Резолюции совета безопасности оон в отношении кндр. Обвинения рф в нарушении резолюций оон по кндр необоснованны, заявил посол. Ким Чен Ын: небывалая активность

По оценкам Минэнерго США за 2016 год, Китай (крупнейший поставщик и партнер КНДР) поставляет Северной Корее 3,6 млн барр. нефти в год и 2,2 млн барр. в год нефтепродуктов, остальное обеспечивают более мелкие экспортеры, включая Россию. По данным миссии США в ООН, общий объем ежегодного импорта КНДР — 4 млн барр. сырой нефти и 4,5 млн барр. нефтепродуктов. ​Тем самым закупки северокорейцами нефтепродуктов упадут на 56%.

Фото: China stringer network / Reuters

Резолюция также ​запрещает членам ООН покупку северокорейского текстиля и наем новых работников из КНДР (контракты уже нанятых не могут быть продлены). Северной Корее также запрещено производить и закупать газоконденсаты.

Текущие потребности КНДР в нефти в тысячи раз меньше, чем у США или КНР, но новые санкции все равно приведут к заметному сокращению поставок, заявил Bloomberg эксперт калифорнийского Nautilus Institute Дэвид фон Хиппель. По его мнению, неизбежное сокращение потребления горючего в КНДР коснется сначала гражданской сферы, военная же останется в приоритете.

По данным Вашингтона, запрет на продажу текстиля и ограничения на работу северокорейских рабочих лишат Пхеньян значительной части валютной выручки. Текстильный экспорт приносил стране около $800 млн в год, а переводы от соотечественников за рубежом — около $500 млн только в казну государства. Оценки правозащитной организации North Korean Strategy Center еще выше — до $2,3 млрд в год получает Пхеньян от выехавших за рубеж гастарбайтеров.

Предыдущую резолюцию по Северной Корее Совбез ООН принял 5 августа. Она запрещала увеличивать наем работников из Северной Кореи, экспортировать из страны уголь, сталь, железо и железную руду, свинец, морепродукты.

История нарушений​

Свежая резолюция ООН является далеко не первым ограничительным шагом в отношении Северной Кореи. В разные годы КНДР уже запрещали торговать оружием, экспортировать природные ресурсы (торговля углем и железной рудой приносила около $1 млрд в год), импортировать авиационное топливо. Вводились против государства и различные финансовые санкции.

Однако, по сообщениям СМИ, руководству Северной Кореи нередко удается обходить запреты. Например, в марте 2017 года телеканал CNN со ссылкой на неопубликованный доклад ООН сообщил, что КНДР создала сеть подставных компаний, с помощью которых обходит санкции. В документе упоминалась торговля системами ПВО и ракетами со спутниковой системой наведения, которая оплачивалась наличными или золотом. В августе 2016 года было перехвачено северокорейское судно, на борту которого был обнаружен груз произведенной в КНДР амуниции. Похожая ситуация случилась и в 2013 году, когда обнаружили, что северокорейское судно перевозило системы ПВО с Кубы в КНДР.

Российский интерес

В ходе своего дальневосточного турне 5 сентября Владимир Путин сообщил, что Россия продает Северной Корее «40 тыс. т нефти и нефтепродуктов в квартал». «Россия экспортирует свыше 400 млн т нефти и нефтепродуктов на мировой рынок, 40 тыс. в квартал — это ноль», — говорил президент (цитата по сайту Кремля). Из приведенных им данных следует, что поставки в КНДР составляют 0,04% российского экспорта нефти и нефтепродуктов. Однако 12 сентября, уже после голосования в Совбезе ООН, The Washington Post статью, рассказывающую о контрабандном пути доставки нефтепродуктов из России в КНДР. Через подставную сингапурскую фирму Северная Корея за февраль—май 2017 года получила российских нефтепродуктов на $7 млн, утверждает газета со ссылкой на данные Минфина США. Объемы закупленного топлива газета не приводит.


Президент Российской Федерации Владимир Путин (слева) и председатель президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ен Нам (Фото: Алексей Никольский / РИА Новости)

Тогда же Путин говорил, что в России работают 30 тыс. граждан КНДР. В 2017 году норвежское издание Josimar писало, что на строительстве «Стадиона Санкт-Петербург» (известного также как «Зенит-Арена») работали минимум 110 северокорейцев. По данным комитета по труду и занятости правительства Санкт-Петербурга, в 2016 году город подал заявку на выделение квоты примерно для 3,5 тыс. граждан КНДР.

Российский МИД сообщил, что в резолюции предлагалось принудительно депортировать уже работающих за рубежом северокорейцев. «Если посмотреть на последнее решение Совбеза ООН, вряд ли северокорейские рабочие будут трудиться на территории России после вступления этого решения в силу в полном объеме», — сказал РБК Дмитрий Чернейко, председатель комитета по труду и занятости населения правительства Санкт-Петербурга. В городе, по его словам, трудятся «несколько сотен таких человек».

МИД России сообщил, что в ходе обсуждения резолюции Москва также отстояла право на продолжение реализации крупнейшего российско-северокорейского проекта в области транзита угля с российского Дальнего Востока по железной дороге до порта Раджин в КНДР и на сохранение прямого авиасообщения между двумя странами. За 2015 год через Раджин удалось перевалить порядка 1,2 млн т российского угля.

Вынужденная поддержка

Москва не приемлет претензии КНДР на статус ядерной державы и согласна с другими членами Совбеза, что нельзя оставлять недавнее ядерное испытание «без жесткой реакции», объяснил необходимость принятия резолюции постоянный представитель России при ООН Василий Небензя. «Мы поддерживали и поддерживаем введенные предыдущими резолюциями санкции, чтобы побудить КНДР выполнять требования Совбеза», — добавил он.

России вместе с китайскими партнерами удалось скорректировать «крайне жесткий американский проект, по сути, направленный на удушение северокорейской экономики», пояснил в заявлении МИД России . Удалось убрать требования о санкциях в отношении высшего руководства КНДР, правительства и правящей Трудовой партии, требование о полном эмбарго на поставки нефти и другие радикальные предложения.

«Резолюции Совбеза ООН имеют фактически статус нормы международного права, а Северная Корея все время нарушает эти резолюции — законы, непреложные для всех. В этих условиях по-другому реагировать просто невозможно. Это дипломатический этикет», — объясняет поддержку Москвой новой резолюции политолог Ирина Ланцова, научный сотрудник Восточного факультета СПбГУ.

Другая причина — Россия действует в связке с Китаем, который является стратегическим партнером Москвы, играет ведущую роль в урегулировании корейского кризиса и обладает ключевым влиянием на Пхеньян. Поэтому Москва следует за Пекином и для нее поддержка новой резолюции — это вынужденная мера, рассказал РБК Евгений Ким, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН.

В своем заявлении постпред КНР при ООН Лю Цзеи призвал Пхеньян «серьезно отнестись» к требованиям и ожиданиям со стороны мирового сообщества, напомнив о лидеров России и Китая от 4 июля продвигать российский план урегулирования. Он подразумевает параллельное поэтапное замораживание ракетно-ядерной программы КНДР и военной активности США в Южной Корее.

Евгений Ким полагает, что каждая новая резолюция Совбеза ООН об ужесточении санкций против КНДР в ответ на нарушение прежних резолюций создает порочный круг, из которого выйти непросто, поскольку многие вопросы остаются неразрешенными. Опрошенные РБК эксперты уверены, что принятая накануне резолюция №2375 не только не остановит Пхеньян, но и спровоцирует ответную агрессивную риторику и новые ракетные испытания в ближайшем будущем. В комментарии МИД КНДР от 11 сентября говорится , что Пхеньян ​​«внимательно следит за шагами США и озаботится тем, чтобы Вашингтон заплатил соответствующую цену за незаконную «резолюцию» о санкциях». Пхеньян обещает меры, которые причинят «величайшую боль и страдание» за всю историю США и будут​ призваны «укротить американских гангстеров на глазах у всего мира».

Резолюцию 2397, которая ввела новый пакет санкций в отношении КНДР. В частности, поставки сырой нефти в КНДР были ограничены до 4 млн баррелей в год, а продуктов нефтепереработки - до 500 тыс. баррелей. Также страны - члены ООН должны немедленно приступить к высылке на родину северокорейских трудовых мигрантов. Ужесточение санкционного режима было вызвано проведением 29 ноября 2017 года испытания северокорейской баллистической ракеты нового типа "Хвасон-15". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории введения санкций в отношении КНДР.

Первые санкции в отношении КНДР Совет Безопасности ООН ввел 14 октября 2006 года в ответ на проведение ядерного испытания 9 октября 2006 года (резолюция 1718). Санкции были направлены на ликвидацию ракетного и ядерного потенциала страны. Под запрет попали поставки, продажа или передача КНДР любой военной техники и вооружений, а также материалов, оборудования, товаров и технологий, которые могут быть использованы в северокорейских программах по созданию оружия массового уничтожения. СБ потребовал от КНДР прекратить экспорт всех перечисленных наименований, а от государств - членов ООН - заморозить фонды, другие финансовые активы и экономические ресурсы, задействованные в реализации таких программ. Совет Безопасности также обязал государства - члены ООН принять необходимые меры для недопущения въезда на их территорию или транзита через нее лиц, связанных с северокорейскими ядерными и ракетными программами, а также членов их семей. СБ призвал принять совместные меры, включая досмотр северокорейских грузов на предмет наличия ядерного, химического или биологического оружия, средств его доставки и относящихся к нему материалов. СБ ООН подтвердил, что будет готов рассмотреть вопрос о целесообразности предусмотренных санкционных мер, включая их отмену, в зависимости от соблюдения КНДР положений данной резолюции.

12 июня 2009 года в связи с проведением КНДР второго ядерного испытания 25 мая 2009 года СБ ООН одобрил введение дополнительных санкций (резолюция 1874). Был запрещен экспорт из страны всех видов вооружений, а также их импорт, за исключением легкого стрелкового оружия. Введен ряд финансовых ограничений, в том числе замораживание северокорейских активов, которые могут быть использованы для финансирования ядерной и ракетной программ. Предусмотрен досмотр кораблей, идущих в КНДР и из нее, на предмет наличия на их борту запрещенного оружия и ядерных материалов.

22 января 2013 года СБ ООН принял резолюцию 2087, расширяющую список санкций, что стало ответом на запуск в декабре 2012 года ракеты-носителя со спутником. В КНДР утверждали, что запуск космического аппарата был осуществлен в мирных целях и в интересах экономического развития. Однако многие страны, в первую очередь США и их союзники, расценили этот запуск как завуалированное испытание баллистической ракеты большой дальности. В санкционный список были включены Комитет КНДР по аэрокосмическим технологиям, машиностроительная корпорация "Рёнха", торговая корпорация "Кумрён", а также руководитель центра управлениями спутниками КНДР Пак Чан Хо, а также генеральный директор космодромом "Сохэ" Чан Мён Чин.

7 марта 2013 года СБ ООН принял резолюцию 2094, ужесточающую санкции в ответ на проведенное 12 февраля 2013 года ядерное испытание. Предусмотренные документом меры направлены на пресечение нелегальной деятельности северокорейских дипломатов и банков, которым отныне запрещено открывать отделения в других странах. Резолюция обязывает страны - члены ООН блокировать все финансовые потоки, которые могут способствовать развитию ракетно- ядерной программы КНДР, и призывает государства проявлять бдительность по отношению к дипломатическому персоналу КНДР. Кроме того, был введен запрет на поставку Пхеньяну предметов роскоши (ювелирные изделия, самоцветы, дорогие автомобили) и заморожены активы Второй академии естественных наук КНДР, которая курирует программы разработки вооружений, и Корейской корпорации по импорту сложного оборудования.

2 марта 2016 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2270 об ужесточении санкций в ответ на проведенные Пхеньяном в начале года ядерное испытание (6 января) и запуск ракеты со спутником (7 февраля). Резолюция предусматривает запрет на импорт из КНДР угля, железной руды, титана, ванадия, золота и других ценных металлов, а также эмбарго на поставки в страну авиационного топлива. Также СБ принял решение ужесточить оружейное эмбарго и расширить финансовые санкции на банковский сектор. Отдельным пунктом в документе предусмотрено усиление эмбарго на поставки предметов роскоши в КНДР (распространено на дорогие часы, снегоходы и яхты).

30 ноября 2016 года СБ ООН единогласно проголосовал за расширение санкций (резолюция 2321). Резолюция была принята в качестве ответа на ядерное испытание, проведенное Пхеньяном 9 сентября 2016 года. Документ предусматривает значительное сокращение северокорейской торговли углем, который являлся основным экспортным продуктом КНДР (предыдущий пакет санкций также ограничивал угольную торговлю, однако у Пхеньяна оставалось право на экспорт угля, прибыль от которого "не превышала жизненно важных потребностей КНДР"; этим активно пользовался Китай). Кроме того, был запрещен экспорт меди, никеля, серебра и цинка. Значительно ограничивалось научно-техническое сотрудничество между КНДР и другими странами, за исключением совместных проектов в области медицины. Резолюция предусматривала сокращение количества северокорейских дипломатических представителей, работающих в зарубежных посольствах, а также ограничение доступа КНДР к иностранным финансовым инструментам: зарубежные страны должны закрыть большинство северокорейских банковских счетов. Санкционный список был расширен на 10 компаний и 11 человек.

2 июня 2017 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2356 о расширении санкций в отношении Пхеньяна, что стало ответом на проводимые КНДР запуски баллистических ракет. Ограничения были введены еще против 14 лиц и четырех компаний, в частности против северокорейской корпорации "Кымсан", управляющей генеральным бюро по атомной энергии КНДР, банка "Корю", который осуществляет платежи по внешнеторговым операциям, торговой корпорации "Канбон", а также стратегических ракетных войск армии КНДР.

5 августа 2017 года Совет Безопасности ООН ужесточил санкционный режим в отношении КНДР в ответ на запуск в июле 2017 года межконтинентальной баллистической ракеты "Хвасон-14". Эта резолюция (2371) предусматривает запрет на экспорт из КНДР целого ряда минералов и продукции, в том числе угля, железа, свинца и морепродуктов. При этом страны, которые уже заключили подобные контракты, должны были завершить ввоз закупленных ископаемых и товаров в течение 30 дней со дня принятия документа. Северокорейским морским судам, нарушившим резолюции ООН, запрещался вход в порты всех государств. Также странам, где работают северокорейские рабочие, было запрещено увеличивать их число. Санкции предусматривали и адресные меры в отношении 13 лиц и предприятий, связанных с ядерной и ракетной программами Пхеньяна. По подсчетам американской стороны, полное выполнение новых ограничений должно сократить ежегодные валютные доходы КНДР, составлявшие на тот момент около $3 млрд, на $1 млрд.

11 сентября 2017 года СБ ООН принял новый пакет санкций в отношении КНДР. Эта мера была вызвана проведенным 3 сентября 2017 года очередным испытанием ядерного оружия в стране. Резолюция 2375 ввела запрет на закупку у КНДР текстиля, поставки в страну природного газа и его конденсатов, на создание совместных предприятий с юридическими лицами из КНДР. Также были введены ограничения на экспорт продуктов нефтепереработки - не более 2 млн баррелей в год (начиная с 2018 года). Предполагалось, что закупки Пхеньяном углеводородов в случае полного осуществления санкций снизится на 30%.

22 декабря 2017

Постоянное представительство США при ООН

В ответ на запуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), осуществленный 29 ноября 2017 года Северной Кореей, резолюция Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) 2397 вводит новые жёсткие санкции в отношении энергетического, экспортного и импортного секторов Северной Кореи с новыми морскими полномочиями с целью добиться прекращения незаконной контрабандной деятельности Северной Кореи. Резолюция СБ ООН 2397 основывается на резолюции СБ ООН 2375 (2017), которая предусматривает самые жёсткие санкции, когда-либо введённые в отношении Северной Кореи, а также на предыдущих резолюциях. Данная резолюция включает следующие меры:

1. Продукты переработки нефти (OP5) : Сокращает введённое резолюцией 2375 годовое ограничение на экспорт продуктов переработки нефти на 75% до максимального количества экспортируемых Северной Кореей нефтепродуктов в 500 000 баррелей в год.

o В 2016 году Северная Корея импортировала 4,5 млн баррелей продуктов переработки нефти.

o После сентябрьского ядерного испытания Совет Безопасности ограничил экспорт продуктов переработки нефти в Северную Корею двумя миллионами баррелей.

o Из-за уменьшения этого лимита до 500 000 баррелей северокорейский импорт бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов будет сокращён в общей сложности на 89% по сравнению с показателями лета 2017 года.

2. Сырая нефть (OP4) : Укрепляет предусмотренное резолюцией СБ ООН 2375 замораживание поставок сырой нефти путем установления годового лимита в 4 млн баррелей, или 525 000 тонн. Повышает прозрачность поставок сырой нефти в Северную Корею, требуя, чтобы поставляющие её государства-члены ежеквартально представляли доклады Комитету по санкциям 1718 об объемах нефти, поставленных в Северную Корею.

3. Приверженность будущему сокращению поставок нефти (OP27) : Обязует Совет Безопасности ввести дальнейшее сокращение на экспорт нефти в Северную Корею после очередного ядерного испытания или запуска МБР, что направляет мощный новый политический сигнал Северной Корее о будущей реакции Совета Безопасности.

4. Борьба с морской контрабандой (OPs 9–15) : Предоставляет дополнительные инструменты для борьбы с контрабандой и уклонением от санкций, включая новое требование к странам по захвату и конфискации кораблей, уличённых в контрабанде запрещённых товаров, включая нефть и уголь.

5. Северокорейские работники за рубежом (OP8) : Требует, чтобы страны выслали всех северокорейских рабочих, получающих доходы за рубежом, немедленно, но не позднее, чем через 24 месяца (конец 2019 года).

o Как полагают, северокорейский режим ежегодно зарабатывает более $500 млн, облагая высоким налогом заработок почти 100 тысяч зарубежных северокорейских рабочих, из которых до 80 000 человек работают только в Китае (около 50 000) и России (около 30 000).

o Освобождает от репатриации северокорейских перебежчиков, беженцев, лиц, ищущих убежища, и жертв торговли людьми, которые столкнутся с преследованием и пытками со стороны северокорейского режима в случае репатриации.

6. Запрет на экспорт КНДР (OP6) : Запрещает все оставшиеся категории основных статей экспорта КНДР.

o Предыдущие резолюции Совета Безопасности ввели запрет на экспортные сектора Северной Кореи, охватывающие около 90% экспортной выручки страны (включая уголь, текстильные изделия, морепродукты, железо).

o Запрет на остальные основные экспортные сектора - включая пищевые продукты, сельскохозяйственную продукцию, технику для добычи полезных ископаемых, электрооборудование, - приведёт к сокращению ежегодных доходов от экспорта на дополнительные $200 млн или более.

o Доходы от экспорта этих товаров в 2016 году составили почти 10% от общего объема экспорта, или $264 млн.

7. Запрет на импорт КНДР (OP7) : Запрещает Северной Корее импортировать тяжелую технику, промышленное оборудование и транспортные средства, на которые приходилось около 30% от северокорейского импорта в 2016 году на сумму около $1,2 млрд. От запрета освобождаются поставки запасных частей для гражданских пассажирских самолетов по соображениям безопасности воздушного движения.

8. Защищает гуманитарную и дипломатическую деятельность в Северной Корее : Вводит новые меры, нацеленные на северокорейский режим и элиту путем ориентации на промышленное производство и другие крупные виды экономической деятельности, предотвращая экспорт Северной Кореей продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Предоставляет ряд льгот, направленных на защиту доставки гуманитарной помощи народу Северной Кореи и не препятствует работе дипломатических и консульских представительств, действующих в Северной Корее.

9. Включает в санкционный список новых лиц (приложения) : Добавляет в санкционный список ООН 16 новых физических лиц и 1 юридическое лицо в связи с финансированием и разработкой программ Северной Кореи по созданию ядерного оружия и баллистических ракет.

Санкции в отношении Северной Кореи становятся жестче – так единогласно решил Совет Безопасности ООН. И после того, как США пошли на серьезные уступки. В то же время, есть нюанс. Как отметил постпред нашей страны, возможности экономического давления на КНДР таким образом исчерпаны. Нужны другие пути – политико-дипломатические.

Соединенные Штаты добивались тотальной экономической блокады. Россия и Китай заявили, что тогда воспользуются правом вето. Переговоры в Совбезе шли несколько дней, в итоге требования были смягчены. Но ответ на ядерные испытания Пхеньяна все равно получился очень жестким. Новая резолюция вводит ограничения на поставки углеводородов, определяет лимит на закупку сырой нефти, налагает запрет на ввоз конденсата и газоконденсатной жидкости, и это еще не все.

«В прошлом месяце мы приняли резолюцию, запрещавшую экспорт угля и железа. Эта резолюция запрещает экспорт текстиля. Это почти 8,5 миллионов долларов дохода. Кроме того, 93 тысячи северокорейских граждан, работающих за границей, больше не смогут посылать на родину деньги. Это еще более 5 миллионов долларов. Получается, что более 90% северокорейского экспорта теперь под запретом», – сообщила постпред США при ООН Никки Хейли.

Это уже пятая резолюция Совета Безопасности по Северной Корее. Россия, к слову, поддержала все предыдущие – претензии Пхеньяна получить статус ядерной державы неприемлемы. Но у санкций должен быть предел.

«Меры финансового и экономического давления на руководство КНДР практически исчерпаны. И дальнейшие рестрикция могут быть равносильны попытке удушения ее экономики, введения тотальной блокады страны и провоцирования глубокого гуманитарного кризиса. Речь идет уже не о перекрытии каналов подпитки запрещенной ракетно-ядерной деятельности, а о нанесении неприемлемого ущерба ни в чем не повинному гражданскому населению», – заявил полпред России при ООН Василий Небензя.

О том, что санкционный режим не приносит результатов, говорил на последнем саммите БРИКС и президент России.

«Да они, как я вчера сказал одному из своих коллег, траву будут есть, но не откажутся от этой программы, если не будут чувствовать себя в безопасности», – уверен Владимир Путин.

США регулярно проводят в регионе военные учения, а теперь готовятся разместить на территории Южной Кореи дополнительные противоракетные системы THAAD. Это военная активность и стала причиной недавних ядерных испытаний в Северной Корее. И раздражает она не только Пхеньян.

«Развертывание американских ракетных комплексов ТНААD серьезно угрожает стратегическому балансу и интересам безопасности в регионе, в том числе, Китаю. Мы призываем прекратить развертывание ракетных комплексов на Корейском полуострове», – заявил постпред КНР при ООН Лю Цзеи.

В провинции Сеонгжу в Южной Корее сотни человек протестуют против размещения новых американских противоракетных комплексов, которые якобы должны защитить местных жителей от удара северных соседей. Монтаж собирались провести под покровом ночи, поскольку он нарушает все существующие нормативы, но люди вышли на улицы.

Между тем, Россия и Китай уже давно предлагают обсудить свой план разрешения северокорейского кризиса. Его первый пункт – двойной запрет: Пхеньян прекращает все ядерные испытания, а Вашингтон – военные маневры у северокорейских берегов. На заседании Совбеза об этом плане снова говорили российский и китайский постпреды.

Реакция Соединенных Штатов на российско-китайскую дорожную карту осталась неизвестной. Во всяком случае, американский посол в зале заседаний ее высказывать не стала.