Русские бомбардировщики второй мировой войны. Обзор знаковых бомбардировщиков Второй мировой войны

Авиация приносит смерть с небес. Неожиданно и неотвратимо. «Небесные тихоходы» и «Летающие крепости» - именно они главные в воздухе. Все остальные самолеты и наземные ракетные комплексы, истребители и зенитки – всё это создано для обеспечения успешных действий бомбардировщиков или противодействия вражеским бомбовозам.

Телеканал «Military Channel» составил рейтинг из 10 лучших бомбардировщиков всех времен – и, как всегда, получилась адская смесь из машин разных классов и временных эпох. Полагаю необходимым переосмыслить некоторые моменты американской передачи во избежание возникновения панических настроений среди некоторых морально неокрепших членов российского общества.


Стоит отметить, что многие упреки в адрес «Military Channel» выглядят необоснованными – в отличие от российского телевидения с его бесконечными «комеди клабами», «Дискавери» делает по-настоящему яркую, интересную передачу для массового зрителя. Делает как умеет, часто допуская нелепые ошибки и откровенно бредовые высказывания. В то же время, журналисты отнюдь не лишены объективности – всякий рейтинг «Дискавери» содержит по-настоящему выдающиеся образцы техники. Вся проблема с нумерацией мест, на месте журналистов я бы вообще ее отменил.

10 место – B-17 «Летающая Крепость» и B-24 «Освободитель»
Стратегический бомбардировщик. Макс. взлетная масса 30 тонн. Максимальная скорость 515 км/ч. Боевой радиус: 3200 км с двумя тоннами бомб. Потолок 11 000 м.
Вооружение: до 8 тонн бомб, 13 оборонительных пулеметов калибра 12,7 мм.


В полете Boeing B-17 "Flying Fortress" и Consolidated B-24 "Liberator"


У Генри Форда неоднократно спрашивали, отчего его авиационный завод «Уиллоу Ран» имеет такую странную Г-образную форму: в самый разгар производства конвейер неожиданно поворачивал под прямым углом. Ответ был прост: гигантский сборочный комплекс упирался в территорию другого штата, где налог на землю был выше. Американский капиталист посчитал все до цента и решил, что дешевле развернуть заводские цеха, чем платить лишние налоги.


Главный сборочный конвейер Уиллоу Ран


Построенный в 1941-1942 гг. на месте бывшей родительской фермы Форда, завод «Уиллоу Ран» собирал четырехмоторные бомбардировщики B-24 «Освободитель». Парадоксально, но этот самолет остался практически неизвестным, уступив все лавры «Летающей крепости». Оба стратегических бомбардировщика несли одинаковую бомбовую нагрузку, выполняли схожие задачи и были весьма близки по конструкции, при этом B-17 было выпущено 12 тыс. самолетов, а объем производства B-24, за счет таланта бизнесмена Генри Форда, превысил 18 тыс. машин.
Тяжелые бомбардировщики активно воевали на всех фронтах Второй мировой, прикрывали арктические конвои, использовались в качестве транспортных самолетов, танкеров, фоторазведчиков. Существовали проекты «тяжелого истребителя» (!) и даже беспилотного самолета-снаряда.

Но особую известность «Крепости» и «Освободители» приобрели во время своих налетов на Германию. Стратегические бомбардировки не были американским изобретением – впервые эту тактику применили немцы, разбомбив 4 мая 1940 года голландский Роддердам. Идея понравилась англичанам – уже на следующий день самолеты Королевских ВВС крушили Рурский промышленный район. Но настоящее безумие началось в 1943 году - с появлением у союзников четырехмоторных бомбовозов жизнь населения Германии превратилась в адскую дискотеку.


"Боинги" в небе Европы


Существуют различные трактовки боевой эффективности стратегических бомбардировок. Самое распространенное мнение - бомбы не причиняли промышленности Рейха никакого вреда - несмотря на все попытки союзников, объем немецкого военного производства в 1944 г. непрерывно возрастал! Однако здесь есть следующий нюанс: военное производство непрерывно увеличивалось во всех воюющих странах, но в Германии темпы роста были заметно ниже – это хорошо заметно на цифрах производства новых моделей бронетехники («Королевские Тигры», «Ягдпантеры» - всего несколько сотен единиц) или трудности с запуском в серию реактивных самолетов. Более того, этот «рост» был куплен дорогой ценой: в 1944 г. в Германии был полностью свернут гражданский сектор производства. Немцам стало не до мебели и граммофонов – все силы были брошены на войну.

9 место – Handley Page 0/400
Тяжелый бомбардировщик. Макс. взлетная масса 6 тонн. Максимальная скорость 160 км/ч. Дальность полета 1100 км. Потолок 2600 м. Интересный факт: для набора высоты 1500 м «супер-бомбардировщику» требовалось целых 23 минуты.
Вооружение: 2000 фунтов (907 кг) бомбовой нагрузки, 5 оборонительных пулеметов калибра 7,7 мм.


Handley Page 0/400

Наверное, "Дискавери" имел в виду лучший бомбардировщик Первой мировой войны. Что ж, я разочарую многоуважаемых экспертов. «Хэндли Пейдж» 0/400 был, конечно, великолепным самолетом, однако в те годы существовал куда более грозный бомбардировщик – «Илья Муромец».
Четырехмоторный русский монстр создавался как машина для мирного неба: с комфортабельным пассажирским салоном с подогревом и электроосвещением, спальными купе и даже ванной комнатой! Фантастический крылатый корабль совершил свой первый полет в 1913 году – на 5 лет раньше британского «Хэндли Пейджа», ни в одной стране мира тогда не было ничего подобного!


Прогулочная палуба "Ильи Муромца". Дамы и Господа могли выйти на свежий воздух прямо во время полета


Но мировая война быстро расставила свои приоритеты – 800 кг бомбовой нагрузки и 5 пулеметных точек – таким стал удел «Ильи Муромца». 60 бомбардировщиков этого типа непрерывно использовались на фронтах Первой мировой, при этом немцам удалось с колоссальными усилиями сбить лишь 3 машины. Использовались «Муромцы» и после войны – самолеты снова вернулись к своим мирным обязанностям, обслуживая первую в РСФСР пассажирско-почтовую авиалинию Москва - Харьков.
Очень жаль, что создатель этой удивительной машины покинул Россию в 1918 году. Им был ни кто иной, как Игорь Иванович Сикорский – гениальный конструктор вертолетов и основатель всемирно известной корпорации «Sikorsky Aircraft».


Что касается двухмоторного бомбардировщика «Хэндли Пэйдж» 0/400, которым восхищалось «Дискавери», то он был всего лишь самолетом своего времени. Несмотря на более совершенные двигатели и оборудование, его характеристики соответствовали «Илье Муромцу», созданному на 5 лет раньше. Единственное отличие – британцы смогли развернуть крупносерийное производство бомбардировщиков, в результате, осенью 1918 г. небо над Европой бороздило около 600 этих «воздушных крепостей».

8 место – Юнкерс Ju-88
Скоростной бомбардировщик. Максимальный взлетный вес 14 тонн. Скорость (на высоте 5300 м) 490 км/ч. Дальность полета 2400 км. Потолок 9000 м.
Вооружение: 4-5 оборонительных пулеметов калибра 7,92 мм, до 3000 кг боевой нагрузки.
(приведенные цифры соответствуют модификации Ju.88A4)

По словам "Дискавери", самолеты с черными крестами на крыльях отлично показали себя в Европе, но совершенно не годились для нанесения ударов по промышленным объектам Урала и Сибири. Хмм…утверждение, конечно, справедливое, но Ju.88 изначально создавался как самолет фронтовой авиации, а не как стратегический бомбардировщик.


«Шнелльбомбер» стал основным ударным самолетом Люфтваффе - для Ju.88 были доступны любые задачи на любых высотах, а его скорость зачастую превышала скорости истребителей противника. Самолет использовался в качестве скоростного бомбардировщика, торпедоносца, ночного истребителя, высотного разведчика, штурмовика, «охотника» за наземными целями. Под конец войны Ju.88 освоил новую экзотическую специальность, став первым в мире ракетоносцем: помимо управляемых бомб «Фриц-Х» и «Хеншель-293», «Юнкерсы» периодически атаковали Лондон крылатыми ракетами «Фау-1» воздушного базирования.


Больше всего интереса вызывает боеприпас под брюхом Ю-88


Столь выдающиеся способности, объясняются, в первую очередь, не какими-либо выдающимися техническими характеристиками, а грамотным применением Ju.88 и рачительным отношением немцев к технике. «Юнкерс» не был лишен недостатков – главным из которых называют слабое оборонительное вооружение. Несмотря на наличие от 7 до 9 огневых точек, все они управлялись, в лучшем случае, 4 членами экипажа, что делало невозможным ведение оборонительного огня одновременно из всех стволов. Также, ввиду малых габаритов кабины экипажа, отсутствовала возможность заменить мелкокалиберные пулеметы на более мощное . Летчики отмечали недостаточные размеры внутреннего бомбоотсека, а с бомбами на внешней подвеске боевой радиус «Юнкераса» стремительно уменьшался. Справедливо отметить, что данные проблемы были характерны для многих фронтовых бомбардировщиков Второй мировой, и Ju.88 здесь не был исключением.

Возвращаясь к высказанному ранее утверждению, что Ju.88 был непригоден для бомбардировок целей в глубоком тылу врага, то для подобных задач у фрицев существовала другая машина – Хейнкель-177 «Грифон». Двухвинтовой (но четырехмоторный!) немецкий дальний бомбардировщик по ряду параметров (скорость, оборонительное вооружение) даже превосходил американские «Воздушные крепости», однако, был крайне ненадежен и пожароопасен, получив прозвище «летающий фейрверк» – чего только стоила его странная силовая установка, когда два двигателя вращали один винт!



Относительно малое количество выпущенных «Грифонов» (около 1000 единиц) делало невозможным проведение крупных карательных операций. Тяжелый He.177 появился на Восточном фронте лишь однажды - в качестве военно-транспортного самолета для снабжения немецких войск, окруженных под Сталинградом. В основном, «Грифон» использовался в Кригсмарине для дальней разведки на просторах Атлантического океана.

Если мы ведем разговор о Люфтваффе, очень странно, что в список лучших бомбардировщиков не был включен Юнкерс Ju.87. «Лаптежник» имеет больше прав называться «лучшим» чем многие из присутствующих здесь самолетов, все свои награды он получил не на авиашоу, а в жестоких боях.


Омерзительные летные характеристики Ju.87 нивелировались его главным преимуществом – возможностью отвесного пикирования. На скорости 600…650 км/ч бомба буквально «выстреливалась» в цель, при этом, обычно попадала в круг радиусом 15-20 м. Стандартным вооружением Ju.87 были крупные авиабомбы (весом от 250 кг до 1 тонны), поэтому такие цели как мосты, корабли, командные пункты, артиллерийские батареи уничтожались с одного захода. При внимательном анализе становится очевидным, что Ju.87 был не так уж плох, вместо тихоходного неуклюжего «лаптежника» перед нами возникает вполне сбалансированный самолет, грозное оружие в умелых руках, что немцы доказали всей Европе.

7 место – Ту-95 (по классификации НАТО – «Медведь»)
Стратегический турбовинтовой бомбардировщик – ракетоносец. Максимальный взлетный вес 190 тонн. Максимальная скорость 830 км/ч. Дальность полета 11 тыс. км. Потолок 12 000 м. Интересный факт: за 17 часов полета бомбардировщик расходует 96 тонн авиационного керосина!
Вооружение: многопозиционная барабанная пусковая установка для запуска крылатых ракет, подкрыльевые держатели. До 20 тонн боевой нагрузки в различных комбинациях. Кормовая оборонительная установка: 2 пушки ГШ-23.
(приведенные цифры соответствуют современной модификации Ту-95МС)


Февраль 2008 года. Тихий океан к югу от побережья Японии. Два российских стратегических бомбардировщика Ту-95МС приблизились к авианосной ударной группировке ВМС США во главе с атомным авианосцем "Нимиц", при этом, один из них пролетел над палубой гигантского корабля на высоте 600 метров. В ответ с авианосца были подняты четыре истребителя F/А-18...

Ядерный «Медведь», как в старые недобрые времена, по-прежнему продолжает трепать нервы нашим западным союзникам. Хотя сейчас его называют уже по другому: едва завидев знакомый силуэт Ту-95, американские летчики радостно кричат «Ба-буш-ка», как бы намекая на солидный возраст машины. Первый и единственный в мире турбовинтовой бомбардировщик был принят на вооружение в еще далеком 1956 году. Впрочем, как и его коллега B-52 - наряду с американским «стратегом», Ту-95 стал самым долгоживущим самолетом в истории авиации.

В октябре 1961 г. именно с борта Ту-95 была сброшена та чудовищная «Царь-бомба» мощностью 58 мегатонн. Носитель успел отлететь на 40 км от эпицентра взрыва, но взрывная волна быстро настигла беглеца и несколько минут беспорядочно крутила межконтинентальный бомбардировщик в воздушных вихрях невероятной силы. Отмечалось, что на борту «Туполева» возник пожар, после приземления самолет больше никогда не поднимался в воздух.


Ту-95 стал особенно известен на Западе благодаря своим интересным модификациям:
Ту-114 – дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Красивый стремительный самолет произвел фурор во время своего первого рейса в Нью-Йорк: американцы долго не могли поверить, что перед ними гражданский самолет, а не грозный боевой «Медведь» с ядерной дубиной. А осознав, что это действительно пассажирский лайнер, они были удивлены его возможностями: дальностью, скоростью, полезной нагрузкой. Во всем чувствовалась военная закалка.
Ту-142 – дальний противолодочный самолет, основа морской авиации нашего Отечества.


И, пожалуй, самая знаменитая модификация Ту-95РЦ – «глаза и уши» нашего флота, дальний морской разведчик. Именно эти машины следили за американскими авианосными группировками и участвовали в «совместных маневрах» с поднятыми по тревоге палубными «Фантомами».

Эксперты «Дискавери» жестко прошлись по русскому самолету и пристально «оценили» комфорт кабины экипажа. Американцы всегда очень смеялись над бочкой-парашей позади кресел пилотов Ту-95. Действительно, невзирая на стойкость русского солдата, строить межконтинентальный бомбардировщик без нормального отхожего места выглядит, по меньшей мере, глупо. Странную проблему все-таки решили, а Ту-95МС до сих пор остается в строю, являясь неотъемлемой частью российской Ядерной Триады.

6 место – B-47 «Стратоджет»
Стратегический реактивный бомбардировщик. Макс. взлетная масса 100 тонн. Максимальная скорость 975 км/ч. Боевой радиус: 3200 км с бомбовой нагрузкой 9 тонн. Потолок 10 000 м.
Вооружение: масса боевой нагрузки до 11 тонн, оборонительная хвостовая установка с двумя 20 мм пушками.


Самый красивый бомбардировщик по мнению американцев


…Первым объектом была крупная авиабаза под Мурманском. Едва RB-47 включил камеры и начал фотосъемку, летчики увидели, как над аэродромом закружилась спираль из хищных серебристых самолетов – МиГи пошли на перехват нарушителя.
Так начался воздушный бой над Кольским полуостровом 8 мая 1954 г., весь день советский истребительный авиаполк безуспешно гонялся за американским шпионом. RB-47E отснял все «объекты» и, отпугнув МиГи из кормовой пушечной установки, растворился в небе над Финляндией. На самом деле, американским летчикам в тот момент было не до веселья – пушки МиГов распороли крыло, разведчик на последних каплях топлива едва дотянул до Великобритании.


Золотая эра бомбардировочной авиации! Полеты разведывательных RB-47 отчетливо показали, что истребитель, не имея ракетного оружия и преимущества в скорости, не в состоянии успешно перехватить реактивный бомбардировщик. Каких-либо других способов противодействия тогда не существовало – в результате, 1800 американских B-47 «Стратоджет» могли гарантированно прорвать ПВО и нанести ядерный удар по любой точке на поверхности Земли.


К счастью, господство бомбардировщиков оказалось недолгим. 1 июля 1960 года ВВС США не удалось повторить свой любимый фокус с полетами над советской территорией – самолет радиоэлектронной разведки ERB-47H был безжалостно утоплен в Баренцевом море. Для сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19 гордость американской стратегической авиации стала тихоходной неповоротливой мишенью.

Продолжение следует...

9 января 1941 года состоялся первый полет британского самолета Avro Lancaster - одного из самых результативных бомбардировщиков Второй мировой войны. Подробнее о знаковых моделях бомбардировщиков - в нашем обзоре.

Arado Ar 234 Blitz (Германия)

Первый в мире реактивный бомбардировщик Arado Ar 234 Blitz стоял на вооружении "Люфтваффе" с 1944 года. Он оснащался двумя 20 мм пушками МГ 151 и бомбовой нагрузкой до 1500 кг. Максимальная скорость самолета составляла 742 км/ч на высоте до 6000 м. Изначально машина использовалась в разведывательных целях, а позже стала наносить авиационные удары по силам антигитлеровской коалиции.

Avro 683 Lancaster (Великобритания)


Тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Avro Lancaster, основной бомбардировщик ВВС Великобритании, впервые поднялся в воздух 9 января 1941 года. На "Ланкастерах" было совершено свыше 156 тысяч боевых вылетов и сброшено более 600 тысяч тонн бомб. Он оснащался четырьмя моторами мощностью по 1280 л.с.. Максимальная боевая нагрузка машины составляла 10 тонн.

Boeing B-17 Flying Fortress (США)


Легендарный B-17 "Летающая крепость" встал на вооружение ВВС США в 1938 году. За годы войны самолет зарекомендовал себя, как невероятно надежный (бывали случаи, когда он возвращался на базу с одним рабочим мотором и практически полностью уничтоженной обшивкой) и точный бомбардировщик. Он оснащался девятью 12,7-мм пулеметами и мог нести на борту до восьми тонн бомб. На самолет устанавливались четыре двигателя по 1200 лошадиных сил каждый.

Пе-2 (СССР)


Самый массовый бомбардировщик Советского Союза Пе-2 совершил свой первый полет 22 декабря 1939 года. Самолет оснащался двумя 1100-сильными двигателями и был способен разгоняться до 542 км/ч. На него устанавливались 4 пулемета и до 1 тонны бомбовой нагрузки. С 1940 по 1945 годы было произведено около 12 тысяч машин.

Piaggio P.108 (Италия)


Тяжелый бомбардировщик Piaggio P.108 был разработан в конце 1939 года. На авиазаводе Piaggio собирались четыре модификации модели: противокорабельный самолет P.108A, бомбардировщик P.108B (самая распространенная), пассажирский лайнер P.108C и "транспортник" P.108T. Пьяджо был одним из самых мощных самолетов Второй мировой - он оснащался четырьмя 1500-сильными двигателями. На него устанавливались пять 12,7-мм и два 7,7-мм пулемета. Машина могла нести на борту до 3,5 тонн бомб.

PZL.37 Łoś (Польша)


Разработка бомбардировщика PZL.37 "Лось" стартовала в начале 30-х годов. Всего было создано 7 прототипов, самым успешным из которых стал P.37/III. Именно эта модель поставлялась в Испанию, Югославию, Болгарию, Турцию, Румынию и Грецию. Он оснащался двумя 1050-сильными моторами и был способен нести до 1760 кг бомбовой нагрузки.

Farman F.220 (Франция)


Тяжелый бомбардировщик Farman F.220 поступил на вооружение французских ВВС в 1936 году. Самолет оснащался четырьмя двигателями по 950 л. с. каждый. Он вооружался тремя 7,5-мм пулеметами и 4 тоннами бомбового груза. Несмотря на то, что было создано всего 70 машин, они сыграли большую роль во время Французской кампании 1940-го года.

Mitsubishi Ki-21 (Япония)


Средний бомбардировщик Ki-21 был принят на вооружение императорской армии Японии в 1937 году. На самолет устанавливались два 1500-сильных двигателя Mitsubishi. Он был способен развивать скорость до 490 км/ч. Машина вооружалась пятью пулеметами и 1000 кг бомб.


9 января 1941 года состоялся первый полет британского самолета Avro Lancaster - одного из самых результативных бомбардировщиков Второй мировой войны. Подробнее о знаковых моделях бомбардировщиков - в нашем обзоре.

Arado Ar 234 Blitz (Германия)



Первый в мире реактивный бомбардировщик Arado Ar 234 Blitz стоял на вооружении "Люфтваффе" с 1944 года. Он оснащался двумя 20 мм пушками МГ 151 и бомбовой нагрузкой до 1500 кг. Максимальная скорость самолета составляла 742 км/ч на высоте до 6000 м. Изначально машина использовалась в разведывательных целях, а позже стала наносить авиационные удары по силам антигитлеровской коалиции.

Avro 683 Lancaster (Великобритания)



Тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Avro Lancaster, основной бомбардировщик ВВС Великобритании, впервые поднялся в воздух 9 января 1941 года. На "Ланкастерах" было совершено свыше 156 тысяч боевых вылетов и сброшено более 600 тысяч тонн бомб. Он оснащался четырьмя моторами мощностью по 1280 л.с.. Максимальная боевая нагрузка машины составляла 10 тонн.

Boeing B-17 Flying Fortress (США)



Легендарный B-17 "Летающая крепость" встал на вооружение ВВС США в 1938 году. За годы войны самолет зарекомендовал себя, как невероятно надежный (бывали случаи, когда он возвращался на базу с одним рабочим мотором и практически полностью уничтоженной обшивкой) и точный бомбардировщик. Он оснащался девятью 12,7-мм пулеметами и мог нести на борту до восьми тонн бомб. На самолет устанавливались четыре двигателя по 1200 лошадиных сил каждый.

Пе-2 (СССР)



Самый массовый бомбардировщик Советского Союза Пе-2 совершил свой первый полет 22 декабря 1939 года. Самолет оснащался двумя 1100-сильными двигателями и был способен разгоняться до 542 км/ч. На него устанавливались 4 пулемета и до 1 тонны бомбовой нагрузки. С 1940 по 1945 годы было произведено около 12 тысяч машин.

Piaggio P.108 (Италия)



Тяжелый бомбардировщик Piaggio P.108 был разработан в конце 1939 года. На Piaggio собирались четыре модификации модели: противокорабельный самолет P.108A, бомбардировщик P.108B (самая распространенная), пассажирский лайнер P.108C и P.108T. Пьяджо был одним из самых мощных самолетов Второй мировой - он оснащался четырьмя 1500-сильными двигателями. На него устанавливались пять 12,7-мм и два 7,7-мм пулемета. Машина могла нести на борту до 3,5 тонн бомб.

PZL.37 Łoś (Польша)



Разработка бомбардировщика PZL.37 "Лось" стартовала в начале 30-х годов. Всего было создано 7 прототипов, самым успешным из которых стал P.37/III. Именно эта модель поставлялась в Испанию, Югославию, Болгарию, Турцию, Румынию и Грецию. Он оснащался двумя 1050-сильными моторами и был способен нести до 1760 кг бомбовой нагрузки.

Farman F.220 (Франция)



Тяжелый бомбардировщик Farman F.220 поступил на вооружение французских ВВС в 1936 году. Самолет оснащался четырьмя двигателями по 950 л. с. каждый. Он вооружался тремя 7,5-мм пулеметами и 4 тоннами бомбового груза. Несмотря на то, что было создано всего 70 машин, они сыграли большую роль во время Французской кампании 1940-го года.

Mitsubishi Ki-21 (Япония)



Средний бомбардировщик Ki-21 был принят на вооружение императорской армии Японии в 1937 году. На самолет устанавливались два 1500-сильных двигателя Mitsubishi. Он был способен развивать скорость до 490 км/ч. Машина вооружалась пятью пулеметами и 1000 кг бомб.

С интересными моделями "мирных" самолетов можно ознакомиться в нашем обзоре .

В 20-е годы прошлого века бомбардировочная авиация как бы застыла в своем развитии практически на уровне последнего года Первой мировой войны, но к началу 30-х гг. ситуация в корне меняется. Коллективизация и индустриализация в СССР, приведшие к концентрации под контролем государства огромных ресурсов, позволили Советскому Союзу первому в мире создать стратегическую бомбардировочную авиацию , вооруженную . Нацистское руководство Германии, приступая к возрождению авиационного могущества государства, тоже поначалу ставило задачу создания четырехмоторных бомбардировщиков, но прототипы «Урал-бомбера» - Юнкерс Ju-89 и - так прототипами и остались. А вот пацифистская Франция в 30-е гг. оказалась единственной, кроме СССР, европейской страной, принявшей на вооружение четырехмоторные бомбардировщики. Правда, неполные полсотни построенных вряд ли могли составить конкуренцию восьми сотням ТБ-3. И уж вовсе никчемно выглядела на этом фоне Япония, сумевшая обзавестись шестью «стратегами» - четырехмоторными бомбардировщиками Ки-20, созданными на основе германского проекта (да и те к моменту вступления страны во Вторую мировую войну уже не числились боевыми).

Дальние тяжелые бомбардировщики

Боинг Б-17 "Летающая крепость"

В середине 30-х гг. созданием четырехмоторных бомбардировщиков озаботились в США. В итоге, к моменту нападения на Пёрл-Харбор страна располагала двумя отработанными конструкциями - и - внедряемыми в массовое производство с поистине американским размахом. Достаточно сказать, что именно «Либерейтор» стал самым массовым боевым самолетом, построенным в США во время Второй мировой войны! А уже в ходе войны была создана - оставившая позади все другие тяжелые бомбардировщики. Да и далеко не все истребители могли угнаться за ней… В Великобритании накануне Второй мировой войны тяжелым бомбардировщиком считался , но уже к 1942 г. встала в строй тройка четырехмоторных самолетов, составивших основу мощи Бомбардировочного командования - , и . Благодаря массовым поставкам четырехмоторных бомбардировщиков США и Великобритания смогли проводить стратегические операции вполне в духе доктрины Дуэ - начиная с «рейдов 1000 бомбардировщиков» на немецкие города и заканчивая площадными бомбардировками Токио и сбросом ядерных бомб на Хиросиму и Нагасаки.

А что же другие воюющие страны? В Японии сформировалось совершенно своеобразное представление о «тяжелом» бомбардировщике как двухмоторной машине с мизерной по европейским или американским меркам бомбовой нагрузкой, но огромной дальностью полета, необходимой для действий над Тихим океаном. Развитие таких машин шло параллельно двумя линиями - для армии и для флота, причем флотские самолеты должны были обладать возможностью нести торпеды. В борьбе за армейские заказы конкурировали две фирмы: на смену пришел самолет Ки-49 фирмы «Накадзима», а того сменил . А вот на флотском рынке безраздельно господствовала «Мицубиси», создавшая самолеты и .

В Германии к концу 30-х гг. интерес к тяжелым бомбардировщикам вновь возродился. На основе были созданы его военные модификации, правда, больше отличившиеся на поприще морской разведки, а не бомбардировок. Перспективный «Гриф» оказался неудачным из-за своеобразной, сложной и ненадежной силовой установки. Италия, пытаясь поддержать «марку» одной из ведущих авиационных держав, также приняла на вооружение , но применялся он в мизерном количестве. Франция в мае 1940 г., буквально в последние недели перед поражением, приняла на вооружение , но поучаствовать в боевых действиях он не успел.

В СССР логичной заменой для стремительно устаревающей армады ТБ-3 должны были стать новые , на момент своего создания ничуть не уступавшие американским В-17. Но в силу ряда причин их построили всего 93 машины. Поэтому накануне Великой Отечественной войны основу советской дальней авиации составляли , а в ходе войны к ним присоединились доработанные , одно время вообще ставшие самыми массовыми машинами дальнебомбардировочной авиации.

Фронтовые бомбардировщики

Довольно многочисленным классом во всех воюющих странах были фронтовые бомбардировщики - легкие и средние машины, одно-, двух-, а иногда и трехмоторные. Советский Союз к началу Великой отечественной войны располагал большим количеством , превосходных для середины 30-х гг., но устаревших к началу 40-х. Претендовавший на роль замены для СБ оказался крайне неудачным и был снят с производства ещё до начала войны. Также очень недолго строился , приспособленный, в частности, для бомбометания с пикирования. Карьера довольно неплохого завершилась с эвакуацией Харьковского авиазавода, строившего эти самолеты. В итоге единственным фронтовым бомбардировщиком, строившимся на протяжении всей войны, оказался , формально числившийся пикировщиком, но на деле гораздо чаще применявшийся для бомбометания с горизонтального полета. Созданный в том же классе , обладавший гораздо лучшими летными и боевыми качествами, внедрялся очень долго и трудно, в заметном количестве появившись на фронтах лишь к концу войны.

В Германии практическое возрождение бомбардировочной авиации началось с и оказавшихся не особо удачными двухмоторных машин , Do-13 и . Второе поколение «кампффлюгцойгов» было представлено тремя типами двухмоторных машин - , и . И если первый из них фактически «сошел со сцены» уже к началу Второй мировой войны, то «Дорнье» провоевал до 1942 г., а «Хейнкель» прошел практически всю войну. Лучшим и , удачно сочетавший в себе качества горизонтального и пикирующего бомбардировщика. Фирма «Дорнье» пыталась составить конкуренцию со своим , но тот строился в значительно меньшем количестве, превратившись в своеобразного «нишевого» бомбардировщика, оптимизированного для ударов по морским целям (в том числе - впервые в мире - с применением управляемых боеприпасов). Для замены Ju-88 предназначался новый , однако выпустили их немного, сняв с производства даже раньше, чем Ju-88. Наконец, следует упомянуть и , примененный в бою «под занавес» войны.

Великобритания в нише, условно определенной как легкие и средние бомбардировщики, эксплуатировала довольно разнообразный парк самолетов, преимущественно двухмоторных. Созданный для замены одномоторных бипланов уже к середине 1940 г. практически исчез из боевых частей, а использовался лишь на второстепенных ТВД. Более удачным оказался - хотя и он к 1941 г. уже далеко не полностью отвечал требованиям фронта, но стал основоположником целой «династии»: на его основе был создан , ставший, в свою очередь, предком , применявшемуся и как ночной истребитель, и как ударный самолет. В семействе знаменитого наряду с истребителями-бомбардировщиками, ночными истребителями, разведчиками, имелись и бомбардировочные варианты, широко применявшиеся для дальних рейдов и точечных ударов по особо важным целям. Наконец, следует упомянуть «рабочие лошадки» - и Виккерс , не блиставшие особо выдающимися летными качествами, но исправно несшие службу.

В США в течение всей войны основными типами средних бомбардировщиков были два самолета-антипода: «навороченный», сложный в производстве и эксплуатации и более простой, бесхитростный . Если первый применялся, главным образом, в Европе, действуя с хорошо оборудованных британских аэродромов, то второй воевал на островах Тихого океана, в Бирме, Китае. Дополнял эту пару , формально двухмоторный штурмовик, на деле же - вполне нормальный бомбардировщик. В конце войны начал поступать на вооружение ещё один номинальный штурмовик - «Мартин» А-26 «Инвэйдер», впоследствии вытеснивший не только «Бостона», но и «Марудера» с «Митчеллом».

Наконец, американская авиапромышленность выпускала целую гамму бомбардировщиков для поставок по лендлизу - прежде всего, в Великобританию и СССР. Помимо стандартных «Бостонов» и «Митчеллов» союзникам поставлялись самолеты, практически не нашедшие применения в Вооруженных силах США - «Хадсон», «Балтимор», «Мэриленд».

Немецкий двухмоторный торпедоносец Хейнкель He-115

Италия по количеству типов эксплуатируемых бомбардировщиков, пожалуй, не уступала Великобритании. Характерным для Апеннин было доминирование трехмоторных конструкций, обусловленное отсутствием в Италии серийных двигателей достаточно большой мощности. Это, прежде всего, бомбардировщики , «Пипистрелло», S.84, и Кант . Были и и строившийся преимущественно на экспорт . В более легком классе доминировали машины . Применялись и другие типы бомбардировщиков - , неудачные легкие Бреда и Савойя-Маркетти S.85.

В момент вступления Франции в войну её бомбардировочная авиация как раз приступала к смене поколений. В её составе доминировали неуклюжие, угловатые , и , . Новые , LeO.451 только осваивались промышленностью. В итоге, ВВС Франции так и не успели получить в достаточном количестве современные бомбардировщики.

Рассматривая развитие бомбардировщиков в остальных державах, стоит упомянуть, пожалуй, лишь Польшу, сумевшую полностью укомплектовать свою авиацию самолетами отечественного производства. В середине 30-х гг. здесь был создан одномоторный легкий бомбардировщик Р-23 «Карась», а позже - , ставший одним из лучших в мире самолетов в своем классе.

Отдельно следует упомянуть такой специфический подкласс как бомбардировщики-торпедоносцы на поплавковом шасси (гидросамолеты). К началу Второй мировой они почти сошли со сцены, но, тем не менее, продолжали кое-где использоваться. К ним относились, например, и одномоторная французская машина Late 298.

Штурмовики Второй мировой

Класс самолетов, предназначенных для действий над полем боя, пожалуй, отличался наибольшей национальной спецификой. Если в СССР такими машинами были «летающие танки» - и , то в Германии эти функции поначалу выполняли «штуки» - , впоследствии вытесненные истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками FW-190F/G. Имелся в Люфтваффе и свой «летающий танк» - , применявшийся, правда, в относительно небольшом количестве.

В Великобритании и США такие задачи возлагались, главным образом, на истребители-бомбардировщики, хотя американцы и пытались приспособить для этого палубные пикировщики SBD и SB2C - так появились самолеты А-24 и А-25. Попытка создать аналог немецкой «штуки» привела к появлению пикировщика-штурмовика «Валти» «Вендженс», не получившего, впрочем, особого распространения. Наконец, первый вариант знаменитого , принятый на вооружение в США - А-36 «Апач» - тоже считался пикирующим бомбардировщиком, а отнюдь не истребителем. Да и американские легкие и средние бомбардировщики А-20, В-25, В-26 в некоторых модификациях имели сильное наступательное стрелково-пушечное вооружение, позволяющее применять их как штурмовики.

В других странах дела с самолетами непосредственной поддержки обстояли гораздо хуже - как правило, эти задачи возлагались на истребители и бомбардировщики. Лишь во Франции приняли на вооружение довольно удачный .

Палубная авиация

Совершенно особый род ударной авиации представляла собой палубная, предназначенная для базирования на авианосцы. У наиболее развитых в этом отношении держав - США и Японии - к концу 30-х гг. оформилось два класса таких самолетов: пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. В США пикировщики были представлены, главным образом, самолетами «Дуглас» SBD и «Кертисс» SB2C. В классе торпедоносцев на смену неудачному «Дугласу» TBD пришел «Грумман» TBF. Япония начала войну с пикировщиками «Аичи» D3A и торпедоносцами «Накадзима» B5N, а уже в ходе боевых действий приняла на вооружение пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы «Накадзима» B6N и «Аичи» В7А. Правда, ввиду потери большинства авианосцев этим самолетам в 1944-1945 гг. приходилось действовать преимущественно с береговых аэродромов.

В Великобритании основу палубной ударной авиации составляли тихоходные и - оба разработки фирмы «Фэйри». Меньшая по сравнению с американскими и японскими кораблями самолетовместимость британских авианосцев вынуждала идти на ухищрения: в 1942 г. на вооружение принимают «Барракуду», следующее изделие «Фэйри», совмещавшее в себе качества торпедоносца и пикирующего бомбардировщика. Свои вариации на тему палубного пикировщика появились также во Франции (LN.410) и Германии (модификация Юнкерс Ju-87С), но ни в первом, ни во втором случае этим самолетам так и не было суждено действовать с палуб авианосцев.

Ударная авиация - бомбардировочная, торпедоносная, штурмовая - играла важнейшую роль во всех сражениях Второй мировой войны, выполняя самые разнообразные задачи, в числе которых поддержка истребителей (По истребительной авиации Второй мировой краткий обзор ). Армады американских и британских четырехмоторных бомбардировщиков методично опустошали вражеские территории, «штуки» проламывали путь германским танковым клиньям, а «пешки» - советским. Над полями боев, в самой гуще зенитного огня, действовали штурмовики, обеспечивая непосредственную поддержку пехоте, ювелирными по точности ударами поражая вражеские танки и огневые точки. Судьбу морских сражений решали палубные торпедоносцы и пикировщики морской авиации, поставившие точку в судьбе не одного линкора и авианосца.

Источники:

  • Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой - штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы - М, 2012
  • Andersson H.G. SAAB Aircraft since 1937. - Putnam, 1989.
  • Barnes C.H. Bristol Aircraft since 1910. - Putnam, 1964.
  • Bowman M.W. Boeing B-17 Flying Fortress. - - Crowood, 1998.
  • Francillon R.J. Japanese Aircraft of the Pacific war. - Putnam, 1970.
  • Francillon R.J. McDonnell Douglas Aircraft since 1920. Vol. 1. - Putnam, 1988.
  • Lepage J.-D. Aircraft of the Luftwaffe. - McFarland, 2009.
  • Pace S. Boeing B-29 Superfortress. - - Crowood, 2003.
  • Smith P.C. Curtiss SB2C Helldiver. - Crowood, 1998.
  • Smith P.C. Vengeance! The Vultee Vengeance Dive Bomber. - Airlife, 1986.
  • Thompson S. Douglas A-26 and B-26 Invader. - Crowood, 2002.
  • Thompson S. Douglas Havoc and Boston. - Crowood, 2004.
  • Авиация Великобритании во Второй мировой войне. Бомбардировщики. - Авиационный сборник, вып. 6, 7.
  • Котельников В.Р. Бомбардировщик ТБ-3. Воздушный суперлинкор Сталина. - М.: Коллекция, Яуза, ЭКС-МО, 2008.
  • Котельников В.Р. Ил-4. «Воздушные крейсера» Сталина. - М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2009.
  • Котельников В.Р. «Хейнкель» Не 111. Бомбардировщик блицкрига. - М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2011.
  • Маслов М. «Летающие крепости» Сталина. Бомбардировщик Пе-8. - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.
  • Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Дальний бомбардировщик Ер-2. Самолет несбывшихся надежд. - М.: Яуза, ЭКС­МО, 2012.
  • Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешка» ставшая ферзем. - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Самолеты Франции. - Авиационный сборник, вып. 10, 11.
  • Хазанов Д.Б. Су-2 принимает бой. Чудо-оружие или «самолет-шакал»? - М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2010.
  • Харук А.И. Ил-2 против «Штуки» Ju.87. Что лучше - «лаптежник» или «черная смерть»? - М.: Яуза, ЭКС­МО, 2012.
  • Харук А.И. «Летающий танк» Гитлера. Штурмовик Hs 129 - от «самолета поля боя» до «убийцы танков». - М.: Яуза, ЭКСМО, 2012.
  • Харук А.И. Скоростные бомбардировщики Гитлера Do 17 и Do 217. - М.: Яуза, ЭКСМО, 2012.
  • Якубович Н.В. Ту-2. Лучший бомбардировщик Великой Отечественной. - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

Авиация приносит смерть с небес. Неожиданно и неотвратимо. «Небесные тихоходы» и «Летающие крепости» - именно они главные в воздухе. Все остальные самолеты и наземные ракетные комплексы, истребители и зенитки – всё это создано для обеспечения успешных действий бомбардировщиков или противодействия вражеским бомбовозам.

Телеканал «Military Channel» составил рейтинг из 10 лучших бомбардировщиков всех времен – и, как всегда, получилась адская смесь из машин разных классов и временных эпох. Полагаю необходимым переосмыслить некоторые моменты американской передачи во избежание возникновения панических настроений среди некоторых морально неокрепших членов российского общества.


Стоит отметить, что многие упреки в адрес «Military Channel» выглядят необоснованными – в отличие от российского телевидения с его бесконечными «комеди клабами», «Дискавери» делает по-настоящему яркую, интересную передачу для массового зрителя. Делает как умеет, часто допуская нелепые ошибки и откровенно бредовые высказывания. В то же время, журналисты отнюдь не лишены объективности – всякий рейтинг «Дискавери» содержит по-настоящему выдающиеся образцы техники. Вся проблема с нумерацией мест, на месте журналистов я бы вообще ее отменил.

10 место – B-17 «Летающая Крепость» и B-24 «Освободитель»
Стратегический бомбардировщик. Макс. взлетная масса 30 тонн. Максимальная скорость 515 км/ч. Боевой радиус: 3200 км с двумя тоннами бомб. Потолок 11 000 м.
Вооружение: до 8 тонн бомб, 13 оборонительных пулеметов калибра 12,7 мм.


В полете Boeing B-17 "Flying Fortress" и Consolidated B-24 "Liberator"


У Генри Форда неоднократно спрашивали, отчего его авиационный завод «Уиллоу Ран» имеет такую странную Г-образную форму: в самый разгар производства конвейер неожиданно поворачивал под прямым углом. Ответ был прост: гигантский сборочный комплекс упирался в территорию другого штата, где налог на землю был выше. Американский капиталист посчитал все до цента и решил, что дешевле развернуть заводские цеха, чем платить лишние налоги.


Главный сборочный конвейер Уиллоу Ран


Построенный в 1941-1942 гг. на месте бывшей родительской фермы Форда, завод «Уиллоу Ран» собирал четырехмоторные бомбардировщики B-24 «Освободитель». Парадоксально, но этот самолет остался практически неизвестным, уступив все лавры «Летающей крепости». Оба стратегических бомбардировщика несли одинаковую бомбовую нагрузку, выполняли схожие задачи и были весьма близки по конструкции, при этом B-17 было выпущено 12 тыс. самолетов, а объем производства B-24, за счет таланта бизнесмена Генри Форда, превысил 18 тыс. машин.
Тяжелые бомбардировщики активно воевали на всех фронтах Второй мировой, прикрывали арктические конвои, использовались в качестве транспортных самолетов, танкеров, фоторазведчиков. Существовали проекты «тяжелого истребителя» (!) и даже беспилотного самолета-снаряда.

Но особую известность «Крепости» и «Освободители» приобрели во время своих налетов на Германию. Стратегические бомбардировки не были американским изобретением – впервые эту тактику применили немцы, разбомбив 4 мая 1940 года голландский Роддердам. Идея понравилась англичанам – уже на следующий день самолеты Королевских ВВС крушили Рурский промышленный район. Но настоящее безумие началось в 1943 году - с появлением у союзников четырехмоторных бомбовозов жизнь населения Германии превратилась в адскую дискотеку.


"Боинги" в небе Европы


Существуют различные трактовки боевой эффективности стратегических бомбардировок. Самое распространенное мнение - бомбы не причиняли промышленности Рейха никакого вреда - несмотря на все попытки союзников, объем немецкого военного производства в 1944 г. непрерывно возрастал! Однако здесь есть следующий нюанс: военное производство непрерывно увеличивалось во всех воюющих странах, но в Германии темпы роста были заметно ниже – это хорошо заметно на цифрах производства новых моделей бронетехники («Королевские Тигры», «Ягдпантеры» - всего несколько сотен единиц) или трудности с запуском в серию реактивных самолетов. Более того, этот «рост» был куплен дорогой ценой: в 1944 г. в Германии был полностью свернут гражданский сектор производства. Немцам стало не до мебели и граммофонов – все силы были брошены на войну.

9 место – Handley Page 0/400
Тяжелый бомбардировщик. Макс. взлетная масса 6 тонн. Максимальная скорость 160 км/ч. Дальность полета 1100 км. Потолок 2600 м. Интересный факт: для набора высоты 1500 м «супер-бомбардировщику» требовалось целых 23 минуты.
Вооружение: 2000 фунтов (907 кг) бомбовой нагрузки, 5 оборонительных пулеметов калибра 7,7 мм.


Handley Page 0/400

Наверное, "Дискавери" имел в виду лучший бомбардировщик Первой мировой войны. Что ж, я разочарую многоуважаемых экспертов. «Хэндли Пейдж» 0/400 был, конечно, великолепным самолетом, однако в те годы существовал куда более грозный бомбардировщик – «Илья Муромец».
Четырехмоторный русский монстр создавался как машина для мирного неба: с комфортабельным пассажирским салоном с подогревом и электроосвещением, спальными купе и даже ванной комнатой! Фантастический крылатый корабль совершил свой первый полет в 1913 году – на 5 лет раньше британского «Хэндли Пейджа», ни в одной стране мира тогда не было ничего подобного!


Прогулочная палуба "Ильи Муромца". Дамы и Господа могли выйти на свежий воздух прямо во время полета


Но мировая война быстро расставила свои приоритеты – 800 кг бомбовой нагрузки и 5 пулеметных точек – таким стал удел «Ильи Муромца». 60 бомбардировщиков этого типа непрерывно использовались на фронтах Первой мировой, при этом немцам удалось с колоссальными усилиями сбить лишь 3 машины. Использовались «Муромцы» и после войны – самолеты снова вернулись к своим мирным обязанностям, обслуживая первую в РСФСР пассажирско-почтовую авиалинию Москва - Харьков.
Очень жаль, что создатель этой удивительной машины покинул Россию в 1918 году. Им был ни кто иной, как Игорь Иванович Сикорский – гениальный конструктор вертолетов и основатель всемирно известной корпорации «Sikorsky Aircraft».


Что касается двухмоторного бомбардировщика «Хэндли Пэйдж» 0/400, которым восхищалось «Дискавери», то он был всего лишь самолетом своего времени. Несмотря на более совершенные двигатели и оборудование, его характеристики соответствовали «Илье Муромцу», созданному на 5 лет раньше. Единственное отличие – британцы смогли развернуть крупносерийное производство бомбардировщиков, в результате, осенью 1918 г. небо над Европой бороздило около 600 этих «воздушных крепостей».

8 место – Юнкерс Ju-88
Скоростной бомбардировщик. Максимальный взлетный вес 14 тонн. Скорость (на высоте 5300 м) 490 км/ч. Дальность полета 2400 км. Потолок 9000 м.
Вооружение: 4-5 оборонительных пулеметов калибра 7,92 мм, до 3000 кг боевой нагрузки.
(приведенные цифры соответствуют модификации Ju.88A4)

По словам "Дискавери", самолеты с черными крестами на крыльях отлично показали себя в Европе, но совершенно не годились для нанесения ударов по промышленным объектам Урала и Сибири. Хмм…утверждение, конечно, справедливое, но Ju.88 изначально создавался как самолет фронтовой авиации, а не как стратегический бомбардировщик.


«Шнелльбомбер» стал основным ударным самолетом Люфтваффе - для Ju.88 были доступны любые задачи на любых высотах, а его скорость зачастую превышала скорости истребителей противника. Самолет использовался в качестве скоростного бомбардировщика, торпедоносца, ночного истребителя, высотного разведчика, штурмовика, «охотника» за наземными целями. Под конец войны Ju.88 освоил новую экзотическую специальность, став первым в мире ракетоносцем: помимо управляемых бомб «Фриц-Х» и «Хеншель-293», «Юнкерсы» периодически атаковали Лондон крылатыми ракетами «Фау-1» воздушного базирования.


Больше всего интереса вызывает боеприпас под брюхом Ю-88


Столь выдающиеся способности, объясняются, в первую очередь, не какими-либо выдающимися техническими характеристиками, а грамотным применением Ju.88 и рачительным отношением немцев к технике. «Юнкерс» не был лишен недостатков – главным из которых называют слабое оборонительное вооружение. Несмотря на наличие от 7 до 9 огневых точек, все они управлялись, в лучшем случае, 4 членами экипажа, что делало невозможным ведение оборонительного огня одновременно из всех стволов. Также, ввиду малых габаритов кабины экипажа, отсутствовала возможность заменить мелкокалиберные пулеметы на более мощное . Летчики отмечали недостаточные размеры внутреннего бомбоотсека, а с бомбами на внешней подвеске боевой радиус «Юнкераса» стремительно уменьшался. Справедливо отметить, что данные проблемы были характерны для многих фронтовых бомбардировщиков Второй мировой, и Ju.88 здесь не был исключением.

Возвращаясь к высказанному ранее утверждению, что Ju.88 был непригоден для бомбардировок целей в глубоком тылу врага, то для подобных задач у фрицев существовала другая машина – Хейнкель-177 «Грифон». Двухвинтовой (но четырехмоторный!) немецкий дальний бомбардировщик по ряду параметров (скорость, оборонительное вооружение) даже превосходил американские «Воздушные крепости», однако, был крайне ненадежен и пожароопасен, получив прозвище «летающий фейрверк» – чего только стоила его странная силовая установка, когда два двигателя вращали один винт!



Относительно малое количество выпущенных «Грифонов» (около 1000 единиц) делало невозможным проведение крупных карательных операций. Тяжелый He.177 появился на Восточном фронте лишь однажды - в качестве военно-транспортного самолета для снабжения немецких войск, окруженных под Сталинградом. В основном, «Грифон» использовался в Кригсмарине для дальней разведки на просторах Атлантического океана.

Если мы ведем разговор о Люфтваффе, очень странно, что в список лучших бомбардировщиков не был включен Юнкерс Ju.87. «Лаптежник» имеет больше прав называться «лучшим» чем многие из присутствующих здесь самолетов, все свои награды он получил не на авиашоу, а в жестоких боях.


Омерзительные летные характеристики Ju.87 нивелировались его главным преимуществом – возможностью отвесного пикирования. На скорости 600…650 км/ч бомба буквально «выстреливалась» в цель, при этом, обычно попадала в круг радиусом 15-20 м. Стандартным вооружением Ju.87 были крупные авиабомбы (весом от 250 кг до 1 тонны), поэтому такие цели как мосты, корабли, командные пункты, артиллерийские батареи уничтожались с одного захода. При внимательном анализе становится очевидным, что Ju.87 был не так уж плох, вместо тихоходного неуклюжего «лаптежника» перед нами возникает вполне сбалансированный самолет, грозное оружие в умелых руках, что немцы доказали всей Европе.

7 место – Ту-95 (по классификации НАТО – «Медведь»)
Стратегический турбовинтовой бомбардировщик – ракетоносец. Максимальный взлетный вес 190 тонн. Максимальная скорость 830 км/ч. Дальность полета 11 тыс. км. Потолок 12 000 м. Интересный факт: за 17 часов полета бомбардировщик расходует 96 тонн авиационного керосина!
Вооружение: многопозиционная барабанная пусковая установка для запуска крылатых ракет, подкрыльевые держатели. До 20 тонн боевой нагрузки в различных комбинациях. Кормовая оборонительная установка: 2 пушки ГШ-23.
(приведенные цифры соответствуют современной модификации Ту-95МС)


Февраль 2008 года. Тихий океан к югу от побережья Японии. Два российских стратегических бомбардировщика Ту-95МС приблизились к авианосной ударной группировке ВМС США во главе с атомным авианосцем "Нимиц", при этом, один из них пролетел над палубой гигантского корабля на высоте 600 метров. В ответ с авианосца были подняты четыре истребителя F/А-18...

Ядерный «Медведь», как в старые недобрые времена, по-прежнему продолжает трепать нервы нашим западным союзникам. Хотя сейчас его называют уже по другому: едва завидев знакомый силуэт Ту-95, американские летчики радостно кричат «Ба-буш-ка», как бы намекая на солидный возраст машины. Первый и единственный в мире турбовинтовой бомбардировщик был принят на вооружение в еще далеком 1956 году. Впрочем, как и его коллега B-52 - наряду с американским «стратегом», Ту-95 стал самым долгоживущим самолетом в истории авиации.

В октябре 1961 г. именно с борта Ту-95 была сброшена та чудовищная «Царь-бомба» мощностью 58 мегатонн. Носитель успел отлететь на 40 км от эпицентра взрыва, но взрывная волна быстро настигла беглеца и несколько минут беспорядочно крутила межконтинентальный бомбардировщик в воздушных вихрях невероятной силы. Отмечалось, что на борту «Туполева» возник пожар, после приземления самолет больше никогда не поднимался в воздух.


Ту-95 стал особенно известен на Западе благодаря своим интересным модификациям:
Ту-114 – дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Красивый стремительный самолет произвел фурор во время своего первого рейса в Нью-Йорк: американцы долго не могли поверить, что перед ними гражданский самолет, а не грозный боевой «Медведь» с ядерной дубиной. А осознав, что это действительно пассажирский лайнер, они были удивлены его возможностями: дальностью, скоростью, полезной нагрузкой. Во всем чувствовалась военная закалка.
Ту-142 – дальний противолодочный самолет, основа морской авиации нашего Отечества.


И, пожалуй, самая знаменитая модификация Ту-95РЦ – «глаза и уши» нашего флота, дальний морской разведчик. Именно эти машины следили за американскими авианосными группировками и участвовали в «совместных маневрах» с поднятыми по тревоге палубными «Фантомами».

Эксперты «Дискавери» жестко прошлись по русскому самолету и пристально «оценили» комфорт кабины экипажа. Американцы всегда очень смеялись над бочкой-парашей позади кресел пилотов Ту-95. Действительно, невзирая на стойкость русского солдата, строить межконтинентальный бомбардировщик без нормального отхожего места выглядит, по меньшей мере, глупо. Странную проблему все-таки решили, а Ту-95МС до сих пор остается в строю, являясь неотъемлемой частью российской Ядерной Триады.

6 место – B-47 «Стратоджет»
Стратегический реактивный бомбардировщик. Макс. взлетная масса 100 тонн. Максимальная скорость 975 км/ч. Боевой радиус: 3200 км с бомбовой нагрузкой 9 тонн. Потолок 10 000 м.
Вооружение: масса боевой нагрузки до 11 тонн, оборонительная хвостовая установка с двумя 20 мм пушками.


Самый красивый бомбардировщик по мнению американцев


…Первым объектом была крупная авиабаза под Мурманском. Едва RB-47 включил камеры и начал фотосъемку, летчики увидели, как над аэродромом закружилась спираль из хищных серебристых самолетов – МиГи пошли на перехват нарушителя.
Так начался воздушный бой над Кольским полуостровом 8 мая 1954 г., весь день советский истребительный авиаполк безуспешно гонялся за американским шпионом. RB-47E отснял все «объекты» и, отпугнув МиГи из кормовой пушечной установки, растворился в небе над Финляндией. На самом деле, американским летчикам в тот момент было не до веселья – пушки МиГов распороли крыло, разведчик на последних каплях топлива едва дотянул до Великобритании.


Золотая эра бомбардировочной авиации! Полеты разведывательных RB-47 отчетливо показали, что истребитель, не имея ракетного оружия и преимущества в скорости, не в состоянии успешно перехватить реактивный бомбардировщик. Каких-либо других способов противодействия тогда не существовало – в результате, 1800 американских B-47 «Стратоджет» могли гарантированно прорвать ПВО и нанести ядерный удар по любой точке на поверхности Земли.


К счастью, господство бомбардировщиков оказалось недолгим. 1 июля 1960 года ВВС США не удалось повторить свой любимый фокус с полетами над советской территорией – самолет радиоэлектронной разведки ERB-47H был безжалостно утоплен в Баренцевом море. Для сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19 гордость американской стратегической авиации стала тихоходной неповоротливой мишенью.

Продолжение следует...