Занятия по природе в подготовительной группе. Занятие по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе "мир растений". Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром

«Мир живой и неживой природы»

(подготовительная к школе группа)

Цель: формирование представлений у детей экологической культуры и взаимосвязи между живой и неживой природой.

1. Формировать элементарные знания устройства природы с помощью наглядного изображения.

2. Закреплять знания детей в классификации живой природы (растительный и животный мир) и не живой.

3. Продолжать учить выделять характерные особенности внешнего вида представителей животного мира: птиц, рыб, насекомых, зверей.

4. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к окружающей среде.

5. Развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию, создавая ситуацию опыта по отношению к окружающему миру.

6. Формирование знаний о жизненно необходимых условиях в мире живой природы (тепла, света и воды).

7. Расширять словарный запас.

Оборудование: сундучок с желудями, палочками, камушками, шишками, ракушками; картинки с изображением живой и неживой природы; картинки с изображением растительного и животного мира для игры «Пятый лишний»; разрезные картинки с изображением птицы, рыбы, насекомого, зверя; карточки с изображением роста растений: гороха и дерева; карточки со схемами необходимых условий для нормального роста и развития растений и животных; одноразовые стаканчики с землей, лейка с водой, условные обозначения, лук.

Ребята, сегодня к нам в гости прилетела мудрая тётушка-Сова. Она хотела бы посмотреть и послушать, как мы с вами готовимся к школе. Мы готовы ей это показать?

Тётушка-Сова принесла с собой шкатулку, но не простую, а с секретом и вы сами должны догадаться, кто ей передал эту шкатулку для нас. А вы любите секреты? Хотите узнать, кто передал нам эту шкатулку с секретом?

Для этого надо на ощупь определить, что же там находится. Главное условие: определить на ощупь, назвать, затем достать предмет. (Дети достают из шкатулки палочки, камушки, шишки, ракушки) .

Ребята, скажите, где все эти объекты можно встретить? (На речке, море, в лесу). Лес, речка, море, что это такое? Совершенно верно, это природа.

Сегодня свои секреты для вас приготовила сама матушка - природа. (Дети складывают объекты природы в коробку).

А вы хотите отгадать её секреты? Для того чтобы их разгадать надо быть внимательным и любознательным. И, конечно, я в вас ни сколько не сомневаюсь, у вас всё получится.

2. Актуализация знаний

Первый секрет природы. У вас на столах лежат наборы картинок с объектами природы. Необходимо разделить все объекты на 2 группы: на живую природу – расположить их на зелёном поле и на неживую – на голубом поле (работа в парах).

По каким признакам вы решили что птицы, растения, животные – это объекты живой природы? Давайте назовём их. (Педагог выкладывает карточки с обозначениями признаков живой природы: движение, размножение, питание, рост, дыхание).

Мы раскрыли один из секретов природы, какой? Природа делится на живую и неживую.

А вот и следующее задание, выполнив которое вы раскроете второй секрет природы. (Дидактическая игра «Пятый лишний», работа с карточками).

Вот мы с вами и раскрыли второй секрет природы, какой? Живая природа делится на мир животных и мир растений.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Следующее задание приготовила для вас природа животного мира. Нужно собрать из частей представителей животного мира (птицу, рыбу, насекомое, зверя). Для этого необходимо разделится на 4 группы (дети из пазлов собирают изображение животных).

Назовите особенности каждого вида. Какой вывод мы можем сделать?

Каждый вид животного мира имеет свои отличительные особенности.

Задание растительного мира: выложить последовательность роста растения (работа в группах, взаимопроверка).

Молодцы, похлопали друг другу за правильное выполнение задания.

4. "Открытие нового знания" (Выбор метода разрешения проблемной ситуации: экспериментальная деятельность).

Ребята, как вы думаете, какие условия необходимы растительному и животному миру для нормального роста и развития? (ответы детей)

Мы раскрыли третий секрет природы, какой?

Для нормального роста и развития растениям и животным необходимы определённые условия: воздух, питание, тепло и свет.

Физминутка: игра «Дерево, куст, трава». Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий может вставлять названия грибов и животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Ребята, как вы думайте, если мы посадим одно растение в разные условия, оно будет расти одинаково?

Наши мнения разошлись, как мы можем это проверить? (Ответы детей)

Мы решили, что нам надо провести эксперимент.

Но сначала проговорим план наших действий: подойти к столу, взять и одеть фартук, взять стакан с землей, взять лук, посадить его в землю, полить из лейки водой. Дети парами садят лук, в соответствии с условиями.

Мы молодцы, мы все справились!

Как вы думайте, при каких условиях вырастет самый большой лук? Мы эти предположения можем проверить сейчас? А когда сможем? Правильно, когда пройдёт какое-то время. Через неделю мы проверим наши предположения.

Вспомним ещё раз, какие секреты природы мы с вами раскрыли?

Как вы думаете, мы доказали тётушке-Сове, что мы готовы к школе?

6. Предложить детям цветные карандаши и альбомы.

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы.

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.

Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.

Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

Оборудование:

горшок с комнатным растением; искусственный цветок; слайды с изображением схем-моделей: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.

Предшествующая работа:

Знакомство с растениями леса, поля, луга, растениями Саратовской области, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей “Признаки живого”,

“Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.

Появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.

(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)

– Значит и ваше растение не живое?

(Дети говорят, что это растение живое, это узамбарская фиалка)

(Дети перечисляют признаки живого по слайду схемы-модели №1, показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается)

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?

Незнайка: – Конечно, хочу.

(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель №2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)

Незнайка: – А, понял, понял! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.

(Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности)

Воспитатель: – Ребята, правильно Незнайка сделал? (нет, неправильно)

Незнайка: – А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка! Послушай, как правильно растет растение.

(Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)

Незнайка: – Как же мне все запомнить?

Воспитатель: – Очень просто! Сейчас я превращу ребят в семена:

Раз, два, три, повернись

В семена превратись!

Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).

Незнайка: – Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые! Вот послушай ребят: (дети читают стихи):

1. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!

2. Должны мы над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!

Незнайка: – Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)

Воспитатель: – Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.

Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.

Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат).

Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).

(Смотрим на экране модель-схему №3)

Физкультминутка:

Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! (Опустить руки)

Незнайка: – А это, что за значки? (показывает на схемы)

Воспитатель: – Давайте объясним Незнайке, что они означают.

(Показываю схему “Деревья”)

(Ответы детей)

(Показываю схему “Кусты”)

(Ответы детей)

– Чем деревья и кусты отличаются друг от друга?

(Показываю схему “Травянистые растения”)

(Ответы детей)

– Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

(Ответы детей) (Рассматриваем схему – модель №4)

– А сейчас возьмите любую карточку с растением, внимательно посмотрите, вспомните, какое растение нарисовано на картинке и подойдите к той схеме, которая подходит к вашему растению.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: – Почему ты подошел именно к этой карточке?

(Ответы детей)

Незнайка: – Молодцы, ребята! Здорово вы в растениях разбираетесь!

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, дети покажут тебе, как они знают растения Саратовской области?

Незнайка: – Конечно, хочу!

Воспитатель: – Сейчас я буду перечислять разные растения, а вы если услышите название растения, которое растет в Саратовской области, то хлопайте в ладоши. Если же растение у нас не растет – опустите руки вниз.

Груша. Яблоня. Малина. Береза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Мимоза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.
Слива. Осина. Каштан.
Кофе. Рябина. Платан.
Дуб. Кипарис. Алыча.
Тополь. Сосна. Каланча.

Воспитатель: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?

(Если не будет растений, не будет жизни на земле)

Незнайка: – А зачем нужны растения? Какая от них польза?

Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.

Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?

(Беречь, охранять, ухаживать и т.д.)

Незнайка: – А как это ухаживать?

Воспитатель: – Незнайка, ты и этого не знаешь? Ребята, давайте расскажем ему, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе.

(Ответы детей – рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и т.д.)

Незнайка: – Ух, ты! Нелегкое оказывается это дело. Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного! Всем коротышкам в Цветочном городе об этом расскажу!

Воспитатель: – Ты, Незнайка, приходи к нам еще. Мы про растения еще много интересного знаем и тебе расскажем.

Незнайка: – Спасибо! До свидания! (дети прощаются с Незнайкой)

Воспитатель:– Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были молодцы.

А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)

“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.

Галина Сумкина
Конспект занятия в подготовительной группе. «Наш дом - природа»

Конспект занятия в подготовительной группе «Наш дом – природа »

Цель :

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком (живую и неживую природу ) ;

Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы ) ;

Систематизировать и обобщать знания детей о типичных явлениях в неживой природе ;

Развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать и сопоставлять;

Закрепить знания детей о солнце, как об источнике жизни на Земле;

Воспитывать желание оказывать посильную помощь природе .

Ход занятия:

Каждый из нас живёт в доме со стенами, крышей и полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, то оказываемся в другом доме - на природе . Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Человек охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек многому научился. Теперь мы живем в домах, покупаем в магазинах пищу, а нашим настоящим домом всё равно остаётся природа . А что такое природа ?

(Природа – это то что нас окружает : солнце, цветы, деревья, растения, животные)

У человека есть дом, а у кого ещё в природе есть свои дома ? (у лисы - нора, у медведя – берлога, у муравьёв - муравейник) . У муравьёв, как и у людей, большой общий дом. Что интересного вы о них знаете? (один из самых старых существующих видов насекомых на Земле, они почти всеядны и нападают на любую добычу, Муравьи никогда не спят и могут поднять груз в сто раз тяжелее собственного веса).

От чего в нашем доме бывает светло вечером? (от люстры)

А что можно сравнить с люстрой в природе ? Да, солнце. А что же такое солнце?

Солнце – это раскаленное шарообразное тело. Это самая близкая к Земле звезда. Раскалённые вещества Солнца излучают свет, и этот свет доходит до Земли, поэтому днём нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут и 30 секунд. Вокруг Солнца вращается девять планет. Луна вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, поэтому идёт смена дня и ночи.

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало- принялось за дело :

Обошло всю землю. И устало,

Отдыхать за тёмным лесом село.

Если вдруг найдёшь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди : у солнца сон - минуты,

Не шуми : весь день оно трудилось.

Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить ещё и с домашним обогревателем – плитой, батареей отопления.

Отгадайте загадку :

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Что можно сравнить с дождём в нашем доме? Душ.

Игра «Ходят капельки по кругу»

Невидимка озорной :

Всё играет он с травой,

Листья в воздухе кружит

И куда-то всё спешит (ветер)

В природе – ветер , а в доме …. (вентилятор)

У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь вырывается из вулкана.

Игра «Хорошо - плохо» (применение огня)

Одеяло белое

Не руками сделано

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег)

У себя в доме человек научился «делать снег» в холодильнике.

Пословицы и поговорки о снеге :

Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий

Зима без снега – лето без хлеба.

Снег холодный, а от стужи укрывает.

Как не мойся, белее снега не будешь.

В комнате есть пол, в доме-природе под нашими ногами – земля, почва. На полу у нас лежит ковёр, а на земле-ковре растёт трава. В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме-природе – горы и деревья .

В природе – дикие животные , в доме – домашние.

Анализ проблемной ситуации :

Определите, к каким животным относится мышь, живущая под полом сельского дома, - к домашним или к диким? (Домовая мышь – вовсе не домашнее, а дикое животное, которое хорошо приспособилось жить возле человека)

В природе есть дикорастущие растения, у нас комнатные.

Назовите растения нашей группы .

Всё, что есть в природе и в жизни человека взаимосвязано. Природа – это и есть растения, животные, горы и реки, воздух и земля, это и мы с вами.

Добавить статью Все темы Статьи на тему: Кружковая работа Статьи на тему: Мероприятия по ОБЖ Статьи на тему: Методические разработки Статьи на тему: Нравственно-патриотическое воспитание Статьи на тему: Открытое занятие Статьи на тему: Предметно-развивающая среда Статьи на тему: Работа с родителями Статьи на тему: Развивающие игры для детей Статьи на тему: Сценарии мероприятий Статьи на тему: Физическое развитие Статьи на тему: Экспериментально-образовательная работа

Статья: "Конспект НОД подготовительная группа ознакомление с природой «Путешествие в мир Дикой природы»"

Конспект НОД подготовительная группа ознакомление с природой

«Путешествие в мир Дикой природы»

Мельничук С.В., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 44»

Г. Дзержинск, Нижегородская обл.

Программное содержание:

Систематизировать и углубить знания детей о диких животных. Уточнить и закрепить знания о внешнем виде, повадках, питании и способе существования представителей фауны населяющей нашу планету.

Усвоить названия животных, познакомить со средой их обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни. Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к природе и ко всему окружающему.

Ход Занятия.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня прекрасное,доброе утро!Давайте поприветствуем его и наших гостей! Повторяйте за мной:»Доброе утро!Солнце и птицы!Доброе утро улыбчивым лицам!И каждый становится добрым,доверчивым!Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята,чтобы день удался нужно иметь хорошее настроение и доброе расположение духа!

Всаньте,дети,улыбнитесь,и все к солнцу подтянитесь!

Представьте себе,что вы солнечные лучики!Вам легко и приятно!А вот и солнечный зайчик!Возьмите его в ладошку,прислоните к ушку! Какие добрые слова вы услышали? (психогимнастика)

Я красивая,(добрый,умная,веселая,смелый,быстрый,ловкий, улыбчивая,спокойный и т. д.)

Отпустите его! Он обязательно еще придет к вам поиграть на прогулку!

Сегоня к вам,ребята,пришел гость!(обезьяна)

Знакомтесь:это Чарли!Он пришел к вам,чтобы пригласить вас в увлекательное путешествие в мир дикой природы!

Ребята,вы согласны отправиться в путь?

Ребята,Чарли очень веселая и спортивная обезьяна!Он просто уверен,что перед тем,как отправиться в путешествие необходимо взбодрится и сделать зарядку!(зарядка аудио)

Ребята,сегодня мы вместе с Чарли будем путешествовать по необъятным просторам нашей ЗЕМЛИ,любуясь природой!

Скажите, какая бывает природа?(живая и неживая).Что относится к живой природе?(все,что рождается,развивается,растет,со временем увядает и(к сожалению)умирает!-Что такое неживая природа?(горы,вода,земля,воздух,солнце….)

Человек-это часть природы?Какой?

А сейчас внимательно просмотрите эти слайды(дикие животные)

Назовите их одним словом.

(слайды птиц)

Назовите этих представителей одним словом.

Чем отличаются птицы от животных? Чем похожи?

Ребята,я вижу у нашего Чарли очень интересную книгу!Это книга загадок!Открыть страничку можно только с помощью

Правильной отгадки!Попробуем?

1»Летом ходит без дороги

Между сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза пряча нос!»

2»посмотрите ка какая-

Вся горит,как золотая

Ходит шубке дорогой

Хвост пушистый ибольшой

3.»Не мышь и не птица

По лесу резвиться

На деревьях живет и орешки грызет!

4.»У него наголове ветки

Даже сразу две

Говорят всего два рога

Да,зато отростков много

Как он носит этот груз

Я сказать вам не берусь!

Их носить ему не лень

Потому что он-(ОЛЕНЬ)»

5.»Днем спит,ночью летает

Ухает,людей пугает

В темноте горят глаза

Всем мышам она гроза!»

Тяжелы рога по весу

Ходит важно он по лесу

Он хозяин,а не гость

Хмурый и сердитый(ЛОСЬ)

Молодци,ребята!Открыли все страницы этой интересной книги!

Мы с Чарли уверены,что следующее задание будет не менее интересным!

(работа с музыкальным плакатом!)

У всех представителях дикой природы есть дети:

У медведя-медвежата!(зайчата,волчата бельчата.кенгурята,ежата,лосята,совята!)

Они(как и люди)очень любят и заботятся о них!

Давайте посмотрим!(видео нарезка)

Мир дикой природы разнообразен и неповторим!

Путешествуя по просторам нашей планеты,можно увидеть много интересного и завораживающего!

При этом,ребята,нужно помнить,что человек(как часть этой живой природы),должен охранять и любить ее!

Наше путешествие продолжается!

Пришло время отдохнуть,и отвлечься!(пальчиковая зарядка)

Д/игра «Сундучек знаний!»

Вам понравилось путешествовать с Чарли? Что понравилось больше? Вы испытывали трудности?В чем?

На последок Чарли приготовил вам домашнее задание!

Дорисовывая и раскрашивая этих диких животных,вы вспомните наше путешествие в мир живой природы!

Цель:

Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Задачи:

Развивать умения определять возможные методы рещения проблемы с помощью взрослого, затем и самостоятельно;

Воспитывать экологическую культуру и формировать ценностные ориентиры детей по отношению к объектам природы.

Ход занятия.

Воспитатель .

Дети, у нас сегодня необычное занятие, которое посвящено охране природы на Земле. Как вы думаете, без чего планета Земля и мы не можем жить

Ответы детей.

Действительно, солнце, воздух, вода и почва очень важны, и без них мы не сможем прожить и одного дня.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух-

Три её основы,

Какая бы ни грянула беда-

Целы они-

Все возродиться снова.

С. Викулов.

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка с носовым платком в руках, сильно чихает и кашляет.

Воспитатель.

Здравствуй Незнайка. Что случилось?

Незнайка .

Живу я в цветочном городе. Там воздух всегда чистый, а от грязного я болею, чихаю и кашляю. Когда я летел на воздушном шаре, он лопнул, пришлось сделать остановку на стоянке автомобилей. Машины начали ездить туда-сюда, дым выпускать. Дышать стало совсем невозможно.

Задохнулся я от газа,

Зачесалися глаза-

Это три машины сразу

Отпустили тормоза.
Над дорогой сизый дым,

Как вам дышится под ним?

Н.В. Старшова

Воспитатель .

Дети, вы видели, как машины дым выпускают? Где это было?

Ответы детей.

Незнайка. Но на этом мои проблемы не закончились. Только я ушел с автостоянки, только вдохнул чистый воздух, как прямо передо мной появились трубы, а из них — дым. Это был огромный преогромный завод. Когда ветер подул в мою сторону, я снова оказался в дыму, только уже в заводском. Мне стало еще хуже.

Дым клубиться над трубою.

Бедный шарик, что с тобою?

Ты от дыма почернел,

Я же – просто заболел:

Стал и кашлять, и чихать,

И опять глаза чесать.

Н.В. Старшова

Воспитатель .

Незнайка, что же нам делать? Мы ведь не можем прожить без заводов и автомобилей? Как вы думаете, ребята?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель.

Всем живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах он сильно загрязнен. Многие фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют выхлопные отработанные газы, в которых много вредных веществ. Сажа и пыль оседают на листьях растений и нарушают их жизненные процессы.

Подъезжая к большому городу, можно увидеть висящее над ним грязное облако, которое состоит из мельчайших частичек пыли, выбрасываемых из труб заводов, электростанций, автомобилей. В воздухе больших городов скапливается много водяных паров, образующихся при горении топлива. Поднимаясь вверх, они образуют облака, из которых выпадают осадки. Время от времени города окутываются смогом — смесью дыма и воды. Он делает воздух непригодным для дыхания, у человека появляется слабость бессонница, рассеянность и т.д.

Незнайка.

Как же защитить воздух Земли от загрязнения?

Предполагаемые ответы детей : на заводах и фабриках надо построить специальные уловители вредных веществ, очистные сооружения; чтобы ученые сконструировали новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух; нужно больше парков, садов, газонов, потому что листья растений хорошо очищают воздух и т. д.

Незнайка.

Я видел умную машину. Однажды мои друзья во время уборки чистили ковер специальной машиной: она очень шумит и воздух у неё из дырки выходит. С одной стороны у неё есть шланг, похожий на змею. Может у вас дома тоже есть такая машина?

Дети подсказывают название, обсуждают, откуда произошло это название.

Незнайка.

Теперь я знаю, как называется эта машина пы-ле-сос. Вот я и подумал: раз он сосет пыль, то почему бы такую машину не поставить на заводе, в трубе? Тогда воздух будет чище. Кстати у вас есть пылесос? Давайте его сюда.

Дети вместе с Незнайкой рассматривают устройство пылесоса.

По ходу рассматривания Незнайка задает детям вопросы. Куда воздух входит и откуда выходит? Как они это почувствовали? Куда исчезает пыль?

Обращает внимание на плотный материал. На нем будут видны следы пыли . Здесь оседает пыль. Ткань позволяет пройти воздуху через неё, но пыль не выпускает, поэтому воздух очищается.

Незнайка .

Спасибо друзья. Вы очень умные, я много узнал от вас. Я думаю, когда вы вырастите, то станете настоящими учеными и придумаете много умных и полезных машин. (Незнайка прощается и уходит).

Раздается стук в дверь. Входит черепаха Тортила, перепачканная грязью.

Воспитатель.

Здравствуйте черепаха Тортила. Что с вами случилось?

Тортила .

Люди так загрязнили воду в реке, что теперь воду пить нельзя. Я испачкала весь панцирь и ничего не вижу в грязной мутной воде. Растения увяли, птицы улетели, рыбки заболели, в воде плавают пустые консервные банки, бутылки и другие отходы.

Целых 200 добрых лет

Я не знала этих бед,

Нашей светлою водицей

И напиться и умыться

Каждый проходящий мог,

А теперь в ней грязный сток,

Рыбы в озере погибли

И растения поникли,

Много мусору на дне.

Нелегко живется мне.

Н.В. Страшнова

Воспитатель.

Люди потребляют много воды. Она нужна не только для питья.

Без воды не умоешься, не постираешь. Огромное её количество используют фабрики и заводы.

Воды на Земле достаточно — океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты. Какая вода в океанах и морях? (Соленая). А ведь нам для жизни необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много. Людям требуется не любая вода, а только чистая, но её остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливают сточные воды заводы и фабрики, нечистоты с ферм и воду, использованную в быту.

От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, сохнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

Давайте поможем черепахе Тортиле очистить грязную воду в реке. Проводится опыт.

Воспитатель.

Для этого нам понадобятся два стаканчика с водой: один- с чистой, другой- с грязной, пустой стаканчик и бумажный фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду.

Перед нами на столе вода из речки. В первом стакане — из чистой речки, до того, как она встретилась с людьми в городе, во втором — из грязной, после того, как горожане загрязнили речку. Сравните воду в двух стаканчиках. Чем она отличается? В какой воде могут жить рыбы и растения, а в какой – не могут?

Ответы детей.

Воспитатель.

Давайте очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она стала опять чистой, а речка выздоровела.

Дети через фильтр сливают грязную воду в пустой стакан. Когда вода очистится, сравнивают её с водой в чистом стакане.

Тортила.

Смотрите, дети, благодаря вашим усилиям речка выздоровела, стала чистой. А вы знаете, сколько воды утекает из водопроводного крана?

Много воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течении всего дня будет течь струйка воды, толщиной со спичку. Помните, что обыкновенная чистая вода — богатство природы, без которого нет и не может быть жизни. А вы, знаете, как беречь воду?

Ответы детей. Если из крана вода течет понапрасну, его надо закрыть. Если кран не исправен, его надо починить и т. д.

Тортила благодарит детей за помощь и уходит.

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель.

Нам звонит заяц. Он жалуется, что недавно поранил лапу о стекла разбитой бутылки, а его друг мышонок поранился о консервную банку. Заяц спрашивает: почему так много мусора валяется на земле в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель.

Поможем зайцу и мышонку навести порядок, в лесу? Проводится игра «Убери лишнее».

Воспитатель

Дети вы знаете правила поведения в лесу? (Используя экологические знаки, дети отвечают на вопрос).

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть!

Спасти поля, луга, леса

И чистую гладь рек-

Всю Землю-

Можешь только ты,

Разумный человек!

И.Трофимова.

Приятно сознавать, что наши дети не стоят в стороне, а помогают взрослым охранять природу. Благодарю всех участников нашего занятия.

Литература.

Рыжова Н.А. Экологическое образование дошкольников. М. Истоки, 2001.

Короткова Н.А. Организация познавательно-поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста. «Ребенок в детском саду» 2002 №2.