Общественно-политическая организация и движение: общее и особенное. Организации политические: виды, функции, идеи. Политические организации России

Одной из форм выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан являются общественно- политические движения - это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. www.mainedu.ru

В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных государственных институтов, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-политических движений аморфная и более пестрая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп.

Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или в партии. ОПД в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, оно лишь пытается влиять на власть, хотя в политической практике нередко бывают исключения.

Помимо вышесказанного, существуют общие признаки ОПД:

  • Отсутствие единой программы, устава.
  • Непостоянство участников. Движения подразумевают коллективное членство, что обычно не допускается в партии.
  • Нет сильного центра, структуры. Ядром могут быть самостоятельные группы, или комитеты созданные партиями.
  • Добровольность участников на основе солидарности.
  • Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться. К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.

    Классификация общественно-политических движений

    1. По отношению к существующему строю

    : консервативные, реформистские, революционные

    2. По месту в политическом спектре:

    левые, правые, центристские

    масштабу

    : местные, региональные, международные

    4. По методам и способам действия

    : легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

    5. По продолжительность существования

    : однодневки, долгожители.

    Особое место в политической системе общества занимают общественные организации

    К ним относятся профсоюзы, научные, научно-технические, культурно-просветительные, спортивные и др. общества и ассоциации Они аккумулируют широкий диапазон общественных интересов людей - от политических и экономических до досуговых, от проблемных (экологических, например) до любительских.

    Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы

    Они заняты вопросами, которые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культурной и направлены на улучшение труда, быта, отдыха людей. Но главное значение для них имеет защита прав и интересов работников, привлечение их к управлению производственными и общественными делами.

    Таким образом, возникновение и функционирование новых общественных организаций, преобразование старых это залог мобильности, жизненности и эффективности любого общества, он всегда символизирует оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение.

    Политическое поведение личности. Условия политической социализации личности
    Определение места человека в системе социально-политических отношений требует рассмотрения понятия политической социализации, то есть комплекса тех социально-политических процессов, которые готовят человека к активной политической жизни, ...

    Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
    В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превраще­ния всей массы нас...

    Сравнительная характеристика электорального поведения в России
    Отношение российских избирателей к происходящим в стране реформам и их актуализации в деятельности политических объединений оформило два типа электорального поведения: устойчивый и неустойчивый. Историческая практика избирательного проце...

    Общ-полит. движение -это активная часть общества, выражает интересы социальных групп граждан и направлена на достижение полит. цели.
    В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью партий, не желающие ограничивать себя их нормами и программами, не имеющие политических интересов. Отличие общественно-политических движений от партий:
    1) социальная база движений более широкая, пестрая (представители разных социальных, идеологических, национальных групп);
    2) имеют одну полит. концепцию, цель и добиваются решения одной проблемы (достигнув цели, движение прекращает существование);
    3) движения не долговременны, как партии;
    4) не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, “повернуть” к решению своих проблем (в борьбе за власть трансформируется в партию);
    5) центром политической активности выступает ядро - инициативные группы, клубы, союзы;
    6) в движении отсутствуют иерархия, постоянное членство и документы (программа, устав).
    Заметную роль в общественной жизни играют массовые демократические движения. Виды общественно-политических движений :
    - социально-политические, экономические, экологические, антивоенные, научные (по сфере деятельности); неполитические (Красный крест, защита памятников); местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные (по масштабу деятельности);
    - революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические, протеста (по целям);
    - массовые и элитарные (по количеству участников); левые, центристские и правые (по месту в политическом спектре);
    - профессиональные, женские, молодежные (по социальному составу); сознательно организуемые и стихийные (по характеру возникновения);
    - фронты, ассоциации, объединения (по способу организации); насильственные и ненасильственные (по методам действий)

    Черты общественных движений: многочисленность, широкая социальная база, организационная и идейная аморфность, нестабильность состава, стихийность и спонтанность действий Появление общественных движений относится к 19 веку. В их становлении и развитии выделяют ряд стадий: возникновение беспокойства по поводу нерешённой проблемы→формулировка целей и задач к разрешению проблемы→ агитация, вербовка сторонников движения, пропаганда целей, разъяснение задач, привлечение сочувствующих→развёрнутая деятельность по осуществлению программы →стадия затухания движения, цели осуществлены или не осуществились→ ликвидация движения или его бюрократизация и возрождение на новой основе.

    Общественные движения отличаются от общественных организаций. Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное коллективное членство.
    Черты общественных организаций : наличие аппарата, структуры, Устава, постоянного членства, централизованного руководства.
    Общественные организации вырастают из общественного движения. Чётких границ между организациями и движениями нет. Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. У них сходные функции: участие в образовании гос.структур, в обсуждении и принятии полит. решений, представление и защита интересов граждан, осуществление социального контроля, формирование общественного мнения.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Политология как наука и учебная дисциплина

    На сайте сайт читайте: политология как наука и учебная дисциплина.

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Политология как наука и учебная дисциплина
    Политоло́гия- наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими

    Развитие политических идей в Древнем Востоке
    Первые классовые государства возникли в странах Древнего Востока в 4 тысячелетии до н.э. и родились первые политические идеи, связанные с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслит

    Проблемы политики в трудах Платона и Аристотеля
    Политические идеи Платона. Платон -отец политической науки. Он впервые предложил свою модель политической системы. Мерилом политики служат структура и толкование человеческого быти

    Политическая мысль эпохи средневековья и Возрождения
    В средние века господствовала теологическая форма мышления. Учение Фомы Аквинского о бо­жественном происхождении государства и влас­ти, моральном характере правления и другие во­просы оказали замет

    Политические идеи эпохи Просвещения
    В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие политической мысли связано с философами: Гоббс, Локк, Спиноза, Монтескье, Вольтер, Руссо. Основоположник теории общественно

    Марксистское учение об обществе и политике
    В 30-е и 40-е годы XIX в. социалистами называли себя ученики Фурье и Сен-Симона, а коммунистами – последователи Бабефа. В 70 - 80-е годы Маркс и Энгельс стали называть свое учение социалистическим.

    Политическая мысль ХХ века
    В 20в. политология как наука стала самостоятельной, устойчивой, перестала быть делом отдельных мыслителей. В начале ХХ в создана Американская ассоциация политической науки, в Европе – с середины ве

    Современные политические концепции и направления
    Под современными направлениями политологии понимаются проблемы полит.науки, являющиеся предметом обсуждения и исследования. Представители социологического направления изучают явления политики путем

    Избирательные системы
    Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос. представительных органов власти. В каждой стране избирательная систем

    Органы государственной власти в РФ. Анализ Конституции Российской Федерации
    Высшим органом представительной и законодательной власти РФ является парламент - Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты - Гос Думы, верхней - Совета Федерации. Они осущ

    Виды и основные характеристики политических режимов
    Политический режим - система методов, способов и средств осуществления полит.власти, влияет на тип правления и форму гос.устройства. Понятие “полит.режим” более широкое,

    Сущность и разновидности партийных систем. Становление многопартийной системы в РФ
    В разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. В зависимости от положения партий в полит.системе общества, взаимодействия между ними, типов

    Политические технологии
    Политические Технологии- область деятельности политиков, связанная с выборными технологиями, где происходит отработка и внедрение способов манипуляции общественным мнением. Техноло

    Идеология как форма политической мысли
    Идеология – это определенная система философских, научных, художественных, нравственных, правовых и других знаний о мире и роли человека в нем. Выделяют политическую, правовую и религиозную идеолог

    Анархизм, клерикализм, национализм и радикализм как разновидности политических идеологий
    Анархизм- совокупность политических течений, настроений, оказывающих влияние на политические процессы в переломные моменты истории. Родоначальниками анархизма были Макс Штирнер, Ми

    Политическая деятельность и политическое участие. Политическое поведение и его типы
    Политическая деятельность - это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп. Характерные черты политической деятельности: концентра

    Международные отношения и мировая политика
    Международные отношения - это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих свои интересы, формируются отношения: дипломатические, эко

    Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
    Вопрос межнациональных отношений на территории бывшего СССР – сложный и острый вопрос, единственный решающий вопрос. Выделяют три его уровня. 1. конфликт распадающейся империи с по

    Глобальные проблемы современности и комплексный характер их разрешения. Политическая глобалистика
    Глобальные проблемы современности – это комплекс политических, экономических, социальных, экологических проблем общемирового масштаба, от решения которых зависит судьба человеческой организации.

    Прогнозирование в политике. Политическое предвидение
    Политические прогнозы - научное знание о будущем Прогнозом в политике называется предсказание, осуществляемое на основе анализа и сопоставления фактов, оценки действующих в политике сил и тенденций

    Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания
    Познание в науке - всегда сложный, протяженный во времени и внутренне противоречивый процесс. Вначале исследователем формулируется на основе ране сложившего научного знания определенная

    Понятие и теории элит, их происхождение, виды и функции
    П. элита -социальная группа, меньшинство, отделенное от массы общества благодаря исключительным возможностям в обладании властью, участвующей в принятии решений, исполнении власти и воздействия на

    Общественно-политические движения - это эффективный способ выражения большими массами людей политических идей, взглядов и интересов. Подобная форма реализации власти способна отразить взгляды на управление государством и обществом как со стороны отдельных граждан, так и со стороны многочисленных групп.

    Общественно-политические организации и движения: причины появления

    Граждане активно объединяются в массовые политические течения для выражения собственных взглядов и удовлетворения интересов. Именно поэтому общественно-политические движения обладали неимоверной популярностью в период с XIX по XX в. Как правило, они представляли собой рабочие ассоциации. Главной отличительной особенностью подобного выражения народной власти является отсутствие государственности. Здесь важно провести параллель с наличием государственных партий, которые поддерживаются правительством. Лёгкость создания же общественного движения заложена в том, что процесс формирования неподконтролен органам государственной власти.

    Общественно-политические движения - это устойчивые социальные течения, которые надёжно скреплены едиными общественными интересами. Каждый участник стремится достичь одну цель, которая полностью идентична цели политического течения. Солидарность участников - то, благодаря чему существует и развивается общественная волна.

    Ведущие и ведомые

    Наиболее активными участниками движения являются личности, неудовлетворённые действующим в стране режимом, а также ведущие борьбу против действующей системы осуществления власти. При этом лидеры не стремятся заявлять о провозглашённых взглядах законными способами. Напротив, неудовлетворённость деятельностью многих заставляет активистов вступать на путь вражды с главой государства и политическим режимом.

    Ещё одной причиной формирования противоборствующих взглядов является «пестрота» входящего состава. Любые общественно-политические организации и движения включают в себя представителей различных слоёв общественности. В одном течении возможно встретить как представителей многообразных этнических культур, так и проповедников всевозможных религиозных концепций. Единая цель политических групп способна объединить даже тех, кто не знаком с толерантностью.

    Задачи общественных движений

    Любые общественно-политические движения, какой бы целью они ни обладали, призваны к выполнению двух основных задач:

    1. Защита групповых интересов. Основа народного течения заключается в выражении политических концепций. При этом ознакомиться со взглядами гражданских масс должны как общественность в целом, так и глава государства. Кроме того, деятельность течения направлена не только на волеизъявление желаний, но также и на дальнейшее претворение их в жизнь. Последняя задача достигается либо путём революции, либо мощными реформами со стороны государственного управленца.
    2. Реализация демократии. Полное отречение народных масс от управления делами государства говорит об активном создании народных движений. Именно поэтому в демократичном государстве и гражданском обществе антигосударственные общественно-политические движения - это скорее редкость, нежели обыденность среди граждан. Выражение политических взглядов незаконным путём говорит об отсутствии реализации принципа демократизма - основы процветания государства и гражданского общества.

    Готовность гражданина следовать за движением…

    Вряд ли участник гражданского общества с первых же призывов готов последовать за политическим движением, поддерживая его идеологию и взывая к скорейшему выполнению цели. Нет. Подобное решение зависит от многих факторов, которые постепенно формируются в сознании каждого гражданина государства в зависимости от внутренней политической обстановки:

    1. Главнейшим фактором выступает систематическое неудовлетворение потребностей человека и интересов личности. Здесь важно учитывать то, что подобные лишения на протяжении долгого периода времени отпечатываются в общественном сознании.
    2. Как только появляется чётко обозначенная проблема, в сознании личности формируется огромное количество путей разрешения негативной обстановки. Как правило, достижение цели общественно-политического движения характеризуется реализацией наиболее оптимальных и удобных шагов и средств.
    3. С каждым днём потребность в реализации народных реформ растёт. Именно поэтому, желая внести больший вклад в улучшение условий жизни как лично для себя, своей семьи, так и общества в целом, граждане активно следуют за лидерами политических течений.

    Отправная точка политического движения граждан

    Месяц за месяцем сознание каждого жителя государства пропитывается противоречивыми представлениями об идеальной государственной программе. Настают трудные времена; события, требующие перемен; время приближающихся реформ… И тут наступает отправная точка формирования протестной волны.

    Общественно-политические движения не возникают на ровном месте и не начинают активно реализацию своих программ по улучшению общественной жизни, нет! После того как по определённому региону проходит небольшая волна митингов схожего содержания, своё существование начинают народные фронты и массовые народные движения. Причём изначально «корень зла» зарождается внутри молодёжных организаций, профсоюзных структур, политических партий. В дальнейшем течение приобретает большие масштабы, привлекая неимоверное количество населения. Постепенно формируются программы по достижению установленной цели, выдвигается название, обозначаются лидеры.

    Признаки общественно-политических движений

    Как и любая форма власти, волеизъявление народного течения обладает множеством отличительных особенностей. Признаки общественно-политических движений:

    • Отсутствие конкретных норм. Ни одно политическое движение не способно предоставить чёткий устав, регламентирующий деятельность и организующий структуру народного «ополчения». Более того, лидеры не способны представить ни одной программы, есть лишь впередиидущая цель.
    • Если в партиях имеется строго определённое количество мандатов, то в общественных движениях подобного не встретишь. Чем большее количество интересуется деятельностью политического течения, тем эффективнее оно осуществляет свою деятельность. В силу «размытости» состава народных масс невозможно определить количество приверженцев той или иной идеологии или реформы.
    • Отсутствие чётко обозначенной власти и центрального управления.
    • Любое общественное движение придерживается принципа добровольности, на основе которого предоставляет каждому гражданину право принятия или отказа от общественной идеи.

    Разумеется, это далеко не полный перечень всех признаков, которыми характеризуются общественно-политические движения. Таблица, приведенная на фото ниже, способна показать полный перечень признаков, наиболее оптимизированных для понимания и запоминания.

    Роль общественных движений в истории Российского государства

    Попросите рассказать про общественно-политические движения в России во второй половине 19 века любого ученика средней школы, и наверняка вы сможете получить достойный рассказ. А всё благодаря тому, что формирование различных течений нашего государства, проведение реформ, организация народных выступлений - это небольшие, но стабильные шаги в сторону справедливого государства, демократичного управления и гражданского общества.

    Страницы истории предоставляют яркие примеры общественно-политических движений:

    • всем известные декабристы;
    • социал-демократическое движение;
    • эссеры - социалисты-революционеры, главной целью которых стало свержение самодержавного правления и многие другие.

    Активное формирование общественных организаций во второй половине XX века произошло из-за высокого недовольства народных масс государственным управлением. С одной стороны, изменение государственного строя насильственным путём несёт большое количество вреда для жителей страны, а с другой - это небольшие, нестабильные шаги к становлению гражданского общества.

    Обратная сторона монеты…

    Рассказывая про общественно-политические движения в России во второй половине 19 века, важно упомянуть о народных течениях, пользующихся популярностью по сей день. Так, например, созданные в прошлом веке союзы предпринимателей и банкиров до сих пор принимают «новобранцев» в свои ряды.

    Народные движения, таким образом, способны повлиять на государственное финансирование, уведомить органы государственной власти о проблемах капиталовложения, заявить о введении дополнительных необходимых льгот, предложить решение финансовых проблем и так далее. Профессиональные союзы отстаивают права рабочих всей страны. Многие законодательные решения принимаются благодаря влиянию общественных течений. Порой народное движение, созданное несколько десятилетий назад, с каждым годом становится всё сильнее.

    Влияние политических организаций на общественное сознание

    Постоянство - не самый устойчивый фактор в жизни человека, именно поэтому народное сознание людей так легко поддаётся деформации. Особую роль в становлении новых принципов и идеалов играют средства массовой информации. При утверждении одних и тех же фактов, представлении их с лучшей стороны газетами, радио, телевидением человек задумывается над образом своей жизни и решает: «Пришла пора изменений!».

    На протяжении долгой истории нашей страны данный лозунг неоднократно упоминался при принятии того или иного решения. Например, общественно-политические движения 19 века привлекали крестьян тем, что представители организаций разделяли труд работников. Помогая человеку в выполнении тяжёлой работы, лидеры политических течений давали доходчивое объяснение прихода лучшей жизни, если он поддержит взгляды общественности. И подобные меры влияния на сознание граждан вскоре приносили свои плоды, всё быстрее приближая к революции.

    Общественные организации и молодое поколение

    Несмотря на большое количество отрицательных качеств и негативное влияние на органы государственной власти, общественно-политические движения в России играют значимую роль в развитии и становлении молодого поколения.

    Наверняка каждый житель СССР был октябрёнком, участвовал в работе комсомола. Благодаря деятельности подобных организаций интересы молодых людей были полностью защищены. Высокая организация и чувство долга перед Родиной вырастили мужественных молодых людей, а также добрых и отзывчивых девушек. Да и желание трудиться у ребят возникало намного чаще, нежели у современного поколения.

    Массовые движения в круговороте современности

    На сегодняшний день наиболее массовым общественно-политическим движением можно назвать борцов за права женщин. Также активной позицией могут похвастаться представители «зелёного» движения, борющиеся за экологическую чистоту.

    Что касается государственных дел, то в силу развитости современного аппарата управления деятельность экстремистских организаций испепеляется на корню ещё в период зарождения идеи. Конституции развитых стран в качестве одного из главных естественных прав человека и гражданина провозглашают право на свободу слова. Таким образом, каждому желающему предоставляется возможность выразить своё недовольство как в официальной форме, так и путём проведения митингов.

    Приглашение в политику

    Многие граждане государства, в силу противоречивости взглядов на международные отношения, изъявляют большое желание поучаствовать в политике. Неимоверное число общественных движений приводит к формированию ещё большего количества политических взглядов, привлекая таким образом народные массы.

    Возможность принять участие в осуществлении государственных программ предоставляется как образованным бизнесменам с двумя высшими образованиями, так и людям рабочих специальностей. В любом случае на данном этапе современности общественные движения больше характеризуются положительными качествами, нежели приносят вред обществу.

    Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических отношений. Наряду с ними, заметную роль в политическом процессе играют и такие разновидности общественно-политических объединений, как организации и движения.

    Это негосударственные объединения людей, создаваемые, также как и другие социальные организации, на основе совпадения интересов и идеалов различных социальных групп, в целях их защиты и реализации.

    Такие объединения имеют богатую историю. Уже в Древнем мире, наряду с государством, в связи с несовпадением социально-политических интересов возникали объединения, как представителей имущих классов, так и свободных граждан. Общественные образования существовали и в эпоху Средневековья. Основу этих образований чаще всего составляли религиозные идеи (рыцарские объединения, орден крестоносцев и т.д.).

    Значительное развитие общественно-политические организации и движения получили в индустриальную эпоху, в процессе развития рыночных отношений, в результате освобождения людей от феодально-крепостнической зависимости и утверждения буржуазного права. Рабочий класс, ставший в это время ведущей силой общественных преобразований, активно объединялся в различные общественные организации, с помощью организованных общественных движений, добивался значительных успехов в борьбе за улучшение условий своей жизни, за социально-политические свободы и права.

    На новый уровень развития поднялись общественно-политические организации и движения в современных условиях. Они стали массовыми, всеохватывающими. Этому способствуют утверждение демократической тенденции в общественно-политической жизни, развитие системы массовых мировых коммуникаций, возникновение глобальных проблем, представляющих угрозу существованию человеческой цивилизации. Рост и значение общественных, негосударственных организаций и движений обусловлены также падением в последнее время авторитета политических партий среди широких народных масс и особенно молодежи, которые не воспринимают демагогию и политические игры партийных лидеров, отрицательно относятся к заидеологизированности и негибкости в деятельности политических партий.

    Интерес людей к участию в деятельности общественно-политических организаций и движений вызван и тем, что они быстрее приспосабливаются к новым социальным условиям, более адекватно реагируют на изменение ситуации, повседневные требования и потребности людей, действуют оперативно, неформально. Сегодня в деятельности негосударственных общественных организаций, в общественно-политических движениях участвуют сотни миллионов людей, а их влияние распространяется на все стороны жизни человеческого сообщества, на международные отношения, на внутриполитические процессы в отдельных странах.


    Общественно-политические организации и движения по содержанию, характеру и целям деятельности существенно отличаются от политических партий . Основное их отличие заключается в том, что они не борются, как политические партии, за завоевание государственной власти и участие в ней, чаще всего не противостоят государству, а укрепляют взаимоотношения с ним, являются важнейшим каналом его связи с гражданским обществом. Их деятельность сводится к влиянию и давлению на органы государственной власти в целях учета и реализации этими органами интересов определенных социальных групп, решения общественно-значимых проблем.

    В связи с таким характером деятельности общественно-политических организаций и движений в зарубежной политической литературе для обозначения их как социальных феноменов используется понятия «группы интересов», «группы давления», «лобби» и т.п. Однако, в соответствии с отечественной научной традицией, употребление понятий «общественно-политическая организация», «общественно-политическое движение» считается более приемлемым.

    Они значительно строже отражают социально-политическую природу реально существующих объединений людей, их организационно-динамический, деятельностный аспект. Безусловно, что в отождествлении понятий «группы интересов», «группы давления», «лобби» и «общественно-политическая организация», «общественно-политическое движение» и отражаемых ими реальных феноменов, со строго научной точки зрения, допускается определенная упрощенность и прямолинейность.

    Общественно-политические организации складывающиеся и функционирующие в политической сфере общества, как и другие социальные организации (социально-экономические, профессионально-творческие, любительские) являются важнейшим элементом структуры современного общества. Их деятельность связана, главным образом, с политико-правовыми проблемами общественных отношений, проблемами организации и функционирования политического процесса.

    Общественно-политические организации - это добровольные объединения людей, выражающие интересы той, или иной социальной группы, имеющие конкретные общественно-политические цели и добивающиеся их реализации организованным воздействием на органы государственной власти.

    Характерными признаками общественно-политических организаций являются: взаимосвязь и совпадение интересов их членов; общественно-политическая цель деятельности; формальная или неформальная структура; устоявшиеся нормы, процедуры и способы выработки и принятия решений; наличие системы социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов организации.

    В современной общественной жизни сложился широкий спектр общественно-политических организаций. Важнейшими из них являются молодежные, женские, ветеранские, просветительско-пропагандистские, патриотические, правозащитные организации . Главной целью деятельности этих организаций является изучение, систематизация и обобщение социально-политических интересов различных социальных групп, предъявление их государству для учета в его политике и практической реализации, гармонизация этих интересов с общественными интересами и целями.

    Как организованные социальные объединения общественно-политические организации выполняют такие функции как защита прав и свобод личности, человека и гражданина, развитие политической активности и самодеятельности людей, вовлечение граждан в управление общественными и государственными делами. Для реализации целей деятельности и своих функций общественно-политические организации располагают определенными ресурсами (людскими, материальными, ценностными) и средствами (учреждения, СМИ), используют различные стратегии .

    Основными стратегиями деятельности общественно-политических организаций являются прямое влияние на государственные органы и официальных лиц и косвенное воздействие на них через политические партии, влиятельных государственных и партийных чиновников, общественное мнение. Каждой из этих стратегий соответствует свой конкретный набор тактических приемов и методов воздействия. Так, воздействие на органы власти и официальных лиц может осуществляться через информирование, консультирование, угрозы, подкуп, финансирование избирательных кампаний и т.д.

    Для влияния на политические партии и общественное мнение могут использоваться пропаганда и агитация в СМИ, убеждение, митинги, пикеты, демонстрации, голодовки и т.д. Использование тех, или иных приемов и методов воздействия на государственные органы в деятельности общественных организаций зависит от складывающейся общественно-политической ситуации, уровня развития организаций, зрелости и активности их членов, социальной остроты и общественной значимости возникшей проблемы.

    Нередко, для усиления давления на институты власти, придания высокой социальной значимости какой-либо конкретной проблеме, решение которой зависит от государства, общественно-политические организации тесно взаимодействуют с политическими партиями. Часто в таких ситуациях они координируют свои действия с профессиональными и другими социально-экономическими организациями, с профессионально-творческими и любительскими объединениями людей, которые также играют заметную роль в политической жизни общества.

    Деятельность общественно-политических организаций осуществляется в установленном государством правовом поле, с соблюдением конституционно-правовых норм и принципов. Законы любого государства не допускают создания и функционирования общественных организаций, в деятельности которых используются дискредитация существующего политического строя, призывы к нарушению единства и территориальной целостности страны, пропаганда войны, насилия и жестокости, разжигание любой розни между народами.

    Однако это не означает, что в реальной жизни в некоторых странах не возникают общественные организации, которые стремятся использовать противоправные приемы и методы давления на государство, достижения определенных политических целей. Такие действия, как правило, пресекаются. В демократических странах они получают соответствующую правовую оценку, а деятельность общественных объединений, их допустивших, запрещается. Крайне редко общественные организации могут действовать нелегально.

    Широкое многообразие общественно-политических организаций участвует в современном политическом процессе в России. В отличие от советского периода, когда общественно-политические организации были представлены единственной молодежной организацией - ВЛКСМ, небольшим числом ветеранских, женских, пропагандистско-просветительских, патриотических организаций, действовавших под руководством КПСС, и скорее являвшимися государственными, чем общественно-политическими, в настоящее время в стране функционируют десятки и даже сотни общественно-политических организаций.

    Созданы и действуют многие молодежные организации различной направленности, ветеранские организации участников различных войн и военных конфликтов, ликвидации чрезвычайных ситуаций, военнослужащих и сотрудников запаса и в отставке разных силовых ведомств, организации ветеранов труда разных сфер профессиональной деятельности, значительное число женских, пропагандистско-просветительских и патриотических организаций. В российском обществе активно функционируют правозащитные организации, отстаивающие права разных социальных групп и отдельных граждан.

    Деятельность большинства современных общественно-политических организаций способствует развитию социально-политической активности людей, демократизации политической жизни страны, является эффективным каналом взаимосвязи российского государства со своими гражданами. Однако, некоторые современные российские общественно-политические организации пока являются весьма немногочисленными, можно сказать «камерными», не играют заметной роли в общественной жизни страны, занимаются частными проблемами.

    Иногда отдельные общественные организации допускают противоправные деструктивные действия, ведущие к конфликтным ситуациям, социально-политическим эксцессам. Все это означает, что в настоящее время требуется дальнейшее совершенствование организации и функционирования общественно-политических организаций в России, усиление правового регулирования их деятельности в целях оптимизации социально-политического статуса негосударственных общественных объединений.

    Помимо общественно-политических организаций важную роль в политической жизни выполняет и такая разновидность общественно-политических объединений как общественно-политические движения. По сравнению с политическими партиями, общественно-политическими организациями, которые, как правило, функционируют в отдельных странах, общественно-политические движения по масштабам и размаху могут быть местными, общенациональными, региональными и мировыми, иметь широкую социальную направленность, ориентироваться на различные социально-политические идеалы.

    Общественно-политические движения - это продолжительные совместные действия людей, часто разделенных территориально, направленные на достижение общественно значимых целей.

    Основными чертами общественно-политических движений являются широкая социальная база и разнообразие участвующих в них социальных сил, массовость, стихийность зарождения, незавершенность структуры, разнообразие стилей и форм деятельности.

    Среди современных мировых и региональных общественно-политических движений выделяются антивоенные движения, движения за демократизацию международных отношений, против распространения оружия массового уничтожения, расовой и национальной дискриминации, терроризма, за права и свободы человека, политическую самостоятельность и национальный суверенитет, экологические и антиглобалистские движения. Общенациональные и местные общественно-политические движения возникают по поводу решения государством актуальных проблем, значимых для населения и отдельных социальных групп конкретной страны, ее отдельного региона, административно-территориального образования.

    К таким общественно-политическим движения можно отнести движения в поддержку государственных и политических институтов, известных политических лидеров, социальных групп и граждан, социальных инициатив, развития политических институтов, известных политических лидеров, социальных инициатив, движения за отставку парламента, правительства, руководителей регионов и городов, за уравнивание женщин в правах с мужчинами, против ограничения и нарушения прав и свобод отдельных социальных групп и образований, граждан, против ущемления социальных интересов граждан в отдельных сферах общественной жизни и т.д. Общественно-политические движения разного уровня и характера часто самым различным образом взаимодействуют между собой, могут объединяться в единый фронт.

    Общественно-политические движения, как правило, не имеют однозначной, комплексной программы и четких принципов действий. Они формируются и развиваются в связи со стремлением людей реализовать какую-либо социально-значимую для них цель на основе таких понятий как «справедливость», «демократия», «равноправие», «свобода». Движение обычно состоит из инициативного ядра (авангарда), которым может быть политическая партия, общественно-политическая организация, блок партий и организаций, социально-активная группа людей и участников движения, консолидирующихся вокруг ядра .

    В становлении и развитии общественно-политические движения проходят обычно три основные стадии. На первой стадии, в ответ на возникшие потребности общественной жизни, зарождается идея формирования общественно-политического движения, складываются его ядро и активисты, осуществляется выработка целей и задач движения. На второй стадии пропагандируются цели и задачи движения, осуществляется широкая агитация, привлекаются сторонники среди разных социальных групп и слоев населения.

    На третьей стадии формулируются конкретные предложения и требования к институтам власти по решению общественной проблемы, осуществляются организованные массовые действия в различных формах по реализации выдвинутых целей и задач. В процессе развития общественно-политических движений могут быть различные варианты их эволюции. С одной стороны, приобретая четкие организационные формы, они могут трансформироваться в общественно-политическую организацию и даже партию, включиться в борьбу за участие в государственной власти, а с другой - в результате достижения цели и задач, или отсутствия перспективы их достижения, движение затухает, сходит с политической сцены.

    В современных условиях общественно-политические движения занимают свою нишу в мировом политическом процессе, в политической жизни отдельных стран, оказывают заметное влияние на социально-политические отношения. В 80-е - начале 90-х годов ХХ века значительную роль в политической жизни СССР играли, например, народные (национальные) движения и фронты. Они представляли массовые общественно-политические движения в поддержку демократизации общества, за возрождение народов, обретение ими экономической самостоятельности и государственной независимости. В последующем, большинство этих движений эволюционировало в политические партии национально-демократической направленности.

    Общественно-политические движения на общенациональном и местном уровнях функционируют и в современной России . Однако, большинство этих движений не носят массового характера, их роль в российском политическом процессе малозаметна, а на выдвигаемые ими требования и предложения часто отсутствует необходимая реакция органов государственной власти. Слабость современных общественно-политических движений в России, неэффективность их действий объясняются, прежде всего, недостаточным уровнем политической культурой людей, отсутствием прочных связей между различными социальными группами и образованиями российского общества и неадекватным пониманием ими конкретной ситуации в стране, регионе.

    Отрицательно влияют на общественно-политические движения амбициозность и эгоизм лидеров и инициативных групп, пассивность большинства политических партий и общественно-политических организаций, отсутствие конструктивных предложений с их стороны по разрешению возникающих проблем. Преодоление этих причин является необходимым условием усиления роли общественно-политических движений в политической жизни российского общества.

    Разнообразие и активность общественно-политических организаций и движений характеризует процесс становления и развития гражданского общества, демократизацию политической жизни, утверждение и развитие общественного самоуправления. Деятельность общественно-политических организаций и движений способствует согласию социально-политических сил в обществе, влияет на выбор ими приоритетов и целей общественного развития.

    Общественно-политические объединения являются необходимым элементом всех развитых общественных систем, показателем их зрелости. Еще более чем 150 лет назад французский мыслитель А. де Токвилль отмечал, что « в демократических странах умение создавать объединения - первооснова общественной жизни; прогресс всех остальных ее сторон зависит от прогресса в этой области».

    Важнейшими разновидностями общественно-политических объединений в современных условиях являются политические партии, общественно-политические организации и движения. Каждый из этих видов общественно-политических объединений обладает своими особенностями, структурой, спецификой содержания, характера и цели деятельности.

    В общей системе социальных отношений политические партии, общественно-политические организации и движения представляют механизм взаимодействия государства и гражданского общества, являются институциональными субъектами политики, активно влияющими на политическую жизнь общества, содержание и направленность политического процесса. Благодаря деятельности политических партий, общественно-политических организаций и движений, призванных отражать, выражать и защищать разнообразные социальные потребности и интересы людей, во многом достигаются устойчивость и эффективность государственной власти, стабильность и прогресс общества.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение понятия «политическая партия». Назовите главное отличие политической партии от других общественно-политических объединений.

    2. Выделите основания классификации политических партии и назовите их основные типы. Чем отличаются правящие и оппозиционные политические партии?

    3. Охарактеризуйте основные типы партийных систем. Какой из них и почему, по вашему мнению, является в современных условиях наиболее оптимальным?

    4. Перечислите правовые нормы организации и деятельности политических партий в современной России, закрепленные в Конституции РФ и Федеральном Законе РФ «О политических партиях».

    5. Назовите отличительные признаки, главные приемы и методы деятельности общественно-политических организаций. Какие современные общественно-политические организации, действующие в России, Вы знаете?

    6. Сформулируйте предпосылки и факторы возникновения и существования общественно-политических движений и раскройте их роль в современном мире.

    Литература

    Волобуева А.Н. Политические партии в системе публичной власти современной России. - Курск, 2005.

    Дюверже М. Политические партии. Пер с фр. - М.: Академический проект, 2002.

    Конституция Российской Федерации. - М.: Ось - 89, 1998.

    О политических партиях. Федеральный Закон Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 2001 . - № 29. - ст. 2950.

    Партии и выборы: хрестоматия // Отв. ред и сост. Н.В. Анохина, Е.Ю. Мелешкина. - М.: ИНИОН РАН, 2004.

    Политические партии России: прошлое и настоящее: сб. статей //Отв. ред. М.В. Ходяков. - СПб.: изд-во СПбУ, 2005.

    Серебрянников В.В. Силовые структуры и политические партии // Власть, 1999. - № 11.

    Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями и профессиональными союзами, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.

    Общественно-политические организации - добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов.

    Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:

    Общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.

    В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.

    Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.

    Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

    Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов:

    Добровольность;

    Сочетание личных и общественных интересов;

    Самоуправление;

    Равноправие участников;

    Законность;

    Гласность.

    Общественно-политические движения - объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.

    Общественное движение:

    Может структурно не оформляться;

    Может объединять организации различной политической ориентации;

    Как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).

    В развитии общественного движения выделяются следующие стадии:

    Первая стадия:

    Зарождения идей;

    Появление активистов;

    Выработка общих взглядов.

    Вторая стадия:

    Пропаганда взглядов;

    Агитация;

    Привлечение сторонников.

    Третья стадия:

    Более четкое формирование идей и требований;

    Развитие общественно-политической активности;

    Оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;

    Если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.

    Общественно-политические движения можно подразделять на:

    Национальные (в рамках одной страны);

    Региональные;

    Континентальные;

    Мировые.

    Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:

    1. Женское движение.

    В этом движении объединены женщины различных возрастов, национальностей, профессий, социальных слоев. Основная цель женского движения - защита прав женщин.

    Женское движение неоднородно. Либерально-реформистское (умеренное) крыло движения выступает за реформы в пользу женщин, перестройку общественного сознания в отношении «слабого пола».

    Радикально-экстремистское течение акцентирует внимание на вопросах брака, семьи, сексуальных отношениях. Первопричиной всех женских зол они считают извечный «мужской шовинизм». По их мнению, освобождение женщин возможно путем разрушения всех институтов, которые создали мужчины-угнетатели: государства, армии, партии, церкви, профсоюзов и т.д.

    Первым требованием феминистской революции является требование уничтожения семьи и представление сексуальной свободы.

    2. Антивоенное движение.

    Объединяет в своих рядах миллионы представителей, практически, всех слоев населения. Главная цель - ликвидация угрозы войны.

    3. Экологическое движение

    Это движение в защиту окружающей среды.

    «Зеленые» выступают:

    За совершенствование законодательства в пользу охраны природы;

    За использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

    За закрытие вредных производств;

    Против различных форм загрязнения окружающей среды.

    Главная цель экологического движения - предотвращение глобального экологического кризиса.

    4. Правозащитное движение

    Объединяет организации, борющиеся против ущемлений прав личности.

    5. Молодежное движение

    Выступает за права молодежи, активно участвует в борьбе за мир против войны, проводит акции в защиту окружающей среды и т.п.

    6. Национальное движение

    Набирает силу в последние годы. Участники этого движения выдвигают требования возрождения национальной культуры, языка, традиций и т.д.

    Кроме того, существуют:

    Движение неприсоединения;

    Движение против расовой и национальной дискриминации;

    Движение за установление нового экономического порядка;

    Движение крестьян за землю и социальные права;

    Пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.

    Таким образом, политическая жизнь общества богата и многообразна. Важная роль в нем принадлежит партиям и общественно-политическим движениям и организациям .

    Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.

    По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные, по способам и методам действий - на насильственные и ненасильственные.

    Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе. Некоторые из них, например, антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения, носят межклассовый (внеклассовый) характер. Другие имеют ярко выраженный социально-классовый характер - рабочие, крестьянские, буржуазные движения, а также движения интеллигенции, фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироваться и по половозрастным признакам - молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.

    Деление добровольных объединений на общественные организации и движения носит во многом условный характер, и не всегда легко их разграничивают. Общественные движения по мере усиления организационных принципов зачастую становятся основой для образования общественных организаций и даже политический партий. Так, развитие экологического движения обусловило создание различного рода экологических союзов и ассоциаций, а затем и партий «зеленых» во многих странах. Народные движения и фронты в ряде бывших республик СССР эволюционировали и оформились в национально-демократические партии.

    Как указывалось выше, общественные организации и движения не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти, не добиваются открытого контроля над ней. Они занимаются политической деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в иной сфере общественной жизни (экономической, социальной, культурной). Но хотя общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятельность объективно носит политический характер. Уже сам факт пользования гражданами конституционным правом на объединение включает их в орбиту политических действий.

    Степень воздействия различных общественных формирований на политические отношения различна. Одни из них - рабочее, профсоюзное, национальное движения и др. - оказывают существенное воздействие на политическую ситуацию, другие - практически не участвуют в политической жизни. Однако в современных условиях всеобщей политизации общества ни одно из общественных объединений не может полностью устраниться от прямого или косвенного участия в политическом процессе. Политическая роль общественных организаций и движений состоит в оказании влияния на процесс принятия политических решений органами государственной власти и управления на различных уровнях, в более или менее постоянном давлении на властные структуры.

    Общественные организации и движения выступают как своеобразные группы интересов и группы давления. Концепция групп интересов или заинтересованных групп разработана американскими политологами А. Бентли, Д. Трумэном и другими и давно пользуется признанием в западной политологии. Согласно А. Бентли, политика есть процесс взаимодействия и борьба организованных в определенные группы людей за достижение своих целей и интересов. Группы интересов - это «добровольные организации, созданные для выражения и представительства интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций».

    В конкуренции групп значительная часть организованных интересов получает удовлетворение по каналам гражданского общества. Но в ряде случаев осуществление коллективных потребностей членов группы требует властных решений. Если группа интереса добивается удовлетворения собственных интересов путем целенаправленного воздействия на институты публичной власти, то она характеризуется как группа давления. Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, этнические и религиозные связи и др.). Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения (кроме политических партии) представляют собой разновидность групп интересов.

    Функции общественных организаций и движений

    Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественных организаций и движений, поскольку это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государства, а также показать формы, способы проявления их активности.

    К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

    1. Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.

    2. Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.

    3. Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.

    4. Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.

    Воздействие общественных объединений на властные структуры может осуществляться двумя путями: посредством электорального представительства (через избирательные системы), прямого, функционального представительства организованных интересов. Основными формами и методами давления общественных организаций и движений на органы власти являются следующие:

    Непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов власти;

    Поддержка, в том числе финансовая;

    На выборах близких политических партий и их кандидатов;

    Участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;

    Участие в работе парламентских комиссий, межведомственных комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах;

    Организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями;

    Забастовки, митинги, демонстрации и др.

    Особо следует указать на такую форму представительства и защиты групповых интересов, как лоббизм, или лоббирование (от англ. lobby - кулуары, коридоры). Под лоббизмом в широком смысле слова понимают любые законные способы влияния (давления) на государство с целью защиты особых интересов.

    В более узком смысле слова лоббирование означает непосредственное взаимодействие представителя группы интересов с лицом, принимающим решения, - как посредством формализованных каналов и структур, так и неформальных связей (встречи, беседы, консультации, телефонные переговоры, личные обращения). Задача лоббистов состоит в том, чтобы добиться принятия желательных для группы законодательных и нормативных актов, получения правительственных субсидий, кредитов и т.п., проникая с этой целью в институты государственной власти.

    В странах Запада сложилась широкая сеть специализированных лоббистских служб - юридических фирм, консультационных бюро, агентств по связям с общественностью, оказывающих посреднические услуги в установлении контактов между группами интересов и государственными органами. В США и ряде европейских стран лоббистская деятельность регламентируется законом и находится под финансовым контролем. Однако сама природа лоббизма как политического явления исключает возможность его полного контроля. Поэтому в практике лоббизма не исключены случаи коррупции, злоупотреблений, использования сомнительных, а порой и незаконных методов воздействия (шантаж, подкуп, угрозы, взятки).

    5. Еще одной функцией общественных организаций и движений является функция моделирования новых общественно-политических структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей. Добровольные объединения в силу общественного, самодеятельного характера выступают как незаменимый канал проведения социальных экспериментов, поиска и осуществления новых самоуправленческих форм социальной активности населения.

    Социальные движения

    Переломные моменты общественного развития характеризуются, как правило, интенсивным «всплеском» самодеятельной активности масс. Так, в 70-е годы в странах Запада на смену старым традиционным объединениям пришли многообразные новые социальные движения. Их возникновение было обусловлено обострением глобальных проблем современности, вступлением западных стран в новый этап НТР, изменениями в массовом сознании, в ценностных ориентациях общества, кризисом доверия к государственным структурам и традиционным политическим институтам. Старые традиционные добровольные объединения (профсоюзные, молодежные, женские и др.), будучи интегрированы в политическую систему, оказались не готовы адаптироваться к новым реальностям. Во многом это связано с формализацией их деятельности, обюрокрачиванием управленческих структур, отрывом аппарата от рядовых масс.

    Новые социальные движения представляют собой демократические движения протеста с широкой социальной базой, массовостью, новой проблематикой и требованиями. Костяк новых социальных движений составили экологические, антивоенные, неофеминистские движения, движения в защиту гражданских прав и др. Несмотря на разнообразный социальный состав, мозаичный характер концепций, участников данных движений объединяет критическое отношение ко многим реалиям современного общества, стремление найти оригинальные решения глобальных и некоторых других актуальных проблем.

    Особенностью новых социальных движений стал поиск новых форм, стиля, образа жизни, разнообразие и необычность форм и методов социального протеста. Широкое распространение получили так называемые альтернативные движения, ориентированные на разрыв с традиционными формами общественно-политической жизни и утверждение новых моделей общественного развития. С этой целью создаются своеобразные типы кооперативов, сельскохозяйственных коммун, жилищных сообществ, альтернативные предприятия, школы, клиники и т.п. На собственном примере они стремятся реализовать новую систему гуманистических, постматериалистических ценностей. Близки к альтернативным движениям и гражданские инициативы - форма локальной, спонтанной коллективной самоорганизации граждан для защиты своих интересов и взаимопомощи от ущемляющих их решений власти. Гражданские инициативы борются за удовлетворение каких-либо конкретных требований и претворение в жизнь определенных проектов в сфере жилья, образования и воспитания, транспорта, городского развития, культуры, экологии.

    Что касается стран так называемого «реального социализма», то здесь формально существовала широкая сеть общественных объединений, охватывающая значительную часть населения. Но фактически общественные организации и движения выполняли роль придатка государственной машины, приводного ремня от коммунистической партии к массам и не имели подлинно общественного, самодеятельного характера. По мере демократизации общества и трансформации политических систем в СССР (СНГ) и странах Восточной Европы происходят существенные изменения в системе общественных объединений. Рост политической активности граждан нашел свое выражение не столько в обновлении существовавших общественных структур, сколько в создании новых самостоятельных организаций и движений. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась созданием множества неформальных общественных формирований - нетрадиционных, альтернативных организаций и движений, которые действовали вне рамок официальных структур, опираясь лишь на инициативу самих граждан и не претендуя на официальный статус. Их деятельность первоначально носила в основном локальный, культурно-просветительский, экологический характер. Но постепенно наблюдается политизация неформального движения, его соединение с широкими народными выступлениями. Особо важное значение имело развитие рабочего, экологического и др. движений. Во многих случаях неформальные группы, формирования стали прообразом новых общественных организаций и даже политичес-
    кий партий.

    Правовая институализация политических партий и других общественных объединений свидетельствует о признании их государством в качестве особого политико-правового института, занимающего важное место в политической системе общества.