Божественная Жанна — Маркиза де Помпадур. Женские секреты маркизы де помпадур Железная Маска и граф Сен-Жермен

Настоящее имя известной маркизы – Жанна-Антуанетта Пуассон. Будучи фавориткой короля Людовика XV, мадам де Помпадур была необычайной женщиной и имела значительное влияние при дворе в течение 20 лет! Ни одной из обольстительниц короля никогда не удавалось подобного – всецело прибрать к рукам монарха и на протяжении долгого времени быть ему сначала любовницей, а позже и авторитетной персоной, советчиком и близким другом! Поистине маркиза де Помпадур заслуживает особого внимания!

Эта бесподобная женщина была далеко не знатного происхождения. Отец Жанны – лакей, с трудом получивший должность интенданта, который бросил их с матерью и сбежал после его очередной истории с воровством. Малышку взял на попечение известный дворянин Норман де Турнэм. По некоторым сведениям, он же и был настоящим отцом будущей фаворитки.

Благодаря своему приемному отцу, Жанна получила блестящее образование и воспитание. Искусство и науки давались девушке легко, кроме того природный артистизм и гибкость ума, присущие ей с рождения, легли в основу ее талантливой личности. Жанна во многом превосходила своих ровесниц: стихи читала с необыкновенным чувством выразительности, прекрасно играла и пела, вызывая восторг окружающих. Уверенность в своей исключительности давала Жанне мощную поддержку для своего развития.

В детстве одна гадалка предсказала Жанне крепкую связь с королем, официальное ее признание и значительное влияние на судьбу Франции. В 11 лет эта мысль прочно засела в прекрасной головке девочки и вплоть до 23 лет Жанна упорно шла к своей цели.

Получить дворянский титутул будущей маркизе помог брак с богатым племянником своего приемного отца и покровителя Шарлем Гийомом, некрасивым и страстно влюбленным в нее. К новоиспеченному мужу Жанна не испытвала ответных чувств, твердо решив отдать всю свою любовь и ласку исключительно королю Людовику, на роман с которым она возлагала большие надежды и была твердо уверена в его возникновении. С тех пор мисс Пуассон стала называться мадам д’Этиоль.

Привлечь внимание любвеобильного короля, пресыщенного светскими развлечениями, было довольно сложно. Скучающего монарха уже нечем было удивить, но Жанна тщательно изучила все его предпочтения и привычки. Людовик заметил Жанну на бале-маскараде, куда та прибыла в костюме Дианы-охотницы. Жанну нельзя было назвать красавицей, но она была необыкновенно очаровательна: стройный стан, светлые волосы, и прекрасные глаза-хамелеоны, которые каждый раз приобретали новый цвет – то завораживали глубокой синевой, то дурманили чернотой ночи. Заинтригованный король успел пообщаться с прекрасной незнакомкой, после чего она резко затерялась в толпе. После этого, король и мадам д’Этиоль вновь встречаются взглядами в двух рядом расположенных ложах, организованных предусмотрительной мадам и, наконец, ужинают наедине. Но впечатление о прекрасной женщине у короля сложилось неоднозначное, монарху показалось, что девушка неискренна с ним, отчего он на некоторое время забыл о ней.

Тогда будущая маркиза решила переиграть сценарий и придумала новый способ достижения своей цели. Жанна тайно пробралась в покои французского монарха и, рыдая, призналась ему в любви, от которой она потеряла голову, и что ревнивый муж погубит ее, узнав о совершенном проступке. Король был поражен такой самоотверженностью девушки и через несколько дней представил ее ко двору в качестве официальной фаворитки короля. Жанна поселилась в Версале, ее апартаменты находились прямо над комнатами короля. Позже, целеустремленная девушка получила дворянский титул маркизы де Помпадур.

Маркиза понимала, что сохранять привязанность ветреного и любвеобильного короля продолжительное время, тем самым поддерживая свое влияние при дворе и не сдавая позиций, будет достаточно сложно. Верным решением было стать незаменимой для короля, даже если его любовный пыл угаснет, изменить качество его жизни так, чтобы постоянно поддерживать к ней интерес. После того, как монарх объявил Жанну своей верной подругой, каждый вечер в гостиной Помпадур король встречал какого-нибудь интересного гостя – знаменитого художника или писателя, начинающего талантливого архитектора и многих интеллектуально одаренных персон того времени. Среди них Вольтер, Буше, Монтескье, Бюффон и многие другие знаменитые личности эпохи, общество которых показывало королю насколько многогранна жизнь и сколько в ней всего интересного. С тех пор в лице маркизы начинающие творческие личности находили мощную поддержку, и во многом благодаря ей стали известны миру. Помпадур воспитывала их и по крупицам создавала культуру и искусство Франции.

Влиятельная маркиза не обошла своим вниманием и моду. Страсть к потрясающим туалетам, роскошным прическам, постоянные поиски новинок и эксперименты с внешностью приводили к тому, что фаворитка задавала моду всей Франции! Ей подражали знатные дамы, открытые маркизой новинки в области парикмахерского искусства получали широкое распространение, придуманные фасоны платьев находили свое воплощение в известных модных домах. Маркиза любила вещи в стиле «a la reine», то есть в королевском стиле. Она не могла обойти своим вниманием и предметы интерьера, например, именно мадам де Помпадур принадлежит идея кружевом. Деятельная натура Жанны ни на минуту не останавливалась на достигнутом.

Сфера строительства также не осталась незатронутой активной мадам. За время своего «неофициального» правления страной, маркиза успела приобрести невероятно большое количество недвижимости. Каждое здание она с любовью преображала в соответствии со своими вкусами. Кроме того, дворцы и загородные дома Людовика также претерпели изменения под руководством великолепной маркизы. Если на очередную задумку Помпадур не хватало денег, она продавала одно из созданных ею творений и с пылом принималась за новое.

Жанна явно превосходила всех предыдущих зазноб короля, и это сильно укрепило ее позиции при дворе, поэтому все изменения в стране, в том числе с казной короля она проводила без лишней скромности. В течение 20 лет активной деятельности при дворе, только 5 из них Помпадур делила ложе с королем, остальные годы эта удивительная женщина была верным другом королю и его главным советчиком.

Материал подготовила Сережина Екатерина.

Она действовала весьма продуманно, завоёвывая сердце Людовика XV, ведь ни особой красотой, ни знатность соблазнительница не могла похвастаться. Однако мало стать фавориткой Его Величества, нужно уметь сохранить это место за собой на долгое время. И ей это удалось! До самой своей смерти она была для короля единственной и неповторимой.

Жанна Антуанетта Пуассон родилась 29 декабря 1721 года. Девочка получила отличное образование: она великолепно музицировала, пела, рисовала и играла на сцене. Еще в детстве Антуанетте нагадали, что в будущем, она станет королевской фавориткой. Девочка крепко запомнила предсказание, произведшее на нее сильное впечатление.

Когда Жанне Антуанетте исполнилось девятнадцать лет, к ней посватался довольно состоятельный юноша Шарль де Этиоль. Девушка отчего-то стала тянуть с ответом. Не обладая ни красотой (как утверждали её современники), ни состоянием, ни здоровьем, честолюбивая Антуанетта надеялась на исполнение предсказания гадалки. А король Франции это не какой-то там Шарль. Девушка начинает совершать прогулки в излюбленное место королевской охоты Сенарский лес. Однако королю встретившему несколько раз Жанну Антуанетту, девица совершенно не понравилась, и он велел передать, чтобы назойливая подданная более не преследовала его. Расстроенная, но не отчаявшаяся, Жанна принимает предложение де Этиоля и выходит замуж.

Следующая встреча Людовика XV и Жанны Антуанетты происходит на бале-маскараде. Мадам де Этиоль основательно подготовилась к этому времени и собрала с помощью слухов и сплетен необходимую информацию о самом короле и его предпочтениях. Внимание пресыщенного всевозможными развлечениями скучающего монарха привлекла молодая особа в костюме Дианы-охотницы. В меру заинтриговав Людовика, чаровница затерялась в толпе. Чтобы также неожиданно появиться в следующий раз в театре по соседству с королевской ложей (ради получения столь завидного местечка Жанне Антуанетте явно пришлось постараться). Людовик, не теряя времени, пригласил даму отужинать вместе. В эту же ночь Жанна Антуанетта отдалась королю. После чего снова исчезла.

Людовик не находил себе места, теряясь в догадках о причине столь странного поступка. Монарх позабыл о своей скуке. Он-то уже заготовил речь, дабы поставить на место даму, ожидающую от короля всевозможных благ за проведенную ночь. Быть может, в этот раз он оказался не на высоте? Жанна Антуанетта снова объявилась неожиданно. Пробравшись тайно во дворец, она рухнула перед государем на колени. Рыдая, Жанна призналась в пылкой любви к нему, но сообщила об опасном препятствии — ревнивом муже, гнева которого она безумно боится. (Видел бы король флегматичного Этиоля!) Растроганный Людовик пообещал Жанне Антуанетте официально признать ее своей .

Королевский двор гудел от возмущения. Почетное звание фаворитки досталось той, чей род был совершенно не знатен. Чтобы прекратить всяческие насмешки над Жанной Антуанеттой король дарует своей любовнице титул старинного дворянского рода. Отныне Жанна носит имя маркизы де Помпадур .

Но мудрая дама не останавливается на достигнутом. Она прекрасно понимает, что желающих оттеснить ее от трона предостаточно. А значит необходимо бороться за свое место безустанно. Зная слабость короля к постоянной смене половых партнерш, Жанна Антуанетта устраивала Людовику , переодеваясь и разыгрывая каждый раз все новые персонажи. Но будучи женщиной слабого темперамента, маркиза де Помпадур не могла долго поддерживать сексуальный интерес короля. Как любовница она перестала интересовать Людовика через пять лет. И тогда она придумала развеивать скуку монарха при помощи изящных искусств, которые он так любил. Маркиза окружила себя художниками, поэтами, философами, покровительствуя им. В ее будуаре каждый день появлялась новая интересная персона. Жанна организовывала грандиозные праздники. Ставила спектакли, где сама и играла. Устраивала певческие вечера. И, наконец, среди непримечательных улиц Парижа маркиза Помпадур сняла небольшой домишко, в последствии известный как Олений парк. Там в полной секретности организовывала фаворитка для своего короля свидания с хорошенькими девушками.

Ловко наладив развлечения Людовика XV, Жанна Антуанетта заполучила в свои руки практически безграничную власть. Политика, которой мало интересовался король, была в полном ведомстве маркизы. Она принимала все мало-мальски важные решения. Тратила королевскую казну по своему усмотрению на меценатство, великолепные строения. Наладила производство фарфора в Париже. Организовала школу для детей военных ветеранов.

Когда Жанна Антуанетта отходила в мир иной, Людовик распорядился перенести фаворитку во дворец. Маркиза де Помпадур умерла 15 апреля 1764 года в Версале (что ранее дозволялось лишь особам королевских кровей) в личных покоях короля.

Наталья Владимирова специально для
сайта

История жизни маркизы де Помпадур

Жанна-Антуанетта Пуассон (рожд. 29 декабря 1721 г. - смерть 15 апреля 1764 г.), в историю вошедшая как маркиза де Помпадур - официальная фаворитка короля Франции Людовика XV.

«Штрихи к портрету»

Говорили, что государством управляет не король, а маркиза де Помпадур. Она держала себя так, словно сама была королевских кровей: в своих покоях, которые некогда принадлежали , всесильной фаворитке , она принимала министров, послов и королевских особ. Даже родственники короля должны были просить у нее аудиенции…

Она не обладала ни блестящей родословной, ни особенными талантами, не была ни выдающейся красавицей, ни гением в политике, но ее имя давно стало нарицательным, обозначая и целую эпоху, и явление фаворитизма. Жизнь урожденной Жанны-Антуанетты Пуассон наглядно может свидетельствовать, что каждая может войти в историю – если только приложит к этому достаточно усилий.

Родители

Родителями будущей маркизы считаются Франсуа Пуассон, бывший лакей, который дослужился до интенданта, и Луиза-Мадлен де ла Мотт. Считаются, потому что довольно вольное поведение красавицы Луизы дает историкам основания усомниться в отцовстве ее мужа: по их мнению, отцом Жанны скорей всего мог быть финансист, бывший посол в Швеции Ленорман де Турнем. Именно он заботился о Луизе и ее детях, когда Франсуа Пуассон, проворовавшись, бежал из страны.

Детство и юность

Жанна-Антуанетта родилась 29 декабря 1721 г. в Париже. Девочка подрастала, окруженная всеобщей любовью: она была очаровательной, покладистой, умной и очень хороша собой. Благодаря деньгам де Турнема Жанна воспитывалась в монастыре урсулинок в Пуасси: вспоминают, что юная Жанна прекрасно пела – позднее ее красивым чистым голосом станут восторгаться придворные музыканты – и великолепно декламировала, выказывая немалый драматический талант. Может быть, сложись обстоятельства по-другому, и из Жанны вышла бы замечательная актриса, но ей была уготована другая судьба: как-то раз знаменитая гадалка мадам Лебон предсказала 9-ти летней Жанне, что когда-нибудь она сможет покорить сердце самого короля.

Пророчество произвело неизгладимое впечатление и на Жанну, и на ее мать, которая во что бы то ни стало решила воспитать из дочери достойную спутницу короля. Она нанимала девочке лучших учителей, которые обучали ее пению, игре на клавикордах, рисованию, танцам, этикету, ботанике, риторике и сценическому искусству, а также умению одеваться и вести светские беседы. За все платил де Турнем – у которого на девочку были свои планы.

Замужество. Личная жизнь

Едва Жанне исполнилось 19 лет, де Турнем устроил ее свадьбу со своим племянником: Шарль-Гийом Ленорман д’Этиоль был на 5 лет старше своей невесты, некрасив и стеснителен, но Жанна не раздумывая согласилась на брак: де Турнель пообещал новобрачным составить завещание в их пользу, часть из которого преподнес им как свадебный подарок.

Семейная жизнь оказалась неожиданно счастливой: муж был полностью очарован своей хорошенькой супругой, а она наслаждалась спокойной жизнью в имении Этиоль, находящемся на границе Сенарского леса – любимых королевских охотничьих угодий. Супруг был рад исполнить любую ее прихоть: Жанна не знала недостатка в нарядах и драгоценностях, у нее были замечательные экипажи и даже домашний театр, который любящий муж организовал, дабы его обожаемая жена могла развлекаться игрой на сцене. Жанна по-своему любила супруга: вспоминают, что она не раз говорила ему, что никогда его не оставит – разве что ради самого короля. Она родила мужу двух детей: сына, умершего в скором времени после рождения, и дочь Александрину-Жанну – в семье ее звали Фанфан.

Молодая мадам д’Этиоль была счастлива, но она скучала в узком семейном кругу – и по примеру многих светских дам, устроила у себя салон. Уже вскоре в обществе начали говорить, что мадам д’Этиоль довольно обходительна, остроумна, очень хороша собой и к тому же на удивление умна.

В ее салоне начали бывать светские львы и актеры, ученые мужи и политики: среди завсегдатаев называют знаменитого философа Шарля де Монтескье, известного драматурга Проспера Кребильона, знаменитого ученого Бернара де Фонтенеля и даже Вольтера, очень ценившего мадам д’Этиоль за ум, обаяние и искренность. Сам председатель парламента Эно, постоянный участник вечерних приемов у королевы, говорил, что Жанна – прелестнейшая из всех женщин, которых он когда-либо мог видеть: «Она прекрасно чувствует музыку, очень выразительно и вдохновенно поет, наверно, знает не меньше сотни песен».

Внешность

Жанна-Антуанетта Пуассон и ее дочь Александра

О ее внешности до нас дошло немало свидетельств, но таких противоречивых, что теперь нелегко разобраться в том, как же именно выглядела Жанна. Маркиз д’Аржансон написал: «Она была блондинкой со слишком бледным лицом, несколько полноватой и довольно плохо сложенной, хотя и наделена грацией и талантами».

А обер-егермейстер Версаля описывал ее как элегантную женщину среднего роста, стройную, с мягкими непринужденными манерами, обладавшую лицом безукоризненной овальной формы, прекрасными, с каштановым отливом волосами, весьма большими глазами, прекрасными длинными ресницами, прямым, совершенной формы носом, чувственным ртом, очень красивыми зубами. По его словам, у Жанны был чарующий смех, всегда замечательный цвет лица, а глаза неопределенного цвета: «В них не было искрящейся живости, свойственной черным глазам, или нежной истомы, свойственной голубым, или благородства, свойственного серым. Их неопределенный цвет, казалось, обещал вам негу страстного соблазна и в то же время оставлял впечатление какой-то смутной тоски в мятущейся душе…»

Знакомство с королем

Уже в скором времени мадам д’Этиоль блистала в парижском свете, что для дочери бывшего лакея было невероятное достижение, но Жанна мечтала о большем: она хорошо помнила, что ей суждено покорить сердце самого монарха. В надежде встретиться с ним Жанна, одетая в свои самые элегантные наряды, частенько выезжала в Сенарский лес, где любил поохотиться король Людовик XV – говорят, молодая красавица привлекла внимание короля, и тот соизволил послать ее мужу оленью тушу.

Мсье д’Этиоль был до такой степени рад знаку королевского внимания, что велел сохранить оленьи рога – что его супруга сочла добрым знаком: скоро ее муж будет носить рога от самого короля. Но Жанну заметил не только Людовик, но и его официальная фаворитка, всесильная герцогиня де Шатору: она немедля потребовала от мадам д’Этиоль «избавить короля от ее назойливого внимания». Жанна была вынуждена отступить.

1744 год, декабрь — герцогиня де Шатору внезапно умерла: вспоминают, что монарх так горевал, что, хотя некоторое время утешался с ее сестрой, не торопился выбирать новую фаворитку. Путь к сердцу короля оказался свободным.

1745 год, февраль — в Парижской ратуше давали бал-маскарад в честь бракосочетания дофина Людовика-Фердинанда и испанской принцессы Марии-Терезии: мадам д’Этиоль прибыла туда в костюме Дианы и в течении сей ночи развлекала короля остроумной беседой, отказываясь снять маску. Только перед уходом Жанна показала королю свое лицо – и по всей видимости, король был впечатлен ее красотой. Когда Жанна, подобно Золушке, потерявшей на лестнице дворца туфельку, уронила на пол бальной залы свой платок, король поднял его и лично вернул даме: этикет рассматривал такой жест как слишком интимный, так что придворные не сомневались, что Людовик избрал себе новую любовницу.

Однако их следующая встреча состоялась только в апреле: в Версале представляли итальянскую комедию, и то ли стараниями королевских распорядителей, то ли происками поддерживавших Жанну придворных она оказалась в ложе по соседству с королевской. Людовик пригласил Жанну на ужин – а на десерт Жанна подала королю себя.

Это едва не стало ее роковой ошибкой: утром монарх сообщил своему камердинеру, что мадам д’Этиоль была весьма мила, но ею явно двигал корыстный интерес и честолюбие. Все это сразу стало известно Жанне, не пожалевшей денег на подкуп королевских слуг. И она сделала самое умное, что могла: она исчезла с глаз короля.

Жизнь при дворе

Как правило дамы, удостоенные королевского внимания, не исчезали после первой же встречи – наоборот, они всячески набивались на вторую. Необычное поведение Жанны д’Этиоль заинтриговало монарха, и он не переставал думать о ней. Когда она появилась вновь, то разыграла перед Людовиком целый спектакль: она призналась ему в своей страстной и безграничной любви, пожаловалась на преследования ревнивого и жестокого мужа… И король, растроганный и очарованный, пал к ее ногам. Он пообещал Жанне, что сделает ее официальной фавориткой, едва возвратиться из похода во Фландрию.

Королю Людовику XV тогда было 35 лет. Получив престол в раннем детстве, король всю молодость провел в различных удовольствиях, предпочитая государственным делам изящные искусства, охоту и женщин. Он был женат на Марии Лещинской – женщине некрасивой и к тому же старше его на 7 лет, которая после рождения 10-ти детей (из которых выжили 7) отказалась делить с ним ложе, снисходительно наблюдая за чередой королевских любовниц. К 35-ти годам у короля было все, что он мог только пожелать, и в то же время он, все изведавший и все попробовавший, ничего уже не желал: пресыщение вызвало невыносимую скуку, развеять которую король уже и не надеялся.

Но Жанна, прекрасно осведомленная о проблемах Людовика, взяла на себя обязанность всячески развлекать его. Вначале она писала ему изящные остроумные письма (править которые ей помогал аббат де Берни, также обучавший Жанну придворным манерам), потом делала все, чтобы король в ее обществе не скучал ни минуты. Может быть, именно этим Жанна д’Этиоль смогла завоевать сердце короля, и именно так оставалась его владычицей до самой своей смерти.

Маркиза де Помпадур и Людовик XV

Уже в мае Жанна развелась со своим мужем, а в июне король пожаловал Жанне титул маркизы де Помпадур, к которому прилагались поместье и герб, а уже в сентябре новоиспеченную маркизу официально представили ко двору в качестве королевской фаворитки. Как ни странно, королева довольно благосклонно отнеслась к Жанне, отметив ее искреннюю привязанность к королю, ум и то уважение, с которым маркиза Помпадур неизменно относилась к ее величеству.

Известно, что она не раз говорила: «Если уж королю так необходима любовница, то лучше это будет мадам Помпадур, чем кто-нибудь еще». А вот придворные, оскорбленные и низким происхождением Жанны, и ее пока еще нередкими нарушениями прихотливого этикета, прозвали ее Гризеткой – намекая этим нелестным прозвищем на то, что для родовитых аристократов маркиза по сути своей является только высокопоставленной куртизанкой.

Но Жанна не отчаивалась: она хорошо знала, что тот, кот владеет сердцем короля, может владеть и его подданными, а Людовиком она завладела накрепко. Король, очарованный красотой Жанны, ее остроумными беседами и утонченными любовными утехами, был по-настоящему влюблен. Но Жанна понимала, что так короля не удержать: красавиц вокруг много, а Жанна к тому же от природы обладала холодным темпераментом, и изощренные постельные игры давались ей не легко.

Маркиза де Помпадур постоянно принимала разные афродизиаки, чтобы распалить свою страсть, – шоколад, супы из сельдерея, трюфели, порошок из шпанских мушек, устрицы, красное вино с пряностями и так далее, но даже они со временем перестали оказывать нужное действие. Но Жанна сделала ставку не на секс: она, как никто, могла развлечь Людовика, развеять его скуку. Каждый день в ее салоне его встречали лучшие умы своего времени – Вольтер, Буше, Монтескье, Фрагонар, Бюффон, Кребильон беседовали с его величеством, и все неизменно с восхищением отзывались о маркизе де Помпадур.

Она проявляла необыкновенную изобретательность в нарядах и прическах, никогда не представая перед королем дважды в одном и том же образе, и не жалела сил и средств на организацию многочисленных праздников, балов, вечеринок, маскарадов и концертов, неизменно поражающих оригинальностью идеи, тщательностью организации, роскошью и изысканностью. Нередко она организовывала для Людовика театральные представления – самые последние новинки лучших европейских драматургов разыгрывались перед королевской семьей, и всегда в главной роли выступала очаровательная Жанна, с блеском исполнявшая и комедийные, и драматические роли. Со временем маркиза даже создала в Версале, в одной из примыкавших к Медальонному кабинету галерей, собственный театр, названный «Камерным».

Участие в государственных делах

Постепенно Жанна обрела неограниченное влияние не только на самого Людовика, но и на государственные дела: поговаривали, что страной правит не король, а маркиза де Помпадур. Она принимала министров, послов и королевских особ. Приемы проходили в роскошном зале, где стояло лишь одно кресло – для маркизы. Всем остальным надо было стоять. Она до такой степени была уверена в своих силах, что даже захотела выдать свою дочь Александрину за сына Людовика от графини де Вентимиль, но король, возможно в единственный раз, решительно отказал маркизе: вместо этого Александрину просватали за герцога де Пикиньи. Однако в 13 лет девушка неожиданно умерла – говорили, что ее отравили недоброжелатели маркизы, которых по мере усиления ее власти становилось все больше.

Маркиза и правда могла считаться всесильной. Все ее родственники получили титулы, должности и денежные подарки, все друзья сделали карьеру. Она привела к власти герцога Шуазеля, меняла на свое усмотрение министров и главнокомандующих и даже по собственному желанию вела внешнюю политику: именно по инициативе маркизы де Помпадур Франция заключила в 1756 г. договор со своим традиционным противником Австрией, направленный против Пруссии, которая исторически всегда была французской союзницей.

Согласно историческому анекдоту, к прусскому королю Фридриху II Жанна воспылала ненавистью после того, как ей доложили, что тот дал своей собаке кличку Помпадур. Хотя Вольтер приветствовал этот договор, отмечая, что он «объединил две страны после 200 лет заклятой вражды», в результате он вышел Франции боком: разразившаяся Семилетняя война могла бы закончиться поражением Пруссии, но в итоге Франция оказалась среди проигравших: пришедший к власти в далекой России Петр III отказался от всех завоеваний, буквально подарив победу Фридриху. А если бы императрица Елизавета прожила хотя бы на месяц дольше, все было бы по-другому, и мадам де Помпадур вошла бы в историю как один из самых удачливых политиков современности.

Маркиза и искусство

Интересы маркизы не ограничивались политическими интригами: немало сил и денег она тратила на поддержку искусств, возродив обычай королевского меценатства. Она покровительствовала философам и ученым, выхлопотала пенсию Жану д’Аламберу и Кребильону, обеспечила издание первого тома прославленной Энциклопедии, оплачивала обучение талантливых студентов и издавала литературные труды, многие из которых благодарные авторы посвящали ей.

В Париже ею была создана военная школа для сыновей ветеранов войн и обедневших дворян – прославленный Сен-Сир, деньги на строительство которого Жанна пожертвовала из своего кармана. В Севре она организовала фарфоровое производство, куда приглашала лучших химиков, скульпторов и художников. Постепенно севрский фарфор начал конкурировать с прославленным саксонским, а особый розовый цвет в честь маркизы назвали «rose Pompadour». Первую продукцию маркиза де Помпадур выставила в Версале и лично продавала придворным, провозглашая: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».

Благодаря милости и щедрости короля маркиза распоряжалась огромными суммами: историки подсчитали, что ее наряды стоили 1 миллион 300 тысяч ливров, косметика – три с половиной миллиона, театр обошелся в 4, лошади и экипажи – в 3, на драгоценности ушло 2 миллиона, а на прислугу – 1,5. Четыре миллиона было потрачено на увеселения, а 8 – на меценатство. Огромных денег стоила недвижимость, которую Жанна скупала по всей стране, каждый раз перестраивая покупку по собственному вкусу, переделывая парки и обставляя новые дома изящной мебелью и произведениями искусства.

Стиль, который создала Жанна, по сей день называется ее именем – так же, как фасоны одежды, прически, оттенки помады. Говорят, что конусообразные бокалы для шампанского были придуманы ею и имеют форму ее груди и что именно она придумала маленькую сумочку на завязках, и поныне известную как «помпадур». Жанна ввела в моду высокие прически и каблуки, потому что сама была небольшого роста, а огранка бриллианта «маркиза» имеет форму ее губ.

Последние годы

К 1750 году маркиза де Помпадур поняла, что ее власть над Людовиком слабеет: ей все трудней возбуждать его желание, все чаще король заглядывается на молоденьких красавиц, которых всегда было много при дворе. И Жанна приняла единственно верное решение: она сама отказалась от королевской постели, предпочтя стать ему ближайшим другом. А чтобы ее место не заняла какая-нибудь хваткая девица, взяла подбор королевских любовниц на себя.

В парижском квартале Парк-о-Серф, пикантно известном Оленьем парке, она оборудовала настоящий дом свиданий для Людовика: там жили молоденькие девушки, которые после прохождения необходимой подготовки попадали в постель к королю, а потом выдавались замуж, получая «за службу» немалое приданое. Жанна зорко следила за тем, чтобы любовницы менялись быстрей, чем успевали надоесть монарху, и прежде, чем он успел бы привязаться к какой-нибудь из них – маркиза де Помпадур по-прежнему желала оставаться единственной повелительницей сердца короля.

Между тем сама маркиза чувствовала усталость от постоянной битвы за Людовика, за положение при дворе, за влияние. Она давно болела – туберкулез буквально пожирал ее изнутри, – хотя и не подавала виду, и ее все чаще посещали грустные мысли. «Чем старше я становлюсь, – писала она в одном из своих писем брату, – тем более философское направление принимают мои мысли… За исключением счастья находиться с королем, что, конечно же, радует меня больше всего, все остальное только переплетение злобы и низости, ведущее ко всяким несчастьям, что свойственно людям вообще. Прекрасный сюжет для размышлений, в особенности для такой, как я».

Проходили годы, и Жанна с печалью понимала, что ее красота поблекла, а молодость прошла. Людовик как и прежде был рядом с ней, но его держала уже не любовь, а привычка: говорили, что он не отставляет ее из жалости, опасаясь, что чувствительная маркиза наложит на себя руки. Тем не менее он урезал Жанне содержание, так что ей пришлось распродавать свои драгоценности и дома, дабы иметь возможность по-прежнему роскошно принимать у себя его величество.

Смерть маркизы де Помпадур

1764 год, весна — маркиза, которая по-прежнему сопровождала короля во всех поездках, почувствовала себя плохо. В замке Шуазель она упала в обморок, и стало ясно, что ее конец близок. Монарх велел привезти ее в Версаль – и хотя этикет строжайше запрещает всем, кроме короля, болеть и умирать в стенах королевской резиденции, маркиза де Помпадур испустила свой последний вздох в личных королевских покоях. Это произошло вечером 15 апреля 1764 года. Ей было 43 года.

Вольтер, ее старый и верный друг, был одним из немногих, кто искренне переживал ее смерть: «Я глубоко потрясен кончиной госпожи де Помпадур, – написал он. – Я многим обязан ей, я оплакиваю ее. Какая ирония судьбы, что старик, который едва в состоянии передвигаться, еще жив, а прелестная женщина умирает в 40 лет в расцвете самой чудесной в мире славы».

Похороны маркизы проходили в необыкновенно дождливый и ветреный день. «Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!» – заметил Людовик, наблюдавший траурную процессию с балкона своего дворца. Согласно этикету, сам он не мог присутствовать на похоронах. Маркизу погребли рядом с ее матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов. По преданию, на ее могиле было написано: «Здесь покоится та, которая 20 лет была девственницей, 10 лет – шлюхой, а 13 лет – сводницей». Спустя полвека монастырь был разрушен, и могила маркизы была навсегда утрачена.

Она склонила короля к союзу с Австрией , противоречившему традиционной политике Франции. Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля . По её желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, несмотря на его дурную репутацию, назначив его маршалом Франции . При ней министр финансов Машо пытался реформировать распределение налогов. Кенэ излагал ей основы своей теории.

Была знакома со многими выдающимися писателями своего времени. Её друзьями были Дюкло и Мармонтель . Старого Кребийона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и «Энциклопедию ». Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над её мещанскими манерами. Известно, что Руссо был одним из немногих интеллектуалов того времени, не входивших в круг её знакомств.

Расточительство за счёт королевской казны

Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили дорого. За двадцать лет при дворе она потратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9 359 франков . Её именем называли обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она создавала моду своим умением роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Из всех королевских любовниц Помпадур считается самой блестящей, талантливой и безнравственной. Тем не менее, по отзывам современников, Людовик принял известие о её смерти равнодушно.

См. также

Примечания

Литература

  • Malassis, «Pompadour. Correspondance» (П., 1878);
  • «Lettres» (1753-62, П., 1814);
  • Мемуары Морепа, Шуазеля, Мармонтеля, д’Аржансона, Дюкло;
  • M-me du Hausset, «Mémoires History of the marchioness of Pompadour» (Л., 1758);
  • Soulavie, «Mémoires historiques et anecdotes de la cour de France pendant la faveur de M-me P.» (П., 1802);
  • Lessac de Meihan, «Portraits et caractères»;
  • Capefigue, «M-me de Pompadour» (П., 1858);
  • Carné, «Le gouvernement de M-me de P.» («Revue de Deux Mondes», 1859, 16 janvier);
  • E. et J. Concourt, «Les maîtresses de Louis XV» (Пар., 1861);
  • Bonhomme, «Madame de Pompadour général d’armée» (Пар., 1880);
  • Campardon , «M-me de P. et la cour de Louis XV» (Пар., 1867);
  • Pawlowski, «La marquise de P.» (1888);
  • Sainte-Beuve, «La marquise de P.».
  • Эвелин Левер, «Мадам де Помпадур». М.: «Терра-Книжный клуб», «Палмпсест», 2009. Перевод с французского В. Е. Климанова.
  • Так же ей посвящена одна из серий сериала Доктор кто

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 декабря
  • Родившиеся в 1721 году
  • Умершие 15 апреля
  • Умершие в 1764 году
  • Стилистически некорректные статьи ЭСБЕ
  • Маркизы Франции
  • Персоналии:Франция
  • История XVIII века
  • Фаворитки монархов Франции
  • Женщины XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Маркиза де Помпадур" в других словарях:

    Антуанетта (маркиза де Помпадур, Pompadour; урожденная Пуассон, Poisson; в замужестве Ленорман д Этиоль) (29 декабря 1721, Париж 15 апреля 1764, Версаль), фаворитка французского короля Людовика XV Бурбона (см. ЛЮДОВИК XV Бурбон), оказывавшая… … Энциклопедический словарь

    Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. Ок. 1750. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Маркиза де Помпадур (Жанна Антуанетта Пуассон, фр. Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour, 29 декабря 1721 15 апреля 1764) с 1745 года… … Википедия

    Помпадур - администратор самодур. По имени маркизы Помпадур. Слово впервые появилось в сочинении М. Е. Салтыкова Щедрина «Помпадуры и помпадурши». Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour (1721–1764)… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

    - (фр., от фамилии знаменитой фаворитки французск. короля Людовика XV го), 1) сатирическое название губернатора и вообще самодурствующего администратора в России. Помпадурша фаворитка губернатора. 2) легкий, элегантный рабочий мешок у дам. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    маркиза - ы, ж. marquise f. 1. Жена или дочь маркиза. БАС 1. Семнадцатилетняя Маркиза, Полина, была прекрасна, любезна и добродетельна. ММ 4 118. Домом заведует жена, маркиза Тереза, женщина умная, энергическая. Григорович Корабль Ретвизан. || перен. Во… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Когда молодой аристократке Жанне-Антуанетте Пуассон было 9 лет, гадалка предсказала ей любовную связь с королём. Однако то, что действительно ожидало девушку в будущем, было гораздо значительнее любого предсказания. Ей суждено было стать не просто очередным увлечением любвеобильного монарха, а самой влиятельной фавориткой Людовика XV и управлять не только его сердцем, но и государственными делами.

Портрет маркизы де Помпадур. Портрет работы Франсуа Буше. Фото: репродукция

Брак по расчёту

Происхождение Жанны-Антуанетты Пуассон не было столь блестящим, как ей хотелось бы. Родной отец девушки, финансист мелкой руки, проворовался и бросил семью. Образованием и достатком она прежде всего была обязана приёмному родителюЛе Норману де Турнему . Он же подыскал будущей маркизе супруга. В 19 лет юная Жанна пошла под венец с ничем не примечательным, кроме своего состояния, Шарлем Гийомом , владельцем имения Этиоль неподалёку от Парижа. Жених был без ума от невесты, однако та не испытывала ответных чувств. Жанна уже тогда была уверена, что всю свою любовь отдаст Людовику.

Первые шаги на пути в Версаль

Имя и деньги мужа открывали перед мадам д’Этиоль двери высшего света и делали её желанной гостьей во многих знатных домах Парижа. Она медленно, но верно прокладывала себе дорогу в Версаль. Узнав о том, что король охотится в Сенарском лесу, Жанна стала ездить туда на прогулки, надеясь на случайную встречу с монархом. Однако этот план не сработал, вместо Людовика девушка встретилась с его фавориткой герцогиней де Шатору . Та мгновенно распознала истинные намерения юной особы и запретила ей появляться в этих местах. Маленькая неудача лишь ненадолго расстроила мадам д’Этиоль. Вскоре весь Париж потрясла новость о гибели герцогини де Шатору от пневмонии. Дорога к сердцу Людовика была свободной.

Игра ва-банк

Долгожданная встреча с монархом произошла в феврале 1745 во время бала, на который Жанна-Антуанетта прибыла в костюме богини охоты. Уже тогда прекрасной незнакомке удалось привлечь к себе внимание короля. Через несколько дней они вновь встретились на балу в столичной ратуше. Казалось, что судьба благоволит мадам д’Этиоль и она близка к своей цели, однако вскоре ей донесли: король не верит в искренность чувств женщины. Будущая фаворитка решила идти ва-банк.

С трудом добившись очередного свидания с Людовиком, Жанна так умело продемонстрировала ему весь свой актёрский талант, что, будь она на сцене, зал рукоплескал бы её искусной игре. Женщина предстала перед королём в образе отчаявшейся влюблённой, которая, скрываясь от ревнивого мужа, пробралась во дворец с единственной целью — увидеть обожаемого человека! Людовику пришлась по вкусу такая жертва в его честь, и вскоре мадам д’Этиоль получила всё, о чём так долго мечтала: место официальной фаворитки и титул маркизы де Помпадур. Однако Жанна понимала, что удержать всё это в руках ей будет непросто. Поэтому, выиграв одну битву за «место под солнцем», она начала готовиться к следующему, куда более ожесточённому сражению.

За довольно короткое время маркиза де Помпадур смогла стать для Людовика всем: любовницей, другом, помощницей и советчицей даже по государственным вопросам. О ней говорили как о самой своевольной и капризной фаворитке, от решений которой зависели не только судьбы людей, но и судьба целой страны. Многие историки признают, что эта женщина оказывала решающее влияние на политику Франции. Она принимала у себя послов и командующих армиями, вела переписку со многими политическими деятелями. Занимаясь государственными делами, фаворитка Людовика часто преследовала и свои собственные цели. Она добилась должности и титула маркиза для брата, способствовала карьере герцогов Шуазеля и Ришелье , сделала Вольтера историографом и придворным камергером. Наряду с этим всех тех, кто осмеливался выступать против маркизы, женщина, не задумываясь, отстраняла от должностей или отправляла в тюрьму. Не менее важной была охрана того самого пути, по которому она сама пришла к вершинам власти. Действовала маркиза де Помпадур (как и мешавшая ей ранее герцогиня де Шатору) жёстко и уверенно — влиять на Людовика могла лишь она одна.

Мадам Помпадур за вышивкой. Один из последних прижизненных портретов. Фото: репродукция

Покровительница искусства и любовных утех

Маркиза очень любила искусство. Эта любовь часто имела денежное выражение: она поддерживала художников и скульпторов, выплачивая им пенсии и заказывая свои портреты. Благоволила учёным, писателям и поэтам. В её салоне блистали Шарль Дюкло, Бернар Фонтенель, Дени Дидро, Вольтер, Жорж Бюффон, Кенэ . Выдающиеся люди, которые всю жизнь окружали фаворитку Людовика, помогли ей оставить след в искусстве, литературе и архитектуре.

Спустя пять лет после начала романа с Жанной Людовик охладел к своей фаворитке как к женщине. Но отношений с ней он не прекратил. Зная о любвеобильности монарха, маркиза устраивала ему свидания с молоденькими девушками, тщательно отбирая тех, кто не представлял никакой угрозы для неё самой. В постель к Людовику попадали красивые, но глупые и не амбициозные девицы, у которых не было ни малейшего шанса занять место официальной фаворитки. В 1755 году Жанна организовала место под названием «Олений парк» — особняк, предназначавшийся для встреч короля с многочисленными и часто меняющимися девушками. Современники справедливо замечали, что, пока король правит в «Оленьем парке», маркиза правит во Франции.

Последнее путешествие

Мощнейший удар по всей Франции и по самой мадам де Помпадур нанесла Семилетняя война. Франция понесла огромные потери, экономически она была истощена. При этом в итоге страна потеряла почти все свои заморские колонии, уступила Канаду извечному сопернику — Англии.

Более того, Франция потеряла значение ведущей державы Европы и не смогла помешать бурному росту будущего злейшего врага — Пруссии и немецких земель. Общественное мнение винило маркизу де Помпадур в начавшемся экономическом и политическом кризисе. Фаворитка решила оставить политическую сцену, уехав в свою резиденцию в Шуази. Там у неё обострился давний туберкулёз — уровень развития медицины в те времена фактически не оставлял шансов выздороветь. Умереть маркиза решила в Версале, несмотря на то, что подобное право имели только члены королевской семьи. Женщина предусмотрительно вернулась во дворец и скончалась 15 апреля 1764 года. Людовик XV встретил смерть своей фаворитки словами: «Сегодня плохая погода для путешествия, маркиза». Он переживёт её на 10 лет и не увидит, как раздражённая слабыми королями и своевольными фаворитками страна идёт к революции.