Виды зайцев и особенности их биологии

Пособие включает четыре раздела - растения, животные, человек и его здоровье, общая биология, написанные в соответствии с программой для поступающих в вузы. Материал изложен в эволюционном аспекте, объединяющем все разделы в единое целое. Особое внимание уделено практическому использованию достижений биологии в медицине, охране окружающей среды, сельском хозяйстве.

При написании пособия авторы использовали многолетний опыт преподавания биологии на подготовительном отделении Минского государственного медицинского института и приема вступительных экзаменов у абитуриентов.
Для слушателей подготовительных отделений, абитуриентов высших и средних специальных учебных заведений, учащихся общеобразовательных школ.


Предисловие.
РАСТЕНИЯ.
Бактерии.
Грибы.
Водоросли.
Лишайники.
Моховидные.
Папоротниковидные.
Голосеменные.
Покрытосеменные.
Корень.
Стебель.
Лист.
Цветок. Плод. Семя.
Размножение цветковых растений.
Вегетативное размножение.
Половое размножение.
Классификация цветковых растений.
Класс Однодольные.
Класс Двудольные.
Растение и окружающая среда.
Охрана растений.
Развитие растительного мира на Земле.

ЖИВОТНЫЕ.
Тип Одноклеточные (Простейшие) .
Тип Кишечнополостные.
Tип Плоские черви.
Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви.
Тип Моллюски (Мягкотелые) .
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные.
Класс Паукообразные.
Класс Насекомые.
Отряды насекомых с полным превращением.
Отряд насекомых с неполным превращением.
Тип Хордовые.
Класс Ланцетники.
Класс Рыбы.
Класс Земноводные (Амфибии) .
Класс Пресмыкающиеся (Рептилии) .
Класс Птицы.
Класс Млекопитающие.
Вопросы и задания для самоконтроля.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.
Общий обзор организма человека.
Опорно-двигательная система.
Строение скелета человека.
Мышцы, их строение и функции.
Кровь.
Состав крови.
Форменные элементы крови.
Группы крови.
Свертывание крови как защитная реакция.
Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови.
Кровообращение.
Строение сердечно-сосудистой системы.
Большой и малый круги кровообращения.
Движение крови по сосудам. Кровяное давление, пульс.
Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Дыхание.
Органы дыхания, их строение и функции.
Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания.
Пищеварение.
Пищеварительные ферменты и их значение.
Строение органов пищеварения.
Пищеварение в полости рта.
Пищеварение в желудке.
Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении.
Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание.
Гигиена питания.
Обмен веществ.
Общая характеристика обмена веществ и энергии.
Расход энергий, нормы питания, рациональное питание.
Выделение.
Строение и функции почек.
Образование мочи.
Кожа.
Строение и функции кожи.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Деление клеток.
Размножение организмов.
Индивидуальное развитие организмов.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Принцип решения типовых задач.
Задачи для самоконтроля.
Основы генетики.
Наследственность.
Основные закономерности наследования.
Сцепленное наследование.
Генетика пола.
Основные положения хромосомной теории наследственности.
Геном как целостная исторически сложившаяся система.
Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Изменчивость.
Закон гомологичных рядов Н.И.Вавилова.
Мутации как материал для отбора.
Основы селекции.
Селекция растений.
Селекция животных.
Основные направления биотехнологии.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Принципы решения типовых задач.
Задачи для самоконтроля.
Эволюционное учение.
Додарвиновский период развития биологии.
Основные положения эволюционной теории Дарвина.
Движущие силы эволюции.
Вид и популяция.
Результаты эволюции.
Развитие органического мира.
Доказательства эволюции органического мира.
Главные направления эволюции.
Происхождение человека.
Дарвин о происхождении человека от животных (биологические факторы антропогенеза).
Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека (социальные факторы антропогенеза).
Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Основы экологии.
Экологические факторы.
Абиотические факторы.
Биотические факторы.
Биогеоценозы, их структуры и характеристика.
Основы учения о биосфере.
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.
Возникновение и эволюция биосферы.
Природные ресурсы и проблемы их охраны.
Вопросы и задания самоконтроля.
Литература.
Алфавитный указатель.
Приложение.

Бактерии.
Бактерии встречаются повсеместно, населяя все среды обитания. Наибольшее количество их находится в почве - до 3 млрд. в одном грамме. Бактерии обнаружены в пресной и соленой воде, на ледниках. Их много в воздухе, в молоке, в организмах животных и растений (как живых, так и мертвых). Не является исключением и организм человека.

Бактерии представляют собой, как правило, микроскопические одноклеточные организмы размером от 0,2 до 10 мкм, в редких случаях - до 30- 100 мкм. Среди бактерий встречаются неподвижные и подвижные формы. Передвигаются бактерии с помощью одного или нескольких жгутиков. Клетки бактерий разнообразны по форме: шаровидные - кокки, палочковидные - бациллы, в форме запятой - вибрионы, извитые - спирохеты и спириллы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Пособие по биологии для абитуриентов, Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М., 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Виды зайцев и особенности их биологии

В состав семейства зайцев входят русак, беляк, толай, маньчжурский заяц. Сюда, же относится дикий кролик, обитающий у нас на юге Украины, но его мы касаться не будем, потому что книга наша посвящена охоте на зайцев. Иногда встречается помесь между русаком и беляком - заяц-тумак, имеющий признаки обоих видов. Такие гибриды потомства не дают.

Наиболее распространены русак и беляк, но в последние годы русака становится все меньше, и это вызывает тревогу.

Поголовье зайцев-толаев находится в несколько лучшем состоянии, запасы их даже полностью не осваиваются.

Что касается маньчжурского зайца, обитающего на сравнительно небольшой территории, то он не так многочислен и популярен, как остальные виды.

Заяц-русак живет в основном в европейской части нашей страны - от западных границ до Зауралья, от Архангельска до побережья Каспийского моря. Область распространения русака постепенно расширяется, и только за последние 50-60 лет он продвинулся на восток более чем на тысячу километров. Кроме того, русака выпускали там, где раньше его не было: в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.

Русак - наиболее крупный представитель семейства заячьих (до 7 кг), хотя в разных районах вес его неодинаков. Наиболее мелкие - южные русаки, весящие всего 3-3,5 килограмма. Самые крупные русаки живут в Башкирии. Различны и размеры тела русака, длина самых крупных превышает 70 сантиметров.

В отличие от беляка русак имеет более длинный, клиновидный хвост, сверху окрашенный в черный цвет. У него длинные уши, узкие и длинные лапы, подошвы которых покрыты короткими жесткими волосами. Когда нужно различить русака и беляка в летнем опушении, то обычно сравнивают их по длине ушей: у русака уши, если их вытянуть к носу, будут выступать за него, так как они длиннее головы; у беляка уши короче и не доходят или едва доходят до кончика носа.

У русака красивая волнистая и шелковистая шерсть, окраска волосяного покрова изменяется от глинисто-буро-серой с палевым оттенком (на юге) до светло-серой, почти белой с неизменным темным "ремнем" на хребте (на севере и северо-востоке). Окрас волосяного покрова у южных и западных русаков по сезонам почти не меняется. В северных и северо-восточных районах летняя буроватая окраска к зиме меняется на светлую, почти белую - происходит линька. Не меняют своего темного цвета кончики и оторочка ушей, верхняя часть хвоста и узкая полоса на хребте.

Русак, задние лапы которого значительно длиннее передних, хорошо бегает по твердой поверхности, но с трудом по глубокому рыхлому снегу.

Этот заяц отлично приспособился к жизни в условиях открытых пространств. У него хорошо развито зрение, и он может различать опасность на расстоянии 300-400 метров. Утверждения о "близорукости" русака ошибочны и вызваны, наверное, тем, что он не всегда определяет степень опасности, а подчас слишком любопытен. Вот почему русак довольно часто близко подпускает охотника.

Не менее остро у русака развиты слух и обоняние, помогающие ему хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. Вряд ли можно считать зайца-русака трусливым животным. Имеется множество примеров проявления им великолепной выдержки, хитрости и изворотливости. Кроме того, очень часто русак живет в непосредственной близости к человеку. А многие повадки русака часто убеждают в его высокой сообразительности и чуть ли не "расчетливости". В минуты крайней опасности - из-под гона собак - он даже порой спасается в населенных пунктах или в стаде скота.

Живет русак в самых разнообразных угодьях. Его можно встретить в полупустыне и архангельских лесах, в альпийских лугах Кавказа и донских степях, в карпатских ельниках и на подмосковных полях. Однако в большинстве мест он сохраняет свою исконную привязанность к открытым угодьям. Поэтому основные места обитания русака - поля с различными сельскохозяйственными культурами, луга и луговые поймы, овраги, балки, а также сады, окраины лесов и лесополосы, кустарниковые заросли, песчаные массивы с древесно-кустарниковой растительностью.

По своему образу жизни русак - сумеречно-ночное животное, но там, где его меньше беспокоят, бывает активен и днем. На лежку залегает в самых разнообразных местах, хотя часто это зависит от состояния погоды, характера местности и освещенности. С лежки русака можно поднять и в открытом поле, и в заросшем овраге, на огороде и в лесу, в саду и в лесополосе.

Большую часть года русаки питаются различными травянистыми растениями. Лишь зимой, особенно во второй половине, они поедают древесно-кустарниковые растения, обгрызая кору стволов и боковые побеги. Именно в этот период русак может повреждать плодовые деревья и молодые лесопосадки. Практически этот заяц редко голодает. Недостаток корма может ощущаться в многоснежные зимы с метелями, буранами и гололедицей.

Зайцы обычно не нуждаются в воде, потребность в ней они удовлетворяют при поедании сочной травянистой растительности. Иногда приходится наблюдать, как они пьют из дождевых луж в летнее время, но это случается довольно редко.

Как и другие растительноядные животные, зайцы нуждаются в добавочном минеральном питании и поэтому почти постоянно ощущают потребность в соли. Вот почему они охотно посещают искусственные солонцы. Иногда они лижут оставленные неразбросанными минеральные удобрения, принимая их за соль, и от этого гибнут.

Период размножения русака довольно продолжителен и длится с января (на юге) до сентября. Начало гона зайцев легко можно определить по их повышенной активности- многочисленным следам с поволокой, остаткам шерсти дерущихся самцов, бодрствованию в дневное время. При этом на снегу хорошо заметны пятна синей мочи.

После шестинедельной беременности (сроки ее могут колебаться от 41-42 до 48-51 дня) зайчиха приносит обычно 2-5, реже до 9 зайчат. За сезон размножения у нее может быть от 2 до 4 выводков с общим числом 10- 12 и более зайчат. Рождаются зайчата зрячими, опушенными и растут очень быстро за счет питательного молока зайчихи (до 24% жира и 12% белка) и раннего перехода на зеленый корм. Трехмесячного зайчонка уже трудно отличить от взрослого зайца.

Зайчата обладают удивительной приспособляемостью к окружающей обстановке: они неподвижно лежат на одном месте, ничем не выдавая своего присутствия, среди зарослей травы или кустарника и не имеют никакого запаха. Дело в том, что потовые железы у зайцев расположены преимущественно на подошвах лап. Даже острое чутье лисицы редко позволяет ей обнаружить затаившегося зайчонка. Считается, что и зайчиха, возвращаясь к зайчатам для очередной кормежки, находит их чаще всего только после того, как они дадут след. Гончая тоже, как правило, не чует лежащего зайца, часто пробегает мимо и обнаруживает его лишь тогда, когда встревоженный зверек поднимется с лежки, оставив за собой остро пахнущий след. Поэтому даже на открытом месте притаившегося зайчонка обнаружить довольно трудно, к тому же его хорошо маскирует более длинная шерсть на брюшке и боках, делающая его почти незаметным.

Несмотря на такую высокую приспособляемость к условиям местности, из довольно многочисленного потомства к осени выживают лишь немногие зайчата, так что в целом прирост их не всегда ощутим. Это связано с высокой естественной смертностью молодняка от разных причин.

Заяц-беляк имеет много общего с русаком, но у него есть и отличия по окрасу, строению тела и образу жизни. Укажем на основные особенности, которые необходимо знать молодому охотнику.

Заяц-беляк заселяет огромную, значительно большую территорию, чем русак: он водится почти во всей лесной зоне, в лесостепи, частично в степи, а также в тундре, хотя численность его в разных зонах различна.

Беляк отличается от русака меньшим весом (2,5- 5,5 кг) и размером, более короткими задними лапами и массивной головой. Наиболее крупные беляки живут в тундрах Чукотки и Таймыра, самые мелкие на юге Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Подошвы лап беляка более широкие, "разлапистые", лучше опушены и хотя по скорости бега он уступает русаку, но по рыхлому снегу передвигается лучше.

Свое название - беляк - он получил за зимнюю окраску. Этого снежно-белого зайца, лежащего на снегу, выдают только черные кончики ушей. Летом беляки имеют рыжевато-буро-серую окраску и напоминают летнего русака. Правда, подшерсток у беляков более жесткий и остевые волосы совершенно прямые.

Беляк считается в основном лесным жителем и предпочитает такие участки леса, где имеются лучшие кормовые и защитные условия. Поэтому его не стоит искать в глухом и густом лесу. Для него удобнее более разнообразные лесные угодья с полянами, кустарниками, моховыми и кочкарниковыми болотами, осинниками, сечами, старыми гарями и оврагами. В летнее время беляк может обитать и в густом лесу. Зимой же обычно его избегает.

В отличие от русака беляк больше связан с определенными местами лежек, иногда использует их повторно. На дневку залегает в самых разнообразных, но обязательно хорошо защищенных местах. Особенно любит ложиться под поваленными ветром деревьями, в кучах хвороста, среди кочек на болотах, в куртинах густого кустарника и в лесных оврагах.

Обычно беляк живет оседло, но иногда совершает перекочевки. В пределах одних и тех же участков угодий эти перекочевки незначительны и связаны преимущественно с сезонной сменой кормов. Но беляки могут путешествовать и на значительные расстояния, особенно в тундре, когда нужда заставляет их откочевывать в южном направлении-в лесотундру.

Так же, как и русак, этот заяц ведет сумеречно-ночной образ жизни. Активность его зависит от состояния погоды: зимой он наиболее активен в морозные ночи, а в оттепели дольше не встает с лежки, оставаясь на ней иногда до двух суток.

Состав кормов беляка отличается тем, что в его пище больше древесно-кустарниковой, чем травянистой растительности. Особенно важно для беляка иметь достаточный набор зимних кормов, так как летом недостатка в пище он обычно не ощущает. Лучшие по качеству корма беляк находит на опушках и больших лесных полянах, где растения хорошо освещены солнцем, более разнообразны и питательны. Нуждаются беляки и в минеральном питании, охотно посещают солонцы. Самки нередко грызут кости, сброшенные рога оленей и лосей, восполняя потребность в минеральных веществах, особенно необходимых развивающимся зародышам и новорожденным зайчатам. Потребность в воде беляк ощущает лишь в засушливую погоду, что вынуждает его перемещаться ближе к лесным водопоям.

Сезон спаривания длится с февраля по июль, зайчата появляются после семинедельной беременности в период с марта по август. Всего у беляка бывает от одного до трех выводков, в каждом - от 1 до 3-5 зайчат. Наиболее важное значение имеет именно первый выводок (у русака- второй!), определяющий прирост поголовья этого вида.

Зайчата хорошо приспособлены к окружающей обстановке, довольно быстро растут. Но, как и у всех зайцев, молодняк беляка, особенно летних выводков, подвержен высокой смертности больше половины зверьков гибнет летом, так что из 10-11 зайчат, приносимых одной самкой выживают лишь немногие.

Беляк, более чем другие зайцы, подвержен действию различных заболеваний, особенно глистных. Чаще это наблюдается в сырых, низменных угодьях, благоприятных для развития различных глистов. Распространению заболевании способствует дождливая летняя погода. Немало зайцев гибнет и от хищников, их главные враги - лисица и рысь. Однако в целом поголовье зайцев не зависит только от лисиц.

Несмотря на все эти причины, поголовье зайца-беляка может достигать высокой численности, особенно в северных и центральных областях европейской части страны.

Заяц-толай населяет южные районы нашей страны: Среднюю Азию, Казахстан и Южную Сибирь до Забайкальских степей, обитает в пустынях и полупустынях, в степях и тугайных зарослях, заходит даже в горы. Особенно любит жить в различных зарослях густой и колючей растительности, встречается в лиственных и хвойных лесах, на субальпийских лугах.

Он напоминает русака, но вес его чуть ли не в два раза меньше чем у русака (от 1,5 до 3 кг). Длина тела около 50 сантиметров. Более скромное, чем у русака, зимнее опушение толая имеет тусклый, пепельно-серый или серовато-коричневый цвет. Темные и светлые концы остевых волос создают своеобразный штриховатый рисунок, причем в отличие от русака опушение короткое, редкое, без волнистости. Хвост сверху черный или черновато-бурый, уши длиннее, чем у русака, и по наружному краю черной каймы не имеют.

На лежке этого зайца обнаружить довольно трудно, так как устраивается он в густых зарос лях кустарниковых или травянистых растений, скрываясь от своих врагов: шакалов, лисиц, диких кошек. Образ жизни толая имеет много общего с другими представителями семейства зайцев. Кормится в сумеречно-ночное время, а днем находится на лежке, причем всю свою жизнь толай практически проводит в том же микрорайоне, где появился на свет. Это типичный растительноядный зверек, питающийся различными травянистыми и древесно-кустарниковыми растениями. Охотно кормится, как и русак, на сельскохозяйственных посевах, особенно там, где они расположены поблизости от зарослей - мест дневок.

Размножение толая изучено слабо, не установлена даже продолжительность беременности самок. Гон начинается рано - в конце января и заканчивается в сентябре. Молодняк появляется в период с февраля по октябрь, причем в выводке бывает три-шесть и более зайчат. Предполагают, что всего у толая бывает три-четыре выводка и более многочисленны зайчата во втором и третьем пометах.

Поголовье этого зайца может достигать высокой численности, значительно большей, чем у" беляка, причем запасы толая полностью явно не осваиваются. Ценится он лишь как объект охоты.

Маньчжурский заяц по образу жизни и внешнему облику напоминает беляка, хотя по размеру и весу тела может быть меньше, чем самый мелкий беляк. От других зайцев отличается тем, что его охристо-буровато-коричневая окраска с резко выраженным темным пестрым рисунком по сезонам не меняется. Волосяной покров жесткий, щетинистый. Короткими лапами и общей компактностью тела маньчжурский заяц напоминает дикого кролика.

Область распространения маньчжурского зайца незначительна. Он заселяет лиственные прибрежные леса Дальнего Востока, долину Амура. Как и беляк, он типичный лесной житель, избегает открытых мест и старых лесов, предпочитает склоны гор, овраги, поймы рек и другие участки с зарослями орешника и молодого дубняка, осинники и березняки с богатым кустарниковым подлеском.

Маньчжурский заяц - оседлый зверек, активен в сумеречно-ночное время. Весь день проводит на лежке, которую устраивает в зарослях, дуплах поваленных деревьев, в обрывах и барсучьих норах. Зимой может иметь несколько лежек, соединенных тропами.

Питается древесно-кустарниковыми растениями, ягодами, плодами, водорослями. Зимой иногда кормится под снегом, прорывая в нем ходы.

Размножение маньчжурского зайца мало изучено. Известно, что сезон спаривания продолжается с марта по июнь, а зайчата появляются в апреле - июле. В выводке бывает от 1 до 4 зайчат.

Поскольку маньчжурский заяц обычно не достигает высокой численности, имеет мелкие размеры и низкое качество волосяного покрова, его хозяйственное значение невелико.

***
Краткую биологическую характеристику зайцев остается дополнить общими сведениями об особенностях, свойственных всем рассмотренным видам семейства зайцев.

Зайцы, как и другие пушные животные, ежегодно меняют волосяной покров. Лишь у маньчжурского зайца волосяной покров внешне остается неизменным.

Весной густой, длинный зимний волосяной покров меняется на более редкий и короткий летний мех. Осенью, наоборот, происходит полная смена летнего волосяного покрова на зимний. Признаком начинающейся линьки кроме непрочности выпадающего волоса служит изменение цвета мездры (кожи) зайцев. При осенней линьке мездра синеет с задней части тела, а весной линька начинается с головы. Весенняя линька протекает бурно, волосы быстро утрачивают свой блеск, становятся ломкими, редеют и выпадают целыми клоками. Такие клочки белой шерсти, похожие на комки позднего снега, нередко находят в весеннем лесу, когда охотятся на вальдшнепиной тяге.

Осенью линька проходит более ровно, и время ее окончания определяет срок начала охоты. Шкурка становится полноценной только после завершения линьки. Обычно к моменту установления белой тропы (устойчивого снегового покрова) беляки вылинивают полностью, надевая свою зимнюю, ослепительно белую шубку. Но иногда их "подводит" погода: первый, неустойчивый снег сгоняют поздние октябрьские дожди, и вылинявшие белые зайцы резко выделяются среди потемневшего осеннего леса и жухлой, рыжей листвы. Именно на этой особенности основана, кстати, охота "в узерку".

При осенней линьке мездра беляка не синеет, как у других зайцев, оставаясь белой. Весной она такая же темная, как у русака и толая. Это объясняется тем, что к зиме у беляка отрастают белые волосы, не имеющие в корнях особого красящего вещества - пигмента.

У здоровых, упитанных зайцев линька обычно протекает нормально, причем раньше вылинивают самцы, а затем уже самки. При этом линька у самок по срокам протекает быстрее, чем у самцов. Молодняк поздних выводков вступает в линьку позже других зайцев, она задерживается также у больных и неупитанных зверьков. Сроки линьки могут изменяться в зависимости от погодных условий. Обычно в центральных районах линька у русака заканчивается к середине ноября, у беляка - к концу этого месяца.

Все зайцы подвержены болезням, поэтому в отдельные годы может наблюдаться массовая гибель этих животных, или мор, как говорили раньше. Однако такая массовая гибель обычно связана с определенными условиями - состоянием их численности и погоды. При высокой численности, когда зайцы чаще контактируют друг с другом, болезни распространяются быстрее. Способствует возникновению заболеваний сырая погода, особенно холодные летние дожди. Есть болезни постоянного характера, которые практически не связаны с высокой численностью зайцев и состоянием погоды.

Некоторые болезни зайцев являются общими для человека и домашних животных. Одни заболевания могут встречаться на небольших площадях, не затрагивая значительного поголовья зайцев, другие захватывают большие территории. В большинстве случаев больного зайца легко отличить от здорового. Заболевший зверек крепче лежит на лежке, не способен долго уходить от собаки, менее осторожен. При некоторых болезнях зайцы утрачивают реакцию на опасность, внешний вид у них становится непривлекательным - ломкая, тусклая шерсть, нарушенная координация движении, худоба, расстройство пищеварения. Однако нередки случали, когда охотник находит погибшего зайца без каких-либо внешних признаков заболевания: с хорошей упитанностью, блестящей ровной шерстью. Гибель может быть вызвана, в частности, острым отравлением ядохимикатами, наличие которых у погибшего зайца нелегко установить даже в лаборатории. Важно не оставлять без внимания подобные случаи.

Распространение болезней зависит и от санитарного состояния угодий, от почвы, местного климата, состава растительности, численности различных насекомых, наличия больных домашних животных, бродячих собак и т. п. Поэтому роль болезней в колебании численности одного и того же вида зайцев в разных географических районах неодинакова. Так, для беляка в Якутии и на Европейском Севере болезни - главная причина гибели.

Наиболее распространены среди зайцев глистные заболевания, поражающие легкие, трахею, бронхи, кишечник, печень. (Вот почему, в частности, не рекомендуется скармливать собакам сырые внутренности зайцев, чтобы не заразить собак глистами).

Чем гуще территория населена человеком, тем интенсивнее его хозяйственная деятельность. Поскольку беляк главным образом живет в лесных угодьях, в средней полосе на его численность значительное влияние оказывают различные лесохозяйственные и гидромелиоративные работы.

Так, например, сплошные рубки, образующие большие площади лесосек, вначале, казалось бы, создают самые благоприятные условия для жизни беляка: на месте густого, сплошного леса быстро появляется мелкая древесная и кустарниковая поросль, улучшается травяной покров. Но уже через десять-пятнадцать лет поросль подрастает, молодняк переходит в следующую возрастную группу - жердняк - и кормовые свойства угодий для беляка значительно ухудшаются.

Ухудшает условия обитания беляка и посадка хвойных деревьев на больших площадях, лишающая лес его разнообразия. Такие участки леса становятся малопригодными для зайцев. Отрицательно влияют на состояние угодий беляка и некоторые лесные гидромелиоративные работы, проводящиеся в центральных районах лесной зоны.

В густонаселенных примагистральных районах на состоянии поголовья зайца-беляка в большей степени отрицательно сказывается так называемый фактор беспокойства. Правда, беляк, как и другие зайцы, неплохо приспособился к соседству с человеком. Но когда наблюдается одновременное воздействие нескольких факторов - постоянное беспокойство, различные хозяйственные работы, включающие пастьбу скота и сенокошение, - это начинает сказываться на численности зайца-беляка. Не трудно понять, что усугубляет положение и неумеренная охота, сильно подрывающая поголовье беляка в отдельных районах центральной полосы. Вместе с тем имеется немало мест, где численность беляка возрастает значительно, а запасы его не осваиваются или осваиваются недостаточно.

Охотнику желательно знать, например, что у разных по возрасту и по полу зайцев одного и того же вида по-разному проявляется осторожность и реакция на опасность. Подмечено, что более осторожны самцы, которые раньше поднимаются с лежки, завидя охотника. Самки, наоборот, чаще затаиваются и быстрее попадают под выстрел. Осторожность зайцев возрастает при низкой их численности, частом беспокойстве человеком и собаками. Там же, где зайцев много и их меньше беспокоят, они нередко подпускают человека на 15-20 метров. Это зависит и от времени года: весной и летом, например, они более доверчивы, чем осенью и зимой. В начале сезона охоты эти животные ближе подпускают к себе, чем в конце его. Молодые зайцы и больные зверьки неохотно поднимаются с лежки. Все эти особенности необходимо учитывать при охоте.

В поведении зайцев много других интересных моментов, которые нужно подмечать молодому охотнику. Каждый выход на охоту может дать ему новые, неизвестные или малоизвестные ранее сведения о повадках этих животных. Поэтому очень важным качеством охотника должна быть наблюдательность, без которой трудно ощутить настоящую радость общения с природой. Именно охотники могут значительно дополнить сведения о поведении зайцев, что весьма важно для управления поголовьем этих животных. Чем больше мы будем иметь сведений о зайцах, тем легче будет нам вести "заячье хозяйство".

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 УДК 57(075.4) ББК 28я729 Б63 Авторы: Р.Г. Заяц, В.Э. Бутвиловский, В.В. Давыдов, И.В. Рачковская Все права на данное издание защищены. Воспроизведение всей книги или любой ее части не может быть осуществлено без разрешения издательства. Б63 Биология: для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц [и др.]. 4-е изд., испр. Минск: Выш. шк., с. : ил. ISBN Содержит программный материал по биологии за курс общеобразовательной школы, примеры решения задач по молекулярной биологии, генетике, эволюции и экологии, а также задачи для самоконтроля с ответами. Предыдущее издание, вышедшее в 2011 г., написано на основе пособия «Биология для поступающих в вузы» авторов Р.Г. Зайца, И.В. Рачковской, В.М. Стамбровской, выдержавшего 9 изданий с 1999 по 2004 г. Для абитуриентов высших и средних специальных учебных заведений. Будет полезно слушателям подготовительных курсов и учащимся общеобразовательных школ. УДК 57(075.4) ББК 28я729 ISBN Издательство «Вышэйшая школа», 2012

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Для успешного поступления и дальнейшего обучения в высших учебных заведениях медицинского, биологического и сельскохозяйственного профиля необходимы глубокие знания основ биологии. Значение биологии как науки об общих закономерностях возникновения и развития жизни очень велико. Знание биологии необходимо для осмысления места человека в системе природы, понимания взаимосвязей организмов и окружающей их неживой природы. Без этого невозможно внедрение в жизнь современных биотехнологий на базе генной инженерии, дальнейшее развитие селекции животных, растений и микроорганизмов, прогнозирование экологических ситуаций в различных регионах и состояния биосферы в целом, распознавание, профилактика и лечение многих болезней растений, животных и человека. Биология, по выражению академика И.В. Давыдовского, «является теоретической базой медицины», поэтому к абитуриентам, поступающим в вузы медико-биологического профиля, предъявляются высокие требования. Они должны показать знание строения и процессов жизнедеятельности вирусов, бактерий, грибов, растений, животных и человека, владеть основными терминами, понятиями, закономерностями, законами, концепциями и теориями биологии, уметь решать задачи по молекулярной биологии, генетике, эволюции и экологии, что позволит осознанно и правильно отвечать на вопросы тестовых заданий. Настоящее пособие не дублирует школьные учебники, а разъясняет основные положения разделов курса биологии в соответствии с современными данными и с требованиями, предъявляемыми при централизованном тестировании. Главная задача пособия доступно изложить абитуриентам сложные и важные вопросы программы, облегчив тем самым подготовку к централизованному тестированию. ПРЕДИСЛОВИЕ 3

4 При написании пособия авторы использовали многолетний опыт преподавания биологии на подготовительном отделении Белорусского государственного медицинского университета. Все разделы пособия написаны кратко, четко, доступно, с одинаковой глубиной и степенью сложности. Порядок их расположения соответствует программе по биологии для поступающих в вузы. В пособии имеются образцы решения задач и задачи для самоконтроля по молекулярной биологии и генетике, эволюции и экологии. Главы «Доклеточные формы жизни», «Доядерные организмы (прокариоты)», «Протисты», «Грибы» и «Растения» раздела «Многообразие органического мира» написала профессор И.В. Рачковская, главу «Животные» доцент В.В. Давыдов, раздел «Биология человека» доцент В.Э. Бутвиловский, раздел «Общая биология» профессор Р.Г. Заяц. Авторы выражают искреннюю благодарность и признательность всем сотрудникам кафедры биологии Белорусского государственного медицинского университета за помощь и поддержку при подготовке рукописи, а также профессору В.П. Андрееву и доценту Н.Д. Лисову за ценные советы и замечания. Все замечания и пожелания, направленные на улучшение книги, будут приняты с благодарностью. Авторы

6 ОГЛАВЛЕНИЕ Общая характеристика типа Многообразие кишечнополостных Гидроидные полипы Сцифоидные медузы Коралловые полипы Тип Плоские черви Общая характеристика типа Многообразие плоских червей Тип Круглые черви Общая характеристика типа Многообразие круглых червей Тип Кольчатые черви Общая характеристика типа Многообразие кольчатых червей Тип Моллюски (Мягкотелые) Общая характеристика типа Многообразие моллюсков Тип Членистоногие Общая характеристика типа Класс Ракообразные Многообразие ракообразных Класс Паукообразные Многообразие паукообразных Класс Насекомые Многообразие насекомых Насекомые компоненты биогеоценозов Насекомые вредители полей, садов и лесов Практическое значение насекомых Тип Хордовые Общая характеристика типа Подтип Оболочники (Личиночно-хордовые) Подтип Бесчерепные (Головохордовые) Подтип Черепные (Позвоночные) Надкласс Рыбы Многообразие рыб Класс Земноводные (Амфибии) Многообразие земноводных Класс Пресмыкающиеся (Рептилии) Многообразие пресмыкающихся Класс Птицы Многообразие птиц Класс Млекопитающие Многообразие млекопитающих

7 БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Общий обзор организма человека Органы и системы органов Опорно-двигательный аппарат Состав, строение и рост костей Типы соединения костей Строение скелета человека и его особенности Строение скелетной мышцы Работа мышц. Утомление мышц. Значение двигательной активности для сохранения здоровья Внутренняя среда организма Постоянство внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость и лимфа) Значение крови и кровообращения Состав крови: плазма, форменные элементы Группы крови Свертывание крови Иммунитет и его виды Кровообращение Сердце. Его строение и работа. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца Артерии, капилляры, вены Круги кровообращения Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс Гигиена сердечно-сосудистой системы Дыхание Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат Газообмен в легких и тканях Механизм дыхательных движений Жизненная емкость легких Нервная и гуморальная регуляция дыхания Гигиена дыхания Пищеварение Пищевые продукты и питательные вещества Пищеварительные ферменты Строение и функции ротовой полости. Регуляция слюноотделения Глотка. Пищевод Строение и функции желудка. Регуляция отделения желудочного сока ОГЛАВЛЕНИЕ 635

8 ОГЛАВЛЕНИЕ Строение и функции кишечника. Всасывание Печень, поджелудочная железа и их роль в организме 305 Гигиена питания Обмен веществ Пластический и энергетический обмен веществ Водно-минеральный обмен в организме Обмен белков Обмен углеводов Обмен жиров Витамины и их роль в обмене веществ. Гиповитаминозы 316 Выделение Строение органов мочевыделительной системы Функции почек. Нефрон структурно-функциональная единица почек. Образование мочи. Нервная и гуморальная регуляция деятельности мочевыделительной системы Кожа Строение и функции кожи Гигиена кожи Нервная система Значение нервной сстемы. Рефлекс. Рефлекторная дуга 329 Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции спинного мозга Строение и функции головного мозга. Значение коры больших полушарий Вегетативная и соматическая части нервной системы 339 Высшая нервная деятельность Безусловные и условные рефлексы Образование, торможение и биологическое значение условных рефлексов Интегративная деятельность мозга основа сознания, внимания, памяти. Речь и мышление Значение слова Сон и его значение Человек личность Анализаторы (сенсорные системы) и их значение Строение анализаторов. Органы чувств Строение, функции и гигиена органов зрения Строение, функции и гигиена органов слуха Эндокринный аппарат Железы внутренней секреции и их значение. Роль гуморальной регуляции в организме. Гормоны и их свойства Внутрисекреторная деятельность гипофиза, щитовидной, поджелудочной, половых желез и надпочечников

9 Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции функций организма Половая система Строение и функции мужской и женской половых систем 371 Гигиена половой сстемы Современные методы контрацепции как способ предотвращения нежелательной беременности и венерических заболеваний Опасность искусственного прерывания беременности 378 Заболевания, передающиеся половым путем, и их профилактика Развитие организма человека Внутриутробное развитие Роды ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ Клетка структурная и функциональная единица жизни. 387 Цитология как наука. Методы изучения клетки Клеточная теория Строение и функции клетки Строение и функции клеточного ядра Химический состав клетки Обмен веществ и энергии Обмен веществ основа жизнедеятельности клетки 416 Пластический обмен Регуляция работы генов Регуляция работы генов у прокариот Регуляция работы генов у эукариот Энергетический обмен Воспроизведение клетки Размножение и индивидуальное развитие организмов 440 Размножение организмов Онтогенез Принципы решения типовых задач Задачи для самоконтроля Закономерности наследственности и изменчивости Генетика как наука Наследственность Основные закономерности наследования Моногибридное скрещивание Принцип взаимодействия аллельных генов Дигибридное скрещивание Неаллельные гены и принципы их взаимодействия 468 ОГЛАВЛЕНИЕ 637

10 ОГЛАВЛЕНИЕ Сцепленное наследование Генетика пола Цитоплазматическая наследственность Изменчивость Фенотипическая изменчивость Генотипическая изменчивость Закон гомологичных рядов Н.И. Вавилова Особенности наследственности и изменчивости человека 483 Селекция Основы селекции Селекция растений Селекция животных Основные направления биотехнологии Принципы решения типовых задач Задачи для самоконтроля Просхождение и эволюция живых систем Происхождение и развитие жизни на Земле Развитие эволюционных представлений Эволюционная теория Дарвина Доказательства эволюции Современные представления об эволюции Видообразование Адаптации как результат эволюции Основные направления эволюционного процесса Происхождение человека Место человека в зоологической системе Движущие силы антропогенеза Этапы эволюции человека Человеческие расы Принципы решения типовых задач Задачи для самоконтроля Взаимодействие организмов со средой Экология Экология как наука Экологические факторы Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенные факторы Комплексное воздействие факторов на организм Среды жизни Популяции, сообщества, экосистемы Экологическая характеристика популяции Биоценоз и его структура

11 Биогеоценоз Цепи питания Продуктивность биогеоценозов Динамика биогеоценозов Агроценозы Биосфера Биосфера и ее границы Круговорот веществ и приток энергии в биосфере 603 Эволюция биосферы Биосфера в период научно-технического прогресса 606 Принципы решения типовых задач Задачи для самоконтроля Предметный указатель Рекомендуемая литература

12 Учебное издание Заяц Роман Георгиевич Бутвиловский Валерий Эдуардович Давыдов Владимир Витольдович Рачковская Ирина Владимировна БИОЛОГИЯ Для поступающих в вузы Редакторы М.С. Молчанова, Л.Н. Макейчик Художественный редактор В.А. Ярошевич Технический редактор А.Н. Бабенкова Корректор В.И. Аверкина Компьютерная верстка Ю.Л. Шибаевой Подписано в печать Формат /32. Бумага типографская 2. Гарнитура «Школьная». Офсетная печать. Усл. печ. л. 33,6. Уч.-изд. л. 35,2. Тираж 3500 экз. Заказ Республиканское унитарное предприятие «Издательство Вышэйшая школа». ЛИ 02330/ от Пр. Победителей, 11, Минск. Республиканское унитарное предприятие «Издательство Белорусский Дом печати». ЛП 02330/ от Пр. Независимости, 79, Минск.


2 словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий. 7. Структура теста Раздел 1.

Тематическое планирование Учебный предмет: биология Класс: 8 Программа: Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Программа для 5-9 классов общеобразовательных организаций. М.: Дрофа, 204. Учебник: Сонин Н.И.,

С. И. Колесников Биология: пособие-репетитор Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное КНОРУС МОСКВА 2014 УДК 573 ББК 28.0 К60 Рецензенты: В. Ф. Вальков, д-р биол. наук, проф., Л. А.

СПЕЦИФИКАЦИЯ теста по учебному предмету «Биология» для проведения централизованного тестирования в 2018 году 1. Назначение теста объективное оценивание уровня подготовки лиц, имеющих общее среднее образование

Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. Богданова Т.Л. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1991, 350 с. Пособие включает все разделы биологии в объеме требований программы

Индивидуальные задания учащимся по итогам тестирования 9в класс Повторить темы, по которым были допущены ошибки сделать краткий конспект. Швачкин 1. Грибы 2. Голосеменные 3. Семейства покрытосеменных 4.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» БИОЛОГИЯ

«Рассмотрено» Руководитель ШМО / Горшенина Л. Н./ Протокол ШМО 1 от «27» августа 2014 г. «Согласовано» Зам. директора по УР МАОУ «СОШ 4» г. Нурлат РТ / Газизова А.М./ «28» августа 2014 г. «Утверждено»

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОГРАММА вступительных испытаний, проводимых институтом самостоятельно по биологии Новосибирск 2016 программа

Оглавление Предисловие 1. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА 2. БАКТЕРИИ (ДРОБЯНКИ) 2.1. Форма и строение бактериальных клеток 2.2. Жизнедеятельность бактерий 2.3. Роль бактерий в природе и жизни человека

Ханты-Мансийский автономный округ-югра г. Пыть-Ях муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО учителей

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1529 имени А.С.Грибоедова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий по биологии 10

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ 1 1 Ботаника как наука о растениях Растительный мир и его роль в природе и жизни человека 2 Тип: моллюски Общая характеристика, строение и среда обитания Роль в природе и жизни человека

Лист корректировки рабочей программы по биологии 2015 -_16 учебный год учителя МКОУ Обуховская СОШ Окишевой Н.И. Класс Название раздела, темы Причина корректиров ки Корректирующие мероприятия 5а Раздел

Комитет по образованию Администрации Ханты-Мансийского района муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Бобровский» Приложение

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс (на 2016-2017 учебный год) Наименование разделов и тем Всего часов Сроки (дата проведения) урока Оборудование Тип урока Примечание План. Факт. 1

Пояснительная записка. Данная программа составлена Учителем биологии Деревянко Е. В. в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Биология» 6 класс общего образования, составлена на основе Примерной профаммы основного общего образования по биологии и авторской профаммы курса «Растения.

2.2.2.10. БИОЛОГИЯ Живые организмы Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы

Тема урока Кол-во урока Раздел: Введение час Биологическая и социальная природы человека. Науки об организме человека. Инструктаж по ТБ. Раздел 2: Обзор организма человека 5 2 Общий обзор организма человека.

Для выпускников школ и поступающих в вузы Под редакцией профессора В. Н. Ярыгина Двенадцатое издание, переработанное и дополненное УДК 573 ББК 28.0 М91 Рецензент А.И. Антохин, заведующий кафедрой биологии

Комитет общего профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.С. Пушкина

Тема 3.Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. - 1 час. 1. История развития знаний о строении и функциях организма 1 человека. Тема 4.Общий обзор организма человека.

В 5 классе Учебник: 5 КЛАСС Биология И.Н. Пономарева. М., «ДРОФА», 2007-2015 гг. Глава 1. Биология наука о живом мире. 1-7, вопросы после Гдава 2. Многообразие живых организмов. 8-16, вопросы после Глава

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов, 2 часа в неделю) Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 30720, Тульская область, г. Кимовск, ул. Бессолова, дом 65 ПРИНЯТО: на педагогическом совете (протокол от «3» августа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 50 Рассмотрена на педагогическом совете Протокол 1 от 29.08.2016 «Утверждаю» В. И. Гулидова

Пояснительная записка. Данная программа составлена в полном соответствии с Законом РФ «Об образовании», Гражданским кодексом РФ, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

Содержание рабочей программы «Абитуриент» Курс рассчитан на 84 часа. В ходе занятий слушатели курсов решают генетические задачи повышенного уровня сложности, цитологические задачи, отрабатывают навыки

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по биологии (самообразование) за курс основной школы в 2014-2015 уч.году Рекомендуемая литература: Учебник «Биология» 8 класс под редакцией А.Д.Драгомилова,

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С.И. КОЛЕСНИКОВ ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений

Рабочая программа кружка по биологии для 9 и 11 классов для подготовки к ЕГЭ. Пояснительная записка. Данная программа составлена в полном соответствии с Законом РФ «Об образовании», Гражданским кодексом

Содержание 1. Биология как наука........ 10 1.1. Задачи и методы биологии.. 10 1.2. Уровневая организация жизни и биологические системы.... 12 2. Клетка как биологическая система.................... 16

УТВЕРЖМЮ Председатель приемной комиссии ГАФК и о ректора В Н Сергеев г Ё о Х ПРОГРАММЛ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ОБЩЕОБРЛЗОВЛТЕЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ Биология прп поступленпц цд обученпе по программе бакалаврпата

Программа для вступительных экзаменов по биологии на базе основного общего образования /9 классов/ Общие указания На экзамене по биологии в среднее специальное учебное заведение абитуриент должен показать:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ Экзаменационные билеты по биологии составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания

Пояснительная записка. Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена

Учитель Биологии Мордовина Полина Алексеевна E-mail: [email protected] Расписание консультаций Вторник: 15:00-17:00, суббота: 14:00-16:00 Общие требования: учащийся для получения зачета (четвертной

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 г. Нижнего Новгорода Утверждено приказом от 28.08.2014 265 Рабочая программа по предмету «Биология» (6-9 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Практикум по биологии 0- классы. Срок реализации программы 204-205 учебный год Составитель Холоднова О.Е., учитель биологии ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На уроках биологии в 0 - классе недостаточное

«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждено» Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ 73 по УВР МБОУ СОШ 73 Макарова Г.И. Митюкова Ж.Г. Высоцкая Е.В. Протокол 1 от 30.08.17г 2017г. приказ 217

Обучающиеся 7 класса должны уметь называть: -общие признаки живого организма; -основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы подцарств, типов и классов животных; -причины и результаты

ПРОГРАММА вступительного экзамена по дисциплине «Биология» для поступающих в Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии Санкт-Петербургского государственного университета (на базе основного

АНО ДО «Перспектива» Программа занятий по подготовке к ЕГЭ Биология 11 класс Разработчик: Соловьев Сергей Александрович, доктор биологических наук, доцент, профессор Омского государственного университета

ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ, ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ) (на базе среднего (полного) общего образования) I. Человек и его здоровье Анатомия, физиология и гигиена человека науки, изучающие строение

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классы Составитель: Носачёва Лилия Григорьевна, учитель биологии высшей категории 2017 год 1 Рабочая программа по биологии для 7 класса

Пояснительная записка Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н.И. Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек». 8 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений М. Дрофа 2006, 2009.

Пояснительная записка 9 класс Избранные вопросы биологии Направленность дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа по биологии предназначена для более глубокого изучения

П/п Наименование разделов, тем Тематическое планирование по биологии 8 класс Количество часов Формы контроля ЭОР Тема 1. Место человека в системе органического мира 2 Тема 2. Происхождение человека 2 Индивидуальный

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ГРУПП ЗАДАНИЙ Для получения представления об уровне биологической подготовки экзаменуемых были проанализированы результаты выполнения заданий по каждому

Тестовые задания для проведения вступительных испытаний по биологии разработаны на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по

Рабочая программа по биологии 7 класс Рабочую программу составила Постникова Л.А. Год разработки программы: 2015 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального

Календарно-тематическое планирование ФК ГОС УМК: Пасечник В.В., Каменский А.А., Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. М.: Дрофа, 2006 Изучаемый раздел, тема урока Количество часов ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Тематическое планирование 7 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА 8» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ проспект

Тема 1. Многообразие живого мира Неклеточные формы жизни Растительные клетки. Растительные ткани и их классификация 2. Корень. Функции корня, зоны корня, строение корня, минеральное питание растений, видоизменение

Заяц-русак самый крупный из семейства зайцев, его длина может достигать 70 см, а вес – 7 кг. В среднем же взрослый русак весит 4–5 кг. Уши у него длиннее, чем у беляка (100–120 мм) и более длинный хвост, имеющий остроконечную форму (рис. 1).

Кончики ушей темные, почти черные. Общая окраска шерсти желтовато-палево-коричневатая, сероватые бока и более светлое брюхо и шея. На спине чубарый ремень, или седловина. Зимой заяц значительно светлеет (иногда даже белеет), но никогда не становится полностью белым. Цвет зимнего наряда во многом зависит от постоянного местообитания: от того, открытые это заснеженные поля или темные бурьяны. Ярко выражен подшерсток, имеющий слегка вьющийся остевой волос. Длинные задние лапы покрыты густой прилегающей шерстью средней жесткости. Скорость бега русака выше, чем у беляка, и достигает 50 км/ч. Русак – изначально степное животное, но широко распространен и в зоне лесостепи. С развитием сельского хозяйства и в связи с вырубкой лесов ареал русака значительно расширился (рис. 2).

Немало русаков селится по опушкам лесов и в кустарниках. Искусственно и довольно успешно расселяли русаков в Новосибирской, Кемеровской, Читинской областях, в Алтайском, Красноярском, Хабаровском краях, хотя не везде они достигли значительной численности. В северных частях ареала русаки крупнее, чем в южных. Русак ведет оседлый образ жизни, упорно предпочитая те места, где появился на свет. Ложится русак на ночь в радиусе 400 м от прежней лежки, и, лишь многократно напуганный преследованием, он навсегда покидает эти места. Вспугнутый, например, на стерне заяц на следующий день сюда не вернется, а отлежится в лесополосе или лесопосадках, но через день будет на прежнем месте. В степной полосе в бескормные зимы зайцы иногда массово перекочевывают в поисках корма. Пока позволяют высота и рыхлость снежного покрова заяц будет кормиться на озимых. При крепком насте или очень высоком снежном покрове становится он вредителем садовых деревьев или жирует по краям лесополос и лесных массивов. С наступлением оттепели возвращается к любимому корму. На твердом грунте ложится, не устраивая логова, а в рыхлом выкапывает ямку глубиной около 8 см и ложится, опустив голову на вытянутые передние лапы и прижав уши. Тонкий слух позволяет ему постоянно контролировать окружающую обстановку (рис. 3).


За лето у русаков бывает до четырех выводков на юге, три – в средней полосе, восточнее – не более двух. Зайчата весеннего помета называются настовиками, летнего – колосовиками, конца лета и начала осени – листопадниками. Выводки невелики – 2–4 зайчонка. Рождаются они в небольшом углублении, естественном или сделанным зайчихой, очень развитыми, с открытыми глазами. Мать остается с ними очень недолго, кормит густым, жирным молоком и на несколько дней покидает. Если на детенышей наткнется другая кормящая зайчиха, она их покормит, а в общем число кормлений до начала питания зеленым кормом минимально. Молодые зайцы еще долго живут близко друг от друга. Полностью взрослыми они становятся к 15 месяцам, хотя размножаться способны раньше. Продолжительность жизни – 7–8 лет. Гон начинается еще в середине зимы, самцы в это время очень возбуждены, много бегают в поисках самки, и, собравшись около нее по несколько особей за раз, устраивают «танцы» и дуэли: встают на задние лапы и «боксируют» друг друга передними. Беременность у зайчихи длится 45–50 дней. Способность путать следы у зайцев врожденная, но велико и умение приспосабливаться, набираться опыта. Матерые русаки становятся почти наглыми: отличают охотника от пешехода, привязанную собаку от бегающей на свободе, в то время как молодые очень осторожны и чересчур пугливы, часто даже во вред себе. Этим объясняется большой отсев русака в первый год жизни. Русак не слишком подвержен болезням. Работающих колхозников, автомобилей, тракторов зайцы быстро перестают пугаться. Убегая, они иногда пытаются определить обстановку: присаживаются или, встав на задние лапы, оглядываются вокруг. Заяц, хотя бы раз побывавший под борзыми, так уже никогда не сделает. В литературе есть пример необычного поведения русака: убегая от борзых, он может столкнуть с лежки другого зайца и залечь на его место, если собаки не очень близко. И молодые, и матерые зайцы избегают приближаться к лесонасаждениям во время обильного листопада, поскольку шум листьев мешает им услышать приближающегося врага.

Не слишком нравится им и капающая с деревьев и высоких кустов вода, поэтому после дождя он старается найти место посуше. В очень холодные с обильными дождями весны зайчата первого помета могут погибнуть, и тогда по осени малочисленность зайцев становится очень заметна, но все же колебание численности русака менее выражено, чем у беляка, очень подверженного эпизоо-тиям в дождливые годы.


Заяц-беляк также может достигать 70 см в длину, но вес его не бывает больше 5,5 кг (средний вес 2,5–3 кг). Уши не слишком длинные с черными кончиками, остающимися таковыми и при белом зимнем наряде.

Летом беляк даже темнее русака и имеет грязно-коричнево-красноватый цвет со светлыми брюхом, на хвосте черноты нет. В странах с выраженным морским климатом беляк не белеет, так как там мало снега и лежит он недолго.

Ведет чисто лесной образ жизни, но в чащи не забивается, предпочитая разреженные лиственные леса и леса, перемежающиеся вырубками, гарями и полянами, хотя на открытые места старается не выходить, кроме походов на гумна, в сады и огороды.

В середине лета иногда ложится на поле неубранных злаковых, но вблизи спасительного леса. Выходит на поля озимых, которые любит не меньше русака. В лесу питается листвой, побегами деревьев, травянистыми растениями. Любимое дерево – осина.

Хотя беляк бегает медленнее русака, задние ноги у него больше и мощнее относительно туловища, лапы задних ног шире и волос на них жестче, чем у русака. Объясняется это тем, что в лесу снег более рыхлый – нужные более широкие «лыжи».

Область распространения чрезвычайна широка, на территории России обитает практически повсеместно и, кроме тундры, куда зайцы предпринимают сезонные миграции, живет оседло, меняя только места кормежек в зависимости от сезона (рис. 5).

Для дневного отдыха выбирает крепкие места, кроме периодов листопада и капели, когда предпочитает ложиться на открытом месте. Особенно активен в предутренние часы, а в тундре активен и днем. Слух у беляка развит исключительно, а вот зрение и обоняние не очень. Тихо стоящего человека он может и не обнаружить. Весной после голодовки скапливаются на полянках с молодой травой, которую поедают с жадностью, при этом теряют бдительность. Гон проходит бурно, и между самцами часто случаются драки. В тундре у беляка бывает лишь один помет, но до 7 зайчат, а в средней полосе и южнее – 2–3, но зайчат в каждом помете в 2 раза меньше. Зайчата зрячи и самостоятельны уже при рождении, покрыты густой шерстью, очень быстро растут и способны довольно быстро бегать. Выводок держится вблизи матери, и, бывает, зайчиха, подобно птицам, отводит хищника от зайчат, имитируя ранение. Уже в конце первой недели жизни зайчата начинают есть траву.


| |

В 1963 году окончил Минский государственный медицинский институт. С 1963 по 1966 год - аспирант кафедры биологии. Ученик доцента В.А. Бандарина.

С 1978 года Р.Г. Заяц - доцент кафедры, с 1988 по 2005 год - заведующий кафедрой биологии.

В последние годы Р.Г.Заяц активно участвует в написании и издании учебно-методических пособий для абитуриентов и студентов медицинских вузов, которые издаются в Белоруссии, России и Украине (переведены на украинский язык).

Им написано свыше 40 статей для «Энцыклапедыi прыроды Беларусi». Автор метода выявления гиперчувствительности замедленного типа при трихинеллезе с использованием антигена с теофиллином.

С 1983 по 1988 год - секретарь парткома Минского мединститута; в 1985-1990 г.г. депутат Московского райсовета г. Минска. Являлся членом Республиканской учебно-методической комиссии по естественнонаучным дисциплинам. Сейчас председатель методической комиссии медико-биологических дисциплин БГМУ.