Период партнерства и соперничества в мире в XX веке. Социальное партнерство в переходный период: сущность, принципы и проблемы формирования системы

Перемены в ведущих странах мира, наметившиеся на рубеже 1960-х - 1970-х гг., привели к изменениям на международной арене. В СССР и в США, на Востоке и Западе Европы начался поиск новых подходов к реальностям мировой политики.

Кризис политики «холодной войны». В 1970-е гг. лидеры ведущих стран мира поняли, что политика, основанная на принципах «холодной войны» и делящих мир на два враждебных лагеря терпит кризис. На протяжении «холодной войны» ни СССР, ни США не смогли создать перевес сил, который бы дал уверенность в победе в случае конфликта.

На начальном этапе «холодной войны» США обладали монополией на ядерное оружие, а СССР имел перевес в обычных вооружениях. В 1950-е гг. в СССР и в США почти одновременно были изобретены водородные бомбы (в 1 тыс. раз более разрушительные, чем атомные).

Появились межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) - средства доставки ядерного оружия, стратегические бомбардировщики с большей дальностью полета, атомные подводные лодки - носители баллистических ракет.

Впервые в истории территория США стала уязвимой. С увеличением ядерных арсеналов обе страны оказались способны нанести друг другу невосполнимый ущерб. В новых условиях у обеих сверхдержав, возник интерес в предотвращении ядерной катастрофы. Сверхдержавы стремились избегать перерастаний региональных столкновений в глобальную войну.

Тупик в «холодной войне» привел к кризису политики блокового противостояния:

  • 1. Государства беспокоились, что их безопасность будет принесена в жертву соперничества между СССР и США.
  • 2. Идея выхода их ОВД стала лозунгом реформаторов в Восточной Европе.
  • 3. Трещины появились в системе союзов США, СЕНТО и СЕАТО (Ближний и Средний Восток) развалились, из НАТО в 1960-е гг. вышли Франция и Греция.
  • 4. Страны, освободившиеся от колониальной, зависимости стремились к расширению внешнеэкономических связей.
  • 5. В условиях противостояния двух военно-блоковых систем существовали ограничения на торгово-экономические, научно-технические связи.
  • 6. Холодная война мешала углублению международного разделения труда и оптимальному использованию мировых ресурсов.

Симптомом кризиса двухполюсной модели мира стало возникновение и усиление Движения неприсоединения. Индия первая страна, которая после обретения независимости отказалась присоединиться к военным блокам. К 1980 г. более 100 стран пошли по этому пути. Движение неприсоединения не дало СССР создать блок стран социалистической ориентации, а США сформировать прочную систему союзов в Азии и Африке.

Популярность приобрели антивоенные пацифистские идеи. В 1960-1970-е гг. наметился подъем независимого антивоенного движения. Недовольство политикой США и СССР выражали социал-демократы Западной Европы, еврокоммунисты, новые левые.

Противостояние военно-блоковых систем стало тормозом для решения основных проблем мирового развития, источником трудностей во многих районах мира.

Как партнёрство, обусловлено попыткой преодолеть недостатки единичного владения. Оно представляет собой договорные отношения, установленные между несколькими предпринимателями с целью совместного владения и управления фирмой. Такая форма организации бизнеса позволяет каждому из них получить желаемую прибыль за счёт обмена результатами деятельности, выраженными в материальной форме. Партнёры объединяют свои способности в ведении дел и управлении денежными ресурсами. Таким образом распределяются риски, а также прибыль и возможные убытки.

Основные формы партнёрства

По мере участия в деятельности фирмы бизнес-партнёрство может быть разным. Партнёры могут играть активную роль в процессе управления предприятием или же несколько участников могут вкладывать свои материальные ресурсы, однако участия в ведении дел не принимать. Сотрудничество в бизнесе может преследовать различные цели для каждого из его участников, распределяя при этом уровень ответственности. Из этого вытекают формы партнёрства:

  1. Коммерческая. Организация, основанная на членстве, цель которой - получение прибыли.
  2. Некоммерческая. В данном случае целью некоммерческой организации является содействие её членам в достижении индивидуальных целей (социальных, культурных, научных, благотворительных и т. д.).
  3. Полное партнёрство. Члены несут солидарную и общую ответственность.
  4. Ограниченное партнёрство. Участники несут ограниченную ответственность.
  5. Стратегическое. При этом один из партнёров является более экономически значимым, то есть более мощным в финансовом смысле, способным обеспечить другую компанию ресурсами для достижения стратегических целей.

Принципы партнёрства в бизнесе

Отношения между людьми, компаниями и другими участниками финансового рынка постоянно увеличивают создаваемую ценность для заинтересованных сторон. Существует ряд принципов, на основе которых строится бизнес-партнёрство:

  1. Добровольность.
  2. Единая цель и интерес.
  3. Взаимозависимость, возникающая вследствие распределения рисков, доходов, полномочий.
  4. Эмерджентность (появление новых свойств в результате объединения усилий).
  5. Обязательства и соглашение о доле партнёров.
  6. Совместная работа.
  7. Разделение ресурсов и компетенций.
  8. Хорошие коммуникации.

Также очень важной для эффективного сотрудничества является этическая сторона взаимоотношений. Она заключается во взаимоуважении и доверии партнёров.

Преимущества бизнес-сотрудничества

Благодаря своим неоспоримым преимуществам очень востребовано в качестве экономического механизма бизнес-партнёрство. Предложение сотрудничать воспринимается сегодня как эффективный способ приумножения собственной прибыли. Причём партнёрство организовывается путём подписания письменного соглашения, без дополнительной бюрократической волокиты.

Оно даёт возможность перераспределить различные риски, а также имеет следующие преимущества:

  1. Объединение ресурсов участников даёт новые возможности для расширения бизнеса. Это не только улучшает перспективы развития кампании, но и делает организацию менее рискованной для банкиров.
  2. Бизнес-партнёрство обеспечивает мотивацию и заинтересованность в достижении высоких результатов работы.
  3. Партнёрская структура организации более привлекательна для международных инвесторов.
  4. Высокая специализация в управлении.
  5. Осуществление коммуникативного обмена.
  6. Обеспечение конкурентных преимуществ участников и достижение баланса конкурентных сил.

Безусловно, сотрудничество подталкивает к созданию уникальной бизнес-идеи. Партнёрство, таким образом, является подспорьем для инновационных источников. Мобилизуется внутренний потенциал организации для осуществления собственных экономических целей.

Основные недостатки партнёрства

При всех положительных возможностях бизнес-партнёрство имеет и определённые недостатки. Они в первую очередь связаны с проблемой разделения власти и несовместимости взглядов участников. Несогласованная политика может обернуться неповоротными, негативными результатами для обеих сторон. Также сложности могут возникнуть при формировании структуры управления бизнесом.

Ещё одним негативным моментом является непредсказуемость партнёрства. Такие факторы, как смерть одного из участников, выход из партнёрства, могут привести к реорганизации компании или её полному распаду.

Выбор партнёра для дальнейшего сотрудничества

Решение привлечь партнёра для осуществления совместной деятельности принимается по различным причинам. В любом случае оно должно обеспечить эффективное бизнес-партнёрство.

Предложение необходимо делать только участникам рынка, способным брать на себя ответственность и обладающим серьёзным потенциалом.

Партнёр должен быть полностью вовлечён во все процессы бизнеса и принимать активное участие в его развитии. Участники партнёрства должны разделять видение стратегии управления предприятием. Только таким образом удастся избежать разногласий и угрозы преждевременного расторжения сотрудничества. Обязательным условием является документальная подкреплённость партнёрства.

Правила ведения совместного дела

Только выбор правильного подхода и соблюдение определённых требований гарантируют успешное бизнес-сотрудничество. Партнёрство станет отличным инструментом и способом увеличения дохода, если будут соблюдены такие моменты:

  • определение конкретной цели, задач и желаемых результотов сотрудничества;
  • изначальное распределение полномочий, обязанностей и доходов;
  • принятие решения о возможности участия партнёра в другом бизнесе;
  • показателей в процессе сотрудничества, что и является проверкой результативности.

Все условия партнёрства должны быть прописаны в письменном виде и подтверждены юридически.

Партнёрство в бизнесе России

Как таковой институт партнёрства в России достаточно молод, хотя некоторые предприятия используют его некоторые элементы в своей деятельности. Существует ряд отечественных предприятий такого плана, а также организаций с участием иностранных партнёров.

Для экономического процветания государства очень важно развивать бизнес и партнёрство. Россия сотрудничает со многими государствами, при этом наращивая инвестиционный капитал.

Более характерным для нашей страны является взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач. Так называемое государственно-частное партнёрство имеет давнюю историю, в том числе в России. Однако особой популярности и востребованности достигло лишь в последние десятилетия.

Партнерство государства и частного бизнеса

Стимулирует возникновение отношений между государством и бизнесом несколько факторов. Во-первых, трудности в социально-экономической жизни значительно усложняют выполнение государством своих значимых функций.

Во-вторых, для бизнеса всегда интересны новые объекты инвестирования. Таким образом, ГЧП выступает альтернативой приватизации общественно важных объектов государственной собственности.

Однако партнёрство государства и бизнеса, в отличие от приватизации, сохраняет определённую хозяйственную деятельность страны. Наиболее активно такие отношения практикуются в таких отраслях:

  • транспорт, в том числе городской;
  • образование и здравоохранение;
  • научная сфера;
  • строительство зданий общественного назначения;
  • финансовый сектор.

При этом государство активно участвует в осуществлении производственной, административной и финансовой деятельности предприятия, таким образом контролируя экономические процессы страны.

Образец договора партнёрства

При наступлении факта сотрудничества между сторонами оформляется договор партнёрства в бизнесе. Образецтакого документа может быть следующим.

Соглашение о партнёрстве

[Дата]

Организация [Название организации], в дальнейшем именуемая Сторона 1, вместе с [Название организации], в дальнейшем именуемой Сторона 2, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1) Предмет соглашения.

2) Ответственность сторон.

3) Порядок расчётов и финансовой отчётности.

4) Порядок разрешения споров и форс-мажорных обстоятельств.

5) Срок действия соглашения.

6) Прочие условия.

7) Реквизиты и подписи сторон.

В зависимости от конкретной ситуации выбирается наиболее подходящая форма договора. Также используют общие положения, регламентирующие деятельность и подтверждающие согласованное сотрудничество в указанной сфере. В отдельных случаях раскрывается порядок изменения и В конце документа указываются реквизиты и ставятся подписи сторон.

Развитие системы партнерских отношений в России 90-х гг. XX в. происходит в качественно новых условиях. А именно, перехода экономики на рыночные отношения, в условиях острого глубокого кризиса всей системы общественных отношений, всех социальных и экономических институтов. Кризис сопровождается нарушением экономических и социальных связей, спадом производства, сломом существовавшей в течение семидесяти лет советской системы управления и становлением новой государственности.

Формирующаяся система социального партнерства в России сопряжена с кардинальными изменениями трудовых отношений, с созданием нового механизма заключения коллективных договоров и соглашений, применением цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, конфликтов.

Социальное партнерство в России, как и в других, индустриально развитых странах, базируется на единых принципах, сформулированных Международной Организацией Труда (МОТ), законодательных и нормативно-правовых актах стран мирового сообщества. МОТ, возникшая в 1919 г., за время своего существования создала концепцию социального партнерства, приняла важнейшие нормативные документы, составляющие своего рода Международный кодекс труда. В них дана развернутая правовая основа социального партнерства, сформулированы положения о правовом статусе сторон партнерских отношений. В конвенциях МОТ раскрываются важнейшие вопросы о свободе объединений работников и работодателей, их правах на коллективные переговоры, коллективные договора и соглашения; о формах и методах сотрудничества между властными структурами, организациями трудящихся и предпринимателей; о путях достижения согласия, примирения, компромисса и консенсуса.

Существенную роль в правовом обеспечении системы социального партнерства играют рекомендации МОТ: «О коллективных договорах» (1951 г.), «О сотрудничестве на уровне предприятия (1952 г.), «О сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабах (1960 г.). «О содействии переговорам (1981 г.) и др. Обязательную юридическую силу для различных стран-членов МОТ имеют лишь нормы Конвенций в случае их ратификации на государственном уровне. Рекомендации МОТ ратификации не подлежат, но их желательно учитывать при разработке национального законодательства.

Советским Союзом ратифицировано 50 Конвенций МОТ, из них Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению лишь 43. В Генеральном Соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 гг. предусматривается ратификация 11 Конвенций МОТ.

В России в условиях перехода к рыночной экономике формируется новая правовая база социального партнерства. В ноябре 1991 г. издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)». В марте 1992 г. принят Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», а в 1995 г. внесены в него дополнения и изменения. Данные правовые и законодательные акты конкретизировали уровни социального партнерства по типам (видам) коллективных договоров и соглашений; ввели соответствующую международным нормам процедуру коллективных переговоров, подготовки и заключения соглашений; установили ответственность сторон за выполнение принимаемых договоренностей.

В течение 90-х гг. XX столетия в России приняты важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, обеспечивающие необходимую правовую базу развития системы социального партнерства. Наиболее значительны законы РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (декабрь 1995 г.); «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (январь 1996 г.); «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (май 1999 г.). В них заложены основные принципы партнерских отношений: равноправия сторон, добровольности, взаимной ответственности, приоритетности примирительных методов и процедур при согласовании различных интересов и регулировании социальных конфликтов. В законодательных актах зафиксированы права на проведение забастовок, акций протеста, демонстраций, организуемых профсоюзами и другими общественными организациями трудящихся. Конфронтация, борьба признаются в партнерских отношениях сторон, но не как методы насилия и подавления, а лишь как возможные варианты регулирования и разрешения противоречий.

Развитие социального партнерства, повышение эффективности его функционирования достигается также на основе формирования правовой базы в регионах. В 2000 г. законы о социальном партнерстве приняты более чем в 30 субъектах РФ. Кроме того, в ряде регионов утверждены законодательные акты, регулирующие отдельные наиболее существенные стороны партнерских отношений. Социальное партнерство как система отношений равных и равноправных субъектов опирается на юридические и моральные принципы ответственности за нарушение партнерских обязательств.

Существенную роль в повышении ответственности участников партнерских отношений должностных лиц за выполнение принятых на себя обязательств должны играть органы государственной власти, а также трехсторонние комиссии. Им предоставлено право вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение достигнутых соглашений по урегулированию трудовых конфликтов. Члены данных комиссий могут при необходимости посещать предприятия и организации, независимо от формы собственности, знакомиться с трудовыми и социально-бытовыми условиями работающих, а также с отчетами, статистическими и другими материалами.

По настоящему партнерские отношения строятся на верности слову и заключенному договору, соглашению, на уважении законов и национальных традиций, умении и готовности довести начатое дело до соответствующего результата. Ответственность предполагает признание и осуществление в отношениях между партнерами правовых и моральных норм, регулирующих организацию работы партнеров и обеспечивающих наиболее благоприятные условия для развития взаимоотношений между всеми участниками. Именно на этой основе формируется и поддерживается этика партнерских отношений как высоко нравственная социальная ценность, предполагающая недопустимость обмана или незаконной конкуренции.

В общественном сознании глубоко укоренилась идея, что жизненный мир человека и человечества есть диалектическое единство и борьба противоположностей. Общественное сознание без особого напряжения отражает жизненный мир с помощью таких парных категорий, как «добро и зло», «плюс и минус», «левое и правое», «прогрессивное и негативное», «революция и контрреволюция». Между тем человеческий интеллект, интересы, потребности, ценностные установки усиливают потенциал не столь явно выраженных и определенных категорий, а состояний смешанных, многоаспектных, основывающихся на поиске меры согласия, примирения крайностей, на соблюдении определенных норм и принципов общественных отношений, развития социального мира.

Мера согласия, мера цивилизованности, ориентация на взаимосогласованное сосуществование выступают фундаментальным свойством человеческого жизнебытия и важнейшим критерием социальных отношений. Сложная диалектика согласия и противостояния, миролюбия и конфронтации, индивидуализма и коллективизма проявляется в социальном партнерстве как определенном типе договорных отношений и одном из важнейших способов человеческого жизнебытия.

Уровень согласования интересов, мера согласия выступают в качестве одного из исходных критериев социального партнерства. Низкий уровень согласования интересов, потребностей, ценностных установок субъектов социальных отношений создает условия для неприязненных, а порой и конфронтационных отношений.

Карибский кризис наглядно показал политическим элитам обеих сверхдержав, что балансирование на грани войны может привести к непоправимым для них последствиям. Его разрешение открыло новую фазу развития отношений СССР и США и новый этап в «холодной войне».

Разрядка международной напряженности. Прежде всего обе сверхдержавы приступили к осуществлению согласованных мер по понижению риска ядерной войны. Первым шагом в этом направлении было подписание соглашения (1963) о прекращении ядерных испытаний в трех сферах - воздушной, водной и на земле. Были установлены системы прямой связи между столицами ядерных держав, достигнуты договоренности о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия (1970). Договор о нераспространении ядерного оружия уменьшал риск его появления в зонах конфликта. СССР и США пришли к соглашению об установлении потолка на число носителей ядерного оружия (договор ОСВ-1) и ограничении систем противоракетной обороны (1972). Договор об основах взаимоотношений между СССР и США (1972) зафиксировал признание двумя державами недопустимости возникновения ядерной войны, их обязательство проявлять сдержанность во взаимоотношениях. Наконец, в 1979 г. был подписан договор ОСВ-2, установивший ограничения на качественные параметры совершенствования ядерного оружия. Вошли в постоянную практику встречи руководителей СССР и США на высшем уровне.
Большое значение для понижения риска ядерного конфликта имело снижение уровня напряженности на европейском континенте, где основные силы двух военных блоков непосредственно противостояли друг другу. В 1971 г. было подписано компромиссное соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину, неопределенность статуса которого служила источником постоянной напряженности. Это дало возможность начать совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, работа которого позволила подписать в 1975 г. в Хельсинки его Заключительный акт. Документ зафиксировал взаимные обязательства стран Европы, США и Канады уважать целостность существующих границ государств, их суверенитет, базовые права человека, принимать меры по укреплению безопасности и взаимного доверия в Европе, развивать взаимовыгодное сотрудничество.



Разрядка международной напряженности породила немало иллюзий относительно возможности прекращения « холодной войны». Однако, поскольку ее причины не были преодолены, разрядка выступила лишь формой признания невозможности достижения победы в «холодной войне» военным путем. В то же время попытки изменить соотношение сил в глобальном масштабе не прекращались. Продолжалось наращивание военной мощи, активизировались усилия, направленные на использование идеологического, политического, экономического давления на выбор пути развития народов. Особое место в глобальном соперничестве заняли локальные конфликты, участие в которых великих держав варьировалось от малой до высокой степени вовлеченности.

Локальные конфликты в 1970-е гг. С середины 1960-х гг. на протяжении почти десятилетия наибольшее внимание мировой общественности привлекала война в Юго-Восточной Азии. Попытки союзного СССР Северного Вьетнама объединить страну методами поддержки революционного, партизанского движения побудили диктаторский южновьетнамский режим обратиться за помощью к США.

Опасаясь, что переход Южного Вьетнама под контроль коммунистов вызовет цепную реакцию в соседних странах и приведет к полному подрыву влияния США в Юго-Восточной Азии, Вашингтон перешел от поставок оружия к прямому военному вмешательству. Война распространилась на Лаос и Камбоджу. Авиация США подвергала бомбардировке города Северного Вьетнама.

Война во Вьетнаме осложнила и замедлила развитие советско-американского диалога. Однако руководство СССР, учитывая уроки Карибского кризиса, оказывая военную, экономическую помощь Вьетнаму, избегало прямого военного столкновения с США.
Значительное влияние на международную обстановку оказали арабо-израильские конфликты. С момента создания государства Израиль (1948) вспыхнула война между ним и соседними арабскими странами, которые долгое время отрицали право Израиля на существование. С приходом к власти в Египте и Сирии националистически ориентированных военных режимов, стремящихся с помощью СССР решить задачи развития, Израиль стал основным союзником США на Ближнем Востоке. Войны 1967 г. и 1973 г. между Израилем и его соседями закончились поражением арабских стран. СССР и США оказывали военно-техническую помощь своим союзникам. В то же время они сотрудничали в ограничении масштабов конфликта, используя механизмы ООН.

Распад колониальных империй и стремление многих лидеров вновь возникших или ранее отсталых государств к ускоренному развитию, в том числе и за счет использования в своих интересах соперничества великих держав, в 1970-е гг. стали важной причиной напряженности в международных отношениях. Руководители СССР и союзных ему стран, особенно Кубы, сочли, что перед ними открывается возможность повлиять на соотношение сил в мире за счет государств, ранее не игравших заметной роли в соперничестве «двух лагерей».

Итогом явились вовлечение СССР и Кубы в конфликт между Сомали и Эфиопией, во внутренние конфликты Анголы и Мозамбика, демонстрации солидарности с освободительными движениями на юге Африки, с революционным движением в Никарагуа.

Возрастающая активность СССР в «третьем мире» вызывала неоднозначную реакцию в странах Запада. С одной стороны, учитывалось, что СССР распыляет ресурсы, ослабляя себя и не получая существенных выгод. С другой стороны, существовали опасения, что с ростом масштабов советского присутствия в развивающихся странах могут оказаться подорваны позиции стран Запада и в жизненно важных для них регионах.
Попытки США и их союзников добиться от СССР разграничения сфер влияния, распространения разрядки на весь мир были отвергнуты советским руководством. США пытались оказывать давление на СССР ограничениями на торговлю, методами военного давления. В США этот курс определяли как партнерство и соперничество, ставя на первый план то первое, то второе, в зависимости от ситуации.

К концу 1970-х гг. стал очевидным кризис политики разрядки. В США все чаще высказывались упреки по адресу СССР, что он превратил политику разрядки в «улицу с односторонним движением», пользуется уступчивостью стран Запада.
Обострение глобального противоборства в начале 1980-х гг.Крушение союзного США шахского режима в Иране в 1978 г., победа революционного движения в Никарагуа, ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. вызвали волну панических настроений в Вашингтоне. Правящая элита США всерьез опасалась проигрыша в «холодной войне», утраты позиций в нефтедобывающих странах, в Центральной Америке.
Пришедшая к власти в Вашингтоне в 1980 г. республиканская администрация Р. Рейгана взяла курс на восстановление убедительности политики взаимного ядерного устрашения. Характеризуя СССР как «империю зла», тоталитарное государство с неограниченной склонностью к экспансии, с которым, как когда-то с фашистской Германией, не может быть компромиссов, правящие круги США ограничили контакты с СССР. Были прерваны переговоры по вопросам вооружений, закрыта линия прямой воздушной связи между СССР и США. Значительно расширена помощь всем силам и группировкам, противостоящим советскому влиянию в Афганистане, Никарагуа, Анголе, других «горячих точках», антикоммунистическим силам в Восточной Европе. США ускорили реализацию военных программ. В 1983 г. Р. Рейган объявил о начале работ по концепции «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ) - системе космических вооружений, призванных обеспечить эффективную защиту от ракетно-ядерного оружия.