Скорость снаряда гаубицы д 30.  Военный Обозреватель

Во многих фильмах про войну, на различных плакатах, посвященных тому нелегкому времени, можно увидеть изображение прославленной 122-мм гаубицы образца 1938 года М-30. После победы над фашистской Германией многие эксперты признали ее, не только лучшей среди гаубиц, но и не имевшей себе равных среди всей ствольной артиллерии Второй мировой войны.

Орудие не потеряло свою актуальность и после Второй Мировой, оставаясь востребованным во многих странах. Ее можно встретить во всех уголках мира, это ли не признание в ее совершенстве?

От предпосылок до создания

Еще до Первой мировой войны Россия закупила для армии 48-линейные гаубицы – орудия, рассчитанные для ведения навесной стрельбы тяжёлыми фугасными снарядами. Этот род орудий специально рассчитывался для борьбы с фортификационными сооружениями противника.

Для укрытой в окопах или за валом пехоты, летящие по крутой траектории тяжёлые снаряды очень опасны. Надо пояснить, что в русских единицах измерения – 48 линий соответствует 4,8 дюйма или 121,92 мм, сокращённый до привычных 122 мм, этот калибр по-прежнему считается оптимальным для лёгких полевых гаубиц.

Гаубицы образца 1909 – 1910 годов, разработанные концерном «Крупп» и французской фирмой «Шнейдер» соответственно, прекрасно справлялись с возложенными на них обязанностями и задачами. Более того массовое производство боеприпасов для них впоследствии сыграло свою роль в оснащении и советской армии.

В конце двадцатых годов артиллерийский парк РККА устарел морально и физически.

Проведенные модернизации в 1930 году Крупповских, а в 1937 – французских гаубиц не смогли удовлетворить все требования предъявляемые к современной артиллерии. Проводимый правительством курс на механизацию в армии зримо показал все их несовершенство.

Даже перемещение без подрессоривания и на деревянных колесах быстрее 10 км\ч было невозможно. Да и увеличенная в ходе модернизации дальность стрельбы осталась ниже требуемой.


«Журнал артиллерийского комитета» в 1928 году первым сформулировал требования к гаубице дивизионного звена следующего поколения. После публикации, 11 августа 1929 г вышло техзадание на ее разработку. Калибр постановили делать в границах 107-122 мм, основываясь на ТТХ английских и немецких гаубиц, имеющих аналогичное назначение.

Кроме этого орудие необходимо было приспособить для буксирования механизированными средствами.

Отдельным пунктом была выведена возможность маневрирования орудия на поле боя силами расчёта.

Тема создания нового орудия получила название «Лубок». Своих разработчиков не хватало, Гражданская война сильно подкосила грамотные инженерные кадры. Пришлось работу по «Лубку» поручить немецким специалистам из Веймарской республики, служившим в КБ-2, которое структурно принадлежало Всесоюзному орудийно-арсенальному объединению Народного комиссариата тяжёлой промышленности.

Необходимо отметить, что помощь немецких специалистов была на тот момент неоценима, так как стране советов не хватало не только инженеров, но и производственных мощностей. Сложности были даже с рабочими-станочниками.


Результатом работы стала 122 мм гаубица на однобрусном лафете. Подрессоренные металлические колеса позволяли развивать скорость до 10 км\ч, т.к. использование шин не предусматривалось. Угол вертикальной наводки ствола (длина 23 калибра) не превышал +50°, а горизонтальной – 7°. В походном положении система весила 2,8 т, в боевом – 2,25 т. По тем временам довольно неплохой результат.

Однако не были учтены материально-технические возможности заводов. Выпустили только 11 экземпляров гаубицы. Приход фашистов к власти в Германии привел к ликвидации КБ-2. В 1936 году проект закрыли, потому что изменились требования к современным орудиям.

Артиллерийское управление требовало создать для Красной Армии гаубицу с колесами на резиновом ходу.

Лафет в обязательном порядке проектировать с раздвижными станинами. Резиновый ход и подрессоривание позволило увеличить скорость буксировки орудия, раздвижные станины в свою очередь утяжеляли конструкцию, но давали большую огневую манёвренность орудия.

Опять рассматривали калибры 107 и 122 мм, но уже с требованиями увеличить все углы наводки. Предполагалось, что можно сделать даже гаубицу-пушку. Победил калибр 122 мм, хотя изготовление 107 мм орудий обошлось бы гораздо дешевле.

Дело в том, что в арсеналах накопился большой запас снарядов для 122 мм орудий, кроме того в отличие от 107 мм снаряда который требовалось разрабатывать и создавать практически с нуля, для выпуска 122 мм снарядов и зарядов существовали уже готовые и действующие производственные линии.

Мощность у таких орудий больше. Новый бетонобойный снаряд тоже требовал большого калибра. Таким образом,следующим шагом стало создание легендарной М-30.

Создание, постановка на вооружение и производство М-30

Задание на разработку получили сразу три группы конструкторов:

  1. Ф.Ф. Петров, с конструкторской группой Мотовилихинского завода в Перми, этот коллектив обладал богатым опытом в проектировании тяжёлых артсистем. До 1917 года завод занимался производством орудий для царской армии. Проект получил индекс – М-30.
  2. Завод №92, под руководством талантливого и молодого на тот момент конструктора Грабина В.Г. Инициативная разработка на конкурс. Внутренний индекс завода Ф-25.
  3. Завод №9, известный как уральский завод тяжелого машиностроения с гаубицей У-2(орудие к слову вышло довольно удачным). Предпринимались попытки вооружить им танки и тяжёлые самоходные установки.

В тяжёлой конкурентной борьбе победил проект М-30. У-2 провалила испытания (деформация станин) и выбыла из дальнейшего участия в соревновании. Несмотря на несколько достаточно интересных решений и находок.

С Ф-25 не все так просто. Орудие практически было равноценным М-30. В конструкции использовались наработки по «Лубку», кроме того использовался дульный тормоз, затвор был горизонтального типа, клиновой. Вес незначительно ниже, чем у М-30, но, тем не менее, Ф-25 отклонили.


Возможно, комиссия руководствовалась следующими достоинствами детища Ф. Ф. Петрова:

  • ствол без дульного тормоза (меньше демаскирует и улучшает условия работы расчета);
  • много хорошо отработанных узлов (поршневой затвор, канал ствола, тормоз отката и передок аналогичны «Лубку»);
  • возможность использования лафета для более мощных систем (в дальнейшем он был применён для ).

По итогам конкурса и испытаний была выбрана гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

В 1939 году орудие было поставлено в серийное производство под названием 122 мм дивизионная гаубица обр. 1938 года.

С 1940 года гаубицу серийно выпускали два завода. Первый – №92 в гор. Горький и №9, известный как Уральский завод тяжелого машиностроения.


Горьковчане выпускали М-30 всего один год и изготовили 500 шт, в 1941-1942 году, на заводе освоили изготовление М-30С, варианта гаубицы для установки в СУ-122, но после прекращения её выпуска орудие больше не производили. УЗТМ продолжал выпуск до 1955 года.

Конструктивные особенности и изменения в ходе производства

Как и большинство орудий классического типа, дивизионная гаубица обр. 1938 года состоит из следующих элементов:

  1. Ствол, металлическая труба-моноблок, дульного тормоза нет. В канале ствола имеется 36 нарезов.
  2. Казенная часть, с поршневым замком. Ствол ввинчивается в массивный казенник. На него же устанавливается система крепления к лафету.
  3. Лафет(М-30С – тумба)

Составные части лафета:

  • люлька;
  • противооткатные устройства;
  • верхний станок;
  • механизмы наводки;
  • уравновешивающий механизм;
  • нижний станок с раздвижными станинами, там же крепления для шанцевого инструмента и ЗИП;
  • ходовая часть, колеса со штампованными дисками и резиновым цельнолитым бандажом;
  • листовые рессоры;
  • прицельные приспособления;
  • щитовое прикрытие, из нескольких элементов.

Обойменная люлька цапфами помещается в специальные гнезда верхнего станка. В гнездо нижнего станка входит штырь верхнего, изготовленный с амортизаторами вывешивающими верхней станок и облегчающими его поворот. На верхнем станке смонтированы поворотный (слева) и подъемный (справа) механизмы.


Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката (под стволом) и гидропневматического накатника (над стволом).
В специальное гнездо независимого (две стрелки) прицела вставлялась панорама Герца, посредством которой ведется стрельба прямой наводкой и с закрытых огневых позиций.

За все время выпуска гаубица претерпевала небольшие изменения.

Это отражено в Руководстве службы 1948 г., но без номеров и дат выпуска. Изменения вводились с целью максимального упрощения и удешевления производства. Так примерно в 1945 году клепку на станинах заменили сваркой. Казенник после модернизации увеличили в размерах и повысили его прочность.

Был удален стопор походного положения курка и механизм облегчения заряжания. Изменению подверглись масленки катков люльки и сальники тормоза отката и накатника.


После начала выпуска 152 мм Д-1 унифицировали лафет для двух систем. Менялась конструкция прицелов и панорамы.

Боевое применение и ТТХ М-30

Тактико-технические характеристики:

Калибр 121,92 мм
Всего выпущено 19 266
Расчет 8 человек
Скорострельность 5 - 6 выстр/мин
Допустимая скорость по шоссе 50 км\ч
Высота линии огня 1200 мм
Длина ствола 2800 мм \ 22,7 кал.
Длина канала ствола 2278 мм \ 18,7 кал.
Масса в походном положении, 2900 - 3100 кг
Масса в боевом положении 2360-2500 кг
Длина 5900 мм (с передком 8600)
Ширина 1975мм
Высота 1820 мм
Клиренс 330-357 мм
Угол вертикальной наводки от −3 до +63,3°
Угол горизонтальной наводки 49°


Виды боеприпасов:

Индекс
выстрела
Индекс
снаряда
Масса
Снаряда
(кг)

Масса ВВ/ОВ
(кг)
Марка взрывателя Начальная скорость снаряда,
(м/с)
Максимальная дальность стрельбы, (км)
Кумулятивные
53-ВБП-463 53-ВБП-463 14,83 2,18 ГКВ 570 4
53-ВБП-463А 53-БП-460А 13,34 В-229 335 2
3ВБК1 53-БК-463(М)(У) (УМ) 21,26 2,15 ГПВ-1, ГПВ-2, ГКН 500
3ВБК11 53-БК-463У (М) 21,26 2,15 ГПВ-2 515
Осколочные
53-ВО-462А 53-О-462А 21,76 3,0 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 380 9,34
53-ВО-463А 53-О-460А 21,76 Д-1-У, РГМ-2, МГНС-2 458 10,77
53-ВО-463АМ 53-О-462А 21,76 3,0 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 458 10,77
Осколочно-фугасные
53-ВОФ-462 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 380 9,34
53-ВОФ-463 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 515 11,8
53-ВОФ-463М 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 Д-1-У, РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
3ВОФ7 3ОФ7/3ОФ8 21,76 2,98 АР-30 515 11,8
3ВОФ31 3ОФ24(Ж) 21,76 3,97 РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
3ВОФ46 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
3ВОФ80 3ОФ56(-1) 21,76 4,31 РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
Шрапнельные
3ВШ1 3ВШ1 21,76 2,075 ДТМ-75 515
Химические
53-ХН-462 3,1
53-ХС-462У 1,9
53-ХСО-462 1,9
53-ХСО-462Д 23,1 3,3
53-ХСО-463Б 22,2 1,325
Дымовые
3-ВД-462 53-Д-462 22,55 3,6 КТ(М)-2 380 9,34
53-ВД-463 53-Д-462 22,55 3,6 КТ(М)-2 515 11,8
53-ВД-463А 53-Д-462А 22,77 3,6 РГМ-2(М) 458 10,77
53-ВД-463М 53-Д-462С 22,55 3,6 КТМ-2, РГМ-2(М) 515 11,8
3ВД1 3Д4(М) 21,76 3,6 РГМ-2(М) 515 11,8
Осветительные
53-ВС-462 53-ВС-462 22,3 0,02 Т-6 361 7,12
53-ВС-463 53-ВС-462 22,3 0,02 Т-6 479 8,5
53-ВС-463М 53-С-463(Ж) 22,0 0,02 Т-7 515 11,0
3ВС10 3С4(Ж) 21,8 - Т-90 515
Агитационные
53-ВА-462 53-А-462 21,5 - Т-6 366 7,2
53-ВА-463 53-А-462 21,5 - Т-6 431 8,0
3ВА1 3А1(Д)(Ж)(ДЖ) 21,5 - Т-7 515

Согласно требованиям артиллерийской науки на дивизионные гаубицы возлагались следующие задачи:

  • уничтожение фортификационных сооружений полевого типа;
  • борьба с огневыми средствами противника;
  • контрбатарейная стрельба;
  • уничтожение живой силы противника и средств её доставки к передовой.

При крайней необходимости дивизионные стредства усилления могли работать и на прямой наводке. В этом случае снаряды 122 мм гаубиц просто проламывали броню средних танков противника, легкие переворачивались и опрокидывались от близких разрывов.


В дальнейшем для борьбы с тяжелобронированной техникой противника в боекомплект М-30С, а впоследствии и буксируемых вариантов орудия были введены и кумулятивные снаряды.

Во время ВОВ, чем только не буксировали трехтонную гаубицу. Лошадьми, и всевозможными грузовиками, тягачами «Сталинец» СТЗ-5 или Я-12. В бою орудие просто перекатывали вручную.

Служба М30 за рубежом

О качестве наших орудий можно судить по тому факту, что несколько сотен гаубиц М-30, захваченных немцами в 41-ом, были поставлены ими на вооружение и под названием 12,2 cm s.F.H.396(r) активно применялись как на восточном фронте, так и во Франции.Даже массовое производство боеприпасов для них наладили в 1943 году.

Всего заводы Германии выпустили 12573000 снарядов для М-30.

По некоторым данным даже на трофейные французские бронемашины немцы ставили наши орудия.

41 орудие в ходе боев осталось финнам, не имевшие собственного артиллерийского производства финская армия творчески и полноценно использовала все трофеи. Переименовав их в 122 H/38, орудия использовали против РККА, а в 1944, стволы орудий повернулись и против Германии.
В качестве резерва, финны хранили до 80-х годов прошлого века.

Китайская гаубица тип 54, практически полностью повторяет устройство М-30. Изменения незначительны и касаются лишь стандартизации производства.
В послевоенный период гаубица поставлялась более чем в тридцать стран мира. В большинстве из них продолжает стоять на вооружении и сейчас.

Целой эпохой в истории артиллерии можно назвать легендарную 122-мм гаубицу образца 1938 года М-30. Приняв участие практически во всех войнах, начиная со Второй мировой, она доказала свою надежность и неприхотливость, удостоившись высочайшей оценки маршала артиллерии Г. Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Видео

Уже четвертый год подряд продолжается война в Донбассе. Пророссийские террористы ежедневно нарушают так называемый режим тишины и палят по украинским военным и мирным жителям из тяжелой артиллерии. Более того, анализ боевых действий на Востоке Украины хорошо демонстрирует и свидетельствует о том, что артиллерии в этой войне отводится большая роль в огневом поражении противника. Именно поэтому, боевая подготовка и слаженность артиллерийских расчетов является залогом успешного выполнения задач по уничтожению целей и объектов врага. P>

Рассказом о личном составе и особенностях работы расчета гаубицы Д-30 поделился командир огневого взвода гаубичной батареи артиллерийского дивизиона полка АЗОВ друг Терегеря. P>

«Личный состав расчета называется «обслугой пушки», а солдаты, входящие в состав обслуги называют номерами, - рассказывает друг Терегеря. - У каждого орудийного расчета есть свои обязанности. При некомплекте (выходе из строя) номеров расчета командир орудия распределяет обязанности отсутствующих номеров между имеющимся составом расчета ». P>

Количество бойцов в пушечном расчете рассчитывается и определяется не только необходимыми функциональными действиями во время стрельбы, но и целым комплексом мероприятий по подготовке пушки, военной техники и боекомплекта к выполнению боевой задачи. Например, в боевом расчете гаубицы Д-30 должно быть шесть номеров расчета и в боевых условиях при ведении стрельбы их обязанности распределяются следующим образом: наводчик (первый номер расчета) - работает на прицельных устройствах, а также проводит горизонтальное и вертикальное наведение с помощью поворотного и подъемного механизмов; замковый (второй номер расчета) - открывает и закрывает затвор, а также следит за откатом ствола; заряжающий (третий номер расчета) - заряжает систему зарядом и снарядом; установщик (четвертый номер расчета) - согласно команде командира орудия переводит взрыватель в положение «осколочный» или «фугасный» с помощью специального ключа; зарядный (пятый номер расчета) - складывает заряды и собирает неизрасходованные пучки пороха, складывая их в ящики; снарядный (шестой номер расчета) - подносит снаряды при стрельбе и собирает стреляные гильзы после стрельбы, складывая их в ящики. P>

Кроме того, есть еще два человека, которые формально не входят в номера расчета - это командир и водитель тягача. Между тем, в настоящих боевых расчетах они работают вместе с другими бойцами, как во время подготовки пушки к боевым действиям, так и на огневой позиции. P>

В опытном и хорошо слаженном расчете всегда поддерживается взаимозаменяемость, координация и кооперация работы. Искусные гаубичники могут поддерживать необходимый темп и точность огня и с меньшим количеством бойцов в расчете. Однако в реальной боевой обстановке важно и качество, и количество личного состава. Поэтому, конечно, лучше когда подразделение полностью укомплектовано и подготовлено к бою. P>

По словам друга Терегери, хорошо слаженный расчет - это не просто крепкий коллектив боевых побратимов, но и настоящая семья и круг верных друзей. P>

«Лично мне не очень нравится называть своих боевых товарищей «обслугой» или «номерами», - продолжает свои размышления Терегеря. - Как будто речь идет о персонале уборщиков в номерах отеля. Думаю, что процесс реформирования украинской армии должен возродить национальные военные традиции в том числе и в армейских званиях, знаках, символике, названиях должностей и подразделений. Сделать их более точными, современными и подходящими. Например, есть такие замечательные исторические профессиональные определения как «орудийники» и «пушкари». У казаков, которые славились как выдающиеся пушечные мастера, технически более сложные артиллерийские профессии относились к разряду «пушкарей», более простые - к «орудейникам». Или скажем, по существующему штатному расписанию наводчик орудия официально называется «старшим наводчиком». Хотя он является одним, болльше ни «младшего», ни «среднего» наводчика нет. Поэтому было бы целесообразно исправить и этот советский рудимент ». P>

122-мм гаубица Д-30 А

Годы выпуска: 1963-1989

122-мм гаубица Д-30А (2А18М) является модифицированным вариантом гаубицы Д-30 (2А18). Д-30А предназначена для поражения открытой и закрытой живой силы, уничтожения и подавления огневых средств пехоты противника, разрушения ДЗОТ и других сооружений полевого типа, проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях.

Характерной особенностью гаубицы является трехстанинный лафет с раздвижными станинами, обеспечивающий возможность кругового обстрела в пределах 360°, без передвижения станины. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.

Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях - при внезапном нападении танков, пехоты или конницы, или - если местность не позволяет развести станины - допускается стрельба при сведенных станинах. При этом угол горизонтального обстрела будет 1°30". При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1-1.5 мин.

Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания.

Гаубица может стрелять всеми теми же снарядами, что и предыдущая 122-мм модель Д-30 (осколочно-фугасными и кумулятивными), однако значительно расширен выбор гильз с метательными зарядами значительной мощности, а так же противотанковых кумулятивных, дымовых, осветительных, агитационных и химических снарядов.


Гаубицу можно перевозить как механической (автомобиль Урал-4320), так и конной тягой (шестеркой лошадей). Наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием составляет до 80 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. Гаубица снаряжается также лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна.





Тактико-техническая характеристика

Боевая масса 3.2 т
Боевой расчет 6 чел.
Габариты 5400х2200х1800 мм
Длина ствола 4660 мм
Калибр 122 мм

Масса снаряда:

- осколочно-фугасный

- кумулятивный

21.76 кг

14.0 кг

Начальная скорость снаряда:

- осколочно-фугасный

- кумулятивный

690 м/с

740 м/с

Эффективная дальность стрельбы 15.4 км
Максимальная дальность стрельбы 22.0 км
Время перевода гаубицы из походного положения в боевое 1.5-2.5 мин

Максимальная скорость транспортировки по шоссе

80 км/ч

Изучая трофейные немецкие орудия, конструкторы под руководством Ф.Петрова разработали новую схему компоновки артиллерийского орудия – две раздвижные лафетные станины заменили на три лафетные станины, ходовую часть выполнили на верхнем станке. Несущая станина неподвижного исполнения, две других раздвижные с углом разноса 120 градусов в боевом положении. Для установки орудия в боевое положение винтовым домкратом верхний станок с гаубицей опускают на нижний станок, колеса орудия при этом приподнимаются над грунтом. Время необходимое для приведения орудия в боевое положение 100-150 секунд. Основная особенность, которую приобрела гаубица – возможность осуществления кругового обстрела без каких либо дополнительных перемещений орудия. Гаубица имеет небольшую высоту линии огня, которая дает возможность использовать данные орудия в противотанковой обороне, в подавлении различных огневых точек противника и в разрушении хорошо укрепленных полевых сооружений противника. Гаубица разработана свердловским ОКБ-9 артзавода имени М.Калинина и предназначалась для замены на вооружении гаубицы М-30.

Основное назначение:
- уничтожение лично состава противника на открытой местности и находящегося в полевых фортификационных сооружениях;
- подавления огня полевых огневых точек противника;
- разрушения хорошо укрепленных полевых сооружений противника, типа ДЗОТ;
- обеспечение прохода своим пехотным подразделениям в заграждениях противника, типа минное поле или проволочное заграждение;
- противодействие наземной боевой техники противника.

Устройство и состав гаубичного орудия Д-30
Гаубица состоит из следующих основных частей:
- ствол;
- противооткатные устройства;
- лафет;
- прицельные приспособления.

Ствол
Ствол состоит из собственно трубы, 2-х щелевого дульного тормоза, креплений-захватов, затвора и казенника с длиной ствола 38 калибров. Заряжание боеприпасов в ствол орудия – раздельно-гильзовое ручного типа.

Противооткатные устройства
Противооткатные приспособление гаубицы состоят из тормоза и накатника.

Лафет
Лафет выполнен из верхнего и нижнего станков, люльки, механизма уравновешивания, приводов для вертикально-горизонтальной наводки, механизмов подрессоривания, колес и креплений гаубицы в походное положение. Круговая стрельба ограничена углами возвышения до 18 градусов, до 70 градусов стрельба ограничена сектором расположения станин. Подрессоривание рычагов – торсионное, при попадании колес в яму или на препятствие, колесные рычаги проворачиваются и закручивают торсионы. Из-за применения в торсионах упругой стали, они как пружины начинают обратно раскручиваться и возвращать рычаги в заводское положение.

Прицельные приспособления
Устройства прицеливания - телескопический и панорамный прицелы.

Качающаяся часть гаубицы:
- ствол;
- противооткатные устройства;
- люлька;
- прицельные приспособления.

Вращающаяся часть гаубицы:
- качающаяся часть;
- колесный ход;
- верхний станок;
- боевой щит;
- механизм уравновешивания;
- приводы наводки.

Неподвижная часть гаубицы:
- нижний станок;
- три станины;
- гидродомкрат.

Полуавтоматический клиновой затвор обеспечил высокую для такого калибра скорострельность – 8 выстр/мин, а компоновка ствола, где откатный тормоз и накатник располагаются сверху, помогла уменьшить линию огня орудия до 900 мм. Все это позволило уменьшить высоту гаубицы и увеличить маскировочные характеристики в боевых условиях.

Для ведения огня в гаубице Д-30 использовали осколочно-фугасные боеприпасы с повышенной мощностью 3ОФ56. Использовали боеприпасы и других типов:
- противотанковые кумулятивные;
- дымовые;
- специальные химические;
- осколочные;
- бронебойно-кумулятивные (очень редко);
- осветительные;
- агитационные.

Кроме того, в дальнейшем были разработаны спецбоеприпасы с увеличенной дальностью поражения, активно-реактивного типа. Некоторые из них были произведены за рубежом, куда поставлялись гаубицы из Советского Союза. Дальность стрельбы активно-реактивными боеприпасами составила более 21 километра.

Транспортировка гаубицы
Вследствие необычной конструкции орудия, транспортировка гаубицы так же выполнена немного необычно. Станины соединяются между собой и подвешиваются к стволу орудия. Сама гаубица транспортируется за счет шкворневого устройства, которое выполнено на дульной части ствола. Применяемые механизмы в колесном ходу гаубицы позволили транспортировать ее с довольно высокой скоростью – до 80 км/ч (оборудованные дороги). Для транспортировки по заснеженным дорогам, гаубица оборудуется лыжной установкой, правда ведение огня с нее становиться невозможным. Малые габаритно-весовые характеристики дали возможность применять гаубицу в десантно-воздушных подразделениях или проводить десантирование с самолета для обеспечения войск.

Данная гаубица получила широкое распространение не только в Армии Советского Союза, но и в станах Варшавского Договора и станах-союзниках. Гаубицу создавали в СССР и по лицензии в ряде других государствах. И хотя на сегодня ее производство прекращено, ее всегда ценили в войсках за простоту, надежность, огневую возможность и мобильность. Есть на вооружении – России, Венгрии, Вьетнама, Ливана, Китая, Монголии, Румынии,Украины и Афганистана. Возможно, есть на вооружении Польши, Ирака, Чехии и Словакии.

Боевое применение
Одно из самых известных применений гаубицы в боевых действиях – Афганистан (1979-89 года). Применялась в ирано-иракских военных конфликтах и в чеченских компаниях.

Модификации гаубицы:
- Д-30 – первая советская базовая гаубица;
- Д-30А – модернизированная советская серийная гаубица;
- Д-30Ю - югославская модификация советской гаубицы. Дальность ведения огня – 17.5 километров;
- гаубица «Саддам» - иракская модификация советской гаубицы;

Type 86 – китайская модификация советской гаубицы.

Самоходные уртустановки с Д-30:
- САУ 2С1 «Гвоздика» - советский вариант использования мобильного шасси с гаубицой Д-30;
- САУ 2С2 «Фиалка» - советская самоходная гаубица на базе БМД-1;
- Т34/122 – сирийский вариант конвертирования танка Т-34-85 и установки на него гаубицы 122 мм калибра;
- Т-34/122 – египетский вариант самоходной гаубицы на базе Т-34-85. Отличается от сирийского варианта установкой бронелистов с возможностью откидывания на петлях. Вес машины получился чуть больше, однако на скорость и проходимость шасси от танка Т-34-85 это практически не повлияло;

САУ SP-122 – опытный образец самоходной гаубицы. Создан для сухопутных войск Египта американской и английской фирмами компанией «Bowen-McLaughlin-York» и «Royal Ordnance». Шасси САУ взяли от американской САУ М-109. Серийно не выпускались;
- Type 85 – китайский вариант самоходной гаубицы. Шасси бронированный транспортер Type 531, орудие – аналог советской гаубицы Д-30;
- Т-34/122 – кубинский вариант самоходной гаубицы.

Основные характеристики:
- длина – 5.4 метра;
- ширина – 1.95 метра;
- длина ствола – 4.8 метра;
- вес – 3.1 тонны;
- дальность мин/макс – 4/15.4 километра;
- вес основного боеприпаса – 21.7 килограмма;
- скорострельность – 8 выст/мин;
- скорость полета боеприпаса – 690 м/с;
- вертикальные углы мин/макс - -7/70 градусов;
- горизонтальные углы – 360 градусов;
- расчет орудия – 7 человек.

Источники информации:

Д-30 – это советская гаубица калибра 122-мм, разработанная в начале 60-х годов. Она была одной из самых массовых артиллерийских систем в советской армии и активно поставлялась на экспорт. В настоящее время Д-30 стоит на вооружении нескольких десятков армий мира. В 1978 году гаубица Д-30 была модернизирована.

Кроме СССР, 122-мм гаубицу Д-30 выпускали в Египте, Ираке, Китае и Югославии. В России производство этого орудия прекратилось в 1994 году.

Д-30 участвовала (и участвует) в десятках военных конфликтов, демонстрируя при этом высокую надежность и эффективность. Эту гаубицу без преувеличения можно назвать самым известным советским артиллерийским орудием . Д-30 отличается отличной кучностью стрельбы, а также превосходной скоростью заряжания и маневренностью. Сегодня на вооружении разных стран мира (без учета СНГ) находится около 3600 единиц этого артиллерийского орудия.

На базе Д-30 было создано несколько самоходных орудий, как отечественных, так и зарубежных. Самой известной из них является самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика» .

Именно гаубица Д-30 используется в Санкт-Петербурге для ежедневного выстрела в полдень.

История гаубицы Д-30

Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война . Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.

Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».

Д-30 планируют оставить только в ВДВ и десантно-штурмовых подразделениях. Военные объясняют такое решение тем, что имеющиеся в войсках гаубицы сильно изношены и нуждаются в серьезном ремонте. Гораздо проще отправить их на базы хранения и перейти на единый калибр 152 мм, который к тому же отличается большей мощностью.

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия - раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Модификации орудия Д-30

Д-30. Базовая модификация, принятая на вооружение в 1963 году

Д-30А. Вариант гаубицы после модернизации в 1978 году. Орудие оснастили новым двухкамерным дульным тормозом, установили на щитке стоп-сигналы и габаритные огни

ДА18М-1. Модификация с досылателем

Д-30J. Модификация, разработанная в Югославии

Саддам. Версия орудия, созданная в Ираке

Type-96. Китайская модификация гаубицы

Халифа. Суданская модификация

Semser. Модификация, разработанная в Израиле для армии Казахстана. Она представляет собой САУ на базе КАМАЗ-63502 с орудием Д-30

Халифа-1. Модификация, разработанная в Судане: САУ на шасси КАМАЗ-43118 с орудием Д-30

Применение гаубицы Д-30

Д-30 – один из наиболее удачных образцов советского артиллерийского вооружения. Основными ее преимуществами является простота, надежность, хорошая кучность стрельбы, достаточная дальность ведения огня, высокая скорость перемещения и мобильность.

Гаубица отлично подходит для высокомобильных соединений. Для советского десанта была разработана методика выброски Д-30 парашютным способом, подготовка орудия для десантирования занимает всего несколько минут. Д-30 можно транспортировать на внешней подвеске вертолета Ми-8 .

Гаубица использовалась в десятках различных конфликтов во многих уголках планеты. Ее активно применяли советские войска в Афганистане, федеральные силы использовали Д-30 во время первой и второй чеченской кампании , сегодня гаубица применяется в сирийском конфликте, украинские войска используют ее в антитеррористической операции на востоке страны.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них