Удушение отложено: как Совбез ООН наказал Пхеньян за ядерное испытание. К принятию новой антисеверокорейской санкционной резолюции оон

О решении Совета Безопасности ООН по репатриации граждан КНДР

О резолюции Организации Объединенных Наций (ООН)

Резолюция №2397, принятая Советом Безопасности ООН 22 декабря 2017 года и обязательная для исполнения всеми странами, предусматривает, что все северокорейские рабочие и сопровождающий их персонал должны быть репатриированы на родину в течение 24 месяцев. Это означает, что приблизительно через два года, если данная санкционная мера не будет отменена или изменена, на территории России не должно остаться работников из Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР).

Механизм исполнения резолюции достаточно прост: по истечению сроков действующих контрактов северокорейские рабочие должны будут возвращаться на родину, при этом завозить из КНДР новых работников нельзя. Разумеется, все расходы по возвращению несут сами рабочие, а также северокорейские компании-подрядчики, которые занимаются их рекрутингом в КНДР. Российский бюджет никаких расходов не несет.

Граждане КНДР в России

По данным на 2017 год - до принятия в отношении северокорейской рабочей силы санкционных резолюций Совбеза ООН №2375 (сентябрь 2017) и №2397 (декабрь 2017) - в России находилось около 32 000 работников из КНДР. Более 40% из них - на территории Дальнего Востока. Крупнейшим импортером рабочих из КНДР выступает Приморский край, где в последние годы находилось 6 000 - 7 000 северокорейских гастарбайтеров.

Подавляющее большинство северных корейцев (по некоторым оценкам, около 70%) в России задействованы в сфере строительства и строительного ремонта (малярные, штукатурные работы, укладка плитки и т.п.). Особенно от них зависит стройиндустрия Приморья, где до последнего времени до 30% работников составляли именно северяне. Северные корейцы привлекались к строительству многих знаковых объектов, таких как кампус ДВФУ на о. Русском или суперверфь «Звезда» в Большом Камне. Северокорейские рабочие востребованы, так как они имеют репутацию неприхотливой и дисциплинированной рабочей силы, обладают достаточной квалификацией и готовы работать сверхурочно, что важно для таких отраслей, как строительство. Следует подчеркнуть, что оплата их труда, как правило, осуществляется по таким же расценкам, как и для рабочих других национальностей, какой-то дискриминации здесь нет.

Как отразится запрет привлекать северокорейских рабочих на экономике Приморья

Запрет на привлечение северных корейцев не сулит ничего хорошего для экономики Приморья и всего Дальнего Востока. Регион всегда испытывал дефицит рабочей силы, и в этом смысле северные корейцы были очень хорошим подспорьем.

Как отмечалось выше, особенно пострадает строительная отрасль. Из-за санкций в отношении северных корейцев многие бизнесмены, работающие в этой сфере, уже начинают жаловаться на нехватку рабочих. Жителей Владивостока и других дальневосточных городов, многие из которых привыкли обращаться к услугам северян для проведения ремонтов своих домов и квартир, скорее всего, ждет повышение расценок на подобные работы в связи с грядущим дефицитом работников.

Компенсировать утрату северных корейцев в строительной сфере будет непросто. Наиболее очевидный вариант - это граждане Центральной Азии. Но они, как правило, обладают более низкой квалификацией. Кроме того, выходцы из Центральной Азии все сильнее ассоциируются с угрозой исламистского экстремизма, и этот риск не может не учитываться.

Впрочем, в декабрьской резолюции Совбеза №2397 есть интересный пункт, который теоретически дает возможность оставить северных корейцев в России. В нем сказано, что работники из КНДР не подлежат репатриации, если у них будет гражданство государства, на территории которого они находятся. Гипотетически можно представить ситуацию, когда северокорейские гастарбайтеры в массовом порядке начнут принимать гражданство РФ, что даст им полное право жить и работать в нашей стране. Сейчас это выглядит не очень правдоподобным сценарием, но исключать его вовсе нельзя. К слову, такой поворот событий будет вполне в русле исторической традиции: в конце XIX - начале XX века российское подданство приняли множество корейцев, которые переселялись на Дальний Восток в поисках лучшей доли, а после Второй Мировой Войны гражданами СССР стали корейцы на южном Сахалине, которые были завезены туда японцами.

История использования северокорейской рабочей силы в Приморье

По данным известного корееведа Андрея Ланькова, история трудовой миграции из КНДР в нашу страну началась после того, как в 1966 году на закрытой встрече Ким Ир Сена и Леонида Брежнева во Владивостоке было принято решение регулярно отправлять в СССР северокорейских рабочих. В 1970-1990-х годах количество северокорейских рабочих, находящихся в каждый конкретный период на территории СССР, колебалось между 15 000 и 20 000 человек. В основном, они были заняты на лесозаготовках в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Сегодня северных корейцев в лесной отрасли почти не осталось. Единственным исключением является Амурская область, где продолжают трудиться около 1 000 лесорубов из КНДР. Это связано, во-первых, с внедрением специальной лесозаготовительной техники (харвестеров), которая позволяет минимизировать применение ручного труда. Во-вторых, лесная отрасль Дальнего Востока переживает не лучшие времена, после того как были введены высокие пошлины на экспорт из России необработанной древесины.

В целом, опыт использования СССР и Россией северокорейской рабочей силы можно признать удачным и выгодным для обеих сторон. Как уже было сказано, Дальний Восток всегда нуждался в рабочих руках, и эта проблема наверняка сохранится на обозримую перспективу, особенно с учетом масштабных планов по развитию региона. При этом каких-то серьезных инцидентов с участием северокорейских рабочих припомнить трудно. Местное население относится к ним вполне благожелательно, чего нельзя сказать об отношении россиян к некоторым другим группам зарубежных мигрантов.

Что касается северных корейцев, поездки в Россию дают им возможность заработать деньги, намного превышающие средний уровень зарплат в самой Северной Корее. Даже с учетом того, что немалую часть дохода они отдают своему государству в виде своеобразного налога, все равно у них остается на руках достаточно денег, чтобы работа в России считалась очень привлекательной. При этом они зарабатывают в России гораздо больше, чем в Китае, который является еще одним крупным импортером рабсилы из КНДР. Есть даже данные о том, что многие гастарбайтеры платят взятки у себя на родине, чтобы поехать в Россию.

На Западе часто звучат утверждения о том, что заработанные северокорейскими гастарбайтерами деньги, якобы, расходуются для финансирования ракетно-ядерной программы Пхеньяна. Но хорошо известно, что деньги, которые северокорейские рабочие привозят из России на родину, они тратят, как правило, на покупку домов и квартир, обучение детей, открытие семейного бизнеса и т.п.

Депортация северокорейских рабочих не приведет к остановке ракетно-ядерной программы КНДР, но зато резко снизит жизненный уровень многих рядовых северокорейских семей. Не стоит забывать и о том, что жизнь и работа в течение нескольких лет в России не может не оказывать позитивное влияние на мировосприятие северных корейцев, знакомит их с внешним миром, делает их более открытыми. Изгнание северных корейцев только усилит у них синдром осажденной крепости.

Резолюцию 2397, которая ввела новый пакет санкций в отношении КНДР. В частности, поставки сырой нефти в КНДР были ограничены до 4 млн баррелей в год, а продуктов нефтепереработки - до 500 тыс. баррелей. Также страны - члены ООН должны немедленно приступить к высылке на родину северокорейских трудовых мигрантов. Ужесточение санкционного режима было вызвано проведением 29 ноября 2017 года испытания северокорейской баллистической ракеты нового типа "Хвасон-15". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории введения санкций в отношении КНДР.

Первые санкции в отношении КНДР Совет Безопасности ООН ввел 14 октября 2006 года в ответ на проведение ядерного испытания 9 октября 2006 года (резолюция 1718). Санкции были направлены на ликвидацию ракетного и ядерного потенциала страны. Под запрет попали поставки, продажа или передача КНДР любой военной техники и вооружений, а также материалов, оборудования, товаров и технологий, которые могут быть использованы в северокорейских программах по созданию оружия массового уничтожения. СБ потребовал от КНДР прекратить экспорт всех перечисленных наименований, а от государств - членов ООН - заморозить фонды, другие финансовые активы и экономические ресурсы, задействованные в реализации таких программ. Совет Безопасности также обязал государства - члены ООН принять необходимые меры для недопущения въезда на их территорию или транзита через нее лиц, связанных с северокорейскими ядерными и ракетными программами, а также членов их семей. СБ призвал принять совместные меры, включая досмотр северокорейских грузов на предмет наличия ядерного, химического или биологического оружия, средств его доставки и относящихся к нему материалов. СБ ООН подтвердил, что будет готов рассмотреть вопрос о целесообразности предусмотренных санкционных мер, включая их отмену, в зависимости от соблюдения КНДР положений данной резолюции.

12 июня 2009 года в связи с проведением КНДР второго ядерного испытания 25 мая 2009 года СБ ООН одобрил введение дополнительных санкций (резолюция 1874). Был запрещен экспорт из страны всех видов вооружений, а также их импорт, за исключением легкого стрелкового оружия. Введен ряд финансовых ограничений, в том числе замораживание северокорейских активов, которые могут быть использованы для финансирования ядерной и ракетной программ. Предусмотрен досмотр кораблей, идущих в КНДР и из нее, на предмет наличия на их борту запрещенного оружия и ядерных материалов.

22 января 2013 года СБ ООН принял резолюцию 2087, расширяющую список санкций, что стало ответом на запуск в декабре 2012 года ракеты-носителя со спутником. В КНДР утверждали, что запуск космического аппарата был осуществлен в мирных целях и в интересах экономического развития. Однако многие страны, в первую очередь США и их союзники, расценили этот запуск как завуалированное испытание баллистической ракеты большой дальности. В санкционный список были включены Комитет КНДР по аэрокосмическим технологиям, машиностроительная корпорация "Рёнха", торговая корпорация "Кумрён", а также руководитель центра управлениями спутниками КНДР Пак Чан Хо, а также генеральный директор космодромом "Сохэ" Чан Мён Чин.

7 марта 2013 года СБ ООН принял резолюцию 2094, ужесточающую санкции в ответ на проведенное 12 февраля 2013 года ядерное испытание. Предусмотренные документом меры направлены на пресечение нелегальной деятельности северокорейских дипломатов и банков, которым отныне запрещено открывать отделения в других странах. Резолюция обязывает страны - члены ООН блокировать все финансовые потоки, которые могут способствовать развитию ракетно- ядерной программы КНДР, и призывает государства проявлять бдительность по отношению к дипломатическому персоналу КНДР. Кроме того, был введен запрет на поставку Пхеньяну предметов роскоши (ювелирные изделия, самоцветы, дорогие автомобили) и заморожены активы Второй академии естественных наук КНДР, которая курирует программы разработки вооружений, и Корейской корпорации по импорту сложного оборудования.

2 марта 2016 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2270 об ужесточении санкций в ответ на проведенные Пхеньяном в начале года ядерное испытание (6 января) и запуск ракеты со спутником (7 февраля). Резолюция предусматривает запрет на импорт из КНДР угля, железной руды, титана, ванадия, золота и других ценных металлов, а также эмбарго на поставки в страну авиационного топлива. Также СБ принял решение ужесточить оружейное эмбарго и расширить финансовые санкции на банковский сектор. Отдельным пунктом в документе предусмотрено усиление эмбарго на поставки предметов роскоши в КНДР (распространено на дорогие часы, снегоходы и яхты).

30 ноября 2016 года СБ ООН единогласно проголосовал за расширение санкций (резолюция 2321). Резолюция была принята в качестве ответа на ядерное испытание, проведенное Пхеньяном 9 сентября 2016 года. Документ предусматривает значительное сокращение северокорейской торговли углем, который являлся основным экспортным продуктом КНДР (предыдущий пакет санкций также ограничивал угольную торговлю, однако у Пхеньяна оставалось право на экспорт угля, прибыль от которого "не превышала жизненно важных потребностей КНДР"; этим активно пользовался Китай). Кроме того, был запрещен экспорт меди, никеля, серебра и цинка. Значительно ограничивалось научно-техническое сотрудничество между КНДР и другими странами, за исключением совместных проектов в области медицины. Резолюция предусматривала сокращение количества северокорейских дипломатических представителей, работающих в зарубежных посольствах, а также ограничение доступа КНДР к иностранным финансовым инструментам: зарубежные страны должны закрыть большинство северокорейских банковских счетов. Санкционный список был расширен на 10 компаний и 11 человек.

2 июня 2017 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2356 о расширении санкций в отношении Пхеньяна, что стало ответом на проводимые КНДР запуски баллистических ракет. Ограничения были введены еще против 14 лиц и четырех компаний, в частности против северокорейской корпорации "Кымсан", управляющей генеральным бюро по атомной энергии КНДР, банка "Корю", который осуществляет платежи по внешнеторговым операциям, торговой корпорации "Канбон", а также стратегических ракетных войск армии КНДР.

5 августа 2017 года Совет Безопасности ООН ужесточил санкционный режим в отношении КНДР в ответ на запуск в июле 2017 года межконтинентальной баллистической ракеты "Хвасон-14". Эта резолюция (2371) предусматривает запрет на экспорт из КНДР целого ряда минералов и продукции, в том числе угля, железа, свинца и морепродуктов. При этом страны, которые уже заключили подобные контракты, должны были завершить ввоз закупленных ископаемых и товаров в течение 30 дней со дня принятия документа. Северокорейским морским судам, нарушившим резолюции ООН, запрещался вход в порты всех государств. Также странам, где работают северокорейские рабочие, было запрещено увеличивать их число. Санкции предусматривали и адресные меры в отношении 13 лиц и предприятий, связанных с ядерной и ракетной программами Пхеньяна. По подсчетам американской стороны, полное выполнение новых ограничений должно сократить ежегодные валютные доходы КНДР, составлявшие на тот момент около $3 млрд, на $1 млрд.

11 сентября 2017 года СБ ООН принял новый пакет санкций в отношении КНДР. Эта мера была вызвана проведенным 3 сентября 2017 года очередным испытанием ядерного оружия в стране. Резолюция 2375 ввела запрет на закупку у КНДР текстиля, поставки в страну природного газа и его конденсатов, на создание совместных предприятий с юридическими лицами из КНДР. Также были введены ограничения на экспорт продуктов нефтепереработки - не более 2 млн баррелей в год (начиная с 2018 года). Предполагалось, что закупки Пхеньяном углеводородов в случае полного осуществления санкций снизится на 30%.

По оценкам Минэнерго США за 2016 год, Китай (крупнейший поставщик и партнер КНДР) поставляет Северной Корее 3,6 млн барр. нефти в год и 2,2 млн барр. в год нефтепродуктов, остальное обеспечивают более мелкие экспортеры, включая Россию. По данным миссии США в ООН, общий объем ежегодного импорта КНДР — 4 млн барр. сырой нефти и 4,5 млн барр. нефтепродуктов. ​Тем самым закупки северокорейцами нефтепродуктов упадут на 56%.

Фото: China stringer network / Reuters

Резолюция также ​запрещает членам ООН покупку северокорейского текстиля и наем новых работников из КНДР (контракты уже нанятых не могут быть продлены). Северной Корее также запрещено производить и закупать газоконденсаты.

Текущие потребности КНДР в нефти в тысячи раз меньше, чем у США или КНР, но новые санкции все равно приведут к заметному сокращению поставок, заявил Bloomberg эксперт калифорнийского Nautilus Institute Дэвид фон Хиппель. По его мнению, неизбежное сокращение потребления горючего в КНДР коснется сначала гражданской сферы, военная же останется в приоритете.

По данным Вашингтона, запрет на продажу текстиля и ограничения на работу северокорейских рабочих лишат Пхеньян значительной части валютной выручки. Текстильный экспорт приносил стране около $800 млн в год, а переводы от соотечественников за рубежом — около $500 млн только в казну государства. Оценки правозащитной организации North Korean Strategy Center еще выше — до $2,3 млрд в год получает Пхеньян от выехавших за рубеж гастарбайтеров.

Предыдущую резолюцию по Северной Корее Совбез ООН принял 5 августа. Она запрещала увеличивать наем работников из Северной Кореи, экспортировать из страны уголь, сталь, железо и железную руду, свинец, морепродукты.

История нарушений​

Свежая резолюция ООН является далеко не первым ограничительным шагом в отношении Северной Кореи. В разные годы КНДР уже запрещали торговать оружием, экспортировать природные ресурсы (торговля углем и железной рудой приносила около $1 млрд в год), импортировать авиационное топливо. Вводились против государства и различные финансовые санкции.

Однако, по сообщениям СМИ, руководству Северной Кореи нередко удается обходить запреты. Например, в марте 2017 года телеканал CNN со ссылкой на неопубликованный доклад ООН сообщил, что КНДР создала сеть подставных компаний, с помощью которых обходит санкции. В документе упоминалась торговля системами ПВО и ракетами со спутниковой системой наведения, которая оплачивалась наличными или золотом. В августе 2016 года было перехвачено северокорейское судно, на борту которого был обнаружен груз произведенной в КНДР амуниции. Похожая ситуация случилась и в 2013 году, когда обнаружили, что северокорейское судно перевозило системы ПВО с Кубы в КНДР.

Российский интерес

В ходе своего дальневосточного турне 5 сентября Владимир Путин сообщил, что Россия продает Северной Корее «40 тыс. т нефти и нефтепродуктов в квартал». «Россия экспортирует свыше 400 млн т нефти и нефтепродуктов на мировой рынок, 40 тыс. в квартал — это ноль», — говорил президент (цитата по сайту Кремля). Из приведенных им данных следует, что поставки в КНДР составляют 0,04% российского экспорта нефти и нефтепродуктов. Однако 12 сентября, уже после голосования в Совбезе ООН, The Washington Post статью, рассказывающую о контрабандном пути доставки нефтепродуктов из России в КНДР. Через подставную сингапурскую фирму Северная Корея за февраль—май 2017 года получила российских нефтепродуктов на $7 млн, утверждает газета со ссылкой на данные Минфина США. Объемы закупленного топлива газета не приводит.


Президент Российской Федерации Владимир Путин (слева) и председатель президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ен Нам (Фото: Алексей Никольский / РИА Новости)

Тогда же Путин говорил, что в России работают 30 тыс. граждан КНДР. В 2017 году норвежское издание Josimar писало, что на строительстве «Стадиона Санкт-Петербург» (известного также как «Зенит-Арена») работали минимум 110 северокорейцев. По данным комитета по труду и занятости правительства Санкт-Петербурга, в 2016 году город подал заявку на выделение квоты примерно для 3,5 тыс. граждан КНДР.

Российский МИД сообщил, что в резолюции предлагалось принудительно депортировать уже работающих за рубежом северокорейцев. «Если посмотреть на последнее решение Совбеза ООН, вряд ли северокорейские рабочие будут трудиться на территории России после вступления этого решения в силу в полном объеме», — сказал РБК Дмитрий Чернейко, председатель комитета по труду и занятости населения правительства Санкт-Петербурга. В городе, по его словам, трудятся «несколько сотен таких человек».

МИД России сообщил, что в ходе обсуждения резолюции Москва также отстояла право на продолжение реализации крупнейшего российско-северокорейского проекта в области транзита угля с российского Дальнего Востока по железной дороге до порта Раджин в КНДР и на сохранение прямого авиасообщения между двумя странами. За 2015 год через Раджин удалось перевалить порядка 1,2 млн т российского угля.

Вынужденная поддержка

Москва не приемлет претензии КНДР на статус ядерной державы и согласна с другими членами Совбеза, что нельзя оставлять недавнее ядерное испытание «без жесткой реакции», объяснил необходимость принятия резолюции постоянный представитель России при ООН Василий Небензя. «Мы поддерживали и поддерживаем введенные предыдущими резолюциями санкции, чтобы побудить КНДР выполнять требования Совбеза», — добавил он.

России вместе с китайскими партнерами удалось скорректировать «крайне жесткий американский проект, по сути, направленный на удушение северокорейской экономики», пояснил в заявлении МИД России . Удалось убрать требования о санкциях в отношении высшего руководства КНДР, правительства и правящей Трудовой партии, требование о полном эмбарго на поставки нефти и другие радикальные предложения.

«Резолюции Совбеза ООН имеют фактически статус нормы международного права, а Северная Корея все время нарушает эти резолюции — законы, непреложные для всех. В этих условиях по-другому реагировать просто невозможно. Это дипломатический этикет», — объясняет поддержку Москвой новой резолюции политолог Ирина Ланцова, научный сотрудник Восточного факультета СПбГУ.

Другая причина — Россия действует в связке с Китаем, который является стратегическим партнером Москвы, играет ведущую роль в урегулировании корейского кризиса и обладает ключевым влиянием на Пхеньян. Поэтому Москва следует за Пекином и для нее поддержка новой резолюции — это вынужденная мера, рассказал РБК Евгений Ким, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН.

В своем заявлении постпред КНР при ООН Лю Цзеи призвал Пхеньян «серьезно отнестись» к требованиям и ожиданиям со стороны мирового сообщества, напомнив о лидеров России и Китая от 4 июля продвигать российский план урегулирования. Он подразумевает параллельное поэтапное замораживание ракетно-ядерной программы КНДР и военной активности США в Южной Корее.

Евгений Ким полагает, что каждая новая резолюция Совбеза ООН об ужесточении санкций против КНДР в ответ на нарушение прежних резолюций создает порочный круг, из которого выйти непросто, поскольку многие вопросы остаются неразрешенными. Опрошенные РБК эксперты уверены, что принятая накануне резолюция №2375 не только не остановит Пхеньян, но и спровоцирует ответную агрессивную риторику и новые ракетные испытания в ближайшем будущем. В комментарии МИД КНДР от 11 сентября говорится , что Пхеньян ​​«внимательно следит за шагами США и озаботится тем, чтобы Вашингтон заплатил соответствующую цену за незаконную «резолюцию» о санкциях». Пхеньян обещает меры, которые причинят «величайшую боль и страдание» за всю историю США и будут​ призваны «укротить американских гангстеров на глазах у всего мира».