Уголок природы в детском саду. Младшие и средние группы Старшие подготовительные группы Наиболее типичные по строению Объекты, у которых типичные признаки. Презентация к уроку (средняя группа) на тему: Наш уголок природы
Лариса Безгодова
Презентация «Уголок природы в средней группе»
(Слайд 3) Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для результативного обучения, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Важное условие, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.
Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.
(Слайд 4) Уголок природы, нашей группы, который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. В данном уголке, нашим детям прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как они учатся ухаживать за растениями.
Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
(Слайд 5) Какое же значение имеет уголок природы в нашей группе?
Познавательное развитие:
расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Эколого – эстетическое значение:
формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение:
формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
(Слайд 6)
Практическое значение:
приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
Оздоровительное значение:
растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
(Слайд 7) Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей.
(Слайд 8)
ДЕТИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
Названия 5-6 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы, уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые).
Основные растительные группы: дерево, трава, куст.
Должны различать растения и находить сходство по форме, величине, окраске листьев и цветов, уметь различать изменения в их развитии.
Уметь поливать растения водой комнатной температуры.
Знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь).
(Слайд 9) Чтобы уголок природы выполнял возложенные на него функции, нужно продумать все до мелочей. Конечно, учитываются санитарные нормы:
СанПиН 2.4.1.3049-13
п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
(Слайд 10) А так же взять во внимание возраст деток, воспитательную программу, но в целом, то, как оформить уголок природы, - зависит от фантазии и умений воспитателя.
Прежде чем заняться оформлением уголка природы в группе необходимо правильно выбрать его месторасположение. Как правило, это самая светлая и солнечная часть комнаты.
(Слайд 11) С целью развить у малышей наблюдательность и закрепить материал о временах года и сезонных особенностях погоды, в уголке природы необходимо поместить календарь погоды. С его помощью детки каждый день смогут отмечать погоду по возвращению с прогулки, а спустя время делать соответствующие выводы.
(Слайд 12) Оформление уголка природы своими руками – это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в ребятах добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому.
Поэтому в нашем уголке находятся следующие макеты:
(Слайд 13) МАКЕТ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
(Слайд 14) МАКЕТ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
(Слайд 15) МАКЕТ «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
(Слайд 16) МАКЕТ «СУХОЙ АКВАРИУМ».
(Слайд 17) Кроме этого, в уголке природы в нашей группе
* Сезонным материал, к примеру, овощи и фрукты или их муляжи
* Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
* Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.
* Поделки из природного материала.
* Материал для труда.
* Дидактические и развивающие игры природного содержания.
* Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.
(Слайд 19) Так же в уголке природы, дети самостоятельно могут построить из деревянного конструктора свою ферму для животных.
(Слайд 20) Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении
(Слайд 22) Критерии оценки уголков природы.
*соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
*разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера;
*наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;
*эстетичное оформление уголка природы;
*место размещения уголка природы и его доступность;
*создание условий для игр с песком и водой;
*отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей;
*наличие сезонного материала.
Мир природы нельзя познать по картинке.
Для того, чтобы дошкольник научился
понимать окружающий мир, осознавать, что
является его частью, устанавливать связи
между объектами природы, необходимо
погрузить ребенка в соответствующую
атмосферу.
В рамках деятельности дошкольного
учреждения это возможно путём создания
разнообразных уголков природы в групповых
помещениях.
воспитателю важно учитывать:
Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
п. 6.11. не допускают размещение аквариумов,
животных, птиц в групповых помещениях.
Здесь помещают только растения.
п. 7.5.- не рекомендуется размещать цветы в
горшках на подоконниках в групповых и
спальных помещениях.Оформление уголка природы в групповой
комнате требует от воспитателя знаний
программы и методики ознакомления детей с
природой, а также эстетического вкуса.
Кроме того, он должен сам любить природу,
бережно относиться к комнатным растениям.
Но не наличие уголка в группе сделает
процесс ознакомления воспитанников с
природой эффективным, а организация
деятельности
по
его
наполнению
и
использованию в ходе воспитательно образовательной работы.Требования при организации в ДОУ уголков
природы
уголок природы должен быть ярким и красочным;
стеллажи, полки обязательно закреплены;
календарь природы в каждой возрастной группе;
недопустимы ядовитые растения, растения должны быть
безопасны для детей;
цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления,
губки, тряпочки) располагается в контейнерах с крышками;
природный материал должен размещаться в контейнерах в
достаточном количестве;
оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Требования к отбору обитателей уголка природы:
1. Растения должны быть типичными для той или инойсистематической или экологической группы. При этом
становится возможным познакомить детей с основными
условиями, характерными для большой группы растений.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру
труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть
доступен детям дошкольного возраста (при участии и
руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают
растения, неприхотливые к уходу за ними.3. Растения в уголке природы должны быть внешне
привлекательными, способными вызвать и удержать еще
не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного
вида растений, дети увидят в объектах наблюдения не
только общие, но и индивидуальные признаки, это
подведет их к пониманию разнообразия и
неповторимости живых организмов.
5. Растения должны быть абсолютно безопасны, не
приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной
жизнедеятельности, роста и развития растений в
условиях помещения детского учреждения.
Значение уголка природы в ДОУ
Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе,возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое,
развивается любознательность, логическое мышление, внимание,
наблюдательность.
Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты
природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение: формируются нравственные качества и
эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное
отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувство
патриотизма, любовь к природе).
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за
обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие,
ответственность за порученное дело, инициативность.
Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат
помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его
кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Всех обитателей уголка природы в детском саду подразделяют:
- постоянные (комнатные растения) живуткруглый год
-временные вносятся на короткое время
Растения уголка природы в младшей группе
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие:-четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и
долго цветущие:
обыкновенная (или зональная) герань;
фуксия;
вечноцветущая бегония;
бальзамин («огонек»);
азалия;
китайский розан.
-растения с пёстроокрашенными листьями –колеус
Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений
Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их
основные части (лист, стебель, цветок).
Уголок природы в средней группе
Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, таккак ребята овладевают новыми приёмами поддержания растений в чистоте:
обливают из мелкосетчатой лейки (или опрыскивают из пульверизаторов)
растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой
листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой - опушённые листья. При этом
дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев:
величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям),
бегонию-рекс,
аспарагус,
душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями)
Число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов.
Уголок природы в старшей группе
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать,сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным
признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие
растений, изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми
растениями:
с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и
клубнелуковицы (8-9 видов растений)
2 вида традесканций,
сеткрезия,
витис (комнатный виноград),
вьющийся плющ,
фикус,
зигокактус,
папоротник,
цикламен,
разные виды бегонии,
амариллис
Уголок природы в подготовительной группе
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе -формирование элементарных знаний:
-зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света),
-зависимости внешнего строения
-способах вегетативного размножения растений.
Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге:
циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве
(вазон помещают в воду);
суккулентовые (1-2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки;
традесканции - с большой потребностью во влаге;
узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно;
Вегетативное размножение весьма разнообразно:
побегами (герани, фуксия, розы, бегонии);
листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-рекс, сансевьера);
делением куста (аспидистра, аспарагус);
клубнями (глоксиния);
живородящие растения (камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм);
В подготовительной группе в уголке природы размещают 10-14 видов растений.
Временные обитатели уголка природы- это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени
Временные обитатели уголка природыэто объекты, которые вносятся для наблюдений нанепродолжительный отрезок времени
зима
весна
лето
осень
Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т.д)
Ветки деревьев и кустов в вазах
Экибаны, поделки детей
Ветки деревьев и кустарников в вазах
Ящики с рассадой
Букеты разноцветущих растений (верба, цветы)
Букеты цветов (садовых, полевых) в вазах
Букеты осенних цветов в вазах
Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и.т.д.)
Поделки детей из природного материала (старшая и
подготовительная группа)
Календарь природы.
В каждой возрастной группе обязательнодолжен быть календарь природы, где дети
после наблюдений на прогулке заполняют
календарь наблюдений.
Заполнение календаря природы - дело
повседневной жизни. Воспитатель с детьми
регулярно фиксирует погоду и состояние
живой природы.В младшей группе
вместе дети одевают
картонную куклу, так
же, как дети сами
были одеты,
«выпускают» ее
погулять.
Рассматривают
волшебный круг и
закрепляют время
года, называя его
отличительные черты
(ветер, дождь, снег,
солнышко).В средней группе
взрослый помогает
детям после прогулки
отыскать картинки с
явлениями природы,
которые наблюдали на
улице и выставить их
на табло календаря
природы.В старших группах
воспитатель учит ребят
в календаре находить и
закрашивать дни недели,
значками обозначать
погодные явления,
изображать дерево и
покров земли в полном
соответствии с их
сезонным состоянием на
данный момент,
дополняет календарь
зарисовками детей:
«Какая сегодня была
прекрасная весенняя
или зимняя погода»В разгар зимней
подкормки
воспитатель
использует календарь
наблюдений за
птицами: малыши
находят картинки с
изображением птиц,
которых видели на
участке, а старшие
дети обозначают их
значками - галочками
соответствующего
цвета.
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения.
это могут быть:-цветы, пересаженные с клумбы;
-луковица в банке, посаженная в воду для
проращивания зелени;
-ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу
для наблюдения за распусканием почек,
развертыванием молодых листочков;
-проращивание семян, рост и развитие какой-либо
огородной или цветочной культуры.
Во всех случаях рисунки, сделанные через
одинаковый интервал времени, отражают
последовательность роста и развития растения, его
зависимость от внешних условий жизни.
Дневники наблюдений за ростом и развитием растений
«Огород на окне»
Младшая группаЛук
Бобы (горох)
Овес
Старшая группа
Лук, салат
Укроп, петрушка
Овес, рассада цветов
Рассада перца, рассада томатов.
В уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
-натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи;-наборы картинок с изображением животных, птиц,
насекомых и прочее;
-альбомы «Времена года»;
-книжки с иллюстрациями, на которых изображены
животные;
-рисунки детей о природе и поделки из природного
материала;
-материал для труда;
-оборудование для экспериментов;
-для изготовления поделок необходим природный и
бросовый материал;
-для детей подготовительной группы будет интересна
работа с лупой, микроскопом, весами;
-дидактические игры природного содержания.
Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.
макеты
Уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей
педагогическогопроцесса в дошкольном учреждении«Умейте открыть перед ребёнком в
окружающем мире что-то одно, но открыть
так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
детьми всеми красками радуги. Оставляйте
всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку
захотелось ещё и ещё раз возвратиться к
тому, что он узнал»
Сухомлинский В. А.
1. Наш уголок пригороды мы назвали : «Наш зеленый дом» . В нем, в соответствии с возрастом и программой размещено всё необходимое для организации всевозможных видов деятельности детей, от НОД до самостоятельной. Теперь обо всем подробнее.
2. Совместно с детьми и родителями мы посадили наш «Весёлый огород» на окошке. Вместе с детьми мы сделали красивый заборчик и наблюдали за ростом растений, отмечая изменения в дневниках. Есть и безопасные комнатные растения, которые снабжены табличкой с названием и обозначениями его потребностей. Имеется инвентарь для ухода за растениями, фартуки, которые дети одевают во время работы. Есть календарь природы , картотека наблюдений на прогулке, картотека опытов и экспериментов, и мини-лаборатория для их проведения. А так же календарь погоды, где дети регулярно фиксируют погоду.
3. Значительную помощь в формировании предметно-пространственной развивающей среды оказали родители. Именно они помогли создать условия, необходимые для познавательно-поисковой деятельности детей. Оснастили наш уголок наглядностями , литературой, различными видами игр.
4. Благодаря помощи родителей у нас возникли новые коллекции природного материала : гербарий, коллекция перьев птиц, мха, семян. Появилась новая коллекция камней и минералов, пополнились новыми экземплярами коллекции полезных ископаемых, гальки, ракушек, разнообразились имеющиеся коллекции шишек, фруктовых косточек, орехов. Составляя и пополняя видовое разнообразие природных материалов взрослые стимулировали проявление исследовательской самостоятельности детей.
5. Природный материал полифункционален, дети могут использовать его как дополнительный материал для поделок, для развития мелкой моторики, ну а так же как любой предмет-заместитель. Обратите внимание, что все коллекции имеют свою маркировку.
6. Мы используем в различных формах деятельности наглядные пособия : картины, открытки, иллюстрации, фотографии, плакаты. Благодаря помощи родителей у нас собрана значительная коллекция открыток с изображениями пейзажей разных времён года, природных явлений , животных, птиц, рыб, насекомых.
7. Развитие ребенка лучше всего происходит через игровую деятельность. В нашем уголке природы есть большой выбор дидактических игр экологической тематики. Любимые игры «Весёлая ферма» , «Океан» , «Животные севера» , «Животные жарких стран» с фигурками животных и муляжи овощей и фруктов позволяют ненавязчиво знакомить детей с окружающим миром. Например, дидактическая игра «Дерево» знакомит детей с сезонными изменениями в природе , положением солнца по высоте, поведением птиц, в соответствии со временем года. Имеется сменяемый материал.
8. Каждый ребенок должен приобретать определенный объем знаний, навыков и умений. Это происходит и в организованном порядке на занятиях, и в самостоятельной деятельности детей, и под руководством педагога, и в содружестве с родителями. Для обеспечения органичного единства применяются все формы работы. Планируя занятия НОД, мы выбираем для каждой темы свой вид работы : экспериментальную деятельность, дидактические игры, ручной труд, синтез искусств, аппликацию, лепку, рисование, а также проводим индивидуальные занятия с отстающими и одаренными детьми.
9. Создавая уголок природы мы стремились создать условия для полноценного развития детей. У нас представлена библиотека познавательной природоведческой литературы . Разнообразные энциклопедии, журналы, книги В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина и других писателей знакомят детей с тайнами природы , учат заботиться о нашем большом «Зелёном доме» и его симпатичных обитателях. Мы повесили за окном кормушку для птиц и теперь можем не только кормить, но и наблюдать за ними даже из группы .
10. Итоги проделанной работы :
Расширение кругозора детей о растениях комнатных, полевых, садовых.
Обогащение и активизация словарного запаса детей.
Совместная деятельность детей, педагогов, родителей. Пополнение предметно-пространственной развивающей среды группы .
11. Спасибо за внимание.
Младшие и средние группы Старшие подготовительные группы Наиболее типичные по строению Объекты, у которых типичные признаки выражены наиболее ярко, их по количеству должно быть значительно больше Воспитатель по своему усмотрению, может внести и новые растения, с которыми планирует знакомить детей, разместить объекты в уголке природы на короткое сезонное наблюдение.
Для ухода за растениями требуется инвентарь: Лейки, щёточки, тряпочки, палочки для рыхления земли. Он находится в уголке для дежурных, там, где хранятся клеёнчатые фартучки, которые дети одевают во время работы. Все рабочие инструменты должны иметь своё место, лежать на полках в определённом порядке.
Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.
Что должен отражать календарь погоды и природы? 1 Картину времени года (в младшем возрасте – то, что за окном, в старшем – календарное время года с указанием месяцев). 2 Состояние погоды на каждый день (ветер, облачность, осадки, температура). 3 Интересное наблюдение дня (птица, дерево, природное явление, подготовка людей к зиме, к празднику….) 4 Наблюдение по народным приметам. 5 Зарисовки проводимых опытов, экспериментов, проводимых в природе. 6 Используемое во время наблюдения художественное слово. 7 Иллюстрации, отражающие поведение животных и растений в это время года.
Младшие группыСредние группы Домашние животные Дикие звери Животные домашние питомцы. Овощи. Фрукты. Зима. Осень. Весна. Лето. Птицы Насекомые. Рыбы Деревья и листья. Дикие звери Домашние животные. Домашние птицы Животные домашние питомцы. Овощи. Фрукты. Зима. Осень. Весна. Лето. Птицы
Старшие, подготовительные группы: Арктика и Антарктика. Высоко в горах. Деревья и листья. Домашние животные. Домашние птицы. Животные домашние питомцы. Животные жарких стран. Животные средней полосы. Космос. Морские обитатели. Насекомые. Овощи. Собакидрузья и помощники. Фрукты. Цветы. Ягоды лесные. Ягоды садовые. Зима. Осень. Весна. Лето. Рыбы Птицы
Соответствие уголка природы возрасту детей Соблюдение правил ухода за комнатными растениями Наличие и эстетичность календаря природы и погоды Наличие дидактических игр, их эстетичность, соответствие возрасту и содержательность Наличие мини – лабораторий (старшие группы) и уголка «Игры с песком» (младшие группы). Доступность детям, эстетичность