23 мм зенитная установка зу. Военная история, оружие, старые и военные карты

К концу Второй мировой войны состав ствольного вооружения самолетов претерпел серьезные изменения. Эффективность пулеметного вооружения против современных самолетов постоянно падала, из-за чего основным вооружением истребителей со временем стали автоматические пушки. Однако бурное развитие авиации сказалось и на этом классе . Вскоре после окончания Великой Отечественной и Второй мировой стало очевидно, что основной тенденцией дальнейшего развития пушек станет увеличение калибра. 20-мм автоматические пушки уже не в полной мере отвечали требованиям военных.

Вскоре после войны было принято решение сделать минимальным калибром авиационных пушек 23 мм. Одним из главных преимуществ 23-мм орудий перед 20-миллиметровыми были характеристики снаряда. При небольшом увеличении калибра и габаритов боеприпаса можно было почти вдвое повысить массу снаряда, что соответствующим образом должно было сказаться на его возможностях.


НС-23

Основным 23-мм авиационным оружием в годы Великой отечественной была пушка ВЯ-23. При достаточно высоких характеристиках она имела немалую отдачу. Для решения этой проблемы было решено разработать новую пушку под новый боеприпас. Снаряд 23х115 мм новой модели появился в 1943 году. Сотрудники ОКБ-16 взяли снаряд из существующего боеприпаса 23х152 мм и соединили его с гильзой, заимствованной у патрона 14,5х114 мм для противотанковых ружей. При сохранении основных боевых качеств новый снаряд получился компактнее и легче старого.

Первым орудием под новый боеприпас стала автоматическая пушка НС-23, созданная конструкторами ОКБ-16 под руководством А.Э. Нудельмана и А.С. Суранова. Разработка пушки НС-23 стартовала еще в 1943 году, однако большое распространение она получила в первые послевоенные годы. Целью проекта было создание новой автоматической пушки под снаряд 23х115 мм, по своим характеристикам не уступающей существующим системам аналогичного калибра.

Новая пушка с общей длиной 1985 мм и весом 37 кг имела ствол длиной 1450 мм. Автоматика орудия работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола. После досылания снаряда ствол запирался поворачивающимся затвором поршневого типа. Имелся ускоритель наката. Для упрощения конструкции орудия была применена интересная система экстракции стреляной гильзы: при движении затвора она выталкивалась новым патроном. Отдельный экстрактор не использовался. Боепитание осуществлялось при помощи разъемной металлической ленты. Управление огнем осуществлялось при помощи электроспуска. Для установки на самолете пушка оснащалась двумя узлами крепления.

Новое орудие имело некоторые преимущества перед ВЯ-23, прежде всего в собственном весе и весе боекомплекта. Кроме того, на 60% уменьшилась отдача. Однако меньший вес метательного заряда нового снаряда сказался на характеристиках пушки. При скорострельности около 600 выстрелов в минуту орудие НС-23 обеспечивало начальную скорость снаряда на уровне 690 м/с. НС-23 уступала ВЯ-23 не только в начальной скорости снаряда, но и в секундном залпе: 1,85 кг против 2 кг. Ресурс орудия равнялся 4 тысячам выстрелов.

Для использования с пушкой НС-23 предлагались два типа снарядов. Осколочно-зажигательный имел общий вес 200 г, нес 15 г взрывчатого вещества и оснащался взрывателем А-23. Бронебойно-зажигательный снаряд при той же массе нес 5-7 г взрывчатого вещества и не имел взрывателя. С дистанции 200 м бронебойно-зажигательный снаряд мог пробить броневой лист толщиной 25 мм.

Весной и летом 1944 года состоялись испытания нового автоматического орудия на наземном стенде и на истребителе Як-9. Несмотря на имеющиеся недостатки, пушка НС-23 была рекомендована к принятию на вооружение. Соответствующее решение Государственного Комитета Обороны появилось в начале октября 44-го.

Производство пушек НС-23 началось на заводе №2 (ныне Завод им. Дегтярева, г. Ковров). До конца 1944 года в Коврове было собрано три сотни орудий. За 45-й оружейники изготовили свыше 600 новых пушек. Темп производства в 1946 году был меньше – лишь 530 пушек. Ситуация резко изменилась в 1947 году. Появление первых отечественных реактивных истребителей, нуждавшихся в автоматических пушках, привело к тому, что в 47-м завод №2 собрал около 6 тыс НС-23. До 1950 года в Коврове изготовили порядка 22,5 тыс орудий. В 1951-53 годах производство велось на тульском заводе №535, который за это время изготовил 6 тыс орудий.

Первым самолетом, получившим пушку НС-23, стал штурмовик Ил-10, созданный в 1944 году. Каждый такой штурмовик нес две пушки в модификации НС-23КМ («крыльевая-моторная» с некоторыми доработками, связанными с особенностями установки). В 1946 году пушкой НС-23С (с синхронизатором стрельбы через винт) вооружили истребители Ла-9 и Ла-11. Эти самолеты оснащались четырьмя и тремя пушками соответственно. Вариантом пушек НС-23КМ с удлиненными стволами вооружался реактивный истребитель Як-15 (нес две пушки). Кроме того, разными модификациями пушки НС-23 оснащались истребители МиГ-9, МиГ-15 и Як-17.

В 1947 году военные потребовали модернизировать пушку НС-23, увеличив темп стрельбы и начальную скорость снаряда. Кроме того, с конца 1946 года конструкторы ОКБ-16 изучали способы улучшения пушки, в том числе создание двусторонней подачи ленты с боеприпасами. Работы над модернизированным орудием велись под руководством А.Э. Нудельмана и А.А. Рихтера, в результате чего новый проект получил обозначение НР-23.


НР-23 (на заднем плане) в сравнении с Н-37 (на переднем плане) в дрезденском музее Бундесвера

В конструкции новой автоматической пушки широко использовались наработки по проекту НС-23. Фактически НР-23 представляла собой НС-23 с несколькими измененными и доработанными узлами. Длина ствола осталась прежней – 1450 мм, однако общая длина пушки увеличилась до 2018 мм. Масса конструкции выросла до 39 кг. Принцип работы автоматики остался прежним, но для повышения темпа стрельбы в конструкцию были введены ускорители отката и наката. Для уменьшения отдачи использовали гидробуфер. Некоторые изменения претерпела система боепитания: новая пушка могла получать снаряды с обеих сторон. В связи с использованием двухсторонней подачи снарядов пришлось разработать новые звенья разъемной металлической ленты.

Все нововведения, примененные в конструкции автоматической пушки НР-23, сказались на ее характеристиках. Скорострельность орудия удалось довести до 800-950 выстрелов в минуту, однако начальная скорость снаряда осталась на уровне пушки НС-23 – порядка 690 м/с. Использование ускорителей отката и наката, позволивших увеличить темп стрельбы, сказалось на износе некоторых деталей. Живучесть пушки НР-23 оказалась на четверть меньше, чем у базовой НС-23 – 3 тыс выстрелов. В 1951 году по требованию военных ресурс увеличили вдвое и довели до 6 тыс выстрелов.

Разработка пушки НР-23 завершилась в 1948 году. После нескольких этапов испытаний в том же году началось ее серийное производство. К изготовлению новых авиационных пушек были привлечены завод №2 (г. Ковров) и завод №525 (г. Куйбышев). Официально НР-23 приняли на вооружение в 1950 году. До конца 1948 года было собрано всего 280 пушек новой модели. Уже в 49-м количество выпущенных орудий превысило 1200, а в 50-м перевалило через отметку в 5800 единиц. В 1951 году ковровский и куйбышевский заводы собрали более 12 тыс пушек, а в 52-м был установлен рекорд – 18572 пушки. После этого темпы производства начали заметно падать. Последние 6350 орудий НР-23 были изготовлены в 1955 году.


Две пушки НР-23 в кормовой турели Ил-28

Платформой для испытаний пушки НР-23 стал истребитель Ла-15. Серийные машины этой модели оснащались тремя пушками. В качестве курсового оружия пушки НР-23 использовались на истребителях нескольких типов: Як-23 (две пушки), МиГ-15бис (две), МиГ-17 (две), МиГ-19 (две или три, в зависимости от модификации). Четыре пушки НР-23 несли поздние модификации штурмовика Ил-10. Дальние бомбардировщики Ту-4 в ходе модернизации получали по десять пушек этого типа. Фронтовой бомбардировщик Ил-28 оснащался четырьмя пушками (две курсовые и две в кормовой артиллерийской установке). Кроме него кормовую турель несли транспортный самолет Ан-12 и летающая лодка Бе-6. Последняя также оснащалась одним орудием на носовой установке и двумя на палубной.

В середине пятидесятых документация по автоматической пушке НР-23 была передана Китаю. Лицензионный вариант орудия под названием Type 23 устанавливался на различных истребителях, штурмовиках и бомбардировщиках китайского производства.

По некоторым данным, на ранних этапах разработки боевых орбитальных станций «Алмаз» именно пушка НР-23 рассматривалась в качестве их главного оружия. Позднее было предложено заменить ствольное вооружение ракетным.

В начале пятидесятых годов сотрудники тульского ЦКБ-14 (ныне КБ приборостроения) под руководством Н.М. Афанасьева создали крупнокалиберный пулемет А-12,7. Конструкция этого оружия была взята за основу для новой автоматической пушки калибра 23 мм. Работы над орудием АМ-23 стартовали в 1953 году. Проект возглавили Н.М. Афанасьев и Н.Ф. Макаров.


Техники выполняют обслуживание пушки АМ-23 в полевых условиях

Изначально предполагалось, что новая пушка будет использовать старый снаряд 23х152 мм. Этот боеприпас мог обеспечить достаточно высокие характеристики, а также был освоен в производстве. Тем не менее, вскоре появилось предложение разработать второй вариант пушки, предназначенный для использования снарядов 23х115 мм. Оба варианта автоматического орудия разрабатывались параллельно. В 1951 году ЦКБ-14 провело сравнительные испытания двух пушек и пришло к выводу о необходимости продолжения работ по второму варианту проекта, в котором использовался снаряд новой модели. Основным преимуществом боеприпаса 23х115 мм посчитали меньшие габариты и вес, более подходившие для использования на самолетах.

Оба варианта пушки АМ-23 были построены по одной схеме и использовали автоматику на основе отвода пороховых газов. Интересной особенностью пушки Афанасьева и Макарова стал газовый буфер. Для смягчения удара подвижных частей автоматики по достижении ими крайнего заднего положения был применен газовый буфер, имевший собственную газоотводную трубку. В нарезном стволе имелись два газоотводных отверстия: к поршню газы поступали через отверстие диаметром 6,5 мм, к буферу – через 4-мм. Применение буфера позволило снизить вес пушки, а также повысить ресурс отдельных ее деталей.


Осмотр пушек АМ-23 на нижней подвижной установке ДТ-7НС бомбардировщика Ту-16

Пушка получила клиновый затвор, движущийся в наклонном вертикальном гнезде ствольной коробки. Важным нововведением в конструкцию пушки оказался рычажный досылатель, который выталкивал снаряд из ленты и досылал его в ствол. Благодаря применению всех этих технических решений скорострельность новой пушки под боеприпас 23х115 мм достигала 1200-1250 выстрелов в минуту при начальной скорости снаряда 690 м/с. При этом пушка АМ-23 была достаточно компактной и легкой. Общая длина при использовании 1000-мм ствола не превышала 1470 мм. Вес пушки– 44 кг. Живучесть – 6000 выстрелов.

Для гашения импульса отдачи пушка оснащалась пружинными откатниками. Кроме того, орудие оснастили пневматической системой перезарядки, обеспечивавшей перемещение движущихся частей пушки в любом направлении. Боепитание пушки АМ-23 осуществлялось при помощи металлической разъемной ленты. Боеприпасы могли подаваться в одно из двух приемных окон орудия, на правой и левой сторонах ствольной коробки. Для изменения направления подачи снарядов требовалось вмешательство техника.


Кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 РЛС ПРС-1 "Аргон" / BOX TAIL и антеннами станции РЭБ "Саяны-М" на самолете Ту-142М3 борт №85 заводской №8601903 ВМФ СССР в музее на аэродроме Жуляны, г.Киев, Украина, 15.03.2010 г. (автор фото - Алексей Власов, http://russianplanes.net)

В номенклатуре боеприпасов для пушки АМ-23 присутствовали осколочно-фугасный снаряд, осколочно-фугасно-зажигательный с трассером, бронебойно-зажигательный с трассером и многоэлементный (осколочный с готовыми осколками). В начале шестидесятых годов для борьбы с радиолокационными станциями противника был создан снаряд ДОС-15, оснащенный дипольными отражателями.

В 1953 году пушка АМ-23 под снаряд 23х115 мм (такой вариант орудия обозначался индексом ТКБ-495) поступила на испытания. Одновременно с этим проводился конкурс, в котором помимо АМ-23 участвовали аналогичные разработки ОКБ-16 (изделие «220П») и ОКБ-15 (Ш-23). По результатам сравнения лучшим из представленных образцов была признана пушка тульских конструкторов. Весной 1954 года ее приняли на вооружение под названием АМ-23 (9А-036).

Серийное производство автоматических пушек АМ-23 началось в 1953 году, в течение которого было собрано 56 орудий этой модели. Принятие орудия на вооружение сказалось на темпах изготовления: в 1954-м было произведено более 1000 единиц. Серийное производство пушек АМ-23 продолжалось до конца семидесятых годов. Было изготовлено более 11 тыс пушек.

В ходе серийного производства ЦКБ-14, а затем КБ приборостроения разработало две модификации пушки. В варианте АМ-23Л1 пушка получила дульную насадку модели Л1 и ствол длиной 1450 мм, в результате чего ее полная длина достигла 1770 мм, а начальная скорость снаряда превысила 700 м/с. Модификация АЛ-23Л2 оснащалась дульной насадкой Л3.


Пушки АМ-23 в дистанционно-управляемой башне дальнего бомбардировщика 3МД

Пушкой АМ-23 всех модификаций оснащались самолеты разных типов и классов. Этим орудием вооружались бомбардировщики 3М, Ил-54, Ту-16 и Ту-95, транспортные самолеты Ан-8, Ан-12 и Ил-76 (ранних серий), а также пограничные катера проекта 125. Почти во всех случаях пушки АМ-23 устанавливались на спаренных турелях с дистанционным управлением. Исключение – ранние модификации бомбардировщика Ту-16, которые несли три спаренные турели и одну курсовую пушку в носовой части.

По материалам:
http://airwar.ru/
http://airpages.ru/
http://museum-arms.ru/
http://russianarms.mybb.ru/
http://zid.ru/
Широкорад А. Б. авиационного вооружения. - Мн.: Харвест, 1999

Пушки АЗП-23 (23-мм) в ЗСУ Шилка

Описание

23-мм счетверенная автоматическая пушка АЗП-23 (индекс автоматов пушки – 2А7, силовых приводов – 2Э2) разрабатывалась персонально для ЗСУ "Шилка". Пушка 2А7 является модификацией пушки 2А14 (буксируемой установки ЗУ-23) и дополнен кожухом с жидкостным принудительным охлаждением (200 л воды или антифриза), пневматическим механизмом перезарядки и электроспуском. На конце стволов расположены конические пламегасители. Была возможность вести огонь как из всех четырех автоматов, так и из пары или любого из четырёх (в игре пока не реализовано - возможна стрельба только из всех стволов разом). Счетверенная установка автоматов 2А7 получила название пушка «Амур» (армейское обозначение). Боекомплект 2000 снарядов (по 520 штук на верхние автоматы и по 480 штук на нижние). Темп стрельбы пушки - 3400 выстрелов в минуту (850 в/мин каждый ствол). Снаряды снаряжаются в ленты с беспрерывной подачей без перезарядок, т.е стрельба идёт непрерывно до окончания боекомплекта.

При стрельбе происходит охлаждение стволов прогонкой воды или антифриза по канавкам на их наружной поверхности. После очереди до 50 выстрелов (на один ствол) был необходим был перерыв 2 - 3 с, после 120 - 150 выстрелов - 10 - 15 сек (в игре пока этого нет). После 3000 выстрелов ствол подлежал замене. В ЗИПе на установку полагалось 4 запасных ствола.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Доступные снаряды

Снаряд пушки АЗП-23 (23-мм)

Для пушки доступны следующие снаряды :

  • БЗТ - Бронебойный зажигательный трассирующий снаряд.
  • ОФЗТ - Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд.

Для пушки доступны следующие ленты:

  • Стандарт - Лента состоит пополам из осколочно-фугасных и бронебойных снарядов.
  • ОФЗТ - Лента состоит из осколочно-фугасных снарядов (большинство) и бронебойных зажигательных трассирующих снарядов.
  • БЗТ - Лента состоит из бронебойных снарядов (большинство) и осколочно-фугасных снарядов.

Технические характеристики снарядов приведены в следующих таблицах:

Применение в бою

Пушки АЗП-23 в ЗСУ Шилка

Советская автоматическая пушка АЗП-23 в игре War Thunder имеет отличные зенитные свойства, такие как - отличную скорострельность, мощное действие фугасных снарядов, отличную точность. А учитывая что пушек 4, то это у нас лучшая скорострельность среди всех ЗСУ - это смертоносно абсолютно для любого самолёта - их буквально разрывает на куски. 4 пушки дают огромную плотность огня и небольшой разброс с увеличением дистанции (как дробовик, благодаря чему попасть по самолёту ещё легче). Обычно для сбития самолёта достаточно одного касания струёй огня, и и лишь на дальних дистанциях (где идёт больший разброс снарядов) им возможно удастся уцелеть с первого раза. Мощности снарядов хватает чтобы легко сбивать любые типы самолётов. Особенно радуют фугасы, бронебойными мы можем пробивать любую самолётную броню, двигатели, поджигать баки. Пушкам не нужна перезарядка - можно стрелять пока не закончатся боезапас (потом придётся ехать на точку за пополнением - поэтому следует быть экономней). Минус - у нас нет подкалиберов для борьбы с танками. Бронебойными можно работать по лёгкой бронетехнике (типа ЗСУ) и иногда по некоторым танкам (типа Леопарда в бок) в силу возможностей пробития. Рекомендуемая для постоянного применения может быть и обычная лента Стандарт (пополам фугасных и бронебойных), чтобы быть готовым к любым ситуациям - т.к враги нам могут попадаться разные (как танки так и самолёты). Лента ОФЗТ набита большим кол-вом фугасов (поэтому она наиболее эффективна против самолётов). Лента БЗТ - больше бронебойными. Для борьбы с танками может пригодиться тактика стрельбы в ствол, по гусеницам, и далее добивание в борт или корму. Тактика работает если пробития достаточно.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Отличная баллистика и точность.
  • Отличная скорострельность.
  • Мощный осколочно-фугасный снаряд.
  • Нет перезарядок (непрерывное ленточное питание).

Недостатки:

  • Нет подкалиберного снаряда.

Историческая справка

Почти одновременно с началом серийного производства ЗСУ-57-2 17 апреля 1957 года Совет Министров принимает постановление N9 426-211 о разработке новых скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. Первая разрабатывалась для обеспечения ПВО мотострелковых полков для поражения целей на высотах до 1500 м, а второй-для ПВО танковых полков и дивизий и действовал на высотах до 3000 м. «Шилка» предназначалась для замены в мотострелковых полках и воздушно-десантных дивизиях 14,5-мм счетверенных зенитных пулеметных установок ЗПУ-4 и 37-мм пушек 61-К обр. 1939 г. В серийное производство «Шилка» пошла лишь в 1964-м. В этом году планировалось изготовить 40 машин, но сделать этого не удалось. Тем не менее позже было развернуто массовое производство ЗСУ-23-4. В конце 60-х их среднегодовой выпуск составлял около 300 машин. ЗСУ-23-4 «Шилка» стали поступать в войска в 1965 году и к началу 70-х годов полностью вытеснили ЗСУ-57- 2. Первоначально в танковом полку по штату имелся дивизион «Шилок», который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 60-х годов часто бывало так, что в дивизионе одна батарея имела ЗСУ-23-4 и одна батарея - ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, состоявшую из двух взводов. Один взвод имел четыре ЗСУ «Шилка», а другой - четыре самоходных ЗРК «Стрела» 1» (затем ЗРК «Стрела-10»).

«Шилки» широко экспортировались в страны Варшавского Договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне (с обеих сторон), а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году. Существуют различные точки зрения по поводу эффективности действия «Шилки» в борьбе с воздушными целями. Так, в ходе войны 1973 года на «Шилки» пришлось около 10% от всех потерь израильских самолетов (остальные распределились между ЗРК и истребительной авиацией). Однако летчики, взятые в плен, показывали, что «шилки» создавали буквально море огня и пилоты инстинктивно выходили из зоны огня ЗСУ и попадали в зону действия ЗРК. В ходе операции «Буря в пустыне» летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, опасаясь огня «шилок».

Очень высоко в Афганистане ценились «Шилки» нашими офицерами и солдатами. Идет колонна по дороге, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно - «Шилка». Длинная очередь по противнику, и море огня на его позиции. Душманы называли нашу самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы они определяли сразу и тут же начинали отходить. Тысячам советских бойцов «Шилка» спасла жизнь. В Афганистане эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, появился специальный «афганский вариант» - за ненадобностью на нем демонтировали радиоприборный комплекс, за счет чего удалось увеличить боекомплект с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувапами - взрыватель снаряда срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям - бронетранспортерам, машинам.

Принимая на вооружение «Шилку», и военные, и представители ВПК понимали, что 23-мм пушка «Амур» слишком слаба. Это относилось и к малой наклонной дальности стрельбы, и к потолку, и к слабости фугасного действия снаряда. Масла в огонь подлили американцы, рекламируя новый штурмовик А-10, который якобы был неуязвим для 23-мм снарядов «Шилки». В результате чуть ли не на следующий день после принятия на вооружение ЗСУ-23-4 во всех высоких инстанциях начались разговоры о ее модернизации в плане увеличения огневой мощи и в первую очередь - увеличения эффективного потолка стрельбы и разрушающего действия снаряда. После почти семи лет проектных и опытно-конструкторских работ было решено отказаться от модернизации «Шилки» и создать принципиально новый комплекс Тунгуска. Шилки применяются и по сей день в разных конфликтах. В наше время Шилки не снимаются с вооружения, а проходят модернизацию ракетами.

Медиа

Начнем с известных мне типов вооружения, использующих боеприпас калибра 23-мм. Соответственно я беру только вооружение советского-российского производства.

1.Спаренная зенитная установка ЗУ-23
2.Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», АЗП-23 (авт. пушка)
3.НС-23 и НР-23 авиационные
4.Зенитные автоматы 2А14, 3У-1, ЗУ-40, ЗУ-575, ЗУ-14 (тот же 2А14),
5.МП-6, ТКБ-198, ТКБ-201(ВЯ)
6.У-23 (на базе ВЯ)
7.АМ-23 (авиационные автоматы)
8.ГШ-23, ГШ-6-23
9.Р-23 (Револьверного типа)

Понятно, что список неполный. С удовольствием добавил бы ваши сведения сюда. Особенно интересует информация по корабельным автоматам.

Поехали дальше...
Толчком к созданию 23-мм систем вооружения послужил недостаточно мощный патрон системы ШВАК (Шпитальный-Владимиров-авиационный-крупн окалиберный) калибра 20-мм, и в 1937 году Наркомат вооружения выдал задание на проектирование мощной 23-мм авиационной пушки. В 1939 году был создан унитарный выстрел, 200 гр. снаряд калибра 23-мм выигрывал у 91 гр. снаряда ШВАК по всем показателям...

Под новый патрон в ОКБ-14 были разработаны пушка ТКБ-198 конструкции Галкина-Салищева и пушка ТКБ-201 конструкции Волкова-Ярцева, в далнейшем известная нам как ВЯ. И в ОКБ-16 под руководством Таубина была создана пушка МП-6.
Наиболее удачной из всех разработок оказалась пушка ВЯ, пушка оказалось очень мощной например в авиации ее ставили только на штурмовики ИЛ-2. Также хочеться отметить, что под патрон ВЯ были спроектированы ЗУ-23 и ЗСУ-23-4 «Шилка» и ее модификации 23-мм.

А теперь боеприпасы.
Известные мне 23-мм боеприпасы:
1.осколочно-зажигательные
2.осколочно-зажигательно-трассирующие
3.осколочно-фугасно-зажигательные
4.осколочно-фугасно-зажигательно-трассир ующие
5.бронебойно-зажигательно-трассирующие
6.бронебойно-зажигательные БЗ-А

1. Осколочоно-зажигательные

3. Осколочно-фугасно-зажигательные




Хотелось бы сразу отметить, что боеприпасы с гильзами 115-ММ предназначены для НР-23, НС-23, ГШ-23, АМ-23. Тогда как боеприпасы с гильзами 152-мм, мощными, как раз от пушки ВЯ, предназначены для ЗСУ, ЗУ-23.

4. Осколочно-фугасно-зажигательно-трассирую щие

6. Бронебойно-зажигательные БЗ-А

Кажись с ОЗ накосячил.. с картинкой.

23-мм зенитная установка ЗУ-23-2 предназначена для уничтожения воздушных целей, двигающихся со скоростью до 320 м/с на высоте до 1500 м и дальности до 2500 м с целью защиты войсковых колонн и стационарных объектов. С ее помощью можно также уничтожать и сковывать живую силу противника, находящуюся вне укрытий или в легких укрытиях полевого типа. Кроме того, оружие может поражать другие наземные цели, например, легкобронированные боевые машины и огневые точки на дальности до 2000 м.

Малокалиберная зенитная артиллерия обрела свою особую роль еще в боях Второй мировой войны. Применяясь, зачастую, помимо своей основной задачи - борьбы с низколетящими самолетами, в наземных боях, зенитные автоматические орудия оказались тем универсальным огневым средством, поиски которого активно велись до Второй мировой.

Уже к 50-м годам для вооружения бурно развивающихся воздушно-десантных войск потребовалось легкое универсальное автоматическое орудие малого калибра по типу авиапушки. Во время войны отличную репутацию получила авиационная 23-мм пушка ВЯ (Волкова-Ярцева), но весь ее выпуск шел на оснащение Ил-2, и неоднократные предложения использовать эту пушку для малокалиберной зенитной артиллерии во время войны не прошли. В начале 50-х такая возможность появилась, и окончательно сформулированные тактико-технические требования на разработку 23-мм зенитного автомата под патрон пушки ВЯ в одиночной, спаренной и счетверенной установках были выданы Главным артуправлением в 1954-м году.

В феврале 1955-го года в ЦКБ-14 (впоследствии КБП) под руководством Е. К. Рачинского и Р. Я. Пурцена были разработаны проекты 23-мм зенитного автомата 2А14 в одиночной (ЗУ-1) и спаренной (ЗУ-14) конфигурациях (счетверенная установка была реализована намного позже в конструкции знаменитой ЗСУ-23-4 "Шилка").

Заводские испытания одиночной 23-мм установки ЗУ-1, созданной по схеме 14,5-мм зенитной горновьючной установки ЗГУ-1 (6У3), начались в апреле 1956-го года. Установка имела небольшие габариты, легкий отделяемый двухколесный ход, быстро разбиралась на узлы, легко переводилась из походного положения в боевое и обратно. Работы над ней были прекращены из-за серьезных поломок ходовой части и признанного избыточным веса в 440 кг.

Полигонные испытания спаренной установки ЗУ-14 прошли в 1957-м году. Испытания и доработки с момента изготовления первого опытного образца (октябрь 1955-го г.) заняли более трех лет, и вот, наконец, весной 1959-го установочная серия ЗУ-14 прошла войсковые испытания в Белорусском и Туркестанском военных округах.

При доработках конструкторам удалось повысить практическую скорострельность до 400 выстр./мин. Процесс перезаряжания сделали полуавтоматическим и свели к одной единственной операции - замене патронной коробки.

Долгожданная установка (2А13 по индексу ГРАУ) была принята на вооружение 22-го марта 1960-го года постановлением Совета Министров СССР № 313-125 под наименованием ЗУ-23-2. Серийное производство автоматов индекса 2А14 для ЗУ было организовано на заводе № 535.

Описание

Зенитная установка ЗУ-23-2 состоит из следующих основных частей: двух 23-мм автоматов 2А14, их станка, платформы с ходом, подъемного, поворотного и уравновешивающего механизмов и зенитного автоматического прицела ЗАП-23.

Устройство автоматов практически одинаковое, различаются только детали механизма подачи. Правый автомат имеет правое питание, левый - левое. Оба автомата закреплены в одной люльке, которая, в свою очередь, расположена на верхнем станке лафета. На основании верхнего станка лафета расположены два сиденья, а также ручка поворотного механизма. В вертикальной и горизонтальной плоскостях пушки наводятся вручную. Поворотная ручка (с тормозом) подъемного механизма расположена с правой стороны сиденья наводчика.

Установка имеет два спусковых механизма: ножной (с педалью напротив сиденья наводчика) и ручной (с рычагом с правой стороны сиденья наводчика). Огонь из автоматов ведется одновременно из обеих стволов. С левой стороны педали спускового механизма расположена педаль тормоза вращающегося узла установки.

Основа автомата - ствол, состоящий из ствольной коробки, затворной рамы, затвора и механизмов: подающего, спускового, возвратного.

Автоматика пушки 2А14 работает за счет энергии пороховых газов, отводимых через боковое окно в стволе. Запирание канала ствола затвором клинового типа осуществляется подъемом затвора в пазах ствольной коробки.

Каждая автомат имеет газовый регулятор с двумя положениями, механизм ручного перезаряжания, а также быстросменяемый нарезной ствол (с изменяемым углом наклона нарезов). На стволе расположен пламегаситель эжекторного типа, а также рукоятка для извлечения ствола из затворного гнезда. В зарядной каморе выполнены канавки Ревелли, облегчающие выбрасывание гильз после выстрела. Каждая пушка питается из рассыпных металлических лент емкостью 50 выстрелов, помещенных в зарядных ящиках, которые крепятся по обеим сторонам люльки. В оружии применяется подаватель ползункового типа.

Ресурс автомата - 6000 выстрелов, ресурс ствола составляет 3000 выстрелов (при условии охлаждения после каждых 100 выстрелов). Поэтому в ЗИП входят два запасных ствола для правого и левого автомата. Конструкция позволяет расчету заменить ствол всего за 15-20 с.

Питание автоматов ленточное. Ленты металлические, каждая из них снаряжена 50 патронами и уложена в быстро сменяемую патронную коробку. Масса каждой патронной коробки со снаряженной лентой составляет 35,5 кг. Характерной чертой конструкции 2А14 является то, что во время ведения стрельбы последний патрон не выстреливается (он остается на линии досылания), а механизм отката остается в заднем положении (на задержке спуска). Благодаря этому после замены зарядного ящика и подачи первого выстрела из ленты к окну подавателя пушки можно продолжать ведение стрельбы без выполнения дополнительных действий. Нечто подобное мы можем наблюдать в конструкции пистолета ПМ.

В ЗУ-23-2 применены очень удачные и компактные ручные приводы вертикальной и горизонтальной наводки с уравновешивающим механизмом пружинного типа. Блестяще спроектированные агрегаты позволяют перебросить стволы на противоположную сторону всего за 3 секунды! На ЗУ-23-2 установлен зенитный автоматический прицел ЗАП-23, а также оптический прицел Т-3 (с 3,5-кратным увеличением и полем зрения 4,5°), предназначенный для ведения стрельбы по наземным целям.

Штатного прибора управления зенитным огнем (ПУАЗО), выдающего данные для стрельбы по воздушным целям (упреждение, азимут и др), на установке нет, вследствие чего возможно ведение только заградительного неприцельного огня по всем видам воздушных целей (кроме зависших вертолетов).

Платформа установки представляет собой штампосварную раму с кольцом, которое имеет сухарные выступы для крепления верхнего станка, а также три винтовых домкрата с опорными тарелками, служащих для выравнивания ЗУ по горизонту в боевом положении. Спереди платформа оканчивается буксировочной стрелой со шкворневым кольцом. В походном положении установка опирается на два съемных колеса, имеющие торсионную подвеску. Шины ГК 6,00x16 типа ГАЗ-69 или ГАЗ М-20 "Победа", усиленные.

Двухколесное шасси с рессорами установлено на опорных катках. В боевом положении колеса поднимаются и отклоняются в сторону, а орудие устанавливается на земле на трех опорных плитах.

Одним из главных преимуществ установки является то, что она не требует предварительной подготовки огневой позиции и закрепляется в трех точках на любой относительно ровной площадке. При переводе установки из походного положения в боевое ее колеса поворачиваются вверх и в стороны, а сама установка ложится тарелками домкратов платформы на грунт. Натренированный расчет способен перевести ЗУ из походного положения в боевое всего за 15-20 с, а обратно - за 35-40 с. При необходимости ЗУ-23-2 может вести огонь с колес и даже на ходу - прямо при транспортировке ЗУ за автомобилем, что исключительно важно для скоротечного боевого столкновения.

Установка имеет прекрасную мобильность. ЗУ-23-2 можно буксировать за любым армейским автомобилем, поскольку ее масса в походном положении вместе с чехлами и снаряженными патронными коробками составляет менее 1 т. Максимальная скорость при этом допускается до 70 км/ч, а по бездорожью - до 20 км/ч.

Одним из существенных преимуществ ЗУ является ее исключительная ремонтопригодность. В небольшой книге техописания приведены сведения о примененных в конструкции материалах, что позволяет организовать ремонт и обслуживание ЗУ на любом пригодном металлообрабатывающем предприятии.

Боеприпасы

В боекомплект ЗУ-23-2 входят 23-мм патроны со снарядами только двух типов - БЗТ и ОФЗТ (ОФЗ).

Бронебойно-зажигательно-трассирующий снаряд БЗТ цельнокорпусной с полусферической головной частью и стальным баллистическим наконечником, массой 190 г, в донной части содержит вещество для трассирования и в головной - зажигательный состав. Осколочно-фугасные снаряды ОФЗТ массой 188,5 г укомплектованы головным взрывателем МГ-25 и самоликвидатор с максимальным временем срабатывания 11 сек. Метательный заряд у обоих снарядов одинаковый - 77 г пороха марки 5/7 ЦФЛ.

Баллистические данные обоих снарядов одинаковы - начальная скорость 980 м/с, табличный потолок 1500 м, дальность табличная 2000 м. Масса патрона 450 г.

Ещё до распада СССР, рядом стран осуществлена разработка и промышленный выпуск собственных усовершенствованных боеприпасов для ЗУ-23-2 , в первую очередь, боеприпасов бронебойного действия. Известны 23-мм патроны с бронебойным подкалиберным снарядом (БПС) с твердосплавным сердечником, фирм Sako (Финляндия) и Denel (ЮАР). Фирмы Oerlikon (Швейцария) и ZM Mesko (Польша) освоили выпуск БПС с отделяемым поддоном и тяжелосплавным (вольфрамовым) сердечником типов APDS, FAPDS-T и APFSDS.

Производство 23-мм боеприпасов ЗУ-23-2 в разное время осуществлялось также Египтом, Ираном, Израилем, Францией, Нидерландами, Болгарией, Югославией.

Применение

Установка ЗУ-23-2 получила богатый боевой опыт участия не только в воздушных, но, прежде всего, в наземных боях локальных войн, поскольку ее огонь обладает исключительной эффективностью по сравнению с любым другим типом вооружения мотострелков. Развернутая в боевое положение, ЗУ может мгновенно и эффективно подавлять внезапно проявляющие себя огневые точки противника на дальности прямого выстрела (около 1000 м). Наиболее часто это требуется в скоротечных боевых столкновениях с нерегулярными военными формированиями, действующими небольшими, но сильно вооруженными рассредоточенными группами, то есть при противоповстанческих и контртеррористических действиях.

Первые упоминания о боевом применении установок приходятся на время Вьетнамской войны.

Советская армия столкнулась с необходимостью широкого боевого использования ЗУ-23-2 в Афганистане. Горный рельеф страны однозначно определил зенитным установкам главную роль в прикрытии путей снабжения от нападений афганских партизан. Самоходных зенитных установок "Шилка" для решения подобных задач не хватало, поэтому сначала полуподпольно, а затем на совершенно официальных основаниях в состав транспортных колонн включались грузовики с ЗУ-23-2 , стоящими прямо в кузовах. Малые габариты и вес ЗУ позволили устанавливать ее на все применявшиеся в перевозках типы армейских бортовых автомобилей - "ГАЗ-66", "ЗиЛ-130", "ЗиЛ-131", "Урал-375".

ЗУ-23-2 активно применялись Ираном во время ирано-иракской войны Самодельные самоходные ЗУ на базе пикапов использовались в гражданской войне в Ливии.

Производство данной зенитной установки осуществлялось СССР,а затем целым рядом стран, в том числе Египтом, КНР (только на экспорт), Чехией/Словакией, Болгарией и Финляндией.

Основные тактико-технические характеристики:

ЗУ-23-2Классификация -Зенитная установка

Масса, кг -950

Расчет, чел -5

Время развертывания, мин -1,5

Боекомплект, шт -200

Габаритные размеры длина, мм -4570

ширина, мм -2880

высота, мм -1870

клиренс, мм -360

Боевые характеристики

Скорострельность двух пушек, выстр/мин -400 (2х200)

Дальность стрельбыпо наземным целям, км -2,5

по воздушным целям, км -1,5

Макс. скорость поражаемой цели, м/с -320

Вероятность поражения -0,12

Поводом для создания 23 мм боеприпаса стал тот факт, что установленные в 1937 году на самолетах Ла-5 20-мм авиапушки ШВАК перестали справляться с новыми задачами по бронепробиваемости. Поэтому в конце 1930 годов одновременно в нескольких конструкторских бюро испытывались опытные авиапушки калибром 20 мм и 23 мм. Главное внимание уделяли 23 мм авиапушкам, более перспективным в сравнении с 20 мм системами ШВАК. Главные работы по 23 мм пушкам и боеприпасам вело ОКБ16 (пушка МП-6) и ЦКБ14, под руководством конструкторов Волкова и Ярцева. Пушка созданная в ЦКБ-14 названа по первым буквам фамилии создателей - ВЯ (Волков-Ярцев). И МП-6 и ВЯ разработаны в конце 30х годов, имели схожие харакетеристики но опытные стрельбы в НИИАВ ВВС выявили недостатки в конструкции пушки МП-6 и в 1940 году комиссия оставляет на доработку и принятие на вооружение систему ВЯ. В боекомплект пушки 23 мм пушки ВЯ приняты патроны с осколочно-фугасными, осколочно-фугасными трассирующими и бронебойно-зажигательными снарядами.

Гильза патрона 23х152В изготовлена из латуни и имела бутылочную форму с буртом выше проточки для фиксации в патроннике пушки (Патроны к пушке МП-6 не имели бурта).
Снаряд в гильзе фиксировался двойной накаткой в области дульца. Ранние выпуски патронов с бронебойно-зажигательным снарядом имели дюралиевый баллистический колпачек, в котором помещался зажигательный состав. Колпачек имел резьбу с помощью которой фиксировался в снаряде. В ходе модернизации патроны с бронебойно-зажигательными снарядами получили стальной штампованный из жести колпачек, который фиксировался путем кругового обжима в проточке корпуса снаряда. Зажигательная шашка располагалась между сердечником и корпусом снаряда.


23 мм патрон с бронебойно - зажигательным снарядом раннего выпуска


23 мм патрон с бронебойно - зажигательным снарядом более позднего выпуска


23 мм патрон с осколочно-фугасным снарядом, снаряженный взрывателем К-20


Патрон 23х152 мм с осколочно-фугасным трассирующим снарядом к авиационной пушке МП-6. Снаряды комплектовались взрывателем К-20, в донной части имелась втулка с трассирующим составом.


23 мм патрон с осколочно-зажигательным трассирующим снарядом, снаряженный взрывателем К-20


23 мм патрон с осколочно-зажигательным снарядом к зенитной установке ЗУ-23 и её модификаций


23 мм патрон с бронебойно-зажигательным трассирующим снарядом к зенитной установке ЗУ-23 и её модификаций