание для перехода к силовому варианту. Пока Пхеньян скорее не поддается на провокации и держит себя в рамках, но сейчас «мяч на его половине поля» и автор ждет, каким будет его следующий ход. Либо это будет действие, которое будет выглядеть ответом на резолюцию, но не очень повысит ставки, либо «на удар мы ответим ударом и вероятность силового решения начнет подползать к 50%».

Пока КНДР уже заявила, что США, которые активнее всех продвигали новые санкции, «пожалеют о своем решении», но ее конкретные шаги, видимо, станут основой следующих материалов автора.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Москва. 22 декабря. сайт - Члены Совета Безопасности в пятницу единогласно приняли резолюцию, которая предусматривает еще более жесткие санкционные меры в отношении КНДР, передает корреспондент "Интерфакса".

"Результат голосования следующий: "за" проект резолюции проголосовали 15 членов Совета. Проект резолюции принимается единогласно", - сказал по итогам голосования председатель Совета безопасности в декабре, постпред Японии при ООН Коро Бешо.

Подготовленный США проект резолюции был распространен среди членов Совета накануне.

Документ СБ ООН по Северной Корее предусматривает резкое сокращение поставок нефтепродуктов, почти на 90%, с 1 января. Так, КНДР может получать до 500 тыс. баррелей нефтепродуктов в год, включая бензин, дизельное топливо и керосин. Поставки сырой нефти в КНДР после принятия резолюции не должны превышать 4 млн баррелей в год. Согласно резолюции, все поставщики нефти и нефтепродуктов в КНДР должны будут информировать об этом ООН. Страны также должны будут пресекать попытки нелегального импорта нефти в Северную Корею.

Помимо этого, вводится запрет на поставки в КНДР различного рода минералов, химических товаров, электрических товаров и оборудования, а также некоторых продуктов питания. Согласно документу, запрещаются также закупки у Северной Кореи электрооборудования, сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Всем странам предписывается останавливать, обыскивать или задерживать суда, если имеются веские основания полагать, что эти суда вовлечены в незаконную деятельность, запрещенную профильными резолюциями СБ ООН.

Кроме того, министерство народных вооруженных сил и 15 северокорейских граждан вносятся в санкционный список.

Заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков по итогам голосования сообщил, что формулировки в американском проекте резолюции менялись "за минуту голосования" и принятие документа "стало возможным только в результате учета озабоченностей" России.

Изначально проект резолюции предписывал всем странам, которые используют рабочую силу из КНДР на своей территории, депортировать всех северокорейских рабочих в течение года. Однако "в последнюю минуту" перед голосованием сроки высылки были изменены с одного года на два, рассказал Сафронков.

Дипломат подчеркнул, что санкционные меры не распространяются на деятельность дипломатических миссий в КНДР, на функционирование железнодорожно-портового проекта "Раджин-Хасан". Кроме того, рестрикции также не действуют в отношении корейской авиакомпании и поставки соответствующих запасных частей.

Однако в конце ноября Северная Корея после длительной паузы снова провела ракетные испытания. Пхеньян объявил о запуске межконтинентальной баллистической ракеты "Хвасон-15", которая, по утверждению северокорейской стороны, способна достичь любого района на территории Соединенных Штатов.

Наблюдатели отмечают, что предварительно проект резолюции обсуждался американской стороной с Китаем, который считается главным союзником и экономическим партнером Пхеньяна.