Ударный вертолет ми 24в сколько выпусков. Применение в боях. История создания и устройство “крокодила”

На протяжении тридцати с лишним лет Ми-24 составляет основу боевых вертолетных частей советской и российской армейской авиации. Аналогичное место занимают эти вертолеты и в большинстве стран Восточной Европы, бывших советских республиках, во многих азиатских и африканских странах.

Ми-24 остается единственным вертолетом, объединившим ударную машину с транспортной. Такая концепция имеет свои достоинства — отделение солдат можно доставить (или эвакуировать) в такие места, куда рискованно посылать транспортные вертолеты. Порой незаменимой оказывается возможность вывезти раненого прямо под огнем противника, в каких-то случаях полезной оказывается дополнительная огневая поддержка из десантного отсека. Словом, можно представить немало ситуаций, когда вместо пары «ганшип — транспортник» удалось бы обойтись вылетом единственного универсального вертолета. Но у этой концепции есть и немало слабых сторон. Дополнительный вес (не только восьми вооруженных человек, но и самого десантного отсека) заметно влияет на маневренность и взлетные характеристики. «Раздутая» задняя часть увеличивает поражаемую площадь. Наконец, бронирование десантного отсека по весовым соображениям невозможно — в результате либо десантники подвергаются большой опасности, либо экипаж Ми-24 вынужден осторожничать и стараться не попадать в ситуации, в которых летчики «апача» или «тигра» чувствуют себя более уверенно. В разных ситуациях схема Ми-24 может быть выгодой или помехой. Показателен факт, что никто в мире эту схему не повторил, а последующие советские и российские боевые вертолеты перешли к общепринятой компоновке чисто боевых машин.

ОТ «КОММУНАЛКИ» К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ КАБИНКАМ

Первые работы по проекту В-24 начались летом 1968 года, и всего год спустя опытный образец уже был готов к полетам. Общая кабина экипажа была закрыта остеклением большой площади, с развитым переплетом и преимущественно плоскими стеклами. В отношении силовой установки, несущего винта, главного редуктора и трансмиссии конструкторы пытались сохранить максимальную унификацию с уже освоенным и широко распространенным Ми-8. С 1971 года этот вариант пошел в серию на авиазаводе в Арсеньеве под обозначением Ми-24А.

Нарекания экипажей на недостаточную эффективность рулевого винта заставили переместить его с правой стороны хвостовой балки на левую, что (благодаря влиянию несущего винта) заметно повысило его эффективность. А вскоре пришлось полностью перекомпоновать и переднюю часть вертолета — оператор вооружения и летчик получили отдельные кабины, расположенные для лучшего обзора с превышением одна над другой (летчик располагается позади и выше на 0,3 м). С этого момента формирование облика Ми-24 завершилось, и в дальнейшем развитие шло по пути усовершенствования вооружения и прицельно-навигационного комплекса.

Первой модификацией с новой компоновкой стал Ми-24Д, получивший заодно и более мощное вооружение — счетверенный пулемет ЯкБ-12,7 в подвижной установке УСПУ-24, которая позволила вести огонь в широких секторах в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Однако управляемое вооружение — ПТУР «Фаланга» — осталось старым, его эффективность была невысока. В 1973 г. эти вертолеты начали строить серийно, и к заводу в Арсеньево присоединился мощный завод в Ростове-на-Дону. Работы по созданию, а затем и отработке на вертолете более совершенного противотанкового комплекса «Штурм» наконец-то завершились, и в 1976 году начался выпуск варианта Ми-24В, который стал самым массовым в семействе.

Спустя несколько лет стало понятно, что для борьбы с некоторыми целями (например, легкобронированными) мощности пулеметов даже крупного калибра недостаточно. В 1981 появилась первая пушечная модификация — Ми-24П.

Из-за габаритов и отдачи двуствольную пушку ГШ-30К пришлось установить неподвижно на правом борту вертолета, а огонь из нее вел летчик. В некоторых случаях отсутствие возможности управлять стрелковым вооружением оказалось критичным, и в 1989 году в ОКБ подготовили вариант Ми-24В, обозначенный Ми-24ВП, в котором место пулемета заняла двуствольная 23-мм пушка ГШ-23, хорошо отработанная на самолетах МиГ-21 и МиГ-23. Углы наводки по вертикали уменьшились, а по горизонтали остались прежними.

На основе Ми-24В, кроме того, были созданы вертолет-корректировщик Ми-24К и вертолет радиационно-химической разведки Ми-24Р (оборудованный ковшами на концах пилонов вооружения для сбора проб грунта. В девяностые годы основные работы велись в направлении оснащения Ми-24 новым оборудованием, обеспечивающим применение ночью и в любую погоду, а также более совершенным противотанковым вооружением.

КОНСТРУКЦИЯ

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трехшарнирным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Шасси трехстоечное, убирающееся. Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолете Ми-8. Вал несущего винта наклонен не только вперед на 4,5°, но и вправо на 2,5°, чтобы обеспечить устойчивость при прямолинейном полете. Одной из главных особенностей вертолета является крыло, которое дает 22-28 % подъемной силы.

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабженных системой обогрева и вентиляции. Кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак бронированы стальными плитами. Кресло летчика бронировано откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами расположена бронеперегородка, лобовые стекла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стекла силикатные, не бронированные. В центральной секции фюзеляжа находится грузовая кабина, в которой могут разместиться до восьми десантников.

БОЕВАЯ СЛУЖБА

Ми-24 применялись для решения задач общевойскового характера: уничтожения живой силы, бронетехники и огневых точек противника, высадки десанта, огневой поддержки, перевозки грузов, эвакуации раненых.

Ми-24 использовались более чем в 30 войнах и военных конфликтах мира, после того как в середине 1970-х новые вертолеты начали поступать на экспорт. Покупателями стали страны Организации Варшавского договора, а также традиционные союзники СССР в разных частях света — от КНДР до Ливии.

ЭФИОПИЯ, АФГАНИСТАН…

На экспорт Ми-24Д шли под обозначением Ми-25, а Ми-24В — Ми-35. В Африке одной из первых Ми-24 получила Эфиопия. В 1978 году два бывших союзника СССР, Эфиопия и Сомали, поссорились между собой. СССР поддержал эфиопов и среди прочего передал 60 Ми-24А.

Самым крупным боевым конфликтом с участием Ми-24 остается война в Афганистане. Первыми «понюхали пороха» не советские машины и их экипажи, а афганские. Ми-25 армии ДРА начали воевать против непримиримой оппозиции почти на год раньше, весной 1979 года. Через год к ним присоединились и советские Ми-24. Создававшийся для борьбы с противником в гораздо более умеренном климате и преимущественно равнинном ландшафте Западной Европы, вертолет попал в совершенно иную среду. Вместо танков и БТР противника — легкие и маневренные джипы с крупнокалиберными ДШК, линия фронта отсутствовала, в любой момент из любого места могла начаться стрельба ПЗРК — сначала устаревшими «Ред Ай», а затем гораздо более опасными «Стингерами». Для компенсации действий в жарком и разреженном воздухе на вертолеты установили систему кратковременного форсирования двигателей за
счет впрыска воды.

В 1968 году конструкторское бюро Миля получило установку от КПСС о создании качественно лучшего вертолета, которым и стал Ми-24. Через год уже были изготовлены 2 прототипа. В основу нового вертолета были взяты все достоинства предыдущих моделей.

История создания вертолета Ми-24

Первый экземпляр имел кабину, в которой было два места, он был оснащен двойным управлением. Для нормального полета экипаж должен состоять из пилота и оператора, а в дальнейшей разработке в состав экипажа был добавлен еще и бортмеханик. Что касается грузовой кабины, то в первой модели она была рассчитана только на 8 человек. Вертолет был оснащен двумя дверьми по бокам грузового отсека. На окнах были установлены шкворневые системы, которые позволяют десантникам вести огонь из личного оружия во время полета.

Первые опытные вертолеты этой модели имели мало брони, она в основном была представлена бронированным лобовым стеклом и бронированными капотами двигателей. Именно по этим причинам пилотов первых Ми-24 оснащали бронежилетами и бронированными шлемами.

Вовремя разработки вертолета еще неготовой была система «Штурм», поэтому на первые агрегаты была установлена система вооружения с вертолета Ми-4, которая имела ручную систему управления. Заводские испытания Ми-24 начались в сентябре 1969 года, причем сразу изготовлялось десять вертолетов. Уже на конец 1970 года опытные модели были доработаны на устойчивость, и удлинили кабину. Именно в таком виде первые машины Ми-24 были поставлены в войска. Данную модель вертолета изготовляли в Арсеньеве, было собрано около 250 вертолетов. Эти машины поступали в войска, их использовали в основном десантники.

Ми-24 получил новый пулемет, который производит 4500 выстрелов в минуту. Был установлен новый ракетный комплекс под названием «Фаланга-П». Окончательная доводка машины была остановлена для введения принципиально новых качественных изменений. Во-первых, была изменена кабина пилотов. Она теперь была тандемной. Для повышения летных характеристик и управления был использован рулевой винт с вертолета Ми-14. Рулевой винт был толкающим, а заменили его на тянущий. На полную доработку вертолета Ми-24 ушло около восьми лет. Только с 1976 года Ми-24 начал поступать на вооружение войск, но достаточно массово.

Конструкция вертолета Ми-24

Вертолет Ми-24 изготовлен в классической схеме для одновинтовой машины. Он оснащен главным винтом, который имеет пять лопастей, и рулевым винтом, который состоит из трех лопастей. Лопасти винта изготовлены из алюминиевого сплава. Они оснащены системой, которая оповещает о трещинах и неисправностях в лопастях. Главный винт вертолета имеет наклон вперед почти на 5%, но, кроме этого, он еще наклонен на правую сторону почти на 3%. Это сделано для улучшения устойчивости вертолета при прямолинейном полете.

Большой особенностью этого вертолета являются крылья, которые имеют площадь в 6,75 м² и отрицательное строение V-12. Такая конструкция крыла дает подъемную силу в 22-28 процентов. Шасси вертолета состоит из трех опор, которые убираются, а передней опорой можно управлять в наземных условиях.

Кабина экипажа расположена в носовой части машины, причем она является тандемной. Оператор находится спереди, в носовой кабине. За ним немного выше (для лучшего обзора при полете) расположена кабина пилота, а бортмеханик помещается в отсеке оборудования, в котором укреплено откидное кресло. Кабины экипажа полностью герметичны и имеют систему вентиляции и обогрева. Причем микроклимат кабины имеет давление немного выше, чем снаружи вертолета. Это сделано для того, чтобы на борт вертолета не смогла попасть пыль или зараженный воздух. Кабина и некоторые части фюзеляжа оснащены бронированными плитами. Из брони также изготовлены лобовые стекла экипажа и спинки кресел.

Силовая установка данной машины представлена двумя двигателями модели ТВЗ, они соединены в одну силовую установку с помощью редуктора. Два двигателя предоставляют мощность в 4,4 тысячи лошадиных сил. Данные модели двигателей позволяют дополнительную установку воздухозаборников, а также устройств, которые экранируют выхлоп.

Топливо поступает от четырех баков общей емкостью в 2130 литров. Возможно установить дополнительные баки в средине вертолета и на пилонах крыльев.

Трансмиссия точно такая же, как установлена на вертолете Ми-8. Трансмиссия и двигатель имеют бронированную защиту от вражеских снарядов. Работа гидросистемы направлена на обеспечение управления вертолетом. Но существует и вспомогательная система, которая отвечает за выпуск шасси и его уборку.

На вертолете данной модели существует и воздушная система, задачей которой является обеспечение кондиционирования салона вертолета и поддержка работы тормозной системы на колесах. За счет системы кондиционирования экипаж может производить полеты при температурах от минус 50 до плюс 37 градусов. С помощью кислородной системы вертолет может производить полет при низком содержании кислорода в воздухе на высотах больше трех километров.

Все электрооборудование на борту машины работает от постоянного тока в 27 вольт. Электроэнергия поступает от двух генераторов, которые расположены на силовой установке. Кроме этого, вертолет Ми-24 оснащен двумя аккумуляторами.

За счет качественного навигационного оборудования пилотирование можно проводить в любое время суток и в плохих метеорологических условиях. Вертолет оснащен автопилотом и автоматической системой управления модели САУ, которая производит автоматическое вычисление крена и тангажа. С помощью радиокомпасов, установленных на борту машины, можно определять высоту и угол сноса вертолета. Экипаж имеет аппаратуру для связи, которая представлена радиостанцией типа УКВ и системой «Карат». На вертолете также установлена система оповещения об опасности и неполадках, она основана на речевых сообщениях. Кроме того, каждый пилот имеет собственную поисковую радиостанцию.

Модификации вертолета Ми-24

За все годы изготовления было создано большое количество вертолетов Ми-24 с особыми возможностями и разнообразной компоновкой. Наиболее распространенной моделью является серийная модификация Ми-24А, она изготовлялась с 1971 по 1973 год. Было построено больше чем 250 единиц. Она отличается от своих собратьев тем, что рулевой винт расположен с правой стороны.

Были построены учебные модели вертолетов Ми-24 в малых количествах. В единственном экземпляре существует минный тральщик, который был изготовлен в 74 году на базе военной версии вертолета только без оружия.

Вертолеты с тандемной кабиной производились с 73 по 77 года и имели название Ми-24Д, их было выпущено более чем 600 единиц. Этот вертолет экспортировали в другие страны мира, при этом он имел немного иную комплектацию оборудования.

Самой массовой моделью вертолета стала модификация Ми-24В, или, как его еще называют, «изделие 242». Данную машину выпускали на протяжении 10 лет до 1986 года. И за это время было изготовлено более тысячи таких вертолетов. Это была военная машина, которая имела на своем борту систему вооружения «Штурм» и систему точного наведения «Радуга». Кроме серийных моделей, которых много, существуют еще и подсерийные.

Среди военных видов существуют множество моделей вертолетов-разведчиков и вертолетов-корректировщиков. Данные машины оборудованы современными цифровыми комплексами «Рута» и специальным аэрофотоаппаратом, которые осуществляют наблюдение и мониторинг поверхности земли. Планировалось изготовление противолодочного вертолета, но данный проект был прекращен по личному указу М.Л. Миля.

На сегодняшний день самой лучшими и наиболее качественными являются агрегаты, которые изготовляются совместными усилиями ЮАР и российскими компаниями, такими как «Роствертол» и АТЕ. На данные машины установлено новейшее оборудование связи и навигации по стандартам НАТО. Был полностью переделан главный винт и проведена более качественная центровка аппарата, кроме того, было изменено вооружение. Данная разновидность вертолета Ми-24 получила дополнительное имя Super Hind.

Система управления и трансмиссия скопированы с вертолета Ми-8. Для обеспечения устойчивости и прямолинейного полета вал винта был наклонен вперед и вправо. Но самой главной особенностью Ми-24 было наличие крыла общей площадью 6,75 м 2 с отрицательным V-12 градусов. Эта уникальность обеспечила на 28% подъёмную силу.

Такого вертолета еще не было никогда. Он имел высокую скорость и мощное вооружение. Во время войны в Афганистане моджахеды называли его «дьявольской колесницей», а летчики дали ему кличку «крокодил».

Свое первое боевое крещение Ми-24 принял в 1978 году, в боевых действиях в Сомали, во время конфликта с Эфиопией. Зарекомендовал он себя очень хорошо, что дало толчок к его массовому производству в СССР.

Ми-24 фото

В 1979 году началась война в Афганистане. Советским тактическим военно-воздушным силам на ней отводилась ведущая роль. Так как война оказалась партизанской, для подавления очагов сопротивления Ми-24 подходил как идеальный инструмент.

В начале войны, когда у моджахеды не имели средств борьбы против вертолета, Ми-24 наносил точечные удары, перевозил десантников, сопровождал колонны. Вылетали на ночную охоту. Но по мере появления зенитных управляемых снарядов они стали, в основном, сопровождать транспортные самолеты. К концу войны было потеряно больше 300 вертолетов.

В это же время вертолеты Ми-24 принимали участие в конфликте на Ближнем Востоке – ирано – иракской войне. Они применялись для огневой поддержки войск и патрулирования. Когда Ирак напал на Кувейт, Ми-24 в боевых действиях участия не принимал. Но Хусейн использовал их для уничтожения повстанцев шиитов и курдов на юге Ирака.

Так же вертолет Ми-24 принимал участие в кровавой и долгой войне в Чаде. Они участвовали в захвате столицы, Нджамены, в 1980 году. В середине 80-х эти вертолеты были задействованы в войне в Анголе, на стороне коммунистической армии против УНИТА.

Война в Сьерра-Леоне прошла не без участия этих боевых машин. В начале боевых действий ими управляли украинские пилоты, а к концу войны - пилоты миротворческого контингента.
Котд" Ивуар, Конго, Ангола, Уганда, Руанда, Зимбабве, вот неполный перечень стран, которые использовали боевые вертолеты Ми-24 для ведения военных действий.
В Латинской Америке и Азии для разрешения военных конфликтов так же применялись вертолеты Ми-24.Они использовались армиями Индии и Пакистана, Перу и Никарагуа.

Ми-24 фото кабины

В середине 90-х, в гражданской войне в Югославии вертолеты Ми-24 применялись ВВС Хорватии. В 1998 году Сербия применяла их для атак на позиции албанцев в Косово. Против албанцев задействовала МИ-24 и авиация Македонии.
В локальных конфликтах на территории СНГ Ми-24 работали в Нагорном Карабахе. Затем они участвовали в конфликтах в Грузии, Абхазии, Северной и Южной Осетии. Ну и самую большую работу, на территории бывшего СССР, эти вертолеты выполняли в Чечне.
Эта «дьявольская колесница» до сих пор является одним из самых лучших в мире вертолетов, напоминая о былой мощи бывшего СССР.

Модификации Ми-24

Ми-24 – опытный образец.

Ми-24А – серийный вариант.

Ми-24Б – тот же, что и Ми-24А, только в массовое производство не попал. Имел некие отличительные модификации.

Ми-24БМТ – также известен как «изделие 247». Это минный тральщик на базе Ми-24А с наличием тралового устройства и с отсутствием всего вооружения. Был построен 1 экземпляр.

Ми-24У – учебная модификация.

Ми-24Д – первая оптимальная воздушно-военная машина. Производилась в период с 1973 по 1977 год (600 вертолетов).

Ми-24ДУ – учебная модификация Ми-24Д.

Ми-25 – экспортный Ми-24Д. Наличие небольших изменений.

Ми-24В – является самым массовым вариантом Ми-24. Для вооружения имеется пулеметная установка УСПУ-24 (пулемет ЯкБ-12.7), 4 ПТУР 9М114 «Штурм-В», система наведения «Радуга-М». Принят на вооружение 29 марта 76 года. За мощность полёта отвечают двигатели ТВ3-117В. Выпускался в период с 1976 по 1986 год (построено 1000 экземпляров).

Ми-24ВП – вооружен пушкой ГШ-23Л. В более поздних моделях появилась восьмипозиционная установка АПУ-4 для ПТУР «Атака-В». Они крепятся между законцовкой и внешним пилоном. В 1989 году Ми-24ВП представлял собой единственный вертолет, способный противостоять истребителям. В случае обороны против сильно защищённых и дозвуковых в/ц в комплексе ПТУР произвелась модернизация под РВВ 9М220О с возможностью поражать цель на расстоянии восьми километров. В случае необходимости уничтожить легкий или малоопасный воздушный агрегат под законцовочные АПУ подвесили ПЗРК «Игла-С» (72 мм с дальностью до пяти километров). Отличительной способностью вертолета Ми-24ВП является наличие модернизированного ПнК вместе с обновленной техникой радиокомандного нацеливания для ПТУР. Также имеются ОНВ-58В и обновленный ОЭПС (инфракрасный локатор целей). Начал создаваться в 1989 году. Сконструировано 30 авиамашин. Ми-35 представляет собой экспортный вариант этого вертолета.

Ми-24П – в документах числится как изделие 243, в наличии пушка ГШ-30К. Отсутствует пулемет. Выпускался с 81 по 89 год.

Ми-24ПУ1 – тот же Ми-24П, но украинского производства. Монтированы новые двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В-02, установлен «Адрос» КТ-01АВ (оптико-электронное противодействие), система сбора информации о полете БУР-4-1-07. Помимо прочего, вертолет модернизирован новым стрелковым прицелом АСП-17ВПМ-В, лазерной системой ФПМ-01кв, спутниковой системой GPSMAP-695, ультракоротковолновой радиостанцией KY-196В, аварийным радиомаяком ЕВС-406АFHM. Вертолет принят на вооружение Украинскими ВВС в 2012 году.

Ми-24ВК-2/ПК-2 – модернизированный Ми-24 для экспорта. Установлены обновленные БРЭО (ОПС-24НС, ГОЭС-342 и ПрВК-24) и КНЭИ-24.

Ми-24ВМ – модернизированный Ми-24В/П/ВП, имевший неубираемое шасси, Х-образный винт, СОЭП «Липа», всепогодное БРЭО, установку У-23 (пушка ГШ-23Л) и модернизированную аппаратуру наведения РК.

Ми-24ВК-1/2/1.2 – вооружение то же, что и на Ми-24ВП-М. Неукороченное крыло с подвеской на четыре точки. На двух из них расположены Р-64В пятого поколения, используемые для ближнего боя против истребителей. На остальных четырех расположены «Сосна-В» для АПУ-4.

Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И – проект будущих запланированных поставок для ВВС РФ, но он так и не был реализован.

Ми-24К – разведчик, в функции которого также входит задача корректировки.

Ми-24Р – вертолет-разведчик типа РХБ. В наличии имеется пулемет ЯкБ-12.7, вместо ПТУР установлены шесть ковшей для забора грунта. Имеется пусковое устройство под ракеты СХТ. Помимо стандартного числа экипажа, присутствуют два химика-разведчика. Был задействован в операциях на аварии в ЧАЭС. Сконструировано 160 вертолетов этого класса.

Ми-24РА – модернизированная версия Ми-24Р.

Ми-24М – противолодочный прототип. Разработка прекращена.

Ми-24 SuperHind – совместная разработкамодернизированного Ми-24 заводом «Роствертол» и АТЕ (южноафриканская фирма).

Ми-24 SuperHindMk.3 – модифицированная модель для ВС Алжира.

Ми-24 SuperHindMk.4 – модифицированная модель для Азербайджана.

Ми-24ПН – специализированые модификации для исполнения сложных задач в ночное время суток. Поставляются в ВВС РФ.

Этот вертолет состоял в ВВС таких стран, как СССР, Болгария, ГДР, ФРГ, Ирак, Камбоджа, Никарагуа, Сербия, Чехословакия, Словакия, Хорватия.

Потери Ми-24

  1. 03.02.2002 в Чечне – 1 вертолет.
  2. 20.03.2003 во время учений разбились 2 вертолета.
  3. В 2003 в Украине – 1 вертолет.
  4. В том же году 26 августа в Чечне – 1 вертолет.
  5. Через 23 дня на аэродроме Черниговка случилось столкновение двух Ми-24В.
  6. В ноябре этого года в Чечне – 1 вертолет.
  7. В 2007 году в августе (Амурская область) – 1 вертолет.
  8. Третьего февраля 2009 года (Саратовская область) – 1 вертолет.
  9. 2010 год, 13 июля (Дагестан) – 1 вертолет.
  10. 29 ноября 2011 года (Беларусь) – 1 вертолет.
  11. 26 августа этого же года (Приморский край) – 1 вертолёт.
  12. 2012 год (Кения) – 3 вертолета, принадлежавшие армии Уганды.
  13. Восьмое сентября 2012 года (Ботлих) – 1 вертолет.

Ми-24 характеристики

Масса, кг:
пустого 7676
нормальная взлетная 10600
максимальная взлетная 11500
Длина полная, м 21,35
Размах крыла, м 6,66
Диаметр несущего винта, м 17,3
Диаметр рулевого винта, м 3,91
Мощность двигателя, л.с. 2х2200
Скорость, км/ч:
максимальная 320
крейсерская 280
Статический потолок без учета влияния земли, м 1600
Динамический потолок, м 5120
Дальность полета, км:
практическая 485
перегоночная 1210
Масса груза, кг:
нормальная 1500
максимальная 2400
на внешней подвеске 2000
Экипаж, чел 3
Число десантников, чел 8
Встроенное вооружение пулемет А-12,7А
ПТРК 9П146М «Фаланга-МВ»

Ми-24 - опытные машины. Кабина «верандой», вооружение: в носу - подвижная пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом А-12,7(боекомплект - 900 патронов), блоки НАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М». Рулевой винт располагался справа.
Ми-24А (изделие 245) - серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971-1973 годах. Построено около 250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесён на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях.
Ми-24Б (изделие 241) - Ми-24А с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения. Вертолет прошёл испытания в 1971-1972 годах.
Ми-24БМТ (изделие 247) - минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, больше не выпускался.
Ми-24У (изделие 244) - учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине лётчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.
Ми-24Д (изделие 246) - с новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973-1977 годах. Изготовлено более 600 машин.
Ми-24ДУ (изделие 249) - учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У.
Ми-25 - экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования.
Ми-24В (изделие 242) - самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 года. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976-1986 годах. Построено около 1000 вертолётов.
Ми-24ВП (изделие 258) - Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 460 снарядов) в подвижной установке НППУ-23 новым БРЭО и вооружением. На позднесерийных вертолётах появились восьмипозиционные АПУ-4 (унифицированные с Ми-8МТ) для ПТУР Атака-В (таким образом общее количество ПТУР доведено до 12-ти, с сохранением на внутренних подкрыльевых пилонах двух блоков Б8В20-А с 20-ю 80-мм НАР С-8 разных модификаций в каждом блоке). При этом опциональное вооружение РВВ ближнего боя Р-60М становилось обязательным. АПУ-60-1В ввиду компактности ракет семейства Р-60 монтировались между внешним пилоном и законцовкой, либо, как и на АПУ-60-11, на которой вторая ракета расположена перпендикулярно, устанавливали АПУ-60-1 с внешней стороны, перпендикулярно законцовке. Таким образом на 1989 год Ми-24ВП был единственным вертолётом, способным к эффективной обороне от истребителей при помощи высокоманёвренных и помехозащищённых ракет с дальностью до 14 км. Для поражения дозвуковых и сильнозащищённых в/ц (вертолёты и штурмовики потенциальных противников) в комплекс ПТУР также была введена РВВ (ракета «воздух-воздух») 9М220О с дальностью в 8 км и неконтактным взрывателем. Для поражения лёгких и малоопасных воздушных целей - БПЛА и вертолёты-разведчики - под законцовочные АПУ для двух ПТУР «Атака» подвесили полуавтономный (но управляющийся летчиком) 72-мм ПЗРК «Игла-С» с дальностью до 5200 м. Главной особенностью БРЭО Ми-24ВП является обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомандного наведения для ПТУР, нечувствительными к трассам НАР и ПТУР очками ночного видения для лётчика ОНВ-58В, новый ОЭПС (инфракрасный пассивный локатор целей) и ОПС «Радуга-УН». Выпускался с 1989 года. Выпущено не более 25-30 машин (в ряде источников указывается не соответствующая действительности цифра в 179 машин). Ми-24ВП по всем параметрам - скорости, защищённости, воздушному бою, круглосуточному применению превосходил своего заокеанского конкурента - AH-64A «Apache», как и его усовершенствованный вариант, когда последний ещё только разрабатывался.
Ми-35 - экспортный вариант Ми-24В.
Ми-24П (изделие 243) - Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке НПУ-30, боекомплект - 250 снарядов. Пулемёт демонтирован. Выпускался в 1981-1989 гг.
Ми-24ПУ1 - украинская модернизация Ми-24П. Установлены модернизированные двигатели ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-02, станция оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ, система сбора и регистрации полетной информации БУР-4-1-07, модернизированный авиационный стрелковый прицел АСП-17ВПМ-В, лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01кв, спутниковая навигационная система GРS МАР-695, ультракоротковолновая радиостанция КY-196В, аварийный радиомаяк ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационный ответчик GТХ-327 с датчиком высоты АК-350. Принят на вооружение ВС Украины в 2012 году. В июне 2014 года на Украине было завершено переоборудование трёх вертолётов Ми-24ПУ1, стоимость модернизации одного вертолёта составляла 3 млн гривен.
Ми-35П - экспортный вариант Ми-24П
Ми-35ПМ - версия Ми-35П с новым несущим и Х-образным рулевым винтом с лопастями из композиционных материалов.
Ми-24ВК-2/ПК-2 - модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342 и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24. Стоит, однако, добавить, что Ми-24ВК/ПК (ростовская модификация) и Ми-24ВМ/ПМ (московская) имеют серьёзные различия по планёру и вооружению.
Ми-35ВН/ПН - экспортный вариант Ми-24ВК-2/ПК-2.
Ми-24ВМ - модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28А (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех СОЭП Липа, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» - Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Р-60 и «Игла-В». На 2004 год планировалось завершить ГСИ. Поставляется в войска России с 2011 года.
Ми-35М - экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2). Шасси неубирающееся.
Ми-24ВК-1/2/1.2 (экспортный, для Индии, Сирии и АРЕ), для АА ВВС РФ - Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2, основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27, обнаруживающий в секторе ±30 по курсу малоразмерную, низкоизлучающую воздушную цель до 37 км, наземную, класса «холодный танк» - с 14 км. По планеру ростовские боевые вертолёты (как модернизируемые, так и новые) имеют неукороченное крыло с 4-мя (вместо двух) точками подвески, на двух из которых расположены Р-64В - адаптированные для вертолётов ракеты ближнего боя пятого поколения, способные сбить приближающийся на околозвуке истребитель на встречных курсах более чем за 20 км, а также 4 «Сосна-В» под АПУ-4 «Атака» (для сравнения - ПЗРК «Игла», которыми оснащаются Ми-24ВМ, захватывают приближающийся истребитель с 2500-3200 м, а гиперзвуковая ЗУР «Сосна» - до 14 км. Тем не менее, и «Игла-С» входит в состав вооружения Ми-24ВК и Ми-24ВП-М).
Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И - проект модернизации для вооружённых сил России, поставки для армейской авиации ВС РФ были запланированы с 2006 года, однако данные проекты модернизации строевых и поставки новых машин выполнены не были.
Ми-24К (изделие 201) - разведчик-корректировщик, с системой наблюдения «Ирис», цифровым разведывательно-корректировочным комплексом «Рута» и аэрофотоаппаратом АФА-100 для перспективной съёмки в правом борту кабины.
Ми-24Р (изделие 2462) - вертолёт РХБ-разведки с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7, с повышенной системой жизнеобеспечения. Пусковые установки на пилонах ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта (по 3 ковша). На первом держателе штатно установлен подвесной контейнер с дополнительной аппаратурой, на хвостовой балке установлено пусковое устройство для ракет СХТ. В состав экипажа введены два химика-разведчика. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (Оценка уровня заражения местности). Построено 160 машин.
Ми-24РА - вертолёт РХБ-разведки на базе Ми-24Р. Более совершенное оборудование, экипаж сокращён на одного химика-разведчика.
Ми-24М (изделие 247) - противолодочный вариант. Разработка прекращена по личному указанию М. Л. Миля.
Ми-24 Super Hind - глубокая модернизация Ми-24, проведённая южноафриканской фирмой ATE с участием АО «Роствертол». Установлены новые средства связи стандарта НАТО, заменена навигационная аппаратура, система управления вооружением, переработан несущий винт, изменена центровка.
Ми-24 Super Hind Mk.3 - модификация, принятая на вооружение Алжира.
Ми-24 Super Hind Mk.4 - модификация с ракетами «Барьер-В», в 2010 году принята на вооружение Азербайджана под обозначением Ми-24G.
Ми-24ПН - модификация для выполнения боевых задач в ночное время, телевизор/тепловизионная ночная прицельная подсистема наведения. Поставляется в войска России с 2003 года. 14 вертолетов переданы в 2004 году.

2017-07-07T23:02:02+00:00

Многоцелевой ударный вертолет Ми-24П.

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1974 г.

После войны отечественные авиаконструкторы довольно быстро перешли от пулеметного к пушечному вооружению самолетов. Исключение составляли лишь учебно-тренировочные машины и вертолеты. Несмотря на высокие удельные характеристики пулемета ЯкБ-12,7 , он все же предназначался для поражения живой силы и небронированной техники противника. Бороться же с мало-мальски защищенными укрытиями противника, а тем более с его бронетехникой было бесполезно и без пушки здесь не обойтись.

В 1974 году ОКБ им. Миля приступило к работе по оснащению Ми-24 автоматической пушкой. Выбор пал на авиационную 30-мм пушку ГШ-30К (Грязева-Шипунова). Трудность заключалась в ее установке на боевую машину, поскольку ее вес и сила отдачи при стрельбе не допускали размещения на старой подвижной установке. Орудие устанавливали как на истребителе — неподвижно, а боевую кнопку вывели на ручку управления машиной на рабочем месте летчика. Так же пришлось конструкторам оружия удлинить стволы пушки и оснастить их специальными насадками, выводящими очаг образования дульной волны за габариты вертолета.

Пушку ГШ-30К разместили на установке У-280 по правому борту вертолета и в 1975 году начали испытания, которые из-за доводки оружия затянулись более чем на пять лет. Лишь в апреле 1981 года Ми-24П запустили в серийное производство. Как показало реальное применение Ми-24П, в ряде случаев мощь ГШ-30К оказалась чрезмерной, для выполнения некоторых операций вполне достаточной была бы пушка калибра 23 мм. На экспорт вертолет поставлялся под обозначением Ми-35П.

Модификация: Ми-24П
Диаметр главного винта, м: 17,30
Диаметр хвостового винта, м: 1,50
Длина, м: 17,51
Высота, м: 3,90
Размах крыла, м: 6,66
Масса, кг
-пустого: 8570
-нормальная взлетная: 11300
-максимальная взлетная: 11500
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117В
-мощность, л.с.: 2 х 2225
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Перегоночная дальность, км: 1000
Боевая дальность, км: 450
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 2000
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок
Вооружение: одна двухствольная 30-мм пушка ГШ-30К (250 снарядов)
Боевая нагрузка: до 2400 кг на 6 узлах подвески — 8 х ПТУР 9К113 «Штурм-В» , 4 х УБ-32А-24 (128 НАР типа С-5 : С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО, С-5-О), 4 х Б-8В20А (80 НАР типа С-8 : С-8ДМ, С-8БМ, С-8ВМ, С-8КОМ, С-8С), 4 Х Б-13Л1 (20 НАР С-13 , С-13Т, С-13-0Ф), 4 х С-24 , 2 х ГУВ-1, 4 х ГУВ-8700, УПК-23-250, 8 х ОФАБ-100, 4 х ОФАБ-250, 4 х РБК-250, 2 х РБК-500, 2 х КМГУ-2, 2 х ОДАБ-500, 2 х ЗБ-500. Возможна установка поставщика мин ПФМ-1.

Ми-24П. Высадка десанта в горах.

Ми-24П из войскового контингента ООН.

Ми-24П на летном поле. На втором плане ещё один заходит на посадку.

Носовая часть Ми-24П.

Проекции Ми-24П. Рисунок.

Новая коллекция «Ударный Вертолет МИ-24В» – Соберите точную копию легендарного боевого ударно-транспортного вертолета в масштабе 1:24 . Издательство Eaglemoss .

Боевой вертолет МИ-24В, введенный в эксплуатацию в СССР в 1972 году, был создан для оказания огневой поддержки наземным силам. Модель воспроизводит вертолет, участвовавший в Афганской войне в 1982 году в составе 335-го авиационного полка, который был расквартирован в Джелалабаде.

Модель

Чтобы создать детальную модель этого грозного ударного вертолета, мы привлекли лучших экспертов в области военной техники и опытных разработчиков макетов. Благодаря схемам, подлинным документам из военных архивов и 3D-сканированию вертолета Ми-24 специалисты создали его 3D-изображение. На основе 3D-модели вертолета был подготовлен проект сборки и создан полный набор литых металлических деталей. Благодаря этой методике вы сможете собрать реалистичную и точную модель в масштабе 1:24.

  • Точная модель из литого металла.
  • Невероятная детализация.
  • Реалистичная кабина экипажа.
  • Полное вооружение ударного вертолета.
  • Съемные ракеты.
  • Сигнальные огни.

Когда ваша модель будет закончена, вы сможете полюбоваться всеми ее деталями, в точности воспроизводящими элементы оригинала:

Кабина экипажа . Открывающаяся дверь кабины и откидывающаяся наверх прозрачная крыша дает возможность рассмотреть все детали, приборную панель и бронированное кресло.

Детали грузовой кабины . Иллюминаторы грузовой кабины открываются. Это позволяет солдатам, сидящем в вертолете, стрелять по наземным целям. Грузовая кабина, использующаяся для перевозки солдат или грузов, освещается одной лампой белого света.

Вращающиеся винты . Пятилопастный несущий винт и трехлопастный рулевой винт, расположенный на хвосте вертолета, свободно вращаются.

Подвижный стабилизатор . Подвижный хвостовой стабилизатор регулирует тангаж Ми-24 в полете. Стабилизатор модели можно сдвигать вверх-вниз.

Ходовые огни . Красный огонь на конце левого крыла и зеленый на конце правого дают возможность другим летательным аппаратам оценить направление полета Ми-24 ночью и в плохую погоду.

Белые огни . Белый огонь под вертолетом освещает землю, чтобы помочь Ми-24 приземлиться в темноте. Белые световые сигнализаторы по обеим сторонам носа необходимы работникам аэродрома для направления вертолета по неосвещенной территории.

Шасси . Носовые и основные стойки шасси убираются в положение полета и прячутся за дверями.

Размер модели :
Длина – 75 см.
Высота – 20 см.
Ширина – 30 см.
Диаметр несущего винта – 74 см.
Масштаб – 1:24

Журнал

Узнайте о том, как эволюционировал Ми-24, в каких операциях он принимал участие, а также познакомьтесь с другими известными вертолетами.

История Ми-24 . Статьи специалиста в сопровождении эффектных фотографий, подробных рисунков и схем познакомят вас с историей создания советского боевого вертолета Ми-24, начиная с первых разработок и заканчивая последней модификацией для серийного производства. Вы узнаете о конструкторах, разрабатывавших вертолет, многочисленных вариантах этой модели и их обозначениях.

Боевое применение . В этой рубрике вы найдете информацию о том, в армиях каких стран Ми-24 состоял и состоит на вооружении и какие конкретно войсковые части его использовали. Вас ждут портреты пилотов управлявших этим вертолетом, и описания боевых и миротворческих операций, в которых он участвовал.

Четыре типа вставок акцентируют внимание на ключевых моментах.

  • Крупным планом . Детали, заслуживающие особого внимания.
  • Тактико-технические характеристики . Техническое описание вертолета: его размер, автономность, вооружение.
  • Вкратце . Краткое изложение фактов как яркое дополнение основному тексту.
  • Ключевые данные . Значимые количественные данные о вертолете.

График выхода

№1 – Детали для сборки – январь 2018
№2 – Детали для сборки – 2018
№3 – Детали для сборки – 2018
№4 – Детали для сборки – 2018
Периодичность: еженедельно.

Актуальный и обзор каждого выпуска!

Сколько выпусков

Всего запланировано 120 выпусков .

Видео