Самые странные танки мира

Многие страны на сегодняшний момент гордятся своими достижениями в создании боевых машин. Однако учитывая то, что некоторые раньше называли танком, не все страны сразу пришли к текущему уровню своего мастерства.

10. Бронированный квадроцикл (Великобритания)

Помимо первого, что приходит на ум когда вас спросят, как бы выглядела британская боевая машина, этот квадроцикл из 1899 года ещё и является одним из первых танков в мире. Да, броня защищает только торс водителя/стрелка, но благодаря двигателю мощностью в полторы лошадиных силы, вероятность того, что их ноги отстреляет, не так уж велика. Кстати, сложно представить, что это может преодолевать хоть какие-то холмы, так что хорошо, что их не начали выпускать массово.

9. 1К17 Сжатие (Россия)


Не позволяйте скучному названию обмануть вас: 1К17 Сжатие был полноценным, лазерным танком. Естественно машина не стреляла лазерами, способными разрушить планету, как Звезда Смерти, но лазеры всё равно были важны. При помощи этих лазеров навсегда выводились из строя системы наведения вражеских ракет, машин и воздушных суден. Другими словами, в случае начала войны, этот комплекс бы не позволил вражеским устройствам наносить точные удары. Однако на случай если вражеские силы приблизятся достаточно близко, комплекс обладал и противовоздушным орудием на крыше. Никогда нельзя забывать о безопасности.

8. Бронеавтомобиль Тортуга (Венесуэла)


Тортуга была разработана в 1934 году и, как и бронированный квадроцикл, была вооружена только пулемётом. Её предназначением было запугивание соседней Колумбии, чтобы те не напали на Венесуэлу, правда, как они собирались это сделать - не совсем понятно. Во-первых «Тортуга» переводится как черепаха - животное, которое не ассоциируется с насилием. Во-вторых, Тортуга выглядит как бронированный кусок какахи, что достаточно странно, ведь они должны были быть похожими на шлем британских полицейских, что говорит не в пользу того, кто изначально придумал шлемы для полицейских.

7. Машина наблюдателя «Kugelpanzer» (Германия)


Танк-шар был захвачен советскими войсками в Маньчжурии (Manchuria) в 1945 году. Других экземпляров этого танка не было обнаружено и известно о нём чрезвычайно мало. Танк приводился в движение двухтактным двигателем, а вооружением было лишь то, что было в руках водителя на тот момент. Как видите, места в нём хватит только на одного человека, так что если вы собираетесь воевать в чём-то подобном - захватите с собой плеер, чтоб не было слишком скучно.

6. Танк Боба Сэмпла (Bob Semple Tank) (Новая Зеландия)


Во время Второй Мировой войны Новая Зеландия увидела, что у всех есть какие-то танки и решила создать парочку для себя. Однако, без промышленных мощностей, необходимых для этой цели, они решили, что им хватит трактора, обитого гофрированным металлом. Название танк получил по имени министра строительства Боба Сэмпла. Каждый танк был вооружён семью пулемётами. Однако недостаток места внутри означал, что один из членов команды должен был стрелять лежа на матрасе, накрывающем двигатель. Танки, конечно же, подняли на смех за их внешний вид, однако они не участвовали в боевых действиях и подняли мораль населения страны.

5. Царь-Танк (Россия)


Царь-танк был ответом России на вопрос о том, как прорвать немецкий фронт во время Первой Мировой войны. К сожалению, как вы видите, ответ был нелепым. Царь-танк был по сути увеличенной версией трёхколесного велосипеда, на котором вместо ребёнка катается пушка. Однако, хотя первые два колеса были достаточно стабильны и позволяли пересекать даже самый сложный ландшафт (и даже свалить пару деревьев), маленькое колёсико сзади не было пригодным для манёвров. Во время первого испытания оно застряло в луже грязи, а из-за того, что на тот момент не было приспособлений, которые бы смогли вытащить танк из грязи, он был оставлен там до 1923 года, когда его разобрали на металлолом.

4. Плавающий танк Кристи


Плавающий танк Кристи был построен изобретателем Джоном Уолтером Кристи (J Walter Christie) в 1921 году и был предназначен для использования армией в ходе высадок на пляжи и дальнейшей поддержки пехоты. Танк был вооружён 75 миллиметровым орудием, однако вес орудия вкупе с весом 6-милиметровой брони достигал более семи тонн. Военных танк не устроил, однако через несколько лет Кристи предложил намного более лёгкую версию танка, на сей раз морской пехоте США. Они также не были впечатлены бронемашиной, в основном из-за того, что верх её был открыт, а солдаты, пожалуй, бы одобрили, если бы над их головами была защитная крыша.

3. A7V (Германия)


Танк A7V был разработан и построен в конце Первой Мировой войны, в качестве ответа танкам, применяемым на поле боя британскими силами. Однако, в отличие от танков Великобритании, A7V был построен создателем тракторов, и это чувствовалось любым, кто хоть раз прокатился в A7V. Танк фактически был огромным стальным коробом, напяленным на базу трактора. Единственным хорошим в нём было его вооружение - танк был вооружён 7 или 8 пулемётами, а внутри помещались тысячи пуль. Большинство этих танков так и не увидели поле боя, либо из-за того, что экипажи постоянно теряли сознание от жары внутри танка, или из-за того, что танки застревали в грязи.

2. А-40 (СССР)


Советские военные не были довольны тем, что танки это исключительно наземные средства уничтожения, поэтому они решили научить танки летать. Перед вами А-40, «Крылья танка» - фактически танк, скрещенный с планером. Однако для того, чтобы уменьшить вес танка (что позволило бы ему летать) из него пришлось выгрузить всю амуницию, что явилось большой проблемой, учитывая, что его предназначением было стрелять в фашистов. К счастью, А-40 никогда не увидел боевых действий - был проведен один тестовый полёт, и, несмотря на успешную посадку, о танке-самолёте решили забыть как можно скорее.

1. Шерман-Краб (США)


Минный танк-тральщик Шерман-Краб (Sherman Flail Crab) это доказательство, что даже сумасшедшие могут придумать что-то хорошее. Помимо того, что это был полноценный танк Шерман, его главной задачей была очистка минных полей. Как он это делал? Он бил по минам цепями. На передней части танка его создатели разместили несколько цилиндров, к которым были прикреплены цепи, и всё это устройство приводилось в движение мотором, который раскручивал цилиндры. По достижению минного поля двигатель запускали, и цепи начинали крутиться, безопасно взрывая мины. Непонятно одно - зачем танку было нужно орудие? Он и так настолько страшен, что любые враги бы сдались заранее.

Вооружение, броневая защита и мобильность являются основными характеристиками любых современных танков. Способность уничтожить цель с максимального расстояния, быстро сменить позицию, а при необходимости выдержать вражеский удар считаются обязательными качествами для данного вида бронетехники. Тем не менее фантазия оружейных конструкторов не имеет границ. В результате их экспериментирования получаются необычные танки. С достаточно оригинальной конструкцией они не приспособлены к военным реалиям. Удивительные танки-монстры так и не были запущены в серийное производство. Каким чудаковатые концепты не имели дальнейшего развития? Какие бывают танки? С целью добиться консенсуса между подвижностью, защищенностью и вооружением, оружейниками многих стран были созданы свои уникальные образцы бронетехники. Обзор самых странных танков мира представлен в данной статье.

Тяжелый танк Н. Барыкова

Т-35 представляет собой разработку советских инженеров. Руководил процессом конструктор Н. Барыков. Проектировался в течение 1931-1932 гг. Как утверждают специалисты, с многобашенной компоновкой Т-35 - это первая советская бронемашина, которая относится к тяжелому классу. Конструктивно данная модель состояла из пяти башен, благодаря чему стало возможным производить стрельбу сразу из всех орудий. Пятибашенный танк оснастили тремя пушками (одной 76,2-миллиметровой и двумя калибра 45 мм) и шестью 7,62-миллиметровыми пулеметами. Управление вооружением осуществлялось одинадцатью солдатами. Однако, как утверждают специалисты, самые настоящие танки-монстры в годы Первой мировой имелись в распоряжении германской армии. Одним немецким А7V управляло 18 человек. Несмотря на свою уникальность, в советском танкостроительстве дальнейшее развитие Т-35 не последовало. Военные парады стали единственной сферой его применения. Как оказалось, этот необычный танк с многобашенной компоновкой абсолютно не подходил для реального боя. Причина заключалась в наличии следующих недостатков:

  • Командир не мог одновременно координировать стрельбу из всех орудий.
  • Из-за больших габаритов данный танк представлял легкую цель для врага.
  • Ввиду слишком большой массы для Т-35 предусматривалась только тонкая противопульная броня.
  • Танк развивал очень низкую скорость: в час мог преодолеть не более 10 км.

Т-35 - достаточно красивый и очень грозный образец, но совершенно бесперспективный. По этой причине советским руководством было принято решение не развивать идею многобашенной боевой бронетехники.

Stridsvagn 103

Данная модель - это полная противоположность танку Н. Барыкова. Спроектирована шведскими оружейными конструкторами. На вооружении состоял с 1966 года. В Strv.103 является единственным образцом основного боевого танка, не имеющего башни. Бронетехника оборудована 105-миллиметровой пушкой, местом для установки которой стал лобовой лист корпуса. Для наведения орудия по горизонтали, этот необычный танк поворачивали вокруг оси. Для наводки по вертикали имелась специальная электрогидравлическая система подвесок, с помощью которой осуществлялось поднятие или опускание кормы.

За счет столь необычной компоновки очень приземистый, с высотой не более 2150 мм, благодаря чему Strv.103 можно было надежно замаскировать и использовать для засад. Единственное слабое место танка - это его ходовая часть. При ее повреждении бронетехника становилась совершенно беспомощной: без наличия гусениц наводка орудия была невозможна. Несмотря на этот недостаток, Strv.103 использовался в качестве основного боевого танка вооруженными силами королевства до 1990-х. Сменен немецкими «Леопардами-2».

«Амфибия»

Данный образец бронетехники спроектировал американский изобретатель John Christie. Танк «Амфибия», как утверждают специалисты, в ходе тестирования переплыл Гудзон. Перевозить военные орудия или какой-либо другой груз по воде - считалось основным его предназначением. Специально для этой цели поверх гусениц с обеих сторон «Амфибию» оборудовали поплавками из бальзы. Сверху они прикрывались кожухами, для изготовления которых использовали тонкие листы стали. Танк оснастили 75-миллиметровым орудием. Стремясь исключить крен танка во время плавания, пушку установили на подвижную раму. С такой конструкцией орудие при необходимости можно было переместить вперед, распределив таким образом равномерно массу танка. Во время боя пушку сдвигали обратно назад. Общественности этот необычный танк продемонстрировали в июне 1921 г. Несмотря на оригинальность конструкции, Департамент США «Амфибия» не заинтересовала. Всего американской оружейной промышленностью был выпущен один-единственный экземпляр.

Chrysler TV-8

Данный образец разработали сотрудники компании Chrysler в 1955 г. Особенность танка заключается в следующем:

  • TV-8 оснастили огромной неподвижной башней. Местом ее установки стали облегченные шасси.
  • Башню оборудовали компактным атомным реактором, с помощью которого осуществлялось питание бронетехники.
  • Башня танка со специальными телевизионными камерами. Это конструкторское решение было предпринято с целью предотвратить ослепление членов экипажа от взрыва атомных бомб.

TV-8 создавался для боев с использованием ядерного оружия. Планировалось установить на танк два 7,62-миллиметровые пулеметы и одну пушку Т208 калибра 90 мм. На армейское командование Соединенных Штатов проект произвел сильное впечатление. Однако идея создать небольшой атомный реактор оказалась трудновыполнимой. Кроме того, существовал риск, что в него может попасть вода. Это повлекло бы к плачевным последствиям, как для солдат в танке, так и для ближайших единиц бронетехники. Атомный танк был создан в единственном экземпляре. От дальнейшего проектирования пришлось отказаться.

Танк Tortuga 1934

Данная модель бронетехники была создана оружейными конструкторами Венесуэлы. Разработчики преследовали цель - устрашить своим творением соседнюю Колумбию. Однако, как утверждают эксперты, результат оказался сомнительным. Даже не содержит угрозы, а в переводе на испанский значит «черепаха». Tortuga с броней пирамидной формы, установленной на 6-колесном грузовике Ford. Башня оборудована одним 7-миллиметровым пулеметом Mark 4B. Всего изготовили 7 экземпляров этих боевых машин.

Русский «Царь-танк»

Автором данной модели стал советский инженер Николай Лебеденко. Его творение представляет собой колесную боевую машину. При создании ходовой части использовали 9-метровые передние колеса и задний валик диаметра 150 см. В центральной части танка отведено место для неподвижной пулеметной рубки, которая находится в подвешенном положении в 8 м от уровня земли. Ширина «Царь-танка» составляет 12 м. К 1915 году автором был готов новый проект, согласно которому танк планировали оснастить тремя пулеметами: два по бокам и один возле рубки. Идея была одобрена Николаем II и вскоре инженер приступил к реализации. Испытывали новый танк в лесу. Однако тестирование не прошло гладко: задний валик очень увяз и извлечь агрегат не получилось даже с помощью мощнейших трофейных двигателей «Майбах», которые использовались в подбитом немецком дирижабле. Бросив безуспешные попытки достать танк, его оставили ржаветь. В революционное время о данной модели никто не вспоминал, а в 1923 г. порезали на металл.

Об «Объекте 279» Ж. Котина

В период холодной войны между инженерами Советского Союза и Соединенных Штатов происходило соперничество по созданию тяжелого танка, способного эффективно выполнять боевые задачи в эпицентре ядерного взрыва. Однако у конструкторов обеих государств далее создания прототипов дело не продвинулось. В городе Ленинграде проектировочными работами руководил легендарный конструктор бронированной техники Жозеф Котин. В 1959 году под его началом был создан советский тяжелый танк «Объект 279»;. Его необычный вид заключается в следующем:

  • Танк с корпусом криволинейной формы, вытянутым в виде эллипсоида. Такое конструкторское решение было предпринято с целью предотвратить переворачивание танка, образующейся при ядерном взрыве ударной волной.
  • Ходовая часть состояла из четырех гусеничных лент, что до этого времени в танкостроительстве не практиковали. Данная конструкция ходовой позволяла использовать бронетехнику на самых труднопроходимых участках. Танк легко ездил в заболоченных и заснеженных местах. Такие армейские средства для посадки танков, как «ежи» и «пни», для «Объекта 279» не представляли опасность. Благодаря конструкции шасси при их преодолении посадка танка исключалась.

Несмотря на наличие неоспоримых достоинств, выпуск данной модели налажен так и не был. Танк оказался малоповоротливым. Кроме того, для его серийного производства требовались значительные финансовые вложения. Сложности могли возникнуть при обслуживании и ремонте «Объекта 279». Данный танк был изготовлен в единственном экземпляре. Сегодня его можно увидеть в Центральном музее танкового вооружения в Кубинке.

АМХ-13

Является самым скорострельным легким танком, разработанным французскими конструкторами в 1946-1949 гг. Для бронетехники характерна необычная конструкция. В танке применили качающуюся башню, для установки оружия в которой используются втулки-цапфы. Сама башня содержит две части: поворотную нижнюю и качающуюся верхнюю, которую и оснастили орудием. В отличие от традиционных конструкций танковых башен, качающаяся имеет преимущество - за счет ее неподвижности относительно орудия бронетехнику можно оснастить максимально простым заряжающим механизмом.

Снаряды в АМХ-13 подаются по «барабанной» схеме. За казенной частью орудия отведено место для двух барабанных магазинов, каждый из которых содержит по 6 боеприпасов. Вращение магазинов и освобождение очередного боеприпаса осуществляется за счет силы отката. При этом происходит скатывание снаряда на специальный лоток, который совпадает с осью ствольного орудийного канала. Стрельба осуществляется после того, как боеприпас очутится в стволе при закрытом затворе. Как утверждают специалисты, в течение одной минуты АМХ-13 может произвести до 12 выстрелов. Данный показатель скорострельности является достаточно высоким. Кроме того, благодаря использованию барабанной схемы в танковом экипаже не нужен заряжающий. Идея французским оружейников оказалась успешной. Производство данных танков было поставлено на поток. Количество выпущенных АМХ-13 составило 8 тыс. единиц. Сегодня данная модель используется армиями более десяти стран.

Skeleton Tank

Является опытным легким танком Соединенных Штатов, разработанным в годы Первой мировой. Как утверждают специалисты, в то время бронетехника этого класса из-за небольшой длины гусениц была не приспособлена для пересечения широких рвов. Увеличение длины влекло к утяжелению самого танка. Решением проблемы стало изобретение оригинальной конструкции, которая заключалась в следующем: для изготовления поддерживающего большие гусеницы каркаса решили использовать обычные трубы, а между гусеницами отвели место для боевого отделения. Скелетный танк США построили в 1918 г. Местом испытаний стал Абердинский полигон. В послевоенное время проектирование данного образца было прекращено. В годы холодной войны были предприняты попытки возобновить разработку танков и других образцов бронетехники со скелетной компоновкой.

Несмотря на то что образцы в рамках программы «Боевые системы будущего» успешно проходили полигонные испытания, на вооружение американской армии они так и не поступили. Также не было налажено их серийное производство. Дело ограничивалось только концептуализацией и проектированием. Одной из таких моделей стала роботизированная, дистанционно управляемая боевая машина RIPSAW (программа ARAS). Данная модель создавалась под стандартный боевой модуль «Кроуз». Также не исключалось использование пулеметного вооружения калибров 7,62 и 12,7 мм. Данный проект был начат в 2006 году и считается одним из самых перспективных. Работы ведутся американскими офицерами и учеными в Научно-исследовательском инженерном центре вооружения.

Fahrpanzer

Как утверждают специалисты, достаточно эффективными оказались легкие подвижные броневые колесные конструкции. В качестве вооружения используется малокалиберная артиллерия. Подобные модели названы броневыми каретками. Проектировались различные модификации. Также не ограничивался калибр артиллерии. Оружейные образцы называли еще «самоходными бронелафетами». Широко использовались в годы Первой мировой. Каретки преимущественно применялись для укреплений полевых позиций. Также их пытались эксплуатировать в качестве наступательного орудия. Одним из таких образцов стало изобретение германского инженера Максимильяна Шумана. Толщина броневого купола составила 2,5 см. Местом его установки стали станины лафета. Танк майора Шумана с корпусом прямоугольной формы и незначительным откатом орудия использовал прямую наводку. Боевой экипаж состоял из двух человек. Весило творение немецкого конструктора до 2200 кг. Широко использовалось в Первую мировую. Германия и Австро-Венгрия стали странами-производителями этого необычного танка. До 1947 года состояло на вооружении швейцарской армии.

А-40

Данная модель является гибридом танка и планера. В качестве базы использовался советский Т-60. Проектирование велось под руководством конструктора СССР Антонова. Создавался для доставки бронетехники к партизанам по воздуху. После приземления А-40 на землю, планер отсоединяли и А-40 становился стандартным Т-60. Ввиду того что боевая машина весила немало (почти 8 т), чтобы планер мог поднять ее в воздух, с Т-60 советским инженерам пришлось убрать все боеприпасы. Как утверждают специалисты, за счет этого конструкция становилась полностью бесполезной. А-40 совершил один-единственный полет в сентябре 1942 года. Собран этот танк был в одном экземпляре.

Tracklayer Best 75

Является гусеничной бронемашиной 1916 года выпуска. Как утверждают специалисты, Tracklayer Best 75 - это трактор, изготавливаемый сотрудниками компании Best. Технику оборудовали бронированным корпусом и башней, на которой имеется два пулемета и пушка.

Внешне творение имеет много общего с перевернутой лодкой. По причине слишком малого обзора, слабой брони и низкой управляемости этот необычный танк мог ездить только прямо. Военной комиссией в серийное производство машина "Беста" yt была допущена.

Непостижимы пути конструкторов. В погоне за своими идеалами, конструкторы создавали такие танки, которые просто поражали своими масштабами, идеями или предназначением. Давайте ненадолго окунемся в историю и почитаем и посмотрим на самые удивительные танки мира!

Прогрев-Т

Этот невообразимый монстр предназначался для траления и обнаружения мин на дорогах твердого покрытия. Танк сам по себе складывается из шасси Т-54. На нем установлен турбореактивный двигатель, а масса танка равна 37 тоннам.

Забетонированный Т-34

Основной танк, состоявший на вооружении СССР - Т-34. На фотографии вы можете видеть забетонированный вариант. По сути получилась тяжелоукрепленная боевая точка. Выглядит настолько грозно, что немецкие танкисты, наверно, были в шоке.

ЗРК S-125M «NEWA-S

Комбинация базы танка Т55 и зенитно-ракетного комплекса СИСТЕМА С-125 дала свои плоды - в итоге получился огромный, мощнейший и к тому же передвижной зенитно-ракетный комплекс.

Gruson 5.3cm L/24 Fahrpanzer

А вот этот, кхм, "танк" называется Gruson 5.3cm L/24 Fahrpanzer. По сути это лишь один из первых экспериментов, которые потом вылились в гигантскую гонку вооружений. Как вы видите, в это подобие танка мог вместиться один человек, который получал весомое преимущество благодаря бронированию этой, прямо скажем, повозке. Но не только бронирование было достоинством, врага огорчали и довольно мощной пушкой.

Chrysler TV-8

Без лишних слов - это один из самых необычных заказов, которые делала компания Крайслер для заказчика ТАСОМ в 1955 году, в мае. Танк должен был заменить уже устаревающий М48. Самая интересная особенность новой машины заключалась в том, что абсолютно все агрегаты и узлы танка, даже МТО, находились в большой, качающейся башне. В той же башне находились и четыре танкиста, которы обслуживали этого монстра. Шасси было облегчено.

Танк вооружался двумя 7,62мм пулеметами, а также 90мм орудием под названием Т208, которое находилось в чрезвычайно жесткой, безоткатной установке.

К сожалению, конструкторам удалось представить только макет машины (полноразмерный). Но все же прототип был отклонен из-за чрезвычайно высоких технических рисков. К тому же, машина не имела весомых преимуществ перед другими, более классическими танками.

LVTH6 - дитя Индии

Хоть данный танк и относится к высадочным средствам, он все же был вооружен мощной гаубицей калибром 105мм. Всего на вооружение было принято чуть больше двух сотен машин. Танк модифицировали в 1957 году - улучшили двигатель и выпускную систему.

Интересно то, что танк обслуживало довольно много людей - в башне находились наводчик, заряжающий и командир. В отделе управления расположились командир экипажа и механик-водитель. А вот два заряжающих были в боевом отделении, которое располагалось сзади башни.

Бронированный, немецкий мотоцикл

Танки - это не только классические машины - на фото вы можете увидеть самый настоящий бронированный мотоцикл, который, к тому же, был неплохо вооружен. Вот только создание не пошло дальше прототипа.

Самоходное орудие во время Первой мировой войны

Итальянские конструкторы тоже были не прочь поэкспериментировать с масштабами:). Только представьте - орудие калибра 305мм, которое ведет огонь снарядом, весящим 442 килограмма. Еще одна особенность - радиус обстрела: 17600 метров! Это орудие, предположительно, было применено при обстреле укреплений австрийцев в Альпах.

«Mine Eploder» - T10 Sherman M4A2

Этот необычный танк был создан компанией “Fisher Company”. База использована от М4А2. Танк тестировался в 1944 году, в июне в штате Мерилэнд. Каток войны - это не только популярное выражение, но и девиз этого танка - он использовался для обезвреживания минных полей, а его класс относится к средним танкам. Без сомнений - это один из самых необычных танков прошлого века.

Беста, модель 75 или гусеничная машина

Эта необычная машина была создана в 1917 году американским инженером по имени Брест. Командование положительно отнеслось к этому танку, который имел довольно малый вес 15 тонн. Процесс испытаний прошел успешно и в том же году танк был принят на вооружение армии. Раз месяц количество этих танков пополнялось на пятьдесят штук.

Пулеметная точка

Эта необычная передвижная огневая точка применялась во времена Финской войны. Главная особенность этой машины заключалась в абсолютном отсутствии разных механизмов, например, двигателя, трансмиссии и гусениц. Просто и надежно - идеальная машина для боевых действий.

Прыгающий танк

Эта необычная, восьмиколесная машина имела одну интересную особенность - она могла преодолевать препятствия до 125 сантиметров высотой. Также танк мог развить максимальную скорость (64км/час) и перепрыгнуть противотанковый ров до 14 метров шириной.

ТР-26Ц или танк-цистерна

Необычный танк, созданный в ленинграде в 1936 году. За цистерной были установлены два огнетушителя, а спереди можно увидеть насос, предназначенный для перекачки топлива.

Противоминный танк

Самая главная задача этой машины - уцелеть всеми правдами и неправдами на минном поле. Для выживания у этого танка нет каких-то необычный особенностей, у него просто ОЧЕНЬ много металла. Укрепленные гусеницы, толстое дно, толстые борта, цельные диски... Такому защищенному танку даже не стали устанавливать башню, ибо незачем.

Американский ковбой

Многие считают, что танки несут в себе частичку национального характера. И если посмотреть на это детище американских конструкторов, то так и есть - даже в очертаниях машины можно увидеть ковбойскую шляпу. А два револьвера, стреляющих ракетами, будут привносить хаос в сплоченные ряды врага.

Впрочем, танк так и не дошел до стадии серийного производства.

Царь-танк

Николай Лебеденко, русский инженер, создал по-настоящему необычную машину. В 1915 году был создан так называемый Царь-танк, который рушил все стандартны танкостроения.

Самое интересное заключалось в том, что новая машина передвигалась не на гусеницах, а на огромного размера колесах - передние колеса были шириной целых девять метров. Конструктор предполагал, что такой монструозный диаметр поможет танку легко преодолевать различные препятствия.

Вооружалась машина четырьмя пулеметами и одним орудием.

Вся эта конструкция была в длину 18,8 метров, в ширину 12,5 метров, а высота танка 9 метров. Скорость была не слишком большой, всего лишь 17 км/час. Хотя удивительно даже, как это чудовище могло вообще двинуться с места.

На данный момент именно Царь-танк держит пальму первенства среди самых огромных боевых машин прошлого века.

Впрочем, результаты испытаний оказались неутешительными и проект был навсегда закрыт. К слову, ту местность, на которой испытывали эту машину, местные жители нарекли "лес Танка".


Летающий танк Антонова

Летающий танк Антонова - это проект, объединивший в себе легкий танк Т-60 и планер. В качестве шасси использовалось шасси танка с разблокированными гусеницами.

В некоторых случаях танковым конструкторам изменяло чувство меры. Вот скажите, зачем бояться того, что враг может тебя уничтожить? Зачем уделять много внимания ходовой части, если не придется убегать? А чтобы этого прискорбного факта не случилось, танк должен иметь как минимум одну, большую пушку. Или две больших пушки. Так, на всякий случай.

Будь то подвижная бомба, дорожный укладчик или гигантский тральщик: танк был не только решающим оружием войны, но строился также во всех мыслимых специальных версиях.

Бойцы 3–й пехотной дивизии США, находясь в Анцио близ Неаполя, не могли поверить своим глазам: они услышали низкий моторный шум легкого мотоцикла, но ничего подобного ранее не видели. Только, когда звук был совсем близко, они увидели диковинное транспортное средство: 60 см в высоту, 1,6 метра в длину и около половины метра в ширину. Но самое странное: вокруг, покрашенного в камуфляжную краску транспортного средства, проходили две гусеничные ленты. Они увидели мини–танк.

Сколько солдат видели нечто похожее, но не смогли сообщить об этом, неизвестно. Потому что, если мини-танк был достаточно близок к своей цели, в большинстве случаев в расположении врага, немецкий солдат на другом конце управляющего провода приводил в действие 75 кг взрывчатого вещества.

Десятки официально именуемых " Специальных машин 303 ", бензиновых бронемашин для производства подрывных работ, были взорваны в середине февраля 1944 года во время немецких атак на десантные части союзников в южной Италии. Специальное боевое средство "Голиаф" - лишь один из многих необычных танков, при помощи которых обе стороны пытались получить преимущество во время Второй мировой войны .

Самоходные мины "Голиаф"
Самоходная мина "Голиаф" Sd.Kfz. 302 Самоходная мина "Голиаф" Sd.Kfz. 303
Фото: Wikimedia Commons, baku13. Фото: Wikimedia, Andreas Mehlhorn.
Кликните на фото для увеличения

Создание управляемой на расстоянии беспилотной машины, которая способна принести тяжелый заряд взрывчатого вещества точно к намеченной цели, очевидно, носилось в воздухе в начале Второй мировой войны. Первое такое транспортное средство построила французская оборонная компания "Кегресс". Когда Франция была оккупирована, инженеры фирмы затопили прототип в Сене, но немцы подняли машину.

Тяжелый самоходный носитель подрывного заряда с дистанционным управлением

В то же время, компания "Боргвард" в Германии преследовала аналогичную концепцию, но в шесть раз большую. "Тяжелый самоходный носитель подрывного заряда с дистанционным управлением" с официальным названием " Специальная машина 301 " мог доставить до 500 кг взрывчатого вещества к цели.

"Пантера" и Sd.Kfz.301 Боргвард В-IV

Танк "Пантера" и "Специальная машина 301" (Боргвард В-IV) на полигоне в Куммерсдорфе.

Механик-водитель должен был управлять гусеничной машиной большую часть пути; лишь для последних нескольких сотен метров был предусмотрен беспроводной пульт дистанционного управления, для покинувшего машину оператора. После закладки заряда, машина управляемая дистанционно возвращалась к механику-водителю, который подорвав заряд, был готов для следующего использования.

Идея не была надежной. Ввиду того, что эти машины выглядели как танки, но не были так же сильно бронированы, и вызывали оборонительный огонь противника, не имея достаточной защиты. Поэтому инженеры "Боргвард" равным образом усилили броневые листы и двигатель. Но это ничего не изменило в том, что каждое боевое применение было смертельно опасным заданием. Часто механики-водители выходили из машин слишком рано. Последняя, из почти 1200 построенных машин, с установленными ручными противотанковыми гранатометами в 1945 году, была переделана в истребитель танков.

"Голиаф", напротив, должен был взрываться со своим зарядом. И им могли управлять дистанционно по кабелю, с достаточно безопасного расстояния, а затем взрывать.

"Голиаф" с двигателем компании "Цюндапп"

Правда, первая версия с двумя беззвучными электродвигателями оказалась весьма уязвимой, а также слишком дорогой, стоимостью около 3000 рейхсмарок за единицу. И все же было построено более 2500 машин, большинство из которых использовались и были при этом уничтожены в основном на Восточном фронте.

Наземная гусеничная самоходная мина (танкетка без экипажа)

Британские солдаты с захваченным "Голиафами", которые использовались немецкой армией во Второй мировой войне

Принятая на вооружение в апреле 1943 года, бензиновая версия с импортным двигателем "Цюндапп" мощностью около 12 л.с., оказалась гораздо более эффективной. Спецмашина была быстрее, имела больший радиус действия до десяти километров и могла перевозить больше взрывчатки. Более 4600 машин построили до осени 1944 года, а потом - несколько сотен вновь усовершенствованных моделей.

Но "Голиаф" имел серьезные недостатки. Как только противник засекал его, то отключить этот мини-танк было легко. Самой большим уязвимым местом являлся кабель управления. Уже на юге Италии американские солдаты усвоили, что надо стрелять из автоматического оружия непосредственно за корму машины. В большинстве случаев, кабель повреждали и "Голиаф" становился парализованным.

Британские и американские солдаты иной раз доставляли себе удовольствие в подрыве, выведенных из строя мини-танков - идея, которая стоила многих жизней. Вскоре, однако, союзники узнали, как нужно обращаться с управляемыми минами на гусеницах. "Голиаф" потерял свой ужас, хотя его использовали до конца войны.

С брезентовым кожухом на корпусе и гребным винтом

Специальные танки были и у войск союзников . Их разработка восходит к британскому генералу танковых войск Перси Хобарту. Он, как Гейнц Гудериан на немецкой стороне, уже в двадцатые и тридцатые годы был идеологом танковой войны Королевских Вооруженных сил. Тем не менее, эксцентричный Хобарт часто задевал товарищей, настроенных традиционно, а также имел слабое здоровье.

После того, как Хобарт успешно создал три танковые дивизии, начальник Имперского Генерального штаба Алан Брук назначил его командиром специального подразделения, которое должно было сделать выводы из катастрофы в районе Дьеппа в 1942 году. При этой попытке вторжения, самые современные танки оказались непригодными, чтобы преодолеть даже простые прибрежные укрепления и поддержать десантные войска.

Хобарт приказал разработать странную машину: плавающий танк с большим надувным брезентовым кожухом и дополнительным приводом для гребных винтов, получивший название "Шерман ДД ".

"Шерман", оборудованный системой Duplex Drive, во время форсирования Рейна.

Фото: Wikimedia Commons, Harrison (Sgt), No 5 Army Film & Photographic Unit.

Также, на базе имевшихся в достаточном количестве танков США, был создан "Краб". У этого "Шермана" были металлические цепи на барабане, который вращался с помощью привода от двигателя танка, и дополнительное лобовое бронирование. Таким образом, это позволяло прокладывать коридоры в минных полях - принцип, используемый бундесвером до сих пор, в своих тралах, которые установлены на специальных танках.

На базе британского танка "Черчилль" были созданы специальные конструкции с огнеметами или тяжелыми минометами. Эффектной была система "Боббин", которая могла проложить путь для танков длинной в сто метров по непроходимому болоту или песку, и после этого продолжать сражаться.

"Игрушки Хобарта" для болота

Однако, вероятно, наиболее важной была конструкция невооруженных моделей с шутливым названием "Игрушки Хобарта", которые часто базировались на шасси уже ставших бесполезными американских танков "Грант" или "Ли". Они перестраивались, например, в горные танки или мостовые танки и зарекомендовали себя блестяще.

Перси Хобарт разрабатывал свои "Funnies" со свежими идеями, но в то же время очень реалистично на технически проверенной основе. Некоторые немецкие инженеры, напротив, были заняты совершенно новыми проектами.

Пожалуй, самым абсурдным был тяжелый минный тральщик Räumer S, созданный в качестве прототипа на заводах Круппа. К нему притупили в 1940 году, когда верховное командование вермахта объявило конкурс на колесный минный тральщик. Тем не менее, машина превысила допустимые размеры: 2,7 м в высоту, 3 метра в ширину, 10 метров в длину и массу 40 тонн.

Тяжелый минный тральщик Krupp Raumer-S

Немецкий тяжелый (130-тонн) минный тральщик Krupp Raumer-S, захваченный американцами в Хиллерслебене. Опытный образец.

Тяжелый минный тральщик с длиной 15,63 метров, высотой почти четыре метра и особенно массой 130 тонн был совершенно непригодным для обычных дорог или мостов. Он монтировался в 1944 году на полигоне Хиллерслебен и там же был обнаружен американскими войсками в конце апреля 1945 года. След этого гиганта теряется в одном из арсеналов около Парижа, вероятно, его попросту пустили на металлолом.

Никого не удивишь сегодня концепт-карами: они давно и надежно оккупировали самые престижные места на автосалонах. А как тебе концепт-танки? Никогда о таких не слышал? Ну еще бы! Ведь даже в нынешнем сугубо рыночном мире прототипы новых боевых машин военные прячут за высокими заборами с колючей проволокой, а на выставки вооружений попадает обкатанный, а потому не самый свежий товар. Все это объясняется секретностью. Но, может быть, дело в чем-то другом?

Возможно, разработчики особенно авангардных экземпляров слегка стесняются своих бронированных детищ? Ведь они порой бывают ну очень экстравагантными. Гражданскому человеку долго пришлось бы объяснять, зачем на такую штуку потрачены деньги налогоплательщиков. Как бы то ни было, сегодня у нас в программе концепт-танки - от Первой мировой до наших дней.



Но дело не только в деньгах налогоплательщиков. Престиж страны ведь тоже чего-то стоит! Калифорнийский инженер Кларенс Лео Бест, владевший фирмой по производству сельскохозяйственных тракторов под маркой Tracklayer, прекрасно это понимал. Ближе к победному для Антанты финалу Первой мировой войны он решил, что негоже родной Америке отставать от продвинутых европейских стран. Надо и в отечестве своем тоже танк придумать. Благо все предпосылки для этого налицо: его отец Дэниел Бест вместе с Бенджамином Холтом (они создали позднее знаменитую компанию Caterpillar) изобрели гусеничный движитель, а оснащенный им трактор CLB с 75-сильным бензиновым мотором в 1913 году стал первой машиной, выпущенной под брендом Tracklayer .

Оставалось только заинтересовать военных новым проектом, а потом получить от них деньги, на которые покрыть трактор броней и вооружить. В итоге смелых опытов Кларенса в 1917 году Североамериканские Соединенные Штаты пополнили боевой арсенал Национальной гвардии странной машиной, словно сошедшей со страниц фантастических романов Жюля Верна.

Вооруженный пулеметом танк весил 15 тонн и мог послужить прекрасным примером того, как не надо делать танки. В Европе к тому времени уже серийно строились существенно менее футуристические, но много более боеспособные конструкции.


Впрочем, бывают и настолько интересные задачи, что созданные для их решения монстры и монстрики выглядят необычно именно из-за специфики своего назначения.


Оправившаяся после потерь Версальского мира Германия очень хотела наказать своих обидчиков - Францию и Англию. И если против Франции имелся старый доб­рый план Шлиффена, то добраться до Британских островов в 1935-м было ничуть не легче, чем в 1915-м. То есть добраться-то было можно, но как высадиться на берег с тяжелой военной техникой? К 1940 году сумрачный германский гений материализовал в металле систему «плавающий тягач - плавающий прицеп», которую назвали Land-Wasser-Schlepper - «земноводный трактор».

«Ландвассершлеппер» тащил за собой по суше и воде понтон с загруженным в него танком или пушкой, экипаж сухопутной машины «плыл» на борту самого LWS. После выезда на берег танк выкатывался из понтона и шел в бой, а трактор отправлялся в следующий рейс.

Все бы ничего, но отсутствие брони делало систему уязвимой, а связка «буксир - баржа» имела очень плохую мореходность. Впрочем, проверить свою концепцию в полномасштабной морской операции против Англии немцам не довелось: почти все из 21 LWS отправились завоевывать СССР и закончили свои дни на Балтике и Черном море.

Пучок цепей с грузами вращался и со всей силы лупил по земле, нейтрализуя мины перед танком

Проблемы высадки танков на морские берега вставали не только перед немцами. Своеобразным способом решили проблему переправы танка англичане. Еще в начале 40-х годов конструктор Николас Штраусслер решил отказаться от применения надувных или складных понтонов, вместо них сделав танк частью брезентового «корабля» с бортами из раскладного водонепроницаемого экрана. Экран, крепившийся по периметру корпуса, разворачивался за счет надувавшихся сжатым воздухом резиновых трубок.

Систему назвали Duplex Drive («Двойное движение»), или просто DD, и оборудовали ею часть танков, участвовавших в высадке союзников на побережье Нормандии в 1944 году.

В числе прочих экраны из прорезиненного брезента получили и танки Sherman. «Шерманы ДД» оснащались гребным винтом с приводом от основного двигателя и могли вполне самостоятельно проплыть по морю расстояние от стоявшего на глубокой воде корабля до берега. Если, конечно, противник не успевал продырявить экран. После выхода на сушу гребные винты поворачивались вверх, чтобы не цеплять грунт, а экран складывался.


В годы Второй мировой войны большую опасность для танков представляли минные поля противника. Бороться с минами пробовали разными способами, но самым рациональным казалось научить танк прокладывать себе путь. Для этого начали придумывать минные тралы самых разных конструкций, в чем по степени экзотичности с большим отрывом лидировали американцы. Одним из самых занятных образцов стал T10 Sherman M4A2 .

Танк Sherman лишился гусениц, а взамен обзавелся мощными тяжелыми катками, которые могли давить и подрывать мины без риска для собственной стальной шкуры. Еще одним вариантом экспериментов с «Шерманами» стал трал системы «Краб» - закреп­ленный на валу в передней части танка пучок цепей с грузами, которые при движении боевой машины вращались и со всей силы лупили по земле перед ней. При этом поднимались живописные тучи пыли, ну и мины заодно подрывались тоже, добавляя зрелищу экспрессии.


Тяжелая бронедрезина охраняла железнодорожные перегоны от партизан и диверсантов

Поскольку танки научились худо-бедно уворачиваться от мин, следовало срочно научить мины гоняться за танками. Формулировка задачи звучит странно, однако немцы создали-таки миниатюрную (1,5 х 0,85 х 0,56 м) танкетку Sd.Kfz. 302 «Голиаф» , которая, по сути, и была самоходной миной. Весил этот микротанк всего 370 кг, из них 60–70 кг приходилось на взрывчатку.

В движение приводился парой электродвигателей Bosch мощностью по 2,5 кВт каждый. Электроэнергия к ним передавалась по волочившемуся за «Голиафом» кабелю, благодаря которому танкетка и управлялась оператором: уменьшая обороты мотора, перематывавшего одну из гусениц, можно было поворачивать.

Поздние модели снабжались уже маломощным бензиновым моторчиком. До конца войны в Германии построили 7564 «Голиафа» разных модификаций, но серьезного влияния на ход боевых действий они не оказали. Был ряд задач на фронте - вроде подрыва дотов и бункеров, для решения которых самоходные мины оказались весьма полезны, но уж очень много было у них отрицательных качеств.

Скорость всего 9–10 км/ч и посредственная проходимость не всегда позволяли догнать цель, тонкая броня и вовсе ничем не защищенный кабель управления делали танкетку весьма уязвимой для осколков снарядов и даже огня стрелкового оружия. К тому же стоимость одного «Голиафа» составляла от 1000 до 3000 рейхсмарок (в зависимости от модификации), в то время как полноценная 75-мм противотанковая пушка РАК-40 обходилась всего в 12 тысяч.


Сегодня большинство людей твердо уверены, что бронепоезд если и имеет право на существование, то разве только в качестве эмблемы «запасного пути». На самом деле эти странные составы, билет на которые невозможно купить даже по большому блату, до сих пор стоят на вооружении. Уж очень полезны они для обороны окрестностей железных дорог, особенно если других дорог почти и нет, а расстояния измеряются сотнями километров.

Нужно только следить, чтобы враг не повредил рельсы и мосты между местом базирования бронепоезда и тыловыми базами. Для этой роли хорошо бы иметь такие танки, которые могли бы ездить… по тем самым рельсам.

В годы Второй мировой пути отступления немецких бронепоездов прикрывали как раз такие «железнодорожные танки» - тяжелые бронедрезины. Далеко не все они были немецкого производства, активно использовали и трофеи. Так, большой популярностью пользовались польские бронедрезины Zuc , разработанные в 1936 году по заказу армии тогда еще вполне суверенной Польши чехословацкой фирмой Tatra. Бензиновый двигатель разгонял такой необычный «танк» до 45 км/ч, а запас топлива позволял проехать без дозаправки 700 км. Двух пулеметов во вращающейся башне вполне хватало для охраны железнодорожных перегонов от партизан и диверсионных групп.


Однако время не стоит на месте: реалии жизни к началу нашего XХI века изменились весьма существенно. Заокеанские и соседские враги уже не так страшны властям предержащим, как свои местные политические оппоненты. Потому и «броневой меч» некогда великой советской империи не грозит более американским базам в Европе, но рачительно перековывается в инструмент наведения порядка на митингах и демонстрациях. В результате миру являются танки и бронетранспортеры в психоделической окраске, переоборудованные для политического диалога с оппозицией на улицах городов.

Вот, например, «синяя птица счастья» из состава подразделения милиции особого назначения «Беркут» при областных УМВД Украины. В девичестве это был армейский БТР-80.


Свадебный танк-лимузин с шампанским, холодильником и сиденьями для восьми гостей

Фантазия менее воинственных представителей мирового сообщества подсказывает им и более миролюбивые варианты применения бронетехники. Вот британцы свой легкий танк демобилизовали и переделали в свадебный лимузин . Выкрашенные в белый цвет танки мы, положим, и прежде видели, но этот имеет внутри бар с шампанским, холодильник, восемь сидений для гостей и три - для экипажа.

В Великобритании арендовать бронированный по всем законам военной науки лимузин на гусеницах можно всего за 4000 фунтов стерлингов. Правда, еще придется заплатить за доставку танка к месту проведения торжества на специальном трейлере.



Парад ненужных вещей


Передвижная баррикада

Порождение отечественной военной мысли начала Первой мировой. Cтальной щит на колесах с бойницами позволял пятерым стрелкам относительно безопасно вести огонь по врагу, а вот перекатывать тяжеленную конструкцию по ухабистому полю боя было трудно. Да и броня оказалась слабоватой.


Его смастерили умельцы из так называемой Украинской повстанческой армии зимой 1943 года. По сути, это часть корпуса разбитого Т-26 с башней от него же, установленного на шасси трактора СТЗ-5. Если эта штуковина и могла стрелять, то как она не переворачивалась при таком нарушении пропорций?


Мыльный танк

Танк - символ мощи, напора, неудержимой атаки. Примерно так думали и устроители мыловаренной выставки в Германии в 1937 году. Во всяком случае, иных причин извести около 150 кг мыла на облицовку специально построенного фанерного макета французского танка Renault FT-17 придумать не удается.


Танк из сигар

На 11-й ежегодной сигарной выставке во Флориде подобные идеи выродились в сооружение макета танка из сигар. Компания Tampa использовала 38 000 настоящих сигар, чтобы сымитировать танк «Генерал Ли». На дворе февраль 1942 года, война на Тихом океане в самом разгаре.


Японский фанерный танк

Танк - штука хорошая. И очень печально, что противник это тоже понимает, потому изо всех сил старается твои танки изничтожить еще до того, как они проедут по его голове. Поэтому во все времена старались как-то и танки сохранить, и врагу дать пострелять - например, по фанерным макетам танков.


Надувной «Шерман»

Фанерные макеты-обманки - это так, на крайний случай. Привыкшие жить с размахом американцы дурачили немцев во время боев во Франции в 1944 году, применяя высокие технологии: пусть себе стреляют по надувным макетам танков, пока настоящие танки тихо-тихо заходят им в тыл.


Велосипедные танки Рейхсвера

В конце 20-х годов подчиненная требованиям Версальского договора Германия не имела права иметь в составе вооруженных сил танки. Поэтому для обучения бойцов использовались их фанерные силуэты с велосипедными колесами, которые толкали солдаты. Позже макеты установили на легковые автомобили.


Надувной «Центурион»

Вот еще один надувной танк, на этот раз британский и уже из послевоенного периода. Как видишь, макет легко переносится расчетом из семи человек личного состава маскировочной роты. Сделан танк из металлизированной резины, поэтому противник легко примет его за настоящий железный бронеобъект.


Соломенный танк

А это уже немецкие фальшивые танки-макеты для смущения англичан в Первую мировую войну. Материалов для их постройки на фронте почти не было, поэтому пришлось обойтись снопами соломы с ближайшего поля. Для убедительности на бортах нарисовали здоровенные немецкие кресты.


Учебный «танк» американских моряков

Этот огромный макет на шасси трактора был вполне безобиден и предназначался лишь для того, чтобы изображать танк в тренировочном лагере американской армии на Великих озерах. Несомненно, после знакомства с таким монстром настоящие танки казались солдатам не стоящей внимания мелочью.
Немецкий бронированный мотоцикл Type R (Pz-R)

Вообще-то это уменьшенный макет немецкого танка A7V времен Первой мировой. Но смот­рится он весьма импозантно, хотя каждому ясно, что единственный торчащий из люка «танкист» при всем желании не сможет управляться и со смотрящей вперед «пушкой», и с парой бортовых «пулеметов».


Самоходный минный трал

Эта боевая бронированная машина была создана совместными усилиями немецких фирм «Крупп», «Даймлер-Бенц» и «Алкетт» зимой 1941/42 года. Предполагалось, что снабженный мощными стальными «башмаками» трал будет ехать по минному полю, подрывая без вреда для себя мины и прокладывая путь для идущих следом танков.


Fowler Coulter Plough

Это смонтированное на британском пехотном танке «Ма­тильда-1» сооружение является вариантом минного трала. Все эти рычаги и колеса опускались при движении по минному полю и по идее должны были подрывать противотанковые мины перед боевой машиной без вреда для нее самой.

Renault FT Riot Control Tank

Французские Renault FT появились в годы Первой мировой и стали первыми в мире танками классической компоновки: с башней, отделением управления спереди и двигателем сзади. Этот конкретный экземпляр, оборудованный громкоговорителями на фирменной мачте, даже пережил Вторую мировую войну.