Машины оснащающиеся этим вооружением. Конструкция и принцип действия

20-мм пушка Березина

Описание

Б-20 - советская авиационная малокалиберная пушка калибра 20 мм. Разработана ружейным конструктором М.Е.Березиным в 1941 году, 11 июля 1941 года вышло постановление ГКО № 106 «Об испытании 20 мм авиационной пушки Березина», по плану до 16 июля были произведены заводские испытания двух экземпляров Б-20, к 18 июля подготовлено 3 пушки к полигонным испытаниям и к 25 июля установить две крыльевые пушки на Ил-2 и одну моторную на ЛаГГ-3 для летных испытаний. В мемуарах замнаркома вооружения В. Н. Новикова утверждается, что на первые испытания пушка попала только в конце 1943 года. Основные сложности возникли с переделкой затвора и ствольной коробки из-за формы патрона.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Применение в бою

Б-20 - достаточно легкая пушка с хорошей мощностью, что позволяет истребителям, на которых она установлена, не только с легкостью сбивать самолеты, но и вступать в виражные бои, если на истребитель поставить зажигательно-трассирующие снаряды, то можно смело идти на бомбардировщики и сбивать их. Используя Б-20 для оборонительной цели на бомбардировщиках, можно спокойно зажимать (стрелять длиной очередью) по подсевшим на хвост (и не только) самолетам. Так же пушка хорошо справляется с мало бронированными наземными единицами, можно легко уничтожить бронеавтомобиль или ПВО.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Малая отдача.
  • Хорошая кучность стрельбы.
  • Хорошая мощность.
  • Достаточно медленно перегревается.
  • Широкий выбор лент позволяет угодить почти каждому лётчику.
  • Не требуется исследование снарядов для максимальной эффективности.

Недостатки:

  • Малый боекомплект.
  • Требует умение использования (новичку достаточно трудно будет использовать пушку с малым БК).
  • Малый вес патрона не позволяет сбивать самолеты на дальних расстояниях.

Историческая справка

Трех пушечный Ла-7

Пушка Б-20 была создана М.Е.Березиным путем переделки своего 12,7-мм пулемета УБ под патрон 20-мм ШВАКа для конкурса. Б-20 была принята на вооружение постановлением ГКО № 6681 «О принятии на вооружение ВВС Красной Армии облегчённой авиационной автоматической пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции т. Березина» от 10 октября 1944 года. Известно, что с марта 1945 до конца войны было выпущено 368 «трёхпушечных» Ла-7, все на заводе № 381. Но уже после установки выяснилось, что пушка не удовлетворяет требованиям надежности. На испытаниях в НИИ ВВС осенью 1945 года пушка из трёх «трёхточечных» самолётов Ла-7 (на каждом по три Б-20), принимавших участие в испытаниях, ни на одном не удалось достичь требуемого показателя в 5000 снарядов, отстрелянных с одного самолёта без отказов - в среднем этот показатель составил 3200 снарядов с самолёта. По данным Широкорада за весь период войны было выпущено 9515 экземпляров Б-20, а за все время 15352 экземпляра. По воспоминаниям Новикова, основным производителем пушек был Ковровский завод № 2 им. Киркижа, который во время войны выпустил около 9 тысяч пушек. По данным же А. С. Яковлева, только за время войны было изготовлено аж 32 тысячи пушек.

Модификации пушки:

  • Б-20М - мотор-пушка (для установки в развале блока цилиндров).
  • Б-20С - вариант с синхронизатором (для стрельбы через воздушный винт).
  • Крыльевой вариант пушки , но данных о ней нет (не подтверждено).
  • Б-20Т-Э - использовалась в составе ААУ (Авиационная артиллерийская установка) ВУ-9 на серийных Ил-10 с августа 1945.
  • Б-20Э (электрифицированная) - использовалась в качестве оборонительного вооружения на стратегическом бомбардировщике Ту-4.
  • В 1951 году на заводе № 23 выпускались бомбардировщики Ту-2С с пушками Б-20ЭН . В следующем году эти пушки устанавливались на штурмовики Ил-10М в составе авиационной артустановки ВУ-9М - модификации ВУ-9 с электроприводом.

Медиа

См. также

  • ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

Последняя редакция 27.09.2011 14:49

Материал читали 28603 человек

ПРИМЕНЕНИЕ:

Серийные танки: Т-40(Т-30), Т-60Ш.
Экспериментальные танки: Т-38.

С началом войны возникла острая необходимость вооружения легких плавающих танков малокалиберной пушкой, так как это решение позволяло использовать их не только для борьбы с пехотой, но и в качестве мобильных противотанковых средств. Уже 5 июля 1941 года вышло указание НКВ для ОКБ №15 об установке пушки ШВАК в башню танка Т-40 . Однако только в начале августа эта задача была в первом приближении разрешена, но не Шпитальным , а Нудельманом (заменившим в ОКБ-16 Таубина ). 4 августа был проведен отстрел 20-мм и 23-мм пушек из установки, разработанной ОКБ-16, который дал в целом положительные результаты, но сами орудия имели массу отказов.

Для окончания работ, согласно приказа Наркома Вооружений, танковую башню с 20-мм орудием передали в ОКБ №15, где занимались уже чисто артиллерийской частью и доводили ее до окончательного вида. В основу конструкции 20-мм танковой пушки была положена крыльевая ШВАК, в которой ствол заимствовался от мотор-пушки, тяга перезаряжания - от турельной, а спусковой механизм, прицел и затыльник сделаны заново.

В сентябре 1941 года взамен Т-40 на вооружение принимается танк Т-60 , оснащенный, как и его предшественник, 12,7-мм пулеметом ДШК . По совместному решению Наркома танковой промышленности и Наркома вооружений танк в течение 9 дней после принятия на вооружение оснастили опытным образцом 20-мм орудия, имевшего индекс "ШВАК-танковая" . С 1 октября 1941 года пушечный танк Т-60 был принят на вооружение под индексом Т-60Ш , но орудие в танке работало из рук вон плохо и потому до зимы его производство шло крайне неритмично. Лишь 5 декабря 1941 года доведенное орудие было принято на вооружение под индексом ТНШ (Танковая Нудельмана-Шпитального), а ее серийное производство развернуто на заводе №2.

В опытном порядке во второй половине октября 1941 года пушками ТНШ вооружили также танк Т-38 (сегодня он находится в экспозиции Центрального Музея Вооруженных Сил) и двухбашенный Т-26 . Кроме того, с января 1942 года этим орудием перевооружались танки Т-30 и Т-40, поступавшие на заводы для проведения большого ремонта.

Несмотря на то, что теоретически 20-мм пушка ТНШ близка по основным характеристикам немецкой пушке KwK 38 , практически мощность ее выстрела оказалась слабой, что определялось применением в пушке ТНШ гильзы с пороховым зарядом от 12,7-мм пулемета. Бронепробиваемость орудия, особенно с учетом применения сердечника из карбида вольфрама, была довольно высокой, но заброневое действие снаряда никуда не годилось. Чаще всего обстрелянный очередью из ТНШ немецкий танк, бронеавтомобиль или бронетранспортер, уходили из боя неповрежденными, если осколки сердечника не задевали баков или механика-водителя. Малым было и разрывное действие снаряда.

Источники: "Артиллерийское вооружение советских танков 1940-1945" Армада-Вертикаль, №4, 1999
В.Грабин "Оружие победы", 1987

152-миллиметровую пушку-гаубицу Д-20 спроектировали в екатеринбургском ОКБ-9 под руководством Петрова. Серийное производство начали в 55-м г. на заводе № 221 в Волгограде (ныне ФГУП «Баррикады»).

Буксируемая гаубица Д-20 имеет ствол, длинна которого составляет около 26 калибров, состоящий из трубы-моноблока, казённика, муфты и двухкамерного дульного тормоза. Затвор клиновой, вертикальный с механический полуавтоматикой. Поворотным и подъёмным механизмом обеспечивают углы вертикального обстрела -5;+45 градусов, угол горизонтального обстрела – 58 градусов.

Для стрельбы из Д-20 используют те же выстрелы, что и для 152-миллиметровой гаубицы Д-1. Возможно ведение огня тактическим ядерными боеприпасами и управляемыми снарядами «Краснополь».

ОАО «Мотовилихинские заводы» в 2003 году освоило и осуществляет до настоящего времени капитальный ремонт гаубицы Д-20, а также производство ее деталей и командных узлов. В процессе капремонта конструкторы ОАО «Мотовилихинские заводы» произвели и защитили огневыми испытаниями модернизацию Д-20, которая повышает эксплуатационные характеристики домкратов и надежность работы механизмов систем затворной группы.

152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20 является еще одним примером старой советской традиции объединять компоненты имеющихся арт. систем, получая новые. В этом случае новый 152-миллиметровый ствол устанавливался на лафет полевой 122-миллиметровой пушки Д-74. Данная 152-миллиметровая гаубица была разработана после окончания ВОВ (1941–1945 гг.), но промышленное производство пушки-гаубицы началось лишь в начале 1950-х гг., и впервые орудие показали в 55-м г.

Основа Д-20 аналогична ранней модели 152-миллиметровой гаубицы Д-1, однако у нее другое расположение противооткатных амортизаторов, а вес лафета Д-74 таков, что для перемещения пушки-гаубицы на передке станин требуются дополнительные колесики. Форма щита также другая.

Однако основное отличие Д-20 от Д-1 заключается в выборе боеприпасов. При стрельбе из Д-20 может использоваться большинство типов боеприпасов гаубицы Д-1, однако у нее имеется собственное семейство боеприпасов. Пушка Д-20 стала первой советской артсистемой, способной стрелять тактическими ядерными боеприпасами. Кроме этого имелся большой выбор боеприпасов с химическим зарядом, которые сегодня сняты с вооружения.

Усовершенствованная система метательных зарядов изменяемой мощности дала возможность увеличить максимальную дальность до 17410 метров, а использование активно-реактивного снаряда позволяет уничтожать цели на дальности до 24 тыс. метров. К последним нововведениям относится использование противотанкового снаряда массой 50 кг с наведением по лазерному лучу .

Бронепробиваемость бронебойно-трассирующего тупоголового снаряда БР-540Б (специальный заряд, начальная скорость 600 м/с, взрыватель ДБР, дальность прямого выстрела при высоте цели 2,7 метров – 860 метров).

Толщина пробиваемой брони при угле встречи 90 градусов на дальности 500 метров – 130 мм, 1000 м – 120 мм, 1500 м – 115 мм, 2000 м – 105 мм.
Толщина пробиваемой брони при угле встречи 30 градусов на дальности 500 метров – 105 мм, 1000 м – 100 мм, 1500 м – 95 мм, 2000 м – 85 мм.

155 миллиметровый ствол, который установлен на самоходной гаубице 2С5 – модифицированный ствол Д-20. Бывшая Югославия экспортировала модификацию Д-20 имеющую ствол длиной 39 калибров, которая была принята на вооружение армией Югославии – состояние дел на сегодняшний день неизвестно. На вооружении румынской армии стоит буксируемая гаубица, разработанная в Румынии и известная как Модель М1985. В ее конструкции просматриваются некоторые черты пушки-гаубицы Д-20. Китайская модификация выпускалась под обозначением 152-миллиметровая Тип 66.

Тактико-технические данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Первый опытный образец — конец 1940-х годов;
Серийное производство начато в 54-м или 55-м году;
Состоит на вооружении: Алжир, Афганистан, Венгрия, Египет, Индия, Китай, Никарагуа, Страны СНГ, Эфиопия и др.;
Боевой расчет – 10 чел.;
Полная боевая масса – 5650 кг;
Длина ствола – 8690 мм;
Общая длина в походном положении – 75580 мм;
Ширина в походном положении – 2320 мм;
Максимальная дальность огня 17410 м;
Максимальная дальность огня АРС – 24 тыс. м;
Начальная скорость снаряда – 655 м/с;
Масса снаряда ОФС – 43,51 кг;
Максимальный угол возвышения/ склонения +63/-5 градусов;
Угол горизонтального наведения – 58 градусов.

Тактико-технические характеристики 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Баллистические данные:
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда:
— полный заряд – 655 м/с;
— уменьшенный заряд – 511 м/с;
Начальная скорость бронебойно-трассирующсго снаряда – 600 м/с;
Начальная скорость кумулятивного снаряда – 680 м/с;
Наибольшая дальность огня – 17410 м;
Максимальное давление пороховых газов – 2350 кгс/смЗ;
Масса осколочно-фугасного снаряда – 43,56 кг;
Масса бронебойно-трассирующего снаряда – 48,96 кг;
Масса бронебойно-трассирующего остроголового снаряда – 48,78 кг;
Масса кумулятивного снаряда – 27,439 кг.

Конструктивные данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Калибр – 152 мм;
Длина ствола включая дульный тормоз – 5195 мм;
Длина нарезной части – 3467 мм;
Число нарезов — 48;
Ширина нарезов – 6,97 мм;
Крутизна нарезов – 25 клб.;
Глубина нарезов – 3 мм;
Ширина поля – 3 мм;
Длина зарядной каморы от начала нарезов до казенного среза трубы – 772,9 мм;
Наибольший угол склонения — -5°;
Наибольший угол возвышения — 45°;
Горизонтальный обстрел — 58°;
Количество стеола в накатнике — 13,4 литров;
Количество стеола в тормозе отката — 14,7 литров;
Начальное давление в накатнике – 6З кгс/см2;
Предельная длина отката — 950 мм;
Нормальная длина отката — 910 +20/-120 мм;
Давление в уравновешивающем механизме (угол возвышения 45°) – 62 кгс/см2;
Давление в пневмошинах – 5,6 кгс/см2.

Габаритные данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Параметры орудия в походном положении:
— Длина – 8690 мм;
-Ширина – 2317 мм;
— Высота – 2520 мм;
Параметры орудия в боевом положении при угле возвышения ствола 0°:
— Высота – 1925 мм;
— Длина – 8100 мм;
— Высота линии огня — 1220 мм;
— Клиренс – 380 мм;
— Ширина колеи — 2000 мм;
— Диаметр колес — 1167 мм;
— Ширина шины колес – 337 мм;
Расстояние от центра тяжести орудия до оси колес при закреплении по-походному – 182 мм;
Масса:
— орудия в походном положении – 5700 кг;
— орудия в боевом положении – 5650 кг;
— затвора – 96 кг;
— ствола с затвором – 2556 кг;
— откатных частей – 2720 кг;
— качающейся части — 3086 кг;
— люльки – 280 кг;
— тормоза отката без ствола – 85,4 кг;
— тормоза отката со стволом – 101,6 кг;
— накатника без ствола – 88,6 кг;
— накатника со стволом – 103,3 кг;
— верхнего станка — 208 кг;
— уравновешивающего механизма — 58 кг.

Эксплуатационные данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:
Время перевода между походным и боевым положениями и обратно – от 2 до 2,5 минут;
Прицельная скорострельность – около 6 выстрелов в минуту;
Скорость перевозки:
— по бездорожью – 15 км/ч;
— по булыжной дороге – 30 км/ч;
— по хорошим дорогам – 60 км/ч.

Первая встреча этих бронированных машин произошла в мятежной Испании в 1936 г. В сентябре этого года сюда прибыл 41 немецкий танк Pz-1. Через месяц на пароходе «Комсомолец» были доставлены 50 танков Т-26. В первых же боевых соприкосновениях выявилось значительное преимущество советских машин. Из 45-мм пушки 20К на любой дальности пробивали насквозь Pz-1, на которых стояла лишь спарка 7,92-мм пулемётов, малоопасная для наших машин – броня Т-26 была также мощнее.

В 1938 г. немцы прислали сюда свои новые Pz-II, имевшие 20-мм пушки и несколько увеличенную броню. Однако и они не смогли сражаться с нашими танками, которые поражали их на дальности, превышающей даже один километр. Ответить Pz-\\ могли лишь с небольшого расстояния, и то при удачном попадании.

К тому времени ни в одной другой стране не было создано танка, равного нашему Т-26. «Это был великолепный для своего времени танк: низкий силуэт, простой в производстве и эксплуатации, для своих размеров хорошо вооружённый и защищённый», – отмечал в своей «Энциклопедии германских танков Второй мировой войны, 1933 – 1945 гг.» известный военный историк П. Чемберлен.

Лёгкий пехотный танк Т-26 был принят на вооружение в 1931 г., однако серийный выпуск начался только в 1933 г. Началом работы над таким танком послужило Постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от 15 июля 1929 г., указавшего на необходимость разработки новых образцов военной техники, в том числе и танков. По замыслу Реввоенсовета для армии требовался танк, который мог бы «стать основной ударной силой мобильных подразделений в условиях манёвренного боя». Вооружение такого танка должно было обеспечить ему «превосходство над всеми известными боевыми машинами сходной массы, а бронирование защищало бы от винтовочных и пулемётных пуль на всех дистанциях, а на расстоянии 1000 м – и от огня 37-мм противотанковых пушек».

В то время, в конце 1920 – начале 1930-х гг., в мире существовали две концепции развития танков. Так, французы отдавали предпочтение небольшим тихоходным машинам сопровождения, а также тяжёлым сильно бронированным, необходимым для прорыва оборонительных линий. В то же время англичане конструировали преимущественно скоростные легковооружённые. Они опережали французов в снижении уязвимости бронетехники на поле боя. В мае 1930 г. военспецы Управления механизации и моторизации РККА, видимо, считая английскую концепцию более приемлемой, заключили контракт с фирмой Vickers («Виккерс») на поставку 15 двухбашенных танков «Виккерс-6-тонный».

Эти машины послужили прототипом для создания первых вариантов наших танков ТММ-1 и ТММ-2. Первый танк малой мощности ТММ-1 изготовили в 1931 г. как модернизированный английский вариант. У него изменили конструкцию корпуса, чтобы вместить другой двигатель – американский 6-цилиндровый Hercules («Геркулес») мощностью 94 л.с. Он заменил английский 4-цилиндровый 88-сильный.

Кроме двух башенных 7,69-мм пулемётов «Виккерс» (позднее их заменили на 7,62-мм), в лобовом листе корпуса справа в шаровой опоре установили третий 7,62-мм пулемёт ДТ. Экипаж соответственно увеличили до четырёх человек.

Бронирование усилили, доведя толщину лобовой части корпуса до 20 мм, бортов – до 10 мм. В результате, масса танка возросла до 8 т.

Было изготовлено десять ТММ-1.

ТММ-2 имел в одной из башен 37-мм пушку, а третий курсовой пулемёт убрали. Поэтому экипаж танка снова сократили до трёх человек.

Однако проведённые испытания танков не показали каких-то преимуществ перед английскими «виккерсами». Наоборот, выявился сильный перегрев американского двигателя, что сказывалось на подвижности и так более утяжелённых машин, хотя усиленная броня не спасала от артиллерийских снарядов. Плохо работали коробка передач и механизм поворота. В сентябре 1932 г. военные специалисты отказались от проведения дальнейшей модернизации танков ТММ, направив производственные мощности на отработку танка под индексом Т-26.

Между тем, ленинградский завод «Большевик» уже с 1931 г. выпускал двухбашенные пулемётные танки по английским чертежам. Единственным отличием их от прототипа было то, что они предназначались для вооружения пулемётами ДТ в шаровых установках. К концу 1931 г. были изготовлены 120 машин, но из-за низкого качества ни одну из них сдать военной приёмке поначалу не удавалось. Лишь после длительных переговоров были приняты, по разным данным, 88 или 100 танков, причём 35 из них условно, так как их корпуса были из неброневой стали. Однако в сентябре того же года Комитет обороны утвердил на 1932 г. программу выпуска 3000 единиц Т-26, хотя большинство производств были ещё далеки от готовности.

Линейный пушечный танк Т-26 обр. 1933 г. с цилиндрической башней с 45-мм пушкой. Справа от пушки – амбразура пулемёта, рабочее место механика-водителя находится по правому борту.

Башня танка обр.1933 г. В центре – казённая часть 45-мм пушки и её механизмы наводки, справа – пулемёт и прицел ТОП, слева от пушки – прицел ПТ-1

В 1932 г. всё танковое производство и опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО) были преобразованы в Ленинградский государственный завод № 174 имени К.Е. Ворошилова, который и стал многолетним поставщиком Т-26 в армию. В октябре Наркоматом тяжёлого машиностроения был образован «Трест специального машиностроения» «для лучшей организации танкового производства». В него вошло около 15 предприятий-смежников. В их число входили, кроме завода № 174, Ижорский завод, выпускавший броневые корпуса и башни: «Красный октябрь», изготовлявший коробки передач и карданные валы; «Красный путиловец», отвечавший за поставку ходовой части; завод № 37, -поставлявший котельно-жестяные изделия и другие узлы. К производству двигателей планировалось привлечь Нижегородский автозавод (будущий ГАЗ) и Акционерное московское общество (АМО, будущий ЗИЛ).

К марту 1933 г. заводу № 174 удалось собрать 1441 танк Т-26, 950 из которых тут же ушли в армейские подразделения (по другим данным, к августу 1933 г. выпустили 1626 двухбашенных танков).

Начиная с первых выпусков, в конструкции Т-26 постоянно производились изменения. Так, уже осенью 1931 г. на него устанавливается цилиндрическая более высокая пулемётная башня со смотровым окном. Затем отодвинули двигатель на 0,77 м к корме для улучшения условий его работы. Правда, для этого пришлось удлинить карданный вал, а также изменить вывод и крепление глушителя. В начале следующего года заменили на новые масляный и топливный баки. Над жалюзи воздуховывода разместили короб, предохраняющий двигатель от осадков.

Первоначально корпус танка клепался – клёпка 6 – 13 мм листов производилась на каркасе. Но в начале 1932 г. удалось выпустить 22 машины со сварными корпусами, хотя и далее параллельно продолжали выпускать цельноклёпанные корпуса и башни.

1 – ведущее колесо; 2 – поддерживающий каток; 3 – 45-мм пушка; 4 – перископический прицел; 5 – зенитный пулемёт ДТ; 6 – бронировка ввода штыревой антенны; 7 – кормовой пулемёт ДТ; 8 – опорные запасные катки; 9 – воздушный колпак; 10 – направляющее колесо; 11 – тележка подвески; 12-вентиляционный люк; 13,24-сапёрная лопата; 14-топор; 15 – крышка люка к горловине бензобака; 16 – ящик ЗИП; 17 – домкрат; 18 – крышка люка магнето и генератора; 19 – крышка люка к горловинам масляного и бензинового баков; 20 – запасные траки; 21 – запасная рессора; 22 – крышка люка доступа к двигателю; 23 – лом; 25 – пила; 26 – крышка люка для доступа к бортовым фрикционам и коробке передач; 27 – двухстворчатая крышка люка механика-водителя; 28 – сигнал; 29 – фара; 30 – глушитель; 31 – буксирная цепь; 32 – жалюзи

Компоновка танков была классической по тому времени: двигатель – в корме, трансмиссия – впереди. На подбашенной коробке корпуса находились две башни, установленные на шариковых опорах. Они могли вращаться независимо друг от друга в секторе 240°, но так, что и в переднем, и в заднем секторах, равных 100°, огонь могли вести обе башни, обеспечивая одновременную стрельбу с обоих бортов.

В шаровых опорах передней части башен размещались 7,62-мм пулемёты ДТ-29. Они имели максимальную прицельную дальность до 1000 м при эффективной дальности 600 – 800 м; боевая скорострельность составляла 100 выстр./мин. Пулемёты снаряжались дисковыми магазинами с 63-мя патронами. Пули в патронах применялись бронебойные, трассирующие, бронебойнотрассирующие. Боекомплект – 6489 шт. в 103 дисках. Наводка пулемётов осуществлялась весьма просто – плечевыми упорами; вращение башни производилось одноступенчатыми механизмами поворота.

Башни, лобовая часть корпуса, борта имели броневые листы толщиной 13 мм, крыша – 10 мм, днище – 6 мм. В 1932 г толщину брони увеличили до 15 мм. Масса танка достигла 8,2 т.

Двигатель установили Т-26 – бензиновый 90-сильный, 4-цилиндровый воздушного охлаждения со специальным вентилятором, позволявший развивать скорость по шоссе до 32 км/ч. Удельная мощность танка -11,2 л.с./т.

Бензобак вмещал 182 л высокосортного (по тому времени) бензина при запасе хода 140 км.

Силовая передача состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения. Пятискоростная коробка передач размещалась в передней части танка – карданный вал от двигателя проходил через весь корпус; рычаг переключения передач находился на самой коробке.

Ходовая часть имела на борт по две тележки, состоящие из четырёх сдвоенных обрезиненных опорных катков в каждой. Тележки подвешивались на двух четвертьэллиптических листовых рессорах; катки попарно соединялись балансирами. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами были передние. Гусеничные цепи из хромоникилевой стали или марганцевистой – шириной 260 мм.

Экипаж пулемётных Т-26 состоял из трёх человек: механика-водителя, стрелка левой башни и командира, совмещавшего функции стрелка правой башни.

В 1932 г. параллельно с пулемётными танками стали выпускать двухбашенные пулемётно-пушечные – теперь в правой башне устанавливали пушку «Гочкис»; это была переделанная французами из морской пушки образца 1880 г. – вариант для танка. Наш артиллерийский конструктор П. Сячентов усовершенствовал её ударный и спусковой механизмы: в таком виде её приняли на вооружение в 1920 г. под индексом ПС-1 («Пушка Сячентова-1»).

На пушке стояли ствол-моноблок длиной 22,7 клб, вертикальный клиновой затвор, пружинный накатник. В вертикальной плоскости она наводилась вручную плечевым упором в пределах +30°, в горизонтальной – поворотом башни.

Однако пушка имела низкую эффективность при стрельбе как по пехоте, так и по бронированным целям – боеприпасами служили сплошные чугунные снаряды, чугунные и стальные гранаты и картечи. В 1932 г. её производство прекратили.

В том же году на вооружение под названием «37-мм противотанковая пушка обр. 1930 г.» и заводским индексом 1-К приняли немецкую пушку 3,7-ст PaK 35/36. фирмы «Рейнметалл». Тот же конструктор П. Сячентов разработал проект установки её качающейся части в танк – получилась танковая пушка ПС-2. Уже на её базе был разработан новый вариант 37-мм пушки, получившей обозначение Б-3 (индекс – 5-К); она имела меньшие откат и размер накатника, что позволило поставить её в штатную башню Т-26.

Масса пулемётно-пушечного танка выросла до 8,7 т при 15-мм броне лобовой части корпуса и бортов. Боекомплект снарядов в такой машине составил 113 шт., 7,62-мм патронов – 3528 шт.

В мае 1932 г. на смену 37-мм противотанковой пушке на вооружение приняли 45-мм пушку обр. 1932 г. (индекс 20К), а позднее – её модернизированный вариант 20К обр. 1932/34 гг. По бронепробиваемости она имела характеристики, сравнимые с 37-мм, но её осколочно-фугасный снаряд 0-240 оказался намного мощнее за счёт увеличения массы взрывчатого вещества (с 22 г до 118 г). Это позволяло гораздо эффективнее использовать танк в борьбе с живой силой противника, а значит – в качестве машины сопровождения и поддержки пехоты.

Однако пушка 20К имела сравнительно большие размеры и не помещалась в имевшихся башнях Т-26. Для этого пришлось бы вводить уравновешивающий механизм, новый подъёмный механизм наведения, оставляя в башне лишь одного члена экипажа. Поэтому в марте 1933 г. на заводе № 174 на корпусе Т-26 установили новую цилиндрическую башню наружным диаметром 1320 мм с увеличенным внутренним объёмом и кормовой нишей, образованной продолжением бортовых листов башни, в качестве противовеса; ниша также служила для укладки боезапаса.

В крыше башни имелся люк для посадки и выхода экипажа, в нише – лючок для демонтажа пушки.

Пушка, спаренная с пулемётом, размещалась на цапфах в лобовой части башни, с массивной маской. Она имела ствол длиной 46 клб (2070 мм) со свободной сменной трубой – лейнером, вертикальный клиновой затвор, противооткатники с гидравлическими тормозами отката, пружинные накатники. Длина отката составляла 245 – 275 мм.

Наведение пушки по вертикали осуществлялось секторным механизмом с углами от -5° до +26° , в горизонтальной плоскости мог вестись круговой обстрел – поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма. Наводчик пользовался панорамным перископическим оптическим прицелом ПТ-1 обр. 1932 г. и телескопическим оптическим прицелом ТОП обр. 1930 г. ПТ-1 имел прицельную сетку, рассчитанную на ведение огня бронебойными снарядами на дальности до 3,6 км, осколочными – до 2,3 км, из спаренного пулемёта – до 1,6 км. ТОП имел такую же сетку, но рассчитанную на дальности соответственно до 6,4 км, 3 км и 1 км. Увеличение обоих приборов было 2,5 кратным.

Пушка 20К обр. 1932/34 гг. первых серий была полуавтоматической – автоматика работала лишь при стрельбе бронебойными снарядами. При ведении огня осколочно-фугасными – автоматически происходило лишь закрытие затвора после вкладывании в казённик снаряда, тогда как открытие затвора и экстрагирование гильзы совершалось вручную.

Новую полуавтоматику инерционного типа и изменёнными противооткатника-ми смогли наладить лишь к 1935 г.

Пушка 20К танка Т-26 предназначалась для ведения огня по бронированным целям и артиллерийским орудиям, по живой силе противника (открытой и в укрытиях) как бронебойными, так и осколочно-фугасными снарядами. Она имела отличные по тому времени тактико-технические характеристики. Так, максимальная дальность ведения огня составляла 4200 м при расстоянии прямого выстрела 3600 м. Бронебойный снаряд БР-240СП массой 1,43 кг, имея начальную скорость 760 м/с, на расстоянии 500 м, пробивал броню толщиной 45мм, а на 1500 м – 28 мм. Скорострельность пушки – 7 – 12 выстр./мин.

Основные боеприпасы – бронебойные: трассирующий БР-240, зажигательный БРЗ-240, калиберный БР-240СП, а также осколочно-фугасный 0-240 и картечь Щ-240.

Боезапас танка состоял из 136 выстрелов и 2898 пулемётных патронов в 46магазинах. 84 выстрела укладывались в боевом отделении, 40 – находились в нише башни, ещё 12 – непосредственно в самой башне по её бортам. 40 пулемётных магазинов размещались в ящиках на полу корпуса, ещё 6 -с правой стороны башни в специальном стеллаже.

Корпус однобашенного танка мало чем отличался от двухбашенного. Изменился подбашенный лист, на котором устанавливалась смещённая влево башня. Боевое отделение снабдили вентилятором, поставив его в правой части у крыши боевого отделения, поскольку при стрельбе недопустимо повышалась концентрация углекислого газа в танке.

С 1933 г. Т-26 стали снабжать радиостанциями 71-ТК-1 (впоследствии – 71-ТК-2, 71-ТК-З) с поручневой антенной. Это коротковолновая приёмопередающая, телефонно-телеграфная станция, приёмник и передатчик которой выполнены в виде отдельных блоков. Для защиты от тряски приёмник и передатчик устанавливались на специальных рамах с амортизаторами. Станции допускали совместную работу с танковыми переговорными устройствами.

Дальность связи телефоном составляла 10 – 30 км на ходу и до 40 км на стоянке при неработающем двигателе. Передатчик питался от стартёрного аккумулятора через умформер и мог непрерывно работать в течение 30 мин, после чего был необходим получасовой перерыв для охлаждения. Приёмник действовал от двух сухих анодных батарей напряжением по 80 В каждая и батареи щелочных аккумуляторов; длительность его работы от одного комплекта батарей равнялась 15 – 20 ч. Масса радиостанции – 60 кг.

Поручневая антенна представляла собой полукольцо из металлической трубы, закреплённое вокруг башни на изолирующих кронштейнах. Однако, как оказалось, в боевых условиях такая антенна демаскировала радиофицированные командирские машины, и противник сосредотачивал на них огонь противотанковых средств. В ходе дальнейших модернизаций от такого типа антенны отказались в пользу штыревой.

В 1935 г. на заводе полностью перешли на электросварные корпуса и башни, маску пушки стали изготовлять штамповкой. В том же году в кормовом листе башни на дополнительной шаровой установке разместили второй пулемёт ДТ. Одновременно боекомплект сократили до 102 выстрелов.

В следующем году танки получили зенитный пулемёт ДТ на турельной установке П-40, смонтированной на крыше башни. На маске поместили две мощные фары-прожекторы «боевого света», предназначенные для ведения боевых действий в ночное время. Форсировали двигатель – максимальная мощность возросла до 95 л.с.

В 1938 г. в результате очередной модификации на танке появилась коническая башня, сваренная из броневых катаных листов толщиной 15 мм. В ней установили 45-мм пушку обр. 1938 г. с электрозатвором, позволившим вести стрельбу боеприпасами с электрокапсюльной втулкой. Пушку снабдили телескопическим прицелом ТОС, стабилизированным в вертикальной плоскости. Поставили два топливных бака общей ёмкостью 290 л, подняв запас хода до 240 км. В днище танка появился аварийный люк.

В 1939 г. изготовили подбашенную коробку с наклонными листами, поставили новые жалюзи с усиленной защитой. Теперь уже изъяли башенный кормовой пулемёт, снова вернулись к кормовой нише с укладкой выстрелов. Двигатель довели до мощности в 97 л.с.

1940г. – год последней, 23-й модификации Т-26. На этот раз на танках появились 30 – 40-мм защитные экраны. Они позволяли выдерживать попадания снарядов 45-мм пушки на расстоянии 400 – 500 м. Толщину листов подбашенной коробки увеличили до 20 мм, поставили новый башенный погон.

За все годы серийного выпуска танков Т-26 разных модификаций было изготовлено 11 218 единиц. Кроме того, выпускались на том же шасси огнемётные танки ОТ, бронетранспортёры ТР, мостоукладчики СТ, транспортёры подвозки ТБ, арттягачи Т, артиллерийские самоходные установки СУ и АТ. Как оказалось, шасси явилось унифицированным для целого семейства боевых машин.

В составе Красной Армии Т-26 впервые участвовали в операции по отражению наступления японских войск на территорию СССР в районе озера Хасан в июле – августе 1938 г., где действовали более 250 таких танков.

Экипаж Т-26: слева в башне – командир танка, справа – наводчик, в открытом люке – механик-водитель. Над маской пушки установлены фары-прожекторы для ведения боевых действий в ночное время

В мае – сентябре 1939 г. Т-26 использовались в разрешении военного конфликта на реке Халкин-Гол. Так, в танковом батальоне 36-й мотострелковой дивизии состояли 50 машин. В 11-й танковой бригаде состояли огнемётные танки ОТ-26, в отдельной танковой роте огнемётных танков – танки ОТ-130.

С 1940 г. в каждой стрелковой дивизии находились танковые батальоны с 54 машинами Т-26 (из них 15 – огнемётных). В каждом стрелковом полку имелась танковая рота с 17 танками Т-26. Существовали также лёгкотанковые бригады, на воружении которых были БТ или Т-26. С танками Т-26 было 17 бригад по 267 единиц. Сформированы были также семь танковых полков с Т-26 по 164 машины в каждом, которые состояли в некоторых мотострелковых и моторизованных дивизиях.

В составе таких частей танки Т-26 массово участвовали в Советско-финской войне 1939 – 1940 гг., показав высокие боевые качества.

Согласно данным издания «Стратегического сборника № 1. Боевой и численный состав Вооружённых Сил СССР в период Великой Отечественной войны», изданного в 1994 г., на 1 июня 1941г. в Красной Армии находилось более 9998 танков Т-26 всех модификаций (около 40% всего танкового парка РККА), из них исправных – 8423 ед. Вместе с БТ они оказались основными танками, оказывавшими сопротивление наступавшим частям немецкой армии в начальный период войны, особенно в боях под Москвой. И здесь, как и в Испании, немецкие Pz-I и Pz-II, выпуска даже последних лет, не могли соответствовать уровню наших машин.

Окончили свою армейскую службу Т-26 уже в Советской Армии. В армейских частях, охранявших в годы войны нашу границу с оккупированной японцами Маньчжурией, сохранилось немало танков Т-26 и БТ. Эти машины и участвовали в боевой операцией по разгрому Квантунской армии Японии в 1945 г.

Т-26 вполне соответствовал своему предназначению. Его вооружение, манёвренные качества, проходимость полностью укладывались в рамки требований к лёгким пехотным танкам. Ничего равного, и даже близкого, ни в какой другой стране тогда не было.

В. ТАЛАНОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.