Трофейная бронетанковая техника вермахта. Польша. Бронетанковые войска польши

Всем, кто интересуется историей польского танкостроения, известно, что серийно в Польше до Второй Мировой войны выпускалось несколько видов танкеток и один тип легкого танка - 7ТР. Однако, польскими конструкторами в 1930-е годы велась разработка бронетанковой техники различного назначения. Танк поддержки пехоты (9ТР), колесно-гусеничный танк (10ТР), крейсерский танк (14ТР), плавающий танк (4ТР). Но, помимо этого, во второй половине 1930-х годов польское Управление вооружения решило создать для армии сначала средний, а затем и тяжелый танки. Об этих нереализованных программах и пойдет речь. Когда пишут о польских средних/тяжелых танках, то часто используют индексы 20ТР, 25ТР, 40ТР и иные. Сразу оговоримся, что эти индексы являются сконструированными исследователями по типу 7ТР (7-Tonowy Polski), в реальности же проекты не имели подобного буквенно-цифирного обозначения.

Черновой рисунок одного из вариантов среднего танка фирмы BBT . Br . Panc .


Программа « C zołg średni» (1937-1942 гг.).
В середине 1930-х годов командование польской армии пришло к выводу о необходимости разработки для Войска Польского среднего танка, который мог бы решать не только задачи сопровождения пехоты (для чего были предназначены танки 7 TP и танкетки TKS ), но и в качестве танка прорыва, а так же для уничтожения укрепленных пунктов.

Программа была принята в 1937 г. под немудреным названием « C zołg średni» («средний танк»). Комитет вооружения (KSUST ) определил начальные параметры технического задания, предложив конструкторам ориентироваться на проект английского среднего танка А6 (Vickers 16 t .), упомянув так же, что подобный танк состоит на вооружении «вероятного противника» - СССР (Т-28). Дополнительным стимулом к разработке собственного среднего танка для польского военного руководства стала разведывательная информация о начале производства в Германии танков Nb. Fz. Соответственно польский « C zołg średni» должен был, как минимум, соответствовать А6 и Т-28 (эти танки считались поляками равноценными) по техническим параметрам, не уступать по силе Nb. Fz., а в идеале превосходить их. Специалисты Артиллерийского управления Войска Польского предложили использовать, как основное вооружение, 75мм орудие образца 1897 г. Масса проектируемого танка изначально была ограничена 16-20 тоннами, однако, в дальнейшем, лимит был увеличен до 25 тонн.

Сравнение размеров среднего танка проекта KSUST с "вероятными противниками" Т-28 и Nb. Fz.

Сама программа была рассчитана на 5 лет - до 1942 г., когда, по плану польского командования, армия должна была получить достаточное количество серийных средних танков.

Разработка танка была поручена ведущим польским машиностроительным фирмам под общим руководством Комитета вооружения.

Первые проекты были готовы уже к 1938 г. - это были разработки конструкторов, трудившихся в самом комитете, (KSUST 1 вариант) и вариант предложенный фирмой Biura Badan Tehnicznych Broni Panzernych ( BBT . Br . Panc .).

I вариант среднего танка KSUST.

I вариант среднего танка BBT . Br . Panc .

По тактико-техническим данным (см. в таблице внизу) они были весьма близки, за исключение того, что специалисты BBT . Br . Panc . предложили кроме варианта с 75мм орудием, создать танк с длинноствольной 40мм полуавтоматической пушкой на основе зенитного орудия Bofors . Такая комплектация хорошо подходила для борьбы с бронированными объектами - так как начальная скорость снарядов зенитного орудия была весьма высока. В обоих проектах присутствовали 2 малые пулеметные башни, способные вести огонь по курсу танка.

К концу 1938 г. свой проект представила компания Dzial Silnikowy PZlzn . ( DS PZlzn .). Этот проект существенно отличается от иных тем, что инженеры DS PZlzn . (ведущий инженер Эдуард Хабич) решили не следовать точно указаниям комитета по вооружению в отношении тактико-технических данных, а создали оригинальный концепт среднего танка на основе собственных разработок. Дело в том, что данная компания разрабатывала для Войска Польского «скоростные танки» на подвеске типа «Кристи». В 1937 г. был создан опытный танк 10 TP , близкий по своим характеристикам к советским танкам БТ-5, а в 1938 г. началась разработка крейсерского танка с усиленным бронированием и вооружением 14ТР. На основе разработок по проекту 14ТР и был создан вариант «сzołg u średn iego », представленный в комитет вооружения.

По сравнению с проектом 14ТР у «среднего танка» был несколько удлинен корпус, существенно увеличено бронирование (лобовая броня 50мм у первого варианта и 60мм у последнего), предполагался к установке мощный двигатель в 550 л.с. или спарка двигателей по 300 л.с., что должно было обеспечить танку скорость до 45 км/ч. Что касается вооружения, то вместо планировавшейся изначально к установке 47мм противотанковой пушки (как на 14ТР), было решено использовать 75мм орудие, созданное на основе зенитного Wz. 1922/1924 c длиной ствола 40 калибров, имевшего, к тому же небольшой откат, что позволяло его разместить в компактной башне. Такое орудие имело очень большую бронепробиваемость и подходило как для борьбы с танками, так и для уничтожения долговременных укреплений. Под это орудие была спроектирована расширенная башня, а от малых башен конструкторы отказались, заменив их курсовым и спаренным с орудием пулеметами.

Проект среднего танка фирмы DS PZlzn .

Фактически, если бы этот проект был воплощен с заявленными характеристиками до 1940 г., то Польша бы получила едва ли не самый сильный средний танк в мире, по бронированию близкий к современным ему тяжелым танкам. Можно вспомнить, что в СССР 1939 г. начались испытания танка А-32, имевшего несколько меньшее бронирование и существенно более слабое 76мм орудие, а немецкая армия в 1939/40 г. имела средний танк Pz. IV с бронированием в 15 - 30 мм и короткоствольным 75мм орудием.

75мм орудия предполагавшиеся к установке в средний танк
(хорошо видна как разница в длине ствола, так и в величине отката).

В начале 1939 г. фирма BBT. Br. Panc. представила новый проект своего танка в двух вариантах. Сохранив общую компоновку, инженеры изменили назначение танка - он стал скоростным специализированным для борьбы с бронированными объектами. Произошел отказ от использования 75мм пехотного орудия, вместо него было предложено использовать 40мм полуавтоматическое или 47мм противотанковое. Предложив вариант с бензиновым 500 сильным (или спаркой 300-сильных), разработчики рассчитывали, что их танк достигнет скорости в 40 км/ч по шоссе. Вместе с тем, до 50 мм было увеличено и бронирование (лобовая деталь корпуса). Так же была разработана новая уменьшенная башня для 40мм орудия и иной вариант ходовой части. Масса проектируемого танка возросла до максимально разрешенных второй редакцией требований Комитета вооружений 25 тонн.

II вариант среднего танка BBT . Br . Panc . c 47мм противотанковым орудием.

II вариант среднего танка BBT . Br . Panc . c 40мм орудием,
иной конструкцией ходовой части и уменьшенной башней.

Однако, хотя проекты фирм DS PZlzn. и BBT. Br. Panc. не были отвергнуты комитетом вооружения (DS PZlzn. в начале 1939 г. даже были выделены средства на создание деревянного полноразмерного макета), большее внимание было уделено переработанному проекту, специалистов комитета (KSUST 2 вариант).

Основываясь на анализе предложений компаний BBT . Br . Panc . и DS PZlzn ., инженеры, работавшие в комитете вооружений, представили в конце 1938 г. новый проект. Сохранив основную компоновку (в том числе трехбашенную схему), а также 75мм орудие обр. 1897 г., как главное вооружение, они переделали моторное отделение и кормовую часть корпуса по примеру проекта BBT . Br . Panc ., и вместо 320-сильного дизеля решили использовать спарку бензиновых 300-сильных моторов, как предлагали специалисты фирмы DS PZlzn ., что позволяло достичь тех же скоростных параметров, что и у конкурента. Так же было решено довести проект по показателям бронирования до 50мм (лоб корпуса). Все это предполагали уложить в вес 23 тонны (у проекта DS PZlzn - 25т.), однако позднее проектный вес был увеличен до 25 тонн.

II вариант среднего танка KSUST.

Польские военные рассчитывали начать испытание опытного образца танка в 1940 г., но война не дала осуществить эти планы. К началу войны больше всего продвинулись работы у фирмы DS PZlzn ., которая изготовила деревянный макет танка. По некоторым данным этот макет был уничтожен, так же как и недостроенный экспериментальный танк 14ТР, при приближении немцев.

Программа « C zołg ciezki » (1940-1945 гг.).

В 1939 г., когда проектирование среднего танка подошло к стадии изготовления полноразмерных макетов, представители Комитета вооружения предложили начать программу создания тяжелого танка « C zołg ciezki ». Основными параметрами были: назначение - прорыв укрепленных линий и поддержка пехоты; бронирование, обеспечивающее неуязвимость для противотанковых орудий; максимальный вес - 40 тонн. Программа была рассчитана на 5 лет (1940-1945 гг.).

Известно о нескольких концепциях тяжелого танка, созданных в Польше в 1939 г.

Одна из них принадлежит специалистам Комитета вооружения Бужновицу, Ульриху, Грабскому и Иваницкому, по сокращению от первых букв их фамилий, проект именовался « B . U . G . I .». Авторы основывались на концепции среднего танка (KSUS II вариант), однако танк должен был иметь однобашенную схему, лобовую броню и броню башни до 100мм и, в качестве основного вооружения, пехотное орудие калибра 75мм или 100мм гаубицу.

Чертеж внешнего вида тяжелого танка B.U.G.I.

Вторая концепция тяжелого танка 1939 г. принадлежит Э. Хабичу. Об этом танке известно немногое. Хабич предполагал использовать в своем проекте ту же 75мм длинноствольную зенитную пушку, которую предполагалось установить в средний танк проекта DS PZlzn . Ходовую часть он предполагал выполнить по типу блокированных тележек (по 3 тележки на борт), как в опытном танке его разработки 4ТР. Бронирование предполагалось сделать большим, чем у среднего танка проекта DS PZlzn ., то есть лобовая броня должна была превысить 60мм (иногда встречается упоминание толщины лобовой брони проекта танка Хабича - 80мм).

Современная реконструкция (по описанию) тяжелого танка по проекту Э. Хабича.

Третий проект тяжелого танка был создан профессором Львовского политехнического института Антонием Марковским. Его работа поступила в Комитет по вооружению 22 июля 1939 г. Профессор Марковский предложил концепцию танка, вооруженного 120мм гаубицей образца 1878 г. и одним пулеметом, имеющего очень сильное бронирование (130мм - лоб корпуса, 100мм - борта, 90мм - корма и 110мм - башня), но невысокую подвижность (25-30км/ч при установке 500-сильного двигателя).

В ходе боевых действий Второй мировой войны германские войска захватили в оккупированных странах значительное количество разнообразных бронированных машин, которые затем широко использовались в полевых войсках Вермахта, войсках СС и различного рода охранных и полицейских формированиях. При этом часть из них переделывалась и перевооружалась, а остальные применялись в оригинальном исполнении. Число принятых немцами на вооружение бронированных боевых машин иностранных марок колебалось по разным странам от единиц до нескольких сотен.

На 1 сентября 1939 года в польских бронетанковых войсках (Вгоп Pancerna) насчитывалось 219 танкеток ТК-3, 13 - TKF, 169 - TKS, 120 танков 7ТР, 45 - R35, 34 - Vickers Е, 45 - FT17, 8 бронеавтомобилей wz.29 и 80 - wz.34. Кроме того, некоторое количество боевых машин разных типов находилось в учебных частях и на предприятиях. 32 танка FT17 входили в штат бронепоездов и использовались как бронедрезины. С этим танковым парком Польша и вступила во Вторую мировую войну.


В ходе боевых действий какая-то часть техники была уничтожена, а уцелевшая досталась в качестве трофеев Вермахту. Немцы довольно быстро ввели в состав Панцерваффе значительное количество польских боевых машин. В частности, танками 7ТР укомплектовали 203-й отдельный танковый батальон. Вместе с танкетками TKS танки 7ТР поступили и в 1-й танковый полк 1-й танковой дивизии. В боевой состав 4-й и 5-й танковых дивизий вошли танкетки ТК-3 и TKS. Все названные боевые машины приняли участие в победном параде, устроенном немцами в Варшаве 5 октября 1939 года. При этом танки 7ТР 203-го батальона были уже перекрашены в стандартный серый цвет Панцерваффе. Впрочем, как оказалось, эта акция носила чисто пропагандистский характер. В дальнейшем в боевых частях Вермахта трофейная польская бронетехника не использовалась. Танки Panzerkampfwagen 7ТР(р) и танкетки Leichte Panzerkampfwagen TKS(p) вскоре отдали в распоряжение полиции и охранных частей войск СС. Некоторое количество танкеток TKS было передано союзникам Германии: Венгрии, Румынии и Хорватии.

Захваченные бронеавтомобили wz.34 использовались немцами исключительно в полицейских целях, так как никакой боевой ценности эти устаревшие машины не имели. Некоторое число броневиков данного типа было передано хорватам и использовалось теми против партизан на Балканах.

Парк трофейного имущества. На переднем плане - танкетка TKS, на втором - танкетка ТК-3. Польша, 1939 год

Брошенный без каких-либо видимых повреждений легкий танк 7ТР. Польша, 1939 год. Этот танк выпускался в двух вариантах: двухбашенном и однобашенном. Вермахтом ограниченно использовался только второй вариант, вооруженный 37-мм пушкой

Раз уж я вам немного рассказал о польском пистолете ВИС, наверно стоит продолжить про польское вооружение. Ведь, принято считать, что когда 1 сентября 1939 года немецкие войска перешли польскую границу, столкнулись - дисциплинированная немецкая танковая лавина и отсталая толпа польской кавалерии. Это совсем не так.

Знаменитый штамп - "атака польской кавалерии с саблями на немецкие танки" - не более чем штамп пропаганды. Да, польская армия уступала немецкой - но уступала не на порядки. Польша в границах 1939 г. была сопоставима с Германией по территории, и лишь немного уступала по населению Франции. Мобилизационные ресурсы Польши, по состоянию на 1939 год, составляли никак не менее трех миллионов человек. Но к моменту начала войны, польская армия успела мобилизовать миллион солдат (немцы 1,5 млн), 4300 артиллерийских орудий и миномётов (немцы - 6000 артиллерийских орудий), 870 танков и танкеток (у немцев - 2800 танков, свыше 80 % из которых представляли собой лёгкие танки) и 771 самолёт (немцы - 2000 самолётов).
А учитывая, что Польша могла твердо рассчитывать на поддержку Великобритании и Франции, так как была связана с ними оборонительными военными союзами - ситуация на 1 сентября 1939 года, нра первый взгляд, была совсем не критическая.

Если говорить о танках - зачастую принято насмехаться над польскими "танкетками", демонстрируя примерно такие снимки:

Польская танкетка TKS на вооружении эстонской армии.

На самом деле, польская армия использовала самую разную бронетехнику, как импортную, так и собранную в Польше по лицензии. Она включала в себя танкетки TK и TKS (574) (лёгкие разведывательные танки), устаревшие французские лёгкие танки Renault FT-17 (102), лёгкие танки 7TP (158-169), лёгкие танки Vickers 6-ton и Renault R-35 (42-53) и три лёгких танка Hotchkiss H-35, наряду с примерно ста бронемашинами wz.29 и wz.34. Танкетки входили в состав пехотных и кавалерийских дивизий, а также в отдельные части (роты и взводы), приписанные к более крупным формированиям. И даже такая танкетка - против простой пехоты, не имеющей противотанкового вооружения, была грозной силой.

Но речь не о танкетках - сегодня, я хочу вам рассказать о польском танке, который мог на равных противостоять всем немецким танкам того времени.

К началу Второй мировой войны, наиболее боеспособным польским танком, превосходившим германские лёгкие танки PzKpfw I и PzKpfw II и способным на равных противостоять средним танкам (Panzer III i IV) - был польский лёгкий танк 7TP.

В 1928 году британская фирма Vickers-Armstrong разработала 6-тонный танк Mark E - который и стал основой для 7TP. Виккерс предлагался британской армии, но был отвергнут, поэтому почти все выпущенные танки предназначались для экспортных поставок. Фирма "Виккерс" продавала его (и лицензию на него) - в Боливию, Болгарию, Грецию, Китай, Португалию, Румынию, СССР, Таинланд(Сиам), Финляндию, Эстонию, Японию.


Советские лицензионные Виккерсы. Была закуплена лицензия на производство, и развитием «Виккерса» стал танк Т-26

Китайский Vickers-Armstrong Mk "E"

16 сентября 1931 года и поляки заказали 22 двухбашенных и 16 однобашенных «Виккерс 6т» и приобрели лицензию на производство танка.


Vickers Mk.E (ранний - двухбашенный) в польской армии

Основная проблема 6-тонного "Vickers" заключалась в двигателе "Siddeley", который очень быстро перегревался. После испытаний поляки решили разработать собственную модель легкого танка на основе "Mark E". Пожароопасный английский двигатель заменили на лицензионный швейцарский дизель "Sauer", мощностью 100 л. с
Вместе с заменой двигателя усилили и его бронезащиту. Вооружение 7ТР составили 37-мм противотанковая пушка шведской фирмы «Бофорс» и 7,92-мм пулемёт фирмы «Браунинг», спаренный с нею и защищённый броневой трубкой. При весе 9.900 кг 7ТР развивал максимальную скорость 37 км/ч. В экипаж входило 3 человека
На вооружение 7ТР приняли в 1936 году. На тот момент он был очень достойным танком, даже по самым строгим мировым стандартам.

Да -да, 7ТР был ПЕРВЫМ СЕРИЙНЫМ ДИЗЕЛЬНЫМ ТАНКОМ. Представляете?! В мире очень много стран, претендующих на звание первой в мире танковой державы. И каждой из них есть чем гордиться, глядя на свои достижения, но первой страной запустившей в серийное производство танки с дизельным двигателем была Польша.

Вот как сравнивают 7ТР, и самый современный на момент начала Второй Мировой немецкий Т-III:

"Для того чтобы понять хорошим или плохим танком был 7ТР предлагаю взять для сравнения основной танк противника, фашистской Германии, за тот же период - Т-III. Уступая по бронированию всего 13 мм, 7ТР имеет пушку такого же калибра – 37 мм. Разница в пользу немца, но она не велика. Более того: броня немецкого танка пробивается из пушки польского, равно как и наоборот немецкий танк может из своего орудия поразить 7ТР. Следует отметить что несмотря на несколько более мощное бронирование Т-III все же проигрывает в защищенности так как на нем стоит бензиновый двигатель который может загореться даже в том случае когда вражеский снаряд не пробивает броню. В то же самое время немецкий снаряд, даже пробив броню не обязательно подожжет польский танк. Двигатель 7ТР менее мощный, но и сам танк более чем в два раза легче следовательно выигрыша в динамических характеристиках у «немца» тоже нет. Кстати, на лицо еще один выигрыш польских конструкторов: на машину вдвое меньшую по массе им удалось установить артиллерийскую систему равной мощности.
Таким образом, казалось бы, налицо примерное равенство по трем основным характеристикам танка – защита, маневр, огонь, и превосходство польской конструкции по характеру конструктивных решений. Я тоже сначала поставил было знак равенства между этими танками. Но копнув немного глубже понял что ошибался.
Дело в том что на тот момент Т-III был самым современным немецким танком. Его ожидала долгая служба. Производство Т-III продолжалось до 1944 года. Последние экземпляры оставались на вооружении вермахта вплоть до мая 1945. Польская же машина, несмотря на те передовые решения, которые были заложены в ее конструкцию, представляла из себя уже вчерашний день польского танкостроения. На смену 7ТР шел новый танк – 10ТР, первые экземпляры которого появились в 1937 году."



Экспериментальный польский 10ТР

Но вернемся к 7ТР.
В 1938 году танк был модернизирован: башня получила «затылочную» часть, в которой размещалась радиостанция и дополнительный боекомплект. В оборудование машины вошел новый прибор - полугирокомпас - для движения в условиях пониженной видимости.

1 сентября 1939 года в польских войсках насчитывалось 152 танка 7ТР и однотипных с ним «Виккерс 6-тонный». Отражая гитлеровскую агрессию, эти машины, взаимодействуя с пехотой и артиллерией, сумели уничтожить около 200 немецких танков из общего количества 2800, участвовавших в Польской кампании.

"Для наглядности эффективности 7ТР стоит привести несколько примеров: при прорыве позиций Волынской бригады кавалерии под Мокра 35-й танковый полк 4-й танковой дивизии Вермахта потерял 11 Pz.I 1-я танковая дивизия оставила там 8 Pz.II;против Pz. I поляки успешно применяли даже танкетки: обстрел двигателя и бензобака бронебойными патронами давал неплохие результаты; 5 сентября, во время контрудара польских войск под Петркув-Трыбунальским, один танк 7TP уничтожил 5 Pz.I. С подразделениями Красной Армии польские танковые части на своей территории имели единичные столкновения в конце сентября и потеряли всего один танк. Еще один танк был сожжен самим экипажем, после того как машина была подбита огнем противотанковой артиллерии. Все остальные танки были потеряны в боях с немецкими войсками."

На шасси 7TP был разработан трактор и артиллерийский тягач C7P

После поражения Польши, 7ТР приняли на вооружение немцы под названием Pzkpfw 731 (p) 7TP. Из этих танков был сформирован немецкий 203. танковый батальон. В 1940 г. этот батальон был отправлен в Норвегию, а одна часть вооружённая польскими 7TP даже воевала во Франции!


Pzkpfw 731 (p) 7TP


Pzkpfw 731 (p) 7TP на дальнем плане

Прямых боев с советским собратом Т-26, польский 7ТР не имел, поэтому сравнить их можно лишь по техническим характеристикам, согласно которым оба танка были примерно равноценны. Разве что советская 45-миллиметровая противотанковая пушка имела небольшое преимущество в бронепробиваемости. На сегодняшний день не сохранилось ни одного экземпляра 7ТР. К сожалению имеющий самые большие шансы на выживание танк, захваченный советскими войсками и проходивший испытания в Кубинке., не пережил войны - и был переплавлен.


Танк из Кубинки 🙁

П.С Небольшой бонус. Очень редкие кадры - позволяющие в живую увидеть этот интересный танк

Современная боевая техника становится все более футуристичной. Но одно дело, если такой облик оправдан технологическими особенностями, например когда причудливые обводы поверхностей корпусов кораблей или самолетов являются способом снизить их заметность в радиолокационном поле. И совсем другое, когда подобные экстерьерные изыски рождаются в головах «модельеров» от оборонпрома в погоне за трендом, без привязки к реальной потребности.При этом ни функционал технических средств, ни их боеспособность не имеют здесь значения. Имидж решает все – вот, похоже, основной принцип некоторых нынешних разработчиков «концептов» в военной сфере.По шведской франшизе К подобным «гламурным» образцам можно со всей уверенностью отнести и польский танк PL-01 – недавнее детище местной оружейной компании OBRUM и британской фирмы BAE Systems, созданное на базе шасси шведской бронемашины Strf 90. Интернациональный состав разработчиков не добавил машине авторитета: танк, впервые представленный публике три года назад на выставке в польском городе Кельц, получил и продолжает получать многочисленные критические отзывы экспертов.Первое, что ставится под сомнение, – способность машины выполнять функции именно танка, то есть быть основной ударной единицей на поле боя. Дело в том, что база для польского танка – БМП сухопутных войск Швеции Strf 90 – создавалась именно как боевая машина пехоты. Начало разработки пришлось на 1984 год.Слабое бронирование, ориентированность на перевозку десанта, а также незначительное по мощности вооружение, предназначенное главным образом для поддержки наступающей пехоты в ближнем бою, – вот основные приметы этого вида техники. Еще одним негативным моментом выступил слабый двигатель – всего около 550 лошадиных сил, что для современного танка, снаряженного тоннами брони, ничтожно мало.Тем не менее шведская «франшиза», взятая за основу польского проекта, была оптимизирована, а все недостатки реконструкторы попытались превратить в достоинства. Так, слабое бронирование сменилось модульным керамико-арамидным покрытием с установкой дополнительных бронепанелей на башне и корпусе.Также на корпус бывшей БМП, в одночасье превратившейся в танк, был уложен материал, якобы абсорбирующий радиоволны и способный обеспечивать эффект «термического камуфляжа». Как заверили конструкторы, такая система сможет считывать показания температуры окружающей среды и изменять нагрев поверхности танка, пряча его тепловой след.Гламур подкрался незаметно Правда, ничего из этих новаций на практике так и не осуществилось. PL-01 как был, так и остается концептом, единственным экземпляром. Публика довольствуется лишь футуристичным видом новой машины. Нет сведений о проведенных полевых тестах, реальных испытаниях. Заявлено лишь о замене прежнего 550-сильного двигателя на 940-сильный. Однако в работоспособности новой силовой установки никому из экспертов пока убедиться не приходилось.Зато в том, что в новой конструкции ставка сделана на гламур, сомневаться не приходится. Причудливые внешние формы, стилизованный под космический бластер надствольный кожух орудия, неестественные изгибы корпуса – все это, видимо, призвано показать торжество технической мысли британских и польских новаторов в области танкостроения. Кстати, компания BAE Systems, вошедшая в консорциум по проекту PL-01, специализируется на разработках в аэрокосмической сфере. Не потому ли в модели нового танка оказалось так много авиационных мотивов?К слову, экипажу машины попытались создать условия если не пассажирского лайнера, то пилотской кабины. Не позабыли, в частности, о комфортных эргономичных креслах, о системе кондиционирования и навигаторе, об автоматической коробке передач и даже о системе помощи при вождении, подобной той, что устанавливают на навороченных внедорожниках. Что же касается главного – вооружения, – то эта часть истории PL-01 туманна.Пока даже не решено, какое орудие будет устанавливаться на машине – то ли 105-миллиметровое, то ли 120-миллиметровое. Известно лишь, что в качестве курсового пулемета в оснащение нового танка вошел старый добрый советский пулемет «Утес» – 12,7-миллиметровый НСВ.Стрельба наугад Сегодня в мире правит бал промоушен. Задача стоит не столько в том, чтобы удивить действительно качеством и достойными характеристиками новой техники, а в том, чтобы эпатировать, поразить, заранее закрепить за собой превосходство над конкурентами. Это касается всех видов продукции, и военная – не исключение.Причем делается это преимущественно словом, информационным сопровождением. В той же Польше с подачи местных СМИ за PL-01 закрепили термин «убийца «Арматы», что как бы намекает на превосходство переделанной шведской БМП над российским танком. Правда, столь лестные характеристики польская машина получила не за свои уникальные способности на поле боя, а за все тот же эпатажный внешний вид.Эксперты сравнили обе машины. Что говорить, выводы для поляков неутешительные. «Убийца «Арматы» вряд ли сможет даже приблизиться к своей "жертве": мощная 125-миллиметировая пушка не подпустит PL-01 и на расстояние радиолокационной видимости, – полагает российский эксперт Геннадий Нечаев. – Наличие у российской машины системы динамического бронирования четвертого поколения, способной отражать с вероятностью более 95% все виды выстрелов из РПГ и подкалиберных противотанковых снарядов, применение комплекса активной защиты нового поколения, фазированной антенной решетки и ряда других не просто современных – революционных решений заранее ставят "Армату" на порядок выше большинства разработок. А уж тем более, когда речь идет о переделанной БМП образца 1984 года...».«Необычный внешний вид танка обусловлен сугубо эстетическими воззрениями авторов проекта, – считает другой эксперт в области техники и вооружения кандидат исторических наук Вячеслав Шпаковский. – Однако "красиво" – это не показатель для танка, поскольку танк не самолет. Нагляднее всего "эстетика" проявилась в оригинальном кожухе, который прикрывает орудие. Причем за передний лист кожуха выходят лишь небольшая часть ствола и дульный тормоз.Сегодня ни один из современных основных боевых танков не имеет дульного тормоза, а уж тем более щелевого типа, имеющего целых девять прорезей. Дело в том, что, как показал еще военный опыт, наличие на танковом орудии дульного тормоза отрицательно влияет на точность стрельбы на большие расстояния. При проходе газов ствол дергается столько раз, сколько на нем имеется выходов для газов. На дистанции в полтора-два километра такое отклонение может достигнуть нескольких метров!».«Пустышки» на миллиарды злотых На форумах почитателей бронетанковой техники польскую разработку и вовсе разнесли в пух и прах. «Взяли шведский недотанк, обклеили пенопластом, покрасили и назвали это "концептом"». «Всякая там "композитная броня", "необитаемая башня" существуют только в теории, их обещают разработать, если получат деньги».«Польша – нищая страна, они себе даже ремонт доставшихся на халяву немецких "Леопардов-2" позволить не могут, потому на учениях и используют Т-72, к которым с советских времен есть запчасти и ремонтная база».Действительно, сегодня в составе сухопутных войск Польши находятся на вооружении свыше полутысячи Т-72М и лишь менее полутора сотен «Леопардов» производства 1984– 1986 годов, переданных из состава армии ФРГ. При этом, согласно контракту, поляки должны выполнять ремонт и обслуживание немецких танков только силами компании-производителя с использованием оригинальных запчастей. Это более чем ощутимо для оборонного бюджета страны!Куда уж тут до разработки нового танка, да еще и на базе техники иностранного государства, от которой правообладатели также могут потребовать особых условий обслуживания. Кстати, как справедливо обращает внимание бывший начальник штаба управления вооружения Приволжского военного округа полковник запаса Валентин Фетисов, немцы в свое время пытались предложить проект модернизации БМП Marder с установкой на нее башни от танка «Леопард-1» с полуавтоматической пушкой калибра 105 миллиметров.Однако получившееся «изделие» оказалось настолько громоздким, тяжелым и слабо бронированным, что по своим характеристикам оно заметно уступало даже далеко не новому советскому танку Т-55. В итоге от идеи подобной модернизации немецкий оборонпром отказался.Как сообщают польские СМИ, начало производства PL-01 намечено в лучшем случае через пару лет – к 2018 году. На этот год спланирован выпуск хотя бы одного «ходового» танка – функциональной опытной машины, на которой можно будет проводить испытания. Модель, выставлявшаяся в Кельце, представляла собой лишь технологический демонстрационный образец.И это снова отличает польско-британскую «поделку» от российского Т-14, полноценный государственный заказ на который уже размещен, причем, по информации Минобороны России, сокращать его не планируется даже в нынешних не самых простых экономических условиях.

Официальное обозначение: 7ТР
Альтернативное обозначение: 7-Tonowy Polsky
Начало проектирования: 1932 г.
Дата постройки первого прототипа: 1933 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался с 1933 по 1939 год.

Как и многие другие страны, которые обрели независимость после Первой Мировой Войны, Польша долгое время ориентировалась на закупки иностранной техники. Первые танки были получены из Франции в 1919 г. – как известно, это были Renault FT-17 вполне удачно воевавшие на Западном фронте, а затем принявшие участие в войне с Советской Россией. Именно они составляли основу польских танковых сил вплоть до 1931 г. пока не назрела необходимость заменить порядком устаревшие машины.
Рассматривалось несколько вариантов, среди которых в лучшую сторону выделялись американский М1930 конструкции Кристи и британский (у нас он более известен как «виккерс 6-тонный»). С американцами договориться не удалось главным образом из-за попытки сэкономить побольше денег, поэтому пришлось обратиться к фирме Vickers, чей танк уже приглянулся советской делегации и послужил прототипом для будущего Т-26.

В 1930 г. польская делегация подписала контракт на поставку 50 танков, из которых 12 предстояло собрать своими руками. Танк произвел положительное впечатление, но нашелся и целый ряд недостатков — тонкое бронирование, слабое вооружение (состоявшее только из пулеметов), ненадежный двигатель. Кроме того, стоимость одного Mk.E составляла порядка 180.000 злотых, что было немалой суммой. В связи с этим в 1931 году польское правительство приняло решение разработать на его основе собственную боевую машину.

Работы по модернизации танка были развернуты в конце 1932 года силами конструкторского бюро бронетанковой техники Военного инженерно-исследовательского института и Государственных инженерных предприятий (PZInż). Надежды на новую машину возлагались немалые — достаточно сказать, что контракт на поставку первой партии танков был подписан 19 января 1933 года, а проектирование было завершено только 24 июня.

Ходовая часть без изменений перешла от “виккерса”. Применительно на каждый борт она состояла из четырех двухкатковых тележек, сблокированных попарно с подвеской на листовых рессорах, 4-х поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Гусеничная цепь — мелкозвенчатая, со 109 стальными траками шириной 267 мм. Длина опорной поверхности гусениц составила 2900 мм.

Корпус был доработан путем установки бронированного кожуха над моторным отделением. Бронирование танка усилили: толщину лобовых листов довели до 17 мм, бортовых – до 13 мм. Вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов wz.30 в каждой башне.

Вооружение оставалось чисто пулеметным и располагалось в двух цилинрических башнях, по конструкции аналогичных британским. Пулемет Browning wz.30 калибра 7,92-мм мог вполне относиться к классу «тяжелых». Он имел скорострельность порядка 450 выстрелов в минуту, максимальную дальность составляла 4500 метров и начальную скорость пули 735 м\с. На дистанциях до 200 метров «браунинги» пробивали 8-мм броню и могли успешно поражать легкобронированные цели, вроде немецких «тазиков» Kfz.13. Боезапас к обоим пулеметам составил 6000 патронов. Для защиты ствола с жидкостной системой охлаждения польские инженеры применили цилиндрические кожухи. Каждая из башен могла вращаться на 280°.; Углы вертикального наведения пулеметов колебались в пределах от -10° до +20°.; Конструкция пулеметной установки была выполнена с таким расчетом, чтобы вместо «браунинга» можно было установить 7,92-мм пулеметы Hotchkiss wz.35 или Maxim wz.08.

Британский двигатель, считавшийся пожароопасным, также заменили. Польский танк оснащался 6-цилиндровым двигателем Saurer VBLDb (PZInż.235) мощностью 110 л.с. при 1800 об\мин. Система охлаждения — жидкостная. Циркуляция воздуха внутри моторного и боевого отделения обеспечивалась двумя вентиляторами. Топливные баки располагались спереди. Основной бак на 110 литров располагался рядом с местом водителя, запасной на 20 литров — рядом с коробкой передач. Примерный расход топлива при движении по шоссе составлял 80 литров на 100 км, а при движении по местности он увеличивался до 100 литров на то же расстояние (примерно 22 литра в час).

Трансмиссия танка, располагавшаяся в передней части корпуса, включала карданный вал, многодисковый главный и бортовые фрикционы, бортовые передачи, приводы управления и коробку переключения передач. Скорость при движении на первой передаче составляла 7 км/ч, на второй — 13 км/ч, на третьей — 22 км/ч и на четвертой — 37 км/ч.

Экипаж танка состоял из 3-х человек. Механик-водитель располагался в передней части корпуса справа, командир — в башне справа, наводчик — в башне слева. Приборы наблюдения были просты и немногочисленны. В бортах башен были выполнены по две смотровые щели защищенные бронестелками, а рядом с пулеметами устанвливались телескопические прицелы. У механика-водителя имелся только передний двухстворчатый люк, в котором также была вырезана смотровая щель. Перископические приборы на двухбашенных танках не устанвливались.

После модернизации танк получил обозначение VAU-33 («Vickers-Armstrong-Ursus» или «Vickers-Armstrong Ulepszony”, заводское обозначение — PZInż.120 ). Одновременно в разработке находился однобашенный вариант с 37-мм танковой пушкой Bofors и спаренным с ней 7,92-мм пулеметом wz.30.

Первый прототип танка, поступивший на испытания в августе 1934 года был двухбашенным и носил гордое имя «Smok» («Дракон», серийный номер 1595). Хотя времени у разрабочиков было вполне достаточно опытный образец танк был частично изготовлен из неброневой стали. На ходовых испытаниях, продолжавшихся с 16 августа по 1 сентября, танк прошел 1100 км. Второй «железный» прототип («Slon», номер 1596) был доставлен на полигон 13 августа 1935 года. Существует также мнение, что был изготовлен и третий опытный образец (номер 1597).

Сравнение с британским Mk.E не оставляло сомнений, что польским конструкторам удалось оптимизировать конструкцию танка и сделать её более надежной. Наиболее существенные замечания касались улучшения охлаждения двигателя, усиления подвески и замены вооружения на более мощное. После выпуска прототипов армия выдала заказ на постройку легких танков обеих модификаций под обозначением 7ТР (7-Tonowy Polsky). Тем не менее, развертывание серийного производства проходило не столь гладко.

Двухбашенный 7ТР был принят на вооружение польской армии в качестве переходного варианта, пока не будет налажен выпуск новой модификации. Параллельно был разработан альтернативный вариант с одним 13,2-мм пулеметом Hotchkiss (боезапас 720 патронов) и одним 7,92-мм пулеметом wz.30 — всего было получено 16 таких машин. Также предполагалось заменить один из пулеметов 37-мм пушкой Puteau SA18, разоружив старые FT-17, но этот вариант так и не был реализован.

В процессе дальнейшей модернизации часть двухбашенных танков была оснащена радиостанциями RKBc или N2C. Дальность связи была, соответственно, 6 и 25 км. Также предусматривалось два варианта установки мачтовых антенн. В первом случае одна антенна устанвливалсь за башнями, во втором случае на танк устанвливалось две антенны впереди и сзади башен. Из-за нехватки оборудования радиостанции получили только танки командироов взводов, рот и батальонов.

Уже в 1935 году было очевидно, что двухбашенный 7ТР не имеет резервов для модернизации, поэтому основной приоритет имел однобашенный вариант, однако долгое время нерешенной оставалась проблема с типом орудия. В течении 1934-1936 гг. было рассмотрено по меньшей мере шесть вариантов: противотанковвая 47-мм пушка «Пуля» (armate 47 mm «Pocisk»), 55-мм пушка конструкции Zaklady Starachowickie (ZS), 47-мм пушка конструкции инженера Рогла (Rogla), 40-мм пушка L55, 40-мм танковая пушка Vickers и 40-мм пушка ZS (возможно — копия Bofors аналогичного калибра). Требования к артиллерийской системе предъявлялись вполне стандартные. В частности, танковое орудие должно было иметь компактные размеры, высокую скорострельность, возможность борьбы с бронетехникой противника и, что важно, хорошие эксплуатационные качества. перебрав все возможные варианты было решено, что на однобашенные 7ТР будут установлены 37-мм пушки Bofors, закупки которых предполагалось осуществить в Швеции. В ходе переговоров польская сторона смогла договориться о довольно смелых условиях контракта. Фирма Bofors была согласна не только поставить пушки, но и изготовить башню по предоставленным чертежам. Во многом она соответствовала «виккерсу», но предназначалась под установку 37-мм орудия.

Работы были начаты в декабре 1935 года и в ноябре 1936 года фирма Bofors представила башню с установленной в ней 37-мм пушкой. Интересно, что от дальнейших поставок из Швеции готовых башен поляки отказались. Вместо этого инженером Фабриковским была создана «адаптированная» конструкция, предназначенная для установки на первый прототип 7ТР. Изменения коснулись только подбашенной коробки и размещения аккумуляторных батарей, которые были перенесены из боевого отделения в трансмиссионное. Башня была выполнена в форме усеченного конуса и имела дифференцированное бронирование. Лобовая часть, борта, корма и маска пушки изготовлялись из бронелистов толщиной 15 мм, крыша имела толщину 8-10 мм. Из-за особенностей компоновки корпуса башню пришлось установить со смещением на левый борт.

После испытаний, проведенных в период с 3 по 17 февраля 1937 года, башни были признаны польской армией пригодными для установки на танки 7ТР. Модернизированные машины получили фирменное обозначение PZInż.220 . Серийная продукция отличалась кормовой нишей и люком на крыше башни, а не в кормовом бронелисте. Ниша выполняла две функции — она служила противовесом для орудия и одновременно использовалась для установки радиостанций N2C или RKBc, которые устанавливались на танках с осени 1938 года. Всего успели получить 38 новых радиостанций (в 1937-м — две, в 1938-м — 12 и в 1939 — 24 штуки), которые предназначались для танков командиров рот, взводом и батальонов. Для дополнительной вентиляции боевого отделения в крыше были выполнены два вентиляционных отверстия.

Шведская 37-мм пушка Bofors для своего времени обладала высокими боевыми качествами и была способна поражать практически любой танк. На дистанции до 300 метров бронебойный снаряд мог пробивать броню толщиной до 60 мм, до 500 метров — 48 мм, до 1000 метров — 30 мм, до 2000 метров — 20 мм. Бронебойный снаряд весил 700 грамм и развивал начальную скорость 810 м\с. Практическая дальность составляла 7100 метров, скорострельность — 10 выстрелов в минуту. Боекомплект для пушки размещался следующим образом: 76 выстрелов в нижней части боевого отделения и 4 выстрела в башне. Вместе с пушкой был спарен 7,92-мм пулемет wz.30 в бронированном кожухе, боекомплект к которому составлял 3960 патронов.

По официальным документам танки никогда не проходили как 7TP dw (dwuwieżowy — двухбашенный) и 7TP jw (jednowieżowy — однобашенный). Эти названия польские историки ввели уже после войны для разделения модификаций танка 7ТР.

Заказы на поставку комплектующих для 7ТР распределили между десятком предприятий, но окончательная сборка производилась силами PZInż. С 1936 года к выпуску танков был подключен завод в Урсусе, где открылись новые производственные мощности.
Первые 18 из 22 заказанных танков были собраны в течении оставшихся месяцев 1935 года, так что в следующем году PZInż поставили только 4 машины. В немалой степени столь высокому темпу способствовало решение использовать на 7ТР первой серии башни от танков Vickers Mk.E, которые в это же время проходили модернизацию. Кстати, характерные надстройки на крыше башен предназначались для хранения магазинов к пулеметам и являлись исключительно польским нововведением.

Второй контракт был подписан 7 февраля 1936 г., а в скором времени был заключен и третий, ещё на 18 машин. Впрочем, после сборки двух танков последовало распоряжение прекратить выпуск двухбашенных 7ТР и перейти на выпуск танков с одной башней и 37-мм пушкой. Из-за этого сроки поставок пришлось сдвинуть на май 1938 г.

Пока в Польше разворачивалось серийное производство 7ТР шведская фирма Bofors отказалась от поставок смотровых приборов и механизмов подъёма орудия. Эти элементы пришлось срочно разрабатывать своими силами. Оборудование для визуального наблюдения состояло из оптического видоискателя LCz-1×30, перископического наблюдательного прибора wz.37 и перископа конструкции инженера Гундлаха (wz.34). Перископ Гудлаха имел возможность кругового вращения и вертикальный обзор в пределах от -10° до +25°.; Благодаря призматическим приспособлениям командир танка мог сидеть неподвижно, вращая только сам перископ. Помимо этого в бортах башни появились смотровые щели прикрытые бронестеклом.

Четвертый контракт, предполагал поставку 49 однобашенных 7ТР в срок с 1 января по 3 июня 1938 г. Уложиться в столь жесткий график PZInż не смогли, и фактически приёмка танков проводилась двумя партиями. С ноября по декабрь 1938 г. было принято 16 машин, а в январе-феврале 1939 г. – остальные 33. Не лишним будет упомянуть о том, что из-за недостатка средств деньги были получены от сделки по продаже танков FT-17 осенью 1936 года Уругваю, которые на самом деле отправились в Испанию. Так что поляки, помогая республиканцам, преследовали скорее меркантильные интересы.

Пятый по счету контракт на 18 однобашенных танков был выполнен в период с июня 1938 г. по май 1939 г. Далее предполагалось наладить выпуск более современных легких танков (рассматривался как очередной временный вариант) и крейсерских , однако эти планы вскоре принлось изменить.

Давно мечтавшая о реванше Германия не скрывала своих агрессивных намерений и после оккупации Чехии начала активно работать по вопросу Данцига. Переговоры 1938 года провалились из-за принципиальной несговорчивости обеих сторон. Видя пример Чехословакии в Польше хорошо понимали, что на Данциге аппетиты немцев не утолятся. К тому же, большую роль сыграла самонадеянность польской стороны, действовавший по принципу «Запад нас не оставит». Как оказалось, как-раз западные союзники готовы были пожертвовать своими восточными соседями.

Предвидя угрозу скорой войны в апреле 1939 года был срочно оформлен шестой контракт на поставку 32 танков. Сроки поставок оговаривались следующим образом: 11 машин к 31 августа и 21 машина к 30 сентября. Заказ был бы выполнен в срок, если бы не война и задержка с поставками броневых плит от предприятия «Batory». Как оказалось, производственные мощности были сильно загружены зарубежными заказами, в том числе и от Германии (!) — когда речь шла о прибыли обороноспосбность страны отходила для польских промышленников на второе место.

Тем временем, в январе 1939 года, удалось завершить расширение производственных мощностей PZInż, что позволяло выпускать по 24 танка ежемесячно. Полагаясь на это 5 июня был заключен следующийконтракт на 50 танков со сроком сдачи с декабря 1939 по февраль 1940 года. Далее, 29 июня, последовал заказ ещё на 150 машин, которые предстояло выпустить в марте-апреле 1940 г. При этом, 100 танков должны были нести усиленное бронирование. Последние два контракта были оформлены за несколько недель до войны — 8 и 16 августа. Планировалось, что в течении весны-лета 1940 года удасться получить ещё 82 танка, из которых 32 (второй заказ) предназначались для 10 моторизованной кавалерийской бригады. Таким образом, за 1939-1940 года польская армия рассчитывала получить не менее 282 танков.

На вполне уместный вопрос о целесообразности возобновления производства заведомо устаревшего танка имеется вполне обоснованный ответ. К сентябрю 1939 года польской промышленности так и не удалось наладить производство танков 9ТР и 14ТР, причем прототип последнего только начали собирать. Фактически танк 7ТР в онобашенном вариант можно было считать устаревшим уже в момент принятия на вооружение, поскольку по основным параметрам он едва превосходил советский Т-26 образца 1938-1939 гг. и уступал немецкому Pz.Kpfw.III. Но если немецкая машина имела солидный резерв для модернизации, то для 7ТР эта тема была практически закрыта. Поставки танков из Франции и Великобритании также находились под большим вопросом, поскольку там выполнялась собственная мобилизационная программа. В сложившейся ситуации выбирать польскому командованию не приходилось, поэтому танки 7ТР и танкетки TK-3\TKS так и остались основными юоевыми машинами Войска Польского вплоть до капитуляции.

Работы по модернизированному варианту 9ТР были начаты непосредственно перед войной. Танк планировалось выпускать в двух вариантах: первый из них отличался 40-мм пушкой, второй – усиленным бронированием. Общей чертой танков 9ТР был новый дизельный двигатель Saurer CT1D / PZLInż.155, усиленная подвеска и более широкие траки гусениц. Ни одного танка 9ТР до немецкого вторжения построить не удалось, хотя встречаются утверждения о якобы изготовленной летом 1939 года серии из 11 машин.

Одной из последних версий была ЗСУ вооруженная двумя 20-мм пушками FK-A wz.38 L/73.5, однако серийно эта модификация танка не строилась. Фотографий или чертежей этой интересной машины пока найти не удалось.

Кроме того, в 1936 году второй прототип 7ТР (№1596) был адаптирован под установку на самодвижующуюся ж\д платформу. Этот экперимент проводился под воздействием удачных испытаний бронедрезин с использованием легких танков FT-17 и TKS, однако от массового выпуска таких импрозизированных бронесистем отказались.

Несомненно удачное шасси легкого танка послужило базой для артиллерийского тягача. Польская армия давно нуждалась в мощной гусеничной машине, способной транспортировать не только легкие орудия. Находившиеся на вооружении полугусеничные тягачи Citroen-Kegresse обладали плохой проходимостью и низкой надежностью ходовой части, поэтому армейское командование давно желало заменить их на что-нибудь более подходящее. Работы по тягачу на танковом шасси начались одновременно с испытаниями легких танков 7ТР.

В 1933 г. были построены два прототипа – С6Р и С6Т . Первый из них отличался передним расположением двигателя и передними ведущими колесами, ходовая часть второго тягача почти не отличалась от танковой. На обоих прототипах устанавливался двигатель PZlnż.235 мощностью 115 л.с., а вместо башни монтировалась полубронированная рубка для водителя и механика. Для серийного производства выбрали С6Р, позднее доработав его и переименовав в С7Р (Ciagnik Siedmiotonowy Polski – тягач 7-тонный польский). До сентября 1939 г. успели собрать 151 тягачей из 350 заказанных.

Большая часть серийных тягачей (108 штук) использовались главным образом для транспортировки 220-мм мортир Skoda, но 18 С7Р находились в распоряжении 10-й Кавалерийской Бригады и предназначались для перевозки танков и танкеток к полю боя на специальных платформах. Ещё 52 тягача планировалась собрать к 1942 г. в варианте бульдозеров и снегоочистителей, но выполнить этот заказ предприятие Ursus не смогло. Тягачи С7Р активно использовались в оборонительной войне 1939 г., а после захвата Польши они находились в эксплуатации в вермахте до 1941 г. включительно.

В то время как серийное производство 7ТР для польской армии едва набирало обороты к Польше потянулись иностранные покупатели.
В январе 1937 г. Швеция выступила с предложением закупить один танк для тестов и от 20 до 60 небронированных шасси и тракторов
С7Р, но польское правительство не сочло нужным выполнить этот заказ. Также не получилось договориться с Голландией, которая
к середине 1930-х гг. осталась без танков вообще.

Не лучшим образом сложилась история с заказом для Эстонии. В 1937 г. эстонская армия ознакомилась с танками 7ТР и была
заинтересована в закупке 4 машин в однобашенном варианте. Поляки были не против, но вместо стандартного варианта 7TP jw.
они предложили Эстонии комбинированный вариант: шасси и корпус оставили от 7ТР, а вот башни были от Vickers Mk.E Type B.
В итоге эстонцы отказались от закупок польской техники.

Гораздо щедрее оказалась турецкая военная миссия, сумевшая в 1938 г. договориться о начале лицензионного выпуска 7ТР.
Польша передала Турции пакет технической документации, но на этом добрососедские отношения между двумя странами завершились
из-за начавшей войны с Германией. Кроме того, нереализованным остался заказ на 36 танков от Югославии и Греции.

Согласно планам развития польских бронетанковых сил на 1936-1942 гг. предполагалось создать восемь батальонов легких танков, подчиненных непосредственно Верховному главнокомандующему. Вопрос стал только за финансированием и тут свою негативную роль сыграли недостатки 7ТР. Обладая противопульными бронированием легкие танки, как показали бои в Испании, не были тяжелой добычей для расчетов противотанковой артиллерии. Несмотря на то, что средства на постройку 7ТР всё же были выделены основной упор делался на развитие и производство ПТО.

Первые четыре двухбашенных танка, выпущенных в 1934 году, в сентябре 1935 года были направлены в 3-й бронебатальон дислоцированный в Варшаве. Спустя менее чем полгода было получено ещё 14 танков, что позволило полностью укомплектовать это подразделение, которому по штату полагалось 15 7ТР. Остальные 4 машин из первого заказа передали в 11-й учебный батальон Модлинского учебного центра бронесил. Далее все танки направлялись в состав 3-го бронебатальона, который также получил первые 12 радийных танков однобашенной модификации — в 1938 году они приняли участие сначала в Волынских учениях, а затем во вторжении в Заолжье (Тешинскую область).

По состоянию на 23 ноября 1938 года парк танков 7ТР обоих модификаций насчитывал 58 единиц. Из этого количества 25 танков находилось в 3-го бронебатальоне (49 в мобилизационном запасе и 3 учебных), 5 в Учебном центре бронетанковых войск и 1 опытный.

В период с декабря 1938 по май 1939 года большая часть машин четвертого заказа была направлена во 2-й бронебатальон дислоцированный в Журавице и, частично, в 3-й бронебатальон для замены двухбашенных машин. Впоследствии четыре 7ТРdw были переданы в Учебный центр. Таким образом, зимой 1939 года, 2-й бронебатальон располагал наиболее пёстрым составом. В нем находилось 44 однобашенных и 17 двухбашенных 7ТР, 30 Vickers Mk.E, 70 FT-17, а также 38 танкеток TK-3 и 18 TKS. К августу количество однобашенных 7ТР увеличилось до 47, а однобашенных сократилось до 10 единиц.

В то же время 3-й бронебатальон располагал 49 однобашенными и 7 учебнах двухбашенными 7ТР, в число которых входил второй прототип. Остальные 10 машин входили в состав танкового парка Учебного центра в Модлине. Из них — 8 были двухбашенными, а один танк являлся первым прототипом переоборудованным под установку одной башни. Ещё 11 танков в августе 1939 года находились на предприятии и ожидали военной приёмки.

После объявления мобилизации танковые подразделения были переформированы. Так, 3-й бронебатальон был преобразован в 1-й батальон легких танков, а 2-й бронебатальон стал называться 2-м батальоном легких танков. Каждый батальон включал по 53 танка и другую штатную технику, включая штабной танк, три тягача С7Р и два тягача С4Р.

1-й батальон легких танков входил в состав армии “Prusy” на 1 сентября 1939 годаимел в своём распоряжении 49 машин. Война застала его в пути на Иновроцлав, из-за чего танки развернули в направлении на Торунь и 2-го сентября их выгрузили Колюшках. Батальон был тотчас переброшен под Томашув Мазовецкий и передан в подчинение генералу Р.Дрешеру. В течении 3-го сентября активных действий поляки не предпринимали — лишь несколько 7ТР совершили разведку в направлении на Пилицу. На следующий день танки вели патрулирование у Могельнице и только 6-го сентября состоялось первое столкновение с немецкими танками, закончившеся «вничью».

Утром 7-го сентября батальон оказывал поддержку 13-й пехотной дивизии у Спалы и Нового Мяста. Пехотное командование, воспитанное в «лучших традициях» Первой мировой войны, считало танки лишь средством усиления и с легкой руки полковника У.Зубош-Калинского их распределили по отдельным подразделениям дивизии. Тем не менее, танкистам 1-й роты в бою на реке Джевичке удалось подбить три немецких танков при потере двух своих, в то время как 2-я рота претендовала на семь подбитых против трех своих. Все пять польских машин можно было сразу отнести к безвозвратным потерям, поскольку поле боя в обих случаях осталось за немцами. Танки 3-й роты смогли не похвастаться большими успехами — в районе Опочны им удалось уничтожить лишь две бронемашины.

А далее последовал разгром. Потеряв централизованное управление 2-й батальон начал постепенно откатываться в тыл, попутно пытаясь поддержать пехоту. В течении 9-12 сентября основные силы из 24 танков, состоявшая из 3-й роты и отдельных взводов 1-й и 2-й рот, держала оборону в районе Вислы и Пилицы. Наиболее удачно действовала группа из семи танков под командованием капитана Гурского, прикрывавшая части 44-го пехотного полка. В нескольких боях экипажам 7ТР удалось подбить и захватить около десятка немецких танков и машин, однако из-за отсутствия топлива воспользоваться этими трофеями в полной мере не удалось и при отступлении все танки пришлось уничтожить или бросить. Шесть других 7ТР из 2-й роты по той же причине пришлось затопить в Висле.

Дольше всего продержалась 3-я рота, которая 13 сентября отошла Гарволина-Рыки, перейдя в распоряжение армии “Lublin”. Их направили в состав Варшавской Броне-Моторизованной Бригады (Warszawskiej Brygady Pancerno-Motorowej), в составе которой собрали бронемашины wz.34, танкетки TKS и
TK3, и легкие танки Vickers Mk.E. 17 сентября этому соединению поставили задачу прорываться на Львов. В первом бою под Юзефувом 3-я рота уничтожил два немецких танка без собственных потерь, однако следующий бой оказался более сложным.

Утром 18 сентября капитан Коссобудзский получил приказ оставшимися 22 танками поддержать атаку 3-й роты 1-го пехотного полка под Томашув Любельским и Пасекой. Удача тогда была явно на стороне поляков — немцы потеряли 6 танков, 4 бронемашины и 8 ПТО. Город уже был частично освобожден когда вермахт нанес мощный контрудар. Танковая рота потеряла в этом бою восемь танков, из которых удалось эвакуировать только один. Около 14 часов удар нанесли основные силы, уничтожив более 20 единиц вражеской бронетехники, но польское наступление на Львов явно выдохлось. Сказывалась нехватка горючего и запасных частей, экипажи были сильно измотаны в предыдущих боях, а техника требовала текущего ремонта. К утру 19 сентября от прежней силы осталось всего семь 7ТР, один Vickers Mk.E и четыре TKS. Последняя скоординированная атака была предпринята в районе Рогужно, где поляки потеряли ещё 5 танков. Оставшиеся два были уничтожены 20 сентября своими экипажами, чтобы они не попали в руки немцев.

2-й батальон также имел 49 танков. Он входил в Оперативную Группу “Piotrkow” группы армий “Lodz”. Утром 4-го сентября танки 1-й роты удачно
поддержали оборону под Прудками, подбив три немецких танка и потеряв один свой. Параллельно 2-я рота занималась уничтожением вражеского плацдарма в лесу Выгода, где две машины получили повреждения.

5 сентября батальон получил более тяжелую задачу. Танкам 2-й роты предстояло наступать в направлении Ежув-лес Выгода, а 1-я и 3-я роты атаковали противника в районе Семки-Киселе. Особо удалось тогда отличиться 2-й роте, которая подбила 11 танков, 8 бронемашин и 2 ПТО. При этом, экипаж одного из 7ТР поджег пять Pz.I и Pz.II. К концу дня счет уничтоженных вражеских танков увеличился до 15, однако полякам не удалось перехватить инициативу на этом участке фронта. Собственные потери составили 5 танков уничтоженными и 5 поврежденными. Надо отметить, что
немецкие танкисты по достоинству оценили польские танки – есть свидетельства, что после очередного боя несколько экипажей оставили
свои Pz.I и пересели на 7ТР.

Батальон разделили на две группы, одна из которых, под командованием майора Карпова, 6 сентября соежинилась с Волынской кавбригадой. Вторая (с 24 танками) под командованием маойра Круцинского отошла к югу от Тушина. После ремонта выяснились, что боеспособными осталось всего 17 танков. Семь других пришлось вывести из строя и бросить. В это же время группа Карпова, потеряв в пути одну машину, дошла до Маланувки где у танков закончилось топливо. Командир, отправившись на поиски горючего, не вернулся и экипажи приняли решение слить оставшееся топлива в три танка, которые пошли на Варшаву. По пути им пришлось вступить в бой с немецкими авангардом, что привело к потере ещё одной машины. Развернушись на Маланувку поляки обнаружили, что населенный пункт уже занят противником — в бою с танками 4-й танковой дивизии были уничтожены посление два 7ТР и личному составу пришлось уходить в тыл пешком.

Остатки 2-го батальона были объеденеы под командованием капитана Слупского отступали к Люблину разделившись на две группы. К 10 сентября им удалось достичь Бреста, где экипажи разместили в казармах 4-го бронебатальона. Танки подвергли ремонту, но вернуть в боеспособное состояние удалось только 14 машин. Из них сформировали одну полноценную роту под командованием капитана Хайденко и 14 сентября танки направились на Ковель. В течении следующего дня роты выдержала несколько столкновений с частями немецкой 3-й танковой дивизии потеряв три 7ТР. Не имея четкой боевой задачи танкисты вынуждены были действовать на свой усмотрение, пока 17 сентября 1939 года не был получен приказ прорываться в Румынию. Достигнуть границы удалось пракически всем танкам, однако на этом боевой путь 2-го батальон трагически оборвался. Не имея доплива для далнейшего движения экипажи бросили свои машины, некоторые из которых даже не пытались вывести из строя. Личный состав отбыл на румынскую территорию своим ходом 19 сентября.

Последний бой танки 7ТР приняли в районе Варшавы. Сразу после начала войны из имевшихся в польской столице машин сформировали две роты. Одна была укомплектована 11 новыми танками только проходившими военную приёмку на полигоне, а вторая включала в себя 7 танков из Учебного центра в Модлине и 4 танка из состава 3-го бронебатальона. Командирами рот назначили соответственно капитанов Гронбчевского и Махалковского.

Первая боевая вылазка была проведена 7 сентября в районе Груйца, где ожидалось появление немецких танков. В течении 9-10 сентября экипажи танков 7ТР вели напряженные бои в предместьях Варшавы, несколько раз заставляя противника оставить занятые им позиции. Полякам удалось подбить два танка при потере одного 7ТР и ещё две машины получили повреждения.

Новая вылазка последовала 12 сентября, когда группа из нескольких 7ТР стремительно атаковала противника на шоссе Варшава-Краков и сумела захватить один вражеский танк. Однако немцы быстро провели контратаку, в ходе которой было уничтожено два и подбито ещё два 7ТР. Все польские машины, оставшиеся на поле боя, были захвачены немцами. В это же время другая рота участвовала в отражении атаки на аэродром Служевеце, потеряв три танка.

15 сентября польские танки и пехота предприняли попытку выйти на соединение с частями армии “Poznan”. В ходе контратаки взвод лишился половины танков, а остальные отошли назад к Варшаве.

18 сентября остатки двух рот были направлены к реке Воля, где велись ожесточенные бои. На этот раз сдержать наступление 1-й легкой дивизии немцев удалось ценой потери двух машин. По состоянию на 26 сентября у защитников Варшавы осталось всего шесть 7ТР, которые пришлось вывести из строя, во избежание захвата противником.

Общий итог боевого применения легких танков 7ТР таков: примерно 70 машин было уничтожено в боевых условиях, 20 танков в различном
состоянии попали в руки немцев, 1 достался РККА, 13 танков потеряли по техническим причинам и около 20 были интернированы румынскими властями.

После поражения Польши несколько захваченных 7ТР были перекрашены по немецкому стандарту и приняли участие в “параде победы”, который состоялся в Варшаве 8 октября 1939 г. В дальнейшем трофейные польские танки вошли в состав вермахта. Первым подразделением, получившим 7ТР, стала 4-я рота 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии, которые успели даже повоевать во Франции в мае-июне 1940 г. Затем полк был переброше в Норвегию, за исключением одной роты оставленной во Франции. Остальные танки использовались для несения полицейской службы на оккупированных территориях (в Польше, Баларуси и Украине) вплоть до 1944 г.

В сентябре 1939 года несколько 7ТР также досталось в качестве трофеев Красной Армии. Один из них (номер 5091) был отправлен на полигон в Кубинку, где советские специалисты зимой в период с 7 по 11 октября 1940 г. провели его испытания. По большинству параметров 7ТР соответствовал легкому танку Т-26-1 (Т-26 образца 1939 года) и поэтому не вызвал особого интереса. Однако было отмечено, что польская машина оснащена отличными смотровыми приборами — особенно хвалили перископ системы Гундлаха. Также интерес представлял дизельный двигатель, усиленная подвеска, улучшенная система трансмиссии и хороший состав брони польского танка.

По последним данным на территории Западной Украины и Беларуси частями РККА было захвачено не менее 15 польских танков. Весь этот «хлам» надлежало сдать на центральные склады, где трофеи постпеннл утилизировались. По состоянию на 1 января 1941 года в Киеве ещё оставалось по одному 7ТР (двухбашенный) и FT-17, а также два С7Р. Использовать эти танки по назначению не представлялось возможным, в связи с чем башни с 7ТР были сняты и установлены на бронепоезд. Танк оставшийся в Кубинке после испытаний был зачислен в состав танкового музея, но при эвакуации осенью 1941 года его следы потерялись.

Источники:
А.Печерский «Польский танк 7ТР» («Фронтовая иллюстрация», выпуск №9, 2008)
М.Барятинский «Бронетанковая техника стран Европы 1939-1945 гг.» («Бронеколлекция MK», выпуск №5, 1999)
J.Magnuski, J.Jedryka «Czolg Lekki 7TP», Militaria, 1996
Фотоальбом — Войско Польское накануне сентября 1939

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА

7TP образца 1936 г.

БОЕВАЯ МАССА 9400 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4990
Ширина, мм 2410
Высота, мм 2160
Клиренс, мм 376
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка Bofors и один 7,92-мм пулемет wz.28
БОЕКОМПЛЕКТ 80 снарядов и 3960 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ панорамный перископ Гундлаха
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 10-17 мм
борт — 10-17 мм
корма корпуса (верх) — 8-9,5 мм
корма корпуса (низ) — 9 мм
башня – 13 мм
крыша корпуса — 5 мм
крыша башни — 5 мм
днище корпуса — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Saurer VBLDb (PZInz.235), дизельный, мощностью 110 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: сухая мультидисковая, 4 передних скорости и 1 задняя, ременные тормоза, бортовые передачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков сблокированных в 4 тележки, 4 сдвоенных поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо, металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 32-37 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км по шоссе
130 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 35°
Высота стенки, м 0,61 — 0,70
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 1,82
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 2N\C со штыревой антенной