Конспект занятия в средней группе "Красота вокруг нас!"

Тема: «Природа - наш общий дом

Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети – педагоги – родители.

По количеству участников: коллективный

Возраст детей – с 4 до 5 лет.

Продолжительность проекта – среднесрочный. 16.01-01.03

Цель проекта.

Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи проекта :

    формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;

    расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

    расширять представления детей о лесе и его обитателях;

    учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;

    познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;

    развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;

    формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;

    учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Актуальность:

"Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни»

Д. Радович

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.

В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.

Сроки реализации:

Предполагаемые итоги реализации проекта:

    Умение называть зимние природные явления,

    Знания, как и где, зимуют животные и птицы.

    Знания, о жизни растений, об их потребностях, способах ухода за ними;

    Знания детей о лесе и его обитателях;

    Знакомство детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;

    Умеет устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;

    Умение рассказывать по картине.

    Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости у детей.

    Привитие детям интереса к исследовательской деятельности.

    Развитие личности ребенка, умение взаимодействовать друг с другом.

    Формирование у детей бережного отношения к окружающей среде.

    Формирование интереса у родителей к жизни ДОУ.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

1 этап – поисковый-

2 этап - аналитический: 16.01-22.01

Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта. Формулировка проблемы, цели проекта; определение продукта проекта; составление плана деятельности.

3 этап – практический : 23.01-28.02

Организация исследования в рамках проекта, организация НОД и совместной деятельности детей; привлечение родителей к реализации проекта.

4 этап–презентационный : Презентация проекта на заседании педагогического совета ДОУ, и на родительском собрании. 01.03

Организационные формы работы над проектом:

Взаимодействие с родителями

Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

Памятка «Природа и дети».

Совместное творчество детей и родителей.

- Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной книги Калининградской области»

Продукт проектной деятельности

Изготовление альбома на тему: «Животные из Красной книги Калининградской области»

Выпуск буклетов «Природа и мы»

Стенд «Природа нашего края зимой».

Предварительная работа.

Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание репродукций.

Познавательное развитие

Наблюдение:

Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Труд в природе:

    Подкормка птиц.

    Уборка мусора.

    Сравнение еловых и сосновых шишек.

    Как снег становится водой.

Презентации:

    «Дикие животные»

    «Зимующие птицы »

    «Домашние животные зимой»

    «Животные и растения Красной книги».

Цель: Познакомить детей с Красной книгой Калининградской области, охраняемыми растениями и животными.

Беседы: «Что такое природа», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Правила поведения в природе», «Что такое «Красная книга», «Домашние животные зимой».

Дидактические игры:

«Домашние животные»

«Времена года»

«Кто, что ест?»

«В мире животных»

«Что к чему и почему?»

«Кто, где живет?»

«Чей домик?»

«Веселый зоопарк»

«Большие и маленькие»

«Животные мира»

Сюжетно-ролевые игры : «Зоопарк», «Птичий двор»

Речевое развитие

: «Зимний лес», «В зимнем парке».

«Зимовье зверей», «Зимняя сказка»,

Успенский «Птицы»

В. Бианки «Лесной хор».

Загадывание загадок:

    О природе.

    О диких животных.

    О птицах.

    О домашних животных.

    О деревьях и растениях.

Рисование: «Берегите животных», «Берегите природу».

Аппликация/ Конструирование: «Горка», «Дикие животные», «Домашние животные», «Черепаха», «Кормушки для птиц».

Лепка: «Животные леса»

Физическое развитие

Подвижные игры

    «Лиса и зайцы».

    «Эстафета «Собери мусор».

    «На водопой»;

  • «Дикие животные»

    «Снежинки кружатся»

  • «По снежному лабиринту».

    «Береза»

Пальчиковые игры:

    «Птички»;

    «Медведь в берлоге»;

  • «Сорока».

    «Снежок»

    «Падал снег на порог»

    «Березка»

Игры на развитие дыхания:

    «Чей листок раньше улетит?»

Этапы реализации проекта

I этап. Поисковый (подготовительный)

Разработка проекта «Природа – наш общий дом»

Изучить литературу по теме

Подобрать материал для развития творчества детей

II этап Аналитический

Составить план реализации проекта.

III Практический (основной)

Проектная карта

1 неделя «Природа - наш общий дом» 23.01-29.01

Познавательное развитие

Наблюдения:

Труд в природе:

    Подкормка птиц.

    Уборка мусора.

Экспериментальная деятельность:

Сравнение еловых и сосновых шишек

«Значение воды в жизни всего живого»

Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.

Презентации:

    «Природа Калининградской области».

Социально-коммуникативное развитие.

«Что такое природа»,

«Правила поведения в природе»,

Дидактические игры:

«Большие и маленькие»

«Животные мира»

Сюжетно-ролевые игры :

«Зоопарк», «Птичий двор»

Речевое развитие

Чтение сказок, рассказов, стихотворений:

«Зимняя сказка»,

Загадывание загадок:

о природе

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование:

«Берегите природу»

аппликация/конструирование

Физическое развитие

Подвижные игры

Эстафета «Собери мусор» «Пустое место»

Игры на развитие координации слова с движением:

«На водопой»; «Зайка», «В путь»

«Дикие животные»

«Снежинки кружатся»

«По снежному лабиринту».

Игры на развитие дыхания:

«Чей листок раньше улетит?»

Пальчиковые игры

«Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»;

2 неделя «Зимний лес и его обитатели» 30.01-05.02

Познавательное развитие

Наблюдения:

за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Презентации:

    «Дикие животные»

Экспериментальная деятельность:

    Сравнение веточек сосны и ели.

Труд в природе:

    Подкормка птиц.

    Уборка мусора.

Презентации:

    «Животные Калининградской области»

Социально-коммуникативное развитие.

«Зимний лес и его обитатели»,

Дидактические игры:

«Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,

«Чей домик?», «Веселый зоопарк»

«Большие и маленькие»

«Животные мира»

Сюжетно-ролевые игры:

«Зоопарк», «Птичий двор»

Речевое развитие

Рассматривание сюжетных картин

«Зимний лес»,

Чтение сказок, рассказов, стихотворений:

«Лисичка-сестричка и серый волк»,

В. Степанов «Животные наших лесов».

Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».

Загадывание загадок:

О диких животных.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование:

«Дикие животные»,

«Животные леса»

Физическое развитие

Подвижные игры

Игры на развитие координации слова с движением:

«На водопой»;

«Зайка», «В путь»

«Дикие животные»

«Снежинки кружатся»

«По снежному лабиринту».

Игры на развитие дыхания:

«Чей листок раньше улетит?»

Пальчиковые игры

«Птички», «Зима»,

3 неделя «Зимующие птицы» 6-12.02

Познавательное развитие

Наблюдения:

за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Экспериментальная деятельность:

Как снег становится водой

Труд в природе:

    Подкормка птиц.

    Уборка мусора.

Презентации:

«Зимующие птицы Калининградской области»

Социально-коммуникативное развитие.

«Зимующие птицы»

Дидактические игры:

«Птицы нашего края», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,

«Чей домик?», «Веселый зоопарк»

«Большие и маленькие»

«Животные мира»

Сюжетно-ролевые игры:

«Зоопарк», «Птичий двор»

Речевое развитие

Рассматривание сюжетных картин

«В зимнем парке».

Чтение сказок, рассказов, стихотворений

«Гуси-лебеди»

Успенский «Птицы»

А. Яшина «Покормите птиц зимой».

В. Бианки «Лесной хор».

Загадывание загадок:

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование:

«Утка и лебедь»

Аппликация/конструирование

«Кормушки для птиц».

Физическое развитие

Подвижные игры

Игры на развитие координации слова с движением:

«На водопой»;

«Зайка», «В путь»

«Дикие животные»

«Снежинки кружатся»

«По снежному лабиринту».

Игры на развитие дыхания:

«Чей листок раньше улетит?»

Пальчиковые игры

«Птички», «Зима»,

«Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»

4 неделя «Домашние животные зимой» 13-19.02

Познавательное развитие

Наблюдения:

за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Презентации:

«Домашние животные зимой»

Труд в природе:

    Подкормка птиц.

    Уборка мусора.

Социально-коммуникативное развитие.

«Домашние животные зимой»

Пальчиковые игры:

«Птички», «Зима»,

«Медведь в берлоге»;

«Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»

Дидактические игры:

«Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,

«Чей домик?», «Веселый зоопарк»

«Большие и маленькие»

«Животные мира»

Сюжетно-ролевые игры :

«Зоопарк», «Птичий двор»

Речевое развитие

Рассматривание сюжетных картин

«Домашние животные»

Чтение сказок, рассказов, стихотворений:

«Кот и лиса»

В. Бианки «Лесной хор».

Загадывание загадок:

О домашних животных.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование:

«Домашние животные»,

аппликация:

«Домашние животные»,

Физическое развитие

Подвижные игры

Игры на развитие координации слова с движением:

«На водопой»;

«Зайка», «В путь»

«Дикие животные»

«Снежинки кружатся»

«По снежному лабиринту».

Игры на развитие дыхания:

«Чей листок раньше улетит?»

Пальчиковые игры

«Птички», «Зима»,

«Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»

5 неделя «Животные, птицы и растения, занесенные в Красную книгу» 20-28.02

Познавательное развитие

Наблюдения:

за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

НОД (Открытое занятие)

    «Животные и растения Красной книги Калининградской области».

Труд в природе:

    Подкормка птиц.

    Уборка мусора.

Презентации:

    «Красная книга Калининградской области: животные, рыбы, растения»

    «Красная книга России»

Социально-коммуникативное развитие.

«Что такое «Красная книга»»

Дидактические игры:

«Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?»,

«Чей домик?», «Веселый зоопарк»

«Большие и маленькие»

«Животные мира»

Сюжетно-ролевые игры:

«Как зовут тебя деревце?»

Речевое развитие

Чтение сказок, рассказов, стихотворений:

«Зимовье зверей»,

Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата»

Загадывание загадок:

О деревьях и растениях.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование:

«Берегите животных»

аппликация:

«Черепаха»,

Физическое развитие

Подвижные игры

Игры на развитие координации слова с движением:

«На водопой»;

«Дикие животные»

«Снежинки кружатся»

«По снежному лабиринту».

Игры на развитие дыхания:

«Чей листок раньше улетит?»

Пальчиковые игры

«Птички», «Зима»,

«Медведь в берлоге»;

«Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»

IV этап презентационный

Мероприятие с детьми

ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Природа- наш общий дом»;

2. Изготовление Красной книги.

3. Выпуск буклетов «Природа и мы»

4.Стенд «Мы и природа».

5. Картотека гимнастики для глаз «Животные и мы»

Приложение

ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ

ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»

Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. (дети загибают пальцы на
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. обеих руках: по одному
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. пальцу на каждую строчку)
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (удары ладонями и кулачками поочерёдно)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. Мы по кругу идём,
К одному я подойду и тихонько постучу. Мы лисичку зовём,
- Тук-тук! Пусть глаза не открывает,
- Кто там? Нас по голосу узнает.
- ……..(Саша)
- Зачем пришёл?
- Побежали вперегонки, как …….
(зайцы, медведи, лисы и т.д.)

СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (Вл. Степанов)

Медведь. Белка.

По завалам, по оврагам Белка – с кисточками ушки-
Ходит зверь хозяйским шагом. Гриб увидит на опушке -
Любит он душистый мёд, Прыг за ним с густых ветвей
Да малину с веток рвёт. И несёт домой скорей.

Кабан. Лось.

Опускается туман, Лось – рога ветвистые
Просыпается кабан. Да копыта быстрые.
Роет землю у реки, Головой качая, он
Точит острые клыки. Задевает небосклон.

Ёж. Барсук.

Серый ёжик весь в иголках, Встанет за полночь барсук,
Словно он не зверь, а ёлка. Обойдёт свой дом вокруг.
Хоть колюч молчун лесной – Острый нюх и зоркий глаз -
Ёжик добрый, а не злой. Наступил охоты час.

Березка

Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за столом.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) -

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)

Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

Цель:

    Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.

    Развивать память и мышление детей.

    Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование:

Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.

    Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».

Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.

Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Дидактическая игра «Природа – не природа».

    Ввести понятия живая и неживая природа

Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.

Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..

Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.

Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Кто юркнул в дупло? (белка)

Кто спрятался в нору? (лиса)

Кто забрался под листья? (ёж)

Кто укрылся под кустом? (заяц)

Кто залёг в берлогу? (медведь)

Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?

(ответы детей)

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.

Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»

Цели:

    Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).

    Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Ход наблюдения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи,

Утепляются дома.

Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Уважаемые родители!

Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

Надо охранять и беречь природу.

Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.

Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.

И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

Например:

Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.

«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».

«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.

Почему она так ответила Вове?

Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.

«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.

Что рассказал папа Серёже?

Дидактическая игра экологического содержания

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:

    Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

    Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

    Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.

    Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

    Развивать память, внимание, речь.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Настольная игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.

Цель:

    Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.

    Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Цель:

    Воспитывать любовь к птицам.

Покормить птиц зимой!

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло,

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать,

Заодно с людьми

Приучите птиц в мороз,

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Беседа по содержанию стиха:

Почему надо подкармливать птиц зимой?

От чего птицам так тяжело приходится зимой?

Чем бы вы стали подкармливать птиц?

Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?

Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:

    Расширять представления детей о растительном и животном мире.

    Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Материалы и инструменты:

Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.

Предварительная работа :

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.

2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».

Выставка рисунков.

Литература

    От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.

    Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

    Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.

    Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

    Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.

    Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.

Статьи из журналов

    Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

    Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

Цель: Дать детям представление о живой и неживой природе;

Задачи: способствовать расширению и обобщению представления о связи живой и неживой природы; воспитывать желание сохранять и оберегать природу.

Материал: картинки с изображением живой и неживой природы; предметные картинки; карточки зеленые и черные.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Игровой момент

Появляется Незнайка, приносит, конверт с картинками раскрывает его:

Незнайка – ребята, я принес картинки и хочу их вам показать (развешивает).

Что нарисовано на картинках?

Вам понравились мои картинки?

Мне тоже.Но в картинках есть загадка,и я хочу,чтобы вы, ребята помогли мне её разгадать.

Вот если яблоко,груша,сливы -это фрукты, это вам ясно!

То, что такое ручей,человек,деревья и камни я не знаю.

Подскажите мне дети!

Воспитатель: — Незнайка, дети приглашают тебя на наше занятие. Мы будем говорить о человеке, о камнях, о солнце. Слушай внимательно и ты всё узнаешь.

  1. Работа с картинками.

(Воспитатель открывает картинки- солнце, вода, облака,земля,камни, человек,растение, животное).

Воспитатель: — Что нарисовано на картинках?

Дети,солнце,небо,облака,дождь,земля,растения,животное,человек-это всё природа.Природой нельзя назвать то,что сделано руками человека.

Я знаю, знаю! Например, природой нельзя назвать телевизор или куклу.

Воспитатель: — Правильно Незнайка! Ребята я покажу картинки, а вы скажите, что еще нельзя назвать природой (показ картинки с изображением книги, стула, радуги, чашки)

(ответы детей)

— Молодцы! Дети, можно, ли радугу назвать природой?

(ответы детей)

Конечно можно. Радуга – это явление природы, как и дождь и снег.Все это мы называем природой.

3 . Физкультурная минутка « Улетают журавли»

4 .Знакомство с живой и неживой природой.

Воспитатель – Дети, что мы называем природой?

Посмотрите на картинки, они подскажут

(ответы детей)

Растения, животные, человек – это живая природа.

— Солнце, небо, облака,земля,вода, камни и все

Явления природы – дождь, снег, град, лед, радуга-это

Неживая природа.

Незнайка — Я понял! живая природа это все то,что живет,

Растет, дышит.

Воспитатель – Молодец Незнайка!

Воспитатель – Дети поиграем в игру « Живое- неживое» . Каждому я

Раздам по две карточки, зеленую и черную. Зеленая —

Будет обозначать живую природу (человека, животных, растения) , а черная – неживую (камни, солнце,вода) .

Загадываю загадки,если отгадка является живой

Природой –подымите зеленую карточку, если неживой – подымите черную.

Правила игры вам понятны?

(ответы детей, Незнайка играет вместе с детьми)

  1. Возле леса на опушки,украшая темный бор,

вырос пестрый как петрушка ядовитый…

(Мухомор)

2 . Косолапы ноги, зиму спит в берлоге,

Догадайся и ответь, кто же это …

(Медведь)

3. Над рекой краса-дуга

Это в небе…

(радуга)

4.катится на встречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка это…

Я и туча и туман,

И ручей и океан,

И летаю и бегу

И льдом я стать смогу,

Это правда? Да! Кто же я?

(вода)

6. Очень легкий, как былинка,

Сам зеленый, как травинка,

На лугах, в лесах,у речки

В травах прячется…

(кузнечик)

Незнайка- Мне очень нравится игра в которую мы играли! Теперь

Я знаю

– что такое природа!

— А вы сможете ответить на мой вопрос: Что мы

Называем природой?

(ответы детей)

Молодцы! Я хвалю!

Воспитатель: — А на мой вопрос ответите?

— Что такое живая природа?

(ответы детей)

— Что такое неживая природа?

(ответы детей)

— Молодцы! Позанимались, поиграли,пообщались с

Незнайкой. А теперь попрощайтесь с ним,ему пора домой.

До свиданья Незнайка,мы всегда рады видеть тебя

У нас в гостях.

(дети прощаются с Незнайкой).

Перспективное планирование

по ознакомлению детей с миром природы

«Ребенок открывает мир природы»

на 2013-2014 уч. год.

Средняя группа №3

Яковлева А. В.

МБДОУ д\с «Ласточка»

Месяц

Тема; Цель занятия

опыты

Игры

Целевые прогулки

Беседы

Чтение

Досуги, развлечения

Работа с родителями

Сентябрь

1.«составление описательных рассказов об овощах и фруктах »

Задачи: обучать навыкам составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, излагая мысли в определенной последовательности. Уточнять и закреплять представления об овощах и фруктах.

2.«Беседа о насекомых»

Задачи: закреплять представления о насекомых, развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.

3.К ребятам приходит айболит.

Задачи: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание поддерживать его полезной пищей-овощами и фруктами.

4.Что бывает на растениях после цветов.

Цель: Уточнять представления детей о том, что растения живые- они растут и изменяются

1.Солнце высушивает предметы.

2.Солнце прогревает предметы.

3.Почему песок хорошо сыплется

4. Танец горошин.

5.Что любят растения

6.Где живут зернышки

7. Умный нос

8.Друзья

9.Поиск воздуха.

Д/И «Найди самый красивый листок»

«Овощи»

Игровые упражнения:

1.Почтальон принес посылку

2.Собери урожай.

Подвижные игры: 1.Листопад,.

«Огуречик. 2.огуречик»

Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья

«Почему осень называют золотой»

«Куда и почему улетают птицы»

«Что нам дарит осень»

«Что бы ты увидел; сидя на облаке»

«Маленькие, но многочисленные обитатели планеты»

«Сентябрь»

В.Бианки «Паучок-пилот»

Г.Глушев «Стихи о насекомых»

А.Майков «Пейзаж»

Э.Машковская «Осень»

М.Михайлов «Лесные хормы»

Н.Трутнева «Улетай, наше лето!»

Э. Успенский «Как растили капусту»

Г. Цыферков «Лягушонок искал папу»

Игровая ситуация: 1.Приготовление винегрета

2.Герои сказки Джанни Родари рассказывает об овощахи фруктах

3.Карлсон выращивает овес на крыше.

Беседа с родителями «что рассказать ребенку об овощах и фруктах»

Октябрь

1.Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин)

Задачи: учить сравнивать листья используя предметно-манипулятивный метод. Закреплять умение пользоваться моделями

2.Наблюдение за рыбкой

задачи: закреплять знания об аквариумных рыбках, развивать логическое мышление, интерес к наблюдениям за окружающим нас объектами.

3.В каких условиях живут рыбки

Цель: формировать у детей представления о том, что рыбки живут в воде, вода комнатной температуры, для существования нужен корм, свет.

4.Комплексное занятие «Что растет в лесу»

Задачи: дать детям первоначальные знания о лесе, в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно.

1.выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

2.Полить землю из лейки (впитывает влагу)

3.Посадим дерево

4.Секрет сосновой шишки

5.необычные кораблики

6.как замесить тесто

7.Веселая полоска.

П/И «Кто скорее соберет»

«К дереву беги»

«Найди листок, как на дереве»

«Вейся венок»

С/И «Рыбки живые и игрушечные»

«Люблю я пышное природы увяданье»

«Почему деревья осенью раздеваются»

«Что ты видел по дороге в детский сад»

«Где рыбке лучше живется»

«Октябрь»

«Уход за рыбками»

«Осень-это хорошо или плохо»

«Осень»

Благина Е. «Улетают, улетели»

«Осень»

Э. Машковская «Дело к зиме»

Майков «Осень»

А.Блок. «Зайчик»

К. Ушинский «Бишко»

Игровая ситуация: Карлсон выращивает овес

Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями

Конкурс подделок из природного материала «Чудеса с обычной грядки»

Ноябрь

1.Как поливать растение

Задачи: обучить детей практическим навыкам поливки растений как одному из структурных звеньев трудового процесса; способствовать желанию детей ухаживать за растением.

2.Как зимуют дикие звери.

Задачи: формировать представление о жизни диких зверей в зимних условиях.

3.знакомство с коровой, козой, свиньей

задачи: познакомить детей с домашними животными уточнить чем животных кормят, как за ними ухаживают.

4.В гостях у курочки Рябы

задачи: познакомить детей с овыми домашними животными –овцой и лошадью.

1.по выявлению потребности растений во влаге

2.ветер

3.где прячутся детки

4. Мыло- фокусник

5.Мой веселый, звонкий мяч

6. Вкусовые зоны языка

7. Умывальников начальник.

Игра «Что сажают в огороде»

П/и «Совушка»,

«Бездомный заяц»

игровые упражнения-«Раньше -позже»

«Подскажи словечко»

«Хмурая, дождливая осень наступила»

Беседа: Что ты видел по дороге в детский сад

«почему звери меняют шубки»

«как медведь готовится к зиме»

«Нужно ли человеку готовится к зиме»

«в заколдованном лесу»

«Что нам осень принесла»

Н. Сладков

«Почему ноябрь пегий»

«Лесные шорохи»

«Пороша»

Н.Некрасов «Заунывный ветер»,Е. Благина «Огонек», И.Михайлова «Как обидно»

А,Пушкин «Унылая пора»

Л. Толстой «Волк», В. Зотов «Лесная мозайка»

Игровая ситуация: Айболит рассматривает комнатные растения,

посещение картинной галереи

Изготовление и выставка Кормушек для птиц

Декабрь

1. Беседа как живут растения зимой.

Задачи: Обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям в природе.

2.Рассматривание и сравнение воробья и вороны.

Задачи: расширить знания детей о жизни птиц зимой об их внешнем виде, питании.

3.Комплексное занятие «Елочка»

задачи: уточнять представления детей о бумаге, упражнять детей в аппликации –умение составлять и склеивать предмет из частей.

4.знакомство с кошкой и собакой

задачи: уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных.

1. Выявление потребности в свете

2. Окрашивание воды

3.Какие цветы сохраняются дольше

4.Узнай все о себе; шарик.

5.Потеря воды во время дыхания

6.Черное и белое

7.Тайный похититель варенья

8.вода прозрачная

П/И «Зайка беленький сидит»

«Бег в дом какой назову»

сюжетная игра: Сравнение игрушечной елки с настоящей елью

Д/И «Знаешь ли ты»

«Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля»

«как помочь птицам зимой»

«О чем грустит растение»

«Почему люди зимой не мерзнут»

«С кем дружит ель»

«как животные живут зимой»

Я. Аким «Первый снег»

Е.Трунтева «Первый снег», «Елка»

Г. Скребицкий «Четыре художника»

«Воробей»,

«Ворона»

Зверев «Воробьиное бюро погоды»

В.Зотов «Ворона»

, «снегирь»

«Заяц беляк», «Воробей»

«Сорока»

Э.Успенский «Проказы старухи зимы»

В.Калинина «Про снежный колобок»

В.Чарушин «Что за зверь»

Л.Ларская «Зима»

Н.Рубцов «Ворона», «покормите птиц зимой»

Игровая ситуация: «Вини пух пришел к обеду»

Украсим группу к празднику

Январь

1.Диагностика по разделу «природный мир»

Задачи: закрепить знания детей об особенностях каждого времени года используя модели.

2.Кому нужна вода.

Задачи: Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения.

«Поиск воздуха», «Солнечные зайчики», «Хитрые семена»

«На чем полетят человечки»

«Значения расположения ушей»

«подводная лошадка из винограда»

«Волшебные зеркала или 1,3,5»

Подвижная игра «Поймай хвост»,

Игра «Найди пару»

«Опиши мы отгадаем»

«Поет зима –аукает, мохнатый лес баюкает»

«Где найти медведя зимой»

«Зачем белке пушистый хвост»

«Холодно ли птицам зимой»

«Живые ли деревья зимой»

«Если дома живет птичка»

И. Сушков «Белый снег пушистый», К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»

«Жалобы зайки» К.Бальмонт «снежинка»

С,Маршак «Январь»,

М. Садовский А.Крылов «Белка»

«Как лиса зимует»

В.Покровский «Волк», «Медведь»

В.Берестов «Гололедица»

В.Кондратьев «Метель»

В.Степанов «Большая пурга». М. Пришвин «Ночевка зайца»В.Бианки «Снежная книга;

Игровая ситуация «Огород на окне»

Конкурс «Лучшая постройка из снега»

Февраль

1.«Как узнать растение»

Задачи: Обобщить представления детей о типичной морфологии растений.

2.Беседа о домашних животных

Задачи: формировать понятие домашние животные, воспитывать интерес к наблюдениям о домашних животных.

3.Путешествие по зимнему лесу

Задачи: Продолжать знакомить детей с лесом, формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время.

4.Посещение зоопарка

Задачи: формировать представление о диких экзотических животных.

«Где вода»,

«Необычное рисование»

«Волшебная рукавичка»

«Дерево умеет плавать»

«Отгадай на вкус»

«В мире стекла»

«Исследование природы с помощью органов чувств»

Подв.игра «Мыши водят хоровод»

«Снег кружится»

«Бабочка и воробьи»

Игра: «Опиши, я отгадаю»

«Чудесный мешочек»

Прогулка по территории детского сада

«Что будет, если не убирать снег зимой»

«Почему люди зимой мерзнут, а звери нет»

«Где раньше начинает таять снег в лесу или в огороде»

«Мой домашний питомец»

«какие растения называют кустарниками»

«Зима»

С. Маршак «Февраль»

В. Бианки «Дотерпят ли»

Н.Павлова «Белые шубки»;

К.Ушинский «Лошадка»;

Е. Клокова «Мой конь»

А.Александровна «Новый знакомый»; В.Степанов «Большая пурга»;

В. Кондратьев «Метель»

Е. Чарушин «На нашем дворе»; Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным»

Игровая ситуация «Чиполино выращивает лук»

«Кот Матроскин обзаводится хозяйством»

акция: «огород на подоконнике»

Март

1. Посадка гороха в центе природы

Задачи: формировать знание детей о процессе посадки как об одном из структурных звеньев трудового процесса.

2.Жизнь диких зверей весной.

Задачи: познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зверей.

3.Где обедал воробей.

Задачи: познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка.

4.Комплексное занятие советы Айболита

Задачи: формировать представления о том что в весеннее время особенно полезны витамины.

1.Играем красками

2. Водяные весы

3.Стеклянный город

4.Угадайка

5.Угадай по запаху

6.Вода бывает теплой, холодной, горячей

подв. игра «Веснянка»

игра «Расскажи без слов»

«И солнце светит ярко, и журчат ручьи, вернулись долгожданные грачи»

«Кто просыпается весной»

«Чему учит мама своих малышей»

«Что ты видел необычного по дороге в детский сад»

«Вода помощница»

«Ранняя весна»

С. Маршак «Весенняя песенка», Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Н. Сладков «Весенние радости»; В. Альферов «Март» В.Зотов «Заяц беляк», «Еж», «Бурундук», «Волк», «Белка»; В.Бианки «Лесная газета»; С. Асаков «Гнездо»

Экологическое кафе «Медуница»

Уборка участка после зимы, Беседа: «Как мы перезимовали зиму»

Апрель

1.Составление описательных рассказов о комнатных

Задачи: обучать навыкам составления рассказа об объекте в логической последовательностипо плану.

2.Птицы

Задачи: обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков.

3. Знакомимся с деревянными игрушками

Задачи: продолжать знакомить детей с предметами изготовленными из дерева, разнообразными деревянными предметами.

4.Весна в лесу

Задачи: Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период.

«Волшебный материал», «Реактивный кораблик»,

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»

«Язычок помощник»; «Почему все звучит» «Делаем облако»

«Чудесные спички»

П/И «Воробушки и автомобиль»

Д/И «Кто как поет»

«Третьий лишний»

Игра: «Лети, лети листок, ко мне в кузовок»

«Весенняя мозайка»

«Кто весной возращается домой»

«Почему весной бывают наводнения»

«О чем рассказал корень» «Опасный лед»

«Крылатые помощники»

Л. Аким «Апрель», В. Бианки «Последняя льдика»

Н. Павлова «Ранней весной»; И.Беляков «Подснежник проснулся»

К. Ушинский «Пчелки на разведке»; Н. Сладков «Птицы»

словарная игра «Повторяем друг за другом»

На улицах и дорогах (консультация)

Май

1. Рисуем животных

Задача: Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках.

2.Прогулка к пруду

Цель: Познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками, рыбками.

3. Диагностика по разделу «Мир природы»

«Соревнование»

«Радуга»

«Естественная лупа»

«Рукам своим не верю»

Подвижная игра: «Два гуся»

Д/И «Что изменилось»

«Красив, зимою и весною волшебный, добрый, дом лесной»

«Времена года», «Правила друзей леса»

«Дома появились малыши»

«Что изменилось в жизни человека с приходом весны»

«Что хорошего и что плохого бывает весной»

Уход за комнатными растениями.

Н. Павлова сказки «Находка»

«под кустом»

«Подножная травка»

Г. Серебрицкий «Счастливый жучок»

В. Степанов «Летающий цветок».

М. Пришвин «Золотой луг»

Е. Серова «Ландыш»,

«Фиалки»

В. Зотов «Береза», «Дуб»

«Божья коровка»,

«Одуванчик»

«Кузнечик»

«Майский жук»

Е. Чарушин «Воробей»

В. Бианки «Первая охота»

«Дюймовочка знакомит ребят с первоцветами»

«Прогулка в лес»

«Тайна лесной поляны»

Ядовитые растения нашего края (консультация)

Задачи:

1 квартал

(сентябрь-ноябрь)

Экологическое воспитание: Уточнение представлений об осени по существенным признакам сезона; основные осенние явления (хмурое небо, мелкий дождь, туман и т.д.)

Узнавание деревьев, кустарников по листьям, плодам, семенам.

Различие и называние комнатных растений, деревьев кустарников и травянистых растений (толстянка, китайский розан) по внешнему виду(листья, расположение стеблей); выделение отличительных признаков деревьев и кустарников.

Представление о поливе как удовлетворении потребности растений во влаге.

Расширение представлений об овощах и фруктах (цвет, форма, запах, вкус) на основе сенсорного обследования.

Узнавание новой рыбки; установление связей между формами тела и движениями.

Уточнение представлений о домашних животных (кролик, утка), диких зверях (белка. еж) о приспособлении их к сезонным изменениям в природе.

Проявление интереса к самостоятельному наблюдению, понимание необходимости помощи живому существу.

2 квартал

(декабрь – февраль)

Экологическое воспитание: расширение представлений о явлениях не живой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, идет снег, замерзли реки, озера, пруды, метут метели; день короче ночи; небо серое). Установление связей между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; времена года – состояния растений; времена года – одежда человека).

Различие хвойных и лиственных деревьев.

Уточнение представлений об образе жизни диких животных зимой (белка, еж, заяц, лиса, медведь); пища, способы добывания ее зимой; условия жизни зверей в зимнем лесу (холод, глубокий снег, недостаток пищи).Установление простейших связей между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Расширение представление о многообразии птиц.

Закрепление умения узнавать, называть и сравнивать комнатные растения(поверхность листьев, их количество, расположение)

Установление связи между особенностями листьев и способами удаления с них пыли.

3 квартал

(март – май)

Экологическое воспитание: уточнение представлений о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега. оттепель, солнечные лучи, появление проталин, сосульки и их таяние, появление травы, цветущих растений).

Уточнение особенностей весеннего состояния деревьев (в том числе цветущих), различие двух – трех деревьев по цветкам.

Расширение представлений жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, защита от врагов, воспитание). Называние взрослого и детеныша.

Представление о птицах, их образе жизни (на земле. в воздухе, в воде), установление связей между изменением условий и прилетомптиц: размножение; поведение (стаи, гнезда).

Представление о жизни насекомых (потребность в пище, тепле) установление простейших связей.

Уточнение представлений о биологических процессах в природе на примерах размножения растений и животных (лунка, посадка, прижатие земли, поливка).

Развитие наблюдательности.

Осторожное и доброжелательное поведение во время игр в природе.


Важно: все конспекты занятий по ознакомлению с природой есть на нашем сайте!

Сентябрь

Занятие «Груша» (Ознакомление с природой / Рисование)

Расширить знания детей о груше (особенности этого дерева, его значение для природы и человека). Развивать любознательность.
Учить детей рисовать грушу (плод) с натуры, передавая форму, величину и цвет. Закреплять навыки рисования цветными карандашами.

Октябрь

Занятие «Стрекоза» (Ознакомление с природой / Ручной труд)

Познакомить детей с особенностями внешнего вида и образом жизни стрекозы.
Закрепить знания детей о строении насекомого: три пары ножек, пара усиков, тело состоит из трех частей – голова, грудь, брюшко.
Учить детей понимать образные выражения и сравнения.
Словарь: хищник, гигантский. Учить детей лепить стрекозу из пластилина, передавая строение тела насекомого, дополняя деталями из природного материала.
Воспитывать интерес к природе родного края и бережное к ней отношение.

Ноябрь

Занятие «Ясень» (Наблюдение в природе / Ручной труд)

Познакомить детей с деревом (его названием, внешним видом, характерными особенностями, использованием человеком).
Словарь: светолюбивый, просвет, ясень.
Воспитывать интерес к природе родного края.
Учить детей видеть красоту природы.

Декабрь

Занятие «Кизил» (Ознакомление с природой / Ручной труд)

Познакомить детей с растением, его особенностями, использованием человеком.
Словарь: щедро, обильно, древесина, кизил. Знакомство с народной приметой и легендами о кизиле. Воспитывать интерес к природе родного края.
Учить детей рисовать ветку с листьями кисточкой, а ягоды пальцем (прикладывая его для получения формы овала).

Январь

Занятие «Сосна» (Наблюдение в природе / Рисование)

Уточнить и расширить знания детей о сосне, о созревании шишек, значении этого дерева для человека.
Словарь: древесина, «с натуры».
С помощью скороговорки отработать произношение звука «с».
Познакомить детей с загадкой и пословицами о сосне и о деревьях вообще.
Закрепить понятие «слева направо».
Формировать у детей экологическое мировоззрение, учить правильно вести себя во время прогулок на природе и походах.

Февраль

Занятие «Лиса» (Ознакомление с природой / Рисование)

Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.
Закрепить знания о домашней птице.
Учить детей понимать значение пословиц и поговорок.
Словарь: грациозный, аккуратный, самостоятельно.
Упражнять в употреблении слов. обозначающих детенышей домашней птицы.
Учить детей рисовать сюжетную композицию с главным персонажем – лисой.
Закреплять умение детей рисовать цветными карандашами.
Воспитывать любознательность, интерес к природе родного края.

Март

Занятие «Лесовичок» (Ознакомление с природой)

Дать детям знания энциклопедического характера о растениях.
Закрепить знания детей о деревьях и лекарственных растениях.
Развивать память, связную речь. Воспитывать бережное отношение к природе.

Апрель

Занятие «Шиповник» (Ознакомление с природой / Ручной труд)

Познакомить детей с происхождением названия «шиповник», его характерными особенностями, полезными свойствами, значением в жизни человека и животных. Закрепить знания детей о насекомых.
Словарь: шиповник, шип. Продолжать учить детей отгадывать загадки, понимать значение поговорок. Воспитывать интерес к природе родного края, учить детей видеть красоту природы.

Май

Занятие «Божья коровка» (Ознакомление с природой / Ручной труд)

Расширить и уточнить знания детей о божьей коровке.
Закрепить знания о насекомых и их развитии.
Развивать интерес к жизни насекомых.
Развивать мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Планы для младшей группы:

Планы для средней группы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнеачакская СОШ»

Ядринского района Чувашской Республики

Конспект занятия в средней группе

«Красота вокруг нас!»

Подготовила: Белякова И.И.

Верхние Ачаки -2016

Тема: «Красота вокруг нас!»

Программное содержание:

Формировать представления детей о красоте окружающего мира.

Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Развивать творческие способности, фантазию, воображение, интерес к изобразительной деятельности.

Закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.

Оборудование : мультимедийная презентация, билеты, народные игрушки, картинки о природе

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправимся в сказочное путешествие и поговорим с вами о красоте. Наше путешествие будет состоять из нескольких остановок. На каждой станции нам необходимо выполнить задания. Итак, нам нужно купить билеты на паровоз. (Дети подходят к импровизированной кассе, покупают билеты на паровоз).

Ну что, билеты у всех есть? Тогда в путь! (Звук паровоза). Садимся.

I станция «Красота природы»

Мы приехали на станцию красоты природы. Что такое красота? Какая она бывает? - (Дети высказывают своё понимание о красоте). - Красота – это то, что нравится человеку, вызывает в нем добрые чувства, восторг, радость. Вы согласны со мной? - (Ответы детей.) - Мы говорим о красоте природы. Что же такое природа? (Ответы детей. Природа - это деревья, цветы, животные. И кошки, собаки, и трава, и снег, и солнце, и все то, что нас окружает.)

Посмотрите на нашу выставку. Что вы тут видите? (Ответы детей). Красиво? А картины какие яркие, красивые. Посмотрите на эту картину . (Педагог демонстрирует картину «Зимние забавы»).

Рассмотрим картину, какое время года изображено на картине?

Почему вы думаете, что зима?

Что вы на ней видите, расскажите…(дети катаются на санках с горки, катаются на лыжах, на коньках по льду, несколько детей лепят снеговика).

Каким был снег в тот день, когда гуляли дети? (белым, чистым, липким).

Почему думаете, что снег липкий? (потому, что лепят снеговика).

Какие лица у детей? (веселые, радостные, улыбчивые).

Дети замерзли гулять? (нет, у всех щеки красные, дети много двигаются, одеты в теплую, зимнюю одежду).

Какое настроение у детей? (хорошее, веселое, приятное, радостное).

Воспитатель: -Кто сказал, что у зимы нет природы, нет красоты? С этим нельзя согласиться: зима такое же неповторимое красивое время года, как и все остальные.

А вы знаете - Правила поведения в природе».

Поиграем в игру «Молчанка». Если согласны, то киваем головой «да». Если не согласны – киваем «нет».

Мы природу охраняем (Да)

Всех зверят оберегаем (Да)

Мусор мы кругом бросаем (нет)

И деревья мы ломаем (нет)

Птицам делаем кормушки (Да)

Ловим разных мы зверушек (Нет)

Речки чистим берега (да)

Мы природе ведь друзья (Да)

Воспитатель : -Молодцы ребята, вы знаете, как помогать природе.

А теперь снова садимся в поезд. (Звук поезда).

2 станция «Чудо-чудное, диво-дивное!»

Ребята, что это у нас? Они вам знакомы. Назовите их. (Матрешки, дымковские игрушки, филимоновские свистульки и т. д.).

- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся? (Эти игрушки не оставляют человека равнодушными, они вносят в нашу жизнь тепло и праздник, красоту и веселье.

- А хотите знать, как появилась игрушка? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали? (Чтобы дети играли.) Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детского сада раньше не было. Игрушки делали из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили – лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток.

Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части и в ней пряталось целое семейство кукол, одна меньше другой. Наша матрешка стала символом России.

У чувашских ребят тоже были свои игрушки: глиняные свистульки – шахлич, тряпичные куклы и игрушки из шерсти- мяч- пуске.

Все эти забавные, красивые игрушки готовили люди своими руками.

А теперь снова садимся в поезд. (Звук поезда). А на следующей станции мы поговорим о людях.

3 станция «Красота человека» . (показ презентации)

Воспитатель : - Какой человек по вашему мнению красивый? А что у человека прекрасно? (Красивый нос, глаза, губы, брови, волосы, причёска, кожа). Всё это внешняя красота. А также у человека есть внутренняя красота. Как это понять? Красивая душа, красивый поступок, добрый взгляд….

Красив тот, кто умеет правильно и вежливо говорить тот, кто добр к другим людям, помогает им, кто часто улыбается, бережно относится к природе, тот, кто заботлив и тот, кто много трудиться.

В Чувашской Республике 2016 год объявлен Годом человека труда»

Чувашская Республика славится трудолюбивым народом. «Eçчен çын eмeр мухтавра – трудолюбивый человек испокон в почете», – говорится в чувашской пословице.

Труд людей надо ценить и уважать. И то что нас окружает, тоже надо любить и беречь.

Воспитатель: Давайте послушаем песню Ю. Антонова «Живёт повсюду красота!» (Просмотр презентации)

О чем мы сегодня говорили? (Ответы детей).

Мы сегодня с вами говорили о красоте, и мы увидели и поняли, что красивы природа, предметы, музыка. Красивым бывает и трудолюбивый человек. И как приятно, когда нас окружает красота!

Садимся в паровоз и возвращаемся в группу.