Реактивная система залпового огня «Ураган

Ракетное оружие еще со времен СССР, а сейчас и в РФ продолжает оставаться главной козырной картой не только в вооруженных конфликтах, но и в международных переговорах.

Впрочем, до такого доходит нечасто. Куда нужнее в повседневных армейских делах системы реактивного залпового огня. Одной из наиболее распространенных является «Ураган». РСЗО широко распространена в войсках, она достаточно дешевая в производстве. Учитывая ее надежность и неприхотливость, не приходится удивляться стремлению современных ВС РФ к модернизации данного комплекса, история которого началась еще в 60-х годах прошлого века!

История создания

Принято считать, что все отечественные разработки такого типа имеют одного прародителя - РСЗО «Катюша». В каком-то смысле это действительно так, но никогда не нужно забывать о том, что современные системы залпового огня кардинально отличаются от легендарного комплекса.

К примеру, в качестве направляющих отечественные конструкторы уже давно отказались от рельсовой системы: это ненадежно, так как траектория движения снаряда получается во многом произвольной, да и шанс на схождение заряда довольно высок.

А потому настоящим пращуром РСЗО 9к57 «Ураган» следует считать установку М-21В, которая была поставлена на вооружение в далеком 1963 году.

Несмотря на приличные характеристики этой РСЗО, военные были не до конца ею удовлетворены. А потому в 1963 году в Тулу поступил гособоронзаказ на разработку новой перспективной модели, у которой бы не было недостатков М-21В. К таковым военные относили сравнительно малую маневренность, да и поражающее действие ее штатного снаряда было неудовлетворительным. Учитывая уроки Великой Отечественной, наши военные уже хорошо понимали, что танковые колонны противника желательно «размалывать» загодя, а потому еще одним требованием, которое предъявлялось к новой разработке, было эффективное действие хотя бы по легкобронированным целям.

Забегая вперед, отметим, что РСЗО 9к57 «Ураган» прекрасно справляется с этой задачей.

Наброски

С 1963 по 1964 год специалисты Тульских ЦКБ занимались всесторонним изучением поставленной перед ними задачи. Основной проблемой, которая тогда стояла перед ними, было создание РСЗО, которая бы позволяла поражать живую и моторизированную силу противника на расстоянии до 40 километров.

Результатом этих исследований и стал появившийся уже в середине 1964 года проект «Ураган». РСЗО этого типа предполагала поражение неприятеля на расстоянии до 35 километров. Ее преимуществом была высокая маневренность, которая позволяла быстро производить залп с закрытой позиции и уходить, не будучи обнаруженным врагом.

В конце 1966 - начале 1967 года в Туле начали проводить масштабную исследовательскую работу, посвященную перспективам принятия новой системы на вооружение. Ее результатом стала всесторонне проработанная концепция данного комплекса, включавшая все необходимые сведения относительно характеристик снарядов и условий их использования.

К 1970 году Министерство промышленности поручило составить окончательный проект новой РСЗО 9к57 «Ураган». Следует заметить, что к тому времени в разработке участвовали инженеры и ученые далеко не одной только Тулы. Так, в Московских и Подмосковных ЦКБ проводилось всестороннее изучение бризантных зарядов и систем взрывателей. В Казани же создавали вышибные заряды для снарядов с кассетным типом боевой части.

Результат предварительных испытаний

Непосвященный читатель может удивиться тому, сколько же времени понадобилось советской промышленности для создания одного только опытного образца такого рода техники. Нужно помнить, что в те годы попросту не было масштабных наработок в этой области. В результате напряженной работы и опытов, которые проводились в конструкторских бюро по всей стране, была получена уникальная система «Ураган». РСЗО эта до сих пор используется в десятках стран по всему миру.

В частности, с ее помощью воюют даже в Сирии. Вообще время, которое было потрачено для этих изысканий, даром точно не прошло. К примеру, та же реактивная система залпового огня «Смерч» была разработана и принята на вооружение в кратчайшие сроки именно благодаря тому, что львиная доля всех расчетов уже была готова.

Вернемся к испытаниям. В 1972 году на суд специалистов был представлен практически готовый прототип системы, который прошел все заводские испытания. Основные характеристики были таковы:

  • РСЗО оснащалась неуправляемыми реактивными снарядами кассетного и фугасного типа, которые несли по 80 и 105 килограммов взрывчатого вещества соответственно.
  • БМ 9П140, для которой все-таки решили использовать стандартное шасси ЗИЛ-135ЛМ (из-за трудоемкости и отсутствии договоренностей был отклонен проект гусеничного шасси).
  • Машина для транспортировки и заряжания 9Т452, которая ставится на шасси все того же ЗИЛ-135ЛМ.
  • В состав комплекса входило также оборудование для ремонта и обслуживания машин.

Еще пару лет проходила заводская докатка, в результате которой и появился нынешний «Ураган». РСЗО эта в 1974 году имела приблизительно те же ТТХ, что и в настоящее время. Наконец, в 1976 году комплекс был окончательно принят на вооружение.

Два года отняло устранение некоторых незначительных недостатков. Кроме того, за это время специалисты разработали несколько новых и перспективных типов снарядов.

Какие компоненты входят в состав готового комплекса?

  • Сама боевая машина 9П140.
  • Машина для зарядки и транспортировки снарядов 9Т452.
  • Реактивные заряды.
  • Аппаратура автоматического управления огнем и его коррекции 1В126 «Капустник-Б».
  • Средства для обучения и тренировки личного состава в условиях, максимально приближенных к боевым.
  • Машина для топографической 1Т12-2М.
  • Комплекс для пеленгации и исследования метеорологической обстановки 1Б44.
  • Комплект для обслуживания и ремонта оборудования 9Ф381.

Большая часть всех систем дублирована, так что даже повреждение их или полный вывод из строя огнем противника не является препятствием для выполнения боевой задачи. Кроме того, основная часть операций может быть выполнена вручную.

Характеристики силовой установки

Машину в движение приводят два V-образных двигателя ЗИЛ-375Я, каждый из них по 180 л. с. Колеса на бортах приводятся в движение от своего движка, имеют независимую коробку передач и трансмиссию. На первой и четвертой оси установлены управляемые колеса.

Машина оборудована не только централизованной системой контроля давления в шинах, имеется возможность их автоматической подкачки прямо на ходу. Проходимость и скоростные характеристики очень хорошие. На одной заправке можно проехать около 600 км, выдавая максимальную скорость в 65 км/ч. Машина легко преодолевает водные препятствия до 1,2 м глубиной без всякой дополнительной подготовки.

Сведения о расчете и заряжании

В мирное время назначается расчет из четырех человек: командир машины, наводчик и пара бойцов, которые ответственны за ручное наведение и техническое обслуживание. В военное время группу увеличивают до шести человек, так как многие операции приходится выполнять вручную.

Как уже говорилось, подвозка и заряжание снарядов производятся при помощи специальной машины 9Т452, которая построена на том же шасси. Каждая такая машина не только перевозит по 16 снарядов, но и обеспечивает их снаряжение без привлечения дополнительной техники. Процесс полностью механизирован, занимает не более 14 минут. Используется кран ТЗМ, который может быть применен для подъема грузов до 300 кг весом.

Кстати говоря, такой же использует и реактивная система залпового огня «Град».

Оборудование заряжающей машины

В оснащение самой заряжающей машины входит рама для перевозки снарядов, досылатель, кран и грузовые тележки. Для работы оператора имеется отдельная площадка, захват снарядов осуществляется при помощи отдельной «клешни». Все операции по досылке снарядов, повороту крана и подсобных механизмов выполняются автоматически, но при необходимости их можно осуществлять вручную.

Сам досылатель - это специальная направляющая с толкательным механизмом, который и заводит снаряд в нужное место. Благодаря простому и эффективному механизму выверки оператор избавлен от необходимости вручную стыковать направляющую и досылатель. Вся механика работает от электрических приводов, генераторы которых полностью автономны, а потому для своей работы не нуждаются в запуске основного двигателя машины.

Используемые снаряды

Нужно заметить, что больше всего времени у инженеров отняло не конструирование шасси, а создание принципиально новых типов снарядов. Необходимо заметить, что работы по их проектированию оказались чрезвычайно плодотворными. Так, до 90% наработанных сведений были с успехом использованы в разработке системы «Смерч».

В результате многочисленных опытов было создано восемь-девять основных типов снарядов. В настоящее время некоторые из них уже не используются, так как им на смену пришли новые модели. Многие из них являются засекреченными.

Наиболее распространенным стал снаряд 9М27Ф, оснащенный обычной осколочно-фугасной головной частью. Он универсален, предназначен для уничтожения как живой силы противника, так и бронированной техники. Масса составляет только 49 кг при весе всего снаряда в 180 кг.

Примерно с той же частотой реактивная система «Ураган» использует заряды марки 9М27К, оснащенные уже кассетной головной частью, «нафаршированной» поражающими элементами. Они чрезвычайно эффективны при борьбе против вражеской пехоты и легкой техники.

Сам снаряд весит около 271 кг, содержит 30 основных элементов. В каждом из них - по 350 поражающих частей со взрывчатым веществом. Даже на расстоянии 100 метров от эпицентра взрыва осколок снаряда легко пробивает 2 мм качественной гомогенной стали.

Очень похожа на этот заряд модель 9М27К1, также использующая кассетную часть с множеством поражающих элементов. Разница только в том, что разделяющиеся элементы (тоже около 30 штук) при ударе об землю дополнительно подскакивают, в десятки раз увеличивая площадь поражения. В частности, такими же оснащается реактивная система залпового огня «Торнадо», она же «Смерч».

Изюминкой комплекса и настоящей гордостью конструкторов является снаряд 9М27К2, предназначенный для дистанционной установки противотанковых минных полей. В нем применяются стандартные противотанковые мины ПТМ-1. В одном снаряде 24 мины. Они предназначены для быстрой установки заграждений при атаке вражеских танков. Отличительной чертой мин является то, что через 3,4 часа они самоуничтожаются, что дает возможность пускать в атаку собственные танковые части.

Примерно для тех же целей был разработан 9М27К3. Различие в том, что в нем используются мины ПФМ-1С, предназначенные для поражения живой силы противника. В одном снаряде содержится по 312 противопехотных мин. Залп одной машины накрывает по 60 Га. Нужно сказать, что это очень грозное оружие. «Ураган» именно за возможность дистанционной установки полноценных минных полей прямо перед носом у противника заслужил немало отличных отзывов в Афганистане.

Специально для сноса вражеских укрепленных оборонительных пунктов создан снаряд 9М51. Головная часть оснащена жидким взрывчатым веществом, предназначенным для термобарического взрыва. Недостатком этой модели является то, что максимальная дальность стрельбы не превышает 13 км.

Снаряд 9М27C - зажигательный. Специально предназначен для массового уничтожения не только живой силы противника, но и ценной материальной части (машин в ангарах, складов со снаряжением).

Как можно заметить, реактивные системы залпового огня (обзор одной из них представлен в статье) могут быть использованы не только для накрытия окопавшейся пехоты или техники на марше, но и для решения более тонких и долговременных задач.

Современные перспективы и модернизация комплексов

Как мы уже неоднократно отмечали, сам комплекс постоянно модернизируется, идет разработка новых типов снарядов. Сегодня реактивная система залпового огня «Ураган» стоит на вооружении даже армии Йемена, не говоря уже обо всем бывшем СНГ. Министерство обороны ежегодно заключает контракты на поставку и обслуживание этих комплексов по всему миру, так что об отсутствии популярности говорить точно не приходится.

В свое время украинцы перенесли РСЗО на КрАЗ-6322.

Боевое применение

С рассматриваемая РСЗО просто отлично показала себя в боевых условиях. Кроме того, ее неоднократно применяли сирийские военные еще в 1980-х годах при многочисленных конфликтах с Израилем. Система эта неоднократно использовалась нашими ВС против незаконных вооруженных формирований боевиков на территории Чеченской республики.

Как говорят сами военные, в последний раз реактивная система залпового огня этого типа эффективно использовалась во время печально известных грузинских событий 2008 года.

Какие есть перспективы?

Многие эксперты говорят о том, что РСЗО «Ураган» к настоящему времени несколько устарели. Поводом для такого утверждения служит то обстоятельство, что максимальная дальность поражения противника сравнительно невелика - только 35 км. Тот же «Смерч» дает уже 80-90 километров.

Но здесь следует сделать важное замечание. Дело в том, что назначение у этих комплексов все-таки разное. Не следует путать снаряды калибром в 200 мм с их аналогами в 300 мм. Последние (для «Смерча») не только больше, но и куда тяжелее. Их длина на метр-другой превышает таковую для «Урагана». Соответственно, времени на перезарядку и боевое развертывание комплекса требуется существенно больше.

Зато «Ураганы» являются отличной альтернативой традиционной дальнобойной артиллерии. Даже самоходные гаубицы (как «Мста-С») стреляют не дальше 13-30 км, а действие их снарядов намного слабее. РСЗО же позволяет в крайне сжатые сроки развернуть действительно смертоносную систему.

Одна батарея (шесть машин) способна уничтожить сразу несколько танковых рот или даже "засеять" сотни гектаров противотанковыми или противопехотными минами.

Не будет также преувеличением сказать, что техническое обслуживание более дальнобойных вариантов РСЗО затратнее с экономической точки зрения, да и выучка их операторов занимает больше времени.

Будучи модернизированными, системы залпового реактивного огня «Ураган» не только приобретают новые системы прицеливания и наведения на цель, но и могут эффективно взаимодействовать с БПЛА. В настоящее время включает в себя все больше и больше так что такая возможность точно не лишняя.

Словом, у этих систем и по сей день масса перспектив.

В начале 60-х годов в Тульском ГНИИ шли исследовательские работы по созданию системы с увеличенными количеством взрывчатого вещества в снаряде и дальностью стрельбы. Также предусматривалась высокая скорость передвижения в районе 70 км/час, достаточная проходимость и маленькое время готовности к стрельбе.

В 1967 году была закончена научно-исследовательская работа по созданию новой РСЗО, после чего приступили к научно-конструкторским работам.

Разработка велась в тульском «Сплаве» под руководством Ганичева. Характеристики будущей реактивной системы залпового огня заметно превосходили БМ-21 «Град».

С 1972 года конструкторы приступили к испытаниям новинки на полигоне и её доработке. В 1975 году РСЗО 9К57 «Ураган» поступила на вооружение советской армии.

Конструкция

Артиллерийская установка расположена на боевой машине 9П140. Это шасси построена на основе ЗИЛ-135ЛМ. Шасси обеспечивает достаточную проходимость за счёт полного привода на все 8 колёс и двигательной установки, состоящей из 2 V8 двигателей ЗИЛ-375 мощностью по 180 л.с. каждый.

Помимо боевой машины в комплекс входят:

  • транспортно-заряжающая машина 9Т452;
  • комплекс управления огнём 1В126 «Капустник-Б»;
  • метеорологический комплекс 1Б44;
  • машина для топографической съёмки 1Т12-2М;
  • реактивные снаряды;
  • учебная аппаратура.

Транспортно-заряжающая машина создана на аналогичном боевой базе ЗИЛ-135ЛМ, перевозит 16 снарядов и способна выполнять заряжание/разряжание без дополнительной подготовки.

Механизированное устройство заряжания позволяет загружать снаряды не только с машины, но и с грунта за 15 минут.

Вооружение

При разработке «Урагана» ставилась задача увеличить эффективность, дальность и накрываемую площадь залпа.

Артиллерийская установка собрана из 16 трубчатых направляющих, установлена на люльке в виде прямоугольной платформы. Наведение осуществляется с помощью электрического привода. Его дублирует ручной привод.

Для увеличения точности и эффективности ведения огня, реактивные снаряды закручиваются вокруг своей оси при пуске благодаря П-образному пазу в направляющих.

Есть несколько режимов стрельбы, предусматривающих одиночные выстрелы, режим «рваного залпа» и залп.

При стрельбе «рваным залпом» «Ураган» выпускает 8 снарядов с паузами в полсекунды, ещё 8 – с паузами в 2 секунды.

В режиме залпа весь боекомплект выстреливается за 8,8 секунды на дальность от 10 до 35 километров. Вести огонь можно как из кабины, так и дистанционно.

По сравнению с «Градом» возросла не только дальность, но и накрываемая площадь до 42 гектаров вместе с кучностью, превзошедшей кучность предшественника в полтора раза.

При создании машины инженеры опередили весь мир, создав кассетную боевую часть для реактивной системы залпового огня. 9К57 «Ураган» получил различные боеприпасы, а именно:

  • 9М27Ф с осколочно-фугасной боеголовкой;
  • 9М27К с кассетной боеголовкой, содержащей осколочные поражающие элементы;
  • 9М27С с зажигательной боеголовкой;
  • 9М59, 9М27К2, 9М27К3 с кассетными боеголовками, содержащими противотанковые мины;
  • 9М51 с объёмно-детонирующей боеголовкой.

Модификации

9К512 Ураган-1м

Отличается новым шасси и бикалиберностью артиллерийской части.

База боевой и заряжающей машин «Астролог» идентична применяемой у «Искандера». Пусковая установка, благодаря бикалиберности, способна использовать родные реактивные снаряды калибра 220 мм и снаряды калибра 300 мм, применяемые в системе «Смерч».

Бастион-03

Созданная на Украине машина, отличается использованием базы КрАЗ-6322, что сделано для унификации украинской ракетной артиллерии.

Боевое применение

Армия широко применяла «Ураганы». Впервые машина появилась в Афганистане, где снаряды с объёмно-детонирующей боевой частью продемонстрировали свою эффективность.

Позже РСЗО прошла две Чеченские войны, приняла участие в конфликте 2008 года в Южной Осетии, отметилась во время боевых действий на Украине, начавшихся в 2014 году и в Сирии, например, была замечена во время освобождения Пальмиры.

Экспорт

Более 10 стран имеют на своём вооружение «Ураганы». В их число входят такие страны как Украина, Белоруссия, Казахстан, Сирия, Узбекистан и Казахстан.

Эпилог

Традиционно для РСЗО, разработанной в СССР под руководством Ганичева, 9К57 «Ураган» оказался эффективным оружием, востребованным среди военных.

Созданная в далёком 1972 году, и принятая на вооружение в 1975, система до сих пор стоит на вооружении российской и других армий и остаётся надежным, эффективным и смертоносным оружием.

Разработка зенитного ракетного комплекса М-22 "Ураган" для советского Военно-морского флота была начата по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 13 января 1972 г. В данном Постановлении была задана разработка войскового ЗРК 9К37 "Бук". Данные комплексы унифицировались по зенитной управляемой ракете. Корабельный универсальный многоканальный комплекс средней дальности "Ураган" был разработан в НПО "Альтаир", главный конструктор Г.Н. Волгин.

Зенитная управляемая ракета 9М38

В ЗРК "Ураган" используется универсальная для сухопутных войск и ВМФ ракета 9М38, созданная Свердловским машиностроительным КБ "Новатор" под руководством главного конструктора Л.В.Люльева. В сухопутных войсках 9М38 входит в состав ЗРК "Бук".

Ракеты 9М38 и ее модификации (9М38М1 и другие) одноступенчатые с двухступенчатым твердотопливным двигателем. Ракета способна маневрировать с перегрузкой 20 g. Максимальная скорость полета ракеты 1200 м/с.

Ракета комплектуется полуактивной головкой самонаведения, автопилотом, активным радиовзрывателем, осколочной боевой частью, двухрежимным твердотопливным двигателем, а также турбогенератором и газовыми приводами, работающими на горячем газе. Перед пуском ракеты системами самоходной огневой или пускозаряжающей установок формируется полетное задание. С целью максимального использования возможностей ракеты и расширения зоны поражения комплекса используется дополнительная информация, передаваемая на борт ракеты по линии радиокоррекции. Для приема сигналов радиокоррекции полета в ракете имеется специальный канал приема и обработки получаемой информации.

Наведение ракеты на цель осуществляется по методу пропорциональной навигации по сигналам полуактивной радиолокационной головки самонаведения, имеющей в своем составе бортовой вычислитель. На каждую цель может наводиться одновременно до 3-х ракет.

Поражение цели производится боевыми частями, в состав которых входят активно-импульсный радиовзрыватель, боевая часть осколочно-фугасного действия и система контактных датчиков. Радиус зоны поражения целей - 17м. Контактный подрыв боевой части используется при стрельбе по надводным целям.

Зенитная управляемая ракета поставляется на флот в стеклопластиковом транспортном контейнере, полностью готовая к боевому применению без проверок бортовой аппаратуры, и не требует регламентных работ в течение длительного срока эксплуатации (до 10 лет) во всех климатических зонах.

Технические характеристики зенитной управляемой ракеты

Масса боевой части ракеты, кг 70
Длина ракеты, мм 5550
Масса ракеты, кг 690

Пусковая установка МС-196

Пусковая установка ЗРК М-22 © НПО "Альтаир"
Антенные посты РЛС подсвета цели © НПО "Альтаир"

Пусковая установка МС-196 (индекс МО 3С-90) - палубная наводимая, станкового типа с одной пусковой балкой и нижней подвеской ракеты. Устройство хранения барабанного типа с двумя концентрическими рядами вертикально расположенных направляющих, предназначенных для крепления 24 ракет. Темп схода ракет с одной ПУ - 12 секунд. Вес ПУ без ракет 30 тонн. Площадь погреба 5.2 х 5,2 м, глубина - 7,42 м. Темп схода ракет - 12 с.

ПУ разработана КБ "Старт" (бывшее ГКБКМ - компрессорного машиностроения), главный конструктор А.И.Яскин.

Система управления

Корабельный зенитный ракетный комплекс "Ураган" не имеет своей радиолокационной станции обнаружения целей, поскольку по мнению конструкторов создание системы обнаружения, дублирующей основную общекорабельную станцию, приведет к неоправдано большим трудозатратам и весогабаритным характеристикам комплекса. Поэтому информацию "Ураган" получает от общекорабельной трехкоординатной радиолокационной станции обнаружения и целеуказания.

В состав системы управления комплекса входят приборы отображения информации и управления стрельбой, цифровой вычислительный комплекс, система подсветки целей и система телевизионных визиров. Радиопрожекторы системы подсветки размещаются на надстройках корабля таким образом, чтобы была возможность их максимального одновременного использования в любом направлении.

Корабельная система управления ЗР-90 функционировала от установленной на грот-мачте РЛС общего обнаружения МР-700 ("Фрегат-М"). Координаты всех обнаруженных целей поступали в центральный пост на прибор ОИ-5Ц (размножитель воздушной информации). Прожекторы радиолокационного подсвечивания целей (ОП-3), два экстраполятора целей (ОИ-14), прибор распределения целей (ОК-10ВП), телевизиры (ОТ-10), прибор управления огнем (ОК-10) и другие - вот довольно сложная цепь передачи первичной радиолокационной информации собственно к ракете. Теоретически станция управления способна была обеспечить сопровождение 24 целей и обстрел 19 (при наличии на корабле соответствующего числа телеоптических визиров и прожекторов подсветки), но на практике эти цифры составляли 12 и 6 целей соответственно.

Время готовности комплекса из холодного состояния не превышает 3 минуты. В ходе боя комплекс может работать в автономном режиме или с централизованным управлением от общекорабельных систем управления ПВО.

"Ураган" обеспечивает устойчивую работу в любое время суток, в любых метеоусловиях и при волнении моря до 5 баллов.

Испытания

В 1974-1976 гг. большой противолодочный корабль пр.61 "Проворный" был переоборудован в пр.61-Э (экспериментальный) для испытания комплекса "Ураган" с РЛС "Фрегат". С корабля были демонтированы зенитные ракетные комплексы "Волна", и на месте кормового разместили опытный образец нового многоканального ЗРК "Ураган". В дальнейшем планировалось установить два таких же носовых и по этому проекту модернизировать минимум четыре корабля. Этим планам не суждено было осуществиться, и "Проворный" остался единственным фрегатом пр.61, вооруженным ЗРК "Ураган". А сам "Проворный" в 1990 г. был сдан на лом.

Принятие на вооружение

ЗРК "Ураган" вооружены ЭМ пр.956. Головной ЭМ пр.956 "Современный" (заводской номер 861) был заложен в 1976 году, спущен на воду в декабре 1978 года, а летом 1980 года прошел приемные испытания на Балтике, 25 декабря 1980 года был подписан приемный акт.

Сам же ЗРК "Ураган" был официально принят на вооружение только в 1983 году. К середине 1992 года в строй введено 15 ЭМ пр.956 с этим комплексом.

Комплекс устанавливался на советских эскадренных миноносцах типа "Современный" (проект 956). С 1985 года по настоящее время было построенно 16 кораблей данного класса, а также после 2000 года будут построены 2 эсминца для ВМФ Китая.

На ЭМ пр. 956 установлены две пусковые установки ЗРК М-22, которые находятся соответственно в носовой и кормовой частях корабля непосредственно за артиллерийскими установками АК-130-МР184. Боезапас ракет - 48 штук.

Максимальная дальность поражения целей комплексом "Ураган" на высоте более 1 км составляет 25 км, на высоте 25 м и ниже - 12 км. Зона обстрела - 360о. Максимальная скорость поражаемых целей - 830 м/с. Число одновременно обстреливаемых целей (определяется комлектацией комплекса) - до 12 ед.

Экспорт

На экспорт корабельный ЗРК "Ураган" предлагается под наименованием "Штиль ". В настоящее время комплексы "Штиль" поставляются Китаю в составе вооружения ЭМ пр. 956Э, Индии - фрегата пр. 11356, ЭМ класса "Дели".

Модернизация

По данным А.Павлова на ЭМ пр. 956, начиная с "Безудержного", устанавливается модификация ЗРК "Ураган" - "Ураган-Торнадо". У нового комплекса увеличена в два раза дальняя граница поражения до 70 км (скорее всего это опечатка, и дальняя граница не более 40 км - прим. Вестника ПВО ), нижняя граница поражения снижена до 5 м.

В западной прессе было упоминание о другой модернизации ЗРК "Ураган" - "Еж". В этом комплексе предполагается применть новую универсальную ракету 9М317 от сухопутного комплекса "Бук-М2".

А. Павлов "Эсминец "Современный"

А.Широкорад "Ракеты над морем", журнал "Техника и Оружие" №5, 1996

А.В. Карпенко "Российское ракетное оружие 1943-1993". Санкт-Петербург, "ПИКА", 1993

В.В.Костриченко, А.А.Простокишин "Поющие фрегаты". Большие противолодочные корабли проекта 61.



Реактивная система залпового огня БМ-27 «Ураган» 9К57 в походном положении

Тактико-технические характеристики БМ-27 «Ураган» 9К57

Масса боевой машины в боевом положении, т: 20;
Масса боевой машины без расчета и снарядов, т: 15,1;
Габариты в походном положении, м: длина – 9,63, ширина – 2,8, высота – 3,225;
Время перезарядки, мин: 15;
Запас хода по шоссе, км: 500;
Количество направляющих, шт: 16;
Вращение направляющих, град: 240°;
Время перевода боевой машины из походного в боевое положение не более, мин: 3;
Время оставления огневой позиции после произведения залпа менее, мин: 1,5;
Диапазон температур боевого применения, °С: от -40 до +50;
Калибр, мм: 220;
Масса снаряда (НУР), кг: 280;
Дальность стрельбы, м: 35000;
Площадь поражения одним залпом, га: 46,5;
Время полного залпа, сек: около 30;
Боекомплект: 3 залпа (штатный);
Экипаж, человек: 6


220-мм реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган» предназначается для поражения живой силы, бронированной и легкобронированной техники танковых и мотопехотных подразделений противника на марше и в местах сосредоточения, разрушения командных пунктов, объектов военной инфраструктуры и узлов связи, дистанционной установки противопехотных и противотанковых минных полей в зонах боевых действий на удалении 10–35 км.

Принята на вооружение в 1976 году. Боевая машина имеет шестнадцать направляющих для неуправляемых реактивных снарядов. В состав боекомплекта входят реактивные снаряды 9М27Ф с моноблочной фугасной головной частью, 9М27К с 30 осколочно-фугасными элементами, 9М27К2 с 24 противотанковыми минами, 9М27К3 с 312 противопехотными минами и 9М59 с 9 противотанковыми минами.
В состав реактивной системы залпового огня «Ураган» входят:
— боевая машина 9П140;
— транспортно-заряжающая машина 9Т452;
— реактивные снаряды;
— КАУО (комплекс автоматизированного управления огнем) 1В126 «Капустник-Б»;
— учебно-тренировочные средства;
— автомобиль топографической съемки 1Т12-2М;
— радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44;
— комплект арсенального спецоборудования и инструмента 9Ф381.



Боевая машина 9П140 выполнялась на четырехосном шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП с высокой проходимостью и колесной формулой 8х8. Артиллерийская часть состоит из пакета, в который собрано 16 трубчатых направляющих, поворотного основания с прицельными приспособлениями и механизмами наведения, уравновешивающего механизма, а также гидравлической и электротехнической аппаратуры.
Механизмы наведения, снабженные силовыми приводами, дают возможность наводить в вертикальной плоскости пакет направляющих от 5 до +55 градусов. Угол горизонтального наведения составляет ±30 градусов от продольной оси боевой машины. Для увеличения устойчивости пусковой установки во время выстрела в кормовой части шасси имеется две опоры, которые оснащенные домкратами приводимыми вручную. Реактивные снаряды могут перевозиться непосредственно в направляющих. Боевая машина оборудована прибором ночного видения и средствами связи (радиостанция Р-123М).
Трубчатые направляющие – гладкостенные трубы с П-образным винтовым пазом, по которому во время выстрела скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом, обеспечивается его первоначальная раскрутка для придания снаряду устойчивости необходимой в полете. Снаряд при движении по траектории вращения поддерживается при помощи лопастей раскрывающегося стабилизатора, которые установлены к продольной оси снаряда под определенным углом.
Залп одной боевой машины накрывает площадь более 42 га. Основным способом стрельбы является огонь с закрытой позиции. Существует возможность ведения стрельбы из кабины. Расчет боевой машины 9П140 - 6 человек (4 человека в мирное время): командир боевой машины, механик-водитель, наводчик (старший наводчик), номера расчета (3 человека).

На боевой машине имеется панорамный механический прицел Д726-45. В качестве угломерного и визирного устройств в прицеле используют штатную орудийную панораму ПГ-1М.
Системой запуска боевой машины 9П140 обеспечивается:
— безопасная работа расчета, который обслуживает боевую машину при стрельбе;
— ведение залпового и одиночного огня при нахождении в кабине расчета;
— ведение залпового и одиночного огня при нахождении в укрытии расчета на расстоянии до 60 м от боевой машины;
— ведение огня в случае выхода из строя источников питания и основных блоков цепей ведения огня.



Системой запуска обеспечивается возможность залпового огня с постоянным темпом (запуск 16 ракет происходит с темпом 0,5 секунды) и так называемым «рваным» темпом стрельбы (первые 8 ракет запускается с интервалом 0,5 сек, остальные ракеты с интервалом 2 секунды). Благодаря использованию «рваного» темпа стрельбы позволяет значительно снизить частоту и амплитуду колебаний боевой машины, и, следовательно, улучшить кучность ведения огня.
Для заряжания пусковой установки используется транспортно-заряжающая машина 9Т452, разработанная на одинаковом с боевой машиной шасси. Каждая заряжающая машина может транспортировать 16 реактивных снарядов. Машина обеспечивает заряжание (разряжание) без спец. подготовки позиции, в том числе с любой транспортной машины, с другой транспортно-заряжающей машины или с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, время заряжения 15 минут. Грузоподъемность 300 кг.
Особенностью четырехосного колесного шасси ЗИЛ-135ЛМП являлось расположение силовой установки за четырехместной кабиной экипажа. Данная силовая установка состояла из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. При 3200 оборотах в минуту каждый двигатель развивает мощность до 180 л.с. Трансмиссия имеет бортовую схему: колеса каждого борта вращаются самостоятельным двигателем через отдельную коробку передач, бортовые редукторы и раздаточные коробки.
Колеса первой и четвертой оси - управляемые, с независимой торсионной подвеской имеющей амортизаторы. Колеса средних осей сближены, не имеют упругой подвески и к раме крепятся жестко. Машина оборудуется централизованной системой регулирования давления в шинах. Машина имеет очень высокую проходимость и скоростные характеристики. При движении с полной нагрузкой по шоссе максимальная скорость составляет 65 км/ч, без предварительной подготовки может преодолевать броды глубиной до 1,2 м. По топливу запас хода составляет 500 км.



Боекомплект РСЗО «Ураган» состоит из следующих реактивных снарядов:
— 9М27Ф имеющий осколочно-фугасную головную часть;
— 9М27К имеющий кассетную головную часть с осколочными боевыми элементами;
— 9М27С имеющий зажигательную головную часть;
— 9М59, 9М27К2, 9М27К3 имеющие кассетную головную часть с противотанковыми минами;
— 9М51 имеющие головную частью объемно-детонирующего действия (во время войны в Афганистане показал высокую эффективность).

Максимальная дальность стрельбы – 35 км, для уничтожения на меньших дистанциях на реактивный снаряд надевают кольца, которые тормозят его в полете. Дальность полета кассетного снаряда с малым кольцом составляет 11-22 км, неуправляемого реактивного снаряда 9М27Ф составляет 8–21 км. В случае использования большого тормозного кольца дальность полета кассетного снаряда составляет 9–15 км, а снаряда 9М27Ф составляет 8–16 км.
Комплекс может эксплуатироваться в условиях использования противником ядерного, бактериологического, химического оружия в различное время года и суток, при температуре воздуха -40… +50°С. в разных климатических условиях. РСЗО «Ураган» может транспортироваться водным, железнодорожным или воздушным транспортом.
Реактивная система залпового огня «Ураган» поставлялись в страны варшавского договора и поныне стоят на вооружении Словакии, Чехии, Польши, Украины. Также ураганы успели побывать в военных конфликтах на Африканском континенте, в вооруженных столкновениях и войне с ЮАР применяли Ураганы, что приводило в ужас наступающие силы. Кстати разработки ЮАР в области РСЗО начались после применения врагом систем Град и Ураган.
Реактивную систему залпового огня «Ураган» широко использовали в Афганистане в боевых действиях. В начале 1980-х годов ее развернули и применили сирийские военные на начальном этапе войны с Израилем. Систему применяли федеральные войска в Чеченской Республике. Согласно открытым данным последний раз систему применяли российские войска в 2008 году во время грузино-южно-осетинского конфликта.


Боевые машины мира № 2

Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган»

После завершения разработки системы «Град», в конце 1960-х годов, началось проектирование более дальнобойного комплекса, получившего впоследствии название 9К57 «Ураган». Необходимость увеличения дальности обосновывалась тем, что в быстро меняющейся боевой обстановке реактивные системы залпового огня не всегда успевали обеспечить своевременный «маневр колесами» - требовалось расширить их возможности «маневра огнем».

Тактико-технические характеристики

Боевая машина 9П140

Масса в боевом положении, т: 20

Колесная формула: 8x8

Количество направляющих, шт.: 16

Калибр направляющих, мм: 220

Дальность стрельбы максимальная, км: 35

Время перезарядки, мин.: 15

Время перевода из походного положения в боевое, не более, мин.: 3

Время срочного оставления боевой позиции после залпа, не более, мин.: 1,5

Машина 9П140-В боевом положении, вид сбоку.

Начало разработки будущей реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Ураган», которая в то время носила название «Аванпроект "Ураган"», относится ко второй половине 1960-х годов. В 1969 году - начале 1970 года составили и откорректировали тактико-технические требования на опытно-конструкторскую работу: «Армейская реактивная система залпового огня "Град-3"» (с начала 1970 года - «Ураган»).

Артиллерийская часть боевой машины 9П140.

Требования к системе

В состав РСЗО должны были входить боевая, транспортная и командирская машины и арсенальное оборудование. Предлагались следующие типы головных частей: фугасная (с заданным дроблением корпуса), кассетная осколочного действия и кассетная для дистанционного минирования местности. Решение о разработке боевых частей других типов (кумулятивной, зажигательной, агитационной и в специальном наполнении) должны были принять Министерство обороны и Министерство машиностроения по результатам аванпроекта во втором квартале 1970 года.

В конструкции снарядов использовался один для всех типов боевых частей реактивный двигатель на твердом топливе с нерегулируемым соплом (соплами) во всем интервале температур эксплуатации. Сменные сопла не допускались. В качестве базы предлагалось шасси ЗИЛ-135ЛМ.

На стадии эскизного проектирования нужно было создать варианты боевой и транспортной машин на шасси гусеничного транспортера- тягача МТ-С. При использовании шасси ЗИЛ-135ЛМ предусматривалось 20 направляющих и 24 - при использовании шасси МТ-С. Однако точное их количество следовало утвердить после рассмотрения эскизного проекта. В качестве базы транспортной машины также рассматривалось колесное шасси грузового автомобиля KpA3-253. Главным конструктором системы назначили А. Н. Ганичева, разработкой боевой и транспортной машин руководил Ю. Н. Калачников. Комплекс 9К57 «Ураган» приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 марта 1975 года.

Контекст

Как известно, в годы правления Н. С. Хрущева основной упор делался на развитие различных видов ракетного вооружения. Ствольные артсистемы явно недооценивали. Однако с середины 1960-х годов их разработку, включая и реактивные системы залпового огня, возобновили.

Выстрел реактивным снарядом с боевой машины 9П140.

Назначение и состав

Реактивная система залпового огня «Ураган» предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых подразделений противника в местах сосредоточения и на марше, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной инфраструктуры, дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей в зоне боевых действий на удалении от 10 до 35 км.

В состав РСЗО «Ураган» входят следующие боевые средства: боевая машина (БМ) 9П140, транспортно-заряжающая машина 9Т452, реактивные снаряды, комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б», учебно-тренировочные средства, автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М, радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44 и комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381. Эксплуатация комплекса возможна в условиях применения противником ядерного, химического, бактериологического оружия в любое время года и суток, в различных климатических условиях при температуре окружающего воздуха от -40 до +50 °C.

Основные сведения

Вид: реактивная система залпового огня

Заказчик: Советская армия

Разработчик: Тульский государственный НИИ точного машиностроения (ныне ФГУП «ГНПП «Сплав»), Пермский машиностроительный завод им. В. И. Ленина (ныне ОАО «Мотовилихинские заводы») и другие

Производитель: ФГУП «ГНПП «Сплав», ОАО «Мотовилихинские заводы»

Годы производства: с 1975

Годы эксплуатации: с 1976

Количество выпущенных машина свыше 1000 единиц

Основные даты

¦ Март 1975 г. - принятие на вооружение

¦ С 1980 Г. - боевое применение в Афганистане

¦ 1980 г. - принятие на вооружение реактивных снарядов для дистанционного минирования местности

¦ 1982 г. - боевое применение сирийскими войсками в ходе Первой ливанской войны

¦ 2008 Г. - боевое применение в ходе грузино-югоосетинского конфликта

Заряжание боевой машины 9П140 с ТЗМ 9Т452.

Боевая машина 9П140

Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8x8), производившемся впоследствии на Брянском автомобильном заводе под маркой БАЗ. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющие. Боевая машина оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения. Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. При движении по траектории вращение снаряда поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к его продольной оси.

Залп одной БМ накрывает площадь более 42 га. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 - шесть человек (в мирное время - четыре): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель и три номера расчета.

На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерного устройств в нем используется штатная орудийная панорама ПГ-1М. Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются с интервалом 0,5 с), а также с так называемым «рваным» темпом стрельбы (первые 8 ракет с интервалом 0,5 с, остальные 8 - через каждые 2 с). Благодаря применению такого темпа удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний боевой машины, и, следовательно, улучшить кучность стрельбы.

Транспортно-заряжающая машина 9Т452

Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции, в том числе с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут, Грузоподъемность крана ТЗМ - 300 кг.

Боекомплект

В боекомплект РСЗО «Ураган» входят следующие реактивные снаряды: 9М27Ф, с осколочно- фугасной головной частью; 9М27К, с кассетной головной частью в снаряжении осколочными боевыми элементами; 9М27С, с зажигательной головной частью; 9М59, с кассетной головной частью в снаряжении противотанковыми минами; 9М27К2, с кассетной головной частью в снаряжении противотанковыми минами; 9М27КЗ, с кассетной головной частью в снаряжении противопехотными минами; 9М51, с головной частью объемно-детонирующего действия (показал высокую эффективность во время войны в Афганистане).

Максимальная дальность стрельбы составляет 3 км. Для стрельбы на меньшие дистанции на реактивный снаряд надевают кольца, тормозящие его в полете. С малым кольцом дальность полета кассетных снарядов составляет от 11 до 22 км, осколочно-фугасных 9М27Ф - от 8 до 21 км. При использовании большого тормозного кольца дальность полета кассетных снарядов - от 9 до 15 км, 9М27Ф - от 8 до 16 км. Особенностью четырехосного полноприводного шасси ЗИЛ-135ЛМП является расположение силовой установки за четырехместной стеклопластиковой кабиной экипажа. Силовая установка состоит из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375Я мощностью 180 л. с. при 3200 об/мин. каждый. Трансмиссия имеет бортовую схему: от двигателей крутящий момент через два сухих двухдисковых сцепления, две пятиступенчатые коробки передач и две одноступенчатые раздаточные коробки передается на две бортовые системы одноступенчатых колесных редукторов. Одновременное управление обеими системами обеспечивают специальные синхронизирующие устройства. Колеса первой и четвертой оси - управляемые, с независимой торсионной подвеской и телескопическими гидроамортизаторами двойного действия. Колеса средних осей сближены, не имеют упругой подвески и к раме крепятся жестко. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления в шинах, имеет очень высокую проходимость и скоростные характеристики. При движении с полной нагрузкой по шоссе максимальная скорость составляет 65 км/ч, без предварительной подготовки может преодолевать броды глубиной до 1,2 м. Полная масса шасси составляет 19,2 т. Запас хода по топливу составляет 520 км.

Двухдверная четырехместная кабина массой 490 кг оборудуется регулируемым сиденьем водителя, автономным отопителем, средствами радиационного контроля, местами для крепления личного оружия, двумя светомаскировочными фарами и одной поисковой.

Боевая машина 9П140. Пакет направляющих в боевом положении, домкраты опущены.

Ходовая часть. Колеса первой и четвертой осей - управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко.

Артиллерийская часть включает в себя пакет из 16 трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающий механизм, электротехническую и гидравлическую аппаратуру.

РСЗО 9К57 «Ураган»

Боевая машина 9П140 реактивной системы залпового огня 9К57 «Ураган». Один из вариантов парадной окраски, использовавшийся в Советской армии. Иногда его можно встретить и в Российской армии.

1 Кабина. Двухдверная четырехместная стеклопластиковая кабина оборудуется регулируемым сиденьем водителя, автономным отопителем, средствами радиационного контроля, местами для крепления личного оружия, двумя светомаскировочными фарами и одной поисковой.

2 Моторный отсек. В моторном отсеке размещена силовая установка, состоящая из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375Я мощностью 180 л. с. при 3200 об/мин каждый.

3 Пакет направляющих. Шестнадцать трубчатых направляющих расположены в люльке в три ряда, при этом в верхнем ряду установлены всего четыре направляющих. Максимальный угол возвышения составляет 55°.

4 Трубчатая направляющая. Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда, обеспечивая ему первоначальную раскрутку.

5 Домкрат.

Для повышения устойчивости боевой машины при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом, с помощью которых осуществляется вывешивание кормовой части.

6 Передний управляемый мост. Независимая торсионная подвеска, телескопические гидроамортизаторы двойного действия, диагональные камерные шины И-159 размером 16,00–20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.

7 Рама. Рама шасси ЗИЛ-135ЛМП - сварная лонжеронная. Открытая часть рамы, предназначенная для монтажа вооружения, имеет длину 5200 мм, погрузочная высота - 990 мм.

8 Средние неуправляемые мосты. Жесткое бесподвесочное крепление к раме. Диагональные камерные шины И-159 размером 16,00–20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.

9 Задний управляемый мост. Независимая торсионная подвеска, телескопические гидроамортизаторы двойного действия, диагональные камерные шины И-159 размером 16,00–20 с централизованной системой регулирования давления воздуха.

Из книги Техника и вооружение 1997 11-12 автора

Из книги Техника и оружие 1996 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

Системы залпового огня Пусковые установки С-39, БМ-14-17 и WM-18Как известно, в годы Великой Отечественной войны неуправляемые снаряды (в основном М-8 и М-13) нашли широкое применение. Поэтому и после войны неуправляемым реактивным снарядам НУРС уделялось достаточно большое

Из книги Техника и вооружение 2003 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

Зарубежные реактивные системы залпового огня Успехи Советского Союза в создании РСЗО, несомненно, оказали влияние на другие государства, наиболее развитие из которых только в 1970–1980 гг. смогли создать современные образцы этого грозного оружия.РСЗО является одним из

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

9П140 «Ураган» Новая дальнобойная 220-мм система залпового огня разрабатывалась в СССР в конце 60-х годов вначале под названием «Град-3», однако затем она была переименована в «Ураган». Первый опытный образец изготовили в 1972 году, а четыре года спустя реактивная установка

Из книги Первые русские мониторы (сборник статей и документов) автора

Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

Артиллерийские опыты на мониторах «Колдун» и «Вещун» в Транзунде. Приход в Кронштадт мониторов «Броненосец» и «Ураган» (Из журнала “Морской сборник” № 10 за 1864 г.)3 и 4 сентября на Транзундском рейде Управляющий Морским министерством делал смотр эскадре, собранной там

Из книги Маршал Блюхер автора Кондратьев Николай Дмитриевич

Испытание поворотливости 2-х башенной лодки «Смерч» и монитора «Ураган» (Из журнала “Морской сборник” № 1 за 1865 г.)Летом прошлого года мы не имели сведении о том, что делалось на эскадре броненосных судов в Кронштадте, и потому поневоле должны были оставлять на страницах

Из книги Техника и вооружение 2014 01 автора

Реактивная артиллерия Реактивная артиллерия, как и ракетное оружие, вообще, не подпадали под ограничения Версальского трактата - к моменту его подписания лишь писатели-фантасты могли предположить, насколько эффективным окажется это оружие в будущей войне. Германские

Из книги 1991. Хроника войны в Персидском заливе автора Лаури Ричард С.

Реактивная артиллерия Работы по созданию реактивного оружия в Германии начались ещё в 1929 г., причем поначалу наибольший интерес к этому виду оружия проявило Морское министерство. В 1931 г. при Военном министерстве был создан специальный отдел, ведающий вопросами

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора

IV. НА ЛИНИИ ОГНЯ 1К концу мая обстановка резко изменилась. Восстал чехословацкий корпус, следовавший по Сибирской магистрали во Владивосток для отправки на родину. 27 мая белочехи захватили Челябинск и начали наступление на Троицк. 8 июня пала Самара.Назначенный

Из книги Реактивные первенцы СССР – МиГ-9, Як-15, Су-9, Ла-150, Ту-12, Ил-22 и др. автора Якубович Николай Васильевич

Зенитный ракетный комплекс М-22 «Ураган» Ростислав Ангельский,Владимир Коровин В конце 1960-х гг. основой противовоздушной обороны отечественного флота стали два корабельных ЗРК - М-1 «Волна» и идущий ему на смену М-11 «Шторм» (о комплексах М-1 и М-11 см. «ТиВ» № 11,12/2013 г.). Оба

Из книги Опричнина [От Ивана Грозного до Путина] автора Винтер Дмитрий Францович

16. Прекращение огня G+4 ЧЕТВЕРГ 28.02.91Незадолго до 4 часов утра первого лейтенанта Дэниела Х. Грейбила и его экипаж разбудили, выдав приказ вылетать на эвакуацию раненых. Они быстро подготовили свой вертолёт UH-1 «Хьюи» и полетели на восток над территорией противника. Через

Из книги автора

Несостоявшийся «Ураган» На основании постановления правительства от 3 июня и приказа МАП от 8 июня 1953 года самолет И-3 должны были передать на государственные испытания в марте 1955 года. Разработка эскизного проекта началась в июне 1953 года и к 1 декабря 1954-го машину собрали

Из книги автора

Реактивная спарка Одной из первых модификаций Як-15 стала спарка, получившая обозначение Як-21 (Як-ЮМО вывозной, Як-15В или Як-21В). Названий много, а машина была одна. Як-21 № 31001 впервые облетал летчик-испытатель завода № 31 П. У. Фокин (ведущий инженер В. Г. Григорьев и механик

Из книги автора

Из книги автора

Ураган над Россией Как уже говорилось, сначала были смещены Адашев и Сильвестр – их обвинили в отравлении первой жены Грозного Анастасии Романовны. Семьи опальных и даже их друзья были казнены, лишь немногие отделались ссылкой. Однако вскоре попали в опалу и