Проект на полувольное содержание диких животных. Вольерное разведение кабана. Ограждения и сетка

Однако, то что я прочитал в Известиях меня насторожило. Ну, то что типаэкологический типаэксперт в конце материала публикуемого Известиями - это вообще шарлатан, - совершенно явно следует из бреда, который он там нагородил и даже комментировать его тем, кто хоть что-то знает о воспроизводстве и рекреации в дикой природе и сельском хозяйстве - не имеет смысла. То что депутат МГД - вообще не соображает о чем говорит, это тоже не новость, это давняя практика.

То что чиновники собираются потратить более 108 000 000 рублей на комплекс полувольного содержания животных и птиц в Лосином острове - это понятно и вопросов не вызывает. Однако, вопросы вызывают уже даже сроки таких работ - до конца 2014 года. Хорошие темпы освоения средств. Очень резвые, если это не закупка телекамер для веб-трансляции из жизни животных.

Фото Ольга Фрунзэ - Лосиный остров

С учетом того, что мы все прекрасно знаем, что все уже затраченные чиновниками в Лосином острове гигантские средства на обустройство проходов копытных под МКАД - оказались затраченными впустую , так как лось не идиот и в трехметровую длинную низкую темную бетонную нору лезть не собирается, - нам уже понятно что никакого обоснования у данных чиновников, как и вообще знаний поведенческих особенностей дикого поголовья, - не имеется.

Цифры, которые для широких масс приводятся в обоснование к данному проекту, под который собираются угрохать по-быстрому более 100 миллионов, - вообще никакой действительности не соответствуют, так как на настоящий момент в Лосином острове с обеих сторон МКАД (в основном с внешней) содержится не менее 150 голов лося и более 300 голов оленя (как бы не в полтора раза более, потому как еще совсем недавно их было намного более).



Я бы не сказал что они себя там плохо чувствуют, но нагрузка на пространство ощутимая, подлесок животинки подъели, внутрь кольца идти из них никто не желает и все 100% фактически и так находятся на полувольном содержании , потому что все приходят на Биостанцию подкормиться и навестить места где их подращивали и подлечивали, а в зимний период в основном вокруг Биостанции и ходят, далеко не удаляясь. Молодняк, которым лосихи и оленухи телились на Биостанции, - тот вообще ходит на Биостанцию как к себе домой.

Если кто-то там считает, что на Биостанции Лосиного Острова животные на самом деле сидят в вольерах - это он пусть приедет и обойдет те вольеры по периметру и убедится, что там кроме отсадки на несколько экземпляров вообще ничего нет, а зона подкормки находится вне вольеров. Поэтому это даже не полувольное, а вольное содержание.


Фото Андрей Шалыгин - Лосиный остров

Вообще, конечно, то что достаточно крупная популяция сама по себе шляется в таком людном месте практически в столице, - это не очень правильно, потому что они разбредаются вплоть до Х-Лэнда на Дмитровке, где их или пытаются вернуть обратно, или под шумок "приватизируют".

Но в той ситуации, когда по факту чуть ли не 500 крупных копытных уже находятся не первый год на полувольном содержании, говорить об организации в этом месте полувольного содержания на 180 голов, и при этом шмакать что-то про то что 180 это много - это дурь какая-то несусветная, так как по факту все это на втрое большее поголовье функционирует уже много лет, а Иван Юткин хоп-способом успешно собирает деньги на прокорм всего этого добра... , а рядом на огромном водно-болотном участке все это само по себе успешно существует не первые 10 лет. Что-то тут липа явно пахнет дубом, или мошенничеством.

Отсадить из внешнего стада 180 голов внутрь кольца, так как Юткину его 500 голов ужевсю плеш на Биостанции проели - дурное дело - не хитрое, если уж вляпаные в никчемные переходы средства никоим образом не способствуют проходу копытных под МКАД. Но затратить на это 108 миллионов - это нужно так хорошо на себя поработать, и так нагло освоить стредства, что не в сказке сказать. Отдали бы просто на Биостанцию половину, пользы было бы в 10 раз больше. Наверное, как всегда украсть собираются, что еще думать прикажете.

Фото Андрей Шалыгин - Лосиный остров

Комментарий типаэксперта-типаэколога в конце цитируемого ниже материала я вообще оставлю без ремарок, потому что он на 100% содержит полный бред. 1000 Га = 2 лося - это математика полного идиота. Наверное, за комментариями придется самому ехать на место и смотреть где, куда и что там на самом деле кто собрался построить, формулируя весьма странные анонсы.

Тезис о восстановлении популяции соколов и сапсанов вообще фантасмагоричен , - в Помосковье и Москве все кому не лень только этим нынче и занимаются, начиная от самоустроенного музея соколиной охоты и самоназначенной ассоциации сокольников до Коломенского с его ряжеными и частных зверинцев при кабаках на всех вылетных шоссе через каждые 10 км, и на десятках охот- и турбаз вокруг Москвы (и все без документов, и всем наплевать).

Как понимать мадам-депутатку Степаненко с посылом "начинать восстанавливать популяцию", если из 500 голов уже имеющихся в Лосином Острове практически вольных крупных копытных они собираются в полувольном закрепить 180 и при этом обозвать это "началом восстановления популяции" - это вообще непонятно... Мадам совершенно точно нибельмеса не в теме, но комментарии дает с умным видом.

Идиотизм какой-то.


Фото Ольга Фрунзэ - Лосиный Остров. А.Шалыгин: Они вот "это" собрались восстановить и развести на 108 млн.? А другой "умник" ей в ответ - это норма на 1000 Га. Господи, избавь мир от идиотов, а.

В Лосином острове появится комплекс полувольного содержания животных и птиц

В «Лосином острове» на территории 27,3 га будет обустроен комплекс вольеров для полувольного содержания животных и птиц. На это столичные власти готовы потратить до 108 млн рублей, сообщил «Известиям» источник в ГКУ «Дирекция по реализации проектов в области экологии и лесоводства». Работы должны быть выполнены до 20 декабря 2014 года. Предполагается, что в комплексе будут содержаться лоси, пятнистые олени, некоторые виды грызунов, а также птицы — в частности, ночные и дневные хищники. Эксперты посчитали, что «Лосиный остров» лучше всего подходит для строительства подобных объектов, но выразили опасение, что животным и птицам будет тесно в вольерах.

Как пояснили в учреждении, комплекс будет служить эколого-просветительским, а не научным целям. Так, планируется проведение экскурсий для детей и людей старшего возраста, а некоторых животных посетителям разрешат погладить и покормить. Основное отличие комплекса от зоопарка в том, что условия обитания животных и птиц максимально приближены к естественным, но при этом достаточно большая территория все равно будет огорожена сеткой. Предполагается, что в комплексе поселятся лоси, пятнистые олени (в основном они водятся в подмосковной части парка, их численность — примерно 180 особей), некоторые виды грызунов. Кроме того, в вольерах поселят и птиц: сов, филинов, а также представителей семейства ястребиных.

Как пояснила председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко, подобные попытки предпринимались в столице раньше. Но особые условия создавались только для одного вида животных или птиц. Например, так пытались восстановить популяцию соколов и сапсанов.

— Полувольное содержание — это когда создаются все условия для того, чтобы представители фауны себя хорошо чувствовали и активно размножались. Это может включать в себя такие меры, как высаживание определенных растений, являющихся кормом для зверей и птиц, выкладывание корма в местах их обитания, обустройство вольеров, где могут временно содержаться заболевшие особи или те, кто недавно обзавелся потомством и не успел пока восстановить силы, — сказала она.

По словам Степаненко, начинать восстанавливать популяцию каких-то видов стоит именно с «Лосиного острова» , поскольку это уникальная территория, наиболее приспособленная к таким задачам.

— Зона парка уходит в глубь Московской области, где ниже плотность населения и застройки, следовательно, меньше антропогенного воздействия на природу. Если провести все работы правильно, то какие-то имеющиеся виды — например, лоси, кабаны — будут чувствовать себя в парке лучше и свободнее, — отметила депутат.

В то же время член Московского городского общества защиты природы Антон Хлынов назвал это решение нецелесообразным.

— Такой комплекс будет дублировать уже существующие объекты: Лосиную биостанцию и Птичий двор, где уже и так проводятся экскурсии для детей, а также ведется эколого-просветительская работа. Подобные комплексы имеет смысл создавать только для реабилитации раненых животных или для того, чтобы вырастить лосят, оставшихся без родителей, — пояснил он.

Как рассказал Хлынов, если часть животных будет заперта на ограниченной территории, то это не принесет пользы ни самим лосям и оленям, ни лесу. Он добавил, что на территории в 1 тыс. га могут комфортно существовать 2-4 лося.

— То есть на всем «Лосином острове» могут спокойно жить не больше шести особей. Даже в полностью вольном положении животные страдают от недостатка корма. А если их запрут даже в просторных вольерах, то это может привести к полной гибели леса, попавшего в границы комплекса, — отметил эксперт.

Анна Семенова, Известия

В начале девяностых в нашей стране коренным образом изменилась экономика и все содержание жизни. Появились новые возможности для предпринимательства, в том числе в области охоты и охотничьего хозяйства.

Часть первая.

В начале девяностых в нашей стране коренным образом изменилась экономика и все содержание жизни. Появились новые возможности для предпринимательства, в том числе
в области охоты и охотничьего хозяйства. Кроме того, стали несравненно более доступными охоты в других странах. Понятно, что для приезжающих охотников это удовольствие платное, а для принимающей стороны - сложный, но достаточно эффективный бизнес. Более того, опыт стран, в которых он давно и хорошо развит, показывает, что охотничья индустрия более выгодна по сравнению с традиционным сельским хозяйством.

В ряде африканских стран существенно снижают интенсивность лесодобычи для сохранения лесов как среды обитания охотничьих животных. Во время зарубежных охот (особенно первых) большинство наших соотечественников испытывают серьезные потрясения. Ясно, что в Африке море невиданных животных, но это ожидаемо и общеизвестно. Однако, когда в европейских странах - Испании, Швеции, Австрии, Хорватии, Польше, Словакии и др. - добываешь за один день десятки копытных и сотни охотничьих птиц, начинаешь серьезно думать, как им это удается.
Наверное, все наслышаны об испанских монтереях, во время которых за один большой загон добывают около сотни (!) животных: европейских благородных оленей, ланей, муфлонов и кабанов. Эти охоты проводятся с соблюдением традиционных ритуалов - с кострами, музыкальным сопровождением и прочим. Праздничный ужин тоже непременная часть ритуала.

Как правило, участникам охот предлагают поохотиться загоном на красных куропаток. От такого приглашения никто не отказывается. Обычно в распоряжение каждого гостя дают два одинаковых дробовых ружья, пятьсот патронов и секретаря - заряжающего.
С началом загона куропатки идут нарастающим валом. Секретари временами едва успевают перезаряжать ружья. У соотечественников, непривычных к такому обилию дичи, просто «едет крыша». Разве когда-нибудь у себя мы можем добыть за пару часов несколько сот голов дичи?!
Вспоминаются невероятно результативные охоты на копытных в частных хозяйствах Швеции («РОГ» № 51, 2011). На площади менее трех тысяч гектаров, без каких бы то ни было заграждений, держались сотни копытных. При очень жестких ограничениях пола и возраста животных каждого вида, разрешенных к добыче, в каждой охоте брали не менее двадцати копытных животных разных видов (лосей, европейских благородных оленей, ланей, косуль, кабанов).
Такое количество зверя на сравнительно небольших площадях удается выращивать и удерживать благодаря качественной и разнообразной подкормке. Кроме обилия зверей, шведские охоты потрясают наличием в угодьях очень хороших дорог и техническим обеспечением. Здесь и радиосвязь для всех участников охоты (включая собак), и автотранспорт, включая специальный, с лебедками для вытаскивания добытых зверей из труднодоступных мест, и машины с теплыми будками для перевозки собак, и автомобили, на которых развозят стрелков по полувышкам перед началом охоты и собирают после. Количество обслуживающего персонала значительно превосходит число охотников. На базах, где принимают охотников, обеспечиваются безукоризненные бытовые условия и совершенно роскошное питание и сервис.
Яркие впечатления остались от охоты на красных куропаток и фазанов в угодьях компании «Монтефельтро» в северной части Италии. Каждому из пятнадцати охотников дали по паре ружей и одного секретаря (помощника), который их заряжал. Загона было три. Каждый охотник сделал примерно 200 выстрелов. Понятно, что эффективность стрельбы главным образом определялась стрелковым мастерством гостей. Лет птицы был такой интенсивный, что к стволам ружей было невозможно прикоснуться, а секретари не всегда успевали заряжать. Общая обстановка охоты вызывала необычайный азарт даже у видавших виды охотников. Традиционная выкладка дичи, а затем роскошный ужин с организаторами охоты были замечательным завершением этого редкостного праздника.
Невозможно забыть и захватывающие охоты в Германии, когда добывали по четыре десятка животных в одном загоне.
Эти потрясающие охоты заставляют задуматься над важным вопросом: как удается небольшим индустриально развитым странам с высокой плотностью населения принимать ежегодно десятки тысяч иностранных любителей охоты? Хорошо развитая сфера обслуживания «дорогих» охотников обеспечивает фантастически интересные и очень насыщенные охоты. Их организаторам удается превращать каждую охоту в незабываемый праздник, окрашенный национальным колоритом. За счет чего удается обеспечить их всех сказочно добычливой охотой? Ответ лежит на поверхности. Охотничьи хозяйства занимаются выращиванием диких животных (копытных и птиц), предназначенных для охоты так, как это делают крестьяне-животноводы. По мере достижения необходимых кондиций животные поступают «на реализацию» - выпускаются в охотничьи угодья.

Характерно, что формы содержания охотничьих и обычных домашних животных практически полностью совпадают. Этих основных форм по сути три: вольерное, полувольное и вольное. Птиц - уток, куропаток, фазанов - разводят почти всегда в вольерах. Однако туда они попадают не сразу. Обычно все начинается с современных больших инкубаторов, которые используются на птицефабриках. В больших европейских хозяйствах выводят по несколько десятков тысяч голов птиц в год. После инкубатора птенцов содержат в помещениях со специальными условиями. Для питания молодняка приготавливаются специальные корма. Примерно трехнедельные цыплята переводятся в открытые вольеры. Высокая концентрация птицы требует внимательного ветеринарного наблюдения и периодической вакцинации, поскольку в таких условиях очень высоки шансы потерять поголовье от эпизоотии. Кроме того, подрастающих птиц нужно принудительно заставлять двигаться - сначала бегать, а затем летать. Есть еще целый ряд специфических проблем. Например, по мере взросления петушки-фазаны становятся настолько драчливыми, что могут забить соперника до смерти. Для предотвращения драк на них надевают специальные «очки».
В закрытых вольерах издавна выращивают и копытных. Первые «вольеры» для диких животных человек начал строить, вероятно, еще во времена неолита. Все цивилизации древнего мира, о которых нам хоть что-нибудь известно, были связаны с охотой и содержанием в неволе диких животных. В западноевропейских странах вольерное содержание охотничьих животных бурно развивалось с начала XVI века.

Закона прямого действия, регулирующего отношения в сфере фермерского (вольерного) разведения охотничьих животных, нет. Эти отношения невнятно прописаны в Федеральных законах «О животном мире» (1995), «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (2009), Лесном, Земельном и Налоговом кодексах. Специалисты Министерства сельского хозяйства РФ, отвечавшие за охотничью отрасль, к сожалению, так и не удосужились за два с лишним десятилетия подготовить необходимый подзаконный акт к ФЗ «О животном мире», что значительно затормозило развитие дичеразведения. Этот вид хозяйственной деятельности регулировался и продолжает регулироваться множеством ведомственных положений и инструкций. С вступлением в силу Лесного кодекса проблемы усугубились: непрекращающиеся попытки чиновников ввести непомерные платежи душат этот бизнес в зародыше. Например, приказом Федерального агенства лесного хозяйства от 25.10.2005 №285 годовые ставки лесных податей за использование участков лесного фонда для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях были установлены для Ленинградской области в размере 50 000 рублей, для Московской - 100 000 рублей за один гектар. Соответственно за участок в 100 га фермер должен был платить 5 000 000 и 10 000 000, а за участок в 1000 га - 50 000 000 и 100 000 000 рублей (!). Новый закон «Об охоте…» и вовсе оказался, по выражению одного из министров, «корявым» и создал еще больше проблем для фермеров. Статья 49 этого закона «Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания» гласит:

2. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.

3. Бланк разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.

4. В разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, которым оно выдано, виды и цели деятельности, относящейся к содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, условия содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, условия доставки охотничьих ресурсов заказчику или размещения их в среде обитания, порядок размещения охотничьих ресурсов в среде обитания.

5. Заявление о получении разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и прилагаемые к нему документы рассматриваются в течение десяти дней со дня их подачи. По результатам этого рассмотрения принимается решение о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче. Основания и порядок принятия решения об отказе в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания устанавливаются в соответствии с частями 8 и 9 настоящей статьи.

6. Разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания является действительным с момента его регистрации в государственном реестре разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

7. Выданное юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания аннулируется в случае:

1) несоответствия данного лица требованиям частей 1 и 2 настоящей статьи;

2) подачи данным лицом заявления об аннулировании такого разрешения;

3) ликвидации юридического лица или смерти индивидуального предпринимателя.

8. В решении об аннулировании разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 7 настоящей статьи. В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об аннулировании такого разрешения копия данного решения направляется лицу, разрешение которого в соответствии с данным решением аннулировано.

9. Разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный реестр разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

10. Лицо, которому отказано в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания или разрешение которого было аннулировано, вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.

11. Порядок подачи заявления о получении разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, перечень документов, представляемых одновременно с ним, порядок принятия решений о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче, порядок аннулирования такого разрешения, ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, форма такого разрешения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По этому закону чиновник (охотничий в основном), как видим, не только разрешает содержание и разведение «охотничьих ресурсов» в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, но и определяет условия их содержания, разведения, доставки заказчику, условия и порядок размещения в среде обитания. Похвально, но такая забота фермеру как «кость в горле»: условия могут быть такими, что лучше сразу отказаться от бизнеса, и если они не выполнены, разрешение могут аннулировать. И, как показала многолетняя практика, получить разрешение, даже при всех правильно оформленных документах, фермеру, за редким исключением, удается лишь после того, как чиновники возьмут с него немалую дань «зелеными», «деревянными» или «борзыми щенками» в виде джипов, льготной охоты в любое время и пр.

Изучив закон, фермер начинает «ломать голову» над тем, почему ему надо заключать охотхозяйственное соглашение и получать разрешение на содержание и разведение животных в вольерах (в неволе) у специально уполномоченного органа государственной власти (охотничьего чиновника), а сельскому фермеру и оленеводу, выпасающему свои стада в охотничьих угодьях и, нередко, забивающему свой скот из охотничьего оружия, не надо; почему его собственность - приобретенных легально диких животных и их потомство, полученное в неволе, чиновник считает «охотничьим ресурсом»? И почему его контролирует и, отчасти, распоряжается его собственностью охотничий чиновник, если по закону «О животном мире» (ст. 3) отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а действия Федерального закона «Об охоте…» не распространяются на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе (ст. 4, п. 3).

И сразу же возникает вопрос, что такое полувольное разведение животных и «искусственно созданная среда обитания»? В базовых ФЗ «О животном мире» и «Об охоте…» эти понятия не определены. А если не определены, то каждый трактует их по-своему. Происхождение термина «полувольное разведение животных» явно сельскохозяйственное. Домашние животные часть времени проводят в хлевах, на фермах и в загонах, а часть — на воле. Стада марала и пятнистого оленя в оленесовхозах и лося на лосефермах выпасают или могут выпасать вне загонов, как и домашних животных, т.е. содержат полувольно. В зоопарках, зоосадах, зверинцах и питомниках зверей содержат и разводят в целях сохранения генофонда и увеличения поголовья без выпаса на воле (в неволе). В охотничьих парках зверей тоже содержат и разводят в целях увеличения поголовья без вольного выпаса, т.е. в неволе. Здесь же внутри вольер зверей и используют. Термин «искусственно созданная среда обитания» к вольерам тоже, видимо, отношения не имеет: животных содержат и разводят в их естественной среде обитания, ограниченной забором. Отсюда вытекает, что вольерное содержание и разведение охотничьих животных не попадает под действие ФЗ «Об охоте…». Так думаю не только я, но и известнейший охотничий правовед В.Б. Слободенюк (см.: Сафари. 2006. № 4).

На завоз животных в вольеры тоже нужно получить разрешение федеральных или территориальных охотничьих органов. На этом пути чиновничьих препятствий не меньше, чем при получении разрешений на организацию охотничьего парка. В качестве примера приведу проблемы, возникшие у Московского областного общества охотников и рыболовов при получении разрешения на завоз в вольеры сибирской косули и благородного оленя в Охотдепартаменте МСХ РФ.

Обществу охотников было отказано на основании заключения ГУ «Центрохотконтроль» (№ 168/01-1-06 от 13.06.2002 г.). Цитирую мотивы отказа, вызвавшие шок у специалистов: «При полувольном содержании сибирской косули возможно бегство животных и их преднамеренная гибридизация с европейской, что противоречит закону «О животном мире» и конвенции «Сохранения биоразнообразия», поэтому расселение сибирской косули и ее полувольное содержание вне пределов ее исторического ареала считаем противозаконным. Расселение европейских благородных оленей севернее границы естественного обитания вида (Брянская-Самарская обл.) давно признано нерентабельным, <…> выпуск оленей малыми партиями не дал положительных результатов <…> и нецелесообразен».

По каким-то соображениям ученые «Центрохотконтроля» вынесли Московскую область за пределы исторического ареала сибирской косули, а северную границу распространения благородного оленя одним махом перенесли на сотни километров к югу. Более того, оленя не разрешили завозить, «заботясь»… о рентабельности деятельности МООиР. При мотиве «возможно бегство животных и их преднамеренная гибридизация», замечу, следовало бы запретить всю зоопарковскую деятельность, поскольку животные потенциально могут сбегать из вольер, и сбегают, в том числе крупные хищники, включая львов. Удивительно, что ученые Центрохотконтроля и охотничьи чиновники пока никак не отреагировали на разведение в России чужеземных страусов, которые вполне могут сбегать с ферм и появляться в охотничьих угодьях. А ведь они, вдруг, могут когонибудь покрыть? Непорядок!

Получив столь шокирующий отказ, Московское общество охотников и рыболовов обращается в Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук за разъяснениями по поводу границ исторического ареала косуль. Институт сообщил, что «…сибирская косуля в послеледниковое время населяла Русскую равнину вплоть до Днепра. <…> Московская область полностью входит в исторический ареал сибирской косули. Следовательно, ее расселение здесь ни в коей мере не противоречит Федеральному закону «О животном мире» и международной «Конвенции о биологическом разнообразии» и не может служить «противозаконным» действием, о чем, видимо по недоразумению или из-за незнания истории ареала вида, сообщает «Центрохотконтроль».

После очередного обращения в Охотдепартамент МСХ МООиР снова получило отказ (письмо № 12-02-19/183 от 07.02. 2003 г.) с той же мотивировкой и с дополнительными разъяснениями о том, что сибирская косуля склонна к миграциям (в вольере?) и что доказательная база для ее интродукции в охотничьи угодья (в вольер?) Московской области «в условиях общего снижения численности копытных и усиления антропогенного пресса» недостаточна. Последняя фраза звучит как откровенное издевательство над организацией, пытающейся увеличить поголовье копытных путем их фермерского разведения. МООиР опять обращается в ведущий академический институт, который вновь разъясняет, что (цитирую специально для фермеров!): «объективных научных или международно-правовых оснований для запрещения завоза сибирской косули и разведения ее в вольерах и в природе в Московской и Тверской областях нет, поскольку Подмосковье входит в исторический ареал этого вида (см. монографии «Европейская и сибирская косули», 1992 и «Оленьи», 1999). Расселение животных в пределах их исторических ареалов ни в коей мере не противоречит международной «Конвенции о биологическом разнообразии», по которой Стороны должны предотвращать лишь «интродукцию чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или вида (ст. 8h). Более того, содержание диких животных в неволе и полувольных условиях важно для сохранения биоразнообразия и широко практикуется во всех странах мира. В условиях общего снижения численности копытных в России, усиления антропогенного пресса, затяжного кризиса охотничьего хозяйства и неумелого управления популяциями разведение сибирской косули и других видов в вольерах крайне необходимо и как гарантия сохранения их генофонда. Реинтродукция сибирской косули в Подмосковье не может изменить «сложившуюся экосистему», поскольку данный вид уже обитает здесь вместе с европейской косулей в результате деятельности Главохоты РСФСР (Охотдепартамента МСХ РФ). Во второй половине ХХ в. охотничьи организации завезли и выпустили в Московской и Тверской областях около 1,5 тыс. этих близкородственных животных, потомки которых сохранились до сих пор. Все выпуски европейской и сибирской косуль (в одних и тех же районах) проходили с разрешения, под контролем и при непосредственном участии Охотдепартамента РФ. С точки зрения ведения охотничьего хозяйства, сибирская косуля гораздо перспективнее для разведения в многоснежных районах Подмосковья, нежели европейская. Курганская популяция, как установлено специалистами Института, оседла и не склонна к миграциям».

После такого обстоятельного разъяснения, показывающего, по сути, вопиющий непрофессионализм и произвол чиновников Охотдепартамента и ученых подведомственного Центрохотконтроля, после очередной длительной паузы с ответом и хождений по инстанциям, разрешение на завоз сибирской косули и благородного оленя было получено, но на это было затрачено 1,5 года. Чиновники пытаются также препятствовать завозу и разведению на фермах лани, европейского муфлона, белохвостого оленя, бизона и других видов, «чуждых» отечественной фауне, под предлогом «возможного бегства животных и их преднамеренной гибридизации» и иными предлогами. Напомню им, что в царских зверинцах и знаменитой Аскании-Нова десятки видов копытных, в том числе иноземных, две сотни лет содержали и разводили в вольерах и даже специально скрещивали между собой. Однако не видно, чтобы гибридные стада разгуливали по России и Украине, за исключением о. Бирючий и нескольких охотничьих хозяйств, в которые асканийский гибридный олень был специально выпущен организацией, аналогичной Охотдепартаменту. С другой стороны, заботясь о сохранении и чистоте генофонда копытных даже в вольерах, Охотдепартамент РФ (теперь в составе МПР) почему-то не считает противозаконным интродукцию в природу европейской части России уссурийского пятнистого оленя, который вытесняет аборигенные виды копытных, гибридизирует с благородным оленем и наносит более существенный вред лесу, нежели другие копытные. Здесь же расселен и марал. Генофонд кабана на большей части России в результате массового искусственного расселения и вовсе стал смешанным, то же стало и с фазаном. Подмосковный заяц-беляк имеет якутские корни. Американская норка и канадский бобр вытеснили европейских родственников, а енотовидная собака, завезенная с Дальнего Востока, наносит колоссальный ущерб мелкой дичи. Любые запреты на завоз, содержание и разведение животных на огороженных участках (в неволе, полувольных условиях и искусственной среде обитания) — откровенный произвол чиновников и беззаконие, обычно творимые под маркой сохранения законности и обязательств по «Конвенции о биологическом разнообразии». Эта конвенция используется ими в качестве «страшилки» довольно часто. У меня сложилось впечатление, что наши охотничьи руководители или не знакомы с содержанием данного документа, в котором разведение животных в неволе и полувольных условиях приветствуется, или применяют его противоправно вполне осознанно в связи с недостаточной юридической грамотностью пользователей животным миром. И то и другое не делает им чести!

Многие фермеры на письма-просьбы о выдаче разрешения на завоз дичи в вольеры ответ получают лишь через несколько месяцев, нередко отрицательный и устный, или не получают вовсе. Это уже сложившаяся практика игнорирования запросов, и, похоже, менять ее чиновники не собираются. Отчасти их можно понять: при существующем законодательстве в любом вопросе, касающемся вольерного разведения дичи, нет ясности, а если нет ясности, то могут возникнуть проблемы, поэтому лучше на такие просьбы не реагировать вовсе. Однако фермеры после длительных хождений по властным коридорам разрешения все же получают. Догадайтесь, во сколько обходится им разрешение этой «неразрешимой проблемы» с завозом животных?

Некоторые владельцы вольер, пообщавшись с чиновникамизапретителями и изучив ст. 18 «Охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания» закона «Об охоте…», перестали ходить «по мукам» и завозят животных без разрешений и взяток, но при наличии ветеринарных свидетельств. По договоренности с охотхозяйством, они покупают лицензии на отстрел диких копытных и по ним отлавливают зверей. Еще проще осуществляется завоз животных с других дичеферм: звонок или письмо по Интернету, ветеринарное свидетельство, транспортировка и звери на месте. И что удивительно, животные, завезенные без разрешения охотничьего чиновника, плодятся не хуже, чем допущенные им в вольер, не ухудшилось и их качество.

Использование приобретенных животных тоже проблематично. Прямых законодательных запретов на круглогодичную добычу животных (охотничьих «ресурсов») в вольерах нет, но, как показывает практика, наиболее ретивые работники государственных охотничьих и природоохранных органов и прокуратуры под всякими предлогами (со ссылками на законы «О животном мире» и «Об охоте…», на международную конвенцию о биологическом разнообразии, ведомственные инструкции, на запрет стрельбы в сооружениях, на запрет нахождения в угодьях с ружьем вне сезона охоты и т.п.) пытаются помешать фермерам пользоваться результатами их труда. И даже статья 40 закона РФ «О животном мире», в которой говорится о том, что пользователи животным миром имеют право «пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если эти объекты животного мира содержатся в полувольных условиях», не останавливала их. По п. 1 ст. 49 ФЗ «Об охоте…» содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются «в целях размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания или в целях их реализации в соответствии с гражданским законодательством». Такую запись по силам расшифровать лишь только тем депутатам, которые данный пункт статьи сформулировали. У фермера и прочих граждан сразу же возникает вопрос: можно ли при такой формулировке добывать животных в вольерах или нельзя? Чиновник говорит уклончиво: эта проблема в принципе решаема, но… за все надо платить.

Поскольку в вольерах охотничьи животные находятся в неволе, их использование, очевидно, не попадает под действие ни ФЗ «Об охоте…», ни типовых и региональных правил «добывания» животных. Следовательно, запреты по орудиям, снарядам и способам изъятия особей (способам «охоты») на территориях вольер тоже не действуют. Контраргумент охотничьего чиновника: вольерные животные — охотничий ресурс, который содержится и разводится в «искусственно созданной среде обитания», и, следовательно, использование ресурса попадает под действие ФЗ «Об охоте…», типовых и региональных правил добывания животных. В конечном счете во всех вольерах и при нынешних федеральных законах, ведомственных правилах и инструкциях зверей добывают круглогодично. Вопрос лишь в размерах «мзды» для контролеров.

Корни противодействия процессу становления охотничьего фермерства отчасти экономические. Для охотничьего чиновника фермер становится территориальным и хозяйственным конкурентом. При закреплении территории и сооружении забора происходит отчуждение охотничьих угодий, которыми сейчас безраздельно «владеет» сам чиновник. Более того, фермер, приобретя за плату охотничьих животных, по сути, становится их собственником (а сами животные — средством производства) и, как всякий хозяин, хочет пользоваться ими по своему усмотрению и в любое время, фактически оставаясь вне контроля и вне поля деятельности чиновника, который такого допустить не может. Социалистический принцип «не пущать» и «контролировать» жив и поныне. Чиновники и депутаты, которых мы содержим на наши налоги, еще не осознали, что они должны работать не на себя, а на благо всего общества. Отсюда, а больше — по недомыслию, несуразное законодательство и такие же ведомственные инструкции. Но при этом нет ничего полезнее для чиновника, чем невнятный закон или подзаконный акт, сделанный «для себя» и открывающий широчайшие возможности для коррупции.

Можно ли охотничьему фермеру в настоящее время легально уйти от чрезмерной «опеки» охотничьего чиновника? Можно, если, при необходимости, он сумеет доказать, что содержит и разводит животных не в полувольных условиях, а в неволе, а также, если он будет содержать и разводить завезенных из других ферм охотничьего фазана, пятнистого оленя и марала. Одомашненные формы этих видов официально признаны сельскохозяйственными животными, зарегистрированы в Государственным реестре пород животных, допущенных к использованию, и их, следовательно, можно разводить и использовать без разрешения. Более того, по разделу А «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001, принятого и введенного в действие с 01.01.03 постановлением Госстандарта РФ от 06.11.01 № 454-ст, подгруппа 01.25.4 «Разведение оленей» и подгруппа 01.25.9 «Разведение прочих животных, не включенных в другие группировки», относится к подклассу 01.2 «Животноводство». При этом разведение животных предполагает и их содержание (Гагарин, 2008). К этой же категории можно отнести гибридов зубра с бизоном и домашним скотом, гибридов кабана с домашней свиньей и иные гибридные формы, хотя охотничьи чиновники, вооруженные законом «Об охоте…», иного мнения: гибриды зубра с бизоном и домашним скотом отнесены к «охотничьим ресурсам», и на гибридизацию животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, тоже нужно получить разрешение. В любом случае, документы, подтверждающие домашнее или гибридное происхождение животных, очень полезны в судах, которых при нашем законодательстве удается избежать лишь редкому фермеру.

Вернемся еще раз к п. 1 ст. 49 ФЗ «Об охоте…», где сказано, что содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются «в целях размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания». Видимо, депутаты - авторы этой статьи закона, хотели донести до нас, что они разрешают выпускать «охотничьи ресурсы» из вольер в охотничьи угодья. Но при этом они забыли указать, а можно ли фермеру использовать их вне вольеры, и если да, то на каких условиях?

При существующих законах и тотальном браконьерстве большинство фермеров выпускать животных на волю даже не помышляют. Некоторые, тем не менее, иногда выпускают их «под выстрел» тайно или по устной договоренности с местным охотничьим начальником, и, разумеется, не безвозмездно. Еще одна важная проблема — срочность действия разрешения на содержание и разведение животных в вольерах. По закону «Об охоте…» оно выдается на срок действия охотхозяйственных соглашений (см. ст. 49, п. 2). Этот срок тоже, разумеется, зависит от благосклонности чиновника или от суммы, врученной ему. Срок действия разрешения рано или поздно закончится. Если не продлят, бизнесу конец; и снова взятки.

Однако и это еще не все. К охотничьему фермеру, как и к любому бизнесмену, «на огонек» заглядывают десятки контролеров. И все чего-нибудь хотят и, как правило, не уходят с пустыми руками.

В последние десятилетия я консультировал по вопросам организации вольерного хозяйства более сотни потенциальных охотничьих фермеров. Большинство из них свою мечту так и не осуществили в основном из-за чиновничьих препон. Стоит ли при таком раскладе фермерский «огород городить»? Не все так мрачно. В России уже созданы десятки охотничьих фермерских хозяйств, и они функционируют даже в условиях правового и чиновничьего беспредела. Законы и ведомственные правила и инструкции, даже самые абсурдные, нарушать нельзя, но оспорить или обойти их в нашем государстве, как известно, можно. Как это сделать, отчасти показано выше, но лучше спросите у тех, кто уже организовал охотничьи парки и фермы. И они непременно поведают вам и о том, кому и сколько нужно «дать».

Я далек от мысли, что большинство российских чиновников мздоимцы или убежденные противники вольерного разведения охотничьих животных. Среди них, безусловно, немало порядочных людей, и многих из них я знаю лично. Некоторые искренне и бескорыстно помогают фермерам, спасибо им. Но, пока что, увы, основа фермерского благополучия — хорошие «коммерческие» или личные отношения с «разрешителями» и «контролерами». Борьба с коррупцией, в том числе и путем изменения законов, — одно из важнейших направлений государственной деятельности, провозглашенное Президентом РФ. Депутаты Государственной Думы РФ, насколько мне известно, намерены внести коррективы в ФЗ «Об охоте…». Очень хотелось бы, чтобы коррупционная статья 49 этого закона не выпала из их поля зрения.

На мой взгляд, в сфере вольерного разведения животных надо законодательно упразднить разрешительную систему как основу для коррупции и чиновничьего произвола, и перейти на уведомительную систему. Коррупционную процедуру оформления специально уполномоченным (охотничьим) органом разрешения на завоз животных в вольеры, несомненно, тоже необходимо ликвидировать. Единственный нужный для фермера документ — ветеринарное свидетельство о здоровье закупаемого и перевозимого на транспорте поголовья. Охотничий чиновник должен контролировать фермера лишь на одном этапе его хозяйственной деятельности — при выпуске, если это необходимо, вольерных зверей в охотничьи угодья. Владение фермерской собственностью (вольерой с находящимися в ней животными и сооружениями) должно быть независимым от прихоти чиновника и бессрочным. Нужно законодательно отнести содержание, разведение и использование легально изъятых из природы охотничьих животных или завезенных из других фермерских хозяйств к разведению домашних животных со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая предоставление льготного кредитования, допуск к участию в государственных программах, направленных на развитие фермерского сельского хозяйства и др. Добавлю к этому, что серьезный шаг в направлении развития фермерского охотничьего хозяйства уже сделали наши белорусские коллеги, приняв в ноябре 2010 г. новые Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты. Эти правила, к сожалению, не бесспорны, по-прежнему доминирует государственная разрешительная система (специфика Беларуси), но в них сравнительно четко оговорен порядок организации вольерного хозяйства, содержания, разведения и использования диких животных, охотиться на которых внутри вольер можно круглогодично, в том числе с луком и арбалетом.

Белорусский нормативный акт копировать не стоит — российского охотничьего фермера (и охотпользователя тоже) нужно освободить, прежде всего, от чиновничьих «оков» и предоставить ему экономическую свободу. Часть «разрешителей» и «контролеров», конечно же, потеряют при этом работу, но они вполне могут освоить профессию фермера. И тогда коррупция исчезнет, дичи будет много, «царская охота» станет доступной для всех охотников, а государство существенно укрепит продовольственную безопасность. Мечтать не вредно!

Впрочем, после многолетних «баталий» с охотничьими и иными чиновниками во мне все больше зреет убеждение, что в нашем государстве менять надо не законы — законным путем менять надо… власть, которая, очевидно, неспособна кардинально изменить ситуацию в отраслях биологического природопользования, охране природы и улучшить жизнь подавляющего большинства граждан России.

Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за...

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения реестра разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения

В соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 07.05.2013) администрация области постановляет:

1. Утвердить:

порядок выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, отказа в их выдаче или их аннулирования согласно приложению N 1;

форму разрешения на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, согласно приложению N 2;

порядок ведения реестра разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, согласно приложению N 3.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области С.В.Иванова.

(п. 3 в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 07.12.2017 N 1212)

Временно исполняющий обязанности
первого зам. главы администрации области
А.А.Сазонов

Приложение 1. Порядок выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за...

Приложение 1
Утвержден
постановлением
администрации Тамбовской области
от 17.06.2015 N 627

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА В ПОЛУВОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, ЗАНЕСЕННЫХ В КРАСНУЮ КНИГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАЗРЕШЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА В ПОЛУВОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ОТКАЗА В ИХ ВЫДАЧЕ ИЛИ ИХ АННУЛИРОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, отказа в их выдаче или их аннулирования (далее - Порядок) устанавливает процедуры выдачи, отказа в выдаче, а также аннулирования разрешений на содержание и разведение объектов животного мира (за исключением отнесенных к охотничьим ресурсам) в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Для целей настоящего Порядка объекты животного мира - это млекопитающие и птицы, не отнесенные к охотничьим ресурсам и не занесенные в Красную книгу Российской Федерации.

1.2. При содержании и разведении объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания не допускается создание условий возникновения угрозы для жизни и здоровья населения, сельскохозяйственных и других домашних животных.

1.3. Настоящим Порядком не регулируется:

1.4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, получившие разрешение на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (далее - Разрешение), кроме основных целей, могут использовать их в культурно-просветительских, воспитательных, эстетических и научных целях.

2. Порядок выдачи и аннулирования Разрешений

2.1. Разрешение выдается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам при наличии условий для содержания и разведения объектов животного мира, а именно:

соответствия площади территории, на которой предполагается содержание и разведение объектов животного мира, их физиологическим особенностям;

обеспечения кормами в количестве и составе, соответствующих физиологическим потребностям животных;

соответствия иным требованиям и нормам, в том числе санитарным, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области;

условий, исключающих возникновение угрозы для жизни и здоровья обслуживающего персонала, населения, сельскохозяйственных и других домашних животных;

специалистов зоологического, зоотехнического и ветеринарного профилей, а у граждан - навыков по содержанию животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

2.2. Для получения Разрешения заинтересованное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин подает заявление, в котором указываются:

организационно-правовая форма, наименование (полное и сокращенное), ИНН, место нахождения юридического лица или фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, индивидуального предпринимателя или гражданина, место его жительства, контактный телефон для связи;

перечень заявляемых объектов животного мира (русское и латинское названия);

описание объекта(ов) животного мира (количество, пол, возраст);

срок, в течение которого предполагается осуществлять содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

сведения о дате выдачи следующих разрешений (если таковые имеются):

(в ред. )

разрешение на добывание объектов животного мира;

разрешение на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира (если выдавалось ранее);

разрешения (сертификаты), предусмотренные Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03 марта 1973 г., Вашингтон.

2.3. К заявлению прилагаются:

документы о происхождении или приобретении заявляемых объектов животного мира;

материалы об условиях содержания и разведения объектов животного мира.

К документам о происхождении или приобретении заявляемых объектов животного мира относятся:

документы, подтверждающие вынужденное изъятие животных из природной среды (акт передачи и приема больного (травмированного, раненого) животного, заключение ветеринарного врача о состоянии здоровья животного и неспособности его к самостоятельной жизни (ветеринарное свидетельство, ветеринарная справка));

выписки из книги учета движения поголовья;

паспорт животного, разведенного в неволе, выданный заводчиком.

К материалам об имеющихся условиях содержания и разведения объектов животного мира относятся:

материалы, содержащие характеристику расположения объектов недвижимого имущества, предназначенных для содержания и разведения в искусственно созданной среде обитания;

границы и площади территории для содержания и разведения в полувольных условиях объектов животного мира;

сведения о правоустанавливающих документах на земельные участки и объекты недвижимого имущества;

описание условий содержания животных, включая перечень оборудования и сведения об обеспечении кормами, ветеринарном обслуживании, мерах безопасности обслуживающего персонала и самих животных, документация по движению поголовья;

применяемая система маркировки или мечения для идентификации каждой особи (при наличии);

сведения о профессиональной подготовке сотрудников, обеспечивающих содержание и разведение объектов животного мира.

2.4. Заявление на получение Разрешения подается в Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области или в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 29.09.2015 N 1082)

2.5. Заявление подлежит обязательной регистрации в течение 1 (одного) рабочего дня, не считая дня его поступления в Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской.

2.6. Срок рассмотрения заявления на получение Разрешения не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации поступившего заявления.

2.7. Решение о выдаче Разрешения оформляется в форме приказа Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области.

2.8. Разрешение оформляется на бланке установленного образца.

2.9. После подписания Разрешения оно в течение 1 (одного) рабочего дня регистрируется в реестре разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (далее - Реестр), после чего Разрешение направляется заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на адрес, указанный в заявлении, либо выдается на руки заявителю при наличии документа, удостоверяющего личность, или представителю заявителя, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации представлять интересы заявителя, при наличии доверенности и документа, удостоверяющего личность.

2.10. Основаниями для отказа в выдаче Разрешения являются:

непредставление документов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка;

предоставление недостоверных сведений.

О принятом решении Заявитель информируется в письменном виде в течение 3 (трех) рабочих дней с указанием причин отказа.

(абзац введен Постановлением администрации Тамбовской области от 29.09.2015 N 1082)

2.11. Выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, производится бесплатно.

2.12. Выданное Разрешение аннулируется Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области в случае подачи лицом, получившим Разрешение, заявления об аннулировании разрешения, в случае выявления нарушений законодательства, связанного с содержанием и разведением объектов животного мира, или на основании решения суда.

2.13. Решение об аннулировании Разрешения оформляется в форме приказа Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области.

2.14. В решении об аннулировании Разрешения указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. В течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия решения об аннулировании Разрешения копия данного решения направляется лицу, Разрешение которого в соответствии с данным решением аннулировано.

2.15. В течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия решения об аннулировании Разрешения в Реестр вносится соответствующая запись.

2.16. Разрешение признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в Реестр.

2.17. Аннулированное Разрешение подлежит возврату в Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области в течение месяца со дня получения копии решения об аннулировании Разрешения.

2.18. На возвращенном Разрешении делается надпись о его аннулировании с указанием реквизитов решения об аннулировании Разрешения.

Приложение 2. Форма разрешения на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением..

Приложение 2
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 17.06.2015 N 627

ФОРМА РАЗРЕШЕНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА В ПОЛУВОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, ЗАНЕСЕННЫХ В КРАСНУЮ КНИГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАЗРЕШЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА В ПОЛУВОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Лицевая сторона

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов

животного мира Тамбовской области

РАЗРЕШЕНИЕ

условиях и искусственно созданной среде обитания

(за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу

Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение

объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной

среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях

федерального значения

Серия 68 N 0000

Выдано ____________________________________________________________________

организационно-правовая форма, наименование (полное и сокращенное), ИНН,

место нахождения юридического лица или фамилия, имя, отчество, данные

документа,

___________________________________________________________________________

удостоверяющего личность, индивидуального предпринимателя или гражданина,

место его жительства

___________________________________________________________________________

Виды деятельности: содержание и разведение в полувольных условиях,

искусственно созданной среде обитания следующих объектов животного мира:

___________________________________________________________________________

русские и латинские названия, пол, возраст объектов животного мира,

___________________________________________________________________________

планируемых к содержанию и разведению

с целью: __________________________________________________________________

Условия содержания: _______________________________________________________

границы и площади территорий, предполагаемых для полувольного содержания,

___________________________________________________________________________

описание и адреса объектов, предназначенных для содержания в искусственно

созданной среде обитания

Срок действия разрешения: с "___" ________ 20__ г. по "___" _______ 20__ г.

Разрешение выдал ________________________________ __________________

фамилия, инициалы и должность лица, подпись

выдавшего разрешение

Дата выдачи разрешения "___" ______________ 20__ г. М.П.

Приложение 3. Порядок ведения реестра разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской...

Приложение 3
Утвержден
постановлением
администрации Тамбовской области
от 17.06.2015 N 627

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА РАЗРЕШЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА В ПОЛУВОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, ЗАНЕСЕННЫХ В КРАСНУЮ КНИГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАЗРЕШЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА В ПОЛУВОЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к ведению реестра разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (далее - Реестр).

2. Реестр представляет собой свод документированной информации о разрешениях на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (далее - разрешения).

3. Под документированной информацией в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1> понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

________________

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448.

4. Реестр включает в себя совокупность реестровых дел на бумажных носителях.

5. Ведение Реестра на бумажных носителях осуществляется путем формирования реестровых дел.

6. В реестровое дело включаются документы на бумажных носителях, информация из которых внесена в Реестр.

7. Каждому реестровому делу присваивается порядковый номер, который указывается на его титульном листе.

8. При накоплении в одном реестровом деле объема документов, превышающего вместимость одной канцелярской папки, допускается деление его тома по количеству канцелярских папок. В этом случае на титульном листе тома также указывается порядковый номер тома. Опись документов должна соответствовать фактически находящимся в нем документам.

9. Реестр содержит для каждого выданного разрешения следующую информацию:

9.1. сведения о лице, получившем разрешение, наименование (полное и сокращенное), организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица или фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, индивидуального предпринимателя или гражданина (физического лица);

9.2. вид содержания объектов животного мира (в полувольных условиях или в искусственно созданной среде обитания);

9.3. русское и латинское названия видов объектов животного мира, на содержание и разведение которых выдано разрешение;

9.4. количество особей и их половой состав;

9.5. цель содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

9.6. условия содержания (границы и площади территорий, предполагаемых для полувольного содержания, адреса мест расположения объектов, предназначенных для содержания в искусственно созданной среде обитания);

9.7. дата выдачи, серия и номер разрешения;

9.8. срок действия разрешения;

9.9. основания аннулирования разрешения;

9.10. реквизиты решения об аннулировании разрешения.

10. Документированная информация вносится в Реестр на бумажные носители в течение 1 рабочего дня со дня выдачи разрешения или аннулирования разрешения.

Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения реестра разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (с изменениями на 7 декабря 2017 года)

Название документа: Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения реестра разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (с изменениями на 7 декабря 2017 года)
Номер документа: 627
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.06.2015, Сайт сетевого издания "Тамбовская жизнь" www.tamlife.ru, 18.06.2015, "Тамбовская жизнь" (специальный выпуск), N 47(1594), 23.06.2015.
Дата принятия: 17 июня 2015
Дата редакции: 07 декабря 2017

Неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда начинающие подвижники полувольного содержания охотничьих животных ограничивали устройство вольера ограждением территории забором и организацией внутри него кормушки с водопоем. Обычно такие вольеры встречаются в хозяйствах охотобществ, поскольку требуют минимальных затрат на стройматериалы, оплату трудозатрат и так далее. Хотя такие вольеры и вполне работоспособны, как показывает практика, их владельцам рано или поздно приходится сталкиваться с куда более значительными финансовыми потерями при падеже животных, неизбежно возникающем из-за отсутствия зоны осмотра и карантина для вновь прибывших животных, из-за отсутствия укрытий, из-за неграмотного устройства кормушек и прочих устройств и конструкций, которые как раз и составляют инфраструктуру вольера.

Прежде всего, необходимо сказать о том, что наш вольер разделен на три неравные части, на одной из которых находятся только олени и зайцы, на другой — олени, лани, зайцы и кабаны, и третья представляет собой карантин. Вот с его описания и начну.

Создан он был с ориентацией на мировой опыт. В карантине можно осуществлять передержку животных, завезенных из других вольеров, поскольку нужно быть совершенно уверенным в том, что они здоровы, не принесут в вольер ту или иную эпизоотию. Здесь же звери проходят и акклиматизацию, поскольку неплохо для животных, перенесших стресс во время их отлова и транспортировки, побыть на новом месте только в своем «коллективе», без немедленного выяснения иерархических отношений с «аборигенами». Как показывает практика, в течение нескольких дней новички обследуют только периметр, пытаясь найти выход в лес. Потом смиряются с новым пространством и начинают изучать всю территорию, обживаться.

Карантин служит и для изоляции вольерных животных с подозрением на то или иное заболевание.

Общая площадь комплекса, представляющего собой эту часть вольера, относительно невелика и в нашем случае составляет 1,5 гектара. С двух его сторон имеются ворота, через которые можно запускать животных в карантин из транспортных клеток.

В наиболее удаленном от общих границ вольера углу построена круглая в плане живоловушка. Это сооружение имеет три двери, открываемые поднятием вверх. Одной из них через коридорчик живоловушка соединена с карантином. Две другие открываются в вольер. Одна — непосредственно, а вторая — через сужающийся коридор. Для чего все это нужно? Дверка, открывающаяся в вольер, всегда поднята, и корыта с кормом поставлены как внутри живоловушки, так и рядом с ней. Кабаны привыкают есть как снаружи, так и внутри. Когда возникает необходимость изолировать то или иное животное, в том числе и для интенсивного лечения, остается только дождаться, чтобы оно вошло в живоловушку, и выбить опору дверцы. После чего лишних зверей, оказавшихся внутри, снова выпускают в вольер через сужающийся коридор, пройти через который звери могут только поодиночке.

В этом коридоре, кстати, кабана легко зафиксировать (для проведения вакцинации, осмотра и т.д.), вставив сзади него, когда он упрется рылом в выходную дверь, одну или несколько слег поперек коридора. Животное, которое требует изоляции, можно оставить в живоловушке или через другой коридор выпустить в карантин.

Таким образом, в целом живоловушка и карантин представляют собой лечебно-профилактический комплекс.

На территории карантина мы оставили часть площади под естественным травостоем и, кроме того, высадили овес и топинамбур. Разумеется, здесь ведется и полноценное кормление. Впрочем, о посевах и рационах кормления постараюсь рассказать в следующей статье, а сейчас — о кормушках, которые одинаково устроены как в карантине, так и на остальной территории вольера.

Для оленей мы выбрали из нескольких вариантов еще советских конструкций такой, где сено защищено крышей от снега, который при перепадах температуры легко превращает корм в ледяной ком. Нам казалось, что приподнятое над землей сено в такой кормушке не будет втаптываться животными в снег или землю, то есть будет расходоваться экономно. Тем же целям экономии корма должны служить и вертикальные деревянные прутья, которые не дают оленям сбросить сено на землю и в то же время не ограничивают их возможность съесть столько корма, сколько им хочется.

Опыт показал, что олени вообще не едят сена из такой кормушки. Возможно, потому, что оно пересыхает на ветру. Более эффективным оказался дозированный разброс клоков сена вдоль тропинок. Зимой оленям желательна влажная пища, и сено под солнцем нагревается настолько, что снег под ним подтаивает, а влага впитывается в сено.

Для кормления кабанов используется корыто. Теоретически можно сыпать корм прямо на снег, но при обильных снегопадах его потери будут значительными. Форма и материал корыта могут быть любыми. Мы сколачивали корыта из досок, выдалбливали в толстом бревне. Я встречал корыта, сделанные из разрезанных вдоль металлических труб, бочек и так далее. Главное, что корыта должны быть прочными и устойчивыми, поскольку кабаны их постоянно стремятся сломать или перевернуть. У металлических не должно быть острых краев, а поломанные дощатые необходимо ремонтировать, поскольку кабаны могут пораниться торчащими из дерева гвоздями.

Кормушки для кабанов необходимо делать двух типов — с ограждением и без ограждения — и располагать их рядом. Те, что без ограждения, — для взрослых животных, которые не позволяют малышам питаться с ними одновременно из одного корыта. Те, что с ограждением из жердей, препятствующих подходу взрослого животного и свободно пропускающих поросят, предназначены для последних. Взрослому кабану такое ограждение сломать, в общем-то, нетрудно, поэтому рядом находится корыто, для подхода к которому не нужно ничего ломать, и он выбирает его.

Вообще на кормушках кабаны ведут себя как стопроцентные свиньи и, полакомившись из одной, сразу же спешат к другой, в том числе и к оленьей. Разумеется, оленьи кормушки с зерном приподняты над землей на столбах. Однако кабаны поднимаются на задние ноги, передними упираются в край оленьей кормушки и рылом выпихивают, сколько сумеют, зерна на землю. Для оленей можно было бы приподнять кормушку еще выше, но тогда до нее не смогут дотянуться лани. Поэтому приходится просто делать как можно больше кормушек и расставлять их подальше друг от друга, чтобы успевали поесть все звери. Мы делали их из такого расчета: одна кормушка на 10-15 кабанов.

Хорошо известно, что копытным и зайцам для полноценного развития необходима соль. Поэтому и в карантине, и на территории вольера сделаны солонцы. У нас они трех типов. Для зайцев — на врытый в землю осиновый кол надета обрезанная с двух концов пластиковая бутылка, в которую засыпана соль.

Дождевая вода и тающий снег растворяют соль, и она пропитывает дерево, стекает по нему до земли и впитывается в нее. Зайцы обгрызают ствол или поедают соленую землю вокруг него. Солонцы для копытных — вертикально установленные пеньки с выемкой, в которую положен лизунец.

Кстати, на территории карантина солонцов не должно быть много — два максимум. Дело в том, что именно вокруг них обычно собираются разные животные, что позволяет регулярно вести их учет и наблюдать за отдельными особями.

Третий тип солонца — глиняный. У нас грунты песчаные, и приходится привозить глину, которая необходима копытным как комплекс минеральных добавок и глистогонное средство. Делаем короба вроде детских песочниц и заполняем привозной глиной, которую мешаем с солью. Там, где глина есть в почве, завоз ее нецелесообразен.

На территории карантина и еще в трех местах вольера есть водоемы. Хорошо, если это природные водоемы. Если таковых нет, то приходится копать в наиболее сырых участках углубления, в которых летом животные могли бы не только напиться, но и принять грязевую ванну. Мы выкапывали их в низинах, глубиной до трех метров и площадью от 80 и более квадратных метров (то есть примерно от 10 м в диаметре). Зимой, когда становится лед, егеря прорубают майну и регулярно ее прочищают, хотя в основном животные обходятся влагой, содержащейся в снегу.

Понятно, что в засушливых районах водоемы могут быть только искусственными, и приходится затрачивать определенные средства на то, чтобы регулярно наполнять их водой.

На территории карантина и в нескольких местах по всей площади вольера сделаны укрытия для оленей, кабанов и зайцев, или схроны. Прежде чем начать строительство вольера, мы консультировались с известным ученым Алексеем Алексеевичем Данилкиным, который и посоветовал сделать эти схроны. Понятно, что у животных в лесу укрытий нет, но известно и то, что в дикой природе продолжительность жизни зверей намного меньше, чем в искусственных условиях содержания. То есть укрытия — элемент необязательный, но желательный. Для копытных укрытие сделали двух или трехстенным, чтобы у них не возникало боязни закрытого пространства, и стены установили так, чтобы изолировать зверей от преобладающих ветров. Размеры по высоте должны быть такими, чтобы взрослый олень с рогами мог спокойно зайти под крышу. Для кабанов укрытия аналогичные, но пониже.

Опыт показал, что олени меньше пользуются схронами, тогда как кабаны только поначалу их сторонились, а потом обжились и стали в них ночевать. Во всех укрытиях положено сено, и перед родами кабанихи стали делать себе в нем гнезда. Но чаще и охотнее они делают гнезда из сухих нижних веток ели и сосны, которые сами обламывают. Схроны для кабанов расположили в густом кустарнике, недалеко от просеки и открытой частью к ней, чтобы при осмотре с просеки можно было наблюдать за зверями, особо их не беспокоя.

Правда, недавно все схроны мы немного переделали, убрав у них боковые стенки. Они настолько ограничивают внутреннее пространство, что молодые копытные не в состоянии увернуться от ударов рогами или копытами более сильных особей. Покалеченные животные после этого прятались в отдаленных местах вольера, где мы их обнаруживали, не понимая причин травм.

Как только на территории вольера появились зайцы, сразу появились и хищные птицы, а спрятаться зайцам было особо негде, и тогда мы сделали для них укрытия из плоского шифера, опирающегося одним краем на деревянные чурбачки. Уклон — к подветренной стороне. Чем больше таких укрытий (как в карантине, так и в остальной части вольера), тем лучше будет сохранность зайца.

Для хранения сена на территории вольера были сделаны навесы с подложкой из слег, чтобы оно не подпревало. Исходя из крестьянского опыта, сено мы присаливаем — в таком состоянии оно лучше хранится, из него уходит избыточная влага, и животные его лучше едят. Но быстро стало понятно, что при всем удобстве для егерей хранения сена в вольере устройство таких навесов на доступной зверям территории неоправданно. В 2008 году, например, кабаны за несколько дней уничтожили около 8 тонн овса, гороха и вики. Лучше хранить сено отдельно и подкармливать зверя дозированно или огораживать навесы (мы делаем это металлической сеткой).

Кстати, не забывайте снимать веревки с рулонов сена. Не раз были случаи, когда животные наматывают их себе на рога и ноги, получая потом серьезные травмы. Более того, обрезки этих веревок они могут проглотить вместе с сеном, и тогда животное почти наверняка погибнет.

Просеки очень важны, поскольку мы должны наблюдать животных регулярно, и удобно это делать, когда они время от времени просеки пересекают. Нужны они и для того, чтобы животные могли побегать, погоняться друг за другом, особенно это нужно молодым особям. Поэтому просеки приходится регулярно прочищать от кустарника и зимой от снега.

В местах, где лес или кустарник очень густой, между просеками сделаны метровой ширины тропинки все для того же наблюдения за животными. Наблюдательные вышки также были расставлены по вольеру, но в большинстве случаев наблюдение за животными ведется в процессе обхода.

Ну, и закончить эту часть статьи хочется таким любопытным наблюдением. В нескольких местах мы установили для кабанов деревянные чесальные столбы, обрабатываем их время от времени соляркой или отработкой. Но кабаны предпочитают всем этим столбам металлические. Правда, не сами столбы, а укосины к угловым столбам. С этих наклонных труб не просто снята краска, а они вычищены до блеска. Очевидно, укосины позволяют кабанам почесать не только бока, но и брюхо.

Напечатано по материалам журнала «Сафари» №2 2010 год.