Огнеметные танки вермахта

Мысль установить на танк огнемет появилась практически сразу после появления танков па поле боя. Первую огнеметную атаку немцы провели 30 (по другим данным 29) июля 1915 г. против английских войск, так что к 15 сентября 1916 г., когда в бой вышли первые английские танки, огнеметы уже показали себя достаточно эффективным средством в борьбе с позиционной обороной противника. Однако они были еще весьма громоздки для ручного использования. Радиус действия огнемета был сравнительно небольшим, и, чтобы приблизиться к неприятелю на дистанцию выстрела. требовалась зашита оружия и расчета. Вездеходная бронированная машина казалась прекрасным средством доставки огнемета на дальность эффективного прицельного огнеметания. Не случайно германские пленные сообщали, что солдаты в окопах «в особенности опасаются, как бы они (танки) не были вооружены огнеметами». Проекты огнеметных танков разрабатывались - можно вспомнить планы включения огнемета в вооружение германского тяжелого танка A7V и сверхтяжелого «К-Wagen» или американский проект Джонсона, Рачецкого и Стерна 50-тонного танка, вооруженного пулеметом и огнеметом, - но даже опытно-конструкторе кие работы не были завершены. То. что мысль осталась тогда нереализованной и огнеметные танки не появились на полях сражений, можно отнести на счет несовершенства и первых танков, и имевшихся огнеметов, которые скорее превратили бы танк и крематорий для экипажа.

В межвоенный период созданию огнеметных танков уделили немало внимания в ряде индустриально развитых стран. Однако первые реальные образцы огнеметных танков появились лишь в начале 1930-х гг… через полтора десятка лет после окончания Первой мировой войны. Все это время шла усиленная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа по совершенствованию существующих н разработке новых видов огнеметно-зажигательных средств.

Независимо от типа и конструкции огнеметов принцип их действия одинаков. Огнеметы представляют собой приборы, выбрасывающие струи легко воспламеняющейся жидкости на расстояние от 15 до 200 м. Выбрасывание ее из резервуара через специальный брандспойт производится силой газов - сжатого воздуха, азота, углекислоты, водорода, пороховых газов. Жидкость зажигается при выходе из брандспойта (металлический наконечник выбрасывающего рукава, шланга) автоматически действующим зажигателем. Рабочее действие определяется дальностью выбрасывания горячей струи и временем ее горения. Дальность струи обусловливается начальной скоростью истекающей жидкости и углом наклона наконечника.

Танковые огнемета принципиально не отличались по конструкции от ранцевых и траншейных, зато в рамках огнеметного танка устранялись слабая маневренность и громоздкость огнеметов - одни из самых крупных недостатков. мешавших использовать огнемет как наступательное оружие. Таким образом, огнеметный танк по существу является усовершенствованным возимым огнеметом и по принципу устройства мало чем отличается от пехотных огнеметов. Первоначально конструкторы использовали систему. основанную на вытеснении огнесмеси сжатым газом. Но затем предпочтение было отдано фугасным огнеметам. В них нет баллона со сжатым газом, а огнесмесь из резервуара выбрасывается давлением газов, образующихся при сгорании порохового заряда. Было разработано два вида фугасных огнеметов - поршневые и беспоршневые.

1930-е гг. дали и ценный боевой опыт - огнеметно-зажигательные средства широко использовались итальянскими войсками в войне в Абиссинии. японцами - в Китае, германцами и итальянцами - в Испании, советскими войсками на р. Халхин-Гол, а также и в других “малых войнах" того времени.


Огнеметный (химической) танк OT-26


СССР

Работы над огнеметными танками велись в СССР весьма активно. Попытки создания огнеметных танков делались уже е началом серийного танкостроения - на базе первого серийного танка МС-1 был разработан огнеметный танк ОТ-1. не пошедший, однако, н производство. Огнеметные модификации разрабатывались практически для всех танков, выпускавшихся крупной серией - танкетки Т-27 (ОТ-27. построена в 1932 г. и стала первым реально воплощенным “в железе" самоходным огнеметом), плавающих танков Т-37 (ОТ-37 или БХМ-4) и Т-38 (ОТ-38), легких танков непосредственной поддержки пехоты Т-26, быстроходных колесно- гусеничных танков БТ (см. далее). Главным разработчиком и поставщиком огнеметной аппаратуры для них с начала 1930-х гг. стал московский завод "Компрессор", выпускавший семейство пневматических танковых огнеметов марки КС. Все они имели одинаковый принцип действия: сжатый воздух подавался из баллонов через редуктор, понижавший давление до рабочего, в резервуар с огнесмесью. Давлением воздуха огнесмесь подавалась к брандспойту, через который сосредоточенной струей выпускалась на цель, на выходе поджигалась бензиновым факелом, срабатывавшим в свою очередь от электросвечи. Такой подход облегчал снабжение и обслуживание огнеметной аппаратуры. Приспособление аппаратуры для установки на танки производилось уже КБ танковых заводов.



Схема размещения огнеметной аппаратуры в танке ХТ-26 (прототип)



Общая схема фугасного огнемета с электрическим управлением



Трофейные огнеметные танки ОТ-130 в финской армии, 1941 г.


Схема огнеметной аппаратуры КС-63:

1 - резервуары для огнесмеси, 2,4 - шаровое соединение и открывающее устройство насадки, 3 - воздушный редуктор низкого давления, 5 - бензиновая форсунка, 6,8- свеча и катушка зажигания. 7-трубопроводы, 9 - бензиновый бачок, 10 - электроклапан»! II - кнопка включения огнемета, 12 - аккумуляторная батарея,13 - кран 14 - редуктор высокого давления. 15-баллоны сжатого воздуха. 16-воздушный кран.


Легкие огнеметные танки
Легкий огнеметный танк ОТ-26(ХТ-26)

Легкий танк Т-26, выпускавшийся в нескольких модификациях в Ленинграде машиностроительным заводом № 174 имени К.Е. Ворошилова, был в 1930-е гг. наиболее массовым танком РККА. Массовый выпуск в сочетании со сравнительно простой и надежной конструкцией шасси обусловили широкое использование его для опытных разработок и создания специальных машин. На базе двухбашенного варианта Т-26 обр. 1931 г. в

1933 г. был создан “химический танк” ХТ- 26, известный также как огнеметный ОТ- 26. Левая башня была снята, и на ее месте выполнен люк, а в правой башне установлен брандспойт огнемета КС-24 с дальностью огнеметания 35 м (при встречном ветре заметно меньше) и пулемет ДТ. лобовая бронировка башни несколько изменилась. привод наведения брандспойта - от пулемета ДТ. В боевом отделении танка иод люком была размешена остальная аппаратура огнемета, состоявшая из резервуара для огнесмеси емкостью 360 л. трех 13,5-литровых баллонов со сжатым воздухом, бензинового бачка емкостью 0,7 л и системы зажигания. Запаса огнесмеси (мазут в смеси с керосином) хватало на 70 выстрелов. Давление в баллонах - 150 атм, рабочее давление - 12 атм (12 кг/см-’). Наведение огнемета осуществлялось плечевым упором, за один выстрел выбрасывалось до 5 л огнесмеси. Для поджигания огнесмеси использовался факел горяшего бензина (для воспламенения бензина служила электрическая запальная свеча). Танк оснащался системой дымопуска для постановки дымовых завес - сочетание двух “химических” систем (огнеметной и дымовой) на одном шасси было естественно, тем более что для дымообразования использовалась та же огнесмесь. Насадок дымопуска монтировался на корме. Планировалась также установка аппаратуры для заражения местности ОВ или дегазации. Эта машина выпускалась небольшой серией в 1933–1934 гг… став первым серийным огнеметным танком, что позволило отработать ряд конструктивных решений, но в целом не была удачной. После 1937 г. остававшиеся на службе ОТ-26 (ХТ-26) модифицировались установкой огнеметной аппаратуры от ОТ -130.


Легкие огнеметные танки ОТ-130-133

В 1938 г. на базе Т-26 обр. 1933 г. с одной цилиндрической башней выпустили танк ОТ-130. Башня, как и на базовой машине, была смещена вправо от продольной оси машины. Вместо 45-мм пушки в башне установили огнемет КС-25. Огнеметная аппаратура размешалась в боевом отделении: в корпусе - два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 л. в башне - четыре баллона со сжатым воздухом по 13.5 л каждый и бензиновый бачок системы зажигания емкостью 0.8 л. Брандспойт с бронекожухом крепился в одной маске с пулеметом Д1. Зажигатель здесь также имел запальную электросвечу. Наведение огнемета осуществлялось плечевым упором, прицел - перископический. Для заправки резервуаров огнесмесью служили заливные горловины в крыше подбашенной коробки слева от башни. Давление воздуха в баллонах - 150 атм. рабочее давление - 18 атм. За один выстрел огнемет выбрасывал до 9 л огнесмеси. благодаря чему дальность огнеметания увеличилась до 45–50 м, но число выстрелов уменьшилось до 40 (при заливке 360 л). Конструкция предусматривала продувку брандспойта огнемета после выстрела. Имелась система дымопуска. Созданные в 1938–1939 гг. модификации огнеметного танка ОТ-131. ОТ-132 и ОТ-133 отличались от ОТ-130 незначительно (форма башни, пулеметы ДТ в качестве вспомогательного вооружения). ОТ-133 имел два пулемета кормовой н зенитный. ОТ-131 и - 132 выпушены небольшими партиями. ОТ-133 строился серийно. В 1938–1939 гг. построили 393 танка ОТ-130-133. Как и большинство линейных танков, огнеметные ОТ-130. 131, 132, 133 не имели радиостанции Всего на базе Т-26 с 1933 по 1939 г. выпустили 1336 огнеметных танков. Они сводились в роты боевого обеспечения танковых бригад (9 химических танков - три взвода по три машины). Танки ОТ -130 в составе 6-й и 11-й танковых бригад использовались в боях против японских войск в районе реки Халхин-Гол в августе 1939 г. Во время советско-финской войны 1939–1940 гг н операциях на Карельском перешейке участвовали несколько батальонов и отдельных рот. оснащенных ОТ-130 и ОТ-133 (было и несколько ОТ-26). Танки весьма эффективно выжигали пехоту противника как в дотах и блиндажах линии Маннергейма, так и на открытой местности. Танки под огнем противника подходили к ДОТу на дистанцию огнеметного выстрела и поражали амбразуру струей огнесмеси. Несколько танков было захвачено финнами, которые в конце концов перевооружили их 45-мм пушками.



Схема размещения огнеметной аппаратуры в танке ОТ -130



Подбитые танки ОТ-133 одного танкового огнеметного (химического) взвода, 1941 г. Виден комплекс вооружения OT-133.



Трофейный огнеметный танк ОТ-133 в финской армии.


Согласно предвоенным взглядам, роль «огнеметчиков» не считалась для химических танков основной - считалось, что они предназначены в основном для организации химического (газового) заграждения (для этого даже формировали отдельные химические танковые бригалы). постановки дымовой завесы, дегазации местности, и лишь «некоторые из этих танков используются для огнеметания при действиях линейных танков против живой силы и огневых точек противника». При этом «установка специального химического оборудования в танке не позволяет разместить артиллерийское вооружение». если только прибор дымопуска или огнемет не ставились в качестве вспомогательных. ОТ-26 и ОТ-130-133 несли огнемет в качестве основного вооружения и имели лишь пулеметы для самообороны. Роль химических танков оставалась недостаточно определенной - скажем, в работах 1940 г. по тактике прорыва укрепленных полос упоминались «танки-тральшики. саперные танки», но не говорилось о месте «химических».

Установка огнемета в башне вместо пушки допускала круговой обстрел, но уже опыт боев на Халхин-Голе и Карельском перешейке показал низкую эффективность таких танков в бою: ведь огнемет - оружие ближнего боя (радиус действия - несколько десятков метров), он бессилен против танков и противотанковой артиллерии. Это ограничивало действия танков и делало их беспомощными и бесполезными после расхода огнеметной смеси. Такие машины требовали поддержки линейных (пушечных) танков для подавления противотанкового огня противника, при отрыве от них легко подбивались. Тем более что огнеметные машины отличались по внешнему виду от линейных. что позволяло противнику заранее определить направление атаки и сосредоточить огонь именно на них. На Халхин-Голе для поддержки и прикрытия взвода огнеметных танков приходилось выделять взвод линейных танков или пушечных бронеавтомобилей БА-10. Поэтому в 1940 г. создаются огнеметные танки. сохраняющие пушечное вооружение базовой машины, хотя при этом приходилось жертвовать запасом огнесмеси.

Модель танка ОT-26 ОТ-130 (0Т-131.0Т-132) ОТ-133 Т-134
Экипаж, чел. 2 3 3 3
Боевая масса, т 9.0 10,0 10,5 10.73
Длина танка. мм 4620 4650 4650 4650
Ширина, мм 2440 2440 2440 2440
Высота, мм 2150 2240 2330 23&
Толщина брони, мм:
корпус 15 15 15 15
башня 15 15 15 15
Вооружение:
пушка (боекомплект) * * * 45-мм обр. 1932/1938(145)
огнемет КС-24 КС-25 КС КС-25
запас огнесмеси, л 360 360 145
Вспомогательное вооружение:
7,62-мм пулемет 1хДТ 1хДТ 2хДТ 2хДТ
Мощность двигателя, л.с. 90 95 95 95
Максимальная скорость, км/ч 30 30 30 30
Запас хода, км 150-200 130-170 150-200 150-200


Огнеметный танк Т-134 с экранированной башней


Схема огнеметной аппаратуры АТО-41:

1 - спусковой рычаг управления огнеметанием, 2 - бензоклапан с переключателем, 3 - аккумулятор, 4-редукторы. 5 - контрольный манометр, 6 - клапан спуска давления, 7 - резервуар, 8 - запорный обратный клапан, 9 - воздушный баллон, 10-бобины, 11 - рычаг углов наводки. 12 - зажигатель.



Схема огнеметной аппаратуры АТО-42


Легкий огнеметный танк Т-134 (ОТ-134)

Был создан на базе Т-26 с конической башней, сохранил 45-мм пушку, спаренный и зенитный пулеметы ДТ. Огнемет КС-25 крепился в шаровой опоре в наклонном лобовом листе слева от механика-водителя. Запас огнесмеси составлял 145 л (15–18 коротких выстрелов), примем один из двух резервуаров с огнесмесью пришлось расположить снаружи корпуса. Брандспойт огнемета крепился в шаровой установке, что позволяло менять направление выстрела, для управления использовалась рукоятка. Диаметр выходного отверстия насадки огнемета составлял 14 мм. Общий вес огнеметной аппаратуры с заправленными резервуарами огнесмеси составлял 568 кг, рабочее давление в баках огнесмеси - 25–27 атм. Дальность огнеметания 50 м к тому времени считалась уже недостаточной, да и выпуск базового танка завершался. Все это определило судьбу машины - в серию она не пошла.

Танки же ОТ-130 нашли применение и в начальном периоде Великой Отечественной войны. В 1940 г. у нас в стране пересмотрели организационную структуру танковых войск, в рамках этой реорганизации огнеметные танки свели в отдельные батальоны из 54 машин. Они входили в состав танковых дивизий с непосредственным подчинением командиру дивизии. Т. е. к началу войны танковая дивизия при штате 375 танков должна была иметь 54 огнеметных (химических) танка, но незаконченность реорганизации сделала свое дело. Примером тому служат мехкорпуса 5-й армии Киевского особого военного округа: на 22 июня 1941 г. в 41- н танковой дивизии 22-го мехкорпуса имелся 41 танк ОТ-130, в 20-й танковой дивизии 9-го мехкорпуса - 3, а в 35-й дивизии - один. Некомплект огнеметных танков составлял 84 %.


Колесно-гусеничный огнеметный танк ОТ-7

В 1940 г. Харьковский паровозостроительный завод (завод № 183 им. Коминтерна) на базе БТ-7 обр. 1937 г. построил несколько огнеметных танков ОТ-7 с 45-мм пушкой и пулеметом ДТ в "родной" конической башне танка и установкой огнемета на подбашенной коробке, справа от водителя, в шаровой опоре. Огнеметные танки разрабатывались и на основе более ранних моделей колесно-гусеничных танков БТ - ХБТ-2 на базе БТ- 2, БХМ на базе БТ-5, ХБТ-7 на базе БТ-7 с цилиндрической башней - причем два последних сохраняли 45-мм пушку, но они остались опытными. На ОТ-7 установили пневматический огнемет КС-63 с дальностью огнеметания до 70 м (в благоприятных условиях - до 90 м), установка в корпусе обусловила мертвую зону обстрела из огнемета в 5.5 м. Для размещении огнеметной установки пришлось изменить конструкцию передней части подбашенной коробки. Два резервуара для огнесмеси емкостью по 85 л каждый были вынесены из корпуса танка на надгусеничные полки и защищены 10-мм броней. Пневматическая система огнемета состояла из трех баллонов сжатого воздуха емкостью по 13 литров, двух редукторов, понижающих давление до 8-10 атм (для подачи бензина к форсунке факела), и 20–25 атм (для выстрела огнесмеси), трубопровода и клапана управления. Рабочее давление в баке огнесмеси составляло 20–25 атм. Запаса в 170 л огнесмеси хватало на 11–17 (по другим данным - 10–15) коротких выстрелов, практическая скорострельность составляла 10–12 выстр./мин. Располагался огнемет в крыше подбашенной коробки справа от места механика- водителя. При этом угол горизонтального обстрела составлял 55", угол возвышения - 12°, склонения - 9°. Огнеметанием управлял механик-водитель, в его прибор наблюдения было встроено прицельное приспособление для наведении огнемета с прицельными рисками и связанной с огнеметом стрелкой.


В 1941 г. огнеметную аппаратуру установили на колесно-гусеничный танк БТ- 7М (обр. 1940 г.) с дизельным двигателем В-2 - этот огнеметный танк получил обозначение ОП-7. Общая масса огнеметной аппаратуры с заправленными резервуарами огнесмеси составляла 711 кг. емкости резервуаров в 170 л огнесмеси (резервуары размешены снаружи корпуса) хватало на 10–15 коротких выстрелов. Огнесмесь состояла из смеси мазута М3 (90 %) и керосина (10 %). Брандспойт размешен в шаровой опоре в лобовом листе корпуса, диаметр выходного отверстия насадки огнемета - 19 мм. Рабочее давление - 25–27 атм. Управление огнеметом осуществлялось двумя рукоятками. Зажигание смеси производилось искрой свсчи от танкового аккумулятора. Как и ОТ-7. танк ОП-7 остался опытным. Он, однако, интересен как пример изменения подхода к созданию огнеметных танков непосредственно накануне войны.


Тактико-технические характеристики танков ОТ-7 (ОП-7)

Экипаж 3 человека

Боевая масса 14,3(14,65)7

Длина танка 5,6 (5,66) м

Высота 2.4 (2.45) м

Вооружение: основное 45-мм танковая пушка обо. 1934/38. огнемет КС-63

вспомогательное два 7,62-мм пулемета ДТ

Толщина брони до 22 мм

Мощность двигателя 400 (500) л.с.

Максимальная скорость хода

51 (62) км/ч на гусеницах.

72 (86) км/ч на колесах

Запас хода 510 (620) км


Колесно-гусеничный огнеметный танк ОП-7


Отметим, что в 1935–1941 гг. в СССР было построено несколько опытных безэкипажных дистанционно управляемых по радио танков (“телетанков"), вооруженных огнеметами - ТТ-26, “телетрактор” Т-20. ТТ-38. БТ-ТТ. Телетанки ТТ-26 были даже выпушены малой серией в 55 машин, но об их боевом применении сведений нет. Огнеметы и позднее рассматривались в числе вооружения дистанционно управляемых наземных машин (в частности, журнал “Радио-Крафт" уже в 1945 г., сразу после окончания войны, опубликовал проект радиоуправляемой танкетки - развития германкой В-IV - оснащенной пневматическим огнеметом с дальностью огнеметания до 40 м и мощным зарядом В В).


Легкий огнеметный танк Т-40 (Т-4 °C)

В 1935–1936 гг. московский завод № 37 на шасси малых плавающих танков построил 75 огнеметных танков ОТ-37 (БХМ- 4) с огнеметом КС-23, в 1937 г. - опытные ОТ-38 с огнеметом КС-40. На танках оставлялись пулеметные башни, огнемет монтировался на корпусе. Но машины не нашли применения. Перед войной на вооружение поступил плавающий легкий танк Т-40 того же завода (главный конструктор - Н.А. Астров), а в июле 1941 г. был создан его сухопутный вариант Т-4 °C. В начале Великой Отечественной РККА потеряла почти все огнеметные танки. На заводе № 37 в срочном порядке на основе Т-40 и Т-4 °C был разработан танк с огнеметом АТО-41 (отдельного индекса танку не присваивали). Брандспойт смонтировали в шаровой опоре с правой стороны лобового листа корпуса, резервуар с огнесмесью и баллон сжатого воздуха установили в нише кормы корпуса на месте гребного винта и руля. 12,7-мм и 7,62-мм пулеметы в башне сохранялись. Сообщалось об участии таких машин и боях в районе Наро-Фоминска на фронте 1-й гвардейской стрелковой дивизии.


ТТХ танковых огнеметов АТО-41 и АТО-42
Модель АТО-41 АТО-42
Тип огнемета Автоматический поршневой
Вид огня Одиночный или автоматический очередями по 3–4 выстрела
Дальность огнеметания. м
стандартной смесью 60-65 60-70
вязкой смесью 90-100 100-130
Расход огнесмеси на один выстрел, л 10
Рабочее давление, кг/см²:
в резервуаре 4,0–4,5 3,540
в цилиндре 25-30 35

Вооружение огнеметных танков

Начальный период войны подтвердил необходимость огнеметных танков. Их отсутствие вынуждало придавать танковым частям для атаки укрепленных позиций подразделения ранцевых или переносных фугасных огнеметов, чье взаимодействие с танками в бою было затруднительно. огнемстчики несли большие потери. С другой стороны, дальность огнеметания до 90 м, достигнутая в пневматических огнеметах к концу 1930-х гг… военных уже не устраивала, поскольку требовала подхода огнеметных машин вплотную к оборонительным позициям противника, насыщенным противотанковыми средствами.

Важным шагом в развитии отечественного огнеметного вооружения стало введение в 1941 г. вязких огнесмесей на основе порошкообразных загустителей ОП-2 по рецептуре, разработанной в 1938–1940 гг. инженером А.П. Ионовым для увеличения дальности струйного огнеметания из танковых, траншейных, фугасных и ручных огнеметов. При испытаниях со штатным танковым огнеметом использование вязких огнесмесей увеличивало дальность огнеметания почти в два раза. В 1941 г. началось массовое производство загустителя ОП-2 и вязких смесей на предприятиях Наркомата пищевой промышленности. Вязкие огнесмеси Ионова применялись РККА в огнеметах всех видов.

Другим путем повышения дальности являлся переход от использования давления сжатого воздуха к использованию давления пороховых газов, т. е. замена пневматических огнеметов фугасными (пороховыми). Над созданием танковых фугасных огнеметов работали ГСКБ 47 Наркомата боеприпасов н ленинградский завод № 174. Специальной конструкторской группой завода № 174 во главе с И. А. Аристовым и Д.П. Елагиным был разработан автоматический танковый поршневой огнемет, который после проведенных в мае 1941 г. сравнительных испытаний с огнеметом разработки НАТИ был - буквально накануне войны - принят на вооружение под обозначением АТО-41. Производство АТО-41 поставил Люберецкий завод сельскохозяйственных машин. Использовались пороховые заряды патрона к 45-мм пушке. Пороховые газы заряда давили на поршень, выталкивавший из цилиндра огнесмесь, которая поджигалась на выходе бензиновым факелом, воспламенявшимся от электрической запальной свечи (от танкового аккумулятора). Бензин к форсунке факела подводился давлением сжатого воздуха, подававшегося из особого баллона через редуктор. Перезарядка огнемета и подача очередного патрона производилась автоматически гидравлическим напором огнесмеси. создаваемым в резервуаре посредством сжатого воздуха. Дзя стрельбы из огнемета в основном применялась стандартная смесь в составе 60 % мазута и 40 % керосина, но могли применяться также вязкая огнесмесь (раствор порошка ОП-2 в автомобильном бензине), сырая нефть, моторное топливо как в чистом виде, так и в смеси с керосином. Заправка резервуаров огнесмесью производилась авторазливочной станцией АРС-6 или вручную ведрами. В конце 1942 г. на вооружение был принят модернизированный вариант автоматического танкового огнемета АТО-41 под обозначением АТО- 42 с дальностью огнеметания 60–70 м стандартной смесью мазута и керосина и 100–130 м вязкой спецсмесью и скорострельностью 24–30 выстр./мин. который практически без изменений производился до конца войны. С 1943 г. он ставился на огнеметные танки. Автоматический огнемет имел увеличенную по сравнению с АТО-41 дальность огнеметания.

Продолжение следует



Алексей Степанов

(ныне - Тверь) и в его пригороде разделительной линией между советскими и немецкими частями на южном берегу Волги стала полоса от Старицкого до Волоколамского шоссе. Начались ожесточённые уличные бои.

Вперёд, по обоим берегам Волги

Чтобы прорваться к центру города и захватить шоссейный Волжский мост, наступающим немецким частям требовалось сломить сопротивление 5-й стрелковой дивизии с приданными подразделениями курсантов, истребительного батальона и ополчения. В Заволжье 900-я моторизованная учебная бригада вермахта стояла у северо-западных границ города, имея в планах захват важного перекрёстка шоссейной и железной дорог (Горбатого моста). Её противником были бойцы 256-й стрелковой дивизии.

Пулемётчик 1-й танковой дивизии вермахта на улице Красноармейской (ныне Новоторжская). Впереди Советская площадь. На зданиях различим противовоздушный камуфляж в виде крупных неровных пятен. К моменту съёмки Волжский мост уже был захвачен немцами.
Хаупт В. Сражения группы армий «Центр»

Бои за город, разгоревшиеся с новой силой ранним утром 14 октября, достаточно подробно описаны немецким историком, бывшим офицером вермахта Вернером Хауптом:

«Приказ командира 41-го танкового корпуса командиру 1-й танковой дивизии с командного пункта в Даниловском гласит: “Овладеть городом Калинин и шоссейным мостом через Волгу в двух километрах за ним!” В то время как её боевая группа “В” (усиленный 1-й моторизованный полк), прикрывая левый фланг дивизии и пути подвоза с севера, ещё отражала ожесточённые атаки противника на плацдарме у Старицы, главные силы дивизии приготовились к штурму Калинина».

Командир 113-го моторизованного пехотного полка подполковник Венд фон Витерсхайм на бронетранспортёре со штабом полка, за которым следовали передовые подразделения, разместил свои части по обе стороны Старицкого шоссе, преимущественно севернее дороги.

1-я рота 1-го моторизованного пехотного полка, поддержанная 1-м артиллерийским дивизионом 73-го артиллерийского полка (командир - майор Борн), в 2:00 подошла к Калинину и изготовилась на захваченном днём ранее аэродроме Мигалово к атаке вдоль Старицкого шоссе. Её поддерживали танки «отряда Хершеля» (шесть Pz.Kpfw.III под командованием обер-лейтенанта Пёля, четыре Pz.Kpfw.IV и несколько Pz.Kpfw.II под командованием обер-лейтенанта Дюнча).

1-й батальон 113-го моторизованного полка с приданной 3-й ротой 1-го танкового полка (шесть Pz.Kpfw.III и два Pz.Kpfw.IV под командованием капитана графа фон дер Шуленбурга) наступали по северным улицам, вытянутым параллельно шоссе.


Брошенный трамвайный вагон - один из распространённых сюжетов немецких фото, сделанных на улицах Калинина

1-й мотоциклетный батальон (командир - майор Ф. фон Вольф) начал атаку в 5:00. Впереди шла 1-я рота батальона, за ней ударный сапёрный отряд, две противотанковые пушки и одно лёгкое пехотное орудие, следом 5-я рота мотоциклетного батальона, затем - управление батальона (командир - адъютант обер-лейтенант Ф. фон Фридаг) с остальными силами батальона.

Поначалу атака мотоциклетного батальона развивалась неудачно. Быстро проехать по Старицкому шоссе мешал сильный огонь оборонявшихся советских частей. 1-я рота мотоциклистов развернулась в мёртвой зоне южнее дороги на Старицу, после чего продолжила медленно наступать. Под мёртвой зоной железнодорожной насыпи майор фон Вольф развернул батальон на юг, постепенно продвигаясь в сторону дороги Лотошино - Калинин (Волоколамское шоссе) под прикрытием огня танковых пушек 2-го батальона 1-го танкового полка, а также орудий 2-го и 3-го дивизионов 73-го артиллерийского полка. Здесь немцам противостоял советский 336-й стрелковый полк 5-й стрелковой дивизии, занимавший оборону по линии Никулино - Лебедево.

«Чрезвычайно ожесточённое сопротивление противника»

В это же время 3-я рота 113-го моторизованного пехотного полка под командованием лейтенанта Кацмана атаковала позиции советских войск на Старицком шоссе. В ходе боя за путепровод у железной дороги три танка Pz.Kpfw.III подошли вплотную к шоссе, но в 80 метрах от путепровода все они были подбиты советскими противотанковыми пушками. Командир взвода 3-й роты 1-го танкового полка лейтенант Отто был ранен, его наводчик убит, все остальные члены экипажа тоже получили ранения. Понесли потери и десантники на броне; многие, включая лейтенанта Кацмана, были ранены. Рота, командование которой взял на себя обер-лейтенант Г. Файг, была вынуждена поумерить пыл и приостановить наступление.


Район Калинина, ограниченный двумя мостами через Волгу (слева - железнодорожный, справа - шоссейный): 1 - Старицкое шоссе, 2 - путепровод, 3 - проспект Калинина, 4 - фабрика «Пролетарка» («фабричный квартал»; южнее него, на противоположном берегу реки Тьмаки - комплекс кирпичных промышленных и жилых зданий «Двор Пролетарки»), 5 - улица Софьи Перовской.
http://warfly.ru

В целом советские бойцы и командиры 5-й стрелковой дивизии оказали заведомо более сильному противнику мощное и грамотно организованное сопротивление. Сказывался опыт предыдущих боёв, в которых участвовала значительная часть личного состава соединения.

Более того, в 6:30 силами 142-го и 190-го полков (последний после выгрузки на станции днём ранее сосредоточился на проспекте Калинина в районе 12-й школы и уже оттуда был направлен на западную окраину города) была предпринята контратака с целью вернуть утраченные ранее позиции, прежде всего - железнодорожный мост. В журнале боевых действий 1-й танковой дивизии отмечено, что «контратаки русских в направлении железнодорожного моста были отбиты» .

Затем в атаку снова перешли немцы. После того как передовые подразделения 1-го батальона 1-го моторизованного пехотного полка вышли к северо-востоку от железнодорожной насыпи, а 1-й батальон 113-го полка смог продвинуться дальше в северо-западную часть города, началось наступление главных сил дивизии вглубь Калинина.

Существенную поддержку немецкой мотопехоте в ходе уличных боёв оказали огнемётные танки 101-го огнемётного танкового батальона. Несколько танков Flammpanzer II вместе с полувзводом лейтенанта Ремлера (три Pz.Kpfw.IV 4-й роты 1-го танкового полка) действовали на участке 1-го батальона 113-го полка майора Экингера. Остальные «Фламинго» поддерживали полувзвод танков Pz.Kpfw.IV лейтенанта Коха и обер-фельдфебеля Фёльтера из 8-й роты 1-го танкового полка на участке 1-го батальона 1-го моторизованного полка.


Типичное для «Двора Пролетарки» промышленное здание конца XIX века. Некоторые из них были превращены защитниками города в узлы обороны

К 9:00 1-я рота 1-го батальона 1-го моторизованного полка под командованием обер-лейтенанта Беккера сломила, по словам Хаупта, «чрезвычайно ожесточённое сопротивление противника» . После того как к ней присоединились другие роты, начались тяжёлые уличные бои с «храбро сражавшимися защитниками Калинина, которые прочно удерживали многочисленные узлы обороны в городе. Их удавалось заставлять отходить только после поджога их опорных пунктов огнемётными танками или из огнемётов, которые были в подразделениях 37-го сапёрного батальона. Это требовало много времени» .

Записи в журнале боевых действий советской 30-й армии несколько сдвигают события по времени, но в целом вполне соответствуют суровым реалиям сражения:

«В 10:30 противник перешёл в атаку силами 1-й танковой и 36-й моторизованной дивизий, нанося главный удар вдоль реки Волга. Части армии, оказывая сопротивление на занимаемых рубежах, отбивали атаки противника. Противник, переправив до батальона пехоты на северный берег реки Волга, наступал вдоль Волги и, прорвав оборону на участке 5-й стрелковой дивизии, к 12:30 ворвался в город, заняв Калининский проспект» .

Подключение к наступлению частей 36-й моторизованной дивизии (правда, несколько позже времени, указанного советскими источниками) подтверждается и немецкими документами. Журнал боевых действий 3-й танковой группы свидетельствует, что к 12:10 по берлинскому времени дивизия достигла железной дороги южнее Калинина, имея в качестве одной из главных задач поддержку 1-й танковой дивизии.


Огнемётный танк PzKpfw.II (F) «Фламинго» - вполне возможно, принадлежащий 101-му огнемётному танковому батальону

Тем временем танки 2-го батальона 1-го танкового полка под командованием обер-лейтенантов Пёля и Дюнча и мотопехота 1-го батальона 1-го моторизованного полка медленно продвигались вдоль проспекта Калинина в сторону центра города. Вернер Хаупт так описывает этот эпизод:

«Из-за сидевших повсюду на крышах стрелков 1-й батальон был вынужден на всех улицах очищать каждый дом в обширном фабричном квартале, и продвигался очень медленно. С большим трудом приходилось брать остальные улицы и ожесточённо бороться за каждую пядь земли. Советские власти тем временем собрали заводских рабочих Калинина, вооружили их и в гражданской одежде бросили в уличный бой. Атака грозила захлебнуться» .

В данном случае интересно вспомнить донесение члена военсовета 30-й армии бригадного комиссара В. Н. Абрамова о рабочих отрядах, которые якобы «после первого выстрела противника в панике бежали» . Немцы, судя по всему, так не считали. Ветераны многочисленных кампаний начального периода Второй мировой войны, солдаты и офицеры 1-й танковой дивизии не просто заметили сопротивление со стороны вчерашних обывателей, а посчитали его реальной угрозой.


Бойцы отряда народного ополчения калининской прядильно-ткацкой фабрики имени Вагжанова, осень 1941 года

Можно только представить, какой психологический эффект, помимо сугубо военного, имело воздействие огнемётных танков на слабо обученных военному делу рабочих, однако даже в этих условиях они продолжали сражаться. Журнал боевых действий 1-й танковой дивизии содержит следующую запись от 14 октября:

«Жестокие уличные бои с наскоро сформированными частями противника, в которых участвовали даже рабочие и женщины, вынуждают атакующих медленно отвоёвывать территорию».

Тем временем в Заволжье наступавшие немецкие части теснили подразделения 934-го стрелкового полка 256-й стрелковой дивизии. Согласно журналу боевых действий 3-й танковой группы, уже к 11:00 «учебной бригадой была захвачена станция Дорошиха в 5 км западнее Калинина» . Затем под контролем немцев оказался и Горбатый мост.


Калининское Заволжье, северная часть города: 1 - станция Дорошиха, 2 - Горбатый мост, 3 - вагоностроительный завод, 4 - Первомайская набережная, 5 - мост через Тверцу.
http://warfly.ru

Интересно, что командный состав противостоящих немцам на северном берегу Волги полков 256-й дивизии скептически оценивал собственные навыки организации и ведения уличных боев. Так, Н. Б. Ивушкин, парторг 937-го стрелкового полка, переброшенного в северную часть Калинина из городского сада, впоследствии вспоминал:

«Опыта уличных боёв никто из наших командиров не имел. Пришлось на ходу учиться действиям в городе, овладевать тактикой, требующей быстрых решений. С улиц, простреливаемых противником, людей переместили в переулки. Использовали окна и чердаки домов для огневых точек. Продвигались вперёд, прижимаясь к стенам. Минут через 30 вырвались на Первомайскую набережную. Завязался встречный бой, в результате которого гитлеровцы были отброшены. Наши бойцы откуда-то со дворов катили на улицу бочки, тащили брёвна, снимали ворота, ломали заборы. Вскоре улица была перекрыта баррикадами».

На южном берегу Волги в середине дня 1-й батальон 113-го полка на бронетранспортёрах постепенно продавливал оборону советских частей в фабричных кварталах. Ведя тяжёлый бой, мотопехотинцы 3-й роты слева от себя увидели Волгу и ажурные пролёты Волжского моста.



Вверху: Горбатый мост (фотография начала ХХ века), внизу: Волжский мост (немецкая фотография)

Интересно, что сама 3-я рота на время оказалась в изоляции, так как основные силы 1-й танковой дивизии наступали несколько южнее, через улицу Софьи Перовской. По словам Хаупта, дальнейший ход боя выглядел следующим образом:

«Когда майор доктор Экингер со своим бронетранспортёром и двумя танками пробился к роте Файга, он увидел вокруг себя только красноармейцев и вооружённых рабочих. Теперь мост, словно магнит, притягивал его атакующих стрелков. К ним присоединился огнемётный танк, который сопровождали два танка Pz.Kpfw.III. Они подавляли пулемётные точки. Но когда обер-лейтенант Файг уже думал, что наконец-то пришло время прорваться к мосту, перед ним и его людьми внезапно оказался канал. Напротив, на восточном берегу, находились русские позиции! За ними был виден 250-метровый мост. Но перед ним был канал, за которым находился занятый противником стадион Калинина. Справа от маленькой церкви разведали переправу через канал. И повсюду - русские, русские и снова русские! Со стадиона у Волги вела огонь полевая и противотанковая артиллерия… Наконец подвезённые миномёты открыли огонь дымовыми минами по позициям противника на том берегу канала и перед ними. Обер-лейтенант Файг под прикрытием дымовой завесы пошёл в атаку по мосту через канал. Повернув направо, ему и 36 солдатам его роты удалось опередить охрану противника, преодолеть систему опорного пункта и прорвать позицию по берегу канала».


Улица Софьи Перовской, по которой немецкие части наступали в центр города (немецкое фото)

За канал немцы приняли текущую в черте города и впадающую в его историческом центре в Волгу с юга реку Тьмаку. Уничтожить два небольших моста через неё, трамвайный и автогужевой, как это часто бывает, красноармейцы просто не успели.

По советским данным, захват мостов выглядел несколько иначе. Дело в том, что части 1-й танковой дивизии прорвались, по сути, почти к штабу 30-й армии, который располагался на первом этаже здания областного УНКВД (в наши дни - корпус Тверского медицинского университета). Именно к нему отошли бойцы истребительного батальона. Участник сражения сотрудник НКВД Н. А. Шушаков так описал бой за овладение мостами:

«В связи с угрозой прорыва немцев к центру города со стороны “Пролетарки” штабная рота охраны утром 14 октября заняла оборону по реке Тьмаке, у городского сада и у здания облисполкома… В 15:00 к ним присоединилась группа бойцов истребительного батальона УНКВД под командованием майора Г. А. Митькова. Это были в основном офицеры управления, накануне участвовавшие в бою у Мигалова. Около 17:00 со стороны улицы Софьи Перовской появились немецкие танки. За танками шла пехота. Когда танки подошли к мосту через Тьмаку, со стороны Советской улицы ударила пушка. Передний танк остановился перед мостом и дал ответный выстрел. Отважную “сорокапятку” разнесло вместе с расчётом».


Район Волжского шоссейного моста: 1 - четырёхэтажный жилой дом на улице Софьи Перовской с предыдущего фото, 2 - здание школы № 6, 3 - храм Николы в Капустниках, 4 - стадион «Динамо», 5 - здание УНКВД, 6 - здание облисполкома (Путевой дворец) и городской сад вокруг него, 7 - Волжский мост, 8 - один из «фабричных кварталов», через которые прорывалась к мосту рота обер-лейтенанта Файга.
http://warfly.ru

По воспоминаниям сражавшегося в составе истребительного батальона сержанта госбезопасности Г. К. Рассадова, даже после прорыва немцами позиций на берегу Тьмаки бой не угасал:

«Кроме винтовок и карабинов, встретить танки нам было нечем. В это время из-за подбитого танка появились автоматчики. Под прикрытием пулемётного огня они заскочили в здание школы № 6 и стали бить по нам из окон второго этажа. Ведя прицельный огонь из-за решётки городского сада и здания УНКВД, мы блокировали эту группу. Потом немцы поставили пулемёт на колокольне, возвышавшейся за стадионом, и наши позиции оказались в зоне огня».

Храм Николы в Капустниках, архитектурный памятник середины XVIII века, действительно был тогдашней доминантой на местности рядом с мостом. Заняв его, немцы прекрасно видели все передвижения оборонявшихся советских частей. Возможно, позднее они наблюдали и отход по Советской улице штаба 30-й армии, прикрытый ротой охраны.


Вид на мост со стороны южного берега Волги. Слева - дощатые стены стадиона «Динамо», справа - городской сад

О продолжении боя за Волжский мост Хаупт рассказал, цитируя дневник обер-лейтенанта Файга:

«Когда дым снова рассеялся, мы достигли уже дощатых стен стадиона, и русские совершенно исчезли из поля зрения. А теперь - быстрее вперёд, к большому мосту, до него уже почти рукой подать! Окопавшиеся до этого на стадионе русские уже отошли… Выдохшись полностью, все залегли на мосту. Кабель перебили. “Быстро, на другую сторону! Встать, давай вперёд!” Для нас это были гонки со смертью. 250 метров моста были долгой дорогой! На северном берегу нам было видно орудие, пулемётный дот и позиции. По нам ударил оживлённый огонь, но останавливаться больше было нельзя».

Составители журнала боевых действий 3-й танковой группы внесли в документ гораздо более лаконичную запись:«Шоссейный мост в Калинине после тяжёлого боя был захвачен в 16:30, заложенное взрывное устройство удалено».

Заветный мост

Немцам в очередной раз в кампании 1941 года достался неповреждённым очень важный шоссейный мост. Конечно, советских сапёров, минировавших его и не успевших уничтожить, можно понять. По мосту активно передвигались части Красной армии, он обеспечивал транспортную связность обороны города (так, днём 14 октября по нему переходили Волгу подошедшие из городского сада бойцы 937-го стрелкового полка, отправляясь защищать северную часть города), и преждевременный подрыв мог существенно ослабить позиции обороняющихся войск. С другой стороны, захват моста немцами стал настоящей катастрофой для всей системы советской обороны.


Танки Pz.Kpfw.III и мотопехота 1-й танковой дивизии вермахта неторопливо продвигаются по Советской улице

По словам Н. Б. Ивушкина, «немцы бросили несколько танков с десантом автоматчиков через Волжский мост на Первомайскую набережную. Они шли навстречу своим частям, двигавшимся со стороны вагоностроительного завода» . Таким образом, 937-й полк попросту мог попасть в окружение с туманными перспективами манёвренного боя против заведомо более мобильных частей противника. В этих сложных условиях советские части были вынуждены отойти к впадавшей в Волгу с севера реке Тверце, пытаясь удержать позиции на её берегах.

Журнал боевых действий 30-й армии почти дословно подтверждает слова политработника:

«На северном берегу наступление немцев сдерживалось упорным сопротивлением частей 256-й стрелковой дивизии, но с выходом противника к шоссейному мосту через Волгу дал ему возможность бросить несколько танков и автоматчиков в тыл нашим войскам, действующим на северном берегу. В результате наши части начали отход к Тверецкому мосту, где к 18:00 заняли оборону».

Ивушкин обозначил местоположение частей и подразделений даже несколько конкретнее: 3-й батальон закрепился на правом берегу Тверцы, 2-й батальон - на левом, по Затверецкой набережной. 934-й стрелковый полк дивизии отошёл на рубеж Николо-Малица и севернее, имея задачу совместно с подошедшим 16-м пограничным полком НКВД не допустить прорыва противника по Ленинградскому шоссе на Торжок.

В свою очередь, части 5-й стрелковой дивизии отходили из охваченных огнём городских кварталов на тогдашние юго-восточные окраины Калинина. Измотанные тяжёлыми боями части, истощив и без того далеко не безграничный боезапас, двигались по направлению к Московскому шоссе. Вместе с ними отступали бойцы истребительного батальона и ополчения.

В описании боевого пути 5-й стрелковой дивизии, созданном намного позже происходивших событий, отступление из города упомянуто достаточно лаконично: «В ночь на 15 октября 1941 года под натиском превосходящих сил пехоты и танков противника, сильным воздействием авиации, дивизия отошла на восточную окраину г. Калинина» . Комиссар дивизии П. В. Севастьянов отмечал:

«На окраине Калинина, у знаменитого элеватора с его железобетонными стенами и удобными бойницами, мы и зацепились. Оставить его - значило отдать немцам Московское шоссе. Полки закрепились здесь с намерением держаться до последнего и принялись строить оборону, в особенности - противотанковую» .

Только к этому времени на помощь стрелковым полкам пришёл наконец 27-й артиллерийский полк. Поддержка его орудий очень пригодилась в последующих боях за город.


Взятие Калинина не стало для немцев лёгкой прогулкой. Сбросив с постамента памятник Ленину на одноимённой площади, захватчики водрузили на его место наспех сделанную свастику. На самой же площади разбили кладбище для погибших солдат и офицеров вермахта. Считается, что здесь хоронили наиболее отличившихся из них. Удивительна тяга немцев к украшению своих погребений: пальмы, выставленные в кадках прямо в снег, наверняка сразу погибли. Впрочем, кладбище оккупантов просуществует ненамного дольше

Активность авиации с обеих сторон в течение дня была достаточно высокой. Записи в журнале боевых действий советского 6-го истребительного авиакорпуса ПВО о действиях немецких ВВС сообщают, что «противник активно ведёт разведку в прифронтовой полосе, производя попутно бомбометание по подходящим резервам, скоплениям наших наземных войск, местам погрузки и выгрузки» . Советские авиачасти также не оставались в долгу. Документы 3-й танковой группы красноречиво свидетельствуют: «сильные воздушные налёты противника приводят к существенным потерям» .

Итогом тяжёлых для обеих сторон боев 14 октября стало установление немцами контроля над большей частью Калинина. Вермахт захватил важный плацдарм и транспортный узел, что на протяжении многих последующих дней обеспечило предсказуемость намерений советского командования на калининском направлении. Город требовалось отбивать, а пока его ждали два месяца оккупации…

Источники и литература:

  1. NARA. Т 313. R 231.
  2. NARA. Т 315. R 26.
  3. Ивушкин Н. Б. Место твоё впереди. - М.: Воениздат, 1986.
  4. На правом фланге Московской битвы – Тверь: Московский рабочий, 1991.
  5. Скрытая правда войны: 1941 год. Неизвестные документы. - М.: Русская книга, 1992.
  6. Хаупт В. Сражения группы армий «Центр». - М.: Яуза-Эксмо, 2006.
  7. https://pamyat-naroda.ru.
  8. http://warfly.ru.

Мертвая выжженная полоса длиной 200 и шириной 30 м. Не осталось ничего — ни травинки, ни деревца, только обугленные холмики, которые еще недавно были людьми… Перед нами — страшные последствия выстрела огнеметного танка. Это бесчеловечное оружие было частично запрещено конвенцией ООН, вступившей в силу зимой 1983 года, но до тех пор успело обрасти целой гроздью легенд и заблуждений.

Самое распространенное заблуждение, связанное с огнеметными танками, связано с тем, что максимальный урон наносится врагу непосредственно во время выстрела. Это не так. Более всего опасно в этом плане последействие — горючая смесь, накрыв весьма значительную площадь, продолжает гореть в течение длительного времени после выстрела и как раз тогда выжигает все, до чего «дотягивается». Таким образом, огнеметный танк весьма эффективен и против бронетехники. Жидкие, легко текучие смеси проникают в самые малые щели и способны «выжечь» танк противника изнутри. Видимо, нет для экипажа более страшной смерти.

Другое популярное заблуждение заключается в том, что огнеметный танк чаще всего не имеет другого вооружения (если не считать пулемета). Безусловно, существует целый ряд танков, в которых установка для огнеметания является основным орудием. Но в серийное производство чаще поступали модели, где огнемет был лишь дополнительным вооружением наряду с традиционной пушкой.


При нажатии на спуск срабатывает пиропатрон, подающий небольшой огненный факел перед самым жерлом насадки. Примерно через 0,2 с напряжение подаётся на электрозажигание порохового патрона. Давление пороховых газов возрастает. По достижении 15 кгс/см 2 начинает перемещаться игольчатый клапан, разделяющий жидкостную полость и насадку, а при давлении от 50 д 75 кгс/см 2 струя выбрасывается, воспламеняясь от заведомо зажжённого факела пиропатрона. После выстрела барабан проворачивается, а поршень встаёт на своё место — по сути, это револьверный принцип. 1 — огнемет; 2, 4 — прожекторы инфракрасного света; 3 — антенна радиостанции; 5 — ствол пушки; 6 — дульный тормоз.

С пушкой или без нее?

Характерный пример — советский «Объект 483», созданный под руководством Александра Морозова на базе Т-54Б. Разработанный в 1959 году, этот танк был оснащен пороховым огнеметом ОМ-250 и имел сумасшедшую дальность выстрела (до 270 м) при ширине разлета струи 30 м. Но такая дальность влекла за собой огромный расход горючей смеси — около 100 л на выстрел. Пришлось поступиться пушкой, частью топливных баков, внутренним пространством для экипажа, чтобы «вместить» в нутро танка набор емкостей суммарным объемом 1600 л. Таким образом, при самом идеальном раскладе боезапаса хватало на 15−16 выстрелов, после чего «Объект 483» превращался в почти невооруженную боевую машину и вынужден был «бежать» с поля боя.


Огнемет: 7 — насадка; 8 — корпус задвижки; 9 — цилиндр; 10 — каморный барабан; 11 — задняя крышка; 12 — обратный клапан; 13 — подводящая труба; 14 — газовый клапан.

Поэтому из машин, разработанных в 1950-х годах, в серию пошли те, которые были оборудованы огнеметом в дополнение к основному, пушечному вооружению: сперва ОТ-54, чуть позже — ТО-55. Последний вообще оказался удивительно совершенным танком — настолько удобным и незаменимым, что, поступив на вооружение в 1961 году (к этому моменту уже была изготовлена пробная партия), исчез из армейских рядов только лишь в 1993-м!

Если сравнивать ТО-55 с «Объектом 483», то преимущества первого налицо. Во‑первых, вооружение: несмотря на установку огнемета АТО-200, танк не лишился классического орудия, 100-мм пушки Д-10Т2С. Во‑вторых, объем баков под горючую смесь составил всего 460 л, но при этом расход на один выстрел снизился до 35 л, то есть выплеснуть свой «горючий характер» танк мог 12−14 раз, ненамного меньше, чем «Объект 483». Наконец, ТО-55 имел возможность автоматического ведения огня, то есть, по сути, мог подавать горючую смесь непрерывно, а не порциями. Да и дальность выстрела была весьма приличной — 200 м.


Визуально ТО-55 отличается от Т-55 только выступающей справа от пушки насадкой огнемёта и небольшим лючком для заправки огнесмесью прямо под ней.

Таким образом, создав «Объект 483» уже после вполне успешной «пятьдесятпятки», конструкторы на практике убедились, что троекратное наращивание расхода смеси на выстрел попросту не стоит свеч: дальность увеличивается не слишком значительно, а в убойной силе танк теряет серьезно — за счет отказа от пушки как основного оружия. Так или иначе, именно ТО-55 оказался идеальным огнеметным танком Советской армии и одной из лучших подобных машин в мире. А таких существовало довольно много.

Пневматика или порох?

Несмотря на то что разговоры об установке огнемета на бронемашину шли еще во время Первой мировой войны, до практики дело дошло лишь в начале 1930-х. Именно советские конструкторы первыми создали и запустили в серийное производство подобную машину (ХТ-26, 1932 год), а к началу Великой Отечественной было разработано полтора десятка различных моделей, в большинстве своем — на одной и той же базе. К 1941 году в СССР было изготовлено порядка 1500 химических танков — правда, не все «добрались» до войны. Например, из 75 танков ХТ-37 до начала боевых действий сохранились лишь 10 — остальные были переделаны обратно в базовый танк.


ОТ-130 (1935) — один из поздних огнемётных танков на базе Т-26 образца 1933 года. Фото из музея в Кубинке. Первый серийный огнемётный танк появился в 1932 году — ХТ-26 на базе двухбашенного лёгкого танка. Основным вооружением служил пневматический огнемёт КС-24, бьющий смесью из мазута и керосина на 35 м, вспомогательным — пулемёт ДТ. Двухбашенный Т-26 за базу был принят не просто так: левая башня оставалась на своём месте, а место правой занимали резервуары с огнесмесью. Впоследствии было разработано множество модификаций 26-го, последний образец на его базе появился в 1940-м. Интересно, что знаменитые телетанки ТТ-26 тоже были модификацией ХТ-26.

Первые советские танковые огнеметы серии КС (например, КС-24 или КС-25), устанавливаемые на ХТ-26 и его модификации, имели весьма низкую дальность стрельбы — от силы 30−40 м. В первую очередь этот параметр определялся типом огнемета. КС-ы были пневматическими, то есть зажигательная смесь из них выстреливалась под давлением, создаваемым газом из пневмобаллона. Поэтому весь огнеметный состав СССР, пусть и огромный, к началу войны откровенно устарел.

Новое поколение огнеметов АТО-41 (и последующее АТО-42), устанавливаемое на танк ОТ-34 (да-да, на базе знаменитой «тридцать-четверки»), относилось к классу пороховых поршневых. Подобный огнемет напоминает обычную пушку, только вместо снаряда в нем — порция горючей смеси. Выстрел производится за счет давления пороховых газов, образующихся в результате взрыва метательного заряда — дальность при этом относительно пневматических огнеметов значительно возрастает.


Этот огнеметный танк получил прозвище «Крокодил» за неспособность передвигаться задним ходом из-за прицепа с огнемесью.

ОТ-34, поступивший на вооружение в 1942 году, стал самым массовым огнеметным танком Второй мировой — их было изготовлено 1170 штук. Удивительно, но до наших дней дошло всего два образца: один хранится в Симферополе, другой — в Нижнем Тагиле. Судьба последнего занимательна: его подняли со дна Черного озера в 1999 году, после чего начались политические дрязги по поводу того, кому принадлежит машина: поднимавшей организации или Министерству обороны. Итоговое решение оказалось соломоновым: танк передали в нижнетагильский музей при заводе, блестяще отреставрировали, и теперь он одна из гордостей экспозиции. При этом ОТ-34 стал первым танком подобного типа, сохранившим основное вооружение — 76-миллиметровое орудие Л-11. Впоследствии именно такая компоновка стала основной для огнеметных машин.


Прицеп-цистерна Churchill Crocodile вмещала около 1800 литров огнесмеси, чего гарантированно хватало более чем на 80 односекундных выстрелов-«плевков».

Не только в СССР

Советский Союз разработал в два раза больше огнеметных танков (если, конечно, учитывать модификации), чем все остальные страны вместе взятые. Пожалуй, самой интересной из западных конструкций был британский «кит-кар» Churchill Crocodile 1943 года. В отличие от советских танков, которые изначально разрабатывались как огнеметные на базе серийных, «Крокодил» представлял собой набор оборудования, которое можно было установить на любой Churchill Mk VII, «сконвертировав» его в огнеметную машину. Сам огнемет устанавливался на место пулемета, расположенного в передней части корпуса; трубопровод прокладывался под днищем на кронштейнах и вел… к прицепу! Действительно, принцип «конвертации» не позволял разместить массивный бак для зажигательной смеси внутри корпуса, и поэтому 1800-литровая емкость ехала за танком на жесткой сцепке. Бил «Крокодил» примерно на 110 м непрерывной струей и расходовал порядка 15 л/с. С одной стороны, Churchill Crocodile бы дешев и не требовал значительных трудозатрат (потому был изготовлен в количестве 800 экземпляров), но, с другой, он оказался крайне неповоротливым, прицеп не позволял идти задним ходом и серьезно замедлял танк. Помимо «Черчилля», британцы разработали огнеметные танки на базе Matilda II и малого бронетранспортера Universal Carrier.


Огнёмет Churchill Crocodile располагался на месте пулемёта, 7,62-мм BESA. Бил огнемёт чуть больше чем на 100 метров (в разных источниках от 110 до 130 м), на один выстрел расходовал примерно 15−20 л огнесмеси.

Самый известный американский химический танк М67, нашедший применение во Вьетнаме, был создан в середине 1950-х на базе третьего «Паттона». Пушку он не сохранил, на ее месте располагался пневматический огнемет M7−6. При всей архаичности этой системы высокое давление воздуха позволяло М67 бить на 200 м, а значительный запас горючей смеси (более 1500 л) — вести непрерывный огонь в течение 55 с. В принципе, во Вьетнамской войне танк пригодился, поскольку огнемет — идеальное оружие в условиях джунглей. М67 применялись в целом ряде операций и показали себя хорошо. Но уже в 1970-х оказалось, что подобное оружие просто не нужно — нового Вьетнама явно не предвиделось. Помимо «Паттона», американцы переделывали в огнеметы танки «Шерман» и «Стюарт».


Цистерна крепилась к танку на жесткой сцепке, что было единственно возможным вариантом, но при этом серьезно ограничивало маневренность «Крокодила».

Конечно, огнеметные танки были и у Германии — на базе PzKpfw II, PzKpfw III, StuG III и даже трофейных французских Char B1. Все немецкие Flammpanzer были результатами конвертации танков, изначально не рассчитанных на использование в качестве огнеметных. Конверсия порой выглядела странно — например, Flammpanzer III внешне почти не отличался от своего прообраза. Огнемет был установлен внутри пушки, и соперник мог до последнего момента не догадываться, что перед ним вовсе не обычный PzKpfw III. Огнеметные танки в разное время строили в Канаде, Австралии, Италии и Японии (во время Второй мировой) и в Чехословакии — уже после войны.


Огнемётные танки американские военные остроумно прозвали Zippo в честь производителя зажигалок. На снимках — огнемётные модификации танка Sherman — M4A3R3 Zippo (использовался при Иводзиме в 45-м) и более ранний M4 Crocodile (1942 год).

Эффективно? Отчасти!

В первую очередь огнеметный танк эффективен против пехоты. Особенно — в условиях леса, потому что выжигает значительную площадь и абсолютно все, что на этой площади оказывается в момент выстрела. Казалось бы, основная проблема, по которой огнеметные танки не покорили мировые поля сражений, — это небольшой боезапас и невысокая дальность. Но более веская причина — экономическая. Зажигательные бомбы и напалм значительно эффективнее, проще, дешевле и удобнее для зачистки территории, особенно при использовании авиационных средств их распространения.

Немного химии

Один из важнейших компонентов огнемета — его боеприпас, огнесмесь. В первых советских танковых огнеметах использовалась смесь мазута с керосином. Впоследствии создавались разнообразные огнесмеси, в состав которых входили практически все возможные горючие вещества. Например, в Корее американцы смешивали картерное масло с бензином.
Одной из самых распространенных советских танковых огнесмесей была ББЦ — аналог напалма, смесь бензина (70%) с загустителем. Именно она использовалась в огнемете АТО-200 наряду с другой смесью — СКС-0 (где СКС — это загуститель, синтетический бутадиен-стирольный каучук). Интересно, что огнемет в принципе можно заполнить не только горючей смесью. Те же ХТ-26 применялись для распыления дегазирующей жидкости, а также создавали маскировочные завесы с помощью дымообразующей смеси.

Именно поэтому современный «огнеметный танк» — это в первую очередь система залпового огня, способная стрелять объемно-детонирующими (или, как говорят американцы, «топливными») боеприпасами. Такая ракета или бомба после взрыва распыляет вокруг горючую жидкость, которую сама же и поджигает, — система в целом называется реактивным огнеметом. Советский реактивный танковый огнемет — это знаменитый ТОС-1 «Буратино» (или его модификация ТОС-1А «Солнцепек»), созданный в середине 1980-х и применявшийся в Афганистане, — о нем мы писали в «ПМ» № 4"2006. Хотя это уже совсем другая история.


Но еще 2 декабря 1983 года вступила в действие «Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие». Ее протокол № 3 запретил использование зажигательного оружия против, в частности, мирного населения, а также в лесной местности (то есть с выжиганием лесного массива).

Запрет окончательно поставил крест на «карьере» огнеметных танков. На вооружении России и Казахстана есть суммарно около двух десятков ТОС-1 и ТОС-1А, но применение их ограничено локальными конфликтами. А классические огнеметные танки ушли в прошлое — как устрашающее, но явно уступающее менее экстравагантным вариантам оружие. И к тому же признанное мировой общественностью чрезмерно жестоким. Хотя есть ли такое оружие, которое можно назвать гуманным?..

Получив богатый опыт использования огнеметных танков на фронтах Великой Отечественной войны, в СССР в конце 1940-х годов возобновили работы по созданию боевых машин этого класса.

В июле 1948 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР на заводе № 75 в Харькове было образовано специальное конструкторское бюро по огнеметанию СКб-1. Его начальником стал М. С. Озерский. Созданием огнеметных танков в КБ-60 занимался самостоятельный «отдел 62» во главе с Ф. А. Мостовым. Результатом работы этих двух коллективов стал танк Т-54-АТО («объект 481»), два образца которого были изготовлены в металле в 1952 году.

ТО-54

Корпус танка остался без изменений. Огнеметное оборудование размещалось в боевом отделении и отделении управления. В носовой части корпуса вместо боеукладки на 20 выстрелов и топливного бачка емкостью 17 л были поставлены бак для огнесмеси емкостью 460 л, дополнительный термодатчик и сопло противопожарного оборудования. В подбашенном листе над баком для огнесмеси и в днище танка под баком имелись лючки для заправки и слива огнесмеси.

Огнеметная установка — автоматическая, порохового действия. Огнемет состоял из цилиндра, казенника, автоматики, задвижки с насадкой, системы зажигания и воздушной системы. Цилиндр служил резервуаром для огнесмеси, поступавшей туда перед выстрелом. Поршень цилиндра под действием пороховых газов выжимал огнесмесь через насадку и выбрасывал ее в подожженном состоянии. Выстрел огнемета производился с помощью электрического или механического спуска, которые приводили в действие ударный механизм, разбивавший капсюль порохового патрона. При выстреле пороховые газы по трубопроводу, идущему из патронника, проходили в полость между задней крышкой цилиндра и поршнем и перемещали последний. При давлении 13,5-18,5 кгс/см² пружина задвижки сжималась и насадка отходила от иглы, образуя проход для выбрасывания огнесмеси. Система зажигания служит для воспламенения огнесмеси в момент ее вылета из насадки. Один из опытных образцов танка Т-54-АТО был оснащен электробензиновой системой зажигания, другой — пиротехнической.

По результатам испытаний на НИИБТ Полигоне была принята пиротехническая система. Она состояла из барабана с 20 гнездами для пиропатронов и электрозапала. Система действовала автоматически при срабатывании порохового патрона. Воздушная система предназначалась для подачи огнесмеси из бака в цилиндр огнемета. В нее входили два баллона емкостью по 10 л, воздушный редуктор, снижавший давление со 135-150 до 3-5.5 кгс/см², арматура и манометры.

Для огнеметания применялась огнесмесь АП-7, представлявшая собой смесь бензина и керосина с добавкой порошка-загустителя ОП-2 и ксиленола. Температура пламени огнеметного выстрела достигала 900-1000° С. Дальность огнеметания — 160 м, расход огнесмеси на один выстрел — 20 л, практическая скорострельность — 7 выстр/мин. Боекомплект огнемета был рассчитан на 20 выстрелов.

Из-за установки огнеметного оборудования боекомплект пушки пришлось уменьшить до 19 выстрелов, курсового пулемета — до 1500 патронов, зенитного пулемета — до 200 патронов. Укладка выстрелов и патронов была изменена.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть переделкам не подверглись. В систему электрооборудования внесли изменения в связи с включением в нее электроприборов огнемета. Изменилось также размещение баллонов воздухопуска и усилена система ППО, которая стала включать в себя четыре баллона с углекислотой и дополнительное сопло.

ТО-55

Танк ТО-55 («объект 482») стал дальнейшим развитием танка ТО-54 и отличался от него используемой базой и конструкцией огнеметной установки.

Танк ТО-55 был разработан в 1957 году в Харькове на заводе № 75. Серийно производился на заводе «им. Октябрьской революции» в Омске (завод № 174) с 1961 года. С 1968 по 1973 год выпуск ТО-55 осуществлялся и в Харькове. В общей сложности было изготовлено 830 танков ТО-55.

КОНСТРУКЦИЯ

В башне вместо спаренного пулемета ПКТ устанавливался пороховой автоматический огнемет АТО-200, стабилизированный вместе с пушкой в двух плоскостях. Прицельное огнеметание было возможно вести не только с места, но и с хода одиночными выстрелами или очередями по три — пять выстрелов со скорострельностью до 8 выстр/мин. По сравнению с ТО-54 максимальная дальность огнеметания возросла до 200 м.

Емкость выстрела увеличили до 35 л (на ОТ-54 — 20 л), а процесс огнеметания полностью автоматизировали. При этом для создания сплошной зоны огня наводчику не требовалось каждый раз нажимать на спусковую кнопку: ее нужно было просто не отпускать, и тогда стрельба становилась непрерывной. Бак для огнесмеси емкостью 460 л размещался в носовой части танка на месте топливных баков-стеллажей.

Для подвода ее в башню в средней части корпуса на днище имелось подающее устройство. АТО-200 представлял собой пороховой поршневой огнемет многократного действия с пиротехническим зажиганием струи. Он состоял из цилиндра — резервуара для огнесмеси, поступавшей туда перед выстрелом, задвижки с подвижной иглой, автоматики, системы пиротехнического зажигания и предохранительной системы.

Воспламенение струи в момент ее вылета из насадки огнемета производилось системой зажигания с помощью двух барабанов с двенадцатью пороховыми и зажигательными патронами.

ПОРЯДОК СТРЕЛЬБЫ

Стрельба из огнемета осуществлялась следующим образом. При нажатии наводчиком на спусковую кнопку электрическое напряжение подавалось одновременно на реле времени и на очередной зажигательный пиропатрон, который, в свою очередь, воспламенялся и выбрасывал факел пламени перед насадкой. Спустя 0,1-0,2 секунды реле времени подавало напряжение на электрокапсюльную втулку порохового патрона, моментально срабатывавшего. Давление пороховых газов в цилиндре быстро нарастало, под их действием поршень резко подавался вперед и выталкивал огнесмесь из цилиндра через насадку. Разогнанная до скорости 100 м/с струя, пролетая через факел зажигательно- го патрона, воспламенялась.

В конце хода поршня срабатывала система клапанов: насадка продувалась, поршень под давлением огнесмеси в баке возвращался в исходное положение, оба барабана проворачивались и «подготавливали» очередные патроны. Боекомплект АТО-200 включал 12 огневых выстрелов. При этом боекомплект 100-мм пушки пришлось уменьшить до 25 выстрелов и до 750 патронов боекомплект курсового пулемета. Прочие боевые и тактико-технические характеристики оставались такими же, как у танка Т-55.

ПРОИЗВОДСТВО

Испытания огнеметного танка «Объект 482» начались в 1958 году. Новый огнемет к этому времени был доработан и испытан отдельно, что положительным образом сказалось на ходе проекта. В январе 1960 года «объект 482» приняли на вооружение под названием ТО-55, однако серийное производство началось позже. Первая партия из 10 серийных машин была собрана только в 1961 году К этому времени военные начали сомневаться в целесообразности разработки и производства огнеметных танков. В армиях потенциальных противников широкое распространение получили ручные противотанковые гранатометы, а также появились первые ракетные комплексы, предназначенные для уничтожения бронемашин. Все эти противотанковые средства имели эффективную дальность стрельбы, не уступающую или даже превосходящую возможностям огнемета АТО-200. Отсутствие спаренного с орудием пулемета тоже стало предметом споров, поскольку могло ощутимо снизить эффективность танка при борьбе с пехотой. Танк ТО-55 стал последним серийно выпускавшимся советским огнеметным танком. Официально эта боевая машина была снята с вооружения в 1993 году.

5848

Советский огнеметный танк ОТ-26. Боевая масса - 9 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один огнемет, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня - 15 мм. Двигатель - Т-26, 90 л. с. Скорость по шоссе - 30 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.

Можно сказать, что огнемет почти ровесник танка: он начал использоваться в боях всего лишь за год до того, как танки получили боевое крещение. Заметим: впервые примененные немцами в массовом количестве 30 июля 1915 года против англичан, они достигли, пожалуй, большего морального эффекта, чем "броненосцы". Дело в том, что огнемет оказался весьма полезным в окопной войне при поражении дзотов, укрытий и т. д. А так как он не был громоздким оружием, то, как и следовало ожидать, его впоследствии установили и на танках. Но произошло это, впрочем, не так скоро - в 1933 году. Тогда в нашей стране на базе танка Т-26 был построен огнеметный танк ОТ-26.

В бою такие машины, или, как их называли, танкетки (CV3/33), первыми применили итальянцы в 1936 году во время захватнической войны против Эфиопии.

Широко использовались огнеметные танки (обозначим их сокращенно ОТ) и во второй мировой войне. Помимо РККА, аналогичные машины состояли на вооружении американской, английской, немецкой и итальянской армий.

Огнемет может быть основным или вспомогательным вооружением танка. В первом случае все оборудование (а это брандспойт, резервуары с огнесмесью, баллоны со сжатым воздухом, система зажигания смеси и т. д.) устанавливается в машине вместо пушки или же ее заменяют на артсистему меньшего калибра. Кроме того, уменьшается и боекомплект. Из огнемета, установленного в башне танка, можно вести круговой обстрел. Таким был наш ОТ-26, у которого ради размещения резервуара с огнесмесью сняли одну башню. Вспомним, что в 1931 году двухбашенными были наш Т-26, немецкий Т-III огнеметный и итальянские CV3/33 и CV3/35. Но они оказались малоэффективными в бою: ведь огнемет - оружие ближнего боя (радиус действия его несколько десятков метров), и поэтому он бессилен против танков и противотанковой артиллерии. Такие машины требовали поддержки линейных (обычных) танков. Во втором случае ОТ, имевшие основное вооружение, применялись в тех же условиях, что и линейные. Но тогда огнемет, вынужденно установленный не в башне, а в лобовом листе или на крыше корпуса, не обладал возможностью вести круговой обстрел. Да и запас огнесмеси был невелик. Англичане и итальянцы попытались исправить положение, поместив резервуар со смесью в специальном бронированном прицепе. Таким появился на свет танк "Черчилль-крокодил" (1942 г.). Безусловно, выигрыш у конструкции был: уменьшилась пожароопасность танка. Но плюс породил и многие минусы: снизились маневренность и проходимость машины, да и огнеметная система усложнилась.

В 30-е годы у нас, помимо ОТ-26, построили огнеметный танк ОТ-130 на базе однобашенного Т-26. Вместо пушки на нем устанавливался огнемет. Обе машины сохранили спаренный пулемет, а также имели аппаратуру для создания дымовых завес. Оснащались ОТ-26 и ОТ-130 огнеметами пневматического действия, так как горючая жидкость выталкивалась через брандспойт сжатым воздухом под давлением 25 (у ОТ-26) или 35 (у ОТ-130) атмосфер. Дальность выброса жидкости достигала 50 м, количество огнесмеси (мазут + керосин) - 360 л, которая быстро расходовалась за 40 односекундных выстрелов (ОТ-130).

Огнеметные танки на базе Т-26 отлично действовали в боях на озере Хасан (1938 г.). и год спустя на реке Халхин-Гол. Во время войны на Карельском перешейке 1939-1940 годов в операциях участвовали несколько батальонов и отдельных рот ОТ. В 1941 году наши конструкторы создали автоматический пороховой огнемет АТО-41. В нем использовались пороховые заряды патрона к 45-мм пушке. Пороховые газы при подрыве заряда давили на поршень, выталкивавший из цилиндра огнесмесь. Метание "горючей жидкости" можно было вести одиночными выстрелами или очередями по 4-5 выстрелов благодаря наличию механизма автоматической перезарядки смеси с помощью сжатого воздуха. В 1942 году на вооружение поступила улучшенная модель огнемета АТО-42 с увеличенной вдвое скорострельностью. Дальность выстрелов обоих огнеметов стандартной смесью 60-70, а вязкой - до 100 м. Таких огнеметов не имела ни одна армия в мире. АТО-41 устанавливался вместо лобового пулемета в Т-34 (получившем обозначение Т-034), а АТО-42 -в Т-34-85 (машина Т-034-75).

В 1942 году у нас выпускался и огнеметный тяжелый танк КВ-8 с АТО-41 в башне, но за счет установки вместо 76-мм 45-мм пушки. Запас огнесмеси составлял для Т-034 100 л, Т-034-85 - 200, а для КВ-8 - 570 л. Эти машины в составе огнеметных танковых батальонов применялись в РККА до конца войны. При наступлении они шли за линейными танками, а при подходе к объекту для атаки (укреплениям, домам и т. п.) выдвигались вперед.

В Великобритании, помимо уже упомянутого "Черчилля-крокодила", (на базе "Черчилль VII") появился и огнеметный бронетранспортер "Оса". Обе машины в небольших количествах поставлялись в СССР. На них стояли огнеметы пневматического действия (работавшие на сжатом азоте). Дальность метания вязкой смесью - 135-150 м. Запас огнесмеси "Крокодила" - 1800 л, которое можно было выбросить за 60 выстрелов. В случае необходимости бронеприцеп "Черчилля" отделялся благодаря подрыву заряда в механизме расцепки. "Крокодил" состоял на вооружении английской армии после войны и принимал участие в империалистической войне против корейского народа.

Американские пневматические огнеметы (сохраняя основное вооружение) устанавливали на танках М3А1, М5А1, М4А2 и на плавающих машинах LVT(А)1 и LVT(А)2. Вязкая смесь выбрасывалась на расстояние 90 м. После войны в американскую армию поступил танк М67, созданный на базе среднего танка М48. Огнемет вместо пушки устанавливался в башне машины. Дальность действия оружия составляла 190, а специальной огнесмесью даже 270 м.

Немцы впервые применили огнеметные танки в июне 1941 года на советском фронте. Эти машины, созданные на базе легкого танка Т-II модификаций D и E, имели малые башни с пулеметом. Два огнеметных брандспойта устанавливались на передних углах корпуса. Запас горючей смеси (каменноугольная смола) составлял 320 л, дальность метания - 40 м. Из-за слабого бронирования эти машины несли большие потери и вскоре были сняты с вооружения.

В 1943 году заводы выпустили 100 ОТ на базе среднего танка Т-III модификации М. У этой машины огнемет установлен в башне вместо 50-мм пушки. Запас смеси равнялся 1000 л. Машина сохранила два пулемета и получила шесть мортирок для стрельбы дымовыми патронами.

Итальянцы выпускали два типа огнеметных машин на базе танкеток CV3/33 и CV3/35, применявшиеся в боях в Северной Африке в 1940-1941 годах и на советско-германском фронте в 1942 году. Огнемет пневматического действия ставился на них вместо пулемета. Баки размещались либо на самой машине, либо в колесном прицепе. Дальность метания до 60 м.

Как мы видим, огнемет стал использоваться в качестве оружия танка. После войны эта идея получила дальнейшее развитие.

Рис. 64. Итальянская огнеметная танкетка. Боевая масса - 3,3 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один огнемет. Толщина брони: лоб корпуса - 13 мм, борт - 8 мм. Двигатель - "Фиат", 40 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.

Рис. 65. Английский тяжелый огнеметный танк "Черчилль-крокодил" ("Черчилль VII"). Боевая масса - 45 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 70-мм пушка, два 7,92-мм пулемета, один 7,7-мм зенитный пулемет, один огнемет. Толщина брони: лоб корпуса - 152 мм, борт - 95 мм, башня - 152 мм. Двигатель - "Бедфорд", 350 л. с. Скорость по шоссе - 20 км ч. Запас хода по шоссе - 200 км.