Самоходные артиллерийские установки. Перспективная самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ

Концепция перспективной САУ

Перспективная российская самоходная артиллерийская установка, разрабатывается в рамках темы «Коалиция-СВ». Головным исполнителем является: ФГУП ЦНИИ "Буревестник" (г. Нижний Новгород). Соисполнители: ФГУП "Уралтрансмаш", ФГУП "ЦНИИМ", ФГУП "Уралвагонзавод".

В рамках темы был проведен ряд НИР по определению оптимального уровня межвидовой унификации перспективного артиллерийского вооружения крупного калибра Сухопутных войск и Военно-морского флота.

В плане унификации ставилась задача рационального использования в арторудии технических решений, элементов, узлов и систем, общих как для ствольных систем вооружения ВМФ (кораблей и береговой обороны), так и для самоходных артиллерийских орудий Сухопутных войск.

В конце 2006 года один из макетных образцов САУ изготовленный с применением ряда компонентов серийной САУ 2С19 «Мста-С» был продемонстрирован по телевидению в программе «Служу России» (2006-12-03), по всей вероятности это далеко не окончательный вид данного изделия.

Стоит заметить, что концепция, воплощенная в перспективной САУ «Коалиции-СВ» берет свое начало еще с 70-х годов 20 века. Первым отечественным воплощением подобной машины было «изделие 327», основным разработчиком которого было ФГУП «Уралтрансмаш», экипаж данного изделия находился в изолированном боевом отделении в носовой части корпуса, в то время как боевое отделения с полностью механизированной боеукладкой находилось в центральной части корпуса модифицированного шасси основного танка Т-72. Эта опередившая свое время разработка, порождала недоверие, сдерживающее ее конструктивное развитие, и требовала значительно большего времени и усилий при разработке. В результате этого предпочтение было отдано более простой и отработанной концепции, реализованной в серийной САУ 2С19 «Мста-С», которая сохраняет превосходство над преобладающим большинством зарубежных САУ и по сей день.

В 90-е годы концепция перспективной САУ, претерпев ряд изменений продолжила свое развитие в нашей стране и за рубежом. Перспективный вариант САУ «Крестоносец» разработки фирмы «United Defense» для замены САУ М109A6 «Палладин» потерпел неудачу. Слишком большие затраты на этот проект (9 млрд. долларов) привели к сокращению средств, а в последствии и закрытию программы администрацией Буша-Рамсфильда. Администрация пентагона решила, что САУ "Крестоносец" (САУ ХМ2001 и ТЗМ ХМ2002) слишком тяжелая и недостаточно соответствует требованиям Пентагона по провидению захватнических и карательных операций в удаленных регионах мира. Хотя сухопутные войска уже затратили на программу 2 млрд. долларов, администрация решила остановить работу по этой программе и направила усилия на более легкую и обладающую значительно более скромными характеристиками систему NLOS-C. Тем временем ФРГ удачно завершили разработку и начали мелкосерийное производство своей перспективной САУ « PzH 2000», обладающей сходными характеристиками с САУ «Крестоносец». Аналогичная по концепции и характеристикам данным системам САУ разрабатывалась и в нашей стране в 80-х 90-х годах ФГУП "Уралтрансмаш", а также рядом других предприятий.

Вариант перспективной САУ разработки ФГУП "Уралтрансмаш". Ряд узлов изделия прошел стационарные испытания.

Однако, как и ее зарубежные аналоги, она не обладала качествами, которые бы предоставили им радикальные преимущества по сравнению с существующими модернизированными образцами серийных САУ.

По этой причине, отечественные разработчики занялись разработкой САУ, способной обеспечить кардинальный рост огневой мощи и баллистических характеристик орудия за счет повышения скорострельности, дальности и точности ведения огня и повышения ресурса артустановки. По всей вероятности работы над повышением характеристик огневой мощи перспективных САУ велись с конца 80-х годов, тема «необитаемость».

Стоит отметить, что современные САУ предназначены для ведения кратковременного (время безопасного нахождения на одной огневой позиции до 1 минуты) высокоинтенсивного огня со сменой огневой позиции. Они выдвигаются на позицию, ведут высокоинтенсивный огонь по удаленным целям, затем направляются на другую позицию прежде, чем противник сможет открыть ответный огонь. С ростом автоматизации управления огнем современной артиллерии и повсеместным внедрением радиолокационных средств разведки обнаружения огневых позиций время реакции артиллерии противника в составе разведывательно-огневых систем, действующих в режиме реального времени, и соответственно время безопасного нахождения САУ на огневой позиции значительно сокращается. Путем преодоления данных проблем является создание артиллерийских систем, с нетрадиционными конструктивно-компоновочными схемами, обеспечивающими значительный рост огневой мощи (и, соответственно, уменьшение времени нахождения САУ на огневой позиции), реализация которых заложена в отечественной САУ нового поколения.

Компоновка

Современные САУ отечественной и зарубежной разработки обладают классической компоновкой, что приводит к ряду конструктивных ограничений, ограничивающих их боевые и эксплуатационные качества.

Например, 152-мм гаубица 2С19 «Мста-С», содержит шасси с использованием узлов основного боевого танка, башню, установленную на погоне шасси. Отделение управления и отделение вооружения имеют единое рабочее пространство и расположены в шасси и башне. В носовой части шасси расположено рабочее место механика-водителя, остальные члены экипажа находятся в башне, где установлено основное вооружение.

Весь экипаж, пять человек, находится в боевом отделении, что является нежелательным для его жизнедеятельности. В боевой обстановке, при выстреле, часть пороховых газов попадает в боевое отделение. При попадании в САУ возможен взрыв боеукладок. Кроме того, условия взаимодействия экипажа и передача функций управления от одного к другому затруднены.

Расположение рабочих мест членов экипажа в бронированном модуле управления исключает попадание туда пороховых газов от выстрела. Экипаж изолирован от модуля вооружения, что обеспечивает его защиту при возможном взрыве в случае попадания в машину.

Рабочие места членов экипажа расположены в компьютеризированном модуле управления, который размещен в носовой части шасси. Экипаж, состоящий из 2-х человек, осуществляет полный контроль над процессами заряжания, наведения и стрельбы. Модуль управления оборудован бортовыми тактическими системами выбора цели, позицирования и навигации. По показаниям приборов и датчиков экипаж постоянно следит за общим состоянием машины и количеством боеприпасов по типам выстрелов.

Каждое рабочее место членов экипажа оснащено комплексом дистанционного управления автоматизированным огнем и приборного контроля выполнения всех операций на дисплеях единой информационно-командной системой. Информационно-управляющие каналы связи рабочих мест экипажа в модуле управления с модулем вооружения дублированы. Предусмотрены основные люки экипажа, эвакуационный люк, а также технологический люк перехода в модуль вооружения.

Установка модуля управления в носовой части корпуса позволяет разместить экипаж в наименее опасном месте боевой машины.

Основное вооружение находятся в башне, где установлена спаренная артиллерийская установка и боекомплект с системой механизированного заряжения. Двигатель размещен в кормовой части машины. Вероятно, что перспективная САУ будет изготовлена на базе перспективного танка, с использованием его компоновочных решений и унифицированная с ним по шасси, двигателю и основным элементам корпуса. Такое решение позволит унифицировать, и, соответственно удешевить производство бронетехники нового поколения, которое, с большой степенью вероятности поступит на вооружение в начале 21 века.

Наряду с этим унифицированная артиллерийская установка будет применяться и в составе вновь разрабатываемых и модернизируемых боевых и десантных кораблей ВМФ и средств береговой обороны.

Рабочие места членов экипажа расположены в бронированноми обеспеченном мощной защитой и комплексом агрегатов жизнедеятельности модуле управления,

Каждое из рабочих мест членов экипажа оснащено комплексом управления огнем и приборного контроля выполнения всех операций объекта,

Модуль управления установлен в носовой части шасси, с возможностью максимальной унификации с перспективным танком,

Основное вооружение и возимый боезапас расположены в легкобронированном модуле вооружения, с возможностью обеспечения максимальной выживаемости экипажа в случае поражения боекомплекта,

Модуль вооружения установлен в средней части шасси,

Боезапас может быть выполнен в виде блоков боеукладок, что обеспечит простоту перезарядки САУ при помощи специализированной транспортно-зараяжающей машины.

Модульное решение отделений вооружения и управления как самостоятельных компоновочных единиц, выполняющих определенную функцию, позволяет уменьшить численность и усилить защиту экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшить условия взаимодействия и работоспособность экипажа.

САУ может являться, частью самоходного артиллерийского комплекса, в состав которой входит также бронированный подвозчик боеприпасов. Таким образом, обслуживание перспективной САУ будет обеспечиваться достаточным количеством личного состава, не смотря на ее значительно уменьшенный экипаж. Операции по обслуживанию перспективной САУ могут быть в максимальной степени автоматизированы.

После выхода САУ на огневую позицию стрельба из орудия производится после автоматического наведения на цель комплексом управления огнем под контролем членов экипажа по дисплеям. Боеприпасы подаются из автоматизированных боеукладок в орудие на всем диапазоне углов наведения. Механизмы в модуле обеспечивают автоматический выбор необходимых типов снарядов и модульных зарядов. Комплекс агрегатов защиты жизнедеятельности очищает поступающий воздух от вредного воздействия пороховых газов и средств массового поражения, полностью обеспечивает комфортные условия работы экипажа.

В составе комплекса (САУ/ТЗМ) возможна реализация полностью автоматизированной системы загрузки боеприпасов на борт, заряжания и ведения огня, обеспечивающая высокую скорострельность. Введение в состав комплекса бронированной транспортно-заряжающей машины (ТЗМ), оборудованной автоматизированной подсистемой загрузки и перемещения боеприпасов, которая позволяет экипажу за несколько минут перезагрузить на борт САУ все необходимые выстрелы

Огневая мощь

По мнению отечественных специалистов в настоящее время существует потребность в создании боевой техники с предельно возможными эффективностью и унификацией технических решений, элементов, узлов и систем. При разработке перспективных ствольных систем калибра 152/155 мм, имеющих жесткие габаритно-массовые и функциональные ограничения, рост эффективности должен обеспечиваться прежде всего за счет значительного повышения огневой мощи как основного боевого свойства арторудия.

При этом должны создаваться предпосылки для одновременного наращивания баллистических характеристик арторудия (максимальной начальной скорости снарядов с требуемой массой), определяющих дальность ведения огня, и скорострельности арторудия как свойства, кардинально влияющего на время решения огневой задачи.

Дальнейшее совместное наращивание этих характеристик при существующих массогабаритных и функциональных ограничениях, характерных, прежде всего для САУ, наталкивается на значительные проблемы, связанные, во-первых, с быстрым перегревом ствола и износом его канала и, во-вторых, с исчерпанием резервов по существенному увеличению технической скорострельности при применении выстрелов раздельного заряжания (особенно с безгильзовыми метательными зарядами) с использованием традиционных технических решений.

Для преодоления этих технических проблем требуются новые неординарные технические решения.

Одним из путей преодоления вышеизложенных технических проблем является создание систем вооружения, включающих в себя многоствольные орудия с нетрадиционными конструктивно-компоновочными схемами, обеспечивающими приемлемые массу и габариты САУ.

Артиллерийская установка

Спаренная артиллерийская установка, имеет люльку с размещенными в ней двумя расположенными друг над другом стволами, закрепленными с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль своей оси. Верхний и нижний стволы установлены параллельно друг другу в вертикальной плоскости.

Верхний и нижний стволы кинематически связаны с соответствующими верхним и нижним снарядными досылателями, и с соответствующими верхним и нижним продольно-скользящими затворами-зарядными досылателями поршневого типа имеющим упругопластический обтюратор типа "Банжа". Верхний и нижний затворы-зарядные досылатели выполнены взаимодействующими в запертом положении своими боевыми выступами непосредственно с трубами соответствующего верхнего или нижнего ствола. Верхний и нижний стволы связаны с соответствующими левым и правым противооткатными устройствами.

На каждом стволе в передней части трубы выполнен дульный тормоз сотового типа с боковыми окнами, направленными в противоположные стороны в горизонтальной плоскости. Возможны и другие варианты реализации дульного тормоза.

Механизм двухсторонней подачи боеприпасов

Механизм двухсторонней подачи боеприпасов (снарядов и зарядов) артиллерийской установки, содержит накопитель, состоящий из двух механизированных боеукладок. Каждая боеукладка выполнена в виде замкнутого транспортера с приводами их перемещения, и окном выдачи боеприпасов. Два перегружателя боеприпасов из накопителя и два маятниковых перегружателя обеспечивают доставку боеприпасов на качающуюся часть артиллерийской установки.

Накопитель с левой стороны артиллерийской установки является снарядным, обе механизированные снарядные боеукладки расположены на одном уровне параллельно разделительной перегородке с двумя окнами выдачи снарядов.

Боеукладки выполненных в виде замкнутых транспортеров с приводами их перемещения и состоят из отдельных ячеек, в каждой из которых размещено до двух снарядов.

Второй накопитель, размещен с другой стороны артиллерийской установки, является зарядным и состоит из двух механизированных зарядных боеукладок, расположенных на одном уровне параллельно разделительной перегородке. Зарядный накопитель также имеет два окна выдачи модулей переменного метательного заряда. Каждая из механизированных зарядных боеукладок содержит, два расположенных параллельно друг другу замкнутых транспортера, каждый замкнутый транспортер состоит из отдельных ячеек, в каждой из которых размещен один модуль переменного заряда.

Маятниковый перегружатель

Первый маятниковый перегружатель (снарядный) с приводом его перемещения, установлен на первой цапфе, соосной с цапфами артиллерийской установки, на той же стороне артиллерийской установки, что и снарядный накопитель, имеет два поворотных снарядных лотка, установленных параллельно друг другу и снабженных стопорными механизмами удержания снарядов в процессе их транспортировки. Снарядные лотки закреплены с возможностью поворота на осях на основании снарядного маятникового перегружателя. Снарядный маятниковый перегружатель кинематически связан в позиции заряжания орудия с первым и вторым гидроцилиндрами (для перемещения снарядных лотков на соответствующие линии досылки), установленными на люльке артиллерийской установки, и снабжены пружинами возврата снарядных лотков в исходное положение.
Второй маятниковый перегружатель (зарядный) с приводом его перемещения, установлен на второй цапфе, соосной с цапфами артиллерийской установки, на другой стороне артиллерийской установки. Зарядный накопитель, имеет два поворотных зарядных лотка, установленных параллельно друг другу и снабженных стопорными механизмами удержания модулей переменного заряда в процессе их транспортировки. Зарядные лотки закреплены с возможностью поворота на осях на основании зарядного маятникового перегружателя в позиции заряжания орудия. Перегружатель кинематически связан с третьим и четвертым гидроцилиндрами (для перемещения зарядных лотков на соответствующие линии досылки), установленными на люльке артиллерийской установки, и снабжен пружинами возврата зарядных лотков в исходное положение.

Снарядный и зарядный маятниковые перегружатели в позиции загрузки соответствуют окнам выдачи снарядов и модулей переменного заряда из соответствующих накопителей - снарядного и зарядного.

Работа механизма двухсторонней подачи боеприпасов

После получения команды о начале работы механизм двухсторонней подачи боеприпасов начинает функционировать в следующей последовательности:

1. одновременно происходит:

Поворот транспортеров снарядных боеукладок со снарядами с выводом на оси окон снарядов нужного типа;
- поворот части транспортеров соответствующих зарядных боеукладок с выводом заданного количества модулей переменного заряда (например, от одного до шести штук) на оси окон подачи. Каждый замкнутый транспортер может перемещаться или стоять независимо от других, в зависимости от необходимости выбора конкретного типа боеприпаса или отсутствия такой необходимости.

2. одновременно производится:

Перемещение передними клоцами перегружателей двух снарядов из передней части транспортеров снарядных боеукладок в поворотные снарядные лотки снарядного маятникового перегружателя и фиксация их там стопорными механизмами, а также перемещение на их место задними клоцами снарядов из задней части транспортеров (снаряды в транспортере размещены тандемно);

Перемещение клоцами перегружателей модулей переменного заряда из транспортеров зарядных боеукладок в поворотные зарядные лотки зарядного маятникового перегружателя. При этом производится сборка модулей переменного заряда в единые заряды за счет соединения их стыковочных элементов, а также фиксация этих зарядов стопорными механизмами поворотных зарядных лотков;

3. снарядный и зарядный маятниковые перегружатели разворачиваются до установки их продольных осей параллельно продольной оси артиллерийской установки;

4. гидроцилиндрами производится разворот снарядных лотков снарядного маятникового перегружателя в положение, соосное со стволами артиллерийской установки, при этом в конце их хода происходит расфиксация снарядов стопорными механизмами поворотных снарядных лотков;

4. производится досылка снарядов из лотков в заходные конусы стволов снарядными досылателями;

5. одновременно происходит:

Реверс гидроцилиндров и возврат поворотных снарядных лотков их пружинами в исходное положение;
- разворот гидроцилиндрами зарядных лотков зарядного маятникового перегружателя в положение, соосное со стволами артиллерийской установки, при этом в конце их хода происходит расфиксация модулей переменного заряда стопорными механизмами поворотных зарядных лотков;

6. после этого производится:

Досылка модулей переменного заряда из лотков в зарядные каморы стволов эатворами-досылателями артиллерийской установки и запирание затворов-досылателей;

Возвращение снарядного маятникового перегружателя в исходное положение;

7. происходит реверс гидроцилиндров и возврат поворотных зарядных лотков их пружинами в исходное положение;

8. зарядный маятниковый перегружатель возвращается в исходное положение.

После этого механизм двухсторонней подачи боеприпасов готов к следующему циклу работы.


Стрельба из спаренной артиллерийской установки производится поочередно из каждого ствола. Перезарядка артиллерийской установки осуществляется автоматически, на любых углах наведения и одновременно для обеих орудий. Боекомплект САУ полностью механизирован и составляет более 70 выстрелов.

Скорострельность перспективной САУ превышает скорострельность существующих САУ в 2 раза и может составлять свыше 16 выстрелов в минуту.

Преимущества компоновки

САУ со спаренной артиллерийской установкой обеспечивает повышение скорострельности за счет обеспечения возможности одновременного заряжания двух стволов, что приближает такую артустановку по огневой производительности к реактивным системам залпового огня при сохранении кучности нарезкой ствольной системы. При этом сохранены габариты и масса, близкие к соответствующим габаритам и массе традиционной одноствольной системы.

САУ со спаренной артиллерийской установкой обладает повышенной надежностью работы артсистемы и боевой живучестью за счет применения двух в значительной степени независимых друг от друга подсистем, образованных автономными агрегатами (двумя независимыми как снарядными, так и зарядными боеукладками и т.п.).

Обеспечено повышение эффективности стрельбы за счет уменьшения времени реакции арткомплекса при стрельбе по вновь появившейся цели, путем сокращения времени цикла заряжания 1-го выстрела за счет уменьшения времени работы снарядных и зарядных боеукладок, что, в свою очередь, обеспечивается их разделением на две части, а следовательно, сокращением длины каждой из них в два раза.
Обеспечивается повышение эффективности стрельбы особенно в режиме "огневой налет" или "шквал огня" (зарубежный термин multiple rounds simultaneous impact MRSI) за счет обеспечения максимальной скорострельности по одной цели путем производства выстрелов на разных номерах заряда (что достигается путем применения переменного модульного метательного заряда) на разных углах возвышения стволов артустановки. При этом к цели все снаряды очереди могут подходить практически одновременно, что обеспечивает предельно высокую вероятность ее поражения.

Обеспечивается стабильность баллистических характеристик на всех номерах переменного заряда за счет обеспечения возможности однообразной фиксации в зарядной каморе безгильзового переменного модульного метательного заряда на поршне продольно-скользящего затвора-досылателя (т.е. на дне каморы) независимо от количества модулей в конкретном заряде.

Масса спаренной артиллерийской установки соизмерима с массой классических одноствольных систем. Это достигнуто путем применения для изготовления стволов высокопрочных сталей, унифицированных со сталями, применяемыми для перспективных танковых пушек. Внешний контур труб стволов сведен к минимальному с точки зрения удержания давления. Исключена необходимость применения казенников, их функцию выполняют зарядные досылатели. Для изготовления люльки применяются материалы с высокой удельной жесткостью, например, композитные.

Сравнение ТТХ ряда перспективных САУ

(Ряд данных расчетные или предположительные)

NLOS-C

Коалиция-СВ

PzH2000

Страна

США

РФ

ФРГ

Масса, тонн

Шасси

FCS-T

С унификацией на базе перспективной платформы.

Спец.

Калибр, мм

2Х152(155)

Длина ствола

Боекомплект

снаряды

заряды*

<300

Заряжание

Авто.

Авто.

Авто.

Скорострельность, выст./мин

До 10

Более 10

До 10

Дальность огня

30 (41**)

Режим «шквал огня» (MRSI)

Экипаж

До 3

ТЗМ

Макс. скорость

90/56

На уровне перспективного танка

60/45

Запас хода, км

* Модульный переменный заряд

** 30 км – дальность действия при стрельбе стандартным для стран НАТО боеприпасом и > 40 км – снарядом с формой основания, уменьшающей турбулентность в полете (base bleed, газогенератор).


Вопросы и ответы


Демонстрация перспективной САУ вызвала большой интерес у любителей военной техники, породив ряд слухов, спекуляции и необоснованных выводов. Поэтому, основываясь на имеющейся сейчас, хоть и довольно скудной, информации постараемся, на основе ответить на ряд наиболее типичных возникающих вопросов, хоть они уже, и освещены в тексте выше:

С какой целью артустановка выполнена спаренной?

Повышение скорострельности

Повышение надежности работы артсистемы и боевой живучести (механизмы заряжения стволов работают независимо, при выходе из строя одного – другой продолжит работу).

Обеспечивается повышение эффективности стрельбы особенно в режиме "огневой налет".

Уменьшение перегрева и износа канала ствола.

Стреляет ли САУ залпом из 2-х стволов?

Стрельба из спаренной артиллерийской установки производится поочередно из каждого ствола.

Нужно ли для перезарядки орудий их возвращение на линию заряжания?

Механизм автоматического заряжания позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания.

На каком шасси изготовлена перспективная САУ?

Продемонстрированный в конце 2006 года макет был изготовлен на модифицированном шасси с использованием узлов ОБТ Т-80 и Т-72 («Мста-С»).

Серийные изделия планируется изготавливать с использованием шасси перспективного российского танка (об. 195). Новое шасси (семь опорных катков на борт) обладает значительно лучшими характеристиками по грузоподъемности, подвижности, качествам подвески, снижающими колебания артиллерийской установки при стрельбе.

Уменьшится ли техническая надежность изделия в связи с применением спаренной артиллерийской установки?

Техническая надежность роботизированной установки увеличится, т.к. при неисправности или повреждении орудия ствола или механизма подачи боеприпасов к нему возможно продолжение работы другого. В случае возникновения неполадок возможно их устранение силами экипажа через люк доступа в модуль вооружения. В случае нехватки энергии необходимой для работы гидронасосам в составе артустановки имеется резервный гидронасос, работающий от вспомогательного источника.

Какие снаряды и заряды используются?

Механизмы заряжания обеспечивают автоматический выбор необходимых типов снарядов (осколочно-фугасные (с газогенератором), активно-реактивные, управляемые, дымовые и пр.) и модульных зарядов. Возможно применение различного переменного заряда (например, от одного до шести штук). Модульные переменные заряды значительно расширяют, огневые возможности САУ.

Фотографии спаренной артиллерийской установки показанные по ТВ и в средствах Интернет не соответствуют приведенным в материале чертежам?

Окончательный облик перспективной САУ еще не окончательно сформирован. Рисунки в материале дают лишь общее представление о ней, в то время как на представленных фото показан один из макетных образцов перспективной САУ изготовленный с применением ряда компонентов серийной САУ 2С19 «Мста-С».

Планируется ли принятие перспективной САУ разрабатываемой в рамках темы «Коалиция-СВ» на вооружение?

Разработка и принятие на вооружение перспективной САУ «Коалиция-СВ», наряду с модернизацией уже существующих образцов является одним из приоритетных направлений развития артиллерийского вооружения РФ.

Зачем нужна перспективная САУ с высокой скорострельностью и очень большой дальностью стрельбы?

Хотя последний опыт конфликтов, в которых участвовала РФ, а также некоторые примеры конфликтов малой интенсивности последних лет не приводит явных аргументов пользу радикального роста огневой мощи САУ, но считать, что в этом нет необходимости было бы опрометчиво.

Тенденции развития современных САУ зарубежных стран свидетельствуют о значительном росте характеристик современных и разрабатываемых САУ, их скорострельности, подвижности, дальности стрельбы, наряду с совершенствованием средств автоматизации и управления огнем. Примерами данных САУ может быть САУ « PzH 2000» (ФРГ), «Краб» (Польша), NLOS-C (США) , контрбатарейная РЛС «Кобра» и ряд других систем. Хотя, по мнению ряда экспертов, модернизация отечественных серийных САУ «Мста-М» способна вывести их на уровень соответствующий, или же превосходящий, существующие зарубежные аналоги радикальное преимущество над ними даст лишь перспективная отечественная САУ.

Разработка перспективной САУ в любом случае нисколько не мешает совершенствованию существующих изделий, совершенствованию систем автоматизации, управления и разведки, способной объединить артиллерийские системы в единое информационное поле боя и тем самым значительно повысить их боевые качества.

Что из себя представляет перспективная САУ и зачем она нужна?

САУ предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники, фортификационных сооружений противника на глубину интересов дивизии (армии).

Самоходная артиллерийская установка выполнена с необитаемым модулем вооружения и размещением экипажа в носовой части корпуса в бронированном высокозащищенном модуле.

САУ унифицирована по своим узлам с перспективным основными танком. САУ имеет полную механизацию процессов загрузки боезапасов и заряжания орудия, наведения и восстановления наводки после выстрела. САУ оснащена автономным агрегатом электропитания, средствами обеспечения комфортного обитания экипажа (кондиционер и пр.). САУ интегрирована в автоматизированные системы управления (АСУ) тактического звена, оснащена системами спутниковой навигации, топопривязки, скрытой передачи данных и связи, бортовой ЭВМ и эффективными системами отображения информации для экипажа. Перспективная самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ» для установки на надводные корабли .

Виды и назначение САУ очень многообразны: они могут быть как бронированными, так и не бронированными, использовать колёсное или гусеничное шасси. САУ может иметь полноповоротную башенную или неподвижную рубочную установку орудия. Некоторые из САУ с башенной установкой орудия очень сильно напоминают танки, однако они отличаются от танков балансом «броня-вооружение» и тактикой боевого применения.

Русским военным теоретиком и практиком Дмитрием Алексеевичем Милютиным уже в 1912 году было предсказано использование и появление в вооружённых силах России и мира автомобиля, бронеавтомобиля , танков и самоходных артустановок.

«Есть ли что-либо невозможное, например, в том, что автомобили не только вполне заменят повозки в обозах, но проберутся даже в полевую артиллерию . Вместо полевых орудий с конскою упряжью войдут в состязание на поле сражения подвижные бронированные батареи , и битва сухопутная уподобится битве морской.»

История самоходных артиллерийских установок начинается вместе с историей тяжёлых пушечных бронеавтомобилей в начале XX века и развитием танков во время Первой мировой войны . Более того, технически первые французские танки «Сен-Шамон » и «Шнейдер » скорее являются аналогами более поздних штурмовых САУ , нежели танками. Середина и вторая половина XX века были временем бурного развития разнообразных самоходных артиллерийских установок в ведущих технологически развитых странах. Достижения военной науки начала XXI века - высокая точность огня, электронные системы позиционирования и наведения - позволили САУ, по мнению специалистов, отмечающих высокую роль самоходной артиллерии в условиях современного боя, занять значимое место среди прочей бронетехники , ранее безраздельно принадлежавшее танкам.

  • самоходные пушки
  • самоходные гаубицы
  • самоходные гаубицы-пушки

По боевой массе

По боевой массе САУ делятся на следующие классы :

  • лёгкие (до 20 тонн)
  • средние (до 40 тонн)
  • тяжелые (свыше 40 тонн)

По калибру орудия

По калибру орудия САУ также делятся на:

  • лёгкие (до 50 мм)
  • средние (не более 122 мм)
  • тяжелые (152 мм и более)

Начиная со Второй мировой войны практически все легковооружённые САУ - зенитные.

По компоновке

По расположению боевого отделения САУ делятся на следующие типы :

  • с передним расположением боевого отделения
  • со средним расположением боевого отделения
  • с задним расположением боевого отделения

По броневой защите

По броневой защите боевого отделения САУ делятся на следующие типы :

  • полностью бронированные (закрытого типа)
  • частично бронированные
    • полузакрытого типа - у этих САУ боевые рубки не имели крыши
    • открытого типа - у этих САУ боевые рубки отсутствовали, орудия устанавливались непосредственно на платформе, а расчёт защищался только броневым щитом орудия.

По назначению

В послевоенные годы в СССР было проведено изучение и обобщение боевого опыта, на основании которого была произведена классификация самоходных артиллерийских орудий. В зависимости от назначения они подразделялись на следующие группы :

  • противотанковые САУ (истребители танков) - предназначались для борьбы с танками противника и его противотанковыми средствами при сопровождении своих войск.
  • штурмовые самоходные орудия (истребители ДОТов) - использовались для разрушения прямой наводкой прочных долговременных сооружений на переднем крае обороны противника (например советские СУ-152/ИСУ-152 довольно часто использовались в качестве противоДОТных орудий)
  • самоходные артиллерийские установки сопровождения (самоходные гаубицы) - сопровождали огнём стрелковые и моторизованные части и соединения, выполняя задачи поражения живой силы и огневых средств противника, а также борьбы со средними и лёгкими танками. (СУ-122 и СУ-152/ИСУ-152 как раз были предназначены именно для такого боевого применения. Но были эффективны и против тяжёлых танков. Так СУ-152/ИСУ-152 уничтожала танки «Тигр» и фугасными снарядами.)
  • зенитные самоходные установки - служили для прикрытия войск от атак с воздуха на марше и в ходе наступления.
  • специальные самоходные установки - к ним относились миномётные и реактивные установки, а также полевые ракетные пусковые установки на самоходной базе.

Классификация вермахта

Вермахт использовал довольно сложную систему классификации бронетехники. Армейская классификация включала следующие типы бронетехники, которые могут быть отнесены к САУ :

  • Flakpanzer (Flak Pz.) - зенитный танк (ЗСУ)
  • Jagdpanzer (Jagd Pz.) - истребитель танков (противотанковая САУ на базе основного танка)
  • Panzerjäger (Pz.Jäg.) - противотанковая САУ на базе устаревших танков, бронетранспортёров и т. п.
  • Sturmgeschütz (StuG) - штурмовое орудие
  • Sturmhaubitze (StuH) - штурмовая гаубица
  • Selbstfahrlafette (Sfl.) - самоходная полевая артсистема

Тактика применения САУ

Согласно современной концепции ведения боя основными областями применения самоходно-артиллерийских установок являются задачи мобильной поддержки артиллерийским огнём с закрытых огневых позиций частей и подразделений других родов войск и артиллерийское наступление . Благодаря высокой мобильности САУ способны сопровождать танки в ходе глубоких прорывов обороны противника, резко повышая боевые возможности прорвавшихся танковых и мотопехотных подразделений. Та же мобильность делает возможным внезапное нанесение по противнику артиллерийских ударов силами самоходной артиллерии самостоятельно без содействия иных родов войск. Для этого заранее методом полной подготовки рассчитываются все данные для стрельбы. САУ выдвигаются на огневую позицию, ведут огонь по противнику без пристрелки и иногда даже без корректировки, затем уходят с огневой позиции. Таким образом, когда противник определит местоположение огневой позиции и примет меры, будет поздно, - САУ там уже нет.

В случае прорыва вражеских танков и мотопехоты самоходки могут использоваться и как эффективное противотанковое средство. Для этого в их боекомплекте есть специальные типы снарядов, такие, как управляемый крылатый 152,4-мм артиллерийский снаряд «Краснополь» . В последнее время САУ освоили новое для себя применение в роли «сверхтяжёлой противоснайперской винтовки», способной уничтожать вражеских снайперов в весьма трудных для поражения другими огневыми средствами условиях (например разрушать укрытия снайперов).

Англоамериканские конструкторы сосредоточились в большей степени на развитии класса самоходных гаубиц (M7 Priest , М12, Bishop , Sexton) и в несколько меньшей на развитии противотанковых САУ (

Вот сегодня прошла такая новость:

Артиллерийские подразделения Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение партию 203-мм самоходных артиллерийских установок «Пион».

Об этом сообщил Интерфаксу-АВН в четверг начальник пресс-службы округа полковник Александр Гордеев. »На сегодняшний день САУ «Пион» считается самой мощной самоходной артиллерийской установкой в мире. Основное ее вооружение составляет 203-мм пушка, имеющая массу более 14 тонн. Она расположена в кормовой части установки. Пушка оснащена полуавтоматической гидравлической системой заряжания, что позволяет осуществлять этот процесс при любых углах возвышения ствола», — сказал А.Гордеев.

Он отметил, что при разработке ходовой части установки использовались узлы и агрегаты танка Т-80. «Самоходка имеет индивидуальную торсионную подвеску», — уточнил офицер.

Узнаем больше об этом оружии:

29 августа 1949 года была испытана первая советская атомная бомба: ядерным оружием стали обладать обе противоборствующие группировки. С наращиванием обеими сторонами конфликта стратегических ядерных вооружений стало очевидно, что тотальная ядерная война маловероятна и бессмысленна. Актуальной стала теория «ограниченной ядерной войны» с ограниченным применением тактического ядерного оружия. В начале 1950-х годов перед руководителями противоборствующих сторон возникла проблема доставки этого вооружения. Основными средствами доставки являлись стратегические бомбардировщики B-29, с одной стороны, и Ту-4, с другой; они не могли эффективно наносить удары по передовым позициям войск противника. В качестве наиболее подходящих средств рассматривались корпусные и дивизионные артиллерийские системы, тактические ракетные комплексы и безоткатные орудия.

Первыми советскими артиллерийскими системами, вооружёнными ядерными боеприпасами, стали самоходный миномёт 2Б1 и самоходная пушка 2А3, однако эти системы были громоздкими и не могли обеспечить требования по высокой мобильности. С началом бурного развития ракетной техники в СССР работы над большинством образцов классической артиллерии по указанию Н. С. Хрущёва были прекращены.

Фото 3.

После снятия Хрущёва с поста первого секретаря ЦК КПСС работы по артиллерийской тематике были возобновлены. К весне 1967 года был выполнен аванпроект новой сверхмощной самоходной артиллерийской установки (САУ) на базе танка «Объект 434» и деревянный макет в натуральную величину. Проект представлял собой САУ закрытого типа с рубочной установкой орудия конструкции ОКБ-2. Макет получил негативные отзывы от представителей министерства обороны, однако предложение о создании САУ особой мощности заинтересовало Министерство обороны СССР, и 16 декабря 1967 года приказом № 801 Министерства оборонной промышленности была начата научно-исследовательская работа по определению облика и базовых характеристик новой САУ. Основным требованием, выдвинутым к новой САУ, была максимальная дальность стрельбы - не менее 25 км. Выбор оптимального калибра орудия по указанию ГРАУ выполняла Артиллерийская академия имени М. И. Калинина. В ходе работ были рассмотрены различные имевшиеся на вооружении и разработанные артиллерийские системы. Основными были 210-мм пушка С-72, 180-мм пушка С-23 и 180-мм береговая пушка МУ-1. По заключению Ленинградской артиллерийской академии, наиболее подходящим было признано баллистическое решение 210-мм пушки С-72. Однако, несмотря на это, завод «Баррикады» для обеспечения преемственности технологий изготовления уже разработанных орудий Б-4 и Б-4М предложил уменьшить калибр с 210 до 203 мм. Такое предложение получило одобрение в ГРАУ.

Одновременно с выбором калибра велись работы и по выбору шасси и компоновочной схемы для будущей САУ. Одним из вариантов было шасси многоцелевого тягача МТ-Т, выполненного на базе танка Т-64А. Такой вариант получил обозначение «Объект 429А». Прорабатывался также вариант на базе тяжёлого танка Т-10, получивший обозначение «216.сп1». По результатам работы выяснилось, что оптимальной будет открытая установка орудия, при этом для размещения нового орудия не подходит ни один из существующих типов шасси, вследствие высокой силы сопротивления откату в 135 тс при стрельбе. Поэтому было принято решение разрабатывать новую ходовую часть с максимально возможной унификацией по узлам с имевшимися на вооружении СССР танками. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Пион» (индекс ГРАУ - 2С7). «Пион» должен был поступить на вооружение дивизионов артиллерии резерва Верховного Главнокомандования для замены 203-мм буксируемых гаубиц Б-4 и Б-4М.

Фото 4.

Официально работы по новой САУ особой мощности были утверждены 8 июля 1970 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 427-161. Головным разработчиком 2С7 был назначен Кировский завод, пушка 2А44 проектировалась в ОКБ-3 волгоградского завода «Баррикады». 1 марта 1971 года были выданы, а к 1973 году утверждены тактико-технические требования на новую САУ. Согласно заданию, самоходная пушка 2С7 должна была обеспечивать безрикошетную дальность стрельбы от 8,5 до 35 км осколочно-фугасным снарядом массой 110 кг, при этом должна была обеспечиваться возможность стрельбы ядерным выстрелом 3ВБ2, предназначенным для 203-мм гаубицы Б-4М. Скорость движения по шоссе должна была быть не менее 50 км/ч.

Новое шасси с кормовой установкой орудия получило обозначение «216.сп2». В период с 1973 по 1974 год два опытных образца САУ 2С7 были изготовлены и направлены на испытния. Первый образец проходил ходовые испытания на полигоне Струги Красные. Второй образец проходил испытания стрельбой, однако выполнить требования по дальности стрельбы не смог. Проблема была решена подбором оптимального состава порохового заряда и типа выстрела. В 1975 году система «Пион» была принята на вооружение Советской армии. В 1977 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической физики для САУ 2С7 были разработаны и поступили на вооружение ядерные боеприпасы.

Фото 5.

Серийное производство САУ 2С7 было начато в 1975 году на Ленинградском заводе имени Кирова. Пушку 2А44 производил волгоградский завод «Баррикады». Производство 2С7 продолжалось до развала Советского Союза. В 1990 году в Советские войска была передана последняя партия из 66 машин 2С7М. На 1990 год стоимость одной самоходной артиллерийской установки 2С7 составляла 521 527 рублей. За 16 лет производства было выпущено более 500 единиц 2С7 различных модификаций.

В 1980-е годы назрела необходимость модернизации САУ 2С7. Поэтому была начата опытно-конструкторская работа под шифром «Малка» (индекс ГРАУ - 2С7М). Прежде всего ставился вопрос о замене силовой установки, так как двигатель В-46-1 не обладал достаточной мощностью и надёжностью работы. Для «Малки» был создан двигатель В-84Б, отличавшийся от используемого в танке Т-72 особенностями компоновки двигателя в моторно-трансмиссионном отделении. С новым двигателем САУ могла заправляться не только дизельным топливом, но также керосином и бензином.

Фото 6.

Ходовая часть машины тоже была подвергнута модернизации. В феврале 1985 года САУ с новой силовой установкой и модернизированной ходовой частью прошла испытания. По результатам модернизации ресурс мотопробега САУ был увеличен до 8000-10 000 км. Для приёма и отображения информации с машины старшего офицера батареи места наводчика и командира были оборудованы цифровыми индикаторами с автоматическим приёмом данных, что позволило сократить время перевода машины из походного в боевое положение и обратно. Благодаря изменённой конструкции укладок возимый боекомплект был увеличен до 8 выстрелов. Новый механизм заряжания позволил осуществлять заряжание орудия при любых углах вертикальной прокачки. Таким образом скорострельность была увеличена в 1,6 раза (до 2,5 выстрелов в минуту), а режим огня - в 1,25 раза. Для слежения за важными подсистемами в машине была установлена аппаратура регламентного контроля, осуществлявшая непрерывный мониторинг узлов вооружения, двигателя, гидросистемы и энергоагрегатов. Серийное производство САУ 2С7М началось в 1986 году. Кроме того, экипаж машины был уменьшен до 6 человек.

В конце 1970-х годов на базе пушки 2А44 был разработан проект корабельной артиллерийской установки под шифром «Пион-М». Теоретическая масса артиллерийской установки без боекомплекта составила 65-70 тонн. Боекомплект должен был составлять 75 выстрелов, а скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту. Артиллерийскую установку «Пион-М» предполагалось устанавливать на корабли проекта 956 типа «Современный». Однако, из-за принципиального несогласия руководства ВМФ с использованием крупного калибра, дальше проекта работы по артиллерийской установке «Пион-М» не продвинулись.

Фото 7.

Броневой корпус

Самоходная пушка 2С7 «Пион» сделана по безбашенной схеме с открытой установкой орудия в кормовой части САУ. В состав экипажа входят 7 (в модернизированном варианте 6) человек. На марше все члены экипажа размещены в корпусе САУ. Корпус разделён на четыре отделения. В передней части находится отделение управления с местом командира, механика-водителя и место для одного из членов расчёта. За отделением управления находится моторно-трансмиссионный отсек с двигателем. За моторно-трансмиссионным отсеком находится отделение расчёта, в котором расположены укладки со снарядами, место наводчика по походному и места для 3 (в модернизированном варианте 2) членов расчёта. В кормовом отделении находится откидная плита-сошник и орудие САУ. Корпус 2С7 выполнен из двухслойной противопульной брони с толщиной наружных листов 13 мм, а внутренних - 8 мм. Расчёт, находясь внутри САУ защищён от последствий применения оружия массового поражения. Корпус ослабляет действие проникающей радиации в три раза. Заряжание главного орудия при работе САУ осуществляется с грунта или с грузовика с помощью специального подъёмного механизма, установленного на платформе, с правой стороны относительно основного орудия. Заряжающий при этом находится слева от орудия, управляя процессом с помощью пульта управления.

Фото 8.

Вооружение

Основным вооружением является 203-мм пушка 2А44, обладающая максимальной скорострельностью 1,5 выстрела в минуту (на модернизированном варианте до 2,5 выстрелов в минуту). Ствол орудия представляет собой свободную трубу соединённую с казёнником. В казённике расположен поршневой затвор. Ствол орудия и противооткатные устройства размещаются в люльке качающейся части. Качающаяся часть закреплена на верхнем станке, который установлен на оси и закреплён намётками. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката, и двух пневматических накатников, расположенных симметрично относительно канала ствола. Такая схема противооткатных устройств позволяет надёжно удерживать откатные части орудия в крайнем положении до производства выстрела при любых углах вертикального наведения орудия. Длина отката при выстреле достигает 1400 мм. Подъёмный и поворотный механизмы секторного типа, обеспечивают наведение орудия в диапазоне углов от 0 до +60 град. по вертикали и от -15 до +15 град. по горизонту. Наведение может осуществляться как гидравлическими приводами, питающимися от насосной станции САУ 2С7, так и с помощью ручных приводов. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия. Для облегчения работы членов расчёта САУ оборудована механизмом заряжания, обеспечивающим подачу выстрелов на линию заряжания и досылку их в камору орудия.

Откидная опорная плита, размещённая в корме корпуса, передаёт усилия выстрела на грунт, обеспечивая большую устойчивость САУ. На заряде № 3 «Пион» мог вести стрельбу прямой наводкой без установки сошника. Возимый боекомплект самоходной пушки «Пион» составляет 4 выстрела (для модернизированного варианта 8), в приданой к САУ транспортной машине перевозится основной боекомплект из 40 выстрелов. В основной боекомплект входят осколочно-фугасные снаряды 3ОФ43, кроме того могут использоваться кассетные снаряды 3-О-14, бетонобойные и ядерные боеприпасы. Дополнительно САУ 2С7 оснащается 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ и переносными зенитными ракетными комплексами 9К32 «Стрела-2».

Фото 9.

Для наведения орудия место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом ПГ-1М для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП4М-99А для ведения огня по наблюдаемым целям. Для наблюдения за местностью отделение управления оборудовано семью призменными перископическими приборами наблюдения ТНПО-160, ещё два прибора ТНПО-160 установлены в крышках люков отделения расчёта. Для работы в ночных условиях часть приборов ТНПО-160 может быть заменена приборами ночного видения ТВНЕ-4Б.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123М. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи 1В116.

Фото 10.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки в 2С7 использовался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-46-1 жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 780 л.с. Дизельный двигатель В-46-1 был создан на базе двигателя В-46, устанавливаемого на танки Т-72. Отличительными особенностями В-46-1 являлись небольшие компоновочные изменения связанные с его адаптацией под установку в моторно-трансмиссионное отделение САУ 2С7. Из основных отличий было изменённое местоположение вала отбора мощности. Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в моторно-трансмиссионном отделении установлена система подогрева, разработанная на базе аналогичной системы тяжёлого танка Т-10М. В ходе модернизации на САУ 2С7М силовая установка была заменена на многотопливный дизельный двигатель В-84Б мощностью 840 л.с. Трансмиссия механическая, с гидравлическим управлением и планетарным механизмом поворота. Имеет семь передних и одну заднюю передачи. Крутящий момент двигателя передаётся через конический редуктор с передаточным числом 0,682 на две бортовые коробки передач.

Фото 11.

Ходовая часть 2С7 выполнена на базе основного танка Т-80 и состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных опорных и шести пар одинарных поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней - ведущие. В боевом положении направляющие колёса опускаются на грунт для придания САУ большей устойчивости к нагрузкам при стрельбе. Опускание и поднятие осуществляется с помощью двух гидроцилиндров, закреплённых по осям колёс. Подвеска 2С7 - индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами.

Фото 12.

Специальное оборудование

Подготовка позиции для стрельбы осуществлялась с помощью сошника в кормовой части САУ. Подъём и опускание сошника осуществлялись с помощью двух гидравлических домкратов. Дополнительно самоходная пушка 2С7 была оборудована дизельным генератором 9Р4-6У2 мощностью 24 л.с. Дизельный генератор был предназначен для обеспечения работы основного насоса гидравлической системы САУ во время стоянки, когда двигатель машины был выключен.

Машины на базе

В 1969 году в тульском НИЭМИ по постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 27 мая 1969 года были начаты работы по созданию новой зенитно-ракетной системы С-300В фронтового звена. Исследования проведённые в НИЭМИ совместно с ленинградским ВНИИ-100 показали, что подходящее по грузоподъёмности, внутренним габаритам и проходимости шасси, отсутствовало. Поэтому КБ-3 Ленинградского завода имени Кирова было выдано задание на разработку нового унифицированного гусеничного шасси. К разработке предъявлялись следующие требования: полная масса - не более 48 тонн, грузоподъёмность - 20 тонн, обеспечение работы оборудования и экипажа в условиях применения оружия массового поражения, высокая маневренность и проходимость. Шасси проектировалось практически одновременно с самоходной установкой 2С7 и было с ней максимально унифицировано. К основным отличиям относится заднее расположение моторно-трансмиссионого отделения и ведущих колёс гусеничного движителя. В результате проведённых работ были созданы следующие модификации универсального шасси.

-«Объект 830» - для самоходной пусковой установки 9А83;
-«Объект 831» - для самоходной пусковой установки 9А82;
-«Объект 832» - для радиолокационной станции 9С15;
-«Объект 833» - в базовом исполнении: для многоканальной станции наведения ракет 9С32; в исполнении «833-01» - для радиолокационной станции 9С19;
-«Объект 834» - для командного пункта 9С457;
-«Объект 835» - для пуско-заряжающих установок 9А84 и 9А85.
Изготовление опытных образцов универсальных шасси производил Ленинградский завод имени Кирова. Серийное производство было передано на Липецкий тракторный завод.
В 1997 году по заказу Инженерных войск РФ была разработана быстроходная траншейная машина БТМ-4М «Тундра» для проделывания траншей и рытья в мёрзлом грунте.
После развала Советского Союза в России резко сократилось финансирование вооружённых сил, а военная техника практически перестала закупаться. В этих условиях на Кировском заводе была проведена программа конверсии военной техники, в рамках которой на базе САУ 2С7 были разработаны и начали производиться машины гражданского машиностроения. В 1994 году был разработан высокомобильный кран СГК-80, а через четыре года появился его модернизированный вариант - СГК-80Р. Краны обладали массой 65 тонн и обладали грузоподъёмностью до 80 тонн. По заказу Департамента безопасности движения и экологии МПС России в 2004 году были разработаны самоходные гусеничные машины СМ-100, предназначенные для ликвидации последствий сходов подвижного состава с рельсов, а также для проведения аварийно-спасательных работ после катастроф природного и техногенного характера.

Фото 13.

Боевое применение

За время эксплуатации в Советской армии самоходные пушки «Пион» ни разу не применялись ни в одном вооружённом конфликте, однако интенсивно использовались в артиллерийских бригадах большой мощности ГСВГ. После подписания Договора об обычных вооружённых силах в Европе все самоходные пушки «Пион» и «Малка» были выведены из состава Вооружённых сил Российской Федерации и передислоцированы в Восточный военный округ. Единственным эпизодом боевого применения САУ 2С7 являлась война в Южной Осетии, где грузинской стороной конфликта использовалась батарея из шести САУ 2С7. При отступлении грузинские войска спрятали все шесть САУ 2С7 в районе Гори. Одна из 5 обнаруженных российскими войсками САУ 2С7 была захвачена в качестве трофея, остальные - уничтожены.
В ноябре 2014 года Украина в связи с вооружённым конфликтом начала расконсервацию и приведение в боевое состояние имеющихся у неё установок 2С7.

В 1970-е годы Советским Союзом была предпринята попытка переоснащения Советской армии новыми образцами артиллерийского вооружения. Первым образцом стала самоходная гаубица 2С3, представленная общественности в 1973 году, за ней последовали: 2С1 в 1974 году, 2С4 в 1975 году, и в 1979 году были представлены 2С5 и 2С7. Благодаря новой технике Советский Союз существенно повысил живучесть и маневренность своих артиллерийских войск. К моменту начала серийного производства САУ 2С7, на вооружении США уже находилась 203-мм корпусная самоходная пушка M110. В 1975 году 2С7 существенно превосходила M110 по основным параметрам: дальности стрельбы ОФС (37,4 км против 16,8 км), возимому боекомплекту (4 выстрела против 2), удельной мощности (17,25 л.с./т против 15,4), однако при этом САУ 2С7 обслуживало 7 человек против 5 на M110. В 1977 и 1978 годах на вооружение армии США поступили усовершенствованные самоходные пушки M110A1 и M110A2, отличавшиеся увеличенной до 30 км максимальной дальностью стрельбы, однако и они не смогли по этому параметру превзойти САУ 2С7. Выгодным отличием «Пиона» от САУ M110 является полностью бронированное шасси, в то время как у M110 бронировано только моторно-трансмиссионное отделение.

В КНДР в 1978 году на базе танка Тип 59 была создана 170-мм САУ «Коксан». Орудие позволяло вести огонь на дистанции до 60 км, однако обладало рядом существенных недостатков: низкая живучесть ствола, малая скорострельность, низкая подвижность шасси и отсутствие возимого боекомплекта. В 1985 году был разработан усовершенствованный вариант, это орудие по внешнему виду и компоновке напоминало самоходную пушку 2С7.

Попытки создания систем, аналогичных M110 и 2С7, предпринимались в Ираке. В середине 1980-х годов была начата разработка 210-мм самоходной пушки AL FAO. Пушка создавалась как ответ на иранские M107, причём орудие должно было существенно превосходить эту САУ по всем параметрам. В результате был изготовлен, а в мае 1989 года продемонстрирован опытный образец САУ AL FAO. Самоходная артиллерийская установка представляла собой шасси самоходной гаубицы G6, на котором было установлено 210-мм орудие. Самоходная установка была способна развивать скорость на марше до 80 км/ч. Длина ствола составляла 53 калибра. Стрельба могла вестись как обычными 109,4-кг осколочно-фугасными снарядами с донной выемкой и максимальной дальностью стрельбы в 45 км, так и снарядами с донным газогенератором с максимальной дальностью стрельбы до 57,3 км. Однако последовавшие в начале 1990-х годов экономические санкции против Ирака помешали дальнейшей разработке орудия, и проект не вышел за стадию опытных образцов.

В середине 1990-х китайская компания NORINCO на базе M110 разработала опытный образец 203-мм самоходной пушки с новой артиллерийской частью. Причиной разработки была неудовлетворительная дальность стрельбы САУ M110. Новая артиллерийская часть позволила увеличить максимальную дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами до 40 км, а активно-реактивными до 50 км. Кроме того, САУ могла вести огонь управляемыми, ядерными снарядами, а также кассетными снарядами-постановщиками противотанковых мин. Далее изготовления опытного образца разработки не продвинулись.

В результате завершения ОКР «Пион» на вооружение Советской армии поступила САУ, воплотившая в себе самые передовые идеи конструирования самоходных орудий большой мощности. Для своего класса САУ 2С7 обладала высокими эксплуатационными характеристиками (манёвренностью и относительно небольшим временем перевода САУ в боевое положение и обратно). Благодаря калибру 203,2 мм и максимальной дальности стрельбы осколочно-фугасными снарядами, самоходная пушка «Пион» имела высокую боевую эффективность: так, за 10 минут огневого налёта, САУ способна «доставить» к цели около 500 кг взрывчатого вещества. Проведённая в 1986 году модернизация до уровня 2С7М позволила этой САУ соответствовать требованиям предъявляемым к перспективным артиллерийским системам вооружения на период до 2010 года. Единственным недостатком, отмечаемым западными специалистами, была открытая установка орудия, не позволяющая защищать экипаж при работе на позиции от осколков снарядов или огня противника. Дальнейшее совершенствование системы предлагалось проводить путём создания управляемых снарядов типа «Смельчак», дальность стрельбы которыми могла бы составить до 120 км, а также улучшения условий работы экипажа САУ. Фактически же после вывода из состава Вооружённых сил Российской Федерации и передислоцирования в Восточный военный округ большинство САУ 2С7 и 2С7М было отправлено на хранение, а в эксплуатации осталась лишь малая их часть.

Фото 14.

А вот посмотрите какой интересный образец оружия:

Фото 16.

Экспериментальная самоходная артиллерийская установка. Разработка САУ велась ЦКБ завода «Уралтрансмаш», главный конструктор — Николай Тупицын. Первый прототип САУ построен в 1976 г. Всего построено два экземпляра САУ — с орудием от САУ «Акация» 152-мм калибра и с орудием САУ «Гиацинт». САУ «объект 327″ разрабатывалась в качестве конкурента САУ «Мста-С «, но оказавшись весьма революционной осталась экспериментальной САУ. САУ отличалась высокой степенью автоматизации — перезаряжание орудия осуществлялось штатно автоматом заряжания при внешнем расположении орудия с размещением боеукладки внутри корпуса САУ. В ходе испытаний с орудиями двух типов САУ показала высокую эффективность, но предпочтение было отдано более «технологичному» образцы — 2С19 «Мста-С». Испытания и проектирование САУ прекращены в 1987 г.

Наименование объекта «шайба» являлось неофициальным. Второй экземпляр САУ с орудием 2А37 от САУ «Гиацинт» с 1988 г. простоял на полигоне сохранился в музее ПО «Уралтрансмаш».

Так же существует такая версия , что представленный на фото опытный образец САУ — единственный макетный образе, который так же отрабатывался по темам «объект 316″ (прототип САУ «Мста-С «), «объект 326″ и «объект 327″. На вращающуюся башню-платформу в ходе испытаний устанавливались орудия с различной баллистикой. Представленный образец с пушкой от САУ «Гиацинт» проходил испытания в 1987 г.

Фото 17.

Фото 18.

источники

http://wartools.ru/sau-russia/sau-pion-2s7

http://militaryrussia.ru/blog/index-411.html

http://gods-of-war.pp.ua/?p=333

Вот посмотрите на САУ, а вот недавно . Посмотрите еще на и как выглядела раньше Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Самоходная артиллерийская установка

Самохо́дная артиллери́йская устано́вка (САУ , разговорное Самохо́дка , Саушка ,Дальнобойка , уст. Артсамохо́д , иногда употребляется просторечное Самоходная пушка ) - боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие , смонтированное на самодвижущемся (самоходном) шасси . В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ. Однако в узком смысле к САУ относятся колёсные и гусеничные боевые машины с пушечным или гаубичным вооружением, не являющиеся танками или бронеавтомобилями . Виды и назначение САУ очень многообразны: они могут быть как бронированными , так и небронированными, использовать колёсное или гусеничное шасси, иметь башенную или фиксированную монтировку орудия. Некоторые из САУ с башенной установкой орудия очень сильно напоминают танк, однако они отличаются от танка балансом «броня-вооружение» и тактическим применением.

История самоходно-артиллерийских установок начинается вместе с историей тяжёлых пушечных бронеавтомобилей в начале XX века и развитием танков в Первой мировой войне . Более того, с сегодняшней точки зрения первые французские танки «Сен-Шамон » и «Шнейдер » скорее являются аналогом более поздних САУ класса штурмовых орудий , нежели настоящими танками. Середина и вторая половина XX века были временем бурного развития разнообразных самоходно-артиллерийских установок в ведущих промышленно- и военноразвитых странах. Достижения военной науки начала XXI века - высокая точность огня, электронные системы позиционирования и наведения - позволили САУ, по мнению специалистов, отмечающих высокую роль самоходной артиллерии в условиях современного боя, занять значимое положение среди прочей бронетехники, ранее безраздельно принадлежавшее танкам.

Современный период (1945 - настоящее время)

Развитие концепции основного боевого танка привело к исчезновению класса штурмовых орудий. Многочисленные ракетные противотанковые системы и боевые вертолёты сделали устаревшими истребители танков. Как результат, дальнейшее развитие получили самоходные гаубицы и зенитные самоходные установки. В СССР бурное развитие ракетных технологий негативно сказалось на развитии ствольной артиллерии, но к началу 70-х гг. XX века САУ-заслуженным ветеранам Великой Отечественной войны пришли на смену современные артиллерийские комплексы 122-мм 2С1 «Гвоздика» , 152.4-мм 2С3 «Акация» и 2С5 «Гиацинт» , 203-мм 2С7 «Пион» , 240-мм самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан» . Дальнейшее развитие привело к созданию самых совершенных советских и российских САУ - авиадесантируемой 120-мм

Так и небронированными, использовать колёсное или гусеничное шасси, иметь башенную или фиксированную монтировку орудия. Некоторые из САУ с башенной установкой орудия очень сильно напоминают танк, однако они отличаются от танка балансом «броня-вооружения» и тактическим применением.

История самоходно-артиллерийских установок начинается вместе с историей пушечных тяжёлых бронеавтомобилей в начале 20-го столетия и развитием танков в Первой мировой войне . Более того, с сегодняшней точки зрения первые французские танки «Сен-Шамон » и «Шнейдер » являются аналогом более поздних САУ класса штурмовых орудий , нежели настоящими танками. Середина и вторая половина XX века были временем бурного развития разнообразных самоходно-артиллерийских установок в ведущих промышленно- и военноразвитых странах. Достижения военной науки начала XXI века (высокая точность огня, электронные системы позиционирования и наведения) позволили САУ по мнению некоторых специалистов занять ведущее место среди прочей бронетехники (которое раньше безраздельно принадлежало танкам). Даже более сдержанные оценки признают высокую роль самоходной артиллерии в условиях современного боя.

Отличия САУ от танков

САУ созданы для выполнения других задач, нежели танки, поэтому имеют некоторые отличия от них. Прежде всего это касается баланса «огневая мощь/защищённость».

Самоходные артиллерийские установки имеют значительно большую дальность стрельбы, нежели танковые пушки, и им не требуется так близко приближаться к противнику, поэтому они сталкиваются с меньшим огневым противодействием - что определяет несколько меньший уровень защиты и значительно большие габариты (в частности - высота). Броня САУ предназначена, прежде всего, для защиты от стрелкового оружия десантных и разведывательных подразделений противника, что определяет отсутствие динамической и активной защиты.

При этом мощность вооружения артиллерийских установок значительно больше, нежели у танков. Это определяет большую длину и вес ствола, более совершенное навигационное и прицельное оборудование, наличие баллистических вычислителей и других вспомогательных средств, улучшающих эффективность стрельбы.

Отличается и тактика применения САУ, нежели танков («ударил - отступил», атака из засад и т. д.)

Классификация самоходно-артиллерийских установок

В процессе развития САУ дифференцировались по виду решаемых с их помощью боевых задач и могут быть разделены на следующие классы:

  • Истребители танков - специализированные для борьбы с бронетехникой боевые машины. Как правило, самоходки этого класса вооружаются длинноствольным полуавтоматическим орудием среднего калибра (57 - 100 мм) с унитарным заряжанием для повышения скорострельности. Тяжёлые истребители танков могут быть оснащены длинноствольными орудиями крупного калибра (120-155 мм) с раздельным заряжанием и предназначены для борьбы с тяжёлыми танками и аналогичными САУ противника. САУ этого класса относительно неэффективны против пехоты и укреплений . Наибольшее развитие истребители танков получили во время Второй мировой войны (характерными представителями являются советская САУ СУ-100 и немецкая «Ягдпантера »), но в настоящее время они вытеснены многочисленными ракетными противотанковыми системами и боевыми вертолётами , которые являются более эффективными противотанковыми средствами.
  • Штурмовые орудия - полностью бронированные машины для огневой поддержки танков и пехоты, действующие в их боевых порядках. Вооружены крупнокалиберным орудием (105-203 мм, как короткоствольным, так и длинноствольным), эффективным против укреплений и пехоты. Эти САУ нередко с успехом использовались против танков. Наибольшее развитие получили во время Второй мировой войны в Германии (StuG III , StuH 42 , Brummbar) и Советском Союзе (СУ-122 , ИСУ-152). В послевоенное время развитие линии основного боевого танка привело к его вооружению крупнокалиберным орудием, которое способно успешно поражать укрепления и небронированные цели. Как результат, штурмовые орудия исчезли из рядов современных армий, а их функции успешно выполняют основные боевые танки.
  • Самоходные гаубицы - мобильные орудия для стрельбы с закрытых позиций (самоходный аналог классической буксируемой артиллерии). Вооружаются самыми разнообразными артсистемами калибров 75 - 406 мм, имеют относительно легкое, противоосколочное бронирование, предназначенное, в основном, для защиты от контрбатарейного огня противника. Активно развиваются с самого начала истории самоходной артиллерии вплоть до настоящего времени. Оснащение этих САУ новейшими системами позиционирования и наведения в сумме с высокой мобильностью делают их одними из самых совершенных боевых систем. Особое значение имеют САУ калибром 152 мм и выше - они способны наносить удары тактическими ядерными боеприпасами, что позволяет всего одной машине уничтожать крупные объекты и группировки войск противника. Выдающимися историческими представителями самоходок данного класса являются немецкие машины времен Второй мировой войны Wespe и Hummel , американские M7 (Priest) и M12, британские Sexton и Bishop . Современная Российская Армия имеет на вооружении одну из лучших машин этого класса - 152.4-мм 2С19 «Мста-С». Её аналогом в армиях стран НАТО является 155-мм САУ «Паладин» .
  • Противотанковые САУ - открытые или полуоткрытые машины с монтировкой противотанкового орудия среднего или малого калибра (37 - 128 мм) на базе легкобронированного (и как правило устаревшего, но хорошо отлаженного в производстве) танкового шасси. Отличаются отличным соотношением «эффективность / стоимость», выпускались в значительных количествах, но проигрывают по характеристикам более специализированным боевым машинам. Хорошим примером являются немецкая машина Второй мировой войны Marder II и отечественная СУ-76 М. В современных армиях не применяются.

37mm китайская система ПВО Тип 65

  • Зенитные самоходные установки (ЗСУ) - специализированные пушечно-пулемётные машины для борьбы с низколетящими и средневысотными самолётами и вертолётами противника. Вооружены как правило автоматическими пушками малого (20 - 40 мм) калибра и/или крупнокалиберными пулеметами (12.7 - 14.5 мм). Оснащаются сложными системами наведения по быстролетящим целям; иногда в качестве дополнительного средства вооружены ракетами класса «земля-воздух». Исключительно эффективны против больших масс пехоты и в городских боях (так, во время Второй Мировой войны в Нормандии 1 ЗСУ немцев с 20-мм пушками в результате короткого боя уничтожила до 700 солдат союзников в маршевой колонне [источник не указан 152 дня ]). Выдающимися представителями времен Второй мировой войны являются немецкие ЗСУ Wirbelwind и Ostwind , советская ЗСУ-37 . На вооружении современной Российской Армии находятся одни из самых совершенных машин этого класса - ЗСУ-23-4 «Шилка» и ракетно-пушечная ЗСУ «Тунгуска».
  • Эрзац- или суррогатные САУ - импровизированные машины на базе коммерческих грузовиков , сельскохозяйственных тракторов и артиллерийских тягачей , иногда вообще без бронирования. Наиболее широко применялись нацистской Германией и фашистской Италией во Второй мировой войне от недостатка иной бронетехники. Наиболее известной отечественной машиной этого класса является 57-мм противотанковая САУ ЗиС-30 на базе лёгкого гусеничного легкобронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец» .

Большинство отечественных САУ времён Великой Отечественной войны , таких как ИСУ-152 , успешно совмещали в себе функции нескольких классов. Немецкая школа конструирования акцентировалась на узкой специализации САУ, в своих классах некоторые немецкие самоходки являются одними из лучших машин своего времени.

Тактика применения САУ

СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4

Основными областями применения самоходно-артиллерийских установок являются задачи поддержки артиллерийским огнем с закрытых огневых позиций частей и подразделений других родов войск. Благодаря высокой мобильности САУ способны сопровождать танки в ходе глубоких прорывов вглубь обороны противника, резко повышая боевые возможности прорвавшихся танковых и мотопехотных подразделений. Та же мобильность делает возможным внезапное нанесение артиллерийских налётов по противнику силами самоходной артиллерии самостоятельно, без помощи иных родов войск. Для этого заранее методом полной подготовки рассчитываются все данные для стрельбы, САУ выдвигаются на огневую позицию, ведут огонь по противнику без пристрелки и иногда даже без корректировки, затем уходят с огневой позиции. Таким образом, когда противник определит местоположение огневой позиции и примет меры, самоходок там уже не будет.

В случае прорыва вражеских танков и мотопехоты самоходки с успехом могут использоваться как противотанковое средство. Для этого в их боекомплекте есть специальные типы снарядов, таких как управляемый крылатый 152,4-мм артиллерийский снаряд «Краснополь» . В последнее время САУ освоили новое для себя применение в роли мощнейшей «противоснайперской винтовки», уничтожая вражеских снайперов в весьма трудных для остальных огневых средств укрытиях.

Вооружённые тактическими ядерными снарядами , одиночные САУ способны уничтожать крупные объекты, такие как аэродромы , железнодорожные станции , укреплённые населённые пункты и скопления войск противника. При этом их снаряды практически не поддаются перехвату, в отличие от тактических ядерных ракет или самолётов с ядерными боеприпасами. Однако, радиус возможных поражаемых целей и мощность ядерного взрыва артиллерийских боеприпасов существенно меньше, чем у авиации или тактических ракет.

Компоновка САУ

Наиболее распространённые в настоящее время самоходные гаубицы как правило строятся либо на базе лёгких многоцелевых легкобронированных гусеничных машин, либо на базе танковых шасси. Однако и в том и в другом случае компоновка узлов и агрегатов практически одинакова. В отличие от танка, башенная установка орудия располагается не в средней, а в задней части бронекорпуса машины для более удобной подачи боеприпасов с грунта. Соответственно моторно-трансмиссионная группа располагается в средней и передней части бронекорпуса. Из-за расположения трансмиссии в носовой части машины ведущими являются передние колёса (у современных танков, как правило, наоборот - ведущие колеса располагаются сзади). Рабочее место механика-водителя (отделение управления) находится рядом с коробкой передач по центру или левому борту машины, двигатель располагается между отделением управления и боевым отделением.В боевом отделении находится расчёт орудия, боезапас, механизмы и устройства наводки орудия.

ЗСУ по своим компоновочным решениям довольно разнообразны: для них может использоваться как описанный выше вариант компоновочной схемы самоходной гаубицы, так и размещение узлов и агрегатов по танковому образцу. Иногда ЗСУ представляет собой танк, у которого штатная башня заменена на специальную со скорострельными орудиями ПВО и системами наведения. Существуют конструкции на тяжёлых автомобильных шасси, например чешская 152-мм самоходная пушка-гаубица vz.77 «Дана» на шасси автомобиля Tatra-815 с колёсной формулой 8×8.

Краткая история развития САУ

Ранний период развития (1914-1939)

В начале своего развития самоходно-артиллерийские установки представляли широкий конгломерат различных конструктивных идей и их воплощений в металле. На полях сражений Первой мировой войны применялись артиллерийские орудия, установленные на шасси коммерческих грузовиков , сельскохозяйственных тракторов и даже на гусеничных шасси, приводимых в движение электроэнергией по проводам от внешнего генератора (при ничтожно малых продвижениях в условиях позиционной войны это было неудивительно). Однако развитие танков определило дальнейший ход конструкторских поисков - пришло осознание того факта, что танковая база является наиболее подходящей для монтажа мощных артиллерийских систем. Не были забыты и орудия на небронированных автошасси - в то время они обладали гораздо большей мобильностью, чем тихоходные танки и могли оперативно перебрасываться на наиболее опасные участки боевых действий.

В России проект сверхтяжёлой сильнобронированной САУ для борьбы с укреплениями врага был предложен В. Д. Менделеевым, сыном знаменитого химика Д. И. Менделеева . Этот проект, известный под названием «Танк Менделеева », являлся весьма передовым для своего времени, однако не был воплощён в металле. В Первую мировую и гражданскую войны активно использовались самоходные «противоаэропланные» 76.2-мм орудия Ф. Ф. Лендера на базе грузовиков «Руссо-Балт». Часть из них имела даже частично бронированные кабины.

В 20-е годы XX века с самоходными артиллерийскими установками активно экспериментировали в Советском Союзе, Германии. Известный танковый конструктор У. Кристи построил ряд прототипов САУ в США. Однако большинство этих проектов можно классифицировать как суррогатные САУ на автомобильных или тракторных шасси - сказывалась нехватка или отсутствие промышленной базы и достаточного количества танков.

В последующее десятилетие СССР и нацистская Германия создали многочисленные танковые силы и появилась возможность задействовать танковые шасси для создания САУ. В СССР создали экспериментальные прототипы тяжёлых САУ СУ-14 на базе тяжёлых танков Т-35 и Т-28 , выпустили мелкой серией самоходкинепосредственной поддержки пехоты на базе лёгкого танка Т-26 и танкетки Т-27 . В Германии для переделки под САУ использовали устаревшие лёгкие танки Pz Kpfw I . В других странах САУ рассматривались как суррогат танков и практически не использовались.

Вторая мировая война (1939-1945)

Немецкое штурмовое орудие StuG III Ausf G

Полномасштабный мировой конфликт потребовал от воюющих сторон полного использования всех имеющихся ресурсов. Первой с этим столкнулась Германия - многие устаревшие и трофейные танки были переделаны в САУ, на базе собственных современных машин создавались более дешёвые и простые в производствесамоходно-артиллерийские установки. Широко известны выдающиеся немецкие штурмовые орудия