Самурайские мечи. Японское оружие и его виды. Меч самурая – совершенное оружие или раскрученный бренд

Наверно, ни одно оружие в мире не окутано таким ореолом загадочности и мистики, как японская катана. Сейчас, в наши дни, она является коллекционным оружием (причем довольно дорогим, стоит отметить). В прежние века катана была символом воинского сословия Японии – самураев. Ее красота, блеск, форма не перестают волновать любителей холодного оружия. Так в чем заключается секрет катаны? Не в истории, литературе и кино. Эта слава обусловлена легендарным качеством клинка, а также почти мистическими отношениями между катаной и ее обладателем- самураем.

Катана (японское чтение слова – кунъёми) представляет из себя изогнутый меч с односторонним заточенным клинком. Изготавливали оружие из стали. Можно сравнить катану с шашкой, однако есть и различие – рукоять японского меча длинная, что предполагает использование сразу двух рук. Длина лезвия – от 60 до 75 см, рукояти – где то около 15-20 см. Таким образом, можно подсчитать, что вся длина катаны была приблизительно 100 см.

История создания

Впервые в источниках катана упоминается в 15 веке. Японские воины до нее уже носили оружие – тати, который подвешивался на пояс, окатану (меч более большого размера). Катана стала скорее видоизмененной модификацией тати. Носить катану и использовать ее по назначению разрешалось лишь самураям. Конечно, у них были и другие типы вооружения – луки, стрелы, копья. Но ни одно из них не завоевало такую популярность, как длинный, слегка изогнутый меч за поясом самурая. Не столько ее использование, сколько процесс создания вызывал массу вопросов. Связь между катаной и самураем-сварщиком была священной.

Считалось, что в мече находится душа воина, поэтому ее использовали лишь в самых крайних случаях – например, катану можно использовать в вопросах чести (которые могут включать спасение дворянина или членов семьи, защиту от верной смерти). Бывали и такие случаи, когда катаной измельчали колбасу на ужин или обед. Некоторым это покажется откровенной глупостью, а самураи относились к своему мечу, как своей душе, поэтому использование катаны в качестве кухонного ножа было приемлемо, если воин действительно голоден.

Как же создавали катану?

Самурай-сварщик в течение времени, когда он находился в мастерской, не мог есть мясную пищу, употреблять алкоголь, иметь сексуальные отношения. Иногда изготовление катаны занимало несколько месяцев (отметим, что техника создания японского меча не меняется на протяжении тысячи лет). Сначала листы стали складывались вместе, заливались раствором из глины и воды, затем сверху посыпались золой, чтобы весь шлак вышел из металла. Затем сталь раскаляют, чтобы куски прилипли друг к другу.

Далее идет уже знакомая всем работа кузнеца – молотом кусок стали расплющивают, затем складывают – такая процедура повторяется неоднократно. Затем в состав добавляют сталь более мягкого состава, чтоб клинок не сломался при сильной нагрузке. Затем катане придается форма, потом клинок обрабатывается жидким раствором глины, чтобы избежать окисления. Следом идет процесс закалки – сталь накаляют до предела выдержки металл, затем охлаждают. На завершающих этапах идет заточка лезвия (с одной стороны), полировка. Катана готова.

Не стоит думать, что катана была единственным мечом самураев. Ее носили в сочетании с другими колюще-режущими орудиями. Более короткий меч назывался вакидзаси (общая длина с рукоятью – от 50 до 80 см).

Присутствовал также традиционный японский кинжал танто (общая длина с рукоятью – около 50 см). Еще одним изогнутым японским мечом является тачи, который был немного длиннее катаны. Тачи носили подвешенными на шнурах от пояса. Такого рода меч предпочитали воины верхом на лошадях, где достаточная длина клинка обеспечивала досягаемость, необходимую для битвы с пешим самураем.

Примечательно, что первые японские мечи были не местные, так сказать – они были импортированы из Китая и Кореи. Их изготавливали обоюдоострыми и прямыми, без различных изгибов. Ранние мечи, созданные японцами, были просто имитацией прямых мечей из Китая и Кореи. Они назывались джокото,или древними мечами. Традиционный японский меч изменился с прямого на изогнутый. Изогнутый клинок можно было извлечь из ножен быстрее, он также был более эффективен, как рубящее оружие при использовании всадником.

Впервые японцы начали свое производство около 2000 лет назад.

Тогда случился казус – воин Мусоши Килалотамен заснул перед костром, не заметив, что его клинок оказался частично в огне. Он проснулся о того, что горел уже его плащ, и начал быстро тушить его. Заодно пытался остудить раскаленный докрасна меч кастрюлей, попавшей под руку.

При ударе кастрюли о металл углерод укрепил сталь, и меч стал еще крепче. Конечно, это легенда, но кто знает, вдруг в ней есть и частица правды? Доподлинно неизвестно, когда именно японцы стали ковать свои мечи, но без сомнения, они превзошли всех мировых мастеров в этом деле. Ковка катаны не была делом рук только одного мастера – один занимался лезвием, другой – полировкой, третий создавал рукоять (обтягивая ее кожей).

Читатель может задать вопрос – как же воины проверяли новый меч? Насколько он удобен в обращении, а лезвие остро? Ответ прост – катану, перед тем, как начать использовать в военных походах, тестировали на осужденных. Подробности лучше опустить – все-таки не фильм ужасов.

Закат использования катаны

В период Эдо (1603-1867 годы) в Японии царил мир, и оружие (также как и самураи) постепенно уходили в прошлое. Прогресс не стоял на месте – вскоре в стране Восходящего солнца появилось огнестрельное оружие, роль катаны заметно снизилась. Уже не было такого массового потока новых мечей. Начиная с 12 века до 1867 года (с перерывами) Японией правили сегуны – военные чины. В 1867 году последний сегун уходит в отставку, и вся власть сосредотачивается в руках императора. Спустя 10 лет, в 1877 году, был издан указ Хайтореи, который ограничил право ношения оружия военными и полицейскими. Фактически, класс самураев в Японии был отменен. Вместе с ним и катана.

Хотя катана и вошла в историю и является предметом коллекций, она продолжает жить в кино, литературе и сердцах тех, кто по-настоящему ценит оружие чести.

Катана.

Мечи Катана и Вакидзаси.

Сегодня почти каждый может ответить на вопрос, как называется самурайский меч — катана. В целом это верный ответ, но не совсем. Классификация самурайских мечей и терминология их наименований на самом деле не такое уж и простое дело. Проще всего различать японские мечи по длине. Широко известен тот факт, что японский воин всегда носил при себе два меча: длинный и короткий. Эта пара именовалась «даисё» и состояла из «дайто» — большого меча, и «сёто» — малого меча. Вот именно дайто и стоит именовать катаной, сёто же в последствии получит название вакидзаси, который служит оружием ближнего боя или на крайний случай приспособлением для ритуального самоубийства, если под рукой не оказалось оружия, специально для этого предназначенного. Вакидзаси имели право носить торговцы и ремесленники, а вот дайто — только самураи и аристократы.

Катана и Вакидзаси в паре.

Катана — двуручный изогнутый японский меч длиной 95-105 см (сам клинок в среднем был 70-75 см, но в любом случае для катаны больше двух сяку (1 сяку = 30,3 см).
Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в комплект вооружения самураев.
Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.
Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина лезвия около трех сантиметров, толщина спинки — от 5 мм. Рукоять обтягивают кожей ската, акулы или другим материалом и оплетают шелковым шнуром. Существует более десяти способов оплетки.Вес катаны зависит от ее длины, толщины лезвия и других параметров. В любом случае, катана из стали весит больше 1 кг. Встречаются катаны весом в 1,9 кг. Катана, имеющая хорошую закалку, может рубить более мягкий метал без повреждений для себя.


Подставка — Катанакакэ

Тамахаганэ-Японская сталь.


куски стали после первичной выплавки

Уникальная технология тамахагане имеет удивительную историю. Она совершенно чудесным образом оказалась не потеряна для нас, современных ценителей ножевого искусства, и была возрождена в 70-х годах XX века. В чем же уникальность знаменитой японской стали tamahagane, и почему ее - имеющую такие древние корни - столь высоко ценят во всем мире, в век роботов и нано технологий?
Сталь тамахагане имеет неоднородную структуру, то есть различную степень твердости в разных участках полотна, что позволяет лезвию ножа лучше поглощать удар, а значит, обеспечивает ему долгую жизнь. Неоднородная структура тамахагане объясняется неравномерным содержанием углерода, что присуще только данной технологии. Помимо высоких технических характеристик сталь тамахагане обладает невероятно роскошным внешним видом (конечно же, уже на финальной стадии - после полировки) - необыкновенные узоры на поверхности тамахагане завораживают любого - от профессионала до обычного пользователя. Именно эти качества легендарной тамахагане легли в основу создания серии кухонных ножей Samura Tamahagane.
Тамахаганэ, тамахагане, tamahagane - это основная и базовая японская сталь для изготовления клинков мечей, катан и ножей. На западном побережье Японии, в префектуре Симанэ на о.Хонсю в 6-7 века н.э., где в руслах рек добывали железный «черный песок» - сатэцу, начинается история происхождения стали тамахагане. Именно здесь, в уникальных плавильных печах татара, рождались первые куски легендарной стали для мечей японских самураев. Производство тамахагане - интересный, сложный и довольно дорогой процесс.

Татара

Тамахагане изготавливали в специальных одноразовых печах татара, для осуществления одной выплавки требуется 5 дней - один день на постройку татара, три дня идёт плавка, и один день уходит на извлечение выплавленного железа. По существу татара - это желоб, сделанный из глины, приблизительно 5 футов шириной, 15 футов длиной и 48 дюймов высотой.В специально приготовленное место, непосредственно под будущей печью, засыпается древесный уголь, который будет сжигаться до тех пор, пока все это место не заполнится пеплом до краев. После постройки новых стен на дне татара разводят огонь, в который непрерывно, в течение трех часов подкладывается древесный уголь и небольшие куски дуба. Полученные угли покрывают железным песком сатэцу, а сверху засыпают древесным углём. Процесс добавления железа и древесного угля повторяют каждые полчаса в течение трех суток! В результате выплавляемое железо насыщается углеродом.


Рисунок художника Нагасио Сэцудзана (1774-1833) на шелковом свитке изображает работу печи татара.

Хамон — линия закалки лезвия у катаны. Возможности катаны основаны на совершенной технологии. Гений японских кузнецов проявился в том, что им удалось создать клинок одновременно острый и гибкий. Секрет же заключается в термообработке готового клинка. За счёт покрытия клинка глиной можно контролировать скорость охлаждения - в результате в одном клинке образуется сталь двух видов: гибкая и очень твёрдая т.е. меч получается острым и ударостойким. Граница между двумя видами стали уникальна для каждого меча.

Составные части катаны: Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) — Фути (Fuchi), Шнур — Ито (Ito),Лезвие — Ками,Верхнее кольцо (головка) рукояти — Касира (Kashira),Вход в ножны — Коигучи (Koiguchi),Оконечность ножен — Кодзири (Kojiri),Петля для завязок — Куриката (Kurikata),Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти — Мекуги (Mekugi),Украшение на рукояти под (или над) оплеткой — Менуки (Menuki),Хвостовик — Накаго,Завязки — Сагэо (Sageo) Кожа ската на рукоятку — Самэ (Same),Ножны — Сая (Saya),Прокладка между гардой и кольцом (шайба) — Сеппа (Seppa),Молоточек для разборки меча — Тецу,клинок — Тосин,Гарда — Цуба (Tsuba),Рукоять — Цука (Tsuka),Оплетка — Цукамаки,Муфта для фиксации меча в ножнах — Хабаки.
Цуба


гарда японского клинкового оружия, такого как катана и других мечей (тати, вакидзаси), танто или нагината.
Цубы обычно украшены изящной отделкой и являются в наши дни предметами коллекционирования. Мастерство изготовления цуб в Японии было передаваемым по наследству ремеслом. Бусидо порицал ношение самураем колец, серег и прочей бижутерии. Однако самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубу. Тем самым формально без нарушения кодекса показывались вкус и богатство самурая.
Ошибочно мнение, что цуба выполняла роль гарды. Гарда - поперечная перекладина, деталь европейского меча. Гарда предназначена для защиты руки от оружия противника. На раннем оружии гарды не существовало вовсе. Первые варианты гарды представляли собой планку, перпендикулярную лезвию и рукояти, и находящуюся в той же плоскости. Начиная с XVI века стали появляться круглые гарды, а также гарды, защищающие руку целиком с помощью изогнутой части, идущей от верхней части рукояти до нижней. Японская фехтовальная школа не знает блоков катаны катаной в принципе. Катана изготавливалась из стали довольно высокой твердости, но весьма хрупкой. Стоимость же катаны достигала невероятных размеров, в зависимости от её качества. Тем не менее, и катана ковавшиеся на поток, и катана изготавливаемые по спец. заказу при встречном ударе об другую катану имели высокие шансы разлететься. Блоки не предусматриваются ни клинком, ни цубой, ни какой-либо другой частью катаны. Цуба, помимо чисто декоративной функции, служили упором для руки. Давление же, испытываемое рукой при упоре в цубу в разы меньше давления при упоре в гарду, поскольку площадь применения силы существенно больше, чем у гарды. Это, и ряд других причин обусловили появление в кендо выпадов. С тяжелым европейским мечом выпады произвести было гораздо тяжелее и неудобнее.

Терминология.

В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:
Тати — длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). В музеях демонстрируются в положении лезвием вниз.Катана — длинный меч (длина клинка 61—73 см), с несколько более широким и толстым клинком и меньшим изгибом по сравнению с тати. Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются прежде всего по манере ношения. Постепенно с XV века катана вытеснила тати как оружие для пешего боя. В музеях демонстрируются в положении лезвием вверх, по манере ношения. В древности катанами называли кинжалы, но с XVI века перенесли это название на мечи утигатана.
Вакидзаси — короткий меч (длина клинка 30,3—60,6 см). С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая, дайсё («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.
Танто (косигатана) — кинжал или нож (длина клинка < 30,3 см). В древности кинжалы называли не «танто», а «катана». Меч тати, как правило, сопровождался коротким танто.
Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям. В широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытеснился термином кэн для обозначения прямого меча.Нагината — промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека.Кото — букв. «старый меч». Мечи, произведённые до 1596 года. Считается, что после этого времени многие приёмы традиционной технологии были утеряны.Синто — букв. «новый меч». Мечи, произведённые с 1596 до 1868 года, то есть до начала промышленной революции периода Мэйдзи. За редким исключением, мечи синто не рассматриваются как высокохудожественные творения кузнецов, хотя могут отличаться роскошной отделкой. По внешним признакам воспроизводят мечи кото, но по качеству металла уступают им. Гэндайто — букв. «современный меч». Мечи, произведённые после 1868 года и по настоящее время. Среди них присутствуют как массово выпускавшиеся для армии по упрощённой фабричной технологии сёвато (букв. «меч периода Сёва»), в том числе, син-гунто (яп.син гунто:?, букв. «новый армейский меч»), так и мечи, выкованные после возобновления в 1954 году производства современными кузнецами по традиционными технологиям, для которых предлагается использовать название син-сакуто (япсин сакуто:?, «недавно сделанный меч») или син-гэндайто (букв. «новый современный меч»).
История Катаны.


Катана - Тати.
Итак, катана или дайто берет свое начало тем что первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы», III—VI вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука (538—710 гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо, а к VII веку освоили технологию ковки многослойной стали. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.
На рубеже VII—VIII вв. у японских мечей появился изгиб. Легенда связывает появление одного из первых таких мечей с именем кузнеца Амакуни (англ.) из провинции Ямато. Амакуни будто бы выковал известный меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона) в 703 году, и, хотя точная датировка отсутствует, этот меч считается самым древним изогнутым японским мечом.
В начале VIII века в результате укрепления власти императора в Японии начался период Нара (710—794 гг.). Производство оружия было поставлено под контроль централизованного государства, кузнецам предписано было ставить подписи на свою продукцию. Закупленные мечи хранились на императорских складах и выдавались воинам на время войны или их службы. Отмечается развитие технологии локальной закалки режущего лезвия при помощи нанесения термостойкой пасты на клинок. Тем не менее знать периода Нара предпочитала длинные прямые и изогнутые мечи китайского и корейского происхождения, возможно благодаря их роскошной ювелирной отделке. В Корее были изготовлены 44 меча Дайто («великие мечи»), которые император на протяжении последующих столетий вручал военачальнику или сановнику как символ предоставленных полномочий на время кампании.
Боевые качества катаны.


Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал жертве бороду. Другой меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал колени.Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (боб), потому что упавший на его лезвие боб разрезался на две части.Испытатель мечей Оно Ханкэй (XVII век) перерубил мечом ствол ружья. Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта. Миф был опровергнут в телепередаче «Разрушители мифов»-даже робот, сила удара которого во много раз превосходила человеческую, смог только погнуть ствол пулемета M2HB.В 1662 году испытатель Ямано перерубил мечом синто два тела (трупа), уложенных один на другой. Это не считалось уникальным результатом.
Современная оценка японских мечей.



После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.
Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

Национальное сокровище (кокухо). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.

Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.

Особо важный меч.

Важный меч.

Особо оберегаемый меч.

Оберегаемый меч.
В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу. В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

Самурайский меч катана — это не просто меч, а воплощение японского духа, олицетворение исторической культуры и предмет гордости народа Страны восходящего солнца.

Это оружие считается настоящим символом японского народа, его боевого духа и воли к победе. Еще с самых древнейших времен считалось, что существует три главных японских сокровища. К ним относят яшмовое ожерелье, священное зеркало и меч.

Для самурая меч был его спутником жизни, и даже на пороге смерти воин не выпускал его из рук. Также катана отражала социальное положение своего хозяина, являясь олицетворением чистоты, и — что свойственно только японцам — считалась лучшим подарком в дань уважения. Согласно японской мифологии, меч — это не символ войны и смерти, а наоборот — оружие мира.

История меча катана

Долгое время, участвуя в кровопролитных боях, японцы использовали копья. Но времена правления сёгуната Токугава изменили привычный уклад воинов. С приходом технического процесса стали использоваться мечи. Искусство владения мечом получило название «кэндзюцу». Это не просто набор воинских знаний, но и духовное самосовершенствование.

Возникновение «оружия души» связано с историческим изменением своего более древнего предка — меча тати, который считается традиционным оружием самурая. Катана не является исконно японским мечом, потому как его формирование происходило под влиянием других азиатских культур. Свой окончательный вид меч получил в периоды Нара и Хэйан — это изогнутый клинок с такой же рукояткой, заточенный только с одной стороны — именно таким мы можем увидеть его в наше время. Для создания катаны использовались особые техники ковки и закалки железа, а рукоятка, как правило, обматывалась шелковой лентой. В редких случаях мечи украшались гравировкой, обычно такие экземпляры имели особую ценность.

Ношение катаны

Самурайский меч катана носят с левой стороны в ножнах, которые расположены за специальным поясом — оби. Лезвие меча, как правило, направлено вверх — этот способ ношения считается общепринятым еще с окончания войн в период Сэнгоку, когда ношение оружия приняло скорее традиционный характер, нежели военный. Когда появлялась возможность угрозы, катану держали в левой руке, а если хотели выразить свое доверие, то в правой. Садясь, самурай клал меч недалеко от себя. Если катана использовалась редко, то ее хранили дома в ножнах из необработанного дерева магнолии, которое предотвращало появление и дальнейшее распространение коррозии.

Угол, в котором хранился меч, назывался токонома. А специальная подставка, на которой он располагался – катанакакэ. Во время сна самурай располагал свой меч в изголовье таким образом, чтобы его легко можно было схватить в любой момент.

Владение катаной

Катана — это режущее оружие, способное с одного удара обезглавить противника. Основная техника владения японским мечом заключена в том, что удар наносится не под прямым углом, а вдоль плоскости. Также для упрощения нанесения режущих ударов центр тяжести располагали ближе к клинку.

Длина катаны позволяла совершать различные маневры. Держать её необходимо сразу двумя руками. Середина левой ладони располагалась в конце рукоятки, а вторая рука сжимала область возле гарды. Участие в процессе размаха сразу двух рук позволяло получить большую амплитуду, что усиливало удар.

Выделяют три вида стоек для фехтования катаной:

  • Дзедан — меч находится на верхнем уровне
  • Чудан — в этом положении меч должен находиться перед собой
  • Гэдан — меч находится на нижнем уровне

Для успешного применения освоенных основ в фехтовании катаной, нужно уметь предвидеть все движения противника и в короткое время точно планировать свои действия.

Традиционно обучение фехтованию японским мечом разделено на три уровня:

  • Омотэ -открытый уровень, на нем не происходит углубления в «скрытые» техники владения мечом
  • Тюдан — средний уровень
  • Окудэн — закрытый уровень

В Японии по сей день сохранилось множество традиционных школ, обучающих искусству владения меча. Эти школы смогли продолжить свое существование даже после запрета на ношение мечей, который установил император Мэйдзи.

Как достигается особая острота Катаны?

Катана считается уникальным холодным оружием, поскольку обладает функцией самозатачивания. Подставка, на которую помещается меч, позволяет клинку оставаться долгое время острым благодаря особому движению молекул. Процесс изготовления клинка подразумевает использование специальной техники. Шлифовка представляла собой десять этапов, таким образом уменьшалась зернистость поверхности. Полировка лезвия происходила с использование пыли древесного угля.

В последнюю очередь осуществляется закалка клинка с помощью жидкой глины. Она способствовала возникновению специальной полоски с матовой поверхностью, которая символизировала границу между зеркальной частью лезвия и матовой. Часть лезвия обматывалась глиной, а другая половина клинка закалялась в воде. Таким образом достигалась разная структура поверхности. Если мастер отличался большой популярностью, то на этом этапе изготовления он оставлял свою подпись. Но на этом этапе клинок еще не считался готовым. Окончательная полировка лезвия занимала две недели. Когда поверхность клинка обретала зеркальный блеск, считалось, что работа завершена.

Металл, участвующий в процессе изготовления оружие имел особую структуру. Её особенность – это слоистость. Существовало несколько способов получения качественной стали. Они определялись под воздействием многих внешних факторов.

Самурайский меч катана в наше время

Давно утеряв боевое значение, меч катана стал настоящей находкой для любителей азиатской культуры. Настоящее оружие является древнейшим творением ручной работы. Подлинные экземпляры, чаще всего, передаются по наследству и несут в себе функцию реликвии. Но приобрести самые лучшие катаны имеют возможность далеко не все, так как отличить подделку от оригинала может только настоящий ценитель холодного оружия. Так сколько стоит настоящий самурайский меч катана? Стоимость изготовленных в Японии мечей составляет не меньше 1 тысячи долларов, а цена более редких экземпляров может доходить до 9 тысяч долларов. Таким образом, самым дорогим японским мечом в истории считается меч Камакура 13 века, который был продан на аукционе за 418 тысяч долларов.

Длинный японский меч (дайто). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». В современном японском языке слово «катана» также обозначает любой меч. Катана - японское чтение (кунъёми) это слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана похожа на шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет применять двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец разрешают наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия очень затрудняет фехтование одной рукой и это несмотря на стандартную (около 1-1,5 килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Наверное, это объясняется антропометрическими данными японских воинов.

История

Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати и эксплуатировалась вплоть до конца XIX века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, яп. букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (яп. букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану довольно легко узнать по линии закалки, объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковым шнуром. Для обтяжки рукояти также использовалась и обычная кожа. Резные рукояти из твёрдого дерева или слоновой кости встречаются лишь только у декоративных и парадных мечей. Клинок катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твёрдого для режущей кромки. Оба компонента сначала очищались путём многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.

В узком смысле катана - изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750-1000 г. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку - кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они изготавливаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой.

Ношение меча

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), режущей кромкой вверх. Это - принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он доставал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причём вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости применять меч, его хранили дома в монтаже из необработанного дерева магнолии сирасая, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально производятся в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто - деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.

Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати - длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закреплённых на поясе с помощью ленты из шёлка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной - вакидзаси.

Конструкция

Перед мастером, кующем меч, изначально стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог выйти меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твёрдый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее.

Данное затруднение устраняется путём использования многослойной конструкции. Сочетание жёсткого лезвия и эластичной основы придаёт металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту. В традиционной технике внутренний слой применяется из низкоуглеродистой стали и покрывается твёрдой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твёрдой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка клинка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Данная комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию.

В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твёрдая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твёрдая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твёрдости, из которой сделаны две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложнённые техники, котрые впрочем, не гарантируют более высокого качества. Они используются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудоёмкий процесс закалки.

Очень короткие клинки иногда производятся из одного вида стали (мономатериал).

Более крупные образцы требуют более усложнённой конструкции.

Мару - самая дешёвая из всех конструкций, приеняемая также для танто или ко-вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного-единственного сорта стали.
-Кобусэ - упрощённая конструкция меча, которая из-за невысокой стоимости имела вплоть до Второй мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объёмов оружия.
-Хонсаммай - наиболее распространённая конструкция. Боковые части клинка усилены дополнительными пластинами из стали средней твёрдости. Меч отличается высокой прочностью и имеет то преимущество, что обратная сторона лезвия (обух) не закалена и это не даёт ему сломаться. На некоторых старых клинках заметны подобные следы от ударов.
-Сиходзумэ - конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть клинка защищена жёсткой железной полосой.
-Макури - упрощённая конструкция клинка, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твёрдой стали.
-Вариха тэцу - простая, но очень гибкая конструкция.
-Орикаэси саммай - слегка усовершенствованная форма хонсанмаи.
-Гомай - немного необычный вариант с сердцевиной из твёрдого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твёрдой стали.
-Сосю китаэ - одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.

Форма

Изгиб меча (сори), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он образовался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб отчасти объясняется и особенностью термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.

В пределах стандарта возможны множественные отклонения, зависящие отчасти от вкуса кузнеца и заказчика, отчасти от традиций конкретной кузнечной школы. Геометрия клинка диктуется и целью его применения: для сражения с противником в латах больше подходил клинообразный в сечении (и более прочный) меч, а в бою с незащищённым врагом эффективнее себя проявлял тонкий клинок, обеспечивающий хороший режущий удар.

Кузнец может наметить степень изгиба и его центр уже при ковке заготовки и подкорректировать их после закалки. Также меч может иметь равномерную толщину либо сужаться к концу, а сам конец (киссаки) может быть как длинным, так и коротким. Кузнец может придать рукояти меча (накаго) определённую форму, сделать заднюю часть лезвия округлой либо угловатой, выбрать форму линии закалки (хамон), а также определить структуру стали и её оптику. На незакалённые участки меча могут быть нанесены бороздки и гравировки.

Все эти факторы оцениваются знатоками в том числе и с точки зрения эстетики.

Монтаж

Следом за полировкой следует изготовление ножен (сая) и рукояти (цука) из древесины магнолии, довершающих комплектацию меча. Ножны в поперечном сечении могут иметь форму восьмиугольника (с угловатыми или закруглёнными краями), овала или эллипса. Рукоять закрепляется на хвостовике (накаго) при помощи конического клинышка из бамбука (мэкуги), продетого через отверстие (мэкуги-ана) в хвостовике. Отверстие ножен (койгути, «пасть карпа») обрамляется роговым или костяным завершением. Ножны и рукоять иногда оставляют без декоративной обработки (сирасая, «белые ножны»), в случае, если они используются только для хранения меча.

В варианте полного монтажа (косираэ) ножны покрываются лаком. Иногда применяется кожа ската (самэ), инкрустация. С наружной стороны к ножнам крепится круглая скоба с отверстием (куригата), к которой привязывается шнур для фиксации меча (сагэо) - он изготавливается из шёлка, шерсти или кожи. Боевые мечи могут быть оборудованы специальным фиксатором, предотвращающим случайное выпадение оружия из ножен.

В полном монтаже катаны имеются следующие части:

Хабаки (муфта, крепящаяся на хвостовике под гардой и гарантирующая надёжную фиксацию меча в ножнах и вместе с этим фиксирующая гарду)
-цуба (гарда)


-сэппа (шайбы под цубой и над ней)
-фути (муфта между цубой и рукоятью)
-самэгава (покрытие рукояти из кожи скота или морского животного)
-цука-ито (шёлковая, реже кожаная тесьма для оплётки рукояти; для декоративных мечей может применяться шерсть; в настоящее время часто используют искусственный шёлк)
-мэнуки (декоративные вставки на рукояти под оплёткой)
-касира или цука-гасира (колпачок на конце рукояти)
Украшаются фути, мэнуки и касира, как правило, одинаковыми узорами или на одну тему.

В комбинации дайсё (длинный меч в паре с коротким) украшения вакидзаси (короткого клинка) аналогичны декору катаны. Классический вакидзаси, кроме того, комплектовался маленьким ножом когатана с рукоятью (кодзука), а также шпилькой (когай), либо, как вариант, парой металлических палочек для еды, которые находились в ножнах рядом с мечом, будучи вставлены в соответствующие отверстия цубы. Шпилька служила чем-то вроде современного шила: с её помощью ремонтировались подвижные части оружия и доспехов, выравнивалась оплётка рукояти.

Уход за клинком

Уход за катаной производится в определённой последовательности и прежде всего заключается в чистке, для которой используются различные принадлежности.

1.Зазубрины устраняются с помощью полировочных камней.
2.При помощи специальной бумаги, не содержащей кислоты, (рисовой бумаги - нугуйгами) поверхность очищается от грязи и старого масла (для смазки меча применяют масло камелии и гвоздики). Бумагу перед использованием следует хорошенько помять, для того чтобы избавиться от крупных частиц, которые могут оставить микроскопические царапины на мече (качество бумаги может различаться). При отсутствии рисовой бумаги допускается применение не содержащей хлора целлюлозной туалетной бумаги или непарфюмированных одноразовых бумажных салфеток, не содержащих активных веществ, таких как алоэ, например.
3.Испачканный меч можно очистить с помощью извести. Она имеет чистящие и полирующие свойства и при этом не царапает поверхность клинка. Используя лист рисовой бумаги и меловой порошок, можно оттереть остатки масла и загрязнения.
4.После чистки меч заново покрывается маслом. Для этого применяют новый лист целлюлозы или рисовой бумаги. Эфирное гвоздичное масло, продающееся в аптеках Европы, может нанести вред мечу и потому непригодно для этой цели. Масло нужно наносить в очень небольших количествах - так, чтобы образовалась тончайшая пленка. Эта масляная пленка защищает меч от ржавчины и влажности, содержащейся в воздухе. Для покрытия всей поверхности вполне хватает 1-2 капель. Излишки масла не должны оставаться на клинке, так как к ним пристают частицы дерева и пыль из ножен, и при движении клинка в ножнах на нём появляются царапины. Эту процедуру следует повторять в зависимости от влажности воздуха, не реже чем один раз в три месяца.
5.Любой меч можно разобрать на составные части: лезвие фиксируется в рукояти при помощи клинышка из бамбука, рога или дерева, реже из металла. Этот клинышек можно при необходимости вынуть - для этого имеется небольшой инструмент из латуни, похожий на молоток (мэкугинуки). Не следует самостоятельно производить какие-либо операции над хвостовиками старинных мечей (удалять ржавчину, полировать или покрывать маслом) - этим должен заниматься специалист, поскольку состояние хвостовика, особенно если на нём есть надписи, имеет значение при оценке возраста, подлинности и стоимости меча.

И невероятной доблести его владельцев – самураев написано немало. Благодаря революции Мэйдзи и последующей активной военно-политической экспансии Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, о самураях и их оружии, о воинских традициях этой очень интересной страны узнал весь мир. Рост интереса к японскому холодному оружию происходил по мере популяризации восточных боевых искусств за пределами собственно Японии и Восточной Азии в целом. Джиу-джитсу (дзюдзюцу), дзюдо, айкидо, карате (правда, это не чисто японский, а окинавский вид единоборств) получили всемирную известность. Но если эффективность японских боевых искусств не подлежит сомнению, то о качестве японских мечей специалисты и любители спорят до сих пор.


Как и боевые искусства, первые железные мечи появились в Японии благодаря культурным и экономическим связям с Китаем. Во 2-й половине III века н.э. китайские торговцы завезли в Японию первые партии железных мечей. В наши дни археологи находят в курганах как китайские образцы, так и более поздние японские «подражания». К VIII в. н.э. в Японии достигло совершенства собственное производство железа, что повлекло за собой настоящую революцию в холодном оружии. Теперь японские воины уже не нуждались в завозе импортной китайской продукции – местные кузнецы, освоив секреты китайских и корейских мастеров, стали производить собственные мечи. Если китайские кузнецы – оружейники делали мечи из цельной полосы железа, то японцы ковали стальные и железные пластины. Постепенно японские мечи приобрели и характерную изогнутую форму. Согласно традиции, первым изогнутым мечом считается меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона). Его выковал в 703 г. н.э. кузнец Амакуни.

Дальнейшее развитие японского холодного оружия происходило параллельно развитию боевых искусств. Военная составляющая в жизни японского общества всегда играла огромную роль. Этому способствовала феодальная раздробленность и постоянные конфликты между князьями и служившими им самураями. Впоследствии страницы японской истории были в изрядной степени мифологизированы, в результате чего на Западе сложилось достаточно поверхностное и идеалистичное восприятие всего японского – и холодного оружия, и самураев, и самурайского кодекса чести, и в целом – характера взаимоотношений в японском обществе. Такому представлению в изрядной степени способствовала массовая культура, внесшая моду на японскую военную тематику среди европейцев и американцев.

В японской культуре меч играл огромную роль и наделялся сакральным значением. Существует несколько видов японских мечей. Самый известный, безусловно, это катана. Изогнутый меч, более напоминающий саблю, катана возникла примерно в XV веке и быстро превратилась в «классическое» оружие самураев. Катана использовалась в паре с вакидзаси – более коротким мечом. Если длина клинка катаны составляла от 2 до 2,5 сяку (60,6-75,7 см), то вакидзаси - от 1 до 2 сяку (30,3-60,6 см). Мечи с длиной клинка меньше 1 сяку относились к категории танто, т.е. кинжалов.

Катану и вакидзаси изготовлял один кузнец в одном стиле, поскольку мечи считались парой и назывались в совокупности «дайсё» - «длинный – короткий». Причем если мечи были изготовлены разными мастерами, то к дайсё они уже не относились. Поскольку для самураев мечи имели особое, сакральное значение, профессия кузнеца считалась в Японии очень почетной. Кузнецы выделялись среди остальных ремесленников. Еще в XIII веке император Го-Тоба ввел классификацию кузнецов в зависимости от их мастерства. Первый класс кузнецов имел особые привилегии, поскольку обладал большим мастерством. Считалось, что изготовленные великими мастерами клинки обладают сверхъестественной силой. На самом деле, как и в любом феодальном и сословном обществе, принадлежность к первому классу мастеров определялась не только и даже не столько мастерством, сколько происхождением.

Многие современные эксперты утверждают, что качество японских мечей на самом деле было далеко от совершенства. По крайней мере, они были ничуть не лучше, чем европейские, ближневосточные или индийские мечи. Однако затем распространились представления о едва ли не волшебной природе японской катаны.

Во многом, распространению мифов о небывалом качестве и силе японского оружия способствовали сами самураи, особенно в период, последовавший за революцией Мэйдзи. О небывалой воинской доблести самураев ходили самые невероятные истории, хотя они вполне могли быть изрядно преувеличены. Во-первых, вся история боевого пути японских самураев переполнена борьбой с заведомо более слабыми противниками. Лишь в ХХ веке Япония столкнулась с мировыми державами – Россией, а затем США и союзниками. До этого войны японского государства носили региональный характер. Но есть ли особая доблесть в том, чтобы побеждать окинавских крестьян или слабую армию раздробленной Кореи? Те же окинавские крестьяне сопротивлялись японским завоевателям очень активно, поскольку не хотели терять независимости (острова Рюкюсского архипелага до японского завоевания были независимым королевством с собственной богатой историей и культурой).

История того же карате восходит именно к периоду борьбы окинавского населения за свою независимость. Надо сказать, что самураи расправлялись с жителями Окинавы весьма жестоко. Окинавцам запретили под страхом смерти иметь любое оружие, после чего местное население во время восстаний стало использовать целый ряд предметов сельскохозяйственного инвентаря в качестве оружия. Получилось весьма интересно – например, та же тонфа. Совершенствование приемов безоружного боя происходило также именно по этой причине – жители Окинавы хотели противостоять японским оккупантам любыми способами, в том числе и голыми руками и ногами. С другой стороны, видно не столь большими мастерами боевых искусств были сами вооруженные до зубов самураи, если им могли противостоять безоружные окинавские жители.

Во-вторых, несколько преувеличенными выглядят и рассказы о небывалой чести и верности самураев своим сюзеренам - даймё. На самом деле, когда самураям требовалось, они могли пойти на разные поступки, включая даже убийство своего сюзерена. Отряды самураев могли запросто «поменять хозяина», если другой князь был готов заплатить им большее жалованье. Кстати, в отличие от европейской традиции измена не считалась чем-то предосудительным. Самураи «перебегали» от одного князя к другому целыми отрядами. В некоторых случаях они даже делились на маленькие отряды и предлагали свои услуги противоборствующим сторонам. Кстати, «доставалось» самураям тоже неплохо – от корейских патриотов, от крестьян Окинавы, от своих же японских крестьян, поднимавших мощные восстания против феодальной эксплуатации.

Была особая группа самураев – ронины, т.е. самураи, потерявшие хозяина. Как правило, ронины превращались в странствующих воинов, нанимаясь телохранителями к знатным и богатым людям, принимая участие в вооруженных конфликтах. Но было немало и тех ронинов, кто окончательно сосредотачивался на преступной деятельности и превращался в профессиональных преступников «с большой дороги». Это обстоятельство также говорит не в пользу невиданного благородства самурайского сословия.
В-третьих, превратным является и представление о повальной высокой грамотности самураев. Начнем с того, что самураи в большинстве своем были очень молодыми людьми, поскольку до зрелых лет профессиональные воины доживали редко. Научиться литературе, поэзии, истории и философии для юных самураев было просто проблематично. Ведь основное время они уделяли оттачиванию воинских навыков. Нет, конечно, встречались среди средневековых самураев и грамотные люди, но большинство все же составляли либо полностью неграмотные, либо едва умевшие писать и читать профессиональные солдаты. В этом не было ничего предосудительного и странного – точно также неграмотными были многие европейские рыцари, не говоря уже о профессиональных ландскнехтах.

Здесь стоит отметить, что боевые искусства самураев имели сугубо утилитарное предназначение. В отличие от многочисленных стилей китайского ушу, которые практически все сформировались и развивались в буддийских и даосских монастырях и были не только боевыми единоборствами, но и техниками психофизиологического совершенствования человека, в средневековой Японии долгое время рукопашному бою не уделялось достаточного внимания. Это вполне понятно – зачем самураям учиться драться без оружия, если они находились с оружием постоянно? Нет, конечно, были какие-то навыки, которые могли передаваться от старших к младшим, но в целом расцвет рукопашного боя начался в Японии довольно позже, чем история «будзюцу» - собственно самурайских боевых искусств. И внесли наибольший вклад в него как раз оппоненты самураев – крестьянские повстанцы, странствующие монахи, разбойники уголовные и политические, наемные убийцы. Именно для них владение приемами безоружного боя или подручными предметами представляло гораздо больший интерес, чем для хорошо вооруженных самураев.

Само собой, не приходилось говорить и о каком-то фантастическом благородстве самураев. Их отличала жестокость к побежденным противникам, причем, учитывая, что Япония – не христианская страна, эта жестокость не смягчалась религиозными представлениями. Если самурай мог совершить ритуальное самоубийство, то убить другого человека, в том числе и беззащитного, для него не представляло никакой сложности. Даже в ХХ веке японскую армию отличала крайняя жестокость к врагам, о которой сообщали практически все противники, которым приходилось воевать с японскими войсками.

Что творили японские оккупационные войска в Китае и Корее известно всему миру. Массовые убийства мирных жителей, казни и садистские пытки, изнасилования и насильственные обращения женщин в проституток – такими действиями запомнились японские войска в соседних странах. Жесточайшим пыткам подвергались военнопленные союзных войск, оказавшиеся в японских лагерях. Но ведь костяк японского офицерского корпуса составляли именно представители благородных самурайских фамилий, имевшие знатное происхождение и гордившиеся своими героическими предками. Получается, что они также поддерживали такое поведение своих солдат и не считали его предосудительным.

Конечно, чего у самураев не отнять, так это представлений о том, что честь является более ценной, чем жизнь, категорией. Отсюда и шла склонность самураев к самопожертвованию. Кроме того, ритуальные самоубийства были достаточно распространены в японском обществе и основывались на специфическом мировоззрении самураев. Расстаться в некоторых ситуациях с жизнью для них было более предпочтительно, чем сохранить ее, но лишиться чести. Большую роль играл и приказ хозяина совершить ритуальное самоубийство. Ослушаться такого приказа большинство самураев не могло себе позволить.

Харакири или сеппука рассматривалась как достойное завершение жизненного пути самурая, особенно если он оказывался в проигрышной ситуации в бою, лишался хозяина, болел. Когда в 1945 году Япония проиграла Вторую мировую войну, в стране отмечалось огромное количество самоубийств, которые совершали военные и гражданские чиновники самого разного ранга и уровня. Это была именно самурайская традиция – уходить из жизни путем ритуального самоубийства. Убежденность в необходимости совершения харакири / сеппуки укреплялась своеобразным самурайским кодексом чести, верность которому уважающие себя самураи стремились сохранять до конца.

Примечательно, что многие самурайские традиции впоследствии трансформировались в специфическую японскую деловую культуру. В японских компаниях существует совершенно иная модель организации труда и взаимоотношений между сотрудниками, чем в американских или европейских корпорациях. Выбирая компанию, японец чаще всего делает выбор едва ли не на всю жизнь, а фигура начальника играет для него очень большое значение – может и не такое, как дайме у средневекового самурая, но и явно отличающееся от роли начальника в американской или европейской традиции.

Образ японского самурая в значительной степени оказался мифологизированным. Сословное деление в самой Японии ушло в прошлое, но живучесть мифа о самураях оказалась поразительной. Причем едва ли не большими адептами этого мифа, чем сами японцы, являются жители других стран. Мода на японскую культуру стала распространяться на Западе в ХХ веке и довольно быстро укоренилась среди части западной интеллигенции, которая прельщалась мифами о благородных воинах – самураях, их невероятном воинском мастерстве, замечательных качествах японского холодного оружия.