Что можно рассказать дошкольнику о дожде. Исследовательская работа «что такое дождь

Что известно о дожде? Можно сказать: все и ничего. Из ниже представленной статьи можно почерпнуть некоторую информацию, касающуюся этого, казалось бы, обычного природного явления.

В статье постараемся более подробно представить следующую информацию: что такое дождь и интересное о дожде (как он возникает, какие виды бывают, какой вред и пользу он может принести и мн. др.).

Общая информация об атмосферных осадках

В более высоких широтах и в пустыне ежегодно осадков выпадает примерно 250 миллиметров. А по всей земле ежегодно выпадает в среднем 1000 мм осадков.

Из атмосферы могут выпадать разные виды осадков: град, снег, дождь, крупа и морось. Также из воздуха могут осаждаться изморозь, роса, иней и гололед.

Различается два вида осадков - обложные и ливневые. Первые связаны с теплыми фронтами, а ливневые - с холодными.

Одним из звеньев, участвующих в круговороте влаги на поверхности Земли, являются осадки. А важнейшие элементы данного процесса в природе - образование конденсата и испарение.

Что такое дождь, каким он бывает, и как измеряют его объемы и количество других осадков? В этих целях на метеорологических станциях используется специальные оборудования: осадкомеры, дождемеры и плювиографы. С помощью радиолокации определяются большие площади осадков. Они измеряются толщиной выпавшего слоя воды в миллиметрах.

Основные определяющие характеристики климата: количество осадков (годовое, сезонное, среднемесячное, многолетнее), интенсивность, повторяемость и распределение осадков по земле. Эти характеристики имеют большое значение для всего народного хозяйства и сельскохозяйственной отрасли. Прежде чем более подробно остановимся на том, что такое дождь, рассмотрим все виды осадков.

Виды осадков

Вкратце представим некоторые из многочисленных видов осадков.


Дождь: описание, определение

Диаметр капель дождя обычно составляет примерно 0,5-6 миллиметров, а если они мельче 0,5 мм - это морось. Размером более 6 миллиметров капли при падении сильно деформируются, затем разбиваются о землю.

По интенсивности различают умеренные, слабые и сильные дожди.

Проще говоря, дождь - это явление, при котором вода, образующаяся в атмосфере при конденсации водяного пара, выпадает из облаков и достигает поверхности земли в виде жидких капель.

В итоге, самое простое определение для явления дождь - осадки, выпадающие в виде капель, в диаметре достигающие до 10 миллиметров (в зависимости от интенсивности).

Виды дождя, происхождение

Природное явление дождь тоже имеет свои виды. В зависимости от размеров капель и интенсивности, бывают разными: дождь с градом (некоторые кристаллы льда не успевают превратиться в жидкость при прохождении через теплые атмосферные слои), грибной, грозовой (сопровождается ударами молнии), затяжной, обложной, морось, ливень, полосовой и ситный.

А что такое дождь переохлажденный? Это жидкие осадки, капли которых имеют диаметр 0,5-5 миллиметров. Выпадают они при отрицательных температурах (до -15°). Капли, попадающие на твердую поверхность, между собой смерзаются и образуют гололед.

Дождь ледяной - осадки твердые, обычно выпадающие при отрицательных температурах (до -15°). Похожи они внешне на ледяные твердые шарики (диаметр 1-3 мм), с незамерзшей водой. И при таком дожде образуется гололед - шарики при падении разбиваются на части, из которых вытекает вода.

Образование дождя объясняется очень просто. Как правило, он идет из теплых облаков, когда самые мелкие капли, несущие в себе заряды с противоположными значениями, притягиваются и, сливаясь, создают крупные капли. А те, в свою очередь, увеличиваются настолько, что становясь тяжелыми, не удерживаются в облаке и проливаются дождем.

Состав дождя

Что такое дождь, и какие виды он имеет, выяснили. А каков его состав?

Выпадающие на землю осадки с собой приносят разнообразные примеси: вулканический пепел, пыль, различные бактерии, пыльцу растений, грибковые споры, различные частицы промышленных выбросов (оксид серы и азота, органические растворители). Если же дождевое облако над океаном зародилось, в составе осадков могут быть и ионы натрия, калия и магния. В связи с этим и возникло одно из названий - «грибной» дождик.

Выходит, что дождевая вода может включать в себя практически все химические элементы таблицы Менделеева.

Кислотность

Что такое дождь кислотный? Нормальная кислотность дождя соответствует уровню рН 5,6. Дожди кислотные имеют более низкие значения этого уровня. К примеру, в воде с кислотностью рН 5,5 в водоемах погибают все полезные бактерии, а при кислотности рН 4,5 может погибнуть вся рыба, насекомые и земноводные. Поэтому после прохождения подобного дождя, листья растений приобретают ожоги, значит и человеку попадать под него не следует.

Кислотные осадки отрицательно влияют на окружающую среду, а в водоемах могут появиться высокотоксичные ионы кадмия и свинца. В связи с этим следует воздерживаться от купания в водоемах с повышенной и пониженной кислотностью.

Вред

Не желательно гулять в дождливую погоду без зонта, потому что примеси, которые содержатся в дождевой воде, способствуют возникновению массы проблем.

При достижении определенных уровней концентрации в организме, большая часть вредных элементов начинает оказывать губительное действие. Они вызывают отравления и даже возможны мутации. К примеру, ионы тяжелых металлов вредят почкам и печени (засоряют каналы), а при накоплении токсинов происходит интоксикация организма.

К тяжелым последствиям приводят и отравления марганцем, содержащимся в больших количествах в дождевой воде. Причем, симптомы отравления присущи другим заболеваниям, то есть человек не сразу может обратить внимание на это. Марганец засоряет у нервных клеток канальцы, а это может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости и к сонливости. Алюминий, с годами постепенно накапливаясь в организме, способствует возникновению разнообразных неврологических заболеваний.

Не менее опасны и многие другие примеси, поэтому при дожде кислотном следует воздержаться от прогулок и, тем более, не применять в бытовых нуждах дождевую воду.

Ливневый дождь и легенда о дожде

С самыми сильными ливнями связаны знаменитые легенды о Всемирном потопе. Согласно преданиям библейским воды в те исторические времена вылилось так много, что Ноев ковчег причалил аж к вершине горы Арарат, потому что остальную территорию затопила вода.

Метеорологи подсчитали и сделали вывод, что для того, чтобы за 40 дней слой воды достиг толщины в 5 тысяч 165 метров (это высота горы Арарат), нужно, чтобы интенсивность ливневого дождя составляла примерно 100 миллиметров в минуту. Однако за всю историю наблюдений метеорологов не было зафиксировано подобных сильных дождей.

Заключение

Сегодня сложно представить, что всего лишь каких-то сотню лет назад, люди дождевой водой не только умывались, но и собирали ее для приготовления пищи, и даже пили ее.

Раньше считалось, что мытье волос такой водой или талой снеговой придавало им здоровье, шелковистость и силу. На сегодня, судя по всему, такая процедура может не только навредить, но и даже привести к выпадению волос.

Однако дождь все же является самым важным компонентом для роста всех растений и главным участником круговорота воды в природе, что играет важную роль для всех водоемов на Земле.

Дождь — чудное явление природы. В статье приведены начальные знания для ребенка о дожде, о том, как он возникает. А также загадки об этом природном явлении и, конечно же, стихи про дождь для детей.

Как объяснить ребенку, что такое дождь

Поговорите с ребенком о дожде. Лучше всего это делать под шум дождя. Почитайте ему стихи о дожде. Спросите у него, что он знает о дожде, что происходит во время дождя, как ведут себя прохожие, что бывает после дождя (появляется радуга, остаются лужи).

Очень важно при знакомстве с окружающим миром развивать у ребенка умение слушать и понимать прочитанное. Только в этом случае происходит развитие.

Как образуется дождь

Под воздействием тепла вода поднимается вверх в виде пара, то есть испаряется. Высоко в небе холоднее, чем возле земли. Поэтому пар начинает превращаться в капельки воды, которые собираются вместе и образуют облака. Когда облака становятся тяжелыми от воды, они отдают ее в виде дождя, снега или града. Затем все повторяется сначала. В школе это называется круговоротом воды в природе.

Игры, связанные с дождем

Игра «Попади в лужу»

Пока на улице идет дождь, с ребенком можно поиграть дома. На полу разложите вырезанные из бумаги “лужи” разной величины (или цвета). Ребенок мячом или мешочком с сыпучим материалом (чтобы не отскакивал от пола) должен попасть в большую или маленькую лужу. Можно и усложнить задание – написать цифры или буквы на “лужах” и попросить ребенка попасть в мамину букву М, в цифру 3 и т.д.

Игра-знакомство ребенка с понятием «испарение»

Для этого в жаркий день дайте ребенку ведерко воды и кисть. Попросите ребенка нарисовать на горячем асфальте какой-нибудь простой рисунок. Затем понаблюдайте вместе с ребенком, как будет испаряться вода под действием жары. Объясните ребенку, куда делся его рисунок.

Загадки о дожде

Кто полдня по крыше бьет,
Все постукивает,
Кто бурчит и поет,
Убаюкивает?

Серебряные нити
Ладонями ловите.

На небе родился, да в земле схоронился.

Все меня ждут, дожидаются,

А как встретят — разбегаются.

Ног нет и нет рук...
Но по асфальту стук да стук.

Шел долговяз да в сырую землю увяз.

Тонок да долог, а в траве не увидать.

С неба пришел, да в землю ушел.

Не плачет, а слезы текут.

Стихи о дожде

Николай Силков. “Дождик”

Хлынул дождик проливной,

Застучал по крыше.

Пусть помочит, не беда –

Вырасту повыше.

Все торопятся раскрыть

Зонтики, накидки.

Мне кричат:

– Беги скорей!

Вымокнешь до нитки!

Капли частые звенят

В лужах у порога.

Я по лужам босиком

Пробегу немного:

– Здравствуй, дождик проливной,

Летний, солнечный, грибной!

Агния Барто. “Зайка”

Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Агния Барто. «Дождь в лесу»

Мы ходили по грибы,

Забирались под дубы.

Вдруг - дождь! Да какой!

Стала просека рекой!

Я гляжу из-под плаща,

Как, треща и трепеща,

Гнутся ветки на весу,

Наряду с временами года, временем суток, дети должны знать такие часто встречающиеся природные явления, такие как солнце, дождь, гроза, радуга, ветер, листопад и другие явления погоды с которыми мы встречаемся каждый день на улице.

Явления природы для детей лучше демонстрировать с картинками и стихами, объяснять в какое время года встречается то или иное явление и как выглядит природа, например, летом после дождя, когда появляется радуга или зимой, когда на деревья ложится снег.

Презентация для детей: явления природы

Солнце

Солнышко - это яркая звезда, оно появляется каждый день с утра во время рассвета, а исчезает вечером после заката. На небе мы видим солнце в виде яркого солнечного круга, долго смотреть не стоит, потому что будут болеть глаза. Зимой солнце почти не греет, а летом от его лучей становится тепло и, даже, жарко. У солнышка есть сестра - луна, которая выходит только ночью.

Луна

Луна - это спутник земли, такая же круглая, как наша планета, только намного меньше размером. Увидеть луну можно только ночью, когда становится совсем темно. Луна бывает круглой -называется полнолуние, а бывает, когда ее вовсе нет - новолуние. А еще она в период между новолунием и полнолунием луна на небе бывает в виде месяца. Вместе с луной в темное время суток на небе видны звезды.

Облака

Днем на небе вместе с солнцем хорошо видны облака. Это белые в виде пара формочки, которые могут принимать различную форму в виде животных, корабликов и лошадок, кто как увидит. Облака могут быть белыми, а могут быть серыми, тогда они называются тучами. Когда туча становится все темнее, в ней образовывается вода и может пойти дождь и, даже, гроза с громом и молнией.

Дождь

Дождь поливает из облаков, когда они темнеют и становятся темными, тяжелыми и, словно, нависают над нами. Спрятаться от дождя можно под любым навесом и крышей или под зонтиком. В зависимости от силы и количества падающей с небы воды дождь может быть простым дождиком, грибным, когда светит солнце и идет дождик, ливень, когда дождь льет, как из ведра, а может быть с громом и молнией, такое ненастье называют грозой.

Гроза

Во время сильного дождя случается, что сверкнет молния и после прогрохочет гром. Такое явление природы называют грозой. Во время грозы может много раз сверкать молния и грохотать гром. От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, потому что при грозе поднимается ветер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало, но не в коем случае, не прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния. Бывает гроза такой силы, что вместе с каплями дождя с неба может посыпаться град.

Град

Иногда, во время грозы вместе с каплями дождя с неба сыплется град. Град это маленькие льдинки, холодные капельки дождя, которые не успели растаять. От града надо также, как и от грозы прятаться в надежном укрытии с крышей над головой. Как правило, гроза длится недолго и после тучи быстро расступаются и может появиться радуга.

Радуга

После сильного дождя или грозы иногда можно наблюдать такое необычное явление природы, как радуга. Это когда яркий солнечный свет разбивается на несколько разных цветов. Радуга выглядит, как дуга в разноцветных красках. Здесь и красный, и синий, и фиолетовый, и желтый другие цвета. А потом, когда вода быстро испаряется на солнце, радуга также быстро исчезает.

Ветер

Бывает выглянешь за окно, а та деревья машут ветвями. На самом деле не деревья машут ветвями, а ветер, который дует с такой силой, что ветви с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным. Защититься от такого сильного ветра, например, в холодное время года осенью и зимой можно с помощью шарфа и шапки.

Листопад

Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в удивительные по красоте желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листья и в лесу, где много деревьев, возникает ощущение дождя из желтых листьев. Такое явление называется листопад.

Лед

Поздно осенью, когда на улице становится холодно и температура падает ниже нуля градусов, вода в лужах замерзает и образуется ледок. Также лед образуется на прудах, озерах и реках. Лед ровный и очень скользкий, поэтому ходить надо в осенний и зимний период с осторожностью, а зимой по льду можно весело кататься на коньках. Как только станет теплей и температура поднимется выше нуля градусов, лед растает и снова превратится в воду.

Снег

Зимой настолько становится холодно, что вода замерзает и превращается в лед, а в небе дождевые капли превращаются в снежинки и в виде белых хлопьев падают на землю. В отличие от дождя, снежинки не так быстро испаряются, потому что зимой холодно и дорожки, деревья и скамейки засыпает снегом. Когда не очень холодно снег мокрый и из него хорошо лепить снеговика, а когда морозно, снег становится сухим и не липким и плохо лепится, зато по нему легко кататься на лыжах. Весной становится теплей и как только температура поднимается выше нуля градусов, снег начинает таять и превращается в воду.

В занятии даётся материал по ознакомлению дошкольников с видами облаков и дождя,подораны стихи о дожде,примеры составления цепочек слов,описан опыт " домашнее облако".

на тему:

«Откуда дождь пришёл»

Виды детской деятельности:

Задачи:

Предварительная работа:

Планируемые результаты:

Оборудование и материалы:

Вводное слово воспитателя.

Отгадайте загадку:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле

Только ноги на земле (дождь).

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал, да поливал,

Дождик песенку поет:
Кап, кап...
Только кто ее поймет -
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава...

Лучше всех поймет зерно:
Прорастать

Начнет оно.

(Б. Заходер)

Кому ещё нравится дождь?

Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля,
И ждут берёзы,
Тополя,
Дубы и розы,
Незабудки,
И быки,

Куры, утки,
Индюки.
И мы тоже,
Дождик ждём,-
Бегать будем под дождём!

Почему он так называется?

Я видела такую картину:

Облако за облаком

По небу гналось:

За облаком-мишуткой-

Облако-лось

А ветер гонит, гонит

Торопит облака.

То с налёта тронет,

То шевельнёт слегка…

Давайте пофантазируем.

3.Презентация: «Какие бывают облака»

Перистые

Слоистые

Белые пушистые кучевые

Дождевые

Туча по небу ходила

Туча солнышко закрыла.

Только солнце спряталось-

Туча и расплакалась…

Это пошёл дождь.

А что такое дождь?

4.Презентация : «Какие бывают дожди?

Дождь

Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

Какие ещё бывают дожди?

- Грибной дождь

Кружит тучка надо мной.
А грибы меня смешат:
От дождя под зонт спешат

Ливень

Косой дождь

Какой бывает дождь?

Стихотворение «Какой дождь?

Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял.
Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый,

Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный и горячий,
А ещё и грозовой,
Радужный, полосовой,

Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей,
Для растений и людей

(О.Григорьев.)

Физкультминутка

Капля раз, капля два,

Капля медленно, сперва -

Кап, кап, кап, кап

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять-

А зонтики раскроем

От дождя себя укроем.

Игра «Цепочки слов »

Например:

-

Итог занятия.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

на тему:

«Откуда дождь пришёл»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) «Коммуникация»,

«Музыка», «Чтение художественной литературы»

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Задачи:

Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, облаках, их видах.

Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.

Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ» и других стихотворений о дожде,облаках, воде.
  • Чтение сказки Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  • Чтение сказки «Круговорот воды в природе»
  • Проведение отдельных опытов с водой (состояния воды, свойства воды)
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода»
  • Рисование на тему « Путешествие Капельки»
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?», «Хорошо или плохо».
  • Презентация на тему: «Какие бывают облака», «Какие бывают дожди»
  • Эксперимент «Круговорот воды в природе на примере сада в банке»

Планируемые результаты:

Имеет представления о возникновении облаков и дождя, знает виды дождя и облаков, знает о пользе дождя для всего живого, выполняет этапы эксперимента, умеет делать выводы.

Оборудование и материалы:

Презентация: «Какие бывают дожди», «Какие бывают облака», картинки с изображением разных видов облаков и дождя.

Для опыта «Домашнее облако» трёхлитровая банка, кубики льда, кипяток.

Вводное слово воспитателя.

Отгадайте загадку:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле

Только ноги на земле (дождь).

Звучит музыкальная запись: звуки дождя.

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал, да поливал,

Всех под зонтики загнал (дождь).

2.Беседа на тему: «Откуда дождь пришёл?»

Кому нравится дождь и почему?

Дождик песенку поет:
Кап, кап...
Только кто ее поймет -
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава...

Лучше всех поймет зерно:
Прорастать

Начнет оно.

(Б. Заходер)

Кому ещё нравится дождь?

Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля,
И ждут берёзы,
Тополя,
Дубы и розы,
Незабудки,
И быки,

Куры, утки,
Индюки.
И мы тоже,
Дождик ждём,-
Бегать будем под дождём!

Что такое дождь? (ответы детей)

Откуда дождь приходит? (ответы детей)

Сейчас мы с вами проведём опыт «Домашнее облако»

Почему он так называется?

На дно трёхлитровой банки наливаем кипяток и накроем тарелкой с кубиками льда. Понаблюдаем, как водяной пар, поднимаясь вверх, и

охлаждаясь, будет превращаться в крошечные капельки воды, образуя облако.

Облака, облака - кучерявые бока.

Облака кудрявые, целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные, ветерку послушные.

Вы видели облака? На что они бывают похожи?

Я видела такую картину:

Облако за облаком

По небу гналось:

За облаком-мишуткой-

Облако-лось

А ветер гонит, гонит

Торопит облака.

То с налёта тронет,

То шевельнёт слегка…

Давайте пофантазируем.

Закроем глаза и представим себе небо с плывущими по нёму облаками.

Звучит запись песни «Облака» Музыка: В. Шаинский Слова: С. Козлов

Расскажите о том, что вы видите.

3.Презентация: «Какие бывают облака»

Облака могут быть разной формы, цвета, размера. Внешний вид облаков зависит от того, как быстро они образуются, и сколько в них содержится воды.

Множество разнообразных облаков можно разделить на три основные группы – низкие, средние и высокие облака.

Перистые облака, образующиеся из ледяных кристаллов, формируются на большой высоте в очень холодном воздухе. Они часто кажутся легкими и тонкими.

Слоистые облака формируются низко над землей. Они серого цвета, часто наблюдаются в низких прибрежных зонах.

Белые пушистые кучевые облака (которые также встречаются довольно низко) украшают голубое небо в хорошую погоду. Кучевые облака названы так за свою форму. Они выглядят как кучи ваты, всё время, меняя свои очертания. А еще летом и чаще осенью бывают туманы.

Туман - это тоже облако из водяных капелек, которое возникает в холодном воздухе около земли и он чаще образуется в низинах.

Дождевые облака – это тучи. Они темного цвета, поскольку капельки воды (или ледяные кристаллы), из которых они состоят, увеличились в размерах и стали настолько крупными, что сила тяжести заставляет их падать на Землю. (Когда водяные капельки маленькие, они отражают свет, но, увеличиваясь в размере, они поглощают свет и выглядят более темными.) Дождевые облака могут быть низкими и плоскими или высокими, нависающими. Нависающие дождевые облака, имеющие форму наковальни, называются кучево-дождевыми, и именно они приносят действительно плохую погоду – грозы, ливни с градом и смерчи.

Туча по небу ходила

Туча солнышко закрыла.

Только солнце спряталось-

Туча и расплакалась…

Это пошёл дождь.

А что такое дождь?

4.Презентация : «Какие бывают дожди?

Дождь - это осадки, выпадающие из облаков в виде капель. (0.5-7 мм.)

Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

Если дождь мельче его называют моросью.

Какие ещё бывают дожди?

- Грибной дождь – самый любимый в народе дождик. Льется сквозь солнечные лучи иногда при почти чистом голубом небе. Грибным его называют, т.к. этот дождик летний, теплый и короткий, считается, что после него начинают расти грибы. По народным приметам под таким дождем растут не только грибы, но и маленькие дети. Весело бежать под крупными блестящими на солнце каплями. Еще про такой дождь говорят “царевна плачет”

Кружит тучка надо мной.
Дождь весёлый, дождь грибной.
А грибы меня смешат:
От дождя под зонт спешат

Ливень или проливной дождь, обильный частый дождь, который обычно льет летом. Когда говорят “льет как из ведра” имеют в виду именно ливень. Плотность струй в ливне может составлять по 10-15 на 1 кв.см. Ливневые дожди характерны для лета. Кратковременные ливни способствуют очищению воздуха, хорошему смачиванию почвы, освежают зеленые насаждения. Если же ливневый дождь затягивается, то это чревато наводнением.

Косой дождь – дождь при сильном постоянном ветре.

Какой бывает дождь?

Стихотворение «Какой дождь?

Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял.
Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый,

Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный и горячий,
А ещё и грозовой,
Радужный, полосовой,

Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей,
Для растений и людей

(О.Григорьев.)

Физкультминутка

Капля раз, капля два,

Капля медленно, сперва -

Кап, кап, кап, кап

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять-

А зонтики раскроем

От дождя себя укроем.

Игра «Цепочки слов »

Например:

дождь-лужа-земля-трава-цветы-деревья-яблоки-сок-человек-работа-деньги-еда-магазин-покупатель-продавец-покупатель-продавец-пакет-машина-дом-холодильник-лёд-вода….

Вода–река–море-водопад – туча – дождь – лужа – ручей – речка – Волга - Россия…

Капля - роса-туман-солнце - пар-туча - дождь – вода – лужа- ..

5.Рисование «Путешествие Капли»

- Поиграем в игру – превращение. Вы будете каплями дождя. Представьте своё путешествие и отобразите это в своём рисунке.

Итог занятия.

Рассмотрим ваши рисунки. Расскажите о своём путешествии, начиная словами: « Я капля….»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

на тему:

«Откуда дождь пришёл»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) «Коммуникация»,

«Музыка», «Чтение художественной литературы»

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Задачи:

Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, облаках, их видах.

Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.

Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми о значении воды
  2. Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ» и других стихотворений о дожде,облаках, воде.
  3. Чтение сказки Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
  4. Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  5. Чтение сказки «Круговорот воды в природе»
  6. Проведение отдельных опытов с водой (состояния воды, свойства воды)
  7. Дидактическая игра «Кому нужна вода»
  8. Рисование на тему « Путешествие Капельки»
  9. Познавательная игра «Где, какая вода бывает?», «Хорошо или плохо».
  10. Презентация на тему: «Какие бывают облака», «Какие бывают дожди»
  11. Эксперимент «Круговорот воды в природе на примере сада в банке»

Планируемые результаты:

Имеет представления о возникновении облаков и дождя, знает виды дождя и облаков, знает о пользе дождя для всего живого, выполняет этапы эксперимента, умеет делать выводы.

Оборудование и материалы:

Презентация: «Какие бывают дожди», «Какие бывают облака», картинки с изображением разных видов облаков и дождя.

Для опыта «Домашнее облако» трёхлитровая банка, кубики льда, кипяток.

Вводное слово воспитателя.

Отгадайте загадку:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле

Только ноги на земле (дождь).

Звучит музыкальная запись: звуки дождя.

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал, да поливал,

Всех под зонтики загнал (дождь).

2.Беседа на тему: «Откуда дождь пришёл?»

- Кому нравится дождь и почему?

Дождик песенку поет:
Кап, кап...
Только кто ее поймет -
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава...

Лучше всех поймет зерно:
Прорастать

Начнет оно.

(Б. Заходер)

Кому ещё нравится дождь?

Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля,
И ждут берёзы,
Тополя,
Дубы и розы,
Незабудки,
И быки,

Куры, утки,
Индюки.
И мы тоже,
Дождик ждём,-
Бегать будем под дождём!

(Александр Введенский )

Что такое дождь? (ответы детей)

Откуда дождь приходит? (ответы детей)

Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

Сейчас мы с вами проведём опыт «Домашнее облако»

Почему он так называется?

На дно трёхлитровой банки наливаем кипяток и накроем тарелкой с кубиками льда. Понаблюдаем, как водяной пар, поднимаясь вверх, и

охлаждаясь, будет превращаться в крошечные капельки воды, образуя облако.

Облака, облака - кучерявые бока.

Облака кудрявые, целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные, ветерку послушные.

Вы видели облака? На что они бывают похожи?

Я видела такую картину:

Облако за облаком

По небу гналось:

За облаком-мишуткой-

Облако-лось

А ветер гонит, гонит

Торопит облака.

То с налёта тронет,

То шевельнёт слегка…

Давайте пофантазируем.

Закроем глаза и представим себе небо с плывущими по нёму облаками.

Звучит запись песни «Облака» Музыка: В. Шаинский Слова: С. Козлов

Расскажите о том, что вы видите.

3.Презентация: «Какие бывают облака»

Облака могут быть разной формы, цвета, размера. Внешний вид облаков зависит от того, как быстро они образуются, и сколько в них содержится воды.

Множество разнообразных облаков можно разделить на три основные группы – низкие, средние и высокие облака.

Перистые облака, образующиеся из ледяных кристаллов, формируются на большой высоте в очень холодном воздухе. Они часто кажутся легкими и тонкими.

Слоистые облака формируются низко над землей. Они серого цвета, часто наблюдаются в низких прибрежных зонах.

Белые пушистые кучевые облака (которые также встречаются довольно низко) украшают голубое небо в хорошую погоду. Кучевые облака названы так за свою форму. Они выглядят как кучи ваты, всё время, меняя свои очертания. А еще летом и чаще осенью бывают туманы.

Туман - это тоже облако из водяных капелек, которое возникает в холодном воздухе около земли и он чаще образуется в низинах.

Дождевые облака – это тучи. Они темного цвета, поскольку капельки воды (или ледяные кристаллы), из которых они состоят, увеличились в размерах и стали настолько крупными, что сила тяжести заставляет их падать на Землю. (Когда водяные капельки маленькие, они отражают свет, но, увеличиваясь в размере, они поглощают свет и выглядят более темными.) Дождевые облака могут быть низкими и плоскими или высокими, нависающими. Нависающие дождевые облака, имеющие форму наковальни, называются кучево-дождевыми, и именно они приносят действительно плохую погоду – грозы, ливни с градом и смерчи.

Туча по небу ходила

Туча солнышко закрыла.

Только солнце спряталось-

Туча и расплакалась…

Это пошёл дождь.

А что такое дождь?

4.Презентация : «Какие бывают дожди?

Дождь - это осадки, выпадающие из облаков в виде капель. (0.5-7 мм.)

Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

Если дождь мельче его называют моросью.

Какие ещё бывают дожди?

Грибной дождь – самый любимый в народе дождик. Льется сквозь солнечные лучи иногда при почти чистом голубом небе. Грибным его называют, т.к. этот дождик летний, теплый и короткий, считается, что после него начинают расти грибы. По народным приметам под таким дождем растут не только грибы, но и маленькие дети. Весело бежать под крупными блестящими на солнце каплями. Еще про такой дождь говорят “царевна плачет”

Кружит тучка надо мной.
Дождь весёлый, дождь грибной.
А грибы меня смешат:
От дождя под зонт спешат

Ливень или проливной дождь, обильный частый дождь, который обычно льет летом. Когда говорят “льет как из ведра” имеют в виду именно ливень. Плотность струй в ливне может составлять по 10-15 на 1 кв.см. Ливневые дожди характерны для лета. Кратковременные ливни способствуют очищению воздуха, хорошему смачиванию почвы, освежают зеленые насаждения. Если же ливневый дождь затягивается, то это чревато наводнением.

Косой дождь – дождь при сильном постоянном ветре.

Какой бывает дождь?

Стихотворение «Какой дождь?

Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял.
Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый,

Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный и горячий,
А ещё и грозовой,
Радужный, полосовой,

Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей,
Для растений и людей

(О.Григорьев.)

Физкультминутка

Капля раз, капля два,

Капля медленно, сперва -

Кап, кап, кап, кап

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять-

А зонтики раскроем

От дождя себя укроем.

Игра «Цепочки слов »

Например:

дождь-лужа-земля-трава-цветы-деревья-яблоки-сок-человек-работа-деньги-еда-магазин-покупатель-продавец-покупатель-продавец-пакет-машина-дом-холодильник-лёд-вода….

Вода–река–море-водопад – туча – дождь – лужа – ручей – речка – Волга - Россия…

Капля - роса-туман-солнце - пар-туча - дождь – вода – лужа- ..

5.Рисование «Путешествие Капли»

- Поиграем в игру – превращение. Вы будете каплями дождя. Представьте своё путешествие и отобразите это в своём рисунке.

Итог занятия.

Рассмотрим ваши рисунки. Расскажите о своём путешествии, начиная словами: « Я капля….»


С этим природным явлением сталкивался каждый человек. Все мы много раз прятались от дождя под зонтиками и давно привыкли проверять перед прогулкой нет ли туч на небе. А самые любопытные обязательно задаются вопросом, откуда берется этот дождь?

Откуда на небе берется вода для дождя?

Оказывается всё очень просто. Под действием солнечного тепла с поверхности Земли испаряются мельчайшие капельки воды. Эти капельки очень маленькие, почти невидимые глазу, такие маленькие капельки называются водяной пар.

Вода испаряется с листьев деревьев, с поверхности земли и даже с поверхности нашего тела . Больше всего воды, конечно, испаряется в виде пара с водной поверхности рек, озер, морей и океанов.

Испарения над водой можно увидеть ранним утром, когда пар начинает собираться в капельки прямо над водой. А ещё такой пар можно увидеть, когда кипит чайник.

Поднимаясь всё выше и выше пар попадает в холодные слои атмосферы и собирается в капельки воды и крошечные льдинки. Ведь температура наверху, где собираются облака, около нуля градусов. Ветер собирает капельки в огромные причудливые облака. Можно увидеть перед дождем, как белые облака собираются в тучу на глазах темнеют. Это потому, что в небе собирается такое большое количество воды, что она не пропускает солнечный свет.

Случается, что капельки из-за низкой температуры замерзают и вмести с каплями дождя падают на землю. Идет град.

Капельки в туче соединяются друг с другом, становятся все тяжелее и начинают падать на землю. Так начинает идти дождь.

Почему осенью дожди идут чаще?

Дожди в России осенью идут даже реже, чем летом. По наблюдениям синоптиков наибольшее количество осадков выпадает в июне. А осенью из-за большого количества пасмурных дней нам кажется, что осень дождливая.

Зимой испаряющийся водяной пар даже не успевают собраться в капельки, а сразу из пара превращается в пушистые снежинки . Да-да, снежинки образуются именно из пара. И тогда вместо дождя зимой идет снег .

Теперь вы знаете как вода попадает в атмосферу и отчего идет дождь. Попав на почву в виде дождя или снега, вода уходит в подземные воды, в моря, океаны, речки, озера, и другие водоемы, и все начинается снова и снова. Этот природное явление назвали круговорот воды в природе.

Без такого круговорота воды наша планета превратилась бы в безжизненную пустыню.

Маленький круговорот воды вы можете устроить даже дома. Для это прозрачной крышкой и поставить на огонь. Вы увидите, как пар будет подниматься, оседать на крышке, в виде капелек. И капли будут падать вниз, чтобы снова, превратившись в пар, подняться вверх. Такой замечательный дождик в кастрюле.