Заяц биология для абитуриентов. Виды зайцев и особенности их биологии

В 1963 году окончил Минский государственный медицинский институт. С 1963 по 1966 год - аспирант кафедры биологии. Ученик доцента В.А. Бандарина.

С 1978 года Р.Г. Заяц - доцент кафедры, с 1988 по 2005 год - заведующий кафедрой биологии.

В последние годы Р.Г.Заяц активно участвует в написании и издании учебно-методических пособий для абитуриентов и студентов медицинских вузов, которые издаются в Белоруссии, России и Украине (переведены на украинский язык).

Им написано свыше 40 статей для «Энцыклапедыi прыроды Беларусi». Автор метода выявления гиперчувствительности замедленного типа при трихинеллезе с использованием антигена с теофиллином.

С 1983 по 1988 год - секретарь парткома Минского мединститута; в 1985-1990 г.г. депутат Московского райсовета г. Минска. Являлся членом Республиканской учебно-методической комиссии по естественнонаучным дисциплинам. Сейчас председатель методической комиссии медико-биологических дисциплин БГМУ.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 УДК 57(075.4) ББК 28я729 Б63 Авторы: Р.Г. Заяц, В.Э. Бутвиловский, В.В. Давыдов, И.В. Рачковская Все права на данное издание защищены. Воспроизведение всей книги или любой ее части не может быть осуществлено без разрешения издательства. Б63 Биология: для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц [и др.]. 4-е изд., испр. Минск: Выш. шк., с. : ил. ISBN Содержит программный материал по биологии за курс общеобразовательной школы, примеры решения задач по молекулярной биологии, генетике, эволюции и экологии, а также задачи для самоконтроля с ответами. Предыдущее издание, вышедшее в 2011 г., написано на основе пособия «Биология для поступающих в вузы» авторов Р.Г. Зайца, И.В. Рачковской, В.М. Стамбровской, выдержавшего 9 изданий с 1999 по 2004 г. Для абитуриентов высших и средних специальных учебных заведений. Будет полезно слушателям подготовительных курсов и учащимся общеобразовательных школ. УДК 57(075.4) ББК 28я729 ISBN Издательство «Вышэйшая школа», 2012

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Для успешного поступления и дальнейшего обучения в высших учебных заведениях медицинского, биологического и сельскохозяйственного профиля необходимы глубокие знания основ биологии. Значение биологии как науки об общих закономерностях возникновения и развития жизни очень велико. Знание биологии необходимо для осмысления места человека в системе природы, понимания взаимосвязей организмов и окружающей их неживой природы. Без этого невозможно внедрение в жизнь современных биотехнологий на базе генной инженерии, дальнейшее развитие селекции животных, растений и микроорганизмов, прогнозирование экологических ситуаций в различных регионах и состояния биосферы в целом, распознавание, профилактика и лечение многих болезней растений, животных и человека. Биология, по выражению академика И.В. Давыдовского, «является теоретической базой медицины», поэтому к абитуриентам, поступающим в вузы медико-биологического профиля, предъявляются высокие требования. Они должны показать знание строения и процессов жизнедеятельности вирусов, бактерий, грибов, растений, животных и человека, владеть основными терминами, понятиями, закономерностями, законами, концепциями и теориями биологии, уметь решать задачи по молекулярной биологии, генетике, эволюции и экологии, что позволит осознанно и правильно отвечать на вопросы тестовых заданий. Настоящее пособие не дублирует школьные учебники, а разъясняет основные положения разделов курса биологии в соответствии с современными данными и с требованиями, предъявляемыми при централизованном тестировании. Главная задача пособия доступно изложить абитуриентам сложные и важные вопросы программы, облегчив тем самым подготовку к централизованному тестированию. ПРЕДИСЛОВИЕ 3

4 При написании пособия авторы использовали многолетний опыт преподавания биологии на подготовительном отделении Белорусского государственного медицинского университета. Все разделы пособия написаны кратко, четко, доступно, с одинаковой глубиной и степенью сложности. Порядок их расположения соответствует программе по биологии для поступающих в вузы. В пособии имеются образцы решения задач и задачи для самоконтроля по молекулярной биологии и генетике, эволюции и экологии. Главы «Доклеточные формы жизни», «Доядерные организмы (прокариоты)», «Протисты», «Грибы» и «Растения» раздела «Многообразие органического мира» написала профессор И.В. Рачковская, главу «Животные» доцент В.В. Давыдов, раздел «Биология человека» доцент В.Э. Бутвиловский, раздел «Общая биология» профессор Р.Г. Заяц. Авторы выражают искреннюю благодарность и признательность всем сотрудникам кафедры биологии Белорусского государственного медицинского университета за помощь и поддержку при подготовке рукописи, а также профессору В.П. Андрееву и доценту Н.Д. Лисову за ценные советы и замечания. Все замечания и пожелания, направленные на улучшение книги, будут приняты с благодарностью. Авторы

6 ОГЛАВЛЕНИЕ Общая характеристика типа Многообразие кишечнополостных Гидроидные полипы Сцифоидные медузы Коралловые полипы Тип Плоские черви Общая характеристика типа Многообразие плоских червей Тип Круглые черви Общая характеристика типа Многообразие круглых червей Тип Кольчатые черви Общая характеристика типа Многообразие кольчатых червей Тип Моллюски (Мягкотелые) Общая характеристика типа Многообразие моллюсков Тип Членистоногие Общая характеристика типа Класс Ракообразные Многообразие ракообразных Класс Паукообразные Многообразие паукообразных Класс Насекомые Многообразие насекомых Насекомые компоненты биогеоценозов Насекомые вредители полей, садов и лесов Практическое значение насекомых Тип Хордовые Общая характеристика типа Подтип Оболочники (Личиночно-хордовые) Подтип Бесчерепные (Головохордовые) Подтип Черепные (Позвоночные) Надкласс Рыбы Многообразие рыб Класс Земноводные (Амфибии) Многообразие земноводных Класс Пресмыкающиеся (Рептилии) Многообразие пресмыкающихся Класс Птицы Многообразие птиц Класс Млекопитающие Многообразие млекопитающих

7 БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Общий обзор организма человека Органы и системы органов Опорно-двигательный аппарат Состав, строение и рост костей Типы соединения костей Строение скелета человека и его особенности Строение скелетной мышцы Работа мышц. Утомление мышц. Значение двигательной активности для сохранения здоровья Внутренняя среда организма Постоянство внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость и лимфа) Значение крови и кровообращения Состав крови: плазма, форменные элементы Группы крови Свертывание крови Иммунитет и его виды Кровообращение Сердце. Его строение и работа. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца Артерии, капилляры, вены Круги кровообращения Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс Гигиена сердечно-сосудистой системы Дыхание Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат Газообмен в легких и тканях Механизм дыхательных движений Жизненная емкость легких Нервная и гуморальная регуляция дыхания Гигиена дыхания Пищеварение Пищевые продукты и питательные вещества Пищеварительные ферменты Строение и функции ротовой полости. Регуляция слюноотделения Глотка. Пищевод Строение и функции желудка. Регуляция отделения желудочного сока ОГЛАВЛЕНИЕ 635

8 ОГЛАВЛЕНИЕ Строение и функции кишечника. Всасывание Печень, поджелудочная железа и их роль в организме 305 Гигиена питания Обмен веществ Пластический и энергетический обмен веществ Водно-минеральный обмен в организме Обмен белков Обмен углеводов Обмен жиров Витамины и их роль в обмене веществ. Гиповитаминозы 316 Выделение Строение органов мочевыделительной системы Функции почек. Нефрон структурно-функциональная единица почек. Образование мочи. Нервная и гуморальная регуляция деятельности мочевыделительной системы Кожа Строение и функции кожи Гигиена кожи Нервная система Значение нервной сстемы. Рефлекс. Рефлекторная дуга 329 Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции спинного мозга Строение и функции головного мозга. Значение коры больших полушарий Вегетативная и соматическая части нервной системы 339 Высшая нервная деятельность Безусловные и условные рефлексы Образование, торможение и биологическое значение условных рефлексов Интегративная деятельность мозга основа сознания, внимания, памяти. Речь и мышление Значение слова Сон и его значение Человек личность Анализаторы (сенсорные системы) и их значение Строение анализаторов. Органы чувств Строение, функции и гигиена органов зрения Строение, функции и гигиена органов слуха Эндокринный аппарат Железы внутренней секреции и их значение. Роль гуморальной регуляции в организме. Гормоны и их свойства Внутрисекреторная деятельность гипофиза, щитовидной, поджелудочной, половых желез и надпочечников

9 Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции функций организма Половая система Строение и функции мужской и женской половых систем 371 Гигиена половой сстемы Современные методы контрацепции как способ предотвращения нежелательной беременности и венерических заболеваний Опасность искусственного прерывания беременности 378 Заболевания, передающиеся половым путем, и их профилактика Развитие организма человека Внутриутробное развитие Роды ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ Клетка структурная и функциональная единица жизни. 387 Цитология как наука. Методы изучения клетки Клеточная теория Строение и функции клетки Строение и функции клеточного ядра Химический состав клетки Обмен веществ и энергии Обмен веществ основа жизнедеятельности клетки 416 Пластический обмен Регуляция работы генов Регуляция работы генов у прокариот Регуляция работы генов у эукариот Энергетический обмен Воспроизведение клетки Размножение и индивидуальное развитие организмов 440 Размножение организмов Онтогенез Принципы решения типовых задач Задачи для самоконтроля Закономерности наследственности и изменчивости Генетика как наука Наследственность Основные закономерности наследования Моногибридное скрещивание Принцип взаимодействия аллельных генов Дигибридное скрещивание Неаллельные гены и принципы их взаимодействия 468 ОГЛАВЛЕНИЕ 637

10 ОГЛАВЛЕНИЕ Сцепленное наследование Генетика пола Цитоплазматическая наследственность Изменчивость Фенотипическая изменчивость Генотипическая изменчивость Закон гомологичных рядов Н.И. Вавилова Особенности наследственности и изменчивости человека 483 Селекция Основы селекции Селекция растений Селекция животных Основные направления биотехнологии Принципы решения типовых задач Задачи для самоконтроля Просхождение и эволюция живых систем Происхождение и развитие жизни на Земле Развитие эволюционных представлений Эволюционная теория Дарвина Доказательства эволюции Современные представления об эволюции Видообразование Адаптации как результат эволюции Основные направления эволюционного процесса Происхождение человека Место человека в зоологической системе Движущие силы антропогенеза Этапы эволюции человека Человеческие расы Принципы решения типовых задач Задачи для самоконтроля Взаимодействие организмов со средой Экология Экология как наука Экологические факторы Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенные факторы Комплексное воздействие факторов на организм Среды жизни Популяции, сообщества, экосистемы Экологическая характеристика популяции Биоценоз и его структура

11 Биогеоценоз Цепи питания Продуктивность биогеоценозов Динамика биогеоценозов Агроценозы Биосфера Биосфера и ее границы Круговорот веществ и приток энергии в биосфере 603 Эволюция биосферы Биосфера в период научно-технического прогресса 606 Принципы решения типовых задач Задачи для самоконтроля Предметный указатель Рекомендуемая литература

12 Учебное издание Заяц Роман Георгиевич Бутвиловский Валерий Эдуардович Давыдов Владимир Витольдович Рачковская Ирина Владимировна БИОЛОГИЯ Для поступающих в вузы Редакторы М.С. Молчанова, Л.Н. Макейчик Художественный редактор В.А. Ярошевич Технический редактор А.Н. Бабенкова Корректор В.И. Аверкина Компьютерная верстка Ю.Л. Шибаевой Подписано в печать Формат /32. Бумага типографская 2. Гарнитура «Школьная». Офсетная печать. Усл. печ. л. 33,6. Уч.-изд. л. 35,2. Тираж 3500 экз. Заказ Республиканское унитарное предприятие «Издательство Вышэйшая школа». ЛИ 02330/ от Пр. Победителей, 11, Минск. Республиканское унитарное предприятие «Издательство Белорусский Дом печати». ЛП 02330/ от Пр. Независимости, 79, Минск.


2 словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий. 7. Структура теста Раздел 1.

Тематическое планирование Учебный предмет: биология Класс: 8 Программа: Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Программа для 5-9 классов общеобразовательных организаций. М.: Дрофа, 204. Учебник: Сонин Н.И.,

С. И. Колесников Биология: пособие-репетитор Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное КНОРУС МОСКВА 2014 УДК 573 ББК 28.0 К60 Рецензенты: В. Ф. Вальков, д-р биол. наук, проф., Л. А.

СПЕЦИФИКАЦИЯ теста по учебному предмету «Биология» для проведения централизованного тестирования в 2018 году 1. Назначение теста объективное оценивание уровня подготовки лиц, имеющих общее среднее образование

Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. Богданова Т.Л. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1991, 350 с. Пособие включает все разделы биологии в объеме требований программы

Индивидуальные задания учащимся по итогам тестирования 9в класс Повторить темы, по которым были допущены ошибки сделать краткий конспект. Швачкин 1. Грибы 2. Голосеменные 3. Семейства покрытосеменных 4.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» БИОЛОГИЯ

«Рассмотрено» Руководитель ШМО / Горшенина Л. Н./ Протокол ШМО 1 от «27» августа 2014 г. «Согласовано» Зам. директора по УР МАОУ «СОШ 4» г. Нурлат РТ / Газизова А.М./ «28» августа 2014 г. «Утверждено»

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОГРАММА вступительных испытаний, проводимых институтом самостоятельно по биологии Новосибирск 2016 программа

Оглавление Предисловие 1. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА 2. БАКТЕРИИ (ДРОБЯНКИ) 2.1. Форма и строение бактериальных клеток 2.2. Жизнедеятельность бактерий 2.3. Роль бактерий в природе и жизни человека

Ханты-Мансийский автономный округ-югра г. Пыть-Ях муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО учителей

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1529 имени А.С.Грибоедова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий по биологии 10

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ 1 1 Ботаника как наука о растениях Растительный мир и его роль в природе и жизни человека 2 Тип: моллюски Общая характеристика, строение и среда обитания Роль в природе и жизни человека

Лист корректировки рабочей программы по биологии 2015 -_16 учебный год учителя МКОУ Обуховская СОШ Окишевой Н.И. Класс Название раздела, темы Причина корректиров ки Корректирующие мероприятия 5а Раздел

Комитет по образованию Администрации Ханты-Мансийского района муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Бобровский» Приложение

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс (на 2016-2017 учебный год) Наименование разделов и тем Всего часов Сроки (дата проведения) урока Оборудование Тип урока Примечание План. Факт. 1

Пояснительная записка. Данная программа составлена Учителем биологии Деревянко Е. В. в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Биология» 6 класс общего образования, составлена на основе Примерной профаммы основного общего образования по биологии и авторской профаммы курса «Растения.

2.2.2.10. БИОЛОГИЯ Живые организмы Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы

Тема урока Кол-во урока Раздел: Введение час Биологическая и социальная природы человека. Науки об организме человека. Инструктаж по ТБ. Раздел 2: Обзор организма человека 5 2 Общий обзор организма человека.

Для выпускников школ и поступающих в вузы Под редакцией профессора В. Н. Ярыгина Двенадцатое издание, переработанное и дополненное УДК 573 ББК 28.0 М91 Рецензент А.И. Антохин, заведующий кафедрой биологии

Комитет общего профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.С. Пушкина

Тема 3.Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. - 1 час. 1. История развития знаний о строении и функциях организма 1 человека. Тема 4.Общий обзор организма человека.

В 5 классе Учебник: 5 КЛАСС Биология И.Н. Пономарева. М., «ДРОФА», 2007-2015 гг. Глава 1. Биология наука о живом мире. 1-7, вопросы после Гдава 2. Многообразие живых организмов. 8-16, вопросы после Глава

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов, 2 часа в неделю) Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 30720, Тульская область, г. Кимовск, ул. Бессолова, дом 65 ПРИНЯТО: на педагогическом совете (протокол от «3» августа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 50 Рассмотрена на педагогическом совете Протокол 1 от 29.08.2016 «Утверждаю» В. И. Гулидова

Пояснительная записка. Данная программа составлена в полном соответствии с Законом РФ «Об образовании», Гражданским кодексом РФ, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

Содержание рабочей программы «Абитуриент» Курс рассчитан на 84 часа. В ходе занятий слушатели курсов решают генетические задачи повышенного уровня сложности, цитологические задачи, отрабатывают навыки

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по биологии (самообразование) за курс основной школы в 2014-2015 уч.году Рекомендуемая литература: Учебник «Биология» 8 класс под редакцией А.Д.Драгомилова,

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С.И. КОЛЕСНИКОВ ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений

Рабочая программа кружка по биологии для 9 и 11 классов для подготовки к ЕГЭ. Пояснительная записка. Данная программа составлена в полном соответствии с Законом РФ «Об образовании», Гражданским кодексом

Содержание 1. Биология как наука........ 10 1.1. Задачи и методы биологии.. 10 1.2. Уровневая организация жизни и биологические системы.... 12 2. Клетка как биологическая система.................... 16

УТВЕРЖМЮ Председатель приемной комиссии ГАФК и о ректора В Н Сергеев г Ё о Х ПРОГРАММЛ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ОБЩЕОБРЛЗОВЛТЕЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ Биология прп поступленпц цд обученпе по программе бакалаврпата

Программа для вступительных экзаменов по биологии на базе основного общего образования /9 классов/ Общие указания На экзамене по биологии в среднее специальное учебное заведение абитуриент должен показать:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ Экзаменационные билеты по биологии составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания

Пояснительная записка. Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена

Учитель Биологии Мордовина Полина Алексеевна E-mail: [email protected] Расписание консультаций Вторник: 15:00-17:00, суббота: 14:00-16:00 Общие требования: учащийся для получения зачета (четвертной

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 г. Нижнего Новгорода Утверждено приказом от 28.08.2014 265 Рабочая программа по предмету «Биология» (6-9 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Практикум по биологии 0- классы. Срок реализации программы 204-205 учебный год Составитель Холоднова О.Е., учитель биологии ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На уроках биологии в 0 - классе недостаточное

«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждено» Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ 73 по УВР МБОУ СОШ 73 Макарова Г.И. Митюкова Ж.Г. Высоцкая Е.В. Протокол 1 от 30.08.17г 2017г. приказ 217

Обучающиеся 7 класса должны уметь называть: -общие признаки живого организма; -основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы подцарств, типов и классов животных; -причины и результаты

ПРОГРАММА вступительного экзамена по дисциплине «Биология» для поступающих в Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии Санкт-Петербургского государственного университета (на базе основного

АНО ДО «Перспектива» Программа занятий по подготовке к ЕГЭ Биология 11 класс Разработчик: Соловьев Сергей Александрович, доктор биологических наук, доцент, профессор Омского государственного университета

ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ, ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ) (на базе среднего (полного) общего образования) I. Человек и его здоровье Анатомия, физиология и гигиена человека науки, изучающие строение

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классы Составитель: Носачёва Лилия Григорьевна, учитель биологии высшей категории 2017 год 1 Рабочая программа по биологии для 7 класса

Пояснительная записка Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н.И. Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек». 8 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений М. Дрофа 2006, 2009.

Пояснительная записка 9 класс Избранные вопросы биологии Направленность дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа по биологии предназначена для более глубокого изучения

П/п Наименование разделов, тем Тематическое планирование по биологии 8 класс Количество часов Формы контроля ЭОР Тема 1. Место человека в системе органического мира 2 Тема 2. Происхождение человека 2 Индивидуальный

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ГРУПП ЗАДАНИЙ Для получения представления об уровне биологической подготовки экзаменуемых были проанализированы результаты выполнения заданий по каждому

Тестовые задания для проведения вступительных испытаний по биологии разработаны на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по

Рабочая программа по биологии 7 класс Рабочую программу составила Постникова Л.А. Год разработки программы: 2015 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального

Календарно-тематическое планирование ФК ГОС УМК: Пасечник В.В., Каменский А.А., Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. М.: Дрофа, 2006 Изучаемый раздел, тема урока Количество часов ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Тематическое планирование 7 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА 8» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ проспект

Тема 1. Многообразие живого мира Неклеточные формы жизни Растительные клетки. Растительные ткани и их классификация 2. Корень. Функции корня, зоны корня, строение корня, минеральное питание растений, видоизменение


Морфологические особенности зайца – беляка

Отряд зайцеобразные – Lagomoгрha

Семейство зайцы – Leporidae

Род зайцы – Lepus

Заяц–беляк - Lepus timidus

Заяц-беляк распространен по лесам, тундре и даже лесостепи Евразии. Изолированный фрагмент ареала сохранился в Альпах. В Белоруссии заяц-беляк встречается по всей территории, однако плотность его населения значительно выше в центральных и северных районах. В Полесье этот вид встречается редко. В основном он обитает в еловых лесах, которых здесь мало.

Внешний вид зайца-беляка многим хорошо знаком. Масса тела взрослых особей составляет 2- 5, 5 кг. Окраска волосяного покрова у них летом в основном серо-коричневая, но низ белый, а зимой - белая, только кончики ушей черные.

Конечности беляка хорошо приспособлены к передвижению по рыхлому снегу. Длинные лапы и способность широко расставлять пальцы обеспечивают ему большую площадь опоры. Наследы беляка такие же, как и у русака, но отпечатки лап шире. Обитая в лесу, где снег более рыхлый и высокий, беляки для облегчения передвижения образуют и используют системы троп. Ночные следы беляков обычно состоят из частого чередования ходового и кормового наследов. Беляки кормятся постоянно у поваленных осин и у стожков сена, здесь снег всегда истоптан и усыпан ихэкскрементами. Перед местом дневного отдыха беляки, как и русаки, запутывают следы. Ложится беляк в местах с загущенной растительностью.

Заяц-беляк. Фото: John Fielding.

Местообитаниями беляков являются различные леса, однако они предпочитают заселять лесные участки по окраинам болот, вдоль ручьев, рек и озер. Открытых пространств беляк избегает.

Весной и летом беляки кормятся различными видами трав. Недостаток в рационе минеральных веществ они восполняют, сгрызая кусочки сброшенных лосями, оленями и косулями рогов, кости погибших млекопитающих. Осенью по мере высыхания травы беляки переходят на питание древесно-кустарниковыми побегами, Этот же корм в основном используется и зимой. Зимой беляки часто кормятся корой, сухой травой или сеном со стожков.

Первый гон беляков начинается в феврале. Весной и летом самки два или три раза рождают по 2-4 детеныша. Зайчата могут бегать сразу же после рождения. Зайчиха в первые сутки находится недалеко от зайчат и в случае приближения врагов отводит их от выводка. Молоко у зайчихи очень питательное, и зайчата растут быстро.

Естественных врагов у беляка гораздо больше, чем у русака. Беляков добывают различные хищные млекопитающие: часто лисица и рысь, иногда волк, реже лесная куница. Добывают беляков крупные пернатые хищники: беркут и филин. Однако воздействие хищников на состояние численности беляка может существенно влиять только в периоды ее депрессии, которая определяется другими причинами. Часто массовая гибель беляков происходит в результате вирусных заболеваний и глистных инвазий.

Значение беляка в спортивной охоте на территории Белоруссии несколько меньшее, чем русака, поскольку охота на него троплением бывает редко удачной, а количество охотников, имеющих гончих собак, постепенно уменьшается.

Поведение и образ жизни

Преимущественно сумеречное и ночное животное. Наиболее активен в предутренние и предвечерние часы. Обычно кормёжка начинается с заходом солнца и заканчивается к рассвету.

День заяц проводит на площадке, которую чаще всего устраивает, просто приминая траву в укромных местах. Выбор места для лежки зависит от сезона и погодных условий. Так, в оттепель или дождливую погоду беляк нередко ложится на открытых местах в траве, подчас прямо в пашенной борозде. Зимой в сильные морозы заяц роет в снегу норы 0,5-1,5 м длиной, в которых может проводить целый день и покидать лишь при опасности. Роя нору, беляк уплотняет снег, а не выбрасывает его наружу. В тундре зайцы зимой роют очень глубокие норы длиной до 8 м, которые используют в качестве постоянных убежищ.

С места лёжки к месту кормёжки зайцы бегают по одному и тому же маршруту, особенно зимой.

Идя на лёжку, заяц обычно передвигается длинными прыжками и путает следы. У беляка лучше всего развит слух; зрение и обоняние слабые. Единственное его средство защиты от преследователей – это умение быстро бегать.

Питание

Беляк – растительноядное животное с чётко выраженной сезонностью питания. Весной и летом он кормится зелёными частями растений; в различных частях ареала отдавая предпочтение клеверу, одуванчику, мышиному горошку, тысячелистнику, золотарнику, подмареннику, осокам, злакам. Охотно кормится овсом и клевером на полях. На северо-западе ареала в большом количестве поедает побеги и плоды черники. Местами поедает хвощи и грибы

Осенью, по мере высыхания травы, зайцы начинают есть мелкие веточки кустарников. Зимой беляк кормится побегами и корой различных деревьев и кустарников. Практически повсеместно в его рацион входят различные ивы и осина. Берёзы и лиственницы служат важным источником пищи, особенно в северных и восточных районах. На юге беляк питается побегами широколиственных пород - дуба, клёна, лещины.

Весной зайцы скапливаются на лужайках с молодой травой стайками по 10-30 голов и с жадностью поедают её. В это время они подчас так увлекаются кормлением, что теряют свою обычную осторожность. Как и все растительноядные животные, беляк испытывает дефицит минеральных солей. Поэтому он периодически поедает почву и заглатывает мелкие камешки. Охотно посещает солонцы, грызёт кости павших животных и сброшенные лосями рога.

Размножение

Сезон размножения длится 2-4 месяца. В средней полосе обычно размножается дважды за лето, на севере – один раз. Беременность длится 48-51 день, молодняк становится взрослым лишь после зимовки. Основной гон проходит весной и сопровождается драками самцов. Они встают на задние лапы и «боксируют» передними. В это время на опушках и полянах попадаются утоптанные пятачки – заячьи площадки.

Зайчата (1-6, реже до 12) рождаются зрячими, с густым мехом и первое время сидят в траве неподвижно, чтобы не оставлять следов, а мать приходит их кормить 1-2 раза за ночь. При этом она кормит не только своих зайчат, но и чужих. В местах, где зайцев много, все зайчата порой становятся общими. Поздней весной маленькие зайчата забираются в кучи навоза или гнилые стога, чтобы защититься от холода. Уже через 8-10 дней зайчата начинают есть траву, но молоком питаются до 20-30 дней.

Продолжительность жизни

В природных условиях зайцы-беляки живут 8-9 лет.

Территория обитания

Беляки ведут одиночный территориальный образ жизни, занимая индивидуальные участки в 3-30 га. На большей части ареала это оседлый зверь, и его перемещения ограничиваются сезонной сменой кормовых угодий. По осени и зимой характерны сезонные переселения в леса; весной – к открытым местам, где появляется первая трава. Причинами перемещений могут послужить осадки – в дождливые годы зайцы покидают низины и перебираются на возвышенности.