Ттх гаубицы д 30.  Военный Обозреватель

122-мм гаубица Д-30 А

Годы выпуска: 1963-1989

122-мм гаубица Д-30А (2А18М) является модифицированным вариантом гаубицы Д-30 (2А18). Д-30А предназначена для поражения открытой и закрытой живой силы, уничтожения и подавления огневых средств пехоты противника, разрушения ДЗОТ и других сооружений полевого типа, проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях.

Характерной особенностью гаубицы является трехстанинный лафет с раздвижными станинами, обеспечивающий возможность кругового обстрела в пределах 360°, без передвижения станины. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.

Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях - при внезапном нападении танков, пехоты или конницы, или - если местность не позволяет развести станины - допускается стрельба при сведенных станинах. При этом угол горизонтального обстрела будет 1°30". При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1-1.5 мин.

Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания.

Гаубица может стрелять всеми теми же снарядами, что и предыдущая 122-мм модель Д-30 (осколочно-фугасными и кумулятивными), однако значительно расширен выбор гильз с метательными зарядами значительной мощности, а так же противотанковых кумулятивных, дымовых, осветительных, агитационных и химических снарядов.


Гаубицу можно перевозить как механической (автомобиль Урал-4320), так и конной тягой (шестеркой лошадей). Наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием составляет до 80 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. Гаубица снаряжается также лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна.





Тактико-техническая характеристика

Боевая масса 3.2 т
Боевой расчет 6 чел.
Габариты 5400х2200х1800 мм
Длина ствола 4660 мм
Калибр 122 мм

Масса снаряда:

- осколочно-фугасный

- кумулятивный

21.76 кг

14.0 кг

Начальная скорость снаряда:

- осколочно-фугасный

- кумулятивный

690 м/с

740 м/с

Эффективная дальность стрельбы 15.4 км
Максимальная дальность стрельбы 22.0 км
Время перевода гаубицы из походного положения в боевое 1.5-2.5 мин

Максимальная скорость транспортировки по шоссе

80 км/ч

Министерство обороны России решило списать 122-миллиметровые буксируемые гаубицы Д-30, стоящие на вооружении Сухопутных войск. Артиллерийские орудия заменят на более мощные буксируемые гаубицы «Мста-Б» и самоходные установки «Акация» калибра 152 миллиметра. Впрочем, легкие гаубицы Д-30 оставят на вооружении Воздушно-десантных войск и отдельной десантно-штурмовой бригады Южного военного округа.

Разработку новой 122-миллиметровой гаубицы в СССР начали вскоре после окончания Второй мировой войны для замены успешной М-30, спроектированной еще в 1938 году инженером Федором Петровым. Создание Д-30 также поручили Петрову и возглавляемому им свердловскому конструкторскому бюро ОКБ-9, и этот выбор не был случайным: созданные инженером пушки и гаубицы (включая М-30) сыграли важнейшую роль в годы войны. Кроме того, Петров участвовал в разработке самоходных артиллерийских установок разных калибров, а также танковых пушек калибра 85, 100 и 122 миллиметра.

Буксируемая гаубица Д-30 (2А18) предназначена для поражения живой силы противника (расположенной как открыто, так и в укрытиях), а также огневых средств, командных пунктов, вооружения и военной техники. Д-30 стреляет снарядами раздельного заряжания, включая осколочно-фугасные, противотанковые (бронебойность до 460 миллиметров), дымовые, химические, осветительные и реактивные. Расчет гаубицы Д-30 - шесть человек.

При длине ствола в 4,87 метра гаубица Д-30 может придавать снарядам начальную скорость до 740 метров в секунду. Скорострельность орудия достигает восьми выстрелов в минуту. Из походного положения в боевое гаубица способна перейти всего за полторы-две минуты. Зимой вместо колес Д-30 может комплектоваться лыжами.

На вооружение ВС СССР гаубица Д-30 встала в начале 1960-х годов. Тогда же началось ее серийное производство. По сравнению с М-30 дальность стрельбы Д-30 увеличилась в полтора раза: с 10-11 километров (в зависимости от типа снаряда) до почти 16 километров. Реактивными снарядами Д-30 могла стрелять на расстояние до 22 километров. Кроме того, гаубица имела полный угол горизонтального обстрела (360 градусов) против 49 градусов у М-30 и, в отличие от своей предшественницы, оснащалась дульным тормозом. По неподтвержденным данным, при создании Д-30 Петров мог использовать технологии, заимствованные у трофейных немецких артиллерийских орудий.

Для буксировки гаубицы Д-30 приспособили грузовики ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и Урал-375Д, а также гусеничные тягачи МТ-ЛБ. Благодаря относительно небольшой массе (около 3,2 тонны) гаубицу можно перевозить даже на внешней подвеске вертолета и десантировать с парашютом. В 1970-е годы в СССР на основе Д-30 решили разработать самоходную артиллерийскую установку. Она получила обозначение 2С1 «Гвоздика» и базировалась на шасси МТ-ЛБ.

Сейчас Д-30 стоит на вооружении более чем 30 государств, включая страны СНГ, Индию, Пакистан, Иран, Китай и Израиль. В нескольких странах, в том числе, например, в Югославии, ее выпускали по лицензии. Иракская версия Д-30 получила название «Саддам». В Египте и Сирии Д-30 смонтировали на шасси от танка Т-34.

Гаубица Д-30 прошла большинство современных вооруженных конфликтов и активно использовалась советскими артиллеристами в Афганистане. В 1990-е годы гаубицы бросили на борьбу с чеченскими боевиками. В 2000-х остатки советских Д-30 использовались Национальной армией Афганистана в силовых операциях против талибов.

На вооружении России, по данным открытых источников, сейчас числится около 5000 гаубиц Д-30. Из них подавляющее большинство - на балансе Сухопутных войск. Впрочем, как отмечает газета «Известия», исправных орудий в войсках осталось немного, тем более что в начале 1990-х Д-30 выпускать перестали. Списать устаревшие гаубицы предлагалось еще в начале 2000-х годов, однако всерьез избавиться от них до сих пор не решались. В июне 2009 года историческую важность Д-30 для Вооруженных сил решили подчеркнуть, передав две гаубицы (1968 и 1978 годов выпуска) в распоряжение Санкт-Петербурга для проведения церемониального полуденного выстрела.

Как пишут «Известия» со ссылкой на Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) Минобороны, глава военного ведомства Сергей Шойгу распорядился до конца 2013 года передать все гаубицы Д-30 из состава Сухопутных войск на базы хранения. Как пояснил изданию представитель Минобороны, гаубицы сильно изношены и требуют капитального ремонта. «Проще их списать и перейти на единый артиллерийский калибр 152 миллиметра», - заверил собеседник издания.

К тому же 122-миллиметровые гаубицы существенно уступают в могуществе артиллерийским орудиям с диаметром ствола 152 миллиметра. Как отмечают артиллеристы, последним достаточно всего одного выстрела, чтобы уничтожить долговременное укрепление или дом, а Д-30 требуется для этого несколько залпов. Большинство зарубежных армий, включая США, Великобританию и Индию, уже давно перешли на гаубицы калибра 155 миллиметров.

Буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» калибра 152 миллиметра предназначена для поражения артиллерийских средств противника, разрушения оборонительных сооружений, подавления пунктов управления, а также поражения живой силы, вооружения и техники. Расчет орудия - восемь человек.

«Мста-Б» буксируется гусеничным тягачом МТ-ЛБ или грузовиком УРАЛ-4320. Гаубица рассчитана на боезапас в 60 снарядов, масса каждого - 43,5 килограмма. Скорострельность орудия - до восьми выстрелов в минуту. Дальность стрельбы - до 30 километров.

В то же время Д-30 существенно превосходит своих более крупнокалиберных собратьев по кучности стрельбы и больше подходят для прицельного огня. Кроме того, предложенные на замену Д-30 гаубицы «Мста-Б» весят семь тонн, это затрудняет их перевозку на внешней подвеске вертолетов и десантирование с парашютом. Большую массу имеют и сами снаряды калибра 152 миллиметра, что тоже не упрощает транспортировку.

«Снаряды [калибра] 122 миллиметра, конечно, слабее [калибра] 152 миллиметра, но ведь для них тоже есть адекватные задачи. Во многих ситуациях выгоднее с точки зрения снабжения применять 122-миллиметровые орудия. Например, если на решение одной задачи надо три грузовика 122-миллиметровых снарядов или четыре [грузовика] 152-миллиметровых. Лучше, конечно, выбрать первое», - рассказал в интервью газете эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко. По его словам, Д-30 еще пригодятся Воздушно-десантным войскам, а мотострелковым бригадам они не нужны.

Отказ Минобороны от гаубиц Д-30 не стал неожиданностью, скорее наоборот. В СССР, а затем и в России предпочтение в большинстве случаев отдавалось самоходным артиллерийским установкам ввиду их большей мобильности. К тому же военное ведомство в последнее время все менее охотно берется за реанимацию старого вооружения и техники - уж очень это затратно. По той же причине, вероятно, военные и начнут покупать новые Т-90. С другой стороны, предложенные для замены Д-30 гаубицы «Мста-Б» и «Акация» новыми тоже не назовешь - первая стоит на вооружении уже четверть века, а вторая - больше 40 лет.

Как утверждают военные специалисты, в ходе проведения боевых действий противник в качестве укрытия может использовать различные как искусственные, так и естественные преграды. Достать его можно, только выполняя навесную стрельбу. Специально для ведения такого огня оружейными инженерами было разработано артиллерийское орудие - гаубица. При помощи такой пушки эффективно уничтожаются блиндажи и прочие вражеские укрепления. В 60-х годах был спроектирован шедевр отечественной артиллерии - советская гаубица Д-30. Это вооружение оказалось достаточно эффективным на равнинной и гористой местности. Гаубица Д-30 считалась самым массовым артиллерийским орудием в армии СССР. Также было налажено производство этих пушек для экспортирования в другие страны. Информация об устройстве и технических характеристиках гаубицы Д-30 содержится в статье.

Знакомство

122-мм гаубица Д-30 является советским буксируемым артиллерийским орудием. На вооружение армии пушка поступила в 1963 году. В течение десяти лет советскими конструкторами велись работы по модернизации данного орудия. С 1978-го гаубица Д-30 в новом модифицированном варианте используется армиями многих государств. В технической документации орудие значится как Д-30А (ГРАУ 2А18М). Кроме Советского Союза, производством гаубицы Д-30 занимались Египет, Ирак, Китай и Югославия. В России выпускать это орудие прекратили в 1994-м.

Начало создания

Первые варианты артиллерийских орудий, обеспечивающих навесную стрельбу, были разработаны в XIV веке европейскими оружейниками. До этого для уничтожения противника применялась прямая наводка. С появлением разрывных боеприпасов гаубичную артиллерию начали широко использовать при осаде и штурме вражеских укреплений. Звездный час пушек настал в годы Первой мировой войны. Поскольку боевые действия были позиционного характера, подобная артиллерия оказалась очень кстати. Пушки использовались обеими враждующими сторонами. Как утверждают специалисты, в первую мировую снаряды были намного эффективнее чем стрелковое оружие и отравляющие газы. В Великую Отечественную советская армия широко использовала артиллерийские навесные орудия - гаубицы М-30. Однако Н. Хрущев, посчитав данный тип вооружения анахронизмом, существенно затормозил дальнейшие работы по усовершенствованию гаубиц. По его убеждению, будущее было за реактивными ракетами. В результате, как утверждают эксперты, ствольная артиллерия отстала на несколько лет. Только в 60-х годах советские конструкторы начали создавать новую дивизионную 122-миллиметровую гаубицу, которой планировалось заменить легендарную М-30, разработанную Ф. Петровым. Данному конструктору было поручено создать также и гаубицу Д-30.

Проектирование

Ф. Петров в те годы руководил работой опытного конструкторского бюро завода № 9. При создании новой советской гаубицы Д-30 оружейные инженеры учли слабые стороны, которые были присущи М-30. Орудие обладало недостаточной кучностью и не было приспособлено для ведения круговых обстрелов. Особенность гаубицы Д-30 (фото орудия представлено в статье) заключалась в необычном устройстве лафета. Конструктивно он сильно отличался от лафетов остального артиллерийского оружия, используемой советской армией. Стремясь сделать возможным выполнение новой гаубицей круговых обстрелов, лафет для нее оснастили тремя станинами. Также орудие отличалось и способом буксировки: дульный тормоз прикрепили к шкворневой балке.

О производстве

Изготовление Д-30 осуществлялось на заводе № 9. В 1963-м гаубица поступила на вооружение советской армии. В 1978 году в устройстве орудия были произведены незначительные изменения: шкворневая балка получила жесткую конструкцию, а для дульного тормоза разработали две камеры. С целью обеспечить удобную транспортировку, броневой щиток оборудовали поворотами и габаритными огнями. В начале 90-х неоднократно подымался вопрос о снятии гаубиц с вооружения армии России. Как сообщили в Минобороны, с 2013 года Д-30 находятся на базах хранения. Вместо этого артиллерийского орудия в российской армии будет использоваться 152-миллиметровая буксируемая гаубица «Мста-Б» или самоходная установка «Акация». Д-30 будет использоваться воздушно-десантными и десантно-штурмовыми подразделениями.

О предназначении

Характеристики гаубицы Д-30 дают возможность выполнять следующие боевые задачи:

  • Уничтожать и подавлять живую силу противника, расположенную в полевых укрытиях (окопы, блиндажи и землянки).
  • Уничтожать огневые пехотные средства.
  • Разрушать деревоземляные огневые точки (ДЗОТы) и другие сооружения.
  • Проделывать проходы в проволочном заграждении и на минном поле.
  • Эффективно противостоять артиллерии, мотомеханизированным средствам и вражеским танкам.

О применении

Д-30 применяются армиями многих государств и участвовали в вооруженных конфликтах. С 2009 года две артиллерийские единицы используют при проведении традиционной полуденной стрельбы в городе Санкт-Петербурге. С 2017-го 68 орудий эксплуатирует противолавинная служба гидрометеорологии.

Об устройстве

В конструкции гаубицы имеются лафет, ствол, противооткатное устройство и прицельные приспособления. Для орудия предусмотрена ручная подача снарядов. Гаубица Д-30 является артиллерийским орудием с раздельно-гильзовым заряжением. Боевой расчет состоит из шести человек. В орудийном стволе имеются следующие компоненты:

  • труба;
  • казенник;
  • съемный дульный тормоз;
  • зацепляющие крепления (2 шт.);
  • затвор.

На стволе орудия сразу перед щитком - место для расположения противооткатного устройства. Его наличие положительно отразилось на боевой эксплуатации гаубицы. Данное устройство представлено двумя металлическими цилиндрами. Первый из них является гидравлическим тормозом, задача которого заключается в том, чтобы замедлять откат орудия, второй - гидропневматическим накатником. Его функция - сразу после выстрела возвратить ствол в исходную позицию. Как утверждают специалисты, с противооткатным устройством гаубица во время стрельбы обладает хорошей устойчивостью. Кроме того, удалось снизить механическую нагрузку на лафет, что существенно продлевает его эксплуатационный срок. Данный нюанс немаловажен, поскольку орудие обладает большим весом. Лафет гаубицы состоит из люльки, уравновешивающего механизма, верхнего и нижнего станков, приводов, обеспечивающих горизонтальную и вертикальную наводку, колес, подрессоривающих механизмов и специальных креплений. Д-30 оборудована телескопическим и панорамным прицелами.

О частях орудия

Гаубица состоит из качающейся, вращающейся и неподвижной частей. Качающаяся представлена люлькой, стволом, противооткатными средствами и прицельными приспособлениями. Путем перемещения данной части относительно цапф осуществляется вертикальная наводка артиллерийского орудия. Вращающаяся состоит из колес и щита. Смещение выполняется относительно штыря в верхнем станке, благодаря чему возможно наведение гаубицы в горизонтальной плоскости. Нижняя часть состоит из станин и гидродомкрата.

Как работает?

Как утверждают специалисты, чтобы привести гаубицу в боевое положение расчету понадобится не более трех минут. Одну станину оставляют в неподвижном положении, остальные раздвигают на 120 градусов. Благодаря такой конструкции лафета из орудия стало возможным осуществлять круговую стрельбу без его смещения.

Д-30 оборудована клиновым полуавтоматическим затвором. В течение одной минуты из данной артиллерийской единицы можно произвести до восьми выстрелов. Благодаря особой ствольной компоновке (дульный тормоз и накатник расположены в верхней части) линия огня снижена и составляет 900 м. Как утверждают специалисты, за счет сниженных габаритов Д-30 менее заметна. Благодаря небольшой линии огня, гаубица идеальна для противотанковой обороны.

Как транспортируется артиллерийское орудие?

Для Д-30 предусмотрен стандартное тяговое средство - "Урал-4320". По асфальтированному и бетонированному покрытию данное орудие транспортируют с максимально допустимой скоростью 80 км/ч. Буксировка на покрытой снегом поверхности происходит с использованием специальной лыжной установки. Однако, как утверждают специалисты, в данном случае производить артиллерийский огонь из орудия становится невозможно. Благодаря небольшим габаритно-весовым характеристикам, Д-30 транспортируется также с применением вертолетов. Не исключается возможность десантирования гаубицы при помощи парашюта.

О боеприпасах

Для Д-30 предусмотрена широкая номенклатура снарядов. Преимущественно используются осколочно-фугасные снаряды. Максимальная дальность стрельбы гаубицы Д-30 таким боеприпасом до 16 тыс. м. Применяются также противотанковые кумулятивные, осколочные, дымовые, осветительные и специальные химические снаряды. Поразить цель из данного артиллерийского орудия можно и на дистанции не более 22 тыс. м. Для этого понадобится воспользоваться активно-реактивными боеприпасами.

ТТХ

  • Артиллерийское орудие относится к типу гаубиц.
  • Длина ствола составляет 4875 мм.
  • Ширина гаубицы 195 см.
  • В вертикальной плоскости наводка варьируется в пределах от -7 до +70 градусов, в горизонтальной 360.
  • Весит артиллерийское орудие до 3150 кг. Масса гаубицы с осколочно-фугасными боеприпасами достигает 15 400 кг, с активно-реактивными - 21900.
  • К цели снаряд движется со скоростью 690 м/с.
  • Показатель скорострельности составляет 7-8 выстрелов в минуту.
  • Максимальная скорость транспортировки по твердой поверхности 80 км/ч.

О модификациях

Гаубица Д-30 послужила базой для создания следующих артиллерийских вариантов:

  • Д-30А. Первая модификация 1978 года выпуска. Гаубица имеет новый двухкамерный дульный тормоз, щиток оснащен стоп-сигналами и габаритными огнями.

  • ДА18М-1. В конструкции гаубицы имеется специальный досылатель.
  • Д-30J. Является югославской модификацией.
  • Саддам. Под таким названием значится Д-30, выпускаемая иракской оружейной промышленностью.
  • Туре-96. Модификацию Д-30 производят в Китае.
  • Халифа. Суданская модель артиллерийского орудия. Самоходная артиллерийская установка размещена на шасси от КАМАЗа-43118. Оснащена пушкой от Д-30.
  • Semser. Наработка израильских оружейников. Выпускается для казахстанской армии. Ходовая часть представлена шасси КАМАЗ-63502. Артиллерийский огонь ведется из ствола гаубицы Д-30.

Кроме того, на базе гаубицы российскими оружейными конструкторами была спроектирована самоходная артиллерийская установка «Гвоздика». На данный момент различные модификации Д-30 используются армиями свыше 50 государств.

122 мм буксируемая гаубица Д-30 была разработана КБ им. Ф.Ф. Петрова на артиллерийском заводе №9 в Свердловске для замены 122 мм гаубицы М-30, которая была принята на вооружение Советской Армии незадолго до начала Второй мировой войны. В начале 60-х годов Д-30 была принята на вооружение армии.

Гаубица Д-30 состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол гаубицы состоит из трубы, двухщелевого дульного тормоза, захватов, казенника и затвора. Длина ствола приблизительно 38 калибров. Способ заряжания орудия – ручной раздельно-гильзовый. Противооткатные устройства состоят из накатника и тормоза откатных частей. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колесного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казенная часть находится в секторах между смежными станинами.

Прицельные устройства состоят из панорамного прицела и телескопического прицела. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости.
Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колесным ходом, который уравновешивает механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.
Применение новой компоновки позволило значительно улучшить характеристики орудия по сравнению с предшественницей: угол возвышения ствола увеличился с 63,5 до 70 градусов, а максимальная дальность стрельбы возросла с 11,8 до 15,3 км. Все это в сочетании со снарядом массой 21,7 кг позволяет легко уничтожать укрытые цели противника. Клиновой затвор с полуавтоматикой облегчил работу расчета и позволил увеличить скорострельность до 8 выстрелов в минуту – против 6 выстрелов у предшественницы, имевшей поршневой затвор. Новая компоновка ствола, когда тормоз отката и накатник расположены сверху, позволили снизить высоту линии огня с 1200 до 900 мм. Все это уменьшило высоту орудия и облегчило его маскировку на поле боя.

Для стрельбы из 122-мм гаубицы Д-30 применяются осколочно-фугасные снаряды повышенной мощности 3ОФ56. Возможно использование и других типов боеприпасов – противотанковых кумулятивных, дымовых, осветительных, а также агитационных с листовками. Для Д-30 были разработаны и специальные снаряды увеличенной дальности, включая осколочно-фугасные ERFB производства Хорватии, которые позволяют достичь максимальной дальности стрельбы 17 630 м. Применение активно-реактивных снарядов позволяет увеличить дальность стрельбы до 21 900 метров. Возможность Д-30 доставлять осколочно-фугасный снаряд массой 21,76 кг на дальности более 15 000 м – это отличные показатели для 122-мм гаубицы массой немногим более 3000 кг.
У гаубицы Д-30 применено торсионное подрессоривание рычагов колес. Наезжая на препятствия, рычаги колес поворачиваются, закручивая торсионы. Благодаря упругости стали, торсион начинает раскручиваться и, словно пружина, возвращает рычаг в прежнее положение.

Весьма необычен способ транспортировки орудия. Все три станины соединены между собой и подвешены к стволу. Орудие тянут за ствол с помощью шкворневого устройства, прикрепленного к дульной части. Применение торсионного подрессоривания позволило осуществлять транспортирование орудия с высокой скоростью – наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием составляет до 80 км/ч. Гаубица также снаряжается лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна. Сравнительная компактность гаубицы позволила даже осуществлять ее десантирование с воздуха – для этого предусматривались специальные платформы.
Гаубица Д-30 стала одной из самых распространенных артиллерийских систем в армиях государств-членов Варшавского договора; кроме того, она широко экспортировалась и выпускалась по лицензии в некоторых странах. В частях и подразделениях, на вооружении которых стояла Д-30, ее ценили прежде всего за высокую надежность, простоту в обслуживании и высокие огневые качества. В настоящее время ее производство в странах СНГ прекращено.

Модификации Д-30 выпускались в Китае, бывшей Югославии, Египте, Иране, Ираке. После относительного улучшения отношений с СССР на основе советской лицензии Д-30 начала производиться в Югославии. Здесь она получила наименование Д-30Ю. Максимальная дальность стрельбы указывается равной 17 500 метрам. В Ираке Д-30 выпускалась под обозначением «Саддам», однако ее производство зависело от импортных комплектующих. Она применялась и применяется во многих военных конфликтах. Серьезное боевое крещение Д-30 состоялось во время войны в Афганистане, где гаубица использовалась очень активно и хорошо себя зарекомендовала.
На основе орудия была создана 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», придавшая Д-30 большую мобильность и защищенность. Еще одной советской самоходкой с Д-30 «на борту» стала 122-мм САУ 2С2 «Фиалка». В качестве ее шасси использовалась БМД-1.
В СССР в одной танковой дивизии находилось 36 систем Д-30 (в полку из двух дивизионов по 18 орудий с тремя батареями по шесть орудий), а в мотострелковой дивизии - 72 (каждый мотострелковый полк имел один дивизион (18 орудий), а артиллерийский - два дивизиона). В дальнейшем количество орудии в батарее увеличилось до восьми, а в каждом дивизионе до 24.

Тактико-технические характеристики гаубицы Д-30А (2А18М)

Масса, кг 3200 кг (в боевом положении)
Длина, мм 5,4 м (в походном положении)
Длина ствола, мм ствол: 38 калибров
Ширина, мм 1,9 м (в походном положении)
Высота, мм 1,6 м (в походном положении)
Расчёт, чел. 6 человек
Калибр, мм 122 мм
Противооткатное устройство гидропневматическое
Лафет трёхстанинный
Угол возвышения от −7° до +70°
Скорострельность,
выстрелов/мин
7-8 в/мин.
Прицельная дальность, м 15 300 м
Максимальная дальность, м 22000 м (активно-реактивным снарядом)

Изучая трофейные немецкие орудия, конструкторы под руководством Ф.Петрова разработали новую схему компоновки артиллерийского орудия – две раздвижные лафетные станины заменили на три лафетные станины, ходовую часть выполнили на верхнем станке. Несущая станина неподвижного исполнения, две других раздвижные с углом разноса 120 градусов в боевом положении. Для установки орудия в боевое положение винтовым домкратом верхний станок с гаубицей опускают на нижний станок, колеса орудия при этом приподнимаются над грунтом. Время необходимое для приведения орудия в боевое положение 100-150 секунд. Основная особенность, которую приобрела гаубица – возможность осуществления кругового обстрела без каких либо дополнительных перемещений орудия. Гаубица имеет небольшую высоту линии огня, которая дает возможность использовать данные орудия в противотанковой обороне, в подавлении различных огневых точек противника и в разрушении хорошо укрепленных полевых сооружений противника. Гаубица разработана свердловским ОКБ-9 артзавода имени М.Калинина и предназначалась для замены на вооружении гаубицы М-30.


Основное назначение:
- уничтожение лично состава противника на открытой местности и находящегося в полевых фортификационных сооружениях;
- подавления огня полевых огневых точек противника;
- разрушения хорошо укрепленных полевых сооружений противника, типа ДЗОТ;
- обеспечение прохода своим пехотным подразделениям в заграждениях противника, типа минное поле или проволочное заграждение;
- противодействие наземной боевой техники противника.

Устройство и состав гаубичного орудия Д-30
Гаубица состоит из следующих основных частей:
- ствол;
- противооткатные устройства;
- лафет;
- прицельные приспособления.

Ствол
Ствол состоит из собственно трубы, 2-х щелевого дульного тормоза, креплений-захватов, затвора и казенника с длиной ствола 38 калибров. Заряжание боеприпасов в ствол орудия – раздельно-гильзовое ручного типа.

Противооткатные устройства
Противооткатные приспособление гаубицы состоят из тормоза и накатника.

Лафет
Лафет выполнен из верхнего и нижнего станков, люльки, механизма уравновешивания, приводов для вертикально-горизонтальной наводки, механизмов подрессоривания, колес и креплений гаубицы в походное положение. Круговая стрельба ограничена углами возвышения до 18 градусов, до 70 градусов стрельба ограничена сектором расположения станин. Подрессоривание рычагов – торсионное, при попадании колес в яму или на препятствие, колесные рычаги проворачиваются и закручивают торсионы. Из-за применения в торсионах упругой стали, они как пружины начинают обратно раскручиваться и возвращать рычаги в заводское положение.

Прицельные приспособления
Устройства прицеливания - телескопический и панорамный прицелы.

Качающаяся часть гаубицы:
- ствол;
- противооткатные устройства;
- люлька;
- прицельные приспособления.

Вращающаяся часть гаубицы:
- качающаяся часть;
- колесный ход;
- верхний станок;
- боевой щит;
- механизм уравновешивания;
- приводы наводки.

Неподвижная часть гаубицы:
- нижний станок;
- три станины;
- гидродомкрат.

Полуавтоматический клиновой затвор обеспечил высокую для такого калибра скорострельность – 8 выстр/мин, а компоновка ствола, где откатный тормоз и накатник располагаются сверху, помогла уменьшить линию огня орудия до 900 мм. Все это позволило уменьшить высоту гаубицы и увеличить маскировочные характеристики в боевых условиях.

Для ведения огня в гаубице Д-30 использовали осколочно-фугасные боеприпасы с повышенной мощностью 3ОФ56. Использовали боеприпасы и других типов:
- противотанковые кумулятивные;
- дымовые;
- специальные химические;
- осколочные;
- бронебойно-кумулятивные (очень редко);
- осветительные;
- агитационные.

Кроме того, в дальнейшем были разработаны спецбоеприпасы с увеличенной дальностью поражения, активно-реактивного типа. Некоторые из них были произведены за рубежом, куда поставлялись гаубицы из Советского Союза. Дальность стрельбы активно-реактивными боеприпасами составила более 21 километра.

Транспортировка гаубицы
Вследствие необычной конструкции орудия, транспортировка гаубицы так же выполнена немного необычно. Станины соединяются между собой и подвешиваются к стволу орудия. Сама гаубица транспортируется за счет шкворневого устройства, которое выполнено на дульной части ствола. Применяемые механизмы в колесном ходу гаубицы позволили транспортировать ее с довольно высокой скоростью – до 80 км/ч (оборудованные дороги). Для транспортировки по заснеженным дорогам, гаубица оборудуется лыжной установкой, правда ведение огня с нее становиться невозможным. Малые габаритно-весовые характеристики дали возможность применять гаубицу в десантно-воздушных подразделениях или проводить десантирование с самолета для обеспечения войск.

Данная гаубица получила широкое распространение не только в Армии Советского Союза, но и в станах Варшавского Договора и станах-союзниках. Гаубицу создавали в СССР и по лицензии в ряде других государствах. И хотя на сегодня ее производство прекращено, ее всегда ценили в войсках за простоту, надежность, огневую возможность и мобильность. Есть на вооружении – России, Венгрии, Вьетнама, Ливана, Китая, Монголии, Румынии,Украины и Афганистана. Возможно, есть на вооружении Польши, Ирака, Чехии и Словакии.

Боевое применение
Одно из самых известных применений гаубицы в боевых действиях – Афганистан (1979-89 года). Применялась в ирано-иракских военных конфликтах и в чеченских компаниях.

Модификации гаубицы:
- Д-30 – первая советская базовая гаубица;
- Д-30А – модернизированная советская серийная гаубица;
- Д-30Ю - югославская модификация советской гаубицы. Дальность ведения огня – 17.5 километров;
- гаубица «Саддам» - иракская модификация советской гаубицы;

Type 86 – китайская модификация советской гаубицы.

Самоходные уртустановки с Д-30:
- САУ 2С1 «Гвоздика» - советский вариант использования мобильного шасси с гаубицой Д-30;
- САУ 2С2 «Фиалка» - советская самоходная гаубица на базе БМД-1;
- Т34/122 – сирийский вариант конвертирования танка Т-34-85 и установки на него гаубицы 122 мм калибра;
- Т-34/122 – египетский вариант самоходной гаубицы на базе Т-34-85. Отличается от сирийского варианта установкой бронелистов с возможностью откидывания на петлях. Вес машины получился чуть больше, однако на скорость и проходимость шасси от танка Т-34-85 это практически не повлияло;

САУ SP-122 – опытный образец самоходной гаубицы. Создан для сухопутных войск Египта американской и английской фирмами компанией «Bowen-McLaughlin-York» и «Royal Ordnance». Шасси САУ взяли от американской САУ М-109. Серийно не выпускались;
- Type 85 – китайский вариант самоходной гаубицы. Шасси бронированный транспортер Type 531, орудие – аналог советской гаубицы Д-30;
- Т-34/122 – кубинский вариант самоходной гаубицы.

Основные характеристики:
- длина – 5.4 метра;
- ширина – 1.95 метра;
- длина ствола – 4.8 метра;
- вес – 3.1 тонны;
- дальность мин/макс – 4/15.4 километра;
- вес основного боеприпаса – 21.7 килограмма;
- скорострельность – 8 выст/мин;
- скорость полета боеприпаса – 690 м/с;
- вертикальные углы мин/макс - -7/70 градусов;
- горизонтальные углы – 360 градусов;
- расчет орудия – 7 человек.

Источники информации:
http://ak-inzt.net/arm/768-d-30
http://militaryrussia.ru/blog/topic-507.html
http://www.youtube.com/watch?v=MnEWTgUzIt0
http://www.youtube.com/watch?v=G8oYHV-ymd8&feature=related